Введение
В современном мире, объем информации, которую ежедневно обрабатывает человек, неуклонно растет. Чтобы успеть за стремительным течением жизни, люди вынуждены пропускать через свой мозг информацию с огромной скоростью. И чем взрослее человек, тем шире и глубже потоки информации. Но особенно сложно приходится детям.
Как справится с лавиной данных, не утонув в них?
Актуальность – при переходе из начальной школы в среднюю, дети испытывают огромный стресс. Увеличивается количество предметов, объемы домашних заданий вырастают в несколько раз. Соответственно, время, затраченное на выполнение заданий, так же увеличивается. И чем медленнее школьник читает, тем дольше он выполняет задания. Увеличение скорости чтения может значительно сократить время выполнения домашних заданий. Это поможет школьнику комфортнее чувствовать себя в новой среде, а также оставит больше времени на отдых и любимые занятия.
Гипотеза – систематически выполняя комплекс упражнений в течение месяца, можно значительно увеличить скорость чтения.
Цель – доказать, что скорость чтения можно увеличить за месяц.
Объект – адаптация младших школьников к переходу в среднее звено.
Предмет – скорость чтения.
Задачи и методы исследования:
Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника.
Провести ряд экспериментов:
2.1. Выяснить, нужно ли школьнику среднего звена читать быстрее, чтобы выполняя домашние задания, оставалось время для отдыха и дополнительных занятий.
2.2. Подобрать комплекс упражнений для повышения скорости чтения.
2.3. Апробировать комплекс упражнений.
Провести опрос разных возрастных групп.
Сделать выводы.
Важно ли уметь быстро читать?
Ежедневно человек сталкивается с чтением. Вывески, объявления, книги, интернет. Благодаря чтению, человек получает больше половины всей окружающей его информации.
Навык чтения – комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.
Правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.
Выразительность - умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.
Способ чтения.
Темп - определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения.
Скорость чтения - один из показателей техники чтения, характеризующийся количеством слов, произносимых в минуту, и зависит от способа чтения.
По мнению педагогов, школьнику необходимо оптимальное чтение. Оптимальная скорость – это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). К такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Для практической проверки гипотезы, необходимо сначала рассчитать оптимальную скорость чтения для ученика средней школы, а затем, составив комплекс упражнений, предложить ученикам 4 классов попробовать повысить свою скорость чтения.
2. Практическая часть
2.1. С какой скоростью должен читать ученик средней школы, чтобы у него оставалось время для отдыха и дополнительных занятий?
Для расчета необходимо выяснить, на сколько увеличивается объем чтения в 5 классе. Для этого необходимо сравнить два параграфа из учебников 4 и 5 классов и рассчитать потраченное на чтение время.
В учебнике для 4 класса по предмету «Окружающий мир», авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин параграф «В древней Москве» содержит 465 слов. При скорости чтения 70 слов в минуту, ученик потратит на чтение параграфа около 7 минут. Ответы на вопросы занимают около 5 минут, пересказ около 3 минут. Итого на выполнение домашнего задания по окружающему миру будет затрачено 15 минут.
В учебнике по истории для 5 класса параграф «Религия Древнего Египта» содержит 1265 слов. При той же скорости чтения 70 слов в минуту, ученик только на чтение параграфа потратит около 18 минут, ответы на вопросы и пересказ увеличат время подготовки к уроку до получаса.
Из приведенных данных видно, что ученику средней школы просто необходимо уметь читать со скоростью 120-140 слов в минуту, чтобы успевать выполнять все задания по школьным предметам.
2.2 Составление комплекса заданий для повышения скорости чтения
Для чистоты эксперимента, необходимо измерить скорость чтения учеников, согласившихся поучаствовать в исследовании.
Для этого была составлена вводная часть с текстом, содержащим 150 слов. Школьникам было предложено засечь 1 минуту, прочитать текст, отметить место остановки, сосчитать слова, записать получившиеся число в специальную графу и поставить дату (приложение 1).
Существует множество упражнений для увеличения скорости чтения. Для исследования были выбраны:
Половинки букв – строка текста разрезается по горизонтали и предлагается прочитать предложение по верхней или нижней части.
Слова перепутались – ребусы – нужно прочитать предложение с перепутанными словами.
Читай только выделенные буквы – в тексте, состоящем из произвольного набора букв, выделены некоторые буквы, составляющие предложение.
Слова наоборот – текст написан задом наперед.
Буквы перепутались – в словах буквы перемешаны.
Текст вверх ногами – предлагается прочесть текст, напечатанный «вверх ногами».
Читай текст с повтором – необходимо за минуту прочесть отрывок, поставить точку, несколько минут отдохнуть и заново прочитать текст за минуту, ответив место второй остановки.
Таблицы Шульте - таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно для скорочтения.
В течение месяца, дважды в неделю, ученики должны были выполнять практические задания, разбитые на 8 упражнений, по три задания в каждом. Задания не повторялись, но школьники могли возвращаться к сложному или понравившемуся заданию столько раз, сколько хотели (приложения 2-9). Результаты нужно было заносить в отдельную таблицу (приложение 10). После выполнения всех упражнений, школьникам был предложен контрольный текст, состоящий из 183 слов. Результаты контрольного чтения и дату также необходимо было внести о специальную графу (приложение 11).
2.3Практическое применение комплекса упражнений
В исследовании приняло участие 4 человека. Все они выполнили упражнения полностью, уложившись в установленный срок. Всего было дано 24 задания, некоторые школьники выполняли одно задание несколько раз.
Результаты исследования приведены в таблице:
Имя |
Число слов в начале работы |
Количество выполненных заданий |
Число слов по окончании работы |
Владик |
60 |
30 |
70 |
Сима |
70 |
43 |
90 |
Дима |
80 |
48 |
110 |
Тома |
60 |
54 |
90 |
На основании результатов исследования можно сказать, что все ученики, принявшие участие в исследовании, повысили свои показатели скорости чтения. Скорость чтения повысилась в пределах 10 – 30 слов в минуту за месяц.
Ребятам очень понравилось заниматься. Некоторые задания вызывали затруднения, поэтому к ним ученики возвращались несколько раз. Также можно отметить, что чем больше заданий было выполнено в процессе исследования, тем выше итоговый результат.
3. Анкетные опросы
В ходе исследования был проведен опрос разных возрастных групп. Им был задан одинаковый вопросы (прил.12)
Возрастные группы были представлены:
Учениками 4 классов – 25 человек
Учениками 7 классов – 25 человек
Учениками 11 классов – 25 человек
Людьми с высшим образованием – 25 человек.
После анализа полученных данных мы видим, что с возрастом у людей приходит понимание необходимости быстро усваивать информацию. Если в начальной школе меньше половины учеников знают о необходимости быстрочтения, то уже к 11 классу большинство учеников считают важным быстро усваивать информацию (график 1).
Выводы и заключение
Проведя данное исследование: изучив литературу по теме, поставив практические эксперименты и узнав мнение людей разных возрастных групп, можно сказать, что гипотеза, выдвинутая вначале исследования - систематически выполняя комплекс упражнений в течение месяца, можно значительно увеличить скорость чтения – подтвердилась.
Выполняя несложные упражнения тренируется зрительная память, увеличивается скорость восприятия информации, процесс чтения становится легче и быстрее.
Однако, экспериментальный путем выяснено, что 8 занятий недостаточно для значительного увеличения скорости чтения. Необходимо увеличить время занятий и их количество.
Ученикам очень понравилось заниматься. В игровой форме процесс не занимал много времени и не воспринимался, как обязанность. Например, некоторые ребята скачали таблицы Шульте на свои планшеты и тренировались вместо обычных игр.
Следовательно, если использовать данные и похожие упражнения в течение более длительного времени, можно значительно увеличить скорость чтения и восприятия информации, не тратя на это много времени и сил.
Ахмадуллин Ш. Т. Скорочтение для детей. Полная версия. Книга-тренинг для родителей детей 6-8, 9-12 и 13-17 лет — К.: Эксперт, 2017.
Авшарян Г. Э.,. Скорочтение. Быстрый курс для школьников, студентов и всех, кто хочет быстрее думать. — М.: АСТ, 2011.
Интернет ресурс «Игры, в которые играют дети»
Интернет ресурс http://shkolala.ru
Интернет ресурс http://pedsovet.su
Приложения |
Приложение 1
Дорогой друг!
Спасибо, что ты согласился помочь мне в моем исследовании - Увеличение скорости чтения среди учеников начальной школы. Я надеюсь, что тебе этот эксперимент покажется занимательным и полезным.
Перед тобой восемь упражнений, состоящие из трех заданий. Но прежде чем приступить к их выполнению, ты должен прочитать контрольный текст и подсчитать, сколько слов ты читаешь сейчас за минуту. Попроси родителей помочь тебе – нужно засечь на секундомере минуту, приступить к чтению вслух, а когда тебе скажут «стоп» - поставить карандашом отметку в тексте и подсчитать количество прочитанных слов. Запиши полученное число слов ниже текста в специальное окошко. Напиши дату.
Равное наследство.
У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела младшего сына и просила мужа поделить наследство поровну. Купец её не послушал. Один раз мать сидела у окна и плакала. К окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет.
- Как мне не плакать! Оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому – ничего. У меня нет денег, и я не знаю, как помочь горю.
- Твоему горю легко помочь. Объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому – ничего.
Младший сын ушёл в чужие страны и выучился разным наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что он богат. Когда отец умер, старший ничего не умел делать и скоро прожил всё своё богатство, а младший выучился добывать хлеб мастерством да наукой. Сам он хорошо жил да и другим помогал.
(150 слов) Дата:_____________________________ |
Теперь ты готов приступить к упражнениям. Выполняй одно упражнение, состоящее из трех заданий, за один раз. Заниматься нужно хотя бы два раза в неделю, но можно и чаще. Если какое-то задание не получается, не расстраивайся, отложи упражнение и начни выполнять его в другой день. Желательно, если ты будешь возвращаться к сложному заданию несколько раз. Если какое-то задание понравилось тебе – можешь смело выполнять его столько раз, сколько захочешь.
На странице Мои результаты есть таблица, где ты должен отмечать, какие упражнения ты выполнил, к каким заданиям ты возвращался. На странице Контрольное чтение находится текст, который ты должен будешь прочитать после выполнения всех упражнений. Полученную цифру также занеси, пожалуйста, в специальное окошко и укажи дату.
Я буду благодарен, если на странице Мои результаты ты отметишь, какие задания тебе понравились, а какие нет.
Если у тебя появятся вопросы, я всегда рад помочь тебе.
Приложение 2
Задание 1
Прочитай:
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
дали каши Маше манной нашей
летом одним и зимой цветом
Задание 3
Включи секундомер, прочти вслух текст и отметь место, где ты остановишься через 1 минуту. Отдохни и попробуй еще раз. Отметь место, где остановишься:
Переполох в игрушечном городе
По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:
— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?
— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! — сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. — Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
— Рразве мне жалко ? — сказал Тигр. — Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.
Приложение 3
Задание 1
Прочитай только черные буквы:
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
школьном празднике веселятся на дети
Задание 3
Таблицы Шульте - в этой интересной игре тебе нужно как можно быстрее найти все числа по порядку. Очень важно использовать именно периферическое зрение: удерживай взгляд только в центре таблицы!
Приложение 4
Задание 1
Прочитай текст, читая слова наоборот.
йичитП ровд.
аН емреф йошьлоб йичитп ровд. цитП тимрок ацинчитп акшубаб ятсан. аН еровд тюялуг исуг и атясуг, икту и атяту, ырук и атялпыц.
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
елочкой серенький скакал трусишка зайчик под
школьники дождем под бежали проливным
Задание 3
Включи секундомер, прочти вслух текст и отметь место, где ты остановишься через 1 минуту. Отдохни и попробуй еще раз. Отметь место, где остановишься :
Лисья школа
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.
Приложение 5
Задание 1
Прочитай (будь внимателен – буквы перепутались)
Нша сад.
За ншаим домом есть сад. В сдау ратсут ялнбои, гшруи, силвы и вншии. Етсь кстуы млниаы. На гкрадях рсёатт кинбукла. Преед дмоом кблмуы с цаевтми. На кмлабух цвутет розы, лилии, пноиы, анюнтиы глакзи.
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
рыбу на ловят рыбаки рыбалке
ко мне друзья пришли мои на праздник
Задание 3
Таблицы Шульте - в этой интересной игре тебе нужно как можно быстрее найти все числа по порядку. Очень важно использовать именно периферическое зрение: удерживай взгляд только в центре таблицы!
Приложение 6
Задание 1
Прочитай (будь внимателен – буквы перепутались):
Иукгрши
На ёлке дяетм поаидрли могно иршегук. Кшюриа пуоличл юлу. Лиза плуоилча бшоьулю кулку. Вная был оечнь рад бабарнау. Мыалши ввоа и миша пичоулли ккиуби. Они тут же слтаи сотитрь из них дом. Ртеяба дужнро иглари нывмои иагшумкри.
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
лавочку в дети парке сели на
из радостным вышел солнечным я утром дома
Задание 3
Включи секундомер, прочти вслух текст и отметь место, где ты остановишься через 1 минуту. Отдохни и попробуй еще раз. Отметь место, где остановишься:
Ветер
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
Приложение 7
Задание 1
Прочитай текст, читая слова наоборот:
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
у деда, Мороза красивые легкие сани были
любимое дерево мое белая береза
Задание 3
Таблицы Шульте - в этой интересной игре тебе нужно как можно быстрее найти все числа по порядку. Очень важно использовать именно периферическое зрение: удерживай взгляд только в центре таблицы!
Приложение 8
Задание 1
Прочитай (текст написан вверх ногами):
ʞɐdɯʚɐε
ɐwɐw ɐvɐʚε oıнɐ, ʎwиɔ и ʎmʁ qɯɐmʎʞ. ɐн ǝvоɯɔ vıqƍ ʞɐdɯʚɐε: оvɔɐw, dıqɔ, ɓǝw, ƍǝvх и ņɐҺ. иvıqƍ иʞоvƍʁ и иmʎdɹ. ʁнɐ ɐvǝ ƍǝvх и оvɔɐw. ɐmʁ vǝ ƍǝvх ɔ wоɓǝw. ɐwиɔ ɐvǝ ƍǝvх ɔ wоdıqɔ .ɐwɐw ɐvɔǝниdu ǝmǝ εʎƍdɐ. ɐ wоɯоu иɯǝɓ иvɐɯɔ qɯɔǝ ıqɯʞʎdф.
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
в отличники и пишут разборчиво тетрадях чисто
шоколадный неожиданно торт мама испекла
Задание 3
Включи секундомер, прочти вслух текст и отметь место, где ты остановишься через 1 минуту. Отдохни, и попробуй еще раз. Отметь место, где остановишься.:
Муравейник.
Вы не раз видели, как неутомимые муравьи таскают траву, прутики и всякую всячину для того, чтобы выстроить свою горку-муравейник. Эта горка – только крыша жилища муравьёв. С поверхности муравейника в землю идёт несколько ходов, которые муравьи заботливо закрывают во время дождя.
Под землёй в жилище муравьёв множество ходов и различные помещения, расположенные в несколько этажей. Самки-матери никогда не выходят из нижнего этажа муравейника. Они кладут там яички. Яички прибирают рабочие муравьи и относят в особое помещение. Яички муравьёв похожи на очень мелкие крупинки. Это не те белые зёрна, которые мы часто видим в муравейниках и которые ошибочно называют муравьиными яйцами. Эти белые зёрна – куколки муравьёв. Рабочие муравьи кормят и выносят на воздух личинок, выходящих из яичек, и чистят их щупальцами.
После того как личинка превратится в куколку, рабочие муравьи помогают куколке разорвать её покров, для того чтобы из куколки вышел муравей. Молодых муравьёв нянчат те же рабочие муравьи.
Приложение 9
Задание 1
Прочитай (будь внимателен – буквы перепутались)
Хыбаррй ёж
Ыбл в лесу сыартй пнеь. Тут в дулпе ёж седлал гездно. В гендзо он нксаатал тавры. Слато тплео и мгяко. Денм ёж спал, а верочем воыдхил на охоту.
Овт нтауиспл веечр. Еж плснуорся и пошёл иатксь пщиу. Не ншаёл нечиго и идёт доомй. Вудрг он уиевдл земю. Ёж брсилсоя не неё. Змея заипелша и бсслраоиь на ежа. Ёж не бтисоя змей. Он роазврал змею и стал униатжь.
Отдохни и попробуй прочитать еще раз.
Задание 2
Слова перепутались. Постарайся разгадать ребусы:
замерзших разносился лесу серебряный веток по звон
комнате прекрасная ела яблоки в прекрасной прекрасные принцесса
Задание 3
Таблицы Шульте - в этой интересной игре тебе нужно как можно быстрее найти все числа по порядку. Очень важно использовать именно периферическое зрение: удерживай взгляд только в центре таблицы!
Приложение 10
Мои результаты:
В таблице ниже поставь палочку в ячейке, когда выполнишь задание. Если вернулся к заданию, поставь вторую палочку и т.д.
Упражнение 1 |
Упражнение 2 |
Упражнение 3 |
Упражнение 4 |
Упражнение 5 |
Упражнение 6 |
Упражнение 7 |
Упражнение 8 |
|
Задание 1 |
||||||||
Задание 2 |
||||||||
Задание 3 |
Какие задания тебе понравились, а какие нет? Поставь плюс или минус.
Половинки букв |
|
Слова перепутались - ребусы |
|
Читай только выделенные буквы |
|
Слова наоборот |
|
Буквы перепутались |
|
Текст вверх ногами |
|
Таблицы Шульте |
|
Читай текст с повтором |
Приложение 11
Контрольное чтение
Орёл.
Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей. Один раз возле дерева работал народ. Орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали орлиную добычу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камни. Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать. Они просили корма. Орёл устал и не мог лететь опять за добычей.
Он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистели и запищали ещё жалобнее. Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.
Он вернулся поздно вечером. Летел тихо и низко над землёй. В когтях у него была большая рыба. Когда орёл подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей. Быстро сложил крылья и сел на край гнезда. Орлята подняли головы и разинули рты. Орёл разорвал рыбу и накормил детей.
(183 слова) Дата___________________ |
Приложение 12
Дорогой друг!
Пожалуйста, помоги мне в моей исследовательской работе!
Это займет несколько секунд твоего времени. Тебе нужно ответить на один вопрос – ответ может быть только «да» или «нет».
Спасибо тебе!
Марк 4 «Б»
_____________________________ _______ класс
1. Важно ли быстро читать, полностью воспринимая прочитанное?
А) да
Б) нет
График 1