ВВЕДЕНИЕ
2019 год объявлен Годом театра. А как известно, театр выступает средством популяризации книги и чтения. Данная поддержка является очень важной и актуальной для развития культуры чтения в наше время. Поскольку, сегодня мы находимся на вершине развития цифровых технологий, это не может не сказываться на традиционном чтении и мышлении в целом.
Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается на протяжении нескольких лет. У не читающих родителей подрастают не читающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и Интернетом. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, которые присущи книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме. В итоге, мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают неохотно. Это ведет к снижению желания читать.
Мне захотелось узнать, какие меры принимаются для развития и поддержки культуры чтения в России, а также провести исследование и определить продолжают ли дети, живущие в эпоху цифровых технологий, испытывать интерес к чтению литературных произведений и как чтение способствует развитию личности.
Основная цель моей исследовательской работы – определить насколько сейчас популярно чтение и что нужно делать, чтобы решить проблему снижения читательского интереса.
Главными задачами моей работы являются: выяснить любят ли дети читать, какая литература их привлекает больше всего, кто определяет выбор литературных предпочтений, и насколько чтение влияет на их развитие.
Обсуждая тему моей исследовательской работы с учащимися нашей гимназии, мне бы хотелось привлечь внимание детей к чтению и поспособствовать повышению статуса чтения и читательской активности школьников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Культура чтения – это комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати. [4, с. 70]
Как чтение влияет на наше развитие.
Читательская деятельность способствует активности головного мозга. При чтении необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности произведения. Это тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую обстановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения. Чтение книг развивает и аналитическое мышление. Благодаря чтению книг, наш ум становится сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом. Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир становится глубже и шире.
Таким образом, можно сделать вывод, что чтение дает нам неограниченные возможности в развитии нашего воображения, мышления, памяти, кругозора, головного мозга и как следствие чтение развивает нашу личность.
Почему снижается интерес к чтению?
Попробуем разобрать несколько основных факторов:
1. Отсутствие семейной традиции чтения. Желание читать и стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Только при условии, если в семье чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, - чтение станет для ребёнка нормой повседневной жизни.
2. Телевидение и Интернет. При просмотре мультфильмов по телевизору или при игре на компьютере, у детей нет необходимости включать воображение, так как уже есть готовые образы героев, нарисована окружающая обстановка. У таких детей, недостаточно развито образное мышление. Поэтому, при чтении книги дети не хотят включать воображение и интерес к чтению пропадает.
3. Загруженность. Хотелось бы отметить и занятость детей в современном мире. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменились закономерности его развития, а потому, что изменилась жизнь, общество стало более требовательным, возросла конкуренция. При таких условиях необходимо всестороннее развитие ребенка, которое подразумевает ежедневное посещение спортивных секций, музыкальных, художественных школ и других развивающих учреждений. При такой загруженности детей, свободного времени практически не остается, в том числе и на свободное чтение.
Проблемы, связанные с чтением детей могут быть в значительной степени устранены при верном понимании порождающих их причин, при привлечении соответствующих ресурсов, объединении усилий государства, общества и частного сектора. Этого потенциала будет достаточно для поддержки и развития культуры чтения.
Развитие и поддержка культуры чтения в России
Проблема снижения уровня читательской деятельности существует, но существуют и пути ее решения.
Рассмотрим решение проблемы в масштабах государства, общества, образовательных учреждений и в семье.
В настоящее время наше государство оказывает огромную поддержку и способствует развитию читательской культуры, создавая различные программы федерального масштаба.
Для привлечения всеобщего внимания к чтению в России 2015 год был объявлен Годом литературы. В этот год произошло немало ярких событий в литературной сфере: был образован Комитет по поддержке литературы, книгоиздания и чтения; приняты федеральные документы и целевые программы для развития культуры чтения; были установлены памятники писателям; проведены массовые мероприятия, связанные с популяризацией культуры чтения. Самым запоминающимся событием стал книжный фестиваль «Книги России» на Красной площади. В рамках фестиваля было проведено 400 различных мероприятий, которые посетили 200 тысяч человек, было продано более 500 тысяч книг. Но главное, фестиваль "Книги России" выполнил одну из важнейших задач Года литературы — привлечение внимания и массового интереса к чтению.
Год литературы прошел, но работа по развитию чтения продолжается по сей день. Государство, все также работает над привлечением читательского интереса и воспитанием нового читающего поколения. Для этого были приняты следующие федеральные документы:
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" //Собрание законодательства Российской Федерации от 05.06.2017 г. № 23 ст. 3309. [1]
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации" от 01.02.2017г. №20 СФ//Собрание законодательства РФ от 06.02.2017г. №6 ст.883. «Согласно данному документу Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано обеспечить разработку и утверждение региональных программ поддержки чтения, а также планов мероприятий по развитию книготорговой инфраструктуры». [2]
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2017г. №1155-р об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». «Согласно данной программе, чтение имеет первостепенное значение:
для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;
для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;
для формирования общекультурного потенциала страны;
для повышения качества жизни».
«Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров».[3]
Общество, также активно обсуждает проблему чтения и участвует в ее решении. Общественными деятелями проводятся различные семинары и лекции о развитии культуры чтения, литературные вечера и немало диссертаций написано на эту тему. Общество осознает культурную значимость чтения и способствует продвижению чтения в массы.
Непосредственную роль в развитии культуры чтения занимают образовательные учреждения. Например, в нашей гимназии № 41 г.Кемерово, помимо основных школьных программ обучения, проводится масса программ, связанных с читательской деятельностью.
В нашем 3 «В» классе мы ведем «Читательский дневник» по внеурочному чтению, в который записываем краткое содержание книг, прочитанных за неделю, вне школьной программы. Кроме описания книги, в дневнике мы указываем автора, главных героев, количество часов чтения за неделю и рисуем героев или эпизод из книги. Ведение читательского дневника, стимулирует нас к системному чтению и как следствие к расширению читательского кругозора.
Кроме того, к нам в гимназию приходят сотрудники из Детских городских библиотек и проводят с нами беседы, рассказывая о разных литературных направлениях, об интересных книгах и о пользе чтения. И мы классом ходим в Детскую центральную библиотеку, где для нас проводят литературные мероприятия.
Библиотека нашей гимназии № 41 г.Кемерово, оснащена литературой на любой читательский вкус от классических книг до современных литературных изданий и каждый год книжный фонд библиотеки пополняется.
Дополнительным источником увеличения библиотечного фонда служит акция «Подари книгу школе». Наш 3«В» класс сделал школе новогодний подарок в виде книг, за что был награжден грамотой.
Важную роль в привитии любви к чтению играет семья. Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение книг вслух. Чтение вслух – это полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко, потому что интуитивно маленьким детям хочется прочитать также хорошо, как и их родители. Совместное чтение сближает детей и родителей и спустя годы это станет хорошей семейной традицией.
Говоря о семейном чтении, хочу отметить интересный факт: «Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье» [5, с.34]. Таким образом, происходит взаимное привлечение детей и родителей к чтению.
Когда я и мой младший брат не умели читать, родители читали нам книжки, а теперь мы с братом читаем книжки родителям. У нас большая домашняя библиотека, родители всегда советуют нам прочитать книги, которые они читали в своем детстве. Потом мы с удовольствием обсуждаем, сравнивая, какое впечатление книга произвела на родителей и на нас. Родители учат меня и моего брата любить и беречь книги, осмысливать прочитанное и всегда дочитывать книгу до конца.
Считаю, что каждый родитель для правильного развития своего ребенка, должен с самого детства прививать ему любовь к книге и чтению.
Таким образом, для возрождения культуры чтения, необходимо совместное взаимодействие всех институтов, начиная от семейного воспитания до государственного участия.
Исследовательская работа
Для того, чтобы определить как дети относятся к чтению, я решила исследовать ситуацию в нашей гимназии и выяснить, любят ли школьники читать и каковы их читательские интересы. Для этого, я составила анкету из 10 вопросов. Мной было опрошено 207 школьников, учащихся 3-4 классов. Вот какими получились результаты моего анкетирования.
1.Самым приятным моментом моей исследовательской работы, стало то, что 95% из опрошенных детей сказали, что они любят читать. Более того, несколько детей написали в анкете, что они ОЧЕНЬ любят читать. Такие высокие проценты, показывают позитивное отношение школьников к чтению и это не может не радовать.
2. Какую литературу школьники любят читать.
Приключения – 30% , фантастика – 25% , энциклопедия – 23%, сказки - 15%, научная литература - 7%. Приключения и фантастика как всегда продолжают занимать лидирующие позиции в выборе школьников.
3. На вопрос «известные писатели» все школьники называли писателей-классиков: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Есенин С.А., Козлов С.Г., Бунин И.А., Тургенев И.С. и др.
Интересный факт, что дети, которые положительно ответили на вопрос «любят ли они читать», с легкостью назвали более 5 известных писателей. В то время как ученики не любящие читать написали менее пяти авторов.
4. Любимыми литературными героями школьников стали:
Алиса в стране чудес,
Иван Царевич,
Гарри Поттер,
Мэри Поппинс,
Робинзон Крузо и др.
5. Опрос показал, что при выборе книги для чтения, ребята прислушиваются к мнению: учителей - 37%,родителей - 35%, выбирают сами - 20%, советуют друзья - 8%.
6. При выборе источника чтения дети отдают предпочтение печатному изданию - 94% и только 6% детей читают с помощью выбора книг в Интернете. Учитывая любовь детей к компьютеру, этот показатель меня тоже приятно удивил и порадовал.
7. Более 60% детей берут книги для чтения в библиотеке.
Согласно статистике библиотеки гимназии №41 г.Кемерово:
2016-2017 г.г. число читателей - 1062, взято книг – 13998.
2017-2018 г.г. число читателей - 1122, взято книг - 14011.
Это свидетельствует о росте интереса детей к чтению и о возможности библиотек удовлетворять читательские интересы учащихся.
8. На вопрос «всегда ли ты дочитываешь книгу до конца», дети отвечали следующим образом: 75% ответили «да» и 25% ответили «иногда не дочитываю».
9. Следующим в анкете был вопрос о том, хотели бы школьники в свой день рождения получить в подарок книгу. Большая часть детей 71% ответили положительно, остальные 29% ответили отрицательно.
10. Последним в анкете был вопрос: Согласен ли ты с утверждением, что когда человек читает, он развивается? С этим утверждением согласились 100% опрошенных мною детей.
Привлечение внимания школьников к чтению
Для привлечения внимания школьников к чтению, я выступила с докладом «Развитие и поддержка культуры чтения» в 3-4 классах нашей гимназии.
Кроме того, для увеличения читательской активности школьников мной был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов и составлен перечень 5-ти популярных книг, которые они посоветовали бы друг другу почитать.
В этот список вошли книги:
«Приключения Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролл
«Гарри Поттер» Д. Роулинг
«Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсон
«Мэри Поппинс» П. Трэверс
«Робинзон Крузо» Д. Дэфо
Список «5 популярных книг» был развешан в классах и желающие могли его дополнять. Также, я предложила одноклассникам делиться впечатлениями о прочитанном и обмениваться книгами друг с другом. Это дало положительные результаты в развитии интереса у детей к чтению. Дети с удовольствием приносили книги, которые они прочитали, а потом с большим интересом обсуждали наиболее понравившиеся сюжеты.
Интерес к чтению возник, потому, что все дети хотели участвовать в обсуждении книг, которые, по мнению большинства, входили в перечень самых популярных.
ВЫВОДЫ
По результатам исследования можно сделать положительные выводы о том, что культура чтения продолжает существовать и способствовать всестороннему развитию личности школьников.
Дети, все так же любят читать, знают писателей классиков, у них есть свои любимые герои и предпочтения в литературных жанрах. Учащиеся нашей гимназии уверенны, что чтение книг положительно сказывается на их успеваемости и мировоззрении в целом. Школьники с удовольствием читают, обмениваются впечатлениями о прочитанных произведениях, посещают библиотеки и для большинства из них книга остается желанным подарком.
Конечно, есть несколько факторов, негативно влияющих на интерес детей к чтению, таких как телевидение, Интернет, компьютерные игры, а также общая загруженность детей. Однако, данные факторы это определенный этап развития современного мира и от них никуда не деться, но даже они не смогут поглотить читательский интерес детей. Дети всегда любили и будут любить читать.
Чтение не умирает, оно видоизменяется, также как и все вокруг нас. Если раньше многие издания были не доступны или за ними нужно было идти в библиотеку, то на сегодняшний день мы можем найти практически любое литературное произведение в интернете, не выходя из дома. Можно сказать, что интернет дает нам неограниченные возможности в удовлетворении наших читательских интересов. Хотя, согласно моему исследованию, большинство детей 3-4 классов по-прежнему предпочитают читать не электронные, а печатные издания.
Кроме того, решением проблемы снижения читательского интереса активно занимаются как государство в целом, так и непосредственно контактирующее с детьми окружение: общество, педагоги, родители.
Таким образом, создаются все условия для того, чтобы мы любили читать и чтобы чтение книг было неотъемлемой частью нашей жизни.
Моя работа началась со слов, что 2019 год объявлен Годом театра, этой темой хочу и закончить работу: почаще ходите в театр и побольше читайте книг, ведь искусство способствует развитию нашей личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" //Собрание законодательства Российской Федерации от 05.06.2017 г. № 23 ст. 3309.
2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации" от 01.02.2017г. №20 СФ//Собрание законодательства РФ от 06.02.2017г. №6 ст.883.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» от 03.06.2017г. №1155-р.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный): учебное пособие /– Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 448, - с. 70.
5. Штейман, А. Страсть к чтению/ А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. - № 19. – с. 34