Лонгрид как способ привлечения внимания к классической литературе

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лонгрид как способ привлечения внимания к классической литературе

Ступина Д.Д. 1
1МОУ "СОШ №63" г. Магнитогорска
Лавринова А.И. 1
1МОУ "СОШ №63" г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день очень часто стала появляться информация в журналах, на телевидении, в сети интернет о том, что современные дети перестали читать. Раньше нам казалось эта информация ложной, ведь всё, что нам задавали читать в начальной школе, в 5 классе всегда прочитывалось всеми нашими одноклассниками. Но вот на уроках литературы стало необходимым читать и анализировать не сказки и маленькие рассказы, а большие по объёму и сложные для понимания произведений, и многие ученики из нашего класса больше не идут в библиотеку за книгой. Достаточное количество школьников не читают классические произведения в полном объёме, зачастую прибегая к поверхностному знакомству с текстом произведения: фильмам, спектаклям и краткому изложению. Мы решили найти способ для привлечения внимания школьников к классической литературе. Перед нами встал вопрос: «Как же привлечь учеников к художественной литературе?». Этим вопросом задаются большинство родителей и преподавателей. Прежде, чем приступить к работе, нужно было выбрать способ привлечения внимания и произведение. Как оказалось, есть множество способов привлечения внимания школьников к художественной литературе: информирование, презентации книг, литературные игры, обзоры книг. Было принято решение создать презентацию книги, но выполнить её в новом жанре журналистике- лонгрид, так как этот жанр довольно популярен в социальных сетях.

Объектом исследования в работе является лонгрид.

Предмет исследования- лонгрид как способ привлечения внимания школьников к художественной литературе.

Цель работы- создать статью лонгрид по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» для привлечения внимания к данному произведению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

узнать, что такое лонгрид ;

узнать историю появления лонгрида;

выявить правила написания лонгрида;

написать мультимедийный лонгрид к произведению А.С.Пушкина «Дубровский».

В начале работы мы выдвинули гипотезу, что современным школьникам будет интересен мультимедийный жанр, и с его помощью можно привлечь внимание школьников к чтению книг.

ГЛАВА I ЛОНГРИД КАК НОВЫЙ ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ И НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕКЛАМЕ

1.1 История становления лонгрида

Во втором номере журнала «ВЕСТНИК ВГУ» 2015 года появляется статья в разделе «Журналистика», где авторы рассуждают о появлении нового жанра в русской журналистике под названием лонгрид. В дословном переводе лонгрид (англ. long – «длинный» и read – «читать») – «долгое чтение». Действительно, медийные лонгриды – это длинные истории, исследующие глубинные закономерности общественных процессов, включая бытие отдельной личности, человека. [7.]

А.А.Золотухин и Ю.Н.Мажарина в своей статье делают предположение, что лонгрид представляет собой возрождение жанра очерка, жанра художественной публицистики, который создаётся в пространстве сети Интернет. «То, что в теории отечественной журналистики называлось художественной публицистикой, сегодня на Западе называют просто longform, longread или «журналистика длинной формы». Так, может, очерк, который в 90-е годы плохо приспосабливался к серьёзным изменениям вжурнализме, сегодня возрождается в новой форме? Может, лонгрид – это и есть очерк ХХI века? Он вернулся и прекрасно чувствует себя в сети! И предлагает читателю не просто чтение, но целый опыт переживаний через различные способы проникновения в суть материала». [7.]

С таким утверждением сложно не согласиться, т.к. по своему смысловому содержанию и характеру повествования лонгрид очень похож на произведение нарративной журналистики, для которой характерно представление реально произошедших событий в виде интересной истории. Материал для такой истории собирается журналистом в ходе длительного пребывания в центре событий и в процессе проживания им этих событий. Вероятно, по данной причине читателя и стали привлекать подобные статьи, и, как показали исследования американских учёных, такие статьи оказывают большее влияние на читателя. [9.] Для нарративного изложения характерно сочетание свойств журналистики и художественной литературы: «с одной стороны, оно затрагивает социально значимые темы, отличается фактографической точностью излагаемой информации; с другой стороны, представляет увлекательные истории, написанные живым языком, с драматическим сюжетом, в которых явно звучит голос автора». [8.]

Таким образом, мультимедийный лонгрид — это новый формат изложения информации в интернете, в основе которого лежит журналистский текст, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном нарративе. [8.]

Первым лонгридом принято считать проект New York Times под названием Snowfall («снегопад»), который вышел в 2012 году и был посвящен событиям февраля, когда обильные снегопады вызвали лавину в местечке Туннел Крик. Подготовка «Снегопада» заняла у редакции полгода. В результате читатели получили огромный мультимедийный проект из шести частей: общий объем текста превышал сто тысяч знаков, страницы содержали фотографии (отдельные и в виде слайд-шоу), видео, инфографику и обильный виртуальный снегопад по всему экрану. Проект отличался качественным по своему содержанию текстом, обогащённым дополнительными материалами, а 3D модель гор и завывание вьюги создали полный эффект присутствия у читателя. Получился новый формат подачи информации: не бег по заголовкам и чтение по диагонали, а то, что хочется отложить на потом – когда будет побольше времени, чтобы прочесть статью целиком, «от корки до корки». [12.] Зарубежные медиаэксперты сразу окрестили его самым лучшим мультимедийным форматом подачи информации. Читательский успех проекта ошеломил самих создателей, а название истории стало нарицательным для новой формы лонгридов в медиа. [7.]

Постепенно лонгриды появляются во многих других мировых СМИ, в том числе и русскоязычных. Первым русскоязычным лонгридом считается «Перевал Дятлова. 9 мертвецов и тайна Золотого огня». Дмитрий Ромашенко, автор лонгрида, с помощью фотографий, обнаруженных в фотоаппаратах погибших туристов и личном архиве прокурора Льва Иванова, а также с помощью специфичной звуковой обработки погружает читателя в атмосферу мистичности и загадочности события, произошедшего 1 февраля 1959 года. Читатель превращается в участника расследования и вслед за автором рассматривает все версии, трактовки и интерпретации гибели туристов. (http://dyatlov.looo.ch/p/tovarisch-kirilenko).

Наиболее известным и качественным отечественным лонгридом в журналистике считается «Земля отчуждения. Чернобыль и его окрестности после аварии»-интерактивная статья газеты «Коммерсантъ». (https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl). Авторы поставили перед собой очень непростую задачу: рассказать о трагедии в Чернобыли, т.е они обратились к теме, которая кажется исчерпанной, о которой уже и рассказать нечего. Сложно найти что-то новое и неизведанное по происшествии 28 лет и написать увлекательную историю про Чернобыль. Но новые интерактивные возможности позволили авторам привлечь внимание к теме чернобыльской катастрофы огромнейшее количество читателей.

Следует отметить, что лонгрид не является жанром объективной журналистики. Несмотря на то, что в основе лонгрида лежит реальная документальная история, изложена она всегда с точки зрения авторской позиции и авторского понимания ситуации. Однако у исследователей есть расхождения по вопросу, какая история должна лежать в основе лонгрида. Одни считают, что лонгрид стоит рассматривать как формат, в котором освещаются только новые тенденции и явления, поэтому автор лонгрида должен концентрироваться только на актуальных вопросах общества. Другие считают, что важно, чтобы излагаемая история была изложена в последовательности классической композиции текста повествования: обязательно наличие завязки, развития действия и кульминации. Третьи считают, что основополагающим элементом лонгрида является глубинное погружение автора в тему повествования, уникальность и качество информации.

Эффект присутствия, возникающий при чтении лонгрида, новая и интересная подача информации, пусть даже и известной, сделали такой формат популярным в среде интернет. Экспресс новости перестали давать тот эффект, который давали раньше. Уникальность сообщений в интернете теряется настолько быстро, что сайт, разместивший новостную информацию первым, так и не успевает воспользоваться своим преимуществом. Лонгриды – совсем иной формат. Благодаря им интернет-СМИ не только привлекают читателей, но и заставляют их возвращаться на сайт снова и снова, делиться понравившейся статьёй в социальных сетях, добавлять страницы в закладки. «В условиях нарастания информационного шума и непрекращающихся информационных войн, которые ознаменовали последние годы, у аудитории <…> возникло закономерное желание обстоятельно разобраться в сути событий, сопереживать им. Лонгриды как нельзя лучше помогают сделать это, детально рассматривая с разных сторон заявленную тему. В основе лонгрида обязательно лежит глубинное социологическое, публицистическое, художественное исследование предмета, будь то ситуация реальной действительности или человек в какой-то из его ипостасей». [7.].

Возрастающий интерес публики к формату лонгрида обеспечил его регулярное появление на страницах интернет изданий. Организации, занимающиеся бизнесом, не могли упустить из своего внимания высокие рейтинги статей такого формата, что привело к расширению сферы применения лонгридов. Тексты в формате лонгридов стали появляться в рекламе. Реклама, представленная в новом формате, стала иметь большой успех среди пользователей Интернет. В связи с этим появились разные виды лонгридов.

1.2 Классификация лонгридов

Изначально лонгрид возникает как особый жанр журналистики, но постепенно ситуация меняется, и в интернете начинают появляться сервисы, предоставляющие возможности создавать лонгриды. Например, блог-платформа medium.com или Тильда.

В социальных сетях появляются приложения, позволяющие создавать лонгриды. Первым стал Facebook, полностью изменивший интерфейс заметок в августе 2015 года.

В связи с таким возросшим вниманием пользователей к новому формату подачи информации и материала исследователи предлагают классифицировать лонгриды. Выделают следующие виды: мультимедийный лонгрид, коммерческий лонгрид, лонгрид-репортаж, реконструктор, портреты и инструкция. Рассмотрим особенности каждого вида.

Мультимедийный лонгрид- это жанр журналистики, для которого характерно интерактивная подача материала, созданного на основе объёмного текста и содержащего аудиовизуальные компоненты. Текст в таком формате используется в связке с другими составляющими: видео, инфографикой, фото, презентациями, интерактивными хронологическими лентами, аудио, географическими картами, диаграммами, графиками и многим другим. Кандидат филологических наук Чигаев Денис Петрович предлагает подразделять мультимедийные лонгриды на группы в зависимости от первичного элемента текста, сочетающего вербальную и невербальную подачу информации. Исследователь выделяет четыре основные разновидности: 1) вербальноцентрические; 2) медийноцентрические; 3) интегративные; 4) комплексные. [6.]

В основе вербальноцентрических лонгридов лежит линейный словесный текст, который в научных работах принято именовать вербальным. Именно в нем сосредоточена основная часть передаваемой авторами информации. Словесный элемент – это каркас лонгрида, на который дополнительно наслаиваются изображения, музыка, видео и другие медийные элементы. Это наиболее распространенный тип лонгридов.

В медийноцентрических лонгридах ведущая роль принадлежит медийным элементам, в которых заключено основное содержание текста, а словесная часть находится на заднем плане, ее можно легко заменить. Такая разновидность лонгридов в сети интернет встречается значительно реже. В качестве примера такой разновидности лонгрида исследователи приводят пример подборки лучших фотографий 2014 г. из издания «Мэшабл» (Mashable)16, где огромное количество фотографий со всего мира, сгруппированное по тематическому принципу, что позволяет читателю сформировать целостную картину прошедшего года в визуальных образах. Для интегративных лонгридов характерно абсолютное равноправие словесных (вербальных) и медийных элементов, каждый из которых передает определенную информацию. В них отсутствует линейная словесная передача информации (если это не отдельные отрывки в составе большого текста). Для словесных элементов свойственна обрывочность, и они становятся информативными только в сочетании с элементами медийными. Такие тексты изначально задумываются как комплексные, т.е. сочетающие словесную и медийную информацию, и не могут существовать в другом виде.

В качестве яркого примера интегративного лонгрида можно привести проект Killing Kennedy телеканала «Нэшнл Географик» (National Geographic). Текст построен на огромном количестве документальных фотографий с описаниями, картами перемещений героев, видеофрагментами и пр. Кроме того, постоянно звучит фоновая музыка, создающая у читателей определенное настроение. Читатель пролистывает страницу, смотрит на фотографии, читает описания, открывает фотогалереи и видеохроники – и перед ним предстает история жизни Джона Кеннеди и его убийцы Ли Освальда.

Отдельно можно выделяют комплексные лонгриды, которые состоят из нескольких разнородных словесных и медийных частей. Один большой текст разбивается на несколько относительно самостоятельных фрагментов, представленных в разных форматах. Например, первую часть составляет интерактивная игра или тест, вторую – классический вербальный текст с иллюстрациями, третью – инфографика, четвертую – видеоролик и т.д. [6.]

Таким образом, можно сказать, что для мультимедийных лонгридов характерно освещение актуальной исторической, политической или общественной информации с одновременным использованием вербальных и невербальных способов.

Выводы по главе I

Обобщив материал, изложенный в первой главе, мы выделили основные элементы, характерные для формата лонгид:

от англ. “long read” – длинное чтение, поэтому объём текста должен быть от 1500 слов;

Это материал, который совмещает в себе словесный (вербальный) текст и невербальный ряд (изображения, музыка, видео и другие медийные элементы);

Информация должна быть качественной и яркой, позволяющей привлечь внимание читателя;

Для создания качественного лонгрида требуется погружение автора в освещаемую тему, чтобы представить её под новым углом, найти новое понимание;

Темы, которые подходят для создания лонгрида могут затрагивать новые общественные, политические и государственные вопросы, значимые изменения, произошедшие в обществе, расследования, а также темы, обращённые к вечным вопросам человечества (добро и зло, преступление и наказание и т.д)

Большое значение в лонгриде имеет правильно подобранный ряд наглядных элементов, обогащающих и облегчающих восприятие читателя: видео, иллюстраций, графиков, примеров и т.д.

ГЛАВА II СОЗДАНИЕ ЛОНГРИДА

1.1 Требования к написанию лонгрида

Проведённый в первой главе анализ теоретического материала и практических работ, выполненных в жанре лонгрид и размещённых в сети Интернет, позволил сформулировать свод требований к написанию лонгрида.

По своей структуре лонгриды напоминают конструктор, он собирается из отдельных историй, фрагментов, дополняется поясняющей информацией и медийным материалом, все элементы объединяются темой. Композиция некоторых лонгридов организована таким образом, что читатель может начать чтение с любого фрагмента и двигаться в любом направлении. Однако большая часть отечественных проектов имеет хронологическую последовательную структуру.

Как и в любой творческой работе, при написании лонгрида необходимо определиться с темой работы, а также понять, для кого создаётся текст, кто будет читателем, о чём будет он читать. Первым шагом к поиску информации на выбранную тему должно стать определение целевой аудитории и составление портрета читателя.

Исходя из этих данных, определяется идея и выбирается фокус, под которым будет освещена тема в лонгриде. В зависимости от сформулированной идеи раскрытия темы начинаются сборы необходимой информации для написания лонгрида. Если, например, взять обширную тему «Недвижимость», то в зависимости от целевой аудитории можно найти тот ракурс, с которого будет рассматриваться тема. Это может быть и налог на недвижимость (кто, как и когда его будет платить), и инвестиции в недвижимость в кризис (выгодно/невыгодно), и прогнозы рынка недвижимости на 2016 год, и многое-многое другое. Любая тема предоставляет автору широкие возможности для трактовки.

В дальнейшем требуется осмыслить собранную информацию и составить логическую схему построения текста, в которой определяется логическая последовательность подачи материала. С опорой на логическую схему построения текста нужно разработать композиционный план лонгрида. Для лонгрида составление плана является обязательным этапом, потому что легко запутаться в больших объёмах информации и упустить важное. Некоторые исследователи предлагают для составления композиционного плана использовать карточки, чтобы было проще продумать построение материала и подобрать сопровождающие текст элементы: фото, видео и аудио, графики, диаграммы, инфографику, интерактивные изображения и прочее.

В интернете можно встретить советы для удачной композиции лонгрида, чаще всего авторы таких статей рекомендуют обратиться к правилам сторителлинга. Сторителлинг –это относительно новое слово в маркетинге. В переводе с английского storytelling – рассказывание историй, повествование.

В учебных пособиях по журналистике также можно найти советы по организации материала в объёмных текстах. Например, в «Пособии по журналистике» М. Григорян советует авторам длинных статей (от 800 до 2000 слов) чередовать факты, «сухую» информацию, с репортажными фрагментами или примерами. Данную композиционную схему принято называть «зигзаг». Чаще всего её применяют для текстов, тематикой которых является рассказ о личности, анализ ситуации. Считается, что начать подобный текст лучше с раскрытия проблемы через историю человека и завершить подобной историей, для создания художественного образа, который бы запомнился читателю. Какой бы композиционный приём не был выбран автором для создания лонгрида, ключевым моментом будет создание эффекта погружения читателя в материал.

После того, как весь текстовый и медийный материал подготовлен, его можно оформлять и публиковать. Сегодня существует множество площадок, которые подготовлены для разработки и публикации лонгридов, в том числе и мультимедийных. Список таких сервисов несложно отыскать в интернете. Приведём примеры некоторых из них:

shorthand.com —в этом сервисе можно создать бесконечно красивые проекты. Можно встраивать анимированную инфографику, таймлинии и другой мультимедийный материал.

readymag.com — придумали российские разработчики. Позволяет создать очень красивые проекты. В отличие от многих других ресурсов, допускает большую вариативность в оформлении заголовков проектов.

tilda.cc —сервис российских разработчиков. Отличает его большой функционал. Простой в использовании, поэтому тоже подходит для новичков.

2.2 Написание лонгрида по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

Рабочая идея лонгрида – привлечь внимание школьников и вызвать интерес у них к роману А.С.Пушкина «Дубровский». Ориентируясь на избранный предмет отображения и целевую установку будущего лонгрида, выраженную в рабочей идее, мы сочли, что наиболее оптимальным жанром для раскрытия данной идеи может быть очерк о создании и истории романа «Дубровский». Почему произведение А. С. Пушкина ещё не забыли? Это и предстоит проанализировать с использованием общенаучных методов: системного и динамического подхода к анализу явлений, установления причинно-следственных связей и других методов, связанных с темой.

Поскольку рабочая идея проекта – привлечь внимание школьников и вызвать интерес у них к роману А.С.Пушкина «Дубровский»– возможен разговор о том, какое место занимает в жизни современных школьников произведения классической литературы. Для подобного описания потребуется использование выразительно-образных средств. В качестве художественных методов исследования могут использоваться дополнение реальных фактов историческими сведениями. Мультимедийные инструменты (подборки фотографий, кадры из экранизаций, буктрейлеры) помогут читателю, полностью погрузится в текст и лучше представить образ.

Выбрав тему, мы составили план сбора материала и определили состав участников этого процесса. Прежде чем начать сбор первичной информации для создания лонгрида, мы собрали уже имеющуюся, вторичную информацию, обратившись к следующим интернет-ресурсам: Youtube, сайты о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, а также использовали буктрейлер, созданный учениками нашей школы.

Качественный, уникальный, аналитический мультимедийный продукт можно создать, только работая в команде. Так, например, ученики моего класса создали буктрейлер к роману, который я использовали в своём лонгриде.

Иллюстраций к роману «Дубровский» огромное множество, поэтому с поиском этих мультимедийных элементов не возникло никаких проблем. Экранизаций тоже довольно много.

Исследователи пушкинских черновиков обнаружили возможное продолжение повествования, которое можно будет включить в лонгрид.

Таким образом, удалось:

Сделать и собрать 20 картин и фотографий

Найти кадры из экранизаций к роману «Дубровский»

Использовать буктрейлер, созданный учениками моего класса

Найти основную версию продолжения романа

Таким образом, можно считать, что все условия, предъявляемые к сбору информации для будущего текста выполнены. Далее необходимо переходить к процессу осмысления собранной информации и созданию мультимедийного продукта. Нами был создан лонгрид к произведению А.С.Пушкина. (Ссылка на лонгрид http://dybrouskiy74.tilda.ws/ ).

Далее нами был проведен небольшой опрос среди учеников 6 классов МОУ «СОШ №63». Перед участием в опросе мы попросили ребят прочесть лонгрид. Были заданы 3 вопроса: 1. интересна ли была вам интернет-статья; 2. Вызывает ли статья желание прочитать/перечитать роман А.С.Пушкина; 3. Рекомендавали ли бы вы почитать лонгрид своим друзьям.

Подсчитанные результаты показали, что 55% участников опроса были заинтересованы информацией в лонгриде и захотели прочитать/ перечитать роман А.С.Пушкина. Но порекомендовали бы сайт только 25% опрошенных.

Таким образом можно сказать, что подобный жанр интересен современным школьникам, и его можно использовать для привлечения внимания школьников к литературе.

Выводы по главе II.

Начинать создание лонгрида следует, как и любое творческое произведение, с составление плана, который детально продумывается с опорой на основную тему работы и замысел. Мы решили создать лонгрид для того, чтобы привлечь внимание шестиклассников к роману А.С. Пушкина «Дубровский». Учитывая аудиторию, для которой создавали мы лонгрид, в качестве площадки для размещения, планируемого лонгрида решили избрать социальную сеть «Вконтакте». В этой социальной сети зарегистрированы большинство ребят, обучающихся в нашей школе. Далее был проведён опрос, чтобы узнать насколько интересен лонгрид был для шестиклассников. Опрос показал, что 55% участников опроса были заинтересованы информацией в лонгриде и захотели прочитать/ перечитать роман А.С.Пушкина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление лонгрида в XXI веке было предсказуемо. Современный читатель потерял интерес к быстро сменяющимся информационным заметкам, он предъявляет иные требования к информации и к способу ее подачи. Для современного читателя лонгрид –возможность подробно разобраться в интересующих его событиях и материалах, для журналистов –привлечь еще больше интернет-пользователей.

Лонгрид – это текст, который дает развернутое представление читателю о предмете своего отражения. Лонгрид - это особый формат журналистского текста, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном нарративе.

В работе было рассмотрено несколько наиболее известных лонгридов, опубликованных в интернет СМИ.

Выводы, сделанные из изучения теоретического материала по выбранной теме и знакомство с реальными работами, выполненными в данном формате стали основой для планирования собственного лонгрида. Отличительной особенностью нашего лонгрида стало то, что он основывается на жанре очерка и рассказывает об истории создания романа «Дубровский», но при этом выполняет функцию рекламы, т.к. цель написания данного лонгрида- привлечь внимание к роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Таким образом, проведенное изучение теории лонгрида как мультимедийного формата, знакомство с журналистскими работами в данном формате и собственная практика по созданию лонгрида позволяет нам говорить о том, что задачи, поставленные в данной работе, решены. Результаты, полученные в результате опроса обучающихся 6 классов МОУ «СОШ №63», подтвердили выдвигаемую в начале проекта гипотезу: современным школьникам интересен мультимедийный жанр, и с его помощью можно привлечь внимание школьников к чтению книг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

10 правил сторителлинга. –http://special.theoryandpractice.ru/storytelling– (12.12.2018)

Земля отчуждения.-https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl (23.11.2018)

Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории. http://mediakritika.by/article/2212/interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomu-rasskazyvat-istorii (5.11.2018)

Колесо жизни.- https://kolesogizni.com (16.11.2018)

Лонгрид как мультимедийный формат медиатекста. http://journals.tsu.ru/uploads/import/1357/files/04-121.pdf (13.12.2018)

Лонгрид как разновидность креолизованного текста.- http://www.mediascope.ru/2270 (25.12.2018)

Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история.- http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22.pdf (10.10.2017)

Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат.- http://journals.tsu.ru/uploads/import/1357/files/04-121.pdf (16.11.2018)

Нарративные стратегии романов постсимволизма- https://www.opennar.com/single-post (15/10/2018)

Перевал Дятлова.- http://dyatlov.looo.ch/p/tovarisch-kirilenko (27.12.2018)

По внедрению UDS Game в ваш бизнес.- https://docplayer.ru/61075798-Instrukciya-po-vnedreniyu-uds-game-v-vash-biznes.html (18.12.2018)

Просто длинный текст – еще не лонгрид: как интернет-издания осваивают новый формат.- http://mediakritika.by/article/3133/prosto-dlinnyy-tekst-eshche-ne-longrid-kak-internet-izdaniya-osvaivayut-novyy-format (23.10.2018)

Просмотров работы: 2143