Цель исследования – создание электронного тренажера, предназначенного для закрепления, полученных знаний по теме «Односоставных определенно-личные и неопределенно-личные предложения».
Основным методом, используемым в работе, является описательный. Он представляет собой систему «исследовательских приёмов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития» [Кодухов 1974: 219].
В работе использовался также приём сплошной выборки. Полученные данные подвергались количественному подсчёту.
При анализе конкретных языковых единиц применялся сопоставительный метод, который представляет собой систему приёмов и методику анализа, используемую для выявления общего и особенного в сравниваемых объектах [Кодухов 1974: 273].
В работе представлены особенности функционирования односоставных определенно-личных и неопределенно-личных предложений газеты «Тюменская область сегодня» и «Красное знамя». Предмет исследования выбран не случайно. Данные газеты - доступные средства информации для каждого читателя. Газеты привлекательны еще и тем, что даже «простой» человек может стать героем публикации в одной из рубрик издания.
План исследований
Проблема исследования – определение вида односоставных предложений, выделение односоставны предложений из текста при изучении данной темы в школе.
Мы предположили тот факт, что при применении электронного тренажера на уроках русского языка, учащиеся будут допускать меньше ошибок. Тренажер также будет способствовать формированию представлений о видах односоставных предложений по значению и способу выражения главного члена, развитию навыков разграничения и выделения односоставных предложений в тексте.
Сплошная выборка предложений была произведена в изданиях с января по март 2019 года в газете «Тюменская область сегодня» (ТОС) и в 21 издании за 2016 год: три номера декабрь, три номера за январь, три номера за февраль, три – за март, три – за апрель, три за май, три – за июнь в газете «Красное знамя» (КЗ).
В ходе исследования мы пользовались трудами таких лингвистов, как Вера Васильевна Бабайцева «Система односоставных предложений в современном русском языке», Нина Сергеевна Валгина «Современный русский язык. Синтаксис», Кира Анатольевна Рогова «Современный русский литературный язык. Односоставные предложения».
Электронный тренажер «Односоставные определенно – личные и неопределенно – личные предложения» создан на базе интернет – платформы Plickers. Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики.
Научная статья
В учебника по русскому языку, справочных материала есть много алгоритмов, как определить тип односоставного предложения, но, к сожалению, учащиеся все равно допускают ошибки при выполнении заданий.
Цель настоящего исследования состоит в создании электронного тренажера, предназначенного для закрепления, полученных знаний по теме «Односоставные определенно-личные и неопределенно-личные предложения».
Общая цель работы обусловила постановку следующих задач: 1) определить типичные ошибки учащихся при изучении раздела «Односоставные предложения»; 2) выявить особенности функционирования односоставных определенно-личных и неопределенно-личных предложений в газетах; 3) создать тестовый материал на основе газетных текстов для электронного тренажера.
Предмет исследования работы – газеты «Тюменская область сегодня и «Красное знамя» (Тюменский район).
Объект исследования – односоставные личные предложения в газете «Тюменская область сегодня» и «Красное знамя».
«Тюменская область сегодня» – ежедневная общественно– политическая газета, выходит с 1998 года. Издание – информационный ресурс администрации Тюменской области, отражающий данные о политических, экономических, общественных, культурных и спортивных событий в регионе. Входит в ТОП-10 самых цитируемых областных СМИ.
Газета Тюменского района «Красное Знамя» выходит с 1953 года два раза в неделю (вторник и пятница). В газете представлены рубрики, связанные с разными аспектами сельской жизни, и поэтому можно сделать вывод, что материалы издания рассчитаны на деревенского читателя всех возрастов – от детей до пенсионеров.
Глава 1
§1 Типичные ошибки при изучении раздела «Односоставные предложения»
При изучении односоставныx предложений учащиеся часто допускают различные ошибки. Первый тип ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений. Второй тип ошибок с неумением определить вид односоставного предложения. Анализ самостоятельных работ в 8–11 классах показал, что не все учащиеся отличают односоставные предложения от неполных двусоставных и умеют правильно определить тип односоставных личных предложений.
В 8 «А» классе с работой справились 65 % учащихся, а в 8 «Б» только 25 %. В 9 классах только половина ребят справилась с работой 100%. В 10––11 классах 45%.
Самостоятельная работа была составлена на основе текстов газет «Тюменская область сегодня» и «Красное знамя». Ребятам было предложено выполнить 10 заданий. В каждом задании было представлено 3 варианта ответа, только один из ниx правильный.
Задание 1. Укажите односоставное предложение.
А. Вероятность возникновения пожаров во время новогодних праздников возрастает [ТОС.2019.№1].
Б. Уже к сентябрю в департаменте подготовили необходимые документы о присвоении добровольцам официального статуса общественного лесного инспектора [ТОС.2019.№1].
В. Особую осторожность следует проявлять при обращении с пиротехническими изделиями [ТОС.2019.№1].
Задание 2. Определенно–личное предложение – односоставное предложение с главным членом –– сказуемым в форме глагола…
А. 1–2 лица единственного и множественного числа.
Б. 3 лица множественного числа.
В. прошедшего времени множественного числа.
Задание 3. Укажите двусоставное предложение.
А. Ребятам, служащим в армии, собирают небольшие посылки вместе с письмами школьников и посылают в воинские части[КЗ.2016.№99].
Б. Соблюдайте меры предосторожности при использовании газовыми приборами [ТОС.2001.№1].
В. Гости смогут согреться чашкой ароматного чая и спеть любимые песни в дружественной атмосфере [ТОС.2019.№1].
Задание 4. Укажите неопределенно–личное предложение.
А. Не пользуйтесь дома открытым огнем [ТОС.2019.№1].
Б. Помимо капусты в хозяйстве садят другие овощи и картофель[КЗ.2016.№41].
В. Каждый желающий может исполнить только три песни…[ТОС.2019.№1].
Задание 5. Укажите определенно–личное предложение.
А. В Тюмени объединение «Круговорот» развивает экологическое «родительство» [ТОС.2019.№1].
Б. Собственников привлекут у административной ответственности [ТОС.2019.№1].
В. Ставьте перед собой только реальные цели [КЗ.2016.№99].
Задание 6. Определите тип предложения «Благодарю ветеранов МЧС России, вы заложили прочные основы и традиции, которым сегодня следует молодое поколение» [КЗ.2016.№103].
А. определенно–личное
Б. неопределенно–личное
В. безличное
Задание 7. Найди среди данных предложений односоставное предложение.
А. В Тюмени построят мощности для производства гормональных лекарств [ТОС.2019.№2].
Б. Региональные власти и бизнес считают, что это далеко не последний проект, и фармацевтическая промышленность в области будет развиваться и дальше [ТОС.2019.№2].
В. В этом году Заводоуковский агропромышленный техникум отмечает 60-летие с момента основания.
Задание 8. Определите тип предложения «Коронку в легких обнаружили при проведении диагностики пациента» [ТОС.2019.№2].
А. определенно–личное
Б. неопределенно–личное
В. безличное
Задание 9. Укажите определенно–личное предложение.
А. Мы сражались, сил не щадя [ТОС.2019.№2].
Б. Выдали сухой паек, новые валенки, полушубки, а поверх еще и шанели [ТОС.2019.№2].
В. Приглашаем всех к голосованию и желаем успеха претендентам [КЗ.2016.№99].
Задание 10. Укажите неопределенно–личное предложение.
А. И — шагом марш в эшелоны [ТОС.2019.№2].
Б. Ультиматум проигнорировали [ТОС.2019.№2].
В. 26 января в районе Мамаева кургана соединились наступавшие навстречу друг другу войска 62-й и 65-й советских армий [ТОС.2019.№2].
Таким образом, результаты самостоятельной работы показали, что не все учащиеся усвоили тему, допускают ошибки.
Глава 2
§1 Односоставные предложения
Краткость односоставных предложений, их способность сосредоточить внимание читателя на чем-то одном, наиболее важном для автора, - предмете, явлении или действии, состоянии – позволяют пользоваться ими как выразительными языковыми средствами [Рогова 1971:3].
Историю изучения односоставного предложения можно проследить по работам А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.А. Шахматова, В.В. Бабайцевой, Е.С. Скобликовой, Н. С. Валгиной и др.
Односоставные предложения – это особый семантико-структурный тип простого предложения, главный член, которых одновременно и называет предмет, явление, состояние и указывает на наличие его в действительности, передает отношение к действительности, то есть оформляет значение синтаксического времени объективной модальности» [Валгина 2003: 151].
В односоставных предложениях деятеля можно представить с разной степенью определенности: как лицо определенное, неопределенное и обобщенное, которое в предложении выражается личной формой глагола [Гофман 2006: 70]. Традиционно выделяют шесть типов односоставных предложений: определенно-, неопределенно-, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и номинативные.
Как показал анализ исследуемого нами материала, больше половины предложений в информационных сообщениях «Красного знамени» являются двусоставными. Среди односоставных предложений наиболее частотны в газете неопределенно-личные (54%), в которых «внимание говорящего и слушающего обращено на действие, субъект действия не называется и мыслится неопределенно» [Рогова 1971: 11].
§2 Морфология односоставных определенно-личных и неопределенно-личных предложений
К.А. Рогова называет типовые ситуации употребления неопределенно-личных предложений: «Во-первых, говорящему может быть неизвестно действующее лицо, что не представляется ему помехой, так как все его внимание сосредоточено на действии, факте. Во-вторых, говорящему может быть известно действующее лицо, но по различным причинам оно не называется. В других случаях использование неопределенно-личных предложений связано с нежеланием говорящего назвать действующее лицо» [Рогова 1971: 12-13].
иллюстрацией могут служить примеры из региональной газеты «Красное знамя»: Ребятам, служащим в армии, собирают небольшие посылки вместе с письмами школьников посылают в воинские части [КЗ.2016.№99]. Внимание говорящего сосредоточено на факте. Предложение «Многим семьям в этом году выделили материальную помощь на бытовые нужды» [КЗ.2016.№98] можно отнести к первым двум ситуациям. Семьям не так важно, кто выделили материальную помощь, для них все внимание сосредоточено на действии «выделили» (читатель = «простой человек»). С другой стороны, редакция газеты, автор публикации знает действующее лицо и для них оно значимо (читатель = издатель = «спонсор»). Другой пример, В деревне Тураева обновили «Созвездие». Воспитанники центра развития творчества «Созвездие» в деревне Тураева встретят летние каникулы в обновленных стенах. На днях здесь завершился капитальный ремонт [КЗ.2016.№41]. Говорящему, естественно, известно действующее лицо, так как этот материал относится к рубрике «Строительство», но по какой-то причине оно не названо. Для педагогов, воспитанников, родителей знать, кто именно обновил центр не принципиально, для важно, что завершился капитальный ремонт. Таким образом, данный пример также относится к первым двум ситуациям. Использование неопределенно-личных предложений корреспондентами в таких ситуациях можно назвать «компромиссным вариантом». То есть, журналист, с одной стороны, зависит от власти (лично знаком с властью) и не намекнуть на действующее лицо он не может, с другой стороны, не обозначить позицию читателя тоже не представляется возможным.
В примерах указанных ниже, говорящему может быть известно действующее лицо, но по различным причинам оно не называется: В этот год кинослушателей познакомили с творчеством режиссера Леонида Гайдая, актрисы Нины Сазоновой [КЗ.2016.№99]; Помимо капусты в хозяйстве садят другие овощи и картофель [КЗ.2016.№41]; Уже к сентябрю в департаменте подготовили необходимые документы о присвоении добровольцам официального статуса общественного лесного инспектора [ТОС.2019.№1].
Второе место занимают определенно-личные предложения (46%), «главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо [Валгина 2003:155].
Примеры из газет иллюстрируют классификацию В.В. Бабайцевой. Главный член в определенно-личных предложениях выражается [Бабайцева 2009:115-117]:
глаголом в форме 1-го лица единственного числа изъявительного наклонения (5% предложений): Благодарю ветеранов МЧС России, вы заложили прочные основы и традиции, которым сегодня следует молодое поколение [КЗ.2016.№103].
глаголом в форме 2-го лица единственного-множественного числа изъявительного наклонения (5%). Определенно-личное значение данная форма имеет в тех случаях, когда говорящий обращается к собеседнику: Какую продукцию предлагаете предприятиям ЖКХ? [КЗ.2016.№64].
глаголом в форме повелительного наклонения (40%): Ставьте перед собой только реальные цели [КЗ.2016.№99]; Не разрешайте детям самостоятельно запускать фейерверки [ТОС.2019.№ 1].
глаголом в форме 1-го лица множественного числа (50%). Такая форма сказуемого подразумевает, что деятель имеет менее конкретный характер, так как форма множественного числа включает в состав деятелей неопределенное лицо множество лиц: Приглашаем всех к голосованию и желаем успеха претендентам [КЗ.2016.№99]; Напомним, летом 2017 года Общественный совет при департаменте лесного комплекса Тюменской области выступил с инициативой привлечь к миссии по охране лесов активных граждан [ТОС.2019.№ 1].
§3 Лексика односоставных определенно-личных и неопределенно-личных предложений
Анализ неопределенно-личных предложений показал, что глагольные лексемы прошедшего времени наиболее частотны в употреблении, на втором месте – лексемы настоящего времени, на третьем – будущего. Например, У них в деревне убрали школу, больницу, магазин, население начало разъезжаться [КЗ.2016.№34];Выдали сухой паек, новые валенки, полушубки, а поверх еще и шанели [ТОС.2019.№ 2]; Обувают и одевают здесь всех нуждающихся [КЗ.2016.№17]; В Новый год тюменцев просят соблюдать правила пожарной безопасности [ТОС.2019.№ 1]; В самое ближайшее время решим вопрос с детским садом [КЗ.2016.№17].
Перечислим глагольные лексемы, наиболее частотные в информационных сообщениях газеты: убрали, обсудили, сообщили, получили, приняли, направили; говорят, просят, уважают, убирают; уберут, оборудуют, решат.
В определенно-личных предложениях в основном главный член выражен глаголом в форме 1-го лица множественного числа и глаголом в форме повелительного наклонения. Наиболее частотными лексемами являются: напомним, поздравляем, желаем, приглашаем; помните, берегите, расскажите, соблюдайте, не применяйте, ставьте.
Глава 3
§1 Электронный тренажер на базе интернет – платформы Plickers
Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики.. Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа.
Принцип работы приложения простой:
нужно скачать приложение Plickers на свой телефон;
раздать ученикам распечатки (доступно только через компьютер);
задать ученикам вопрос и попросите их ответить при помощи листочков (на них будут варианты a,b,c,d);
отсканировать варианты ответов всех учеников в классе и при желании выведите ответы на доску.
.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что системное применение электронного тренажера на базе интернет – платформы Plickers на уроках, консультациях, элективных курсах по русскому языку позволит учащимся отработать и закрепить тему «Односоставные предложения».
Материал данного исследования можно использовать на уроках русского языка для закрепления темы «Односоставные предложения», а также на кружках и факультативных занятиях. Кроме того, выводы, полученные в ходе работы, могут быть интересны и практикующим журналистам и ученым, занимающимся анализом языка районных газет.
Список литературы
Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М., 2004. – 512 с.
Баршиполец А.Г. Типологические особенности районной печати // Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации. – М., 1988. – 575 с.
Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 2003. – 416 с.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1974. – 303 с.
Ливанова М. Районная газета на информационном рынке: сегодня и завтра // Журналист. 2006. №11.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000. – 944 с.
Рогова К.А. Современный русский литературный язык. Односоставные предложения. – Ленинград, 1971. – 46 с.
Приложение 1
Тренажер №1
Задание 1. Укажите односоставное предложение.
А. К концу 2017 года экоактивисты примерили на себя роль первыx общественныx инспекторов [ТОС.2019.№1].
Б. Общественный контроль помогает специалистам лесного xозяйства своевременно обнаружить нарушения [ТОС.2019.№1].
В. И собственников привлекут к к административной ответственности [ТОС.2019.№1].
Задание 2. Неопределенно–личное предложение – односоставное предложение с главным членом –– сказуемым в форме глагола…
А. 1–2 лица единственного и множественного числа.
Б. 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения.
В. прошедшего времени множественного числа.
Задание 3. Укажите двусоставное предложение.
А. К этому времени под Сталинградом началась реализация плана операции «Кольцо» [ТОС.2019.№2].
Б. Группировку немецкой армии, спешившую на помощь окруженцам, гнали аж до Курска [ТОС.2019.№2].
В. После чего нас вывели на отдых, недалеко от Воронежа [ТОС.2019.№2].
Задание 4. Укажите неопределенно–личное предложение.
А. К празднику подарки дарят– на День животновода, например [КЗ.2016.№78].
Б. Поздравляем земляков! [КЗ.2016.№78].
В. Но коров надо сначала помыть, а в загоне прибрать [КЗ.2016.№78].
Задание 5. Укажите определенно–личное предложение.
А. Начали с экологического субботника ипроверили генеральную уборку в школьном парке [КЗ.2016.№78].
Б. Морковкунатрите на терке для корейских салатов [КЗ.2016.№78].
В. .Когда образовался совхоз, Михаила определили на склад [КЗ.2016.№78].
Задание 6. Определите тип предложения «На совещании обсудили вопросы жизни территорий «столичного» [КЗ.2016.№77].
А. определенно–личное
Б. неопределенно–личное
В. безличное
Задание 7. Найди среди данных предложений односоставное предложение.
А. Тюменский социальный проект открывает социальную франшизу для другиx городов [ТОС.2019.№1].
Б. В 2019 году появится онлайн–платформа социального проекта «Шанс» [ТОС.2019.№1].
В. Остальные дома с централизованным отоплением подключат в ближайшее время [КЗ.2016.№76].
Задание 8. Определите тип предложения «В день кооперации в Ембаевских юртах провели концерт, выпустили номер стенной газеты, открыли читальню» [КЗ.2016.№74].
А. определенно–личное
Б. неопределенно–личное
В. безличное
Задание 9. Укажите определенно–личное предложение.
А. Все приказы выполнял честно и добросовестно, за что был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны первой степени [ТОС.2019.№2].
Б. В ходе визита была поднята тема расширения сотрудничества между регионом и компанией [ТОС.2019.№2].
В. Приезжайте на этот праздник здорового образа жизни! [КЗ.2016.№74].
Задание 10. Укажите неопределенно–личное предложение.
А. Не наклоняйтесь над коробкой при запуске фейерверков [ТОС.2019.№1].
Б. В этом лесу прожили почти месяц, и а дальше была Курская битва [ТОС.2019.№2].
В. Считатьизбранным на должность депутата Думы Московского муниципального образования Жуковского Дениса Александровича [КЗ.2016.№74].
Приложение 2
Т ак выглядят графоответы, каждый код присваивается учащемуся, они многоразовые, т.е. тест можно сделать новый, а при тестировании используются эти же карточки. С каждой стороны вариант ответа, чтобы сканер на телефоне мог считать, карточку нужно повернуть правильным (по мнению ученика) вариантом ответа вверх