Введение
В детстве, читая сказки, каждому из нас хотелось узнать, где находится Тридевятое царство, Тридесятое государство, где происходят чудеса, и есть волшебство. Начинают «сказывать» сказки детям с самого раннего возраста. Каждый человек с детства помнит сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди» и многие другие. Ребенок взрослеет, он читает другие произведения, но сказки, рассказанные в детстве, он помнит, всю жизнь.
С детства мы знаем сказки А.С.Пушкина, попадаем в волшебный мир, сочувствуем и переживаем за героев, но всегда уверены в том, что добро победит зло. Сказки заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Чему учит сказка, о чем нам рассказывает? Нас заинтересовал вопрос, что чувствуют сказочные герои. Это определило тему нашей исследовательской работы «Как проявляются эмоции и чувства героев сказок А.С.Пушкина?»
А.С.Пушкин писал:
«Кто властвовать желает над собой,
Тот чувства должен сдерживать порой».
Мы считаем, что актуальность этой темы очевидна, так как положительных чувств и эмоций в сказках больше, дети должны учиться быть добрыми и отзывчивыми.
Объект исследования: литературные сказки А.С.Пушкина.
Предмет исследования: литературные персонажи (их эмоции и чувства) сказок А.С.Пушкина.
Цель работы: развитие умения работать с литературными произведениями детской литературы, выделение нужной информации из текста.
Задачи:
Подробно изучить литературные сказки А.С.Пушкина.
Выяснить, как прошло детство поэта, как это повлияло на его творчество.
Уточнить знания об эмоциях и чувствах человека.
Проанализировать, как выражены эмоции и чувства у героев сказок.
Гипотеза: Если положительные эмоции и чувства должны преобладать в жизни, то и в сказках добрые и справедливые герои побеждают злых.
Мы использовали в исследовательской работе методы анализа и синтеза, контекстуальный (работа с произведениями), описательный.
ГЛАВА 1. Значение сказок в жизни человека.
1.1 Биография А.С.Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Кроме Александра в семье были дети: старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость и главное его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины, которые дали Александру любовь и ласку, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, вынянчившая детей в семье, и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, познакомили с королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми духами – с прекрасным миром народного фольклора.
Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. В 8 лет он сочинял на французском языке маленькие комедии. В 9 лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том, чтобы угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.
Одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки А.С.Пушкин. В Михайловском он слушал и записывал сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала слушать сказки А.С. Пушкина, потом читать их самим, рисовать рисунки к сказкам, смотреть художественные и мультипликационные фильмы по сказкам великого поэта.
Герои сказок А.С.Пушкина сопровождают нас всю жизнь, они не надоедают, а их хочется постоянно перечитывать.
1.2 Эмоции и чувства людей
О чувствах говорить мы можем бесконечно –
Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!
Как однообразно было б наше существование,
Если б не чувственные сострадания.
Воспитанный человек умеет подавлять в себе злость, раздражение, не показывать другим людям плохое настроение. Не всякий день несет в себе одни радости и удачи, и человек не всегда танцует от восторга и поет, как весенний жаворонок. Тем не менее, превращаться по любому поводу в огнедышащий вулкан и извергать потоки бранных слов – попросту нельзя.
Некоторые виды обезьян в минуты возбуждения бьют себя кулаком в грудь, злая собака рычит и скалит зубы, норовистый конь бьет копытом, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой – на то он и человек. Разве плохо, если о ком-то говорят, что у него железные нервы что его никто не может вывести из равновесия…? Выдержка высоко ценится людьми. Жаль, что она нелегко дается. Нужна большая сила воли и настойчивость. Зато, если ты научишься самообладанию, оно сослужит тебе хорошую службу. Вот, к примеру, вы сели играть во что-то с товарищем. У вас чудесное настроение, вы заранее радуетесь предстоящему удовольствию. Но вы начинаете проигрывать, вам становится не по себе. Вы становитесь подозрительным, проверяете каждый ход противника, спорите и даже начинаете ссориться.
Эмоции – определенные переживания, связанные с тем или иным явлением в общественной жизни. Чувства – эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Эмоции и чувства – два похожих, но не одинаковых понятия. Эмоции относятся к ситуации в целом, а чувства к конкретному чему-то или кому-то. Чувства более длительные и сложные переживания и состоят из многих эмоций.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение
Кто веселится? Кто грустит?
Кто испугался? Кто сердит:
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Мы составили азбуку чувств, и получилась азбука настроения: положительных и отрицательных чувств.
а– агрессия
б – боязнь
в – восхищение, вежливость
г – грубость
д – доброта
ж – жалость, жадность
з – зависть, злоба
и – испуг, искренность
к – корысть
л – любовь
м – милосердие
н – нежность, ненависть
о – огорчение
п – печаль, порядочность, преданность
р – радость, равнодушие
с – сострадание, страх
т – торопливость, трусость, трудолюбие
у – ужас
ф – фальшь
х – хамство, храбрость
ч – честность
ш – шалость
щ – щедрость
э – эгоизм
ю – юмор
я – ярость
Вывод: подсчитав результаты, мы убедились в том, что отрицательных чувств мы назвали больше, чем положительных. Почему так происходит? Очень часто противоположные чувства идут рядом, людям нужно развивать в себе только добрые и нравственные чувства. Мы знаем с детства, что сказки учат нас быть такими. Мы решили перечитать сказки русского поэта А.С.Пушкина, выяснив какие эмоции и чувства у героев сказок?
Ученикам нашего класса мы предложили вспомнить сказки поэта, и назвать чувства, которые вызывают герои этих сказок.
Название сказки |
Положительные чувства |
Отрицательные чувства |
«Сказка о царе Салтане…» |
доброта, любовь |
подслушивание, злость, месть, злоба |
«Сказка о попе и о работнике его Балде» |
ум, простота, находчивость, трудолюбие |
жадность, хитрость, грубость |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
справедливость, простота, трудолюбие, |
жадность |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
доброта, простота, искренность, верность |
душевная черствость, злоба, эгоизм |
«Сказка о золотом петушке» |
любовь |
злоба, прихоти |
В народных сказках герой всегда выступает носителем, какого - либо одного качества. Поэт стремится в своих сказках передать внутренне состояние героев. Изображение чувств и переживаний не противоречит народной сказке: благородство, доброта, бескорыстие противостоят грубости, жестокости, жадности.
Вывод: мы убедились, что дети испытывают как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции при чтении сказок А.С.Пушкина.
ГЛАВА 2. Практическая работа по исследованию литературных сказок А.С. Пушкина
2.1 Исследование положительных героев сказок, их чувств
Мы живем в XXI веке, но читая сказки А.С.Пушкина, восхищаемся великим русским языком, его многообразию, напевности и красоте. Мысль о правде, справедливости, о добре и зле всегда волновали человека. Человеку всегда хотелось верить, что зло, корысть, властолюбие будут наказаны. В сказках А.С.Пушкина мы убеждаемся, что торжествует правда, добро и справедливость. Сам поэт видел, что в жизни случается это не часто, тем приятнее читать сказки со счастливым концом. Все персонажи сказок, как несимпатичные и злые, так и добрые и справедливые являются образами народных сказок. А.С.Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем русского фольклора писателем В.И.Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». А.С.Пушкин обращался к устному народному творчеству. Сказки великого поэта - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. А.С.Пушкин пишет в сказках: о добре, о любви к родителям, об уважении к человеку, о выдумке и находчивости и просто о любви. Мы перечитали сказки и выделили положительных героев, с которых нужно брать пример. В «Сказке о царе Салтане...» за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть:
И царевичу потом
Молвит русским языком:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня,
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром.
И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону хотелось увидеть отца, помогала ему и чудо увидеть и осуществить, тоже помогала. Как прекрасно описана любовь сына к самому близкому человеку - матери, когда царевна-Лебедь соглашается стать женой Гвидона, и он, любящий сын, ведет ее к своей матушке. Это так красиво, романтично и волнующе:
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает,
И ведет ее скорей,
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови.
Жить в совете и любви».
Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. Все его посещения отца в виде комара, шмеля и мухи имели лишь одну цель: заставить царя Салтана посетить дивный остров и соединить сердца отца и матери и свое с ними. Его усилия даром не прошли:
К морю сам идет Гвидон,
Там царя встречает он,
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Положительные персонажи побеждают: князь Гвидон встречается с отцом, ткачиха, с поварихой и сватья баба Бабариха посрамлены. Мы, дети, учимся добру и справедливости.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе. Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход.
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга.
Царевна-дочь вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и главное своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. И когда семь богатырей предложили ей выбрать себе мужа, но царевна отказывает. Она оставалась преданной и верной своим чувствам и данному слову:
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке произошло:
«За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется…;
Бедные люди бывают добрее людей, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать:
Отпустил он рыбку золотую,
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Еще один очень симпатичный, добрый, умный, сильный и задорный по характеру персонаж был задуман Пушкиным в роли Балды, мастера на все руки:
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До света у него все пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится.
Справедливость весело и празднично торжествует в «Сказке о попе и о работнике его Балде». С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам. «Сказка о попе и о работнике его Балде» не могла быть, разрешена цензурой при Пушкине и была напечатана только после его смерти.
Вывод: волшебные персонажи в сказках Пушкина добрые, гуманные, благородные, наделенные чувством справедливости, честности; эти персонажи учат детей хорошим человеческим качествам.
2.2 Исследование отрицательных персонажей, их эмоции и чувства
Рядом с положительными чертами человека всегда идут отрицательные, которые есть и в сказках у А.С.Пушкина. Мы выделили отрицательных персонажей сказок, их эмоции и чувства.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - была первой появившейся в печати сказкой А.С.Пушкина. Поэт высмеивает отрицательное качество царя – подслушивание разговоров своих подданных. В сказке поэт показывает человеческие чувства и взаимоотношения между людьми:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне – государевой жене.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят.
В «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин высмеивает жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который должен будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют попа согласиться получать щелчки от Балды, которого взял в работники. Но поп не только жадный, но злой и коварный, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые поручения, например, собрать оброк с чертей. В конце сказки мы видим, как высмеивается жадность попа:
А Балда приговаривал с укоризною:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.
Тему зависти мы увидели в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях":
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Злость в сказке изображает мачеха: «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему доброму и светлому приводят ее к смерти:
Тут ее тоска взяла и царица умерла.
В «Сказке о золотом петушке» поэт показывает образ царя Дадона, который предпочитает царство без забот, «лежа на боку». Именно поэтому он соглашается выполнить просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. А.С.Пушкин показывает царя Дадона, как человека не способного любить не только страну, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место восторгу перед шамаханской царицей. Царь показан как самодур, способный из-за прихоти погубить старика-звездочета:
Царь хватил его жезлом по лбу;
Тот упал ничком, да и дух вон.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин высмеивает отрицательное качество – ненасытность, жадность старухи. Попадает в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и начинается у него беспокойная жизнь. Росли запросы у старухи - от корыта до царицы, но не остановилась и на этом:
Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая,
И была бы у меня на посылках.
И горькое разочарование пришло к старухе – осталась она у разбитого корыта. Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Вывод: мы выяснили, что отрицательные чувства есть в сказках А.С.Пушкина, они подчеркивают значение положительных чувств для человека и учат детей добру.
ГЛАВА 3. Основные выводы
В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
- А. С. Пушкин вкладывал в сказки душу, читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта;
-положительные герои сказок – люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда, бескорыстный, добрый труженик-старик, в сказках Пушкина добро всегда побеждает тьму и злобу, находчивость и трудолюбие Балды помогают победить попа, любовь и преданность Елисея воскрешают его невесту, сыновняя любовь Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют победе правды;
- высмеиваются отрицательные качества героев, дети сравнивают себя с положительными героями и хотят быть похожими на них, убеждает их в этом «плохой» герой;
-в сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добрые, гуманные, благородные. Остров Буян - это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как - то очень хорошо.
Заключение
Наша исследовательская работа показала, что А.С. Пушкин в своих сказках называет чувства. Проведя некоторое исследование, мы убедились, что дети знают названия чувств. Они замечают: любовь - ненависть, радость – горе, жалость - злоба, сочувствие, зависть. У Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев сказок.
Список использованных источников:
1. Бойко К. Н. В волшебной пушкинской стране - М., 2003
2. Гордин А. Пушкинский заповедник.- М.: Искусство, 1956 .
3. Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками.- М., 1987
4. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин.- Л.: Просвещение, 1982.
5. Скатов Н.Н. Пушкин.- Л.: Детская литература, 1991.