Введение
В 6 классе, изучая раздел лингвистики «Фразеология», мы открыли для себя устойчивые сочетания с несвободным значением каждого слова, фразеологизмы. Нас заинтересовала эта тема, поэтому мы стали изучать фразеологизмы и их значения.
Фразеологизмам в речи школьников посвящено много ученических и студенческих исследовательских работ, изучающих происхождение различных устойчивых сочетаний, характеристики людей с помощью фразеологических единиц, использование фразеологизмов со словами, называющими части тела.
Мы задались следующим вопросом: Почему наши ровесники редко используют в своей речи фразеологизмы?
Мы решили провести исследование, поэтому наша работа так и называется: «Почему фразеологизмы малоупотребительны в речи современного школьника?»
Эта тема актуальна: лингвисты обеспокоены тем, что русский язык становится беднее [3]; одну из причин мы видим в том, что устойчивые сочетания уходят из нашей жизни.
Гипотеза: современные школьники не понимают значения многих фразеологизмов, поэтому мало употребляют их в своей речи.
Цель – проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся 6 классов школы, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов.
Для этого требуется решить следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме;
2.Исследовать использование фразеологизмов в речи современных школьников;
3. Выявить ошибки в употреблении фразеологизмов.
4. Создать презентацию и альбом с иллюстрациями для внеурочной работы по русскому языку.
Предмет исследования – фразеологизмы.
Объект исследования - учащиеся 6 классов.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы:
изучение литературы;
анкетирование;
лингвистический опрос;
анализ и обработка материала.
Основная часть
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории русского языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов А.А. Потебни, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.
Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В. В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка.[4]
Что такое фразеологизм? Фразеологизм – это устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов. [5]
Фразеологический оборот – это воспроизводимая в готовом виде языковая единица, состоящая из двух или более слов, постоянная по своему значению, составу и структуре. [2]
«Фразеологические обороты – важный строительный материал языка». [2] Они могут, как отдельные слова, обозначать предметы и явления (слабое место), действия и состояния (душа болит, голова пухнет), свойств, качеств и признаков лица или предмета (не робкого десятка).
В отличие от слов и свободных сочетаний слов фразеологические обороты употребляются в речи как единое целое по смыслу. Их значения не складываются из значений слов, которые входят в состав фразеологических оборотов. Так, фразеологизм «делать из мухи слона» имеет значение «преувеличивать», которое не является простой суммой значений составляющих его слов.
Цельность фразеологизма связана с его происхождением: так, например, в выражении «вить веревки» нашли отражение многие важные в прежние времена трудовые процессы. В традиционном крестьянском быту веревки вили из льняных нитей или из пеньки (волокна, получаемого из растения конопли). Мягкое волокно легко поддавалось скручиванию, и верёвка получалась такой, какой хотели ей сделать. Отсюда значение фразеологизма: злоупотреблять своим влиянием, подчинять своей воле.[6]
Фразеологизмы – это образные обороты, они не создаются каждый раз в процессе общения, а запоминаются и извлекаются из памяти как готовые словесные блоки. Например, фразеологизм «Комар носу не подточит» означает, что работа сделана очень хорошо, не к чему придраться.
В речи фразеологизм всем своим составом соединяется со словами свободного употребления. [1] «Да у тебя семь пятниц на неделе!» Интересна история этого устойчивого сочетания. Пятница некогда была свободным от работы, а потому базарным днём. Долгое время она была и днём исполнения различных торговых обязательств. В пятницу получали деньги и давали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу получали товар и обещали в следующую пятницу отдать за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе. Позже этот фразеологизм стали применять к людям, часто меняющим свои решения.[6]
Итак, «фразеологизм начинается там, где заканчивается смысловая самостоятельность его составных частей». [1] Основными признаками фразеологизма являются устойчивость, воспроизводимость, целостность, образность.
Исследовательская часть
В анкетировании участвовало 22 шестиклассника. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)
2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи? (Часто, иногда, никогда) Приведите примеры трёх-пяти фразеологизмов.
3. Для чего вы используете фразеологизмы в речи?
4. Где вы узнаёте фразеологические обороты?
Результаты анкетирования следующие:
1.Знакомы с понятием «фразеологизм» - 21 человек.
2.Часто употребляет в своей речи - 1человек.
3.Иногда употребляют в своей речи - 18 человек
4.Никогда не употребляют в своей речи - 2 человека. (рисунок 1)
Фразеологизмы, употребляемые учащимися, заняли следующие позиции:
На 1-ом месте - «вешать лапшу на уши» (8 человек).
На 2-ом месте - «ворон ловить (7 человек).
На 3-ем месте – «бить баклуши» (6 человек).
На 4-ом месте – «золотые руки» (4 человека)
На 5-ом месте – «тянуть кота за хвост» (3 человека)
На 6-ом месте – «кот наплакал» и «ставить палки в колеса» (по 2 человека). (рисунок 2) Ребята ошибаются в значении некоторых фразеологизмов, например: «звезд с неба не хватает» - не ждет славы (правильное значение - ничем не выделяется, человек средних способностей), «как в воду канул»- расстроился (правильное значение - пропал)
При этом учащиеся не назвали известные им фразеологизмы, такие как: «с добрым утром», «счастливого пути», «приятного аппетита», «сойти с ума», «чувствовать себя», «своими глазами», «просто так» и другие употребляемые постоянно и повсеместно устойчивые сочетания.
На вопрос «Для чего вы используете фразеологизмы в речи?» участники анкетирования ответили следующим образом:
Для украшения-10 человек
Для разнообразия- 2 человека
Просто так -2 человека
По смыслу 3 человека
Для интереса 3 человека
Чтобы заменить обидное слово-1 человек (рисунок 3)
Больше фразеологизмов учащиеся узнают от родителей-12 человек; в школе-4 человека, от друзей-3 человека, в книгах-1 человек, из интернета-1 человек. (рисунок 4)
Следующий этап работы лингвистический опрос, в нем приняло участие 20 человек. Мы предложили учащимся объяснить значение шестнадцати фразеологизмов (приложение). Результаты эксперимента следующие: на первом месте фразеологизм « Как кошка с собакой» (все участники объяснили верно), на втором месте - «Делать из мухи слона» (18 верных ответов). На третьем месте - « Ворон считать» (14 верных ответов). (рисунок 5) Затруднились объяснить фразеологизм « Семь пятниц на неделе» (13 человек). Остальные 7 человек объяснили его неправильно: 4 ответа - «ничего не делать, бездельничать», далее «легкомысленный человек», «жить одним днем», «все дни как один или время долго идет».
« Вить веревки» - 11 человек не дали ответа,9 учеников объяснили неправильно: «обманывать или врать» (2 ответа), «надоедать человеку» (2 объяснения). Далее следующие ответы: «брать что-то», «делать не то, что нужно», «жульничать», «ничего не делать», «запутывать человека».
«Комар носу не подточит»-16 человек не смогли объяснить фразеологизм, 4 школьника объяснили неправильно: «что-то не нравится», «нечего брать», «человек, который ничего не понимает», «жадный».
Достойны внимания следующие объяснения фразеологизмов: «как рыба в воде» - ловко делает, спокойный (чувствовать себя спокойно, непринужденно, хорошо), «говорить под руку» - каркать, (обращаться к человеку, когда он занят важным делом), «уши развесил» - разные, (слушает с доверчивостью), «делать из мухи слона» - сделать лучше.
Итак, учащиеся 6-х классов иногда употребляют распространенные в их сообществе (школа, семья) фразеологизмы: вешать лапшу на уши, ворон ловить, считать ворон (в основном для ее украшения) Значения многих фразеологизмов школьники не знают, поэтому не употребляют в своей речи.
Заключение
Приступая к работе над исследованием фразеологизмов, мы еще не знали как много нового и интересного из истории русского языка, культуры нашего народа нам откроется. Мы углубили свои теоретические знания по фразеологии, узнали, что мир фразеологизмов необычайно многообразен.
В настоящее время в русском языке около 13 тысяч фразеологизмов. «Фразеологический словарь русского литературного языка» А. И. Федорова является самым полным, во «Фразеологическом словаре русского языка» А. Н. Тихонова собрано свыше 10 тысяч слов.
Результаты анкетирования показали, что современные школьники (в частности шестиклассники) лишь иногда используют фразеологизмы, распространенные в их сообществе. При этом они не понимают значения некоторых употребляемых ими оборотов. Большинство участников анкетирования признает тот факт, что фразеологизмы делают нашу речь красивее, интереснее, разнообразнее. Чаще всего школьники узнают эти устойчивые сочетания от родителей и бабушек.
В результате лингвистического опроса выявили, что значения многих фразеологизмов учащиеся понимают неправильно: из шестнадцати правильно было объяснено лишь 2.
Наша гипотеза подтвердилась: современные школьники не понимают значения многих фразеологизмов, поэтому мало употребляют их в своей речи.
Мы убеждёны в том, что понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком.
Созданные нами презентация и альбом по теме «Фразеологизмы» помогут учащимся восполнить свои знания.
Изучайте фразеологизмы по словарям В. П. Жукова, Е. А. Быстровой, Р. И. Яранцева, по словарям в интернете, узнавайте значение непонятных вам фразеологизмов, тогда вы будете без искажений понимать и передавать информацию.
И помните: мы должны сохранить богатство русского языка.
Литература
Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980. -447 с.
Краткий фразеологический словарь русского языка/ Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994. 271 с.
Источники, представленные в Internet
К. Семин: Русский язык – самая важная часть нашего сознания. (https://izborsk-club.ru)
Типология фразеологических единиц. (https://myfilogy.ru/russkiiyazyk/frazeologi/cheskix-edinicz/)
Толковый словарь Ефремовой. (https://gufo.me/dict/efremova)
Учебный фразеологический словарь. (https://dic.academic.ru)
П риложение
Рисунок 1
Р исунок 2
Р исунок 3
Р исунок 4
Качественное употребление фразеологизмов
Р исунок 5
Лингвистический опрос.
Что обозначают данные фразеологизмы?
1. Как рыба в воде____________________________________________________
2. Скрепя сердце _____________________________________________________
3. Вить веревки ______________________________________________________
4. Говорить под руку __________________________________________________
5. Поставить в тупик__________________________________________________
6. Как кошка с собакой________________________________________________
7. Делать из мухи слона _______________________________________________
8. Голова пухнет______________________________________________________
9. Тянуть за уши______________________________________________________
10. Взять под своё крыло ______________________________________________
11. Семь пятниц на неделе_____________________________________________
12. Комар носу не подточит____________________________________________
13. Уши развесил ____________________________________________________
14. Ворон считать ____________________________________________________
15. Как в воду канул __________________________________________________
16. Как в воду опущенный ______________________________________________