Литературное метро

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературное метро

Саакян С.С. 1
1Гимназия "Жуковка"
Сытник С.А. 1
1Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Московский метрополитен, или просто «по-домашнему» метро — это не только важнейшая транспортная артерия столицы — это неотъемлемая часть всей нашей жизни, символизирующая образ индустриального прогресса страны, символ экономической мощи, ее гордость и ее история.

Известные писатели И. Ильф и Е. Петров в своих очерках о Метрострое писали: «Впечатление, производимое на людей «подземными дворцами», было столь ошеломляющим, что пуск первой очереди связывался с наступлением новой «метрополитеновой эры», когда вместе «с городом совершенствуются и люди, которые в нем живут».

В мраморе, граните, стекле и металле убранства станций метро как в зеркале отразилась история государства.

Мы живем в ближнем Подмосковье но, к сожалению, мало знаем о достопримечательностях нашей столицы. В силу различных обстоятельств мы редко пользуемся метро и удивляемся, почему иностранцы. посещая Москву , так восхищаются московским метрополитеном. Еще реже мы задумываемся о том, почему станции метро получили то или иное название, чем они отличаются друг от друга. Считаю, что молодые люди обязаны знать историю своего города и должны проявлять интерес к его достопримечательностям, уникальнейшим из которых является московское метро. Подземные сооружения станций - это не подземелья, лишенные света и воздуха, они должны нести заряд оптимизма и бодрости, быть просторными, наполненными ярким светом, воспитывать культуру.

Невозможно представить свою жизнь без произведений Пушкина, Тургенева, Чехова, Маяковского, Бунина, как, впрочем, и метро без станций, названных в честь великих классиков русской литературы.

Мне стало интересно. почему некоторые станции метро получили названия, связанные с именами русских писателей,

Актуальность исследования: Своей работой мы хотим привлечь внимание подростков к исторической и культурной значимости московского метрополитена. Хотелось бы. чтобы пассажиры, услышав название станции метро, не ожидали равнодушно нужную им остановку, а представляли, что стоит за этим названием, и внимательнее рассматривали оформление станций, понимая, почему именно эти элементы украшают их стены и потолки, каким образом в декоративных элементах отражены факты биографий писателей или содержание их произведений.

Цель данной работы

Своей работой мы хотим привлечь внимание подростков к исторической и культурной значимости московского метрополитена.

– во-первых, изучение истории создания станций московского метрополитена, имеющих отношение к литературе.

- во-вторых: изучение биографий писателей, чьими именами названы станции метрополитена , а также чтение их произведений, чтобы понять причину выбора названий и эстетику оформления станций.

Объект исследования –станции московского метрополитена, названные в честь писателей и поэтов.

Предмет исследования – биографии и произведения писателей , а также декоративные элементы в оформлении станций метро Пушкинская, Маяковская. Тургеневская, Чеховская, Достоевская, Фонвизинская, Лермонтовский проспект, Бунинская аллея

Методы исследования: наблюдение, сравнение и анализ.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) Изучить материал по истории возникновения московского метро, а также станций, названия которых имеют отношение к литературе

2)Посетить указанные станции московского метро

3)Познакомиться с биографическими сведениями писателей и поэтов, чьими именами названы станции метро

4)Прочитать указанные учителем произведения этих авторов

5)Составить фотоотчет экскурсии в метро и фотовыставку в холле гимназии

6) Оформить книгу «Литературное метро»

7) Составить конспект занятия по внеурочной деятельности по теме «Литературное метро»( приложение №1)

Гипотеза:выбор названия станций московского метрополитена связан с биографическими фактами известных писателей и поэтов

Практическая направленность и новизна проекта:

Расширить и углубить знания подростков о Москве , показать метрополитен с таких сторон и в таком истолковании, которые обострят наблюдательность гимназистов, вызовут интерес к достопримечательностям столицы и литературным у наследию.

Новизна работы: Интерес к метро был всегда: с момента его появления и до наших дней. Отличительная особенность нашей работы заключаются в том, в исследовании собран и систематизирован материал об отдельных станциях, связанных с искусством слова.

Основная часть

Глава 1. Из истории московского метрополитена

Метро Москвы – это удивительный архитектурный памятник. К работе привлекли маститых русских архитекторов. 44 станции московского метро признаны объектами культурного наследия.

Оказалось, что наше метро было не первым. Первое в мире было построено в Лондоне в 1863 году. Оно было проложено на расстоянии всего 10 метров от поверхности. Обычные паровозы, которые топили углем, под землей нельзя было использовать, так как в результате горения угля образовывался угарный газ. Поэтому котел паровоза заправляли паром на каждой станции. Чтобы легче было дышать, все работники метро носили бороды, которые выполняли роль фильтров. В вагонах не было окон. Там было темно, холодно и сыро. Но все равно метро стало очень популярным видом транспорта.

Работая над проектом, мы с удивлением узнали, что попытки построить в Москве метрополитен начались еще в самом начале 20 века. Удивительным фактом является то, что первым человеком, предложившим свой план строительства метро в Москве в 1902 году, был не русский, а американский инженер Гоф. Однако его предложения были отвергнуты Государственной Думой и вызвали особенное неодобрение церкви: считалось, что под землёй находится преисподняя, и что негоже добрым христианам туда спускаться.

В двадцатые годы Москва быстро росла и в июле 1931 года было принято решение: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве. 15 октября 1934 года, от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники» - был пущен первый пробный поезд, состоящий из двух вагонов. 15 мая 1935 года, в 7 часов утра открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро и с этого момента ведёт свой отсчёт история развития первого отечественного метрополитена. Москвичи поначалу восприняли метро не как новый транспорт, скорее, как аттракцион, развлечение. На метро ходили кататься, даже одежду выбирали понаряднее словно в парк или в кино.

В последующие годы строительство метро велось постоянно, не прекращаясь даже в годы войны. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Работать в метро остались в основном женщины. На деньги, собранные работниками метро, были построены три танка и бронепоезд. Через месяц после начала войны, 22 июля 1941 года, в Москве впервые прозвучала настоящая (не учебная) воздушная тревога: вражеская авиация совершила налет на столицу. При объявлении сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов, и население размещалось под землей. Провели дополнительное освещение, позаботились о питьевой воде. В вагонах, стоявших на станциях, оборудовали медицинские пункты. На станциях сумели организовать продажу молока в бутылочках и белого хлеба для детей. Здесь можно было получить врачебную помощь, имелись передвижные библиотеки, парикмахерская. И даже показывали кино.

15 октября 1941 года поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён. Проекты строительства Московского метрополитена были продолжены во время Великой Отечественной войны. Строительство возобновилось уже в мае 1942 года. Были введены в строй два отрезка пути. На 7 станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички с надписью «Сооружено в дни Отечественной Войны».

Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время бомбежек в метрополитене столицы находили приют до полумиллиона человек. При объявлении воздушной тревоги немедленно останавливалось движение поездов.      В октябре и ноябре, когда гитлеровцы бомбили Москву особенно часто, люди могли приходить в метро на ночевку до пяти часов утра. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, остановленных у платформ. Остальные располагались на станциях и в тоннелях. Люди брали с собой и постельные принадлежности. За время воздушных тревог в столичном метро родилось 217 детей.  Во время воздушных тревог, под землей существовал подземный этаж столицы. На станциях были организованы  магазины, парикмахерские. На станции метро "Курская" работала библиотека.

За время воздушных тревог в Московском метро родилось более 200 новых жителей столицы. Несмотря на военное положение, метро по-прежнему строилось. Например, для станции «Новокузнецкая» ленинградским художником Владимиром Фроловым, погибшим во время блокады, были изготовлены мозаичные панно, которые доставили из осажденного города по Ладожскому озеру. 8 В отделке станций, вестибюлей, наземных павильонов и переходов чаще всего использовали различные виды и сорта декоративного камня: мрамора, гранита, лабрадора. Их доставляли из месторождений Урала, Карелии, Крыма и Армении. В этих камнях сохранились целые окаменевшие экосистемы, заросли губок и множество самых разнообразных моллюсков и иглокожих. Их можно увидеть на станциях «Библиотека им. Ленина», «Курская», «Площадь Ильича» и другие.

За самоотверженный труд на протяжении всей Великой Отечественной войны и надежное укрытие населения во время вражеских бомбежек коллектив Московского метрополитена был награждён орденом Ленина. За годы Великой отечественной войны было построено свыше 10 станций. Скульптурные произведения представлены на 49 станциях Московского метро. Пожалуй, самая богатая на скульптурные изображения станция – станция Площадь революции. На этой станции установлено 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Существует легенда, что лучший способ сдать экзамен – потереть нос у бронзового пса у «Пограничника с собакой». У каждого человек есть тайна и нам очень хотелось узнать, а есть ли тайны у московского метро? Оказывается, есть! Мы познакомились с большим количеством мифов и легенд о Московском метро. Большая их часть связана со строительством метрополитена. Кроме нашего метро есть еще второе метро, которое так и назвали метро-2, оно состоит из объектов секретного назначения. В настоящее время состояние 9 этих объектов поддерживается в надлежащем порядке, так как они по-прежнему имеют важное стратегическое значение. В советские времена строительство метрополитенов было делом престижа. Вслед за Москвой подземные железные дороги были проложены в Санкт-Петербурге, Киеве, Баку и других городах России.

Московский метрополитен, открытый 15 мая 1935 года, – это основа транспортной системы столицы. Он надежно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами. На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров столицы составляет 57%. Когда метро строилось, его пропускная способность составляла 2 - 3 млн. человек в день. Сейчас население Москвы превышает десять миллионов человек, и эта цифра неуклонно растет. По данным ГИБДД в 2017 году в Москве количество зарегистрированных машин приблизительно составляет 5.6 миллионов. Стоит отметить, что ежегодно в Москве становится на 8-10% автомобилей больше. До 2020 года В Москве планируется построить 60 км новых линий и 79 станций. Через 3 года должна быть сформирована вторая кольцевая линия. Сегодня московское метро является самим красивым в мире. А по размерам оно занимает пятое место, уступая Нью-Йорку, Лондону, Парижу и Токио. Вагонный парк насчитывает почти 4,5 тысячи, из которых формируется более пятисот составов. Закупаются новые вагоны

На станции Спортивная находится музей Московского метрополитена. В этом музее собраны многочисленные материалы по истории 10 Московского метрополитена, представлены интересные и редкие экспонаты. Большой интерес вызывает стенд, где рассказывается, как менялась оплата за метро и каким образом москвичи и гости столицы производили оплату за проезд. Интересно, что если двигаться по направлению к центру города, названия станций объявляет мужской голос, а против часовой – женский. Это сделано для ориентирования слабовидящих и слепых пассажиров.

Глава 2. Станции московского метрополитена, названные в честь классиков русской литературы

В своей работе мы хотим рассказать о станциях метрополитена, которые получили своё название в честь русских писателей.

Маяковская

1938

Тургеневская

1972

Пушкинская

1975

Чеховская

1987

Бунинская аллея

2003

Достоевская

2010

Лермонтовский проспект

2013

Фонвизинская

2016

«Маяко́вская» — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа в честь поэта Владимира Маяковского. Открыта 11 сентября 1938 года. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения[

Станция «Маяковская» трактуется аналогично благодаря конструкции металлических опор, превращающих подземное пространство в единый зал. Ее особенность — своеобразная пластическая форма, создаваемая изогнутыми по линиям арок полосами полированной нержавеющей стали, и красочные мозаичные плафоны, расписанные известным художником А. Дейнекой. Но спешащим пассажирам мозаика не видна. Чтобы ее рассмотреть, нужно стоять, откинув голову, непосредственно под плафоном — это секрет картины для вдумчивого, а не скользящего взгляда. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн декорированы уральским камнем «орлец» и мраморовидным известняком. Блестящие стальные ленты, огибающие арки, несут не только декоративную функцию, но и эффект иллюзии, заключающийся в противопоставлении силам сжатия силы растяжения. Такую же роль несут эллипсовидные купола. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. В своде центрального зала находятся в тридцати четырех овальные ниши, в которых расположены светильники. Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно посвященные теме «Сутки советского неба». Эти ниши визуально увеличивают пространство станции, наполняют его светом

Во время Великой Отечественной войны станция "Маяковская" стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалетов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время – одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Турге́невская — станция Калужско-Рижской линии Московского метрополитена была открыта 5 января 1972 года в составе участка «Проспект Мира» — «Китай-город». Названа по Тургеневской площади

«Тургеневская» — пилонная станция глубокогозаложения (глубина — 49 метров) с тремя сводами. Сооружена по проекту архитекторов И. Г. Таранова, Ю. В. Вдовина и И. Г. Петуховой. Диаметрцентрального зала — 8,5 метров. Пилоны облицованысерым мрамором; путевые стены украшают латунные вставки работы Х. М. Рысина и Д. Я. Бодниек; полвыложен серым гранитом (ранее — светлыммрамором); стоящим внимания элементом отделкипотолка в центральном зале являются ромбовидные плиты из стеклопластика.

«Пу́шкинская» — станция Московского метрополитенана Таганско-Краснопресненской линии. Открыта 17 декабря 1975 года. Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Самая глубокая, ведь она расположена на глубине 51 м Станция названа в честь русского выдающегося поэта А.С.Пушкина, а также из-за места расположения станции — на Пушкинской площади.

Архитектор Ю. В. Вдовин, соавтор Р. В. Баженов. Колонны покрыты белым мрамором «коелга» и образуют аркады, увенчанные декоративными фризами с рельефными изображениями пальмовых ветвей и розеток. Путевые стены облицованы белоснежным мрамором «коелга» и украшены латунной чеканкой по мотивам произведений Пушкина (по 4 на каждой стене). Чеканки посвящены: Москве (две чеканки), Санкт-Петербургу, Царскосельскому лицею, селу Михайловское, могиле поэта в Святогорском монастыре и поэтическому дару Пушкина (две чеканки). Каждое изображение сопровождается строками из произведений поэта. Станционный зал освещается роскошными люстрами, подвешенными к своду, и настенными бра. Пол выложен серым гранитом с включением тёмно-серого диабаза и диорита.

В южном торце центрального зала был установлен бюст А. С. Пушкина (скульптор М. А. Шмаков).

«Че́ховская» — станция Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена. Открыта при продлении линии на север 31 декабря 1987 года. Глубина заложения — 62 метра

Названа по улице Чехова (ныне Малая Дмитровка).

Пилоны станции отделаны светлым мрамором. Путевые стены облицованы желтоватым мрамором и украшены мозаиками работы М. А. Шорчева, Л. К. Шорчевой на тему произведений А. П. Чехова. Освещается станция оригинальными светильниками, декорированными металлическими цветами и драпировкой.

«Бу́нинская алле́я» — станция Московского метрополитена, южная конечная Бутовской линии, Открыта 27 декабря 2003 года .Названа по одноимённой аллее. Самая дальняя станция от Кремля и самая южная станция Московского метрополитена.

Станция метро "Бунинская аллея" также выделяется тем, что она наземная, эстакадного типового варианта. Имеет одну островную платформу, длина которой - 90 м, высота - 9,6 м, а ширина - 7 м. Станция имеет один вестибюль, являющийся западным - с него предусмотрен выход на Бунинскую аллею, ул. Кадырова, Черневскую. На восточной стороне предусмотрен лифт для маломобильных граждан. Сама платформа защищена от неблагоприятных погодных явлений металлическим навесом, поддерживаемым парными опорами. Пути закрыты противошумовым экраном, отчего в находящихся близ метро "Бунинская аллея" квартирах не так слышен грохот мчащихся метропоездов

«Достое́вская» — станция Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Открылась 19 июня 2010 года. Своё название станция получила по одноимённой улице, которая расположена неподалёку.

Архитекторы- Л. Н. Попов, Н. В. Расстегняева. Тема Достоевского, родившегося в этом районе Москвы, присутствует в монументально-декоративном и архитектурном решениях  — строгие геометричные пилоны, полы в чёрно-белых тонах и объединяющий всё пространство белоснежный свод со светящимися строчками

В глухом торце станции расположен портрет Ф. М. Достоевского, выполненный в технике флорентийской мозаики. На стенах подходных коридоров, торцах станции, поверхностях некоторых пилонов расположены панно из флорентийской мозаики, выдержанные в чёрно-белой гамме. Они изображают сцены, иллюстрирующие четыре романа Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»), в том числе сцены насилия (убийство старухи и Лизаветы, самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов»). Напротив выхода находится надпись: «Здесь, на Божедомке, ныне улица Достоевского, в 1821 году родился русский писатель Ф. М. Достоевский», при этом допущена фактическая ошибка: Божедомка, или Старая Божедомка, теперь называется улицей Дурова. А улица, где родился писатель, называлась ранее Новой Божедомкой.

«Достоевская» станция метро (Москва) Строительство началось еще в середине 90-х годов, но потом надолго было приостановлено. Прошло более 10 лет, и в 2007 году работы были вновь возобновлены. Были достроены две платформы: конечная – «Марьина Роща», и промежуточная – «Достоевская» станция метро. Москва удлиняла Люблинско-Дмитровскую линию, чтобы каждый район столицы мог пользоваться метрополитеном. Когда были прорыты правый и левый тоннели, а также была начата прокладка центрального зала и построен один из эскалаторных ходов, строительство в апреле 2009 года опять остановилось. Аргументом послужила нехватка денежных средств. Именно поэтому открытие станции было отложено сначала на май, а затем на июнь 2010 года. Существует два предположения, почему так долго не открывалась станция «Достоевская». Метро должно было увеличиться на две платформы – «Достоевскую» и «Марьину Рощу», но на последней не были готовы к эксплуатации эскалаторы. А второе предположение касалось оформления станции – оно заняло длительное время. Когда были готовы мозаики с изображением сцен из романов, Дмитрий Гаев (начальник метрополитена) всерьез рассматривал их демонтаж. Они пугали своей мрачностью и навевали тяжелые мысли

Спускаясь вниз по лестнице, можно увидеть с правой стороны черный мужской силуэт в шляпе, а с левой – женскую фигуру в длинном белом платье. Силуэты словно летят вниз.

«Ле́рмонтовский проспект» — станция Московского метрополитена на Таганско-Краснопресненской линии. Расположена в районе Выхино-Жулебино (ЮВАО) за Московской кольцевой автодорогой.

Открыта 9 ноября 2013 года в составе участка «Выхино» — «Жулебино»[1]Односводчатая станция мелкого заложения с одной островной платформой. Яркие цвета (от красного до желтого) соответствуют цветам радуги без синих оттенков. Считается не самой удачной с точки зрения художественного оформления..

Фонвизинская

В отделке пилонов использовался мрамор чёрного цвета. Ниши пилонов станции, обращённые в сторону центрального зала, оформлены цифровыми трёхмернымипанно художника Константина Худякова с изображением персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», первое из них запущено в декабре 2017 года

Архитектурное решение и оформление Руководителем группы архитекторов, создававших образ станции метро "Фонвизинская", выступал Н. И. Шумаков.

Основным лейтмотивом украшения центрального зала является чередование световых арок. Они образуются светильниками, расположенными на торце боковых поверхностей пилонов и водозащитных зонтов. Арки "смотрят" друг на друга, образуя освещенное пространство в проемах и затененное - в пилонах. Обязательно приглядитесь к последним в боковых залах - там они облицованы гранатовым амфиболитом, редким камнем, который добывают в Лоуховском районе Карелии. Наклонные ходы эскалаторов, своды боковых и центрального зала самой станции декорированы панелями световолокнистого водоотводящего зонта, создающими сказочное впечатление пребывания на инопланетном корабле. Станция приспособлена для слабовидящих людей: фактурные покрытия, контрастные и световые указатели. Для маломобильных граждан обустроены нескользящие пандусы, лифт в одном из вестибюлей.

Глава 3. Аналитическая часть

Таблица 1.

1

2

3

4

Название станции

Год открытия

Произведения автора, известные мне

Связь названия станции с биографией писателя

Маяковская

1938

«Хорошее отношение к лошадям» «Необычайное приключение», «Лиличка», «Что такое хорошо», «Стихи о советском паспорте». «Неоконченное»

Владимир Владимирович Маяковский приехал в Москву после смерти отца.

Станция получила свое название по одноименной площади после указа Сталина увековечить имя поэта.Это была реакция на обращение к вождю Лилии Брик о забвении великого Маяковского.

Комната Маяковского в Лубянском проезде, в семикомнатной коммуналке, стала слишком мала (11,1 м²). В 1926 году, после долгих и мучительных хождений по инстанциям, Маяковский и супруги Брик получили ордер на четырёхкомнатную квартиру № 5 во втором этаже этого дома.

Помещение было в ужасном состоянии — везде грязь, мусор, клопы, оборванные обои, отсутствие удобств.

Тургеневская

1972

«Муму»,»Бежин луг», «Бирюк» «Записки охотника»

Иван Сергеевич Тургенев не был москвичом. Староконюшенный переулок между Арбатом и Пречистенкой. Здесь, в Гагаринском переулке находился частный пансион Вейденгаммера, в который мать отдала девятилетнего Ивана, когда семья Тургеневых переехала из орловского имения в Москву, чтобы дать сыновьям образование. (Здание пансиона было уничтожено пожаром в конце 1970-х годов).

Пушкинская

1975

Стихи, сказки, «Капитанская дочка». «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве,  где-то здесь, на пересечении Малой Почтовой и Госпитального переулка, стоял дом, в котором появился на свет Александр Сергеевич Пушкин. Самого дома давно нет – деревянная постройка сгорела в пожаре 1812 года. Венчался и жил с женой Натальей Гончаровой на Арбате

Чеховская

1987

«Лошадиная фамилия». «Хамелеон». «Смерть чиновника».»Толстый и тонкий»,»Ванька», «Злоумышленник», «Человек в футляре» и другие

Своей квартиры у Антона Павловича Чехова в Москве не было!

 «Я ужасно полюбил Москву…Я навсегда москвич…Мне нужно жить в Москве …нужно видеть и наблюдать жизнь».

Жил А.П.Чехов во время учебы в Московском университете на медицинском факультете

Театр МХАТ, в котором ставили пьесы Чехова , в них играла жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова

Бунинская аллея

2003

Пока не читала

Впервые Иван Бунин приехал вМоскву в 1895 году и остановился в меблированных комнатах Боргеста у Никитских ворот. Дом, к сожалению, не сохранился.
""Старая, огромная, людная Москва" Так встретила меня Москва когда-то впервые и осталась в моей памяти сложной, пестрой, громоздкой картиной - как нечто похожее на сновидение» - позже писал Бунин, вспоминая то время.

Достоевская

2010

«Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве

на улице Новая Божедомка

Новая Божедомка в XIX веке не была престижным местом. Это был довольно захолустный район за пределами Бульварного кольца. В Божий дом привозили найденных на улице внезапно умерших людей, убитых в драках или при разбое, а также самоубийц. В такие благотворительные заведения устремлялись нищие или очень бедные больные, из них выстраивались длинные очереди. Для братьев Достоевских это была привычная картина. Вопреки запретам родителей, они общались с голытьбой. На больничном дворе Божедомки в жизнь юного Федора стали входить бедные, «униженные и оскорбленные» люди. Особенно его потрясла в отрочестве история изнасилованной девочки. Этот реальный эпизод из жизни вошел в его творчество как мотив оскверненного и поруганного детства, втоптанного в грязь. Так с раннего возраста Федор Михайлович учился состраданию.

Лермонтовский проспект

2013

Стихи, «Песня про купца Калашникова, « Мцыри»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве

о чём записано в метрической книге церкви Трёх Святителей, которая находилась у Красных Ворот,

далеко от места расположения современной станции метро

Фонвизинская

2016

Комедия «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка. С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета.

 

Заключение.

В ходе работы над проектом были выполнены все поставленные задачи:

Совершена экскурсия по станциям метро, названным в честь известных русских писателей.

Изучение биографических сведений писателей позволили определить причины выбора названий некоторых станций московского метрополитена.

Полученные в ходе работы впечатления от посещения станций метро способствовали возникновению интереса к другим достопримечательностям столицы, имеющим историческую и культурную ценность

Были созданы наглядные пособия: презентация, книга и фотовыставка

в качестве отчета об экскурсии по «литературным» станциям метро.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы частично подтвердилась. Большинство станций московского метрополитена. названных именами классиков русской литературы, действительно связаны с их биографическими данными писателей. Чаще всего это места рождения или проживания в городе. Однако главной причиной присвоения станциям метро имен известных писателей и поэтов является желание увековечить их вклад в развитие русский литературы.

Библиография:

1. Ильф И., Петров Е. Дни и годы Метростроя. М.: Московский рабочий, 1981. С.27.

3. Хазанова В. Э. Советская архитектура первой пятилетки. М.: Наука, 1980

Интернет-ресурсы:

1. nashemetro.ru. Московское метро /первые проекты 12

2. http://masterok.livejournal.com/ История Московского метро

Приложение №1

Сценарий урок «Литературное метро»

На основе разработанных материалов учитель в зависимости от особенностей подготовки класса может менять содержание урока, т.е. заменять литературные станции метро и задания в соответствии с возрастом учеников.

В начале урока ученики должны «купить билеты» (ответив на литературные вопросы) для поезда метро «Читающая Москва» .

В кабинете учащиеся делятся на три команды (учитель может разделить сам или провести жеребьевку).

Перед тем, как раздать командам рабочие листы , учитель рассказывает о предстоящей работе: «Московский метрополитен уже многие годы находится в списке обязательных мест для посещения иностранцами и гостями города. А мы создаем новую экскурсионную программу по станциям метро, которая будет называться «Метро литературное». Ваша задача — в конце урока предоставить заполненные маршрутные листы. Самый интересный вариант работы будет основой для нового экскурсионного маршрута.

Результаты своей работы группы представляют в виде небольшого рассказа о новом экскурсионном маршруте и делают вывод о том, как можно привлечь внимание не только иностранцев, но и москвичей к одному из самых красивых метро в мире.

В качестве дополнительной формы контроля могут быть использованы тестовые задания.

По дополнительным материалам для ученика могут быть подготовлены рассказы учащихся.

Работа рассчитана на 2 часа.

1 этап

Получение билетов на поезд «Читающая Москва» при помощи ответов на заданные вопросы

2 этап

Жеребьёвка учащихся для распределения по группам, получение задания и работа в группах.

3 этап

Просмотр презентации и отбор материала учащимися для составления своего экскурсионного маршрута по «Литературному метро».

4 этап

Представление обучающихся по группам своих экскурсионных маршрутов.

5 этап

Выполнение теста по итогам составления экскурсионных маршрутов.

6 этап

Обобщение результатов и оценка работы учащихся.

Задание 1.

Подумайте, на какой из «литературных» станций туристам будет интереснее, чем другим? Ответ обоснуйте и запишите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Иностранец просит вас рассказать об одной из станций метро, названной именем классика, и показать, как туда доехать. Запишите свой рассказ и нарисуйте или запишите схему нужного маршрута.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3

Объясните в 2-3 предложениях, какая фактическая ошибка допущена в оформлении станции Достоевская?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Объясните в 2-3 предложениях, с какой целью в оформлении станции «Лермонтовский проспект» использованы ярко-жёлтый, зелёный, оранжевые цвета?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Аргументируйте обоснованно, оформление какой из станций метро вы считаете наиболее удачным с литературной точки зрения (5-8 предложений).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания к «Литературному метро»

1.Какая из станций метро была основана раньше всех?

А) «Чеховская»;87

Б) «Пушкинская»;75

В) «Лермонтовский проспект»;2013

Г) «Достоевская».2010

2.К какому произведению А.П. Чехова иллюстрацией является панно с беседкой на станции «Чеховская»?

А) «Попрыгунья»;

Б) «Дом с мезонином»;

В) «Дама с собачкой»;

Г) «Учитель словесности»?

3.К какому произведению Ф.М. Достоевского нет панно на станции «Достоевская»?

А) «Идиот»;

Б) «Бесы»;

В) «Братья Карамазовы»;

Г) «Белые ночи».

4.Отрывком из какого произведения А.С. Пушкина являются слова на панно на станции «Пушкинская»: «Москва! Как много в этом слове для сердца русского слилось…»:

А) «Цыганы»;

Б) «Медный всадник»;

В) «Евгений Онегин»;

Г) «Полтава».

5. Отрывком, из какого произведения А.С. Пушкина являются слова на панно на станции «Пушкинская»: «Прошло сто лет, и юный град, полнощных стран краса и диво…»:

А) «Цыганы»;

Б) «Медный всадник»;

В) «Евгений Онегин»;

Г) «Полтава».

Просмотров работы: 1880