Как влияет видео популярных видеоблогеров на устную речь школьников?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как влияет видео популярных видеоблогеров на устную речь школьников?

Бранченко А.И. 1
1КГБОУ "Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат"
Слесаренко Т.Г. 1
1МАОУ СШ № 143 г.Красноярска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время Интернет занял значительное место в жизни школьников, почти вытеснив телевидение. В сети подростки не только получают информацию, но и пробуют презентовать себя, используя платформу YouTube и мобильное приложение Instagram. Наиболее успешно освоившие такой способ презентации себя молодые люди становятся популярными среди сверстников и даже получают высокие доходы от рекламы.

Но если дикторы телевидения «приносят в наш дом» с экранов телевизоров нормы литературного русского языка, а сами СМИ обязаны соблюдать Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»1, то видеоблогеры почти ничем не ограничены (с июля 2017 года отменены требования к распространению блогерами общедоступной информации и обязательной регистрации блогеров2). Даже знак информационной продукции закон не требует указывать на информации, размещаемой в сети Интернет, в случае, когда в видеоблоге используется нецензурная брань.3

Таким образом, видео популярных блогеров – это явление, которое следует изучать, чтобы понимать, какой вред и какую пользу оно приносит. А актуальность и новизна темы исследования подтверждается каждым кликом (лайком) подростка на ссылку YouTube.

Объект исследования: видеоблоги популярных видеоблогеров платформы YouTube.

Предмет исследования: особенности устной речи блогеров и их влияние на устную речь школьников.

Цель исследовательской работы: выяснить, что полезного и вредного для формирования культуры устной речи школьников несет увлечение просмотром видео популярных видеоблогеров.

Для достижения указанной цели в работе следует решить ряд задач:

Проанализировать литературу о видеоблогинге, видеоблогерах и особенностях их речи;

Путем анкетирования выяснить, какие видеоблогеры наиболее популярны среди школьников Красноярска, и насколько распространено увлечение их видеоблогами среди школьников;

Исследовать особенности устной речи блогеров и их влияние на устную речь школьников.

В ходе работы планируется использовать следующие методы: анализ литературных источников, анкетирование и анализ ответов респондентов, анализ речи популярных видеоблогеров и школьников при помощи разработанной мною карточки с критериями оценки, эксперимент и сравнение речи видеоблогеров и школьников.

Для исследования необходимы следующие инструменты: компьютер с доступом в Интернет, диктофон, принтер для печати анкеты и карточки анализа речи, словари и справочники русского языка (толковый, орфоэпический и тп.).

Рабочая гипотеза исследования следующая:предполагаю, что популярные видеоблогеры допускают в речи большое количество нарушений русского литературного языка, а школьники подражают им и копируют их нарушения.

Исследование влияния видеоблогеров на устную речь школьников

Теоретическая часть. Исследования видеоблогинга как явления: история, исследователи, определения основных понятий

При изучении литературы не установлено книг на темы, связанные с изучением языка видеоблогеров либо видеоблогинга, как явления. Но в Интернете имеется квалификационная работа магистра филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Манухиной С.В. «Видеоблог школьника как ресурс развития пространств эдьютеймента» (2017). Имеются также статьи с одинаковым названием «Язык блоггера» авторов Аникина О.Н. и Юрасова О.А., статья Белякова А.О. и Васильковой Е.В. «Язык блогов».

В российских словарях определения понятий видеоблог и видеоблогинг отсутствуют. Нет определения «видеоблогинг (vlogging)» и в словаре OxfordDictionaries.

Видеоблог – слово, произошедшее в 21 веке от слияния двух понятий: видео и блог.

Блог – регулярно обновляемый веб-сайт или веб-страница, которые, как правило, управляются индивидуально или небольшой группой, и где текст пишется в неофициальном или разговорном стиле. Происходит это слово от аббревиатуры weblog (в 1990-х годахweb (интернет) и log (журнал)). Й.Баргер (американский программист) сравнил блоги с бортовыми журналами на кораблях, а себя представил как виртуального путешественника.

Вторая часть слова – видео (записи, воспроизведения или трансляции, которые приводят в движение зрительные образы).

Таким образом, видеоблог – это блог, интернет-журнал, где описаны или показаны различные события в формате коротких видео. Особенность видеоблога заключается в регулярности загрузки видеоматериалов и общедоступности. Видеоблог – интернет-ресурс, который могут просматривать его подписчики или иные пользователи интернета.

Соответственно, видеоблогинг – это размещение в социальных сетях и иных интернет-источниках информации в форме видео, потенциально интересной широкому кругу пользователей интернета. Сам процесс включает в себя создание содержательного плана блога, написание текстов, съемку видеосюжетов, видеомонтаж, хронологически-системную загрузку роликов на канал (страницу в социальных сетях) в интернете.

Первый и самый продолжительный видеоблог появился 02.01.2000 года. Его создатель Адам Контрас в своем блоге опубликовал видеозапись с сообщением для друзей и близких, что он отправляется в путешествие в Лос-Анджелес для поиска шоу-бизнеса.

В 2005 году был основан хостинг YouTube, где можно создавать собственные онлайн-каналы, загружать и обмениваться видеороликами, оставлять комментарии. В 2006 году на YouTube насчитывалось порядка 100 миллионов ежедневных просмотров видеосюжетов и 65 тысяч новых добавлений видео в день.

Русскоязычная версия YouTube появилась в 2007 году. Именно благодаря развитию и доступности интернет-технологий появился видеоблогинг, который активно развивается в наши дни4.

Практическая часть: исследование влияния видео популярных видеоблогеров на формирование культуры устной речи школьников

 

Первый этап исследования: анкетирование школьников

Для того, чтобы выяснить, насколько распространено увлечение просмотром видео популярных видеоблогеров среди школьников, а также установить от чего зависит это увлечение, хотят ли школьники заниматься видеоблогингом, мечтают ли походить на блогеров, как воспринимают их речь была разработана анкета (Приложение 1).

Данную анкету предложено заполнить школьникам в 4 различных школах Советского района города Красноярска: в МАОУ СШ № 144 (м-н Солнечный»), в МАОУ СШ № 85 («Зеленая Роща»), в МАОУ СШ № 143 (м-н Северный) и Мариинская гимназия. В анкетировании приняло участие всего 209 школьников указанных школ, из них 7 школьников отказалось отвечать на часть вопросов анкеты.

По итогам анкетирования установлено следующее.

Диаграмма 1 Частота просмотра

ш кольниками видео в YouTube

Частота просмотров школьниками видео в YouTube представлена диаграммой 1.

Таким образом, более половины (54%) опрошенных школьников ежедневно просматривают видео популярных блогеров в Интернете, и лишь менее четверти (17%) равнодушны к этому явлению.

В зависимости от возраста школьников частота просмотра видео в YouTube представлена диаграммой 2.

Диаграмма 2 Частота просмотра школьниками видеов

YouTube в зависимости от возраста

Анкетирование показало, что наиболее

заинтересованными в просмотре видео популярных блогеров являются школьники от 9 до 11 лет. Достаточно высок интерес у школьников с 12 до 14 лет. Наименьшую степень увлеченности видеоблогерами показали школьники старше 14 лет, ссылавшиеся на подготовку к экзаменам.

В зависимости от школы данный показатель (частота просмотров) представлен диаграммой № 3.

Диаграмма 3 Частота просмотра школьниками

видео в YouTube в зависимости от школы

Н аименьший интерес к видеоблогерам продемонстрировали ученики школы № 85, наибольший – школы № 144. Вместе с тем, необходимо отметить, что в школе № 85 опрошено больше детей старшего возраста, а в школе № 144 – младшей возрастной группы. В целом же существенной разницы между школьниками различных школ (престижных и обычных, центральных и окраинных) не наблюдается.

Кроме того, анализ анкет показал, что 90,3% школьников из ежедневно просматривающих видео получают дополнительное образование.

Анализ зависимости частоты просмотров видео от успеваемости школьников (оценки по гуманитарным предметам) показан на диаграмме 4.

Диаграмма 4 Частота просмотра школьниками видеов YouTube

в зависимости от успеваемости по гуманитарным предметам

П росмотрами видео в Интернете наиболее увлечены школьники, имеющие по гуманитарным предметам оценку «хорошо».

Таким образом, нельзя сделать вывод о том, что просмотры видео в YouTube – это признак школьника-бездельника.

Исследование причин увлеченности школьников просмотрами видео популярных видеоблогеров показал следующее (диаграмма 5).

Диаграмма 5 Причины увлеченности школьников просмотрами

в YouTube видео популярных видеоблогеров

При этом из 202 респондентов сами хотели бы стать видеоблогерами 111 школьников (55%). Причины такого желания указаны на диаграмме 6.

Диаграмма 6 Причины желания школьников стать видеоблогерами

А нкетирование не позволило выявить точное количество школьников, являющихся на момент исследования видеоблогерами. Некоторые школьники скрывают этот факт. Часть школьников ошибочно считают себя видеоблогерами при отсутствии размещенных в Интернете видео.

Диаграмма 7 Мнение школьников о грамотности речи

популярных видеоблогеров

О собый интерес для нашего исследования представляет вопрос о том, как воспринимают школьники речь популярных видеоблогеров, считают ли ее соответствующей нормам литературного русского языка, а также, что школьники хотели бы изменить в речи любимых видеоблогеров (диаграмма 7).

Таким образом, не замечают нарушений норм русского языка в речи видеоблогеров 130 респондентов (62%), затрудняются ответить на вопрос о наличии нарушений 15 респондентов (7%). Внимательны к речи видеоблогеров и слышат ошибки – 64 респондента (31%).

При этом наиболее внимательные школьники указали следующие замечания к речи видеоблогеров: большое количество нецензурных слов (отметили 15 респондентов), нечеткое произношение звуков в словах (отметили 6 респондентов), использование слов-паразитов (отметили 3 респондента), использование непонятных слов (отметил 1 респондент), неоправданное использование иностранных слов (отметил 1 респондент), неправильное употребление русских слов (отметили 2 респондента), пожелали видеоблогерам говорить быстрее 2 респондента.

Последней задачей, которую должен был решить первый этап исследования, является определение наиболее популярных видеоблогеров среди школьников г.Красноярска. По результатам анализа анкет это:

Алена Венум (фамилия настоящая, родилась 20.04.1992 г. Кременчуге, Украина, зарегистрирована на YouTube 02.06.2015, 3009288 подписчиков);

Эльдар Джарахов и «Клик-Клак» (фамилия настоящая, родился 12.07.1994 в д.Сторожевые хутора, Россия, национальность – лезгин, проживает в г.Санкт-Петербурге; лидер музыкального коллектива «Успешная группа», ведет канал «Клик-Клак», зарегистрирован на YouTube 19.09.2014, 2471335 подписчиков);

Николай Соболев (фамилия настоящая, родился 18.06.1993 в г. Санкт-Петербурге, Россия, зарегистрирован на YouTube 16.10.2015, 3146955 подписчиков);

Элли Ди (ElliDi) (Элеонора Донская, родилась 30.03.1990 в г. Москве, Россия, зарегистрирована на YouTube 02.02.2016, 2108081 подписчик);

Катя Клэп (TheKateClapp) (Екатерина Трофимова, родилась 19.05.1993 в г.Москве, Россия, зарегистрирована на YouTube 06.12.2010, 5934984 подписчика);

Берсик (BersReview) (Наталья Берсенева, родилась 20.12.1988 в г.Москве, Россия, зарегистрирована на YouTube 18.08.2013, 1246892 подписчика);

Ивангай (EeOneGuy) (Иван Рудской, родился 19.01.1996 в д.Александрия, Украина, проживает в г. Москве, Россия, зарегистрирован на YouTube 19.03.2013, 12419868 подписчиков);

Брайан Мапс (TheBrainMaps) (Максим Тарасенко, родился 25.09.1999 в г.Кинель, Россия, проживает в г. Санкт-Петербурге, Россия, зарегистрирован на YouTube 03.06.2012, 6299939 подписчиков);

Энни Мэй (AnnyMay) (Якимова Анна, родилась 24.05.1994 в Московской области, Россия, зарегистрирована на YouTube 12.04.2016, 3941107 подписчиков);

Диллерон (DilleronPlay) (Николай Богослов, родился 16.08.1987 в г.Одесса, Украина, зарегистрирован на YouTube 17.08.2013, 3027830 подписчиков);

Марьяна Ро (MaryanaRo) (Марьяна Рожкова, родилась 07.10.1999 в г.Южно-Сахалинске, Россия, зарегистрирована на YouTube 07.01.2012, 5709899 подписчиков);

KuplinovPlay (Дмитрий Куплинов, родился 25.11.1988 в г. Оренбурге, Россия, зарегистрирован на YouTube 23.12.2012, 3995139 подписчиков).

Речь именно этих видеоблогеров проанализирована на следующем этапе исследования.

Таким образом, первый этап исследования подтвердил актуальность темы исследования и предоставил необходимую информацию для следующих этапов моей работы.

Второй этап исследования: анализ речи популярных видеоблогеров

Для анализа особенностей речи популярных видеоблогеров (а впоследствии и школьников), выбранных путем анкетирования, была разработана карточка «Речевой портрет» (Приложение 2).

С использованием карточки проанализированы по 4-5 видеороликов каждого из видеоблогеров. Результаты анализа речи видеоблогеров отражены в Приложении 3.

Нарушения норм литературного русского языка, которые выбраны мной, как критерии анализа, встретились в речи всех популярных видеоблогеров.

Реже всего встретилось нарушение, названное условно «этикет». 75% видеоблогеров не забывают приветствовать своих зрителей. Неправильно ставят ударение в словах менее половины (42%) видеоблогеров.

Но абсолютно все видеоблогеры используют в речи слова, не относящиеся к литературному русскому языку (слэнг, нецензурные либо грубые слова, просторечия и иностранные нелитературные слова), а также неверно употребляют слова. Почти все видеоблогеры (92%) позволяют себе искажать звуки, либо имеют особенности произношения, характерные для жителей юга. Частично это объясняется тем, что трое видеоблогеров (Алена Венум, Диллерон, Ивангай), действительно, родились и живут (кроме Ивангая) на Украине. Словами-паразитами засорена речь большинства видеоблогеров (92%). Довольно распространено такое нарушение, как неверное построение предложений (83%). Много незаконченных («брошенных») предложений, много предложений, в которых слова не согласованы, либо словосочетания разделены ненужными словами.

Но в речи популярных видеоблогеров имеются и достоинства, основными из которых являются легкость, непринужденность и высокая скорость речи, отсутствие пауз. Достоинства речи видеоблогеров приведены в Приложении 4.

Таким образом, большинство блогеров (67%) стараются придумывать новые слова. Более половины из них (58%) используют возможности языка, чтобы выразить эмоции и создать определенную атмосферу в видеоролике. Треть (33%) видеоблогеров обогащают речь прилагательными и художественными приемами (олицетворениями, сравнениями, метафорами), около половины (42%) пытаются продемонстрировать эрудицию. Половина (50%) блогеров использует в речи преимущественно сложные предложения.

Третий этап исследования: сравнительный анализ речи блогеров и школьников

Для дальнейшего исследования мне необходимо было получить свободные образцы речи школьников.

Школьники, заполнявшие анкеты, были разделены мною на две группы: увлеченные видеоблогерами и равнодушные к этому явлению. В первую группу отнесены те школьники, которые имеют свои видеоблоги, и те, которые почти каждый день (согласно анкете) просматривают видео популярный блогеров. Вторую группу составили школьники, которые в анкетах отметили, что не имеют каналов и редко смотрят видео в Интернете.

Для получения образцов устной речи и тех, и других мне пришлось найти видеоблоги школьников в YouTube, и провести два небольших эксперимента.

Эксперимент 1

Для получения образцов устной речи школьников из Интернета было скопировано два видеоролика (для девочек и для мальчиков), и удален звук. Было предложено школьникам придумать звуковое сопровождение к любому из видео в свободной форме (комментарий, озвучивание и тп.). После предварительного просмотра видео, каждый школьник попробовал придумать и озвучить видео. При этом речь была записана на диктофон. Подобный эксперимент позволил получить образцы устной речи школьников в ситуации, приближенной к процессу создания видеоблога в жанрах обзор и летсплэй.

Результаты анализа речи 13 школьников, увлеченных просмотром видео популярных блогеров (из них 9 имеют собственные каналы на YouTube), отражены в Приложении 5.

Сравнительный анализ устной речи популярных видеоблогеров и школьников, увлеченных просмотрами их видео, представлен на диаграмме 8.

Диаграмма 8 Сравнительный анализ речи популярных

видеоблогеров и увлеченных ими школьников

К ак и популярные видеоблогеры (75%), школьники (69%) стараются не забывать приветствовать своих зрителей. Речь 77% школьников содержала нарушения произношения слов, тогда как у блогеров этот показатель даже выше (92%). Неправильно поставленное ударение встречалось в речи блогеров чаще (42%), чем у школьников (15%). Неправильным употреблением слов отличились все блогеры и школьники (100%). Показатель наличия слов-паразитов в речи блогеров оказался ниже (92%), чем у школьников (100%). Использование нелитературных слов оказалось присуще всем блогерам (100%), но не всем (62%) школьникам. Неправильно построенные предложения выявлены в речи 83% блогеров. Этот показатель у школьников равен 77%.

Таким образом, выбранные нарушения встречаются и у популярных блогеров, и у школьников, увлеченных просмотрами их видео. При этом часть нарушений встречается одинаково часто у обеих групп, а некоторые нарушения (неправильное произношение, нелитературные слова, неверное ударение, неправильное построение предложений) – чаще у блогеров. Лишь по частоте использования слов-паразитов школьники превзошли блогеров.

Речь большинства школьников, как и блогеров, преимущественно эмоциональная и непринужденная. Школьники стараются использовать сложные предложения, менять интонацию. Несколько школьников пытались придумать новые слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Эрудицию школьники не демонстрируют, художественные приемы не используют.

Анализ образцов устной речи 10 школьников, равнодушных к просмотрам видео популярных видеоблогеров, представлен в Приложении 6.

Сравнительный анализ речи школьников двух групп (увлеченные и равнодушные) представлен на диаграмме 9.

Диаграмма 9 Сравнительный анализ речи школьников,

увлеченных видеоблогингом, и школьников, равнодушных к нему

Н ачать речь с приветствия собеседника (пусть и виртуального) школьники, мало интересующиеся блогингом, забывают значительно чаще (80%), чем школьники, увлеченные просмотром (и созданием) видеоблогов (31%). Чаще неправильно произносят слова (77% против 30%), неверно ставят ударение (15% против 0%), и неправильно употребляют слова (100% против 60%) школьники, увлеченные блогерами, в сравнении со своими сверстниками, равнодушными к этому явлению. Также дело обстоит и с использованием нелитературных слов (62% против 10%). При этом слова-паразиты встречаются в речи всех (100%) школьников, независимо от их увлеченности видеоблогерами. А неправильно построенными предложениями отличились школьники, равнодушные к блогерам (90% против 77%).

Но явным недостатком речи школьников, равнодушных к просмотрам видео популярных видеоблогеров, явилось то, что устная речь их в сравнении со сверстниками, увлеченными видеоблогингом, преимущественно напряженная, медленная, неэмоциональная и несодержательная. Они больше стесняются, долго подбирают слова. Тогда как школьники-блогеры либо интересующиеся этим явлением, говорят преимущественно легко и много.

Четвертый этап исследования: сравнительный анализ речи школьников до и после просмотра видео популярных видеоблогеров

Эксперимент 2

Чтобы проанализировать, как изменяется под воздействием видео популярных видеоблогеров устная речь школьников, мною было предложено школьникам второй группы (равнодушным к просмотрам видео) в течение месяца после первого эксперимента просматривать видео 12-ти вышеперечисленных популярных видеоблогеров. После этого мной снова были записаны на диктофон образцы речи школьников (озвучивавших и комментировавших те же видеоролики).

Анализ речи школьников второй группы (равнодушные к просмотру видео) после того, как они посмотрели видеоролики проанализированных нами видеоблогеров, представлен в Приложении 7.

Анализ изменений устной речи школьников до и после просмотра видео популярных видеоблогеров представлен на диаграмме 10.

Диаграмма 10 Анализ изменений речи школьников, не интересующихся

видеоблогингом, до и после просмотра видео популярных видеоблогеров

Т аким образом, можно сделать вывод о том, что в речи школьников, не интересовавшихся YouTube, после просмотра в течение месяца видео популярных видеоблогеров произошли изменения. А именно, увеличилось количество школьников, использующих нелитературные слова (с 10% до 67%). При этом количество допускающих нарушения, связанные с неправильно построенными предложениями, снизилось (с 90% до 44%). Кроме того, снизилось количество школьников, использующих в речи слова-паразиты (со 100% до 44%). Незначительно, но уменьшилось количество нарушений, связанных с отсутствием приветствий (с 80% до 67%).

Вместе с тем, следует отметить, что до просмотров видео половина школьников, равнодушных к видеоблогерам, больше молчала, чем говорила. После просмотров этот показатель снизился до 22%. У большинства испытуемых речь стала эмоциональнее и быстрее, появились художественные приемы (олицетворения, сравнения), заметны попытки говорить «по ролям», включилась фантазия и словотворчество.

Заключение

В результате исследования рабочая гипотеза в целом подтвердилась, и цель работы достигнута: выявлены примеры вреда и пользы увлечения школьников просмотрами видео в YouTube. В частности, установлено следующее.

Во-первых, большая часть школьников ежедневно просматривает в YouTube видео любимых видеоблогеров. Портрет школьника, увлеченного просмотрами видео: «хорошист» 9-14 лет, получающий дополнительное образование. При этом не имеет значения пол ребенка и уровень школы, в которой он учится. Привлекательность видеоблогеров школьники объясняют наличием у них умений, знаний, чувства юмора и интересными видео. Больше половины мечтают сами заниматься видеоблогингом, потому что, по мнению школьников, это принесет им популярность и высокий доход, даст возможность интересно проводить время и делиться своими знаниями и умениями. При этом большая часть школьников не замечает в речи популярных видеоблогеров нарушений норм литературного русского языка.

Во-вторых, видеоблоги – явление неоднозначное. А популярные видеоблогеры влияют на речь школьников как положительно, так и отрицательно. Наиболее частыми речевыми нарушениями популярных видеоблогеров оказались: использование в речи слов, не относящихся к литературному русскому языку и слов-паразитов, неверное употребление и произношение слов, неправильное построение предложений. При этом выявилось, что основными достоинствами речи блогеров являются легкость, непринужденность, высокая скорость речи, словотворчество, эмоциональность, использование сложных предложений, наличие приветствия виртуального зрителя. Отдельные видеоблогеры используют художественные приемы и стараются продемонстрировать эрудицию.

Увлеченные видеоблогерами школьники в ходе эксперимента (свободного комментирования видео), а также в собственных видеороликах, размещенных в YouTube, продемонстрировали те же речевые нарушения и достоинства, что и популярные видеоблогеры, и почти также часто.

При сравнении образцов спонтанной устной речи школьников, увлеченных просмотрами видео популярных видеоблогеров, и школьников, равнодушных к этому явлению, выяснилось, что увлеченные видеоблогерами школьники чаще неправильно произносят и неверно употребляют слова, чем их сверстники, мало интересующиеся видеблогами. Та же ситуация и с использованием в речи нелитературных слов. Вместе с тем, начать речь с приветствия чаще забывают школьники, равнодушные к видеоблогерам. Они же чаще неправильно выстраивают предложения. Кроме того, устная речь их в сравнении с речью сверстников, увлеченных видеоблогингом, более напряженная, медленная, неэмоциональная, и малосодержательная.

Кроме того, влияние речи видеоблогеров на речь школьников подтвердил и второй эксперимент. После более частого (в течение месяца) просмотра школьниками, равнодушными к видеоблогингу, видео популярных блогеров речь изменилась. Причем как в положительном, так и в отрицательном направлении. Увеличилось количество школьников, использующих нелитературные слова, но снизилось количество допускающих неправильное построение предложений. Кроме того, после просмотров видео на четверть снизился показатель преимущественно «молчащих» школьников, больше школьников вспомнило про приветствие. У большинства испытуемых речь стала эмоциональнее и быстрее, появились художественные приемы (олицетворения, сравнения), заметны попытки говорить «по ролям», включилась фантазия и словотворчество.

Поскольку каждый второй школьник хочет стать видеоблогером, мной разработана памятка, которую можно использовать при создании видео для видеоблога (приложение 8).

Литература:

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.06.2005, № 23.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31.

Аникина О.Н. Язык блоггеров // Интернет-портал ProШколу.ru. -2011. [Электронный ресурс]. URL: https://proshkolu.ru/user/olganikina/blog/130041/.

Беляков А.О., Василькова Е.В. Язык блогов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXII междунар. Студ. Науч.-практ. конф. № 7(22). – URL: http://sibac.info/archive/guman/7(22).pdf.

Манухина С.В. Видеоблог школьника как ресурс развития пространств эдьютеймента / С.В. Манухина; Квалификационная работа магистра. – Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб, 2017. – 187 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – Москва: Издательство АСТ: Мир и образование, 2016. – 736 с.

Словарь правильного произношения в современном русском языке / Сост. И.А. Мудрова. – Москва: Центрполиграф, 209. – 283 с.

Юрасова О.А. Язык блоггеров // Основные проблемы гуманитарных наук: сб. научн. Трудов по итогам мн. Науч.-практ. конф. Секция № 16 Русский язык. – Волгоград. – 2014. – URL: http://izron.ru/articles/osnovnye-problemy-gumanitarnykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauchno-prakt/sektsiya-16-russkiy-yazyk-spetsialnost-10-02-01/yazyk-bloggerov/.

Приложение 1

АНКЕТА (образец)

Дорогой друг! Я провожу исследование популярности видеоблогеров и прошу тебя помочь мне. Ответь, пожалуйста, на предлагаемые вопросы. Заранее спасибо!

Смотришь ли ты видео в YouTube и Instagram?

Д а Нет

Есть ли у тебя любимый видеоблогер (видеоблогеры)?

Д а Нет

Назови имя или ник твоего любимого видеоблогера (видеоблогеров)?

Как часто ты просматриваешь видео своего любимого видеоблогера (видеоблогеров)?

н есколько раз в день

стараюсь каждый день

несколько раз в неделю

несколько раз в месяц или реже

Чем твой любимый видеоблогер (видеоблогеры) тебе интересен?

В чем бы ты хотел(а) быть похожим на любимого видеоблогера?

Как ты считаешь, соответствует ли речь твоего любимого видеоблогера нормам литературного русского языка?

Д а Нет

Что бы ты предложил своему любимому видеоблогеру изменить в его речи?

Есть ли у тебя свой видеоблог (канал) на YouTube (и)или страница в Instagram?

Да Нет

Под каким ником или именем зарегистрирован твой видеоблог (канал, станица)?

Если у тебя нет своего видеоблога (канала, страницы), то почему?

Хотел бы ты размещать видео в Интернет и стать видеоблогером?

Да Нет

Почему ты хотел бы стать видеоблогером?

А теперь сообщи, пожалуйста, сведения о себе.

Т вой возраст? 9-11 лет 12-14 более 14

Т вой пол? Ж м

Твоя оценка за прошедший учебный год по русскому языку?

« 5» «4» «3»

К акое дополнительное образование ты получаешь?

Спорт музыка иностранные языки

ИЗО прикладное творчество никакое

Иное _____________________________________

Благодарю за помощь!

Приложение 2

Образец карточки «Речевой портрет»

Приложение 3

Нарушения норм русского языка в речи популярных видеоблогеров

Видеоблогер, видеоролики

Этикет

Нарушения норм произношения

Неправильное ударение

Неправильное употребление слов

Слова-паразиты

Грубые слова, просторечия, слэнг, иностранные слова

Неправильно построенные предложения

Алена Венум: «Мое темное прошлое», «5 плюсов и 5 минусов Америки», «Если бы я была девушкой другого известного блогера», «Давай пожрем», «Самая крутая распаковка»

есть

чё, сивоня, ета, у теа, ничё себе, скока, тока, котрые, пдарили, сёдня, шоб ты, тощно, щас, сушай, терь, во так вот, дейсительно, звук [г] как [гх], мягкий [ж]

Начался, загнала, для антуража.

Запариваться с комбинированием цветов в одежде, задорого, таких толстых как именно в Америке, воспринимала на эмоциях, попустить, поле для рассуждения, здоровый рецепт, все рецепты удались

блин, ну, вобщем, короче, как бы, реально, на самом деле, типа, чисто

замутить, запариваться, отстойное, сожри, крутяк, эмарь, тусуюсь, тырили, полный пипец, прикол, жиробас, понатыканы, чувак, дурь, пофиг, мразь, таскаю, заткнуть, наперед

Здесь идет просто от полного низа до полного верха. У нас есть возможность более-менее оценить с нашей колокольни, как это жить во Америке.Она не страна для тех, кто хочет просто работать. Если вы живете в России, Казахстане и весь остальной мир.

Джарахов Эльдар: «Авария на BMW с Поперечным», «Страшные аттракционы Астерикс-парка», «Старый в огне», «Это произошло»

нет

ребят, здрасьте, щас, счас, чё, здорова, ничё, ето, смари,наэрно,

 

наделать фраз, обзор на BMW530, по классике, потыкайте, режем самую грязь, забавно повеселились, вызвать лояльность

короче, типа, прям, на самом деле, реально, вот, вобщем

нецензурные слова, видосы, зацените, чувак, сторис, врубались, гейропа, тусовый, чмо, ссы, угореть, фигня, дерьмо

 

Соболев Николай: «Блогеры против цензуры», «Глупые студенты: правда или миф», «Соболева хотят заткнуть», «Драка школьников», «Синий кит»

да

чё, посмарел

 

комментарии разрываются, интеллектуально-образованная молодежь, за это его пытаются заломать, выйдет видеоблог

22ообще, конкретно, реально, на самом деле, прям, ну

нецензурные слова, погнали, бомбить, чувак, кремлеботы, втирает, подставить, фигарит, заломать, косяки, втащить

На этой неделе в конце выйдет мой видеоблог.

Элли Ди: «Игровой домик из картона», «Пять фактов моего детства», «Город призраков на острове Кипр», «Неловкие ситуации», «Строим мегафорт из снега»

да

чё, етот, щас, ваще, ничё, шоб, посмреть, храшо, то есь

застелён

по итогу, сделать крышу у этого домика, преподавать урок, сольные песни, страшно об этом представить, по детству, крепость будет коситься, более маленький, терпел терпеливо

типа того, вот, ну, короче, реально, 22ассат, как бы, на самом деле, как-то так, блин, по большей части, и все такое, потом

обалденная, выдвигался, жесть, полный трэш,

Было удивительно, что когда уже должны были приходить гости. Когда я уже брала Джину, я уже была к этому готова. Это было ущерб полный. Я его сильно вот так хлопала.

Катя Клэп: «Как поднять настроение?», «Мое лето 2017. События», «Вызов принят: поедение лимонов», «Галявуд», «Веселые пятницы»

да

ничё, посмреть, тока, ето, чё-то, сёня, ощень, зесь, щас

палит (солнце), горами

сахарами, память на выживание, происходит активность, я включила на телевидение, могу вам заверить, я не смогу помочь в трудную ситуацию, завесить рюкзак, пить кофе с ложечкой внутри, сыпанула, на середине событий, окружают рядом, глядите за моим твиттером, на больших пирствах, паркануться

короче, типа, вообще, без всяких там, блин, на самом деле, вот, черт, вот так вот, типа такого, как-то, в том плане, это вот, чисто, а еще, при этом

нецензурные слова, забьет мозг, шарахнуть, не отлипать от ящика, хавать, офигеть, здоровское, поржать, моральные уроды, не парились, потрещали, пронесло

Впервые уже сейчас увидела в новостях и еще кучу других стран. То, что стараешься, его легко достичь. Какую музыку любимую я слушала. Вся эстетика 90-х годов – это тот момент, когда я считала, что люди в телевизоре просто боги. У меня есть хлопушка – вообще никогда ее не делала. Я вам желаю теперь сейчас удачи!

Берсик: «Посылка из США: много классных кукол», «Тайна моих фотографий с куклами», «Что скрывает корсет», «Кукольный зоопарк», «Охота на кукол в Москве»

да

 

граффити

призами для этого месяца, обзор на нее

 

западать, спойлерну, хотелки, стрёмно, фанатела, задник, оутфиты, пофоткать, развлекухи

А чтобы узнать больше, то обязательно заходите. Чтоб казаться, что у них есть скулы.

Ивангай: «Поход в музей», «Загадка моего села», «Повелитель спиннеров», «Чуть не облажался на Вечернем Урганте», «Уйти из реальности»

да

чё, си равно, нету, сылшь

 

тыкать по кнопкам, не можно, вернулся обратно, обескровлены (про тела птиц), не прошла село стороной, словить, решение у вопроса, журналист из меня такой себе, делать расследование, приравнивать след убийцы со следами упыря, что терроризирует округу, на аналогии с тем, решил одеть к кроссовкам, вышел первый опыт на телевизоре

ну слушайте, вау, блин, значит, вобщем, типа

нецензурные слова, много непонятных иностранных слов, погнали, тусить, фигня, тыкать, папас лавандос, сваливаем, офигевал, сфоткался,балдеть, хавать, чувак

Тыкал по кнопкам что можно, и что нельзя. И что, мы посмотрим, будет с ютубером? Просила мама показать красивые ее цветочки. Что это щит капитала Америки настоящий. И ее я не смог пройти мимо.

Брайан Мапс: «Ты меня слышишь?», «Как попасть в тренды Ютуба», Зависим от спиннера», «Супердетектив», Званый ужин»

частично

чё, ничё, щас

 

рассказать информацию, более тупее, не усмотрели такого поворота, обзоры на автомобили,путем работы психологов мы выяснили, видео по Майнкрафту

ну, блин, 23ассат-то, на самом деле

нецензурные слова, пофиг, 23асса, ботан, капец, фигней, жрать, магаз, дерьмо, достал меня, чувак, по роже, видосы, дерьмецо, заткнешься, слопали

 

Энни Мэй: «На меня напали», «Ночь пугающая загадками», «Плохие новости», «Я нашла его», «Еда против чипсов»

да

щас, ничё

 

решить ситуацию, попробовать свои слабости, ходит такой тренд

и, блин, реально, прям, вот это вот, правда, как бы, короче, 23ассат, типа, просто

офигенный, кривовастенько, жесть, обалденная, офигеть, прикольно, ни фига

Это безумно, конечно, все любопытно. Я вчера установила всё-всё-всё это дело. Пока то, что я вижу, ничего не приходит. Я боюсь увидеть то, что я боюсь увидеть. Это, действительно, моё предположение или нет? Я реально закрытым носом. Очень сильный вкус, что это чипсы и чуть-чуть нотка вкуса зеленого лука.

Диллерон: «Секрет раскрыт», «Большая тайна жителей деревни», «Свинка Пеппа и мистер Крабс», «Build Battle. Ч.6»

частично

ничё сее, чё, шо, ваще, не-не, никада, шо-то, монный, щас, еси, сари, тока, терь, ето, псри, скока, несмря на, мож, шоб, звук [г] как [гх]

медведя, медведю, обсидиан, начала, клешни

нужно быть побезопасней, повешать картинку, нужно потолстее, время осталось 40 секунд, человеки, сколько кольцев, очень производственный процесс, сгнивай, абстракционная фигня, рисовательство, рука один, рука второй, весь в картинки, нужен менее красный цвет, на заднем фоне

вообще, как-то, просто вот, прям, ну, короче, слушай, на самом деле, блин, серьезно, по-любому, по идее, вот здесь вот, реально, типа, вроде бы, примерно, по ходу, ну-ка

нецензурные слова, рубануть, мощно, прикольно, круто, какого фига?, жестятина, стремно, заныкались, капец, навалил, чертова, тащить, фиговина, вигарить, офигенный, чухаюсь, сдохнешь, спереть, стоять на шухере, дофигища, ни хило так, 23ассатижи, заморачиваться, чувак, упороться, крутяк, не тупить

Вот если это ракета что ли? Что будет уже с пассатижи? Мне змея жует. Не получается или нам можно даже пострелять немного будет? Взять и построить что-нибудь с глазами. Закончить то, что я хочу именно сделать.

Марьяна Ро: «Так больше нельзя», «Что в моей сумке», «Угадай-ка. Челлендж», МР в жизни», «Как подготовиться к выпускному»

да

чё, ничё, жувачка, шоб, смари, еси, ето, посморим, добро пжалось, более ткое, вэнутри

 

сниматься на ютуб, какие у вас составляющие точки, на стиле, максимально немножечко, рисовка, очень много несогласованных по падежам словосочетаний

вообще, так-так, вот черт, короче, итак, ну, ээ, вот это вот, на самом деле, не суть, кесю-месю, супер

вот так фак, о майн гот, фигня, отжахала, и, клевый, крутой, мазафаков, девки, прикольно, прикид, затухнут

Люди интетерсно отвечают мой образ. Не всегда внешняя составляющая может быть интересна. Обычная Марьяна, какая в жизни.

Куплинов: «Нужно иметь свои мозги», «Создание новой сверхрасы», «Джунглиада Джонс», «Музейная хренотень», «Рейстлер моей мечты»

да

смори, чё-то, шо, щас, еси, поял, ничё, терь, рази, шоб, тока, ваще, кроче гря

 

агрессировать, не нужно быть напуганным, мозги в твою голову войдут,игра, по которой нам нужно помочь, зарядить в лоб

короче, типа, опа, вот, ну-ка, по ходу, прям, вроде того, поехали, окей, ну ладно, без проблем, по-любому, в принципе, по-новой, на самом деле,опачки, в смысле? Ити же, 24ассатижи!

Нецензурные слова, прикольно, затесались, сожрет, чуваки, по чесноку, козел, хренотень

Эта игра показывает, нельзя себя вести. (очень много незаконченных предложений).

ИТОГО:

3 из 12 (25%)

11 из 12 (92%)

5 из 12 (42%)

12 из 12 (100%)

11 из 12 (92%)

12 из 12 (100%)

10 из 12 (83%)

Приложение 4

Достоинства речи популярных видеоблогеров (те же видеоролики)

Видеоблогер

Новые слова. Новые значения слов

Наличие прилагательных и художественных приемов

Наличие сложных предложений

Наличие признаков начитанности

Эмоциональное разнообразие

Алена Венум

мастер-шутейщик, авокадульки, принтяшки

прилагательных много, радуга лилась изо рта, яблочная страна, прилизанный как ботан

много

 

много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Джарахов Эльдар

шикосная атомосфера, Гейропа

 

много

 

много междометий, выражающих эмоции

Соболев Николай

цензурить, шаурменечку-шаурмень, гипетрафировать,

вписалась с ходу в ипотеку,

много

упоминание книг «Мастер и Маргарита», «Дон Кихот»

 

Элли Ди

 

 

мало

сведения об истории Кипра

 

Катя Клэп

 

просневшееся пищеварение,

мало

про генную память, психологические значения цветов

 

Берсик

 

 

много

много информации о сериях и выпусках кукол

много наречий, выражающих эмоции

Ивангай:

научно-деградирующий

трафик на улицах, перестрелка сэлфи, шарик скатывается, как ютубер

много

об открытии Коперника, о чупакабре

много наречий, выражающих эмоции

Брайан Мапс

спиннерцизм, чипсинка

 

мало

 

блогер исполняет несколько ролей в своих видео

Энни Мэй

кривовастенько, ядренка

 

мало

 

блогер создает атмосферу ужаса и таинственности

Диллерон

стеклецо, жестятина

 

много

 

 

Марьяна Ро

 

 

мало

 

 

Куплинов

много, но нецензурные

 

мало

 

юмор

ИТОГО:

8 из 12 (67%)

4 из 12 (33%)

6 из 12 (50%)

5 из 12 (42%)

7 из 12 (58%)

Приложение 5

Анализ речи школьников, увлеченных просмотрами видео в YouTube

Дети

Наличие приветствия

Нарушения норм произношения

Неправильное ударение

Неправильное употребление слов

Слова-паразиты

Грубые слова, просторечия, слэнг, иностранные слова

Неправильно построенные предложения

Примечания

Alexa Cool (блогер)

есть

чё, во такут, ничё,

 

последованности, делать прикуску, мнем банан, жидкость расплавилась, приготовление бутерброда очень вкусно, дегустатором будет я, боюся, использовать бутерброд на природе, на ваш счет, как это выглядит?

Вобщем, вот так вот, в принципе, ну, вот, блин, прям

байда, кайф, вкусняк, капец

Из одного до десяти я ставлю десять. А сам номер последованности упражнений мне не очень понравился. Вот смотрите, это уже на ваше усмотрение. Как вы думаете, на ваш счет, как это выглядит? Мы не знаем, как договоримся, так и выйдет.

Речь непринужденная. Сложные предложения есть. Эмоционально.

Виктория Красивая (блогер)

есть

проволка, такут, щас, всего лишь-то, сёдня, во такой вот

каталог

ёмкость, в которой мы все будем мешать, придаст ароматного вкуса, развалистая, о моих любимых блогеров, заметили на моем новом имидже, обзорчик на подарочек, какой из выборов больше нравится, пронумеруй номера, на которую будет цепляться, нас встретил наш набор, скрепливаем, по своему совету, надо подсохнуть наш конвертик

дальше, вот, короче, вобщем, как бы, там, ну, кстати, вот этот вот, типа, эта, вот так

 

Если б в камере это так передавалось божественно. Еще, конечно, я хотела вам рассказать много еще чего. Ну а мы потом снимем, как мы уже будем это делать все. У меня есть сейчас вам покажу какая вот. Видите, то есть я прикрепила и украсила. Мне из этих именно нравится.

Речь непринужденная. Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Прилагательные используются. Сложных предложений много. Есть незаконченные и несогласованные предложения. Попытки показать начитанность.

SnezhanaLove (блогер)

есть

такут, во такой, чё-то, (не произносит гласные звуки первых слогов)

 

прощелочка, на три половинки, не знаю, по какому слою намазать нужно, весь ее снимаем, давайте разукрасить фломастерами, на ухо это не оденешь, обзор на журнал, в бежерозовых тонах, можно сделать куколки

вот, тоже, во такие вот, конечно же, так, тут, вобщем, ну

прикольные, видосы

Не знаю, почему мне это самое интересное работать изолентой. Мы замотаем ее всю капсулу нашу погремушку. Тут их очень много цветов. Я смотрю Софию Прекрасную, если честно, но иногда. Это его мишка, с кем он спит.

Речь очень быстрая, непринужденная, эмоциональная. Много прилагательных. Сложных предложений много. Попытки придумывать новые слова.

Мисс Юля (блогер)

есть

стока, тока, щас, си равно, теа, сотрела,

красивее, дороги

сперва, оно (книжечка), из светящих резиночек, она была для меня трудно, две самых популярных фигурок, не доплетаю человечки, делать викторины, очень сильно криво, чем больше видео, тем много подписчиков, главный вещь, намываю руки, скрепливаем в каким-нибудь баночке

и, это такая вот, тут они, на самом деле, потом, вот, вот такой вот, в принципе, как бы, типа, итак, вот этот

 

Простите то, что так не было давно видео. Сперва что я вам покажу. Это фигурки пока что я сплела. Вот мой сам набор. Тут много бумаг, которые я не знаю. То вы будете получать о моих новых видео.

Творчество и фантазия задействованы при озвучивании. Есть прилагательные. Рассказ о том, что растет в деревне на огороде. Много сложных предложений. В ролике есть разыгранный по ролям сюжет. Речь непринужденная.

Ночькрутисон (блогер)

частично

чё, щас, скока, мине, сотри, нету

 

засовываем в папку, ложим в рюкзак, третьи делом – по русскому, прикупила, вкусно такая будет

так, на самом деле, вот, ладно, ну да, итак, ээ, типа, ну и вот, еще, короче, 26ообще-то, это получается

нецензурные слова, офигенная, разэтовать

Это получается ручка, у нее, получается, шесть цветов.

Речь непринужденная. Простые предложения. Прилагательных мало.

Loshakova14 (блогер)

есть

чё-то, щас, ща, ничё, си равно

 

что по этому трюку думаете, вам реально заинтересовалось, очень сильно думала, 27ообще27но, мнет девушке массаж

и, значит, реально, там, типа, вот именно, короче, и, вот, ладно, но, как бы, блин, и поэтому, в принципе

грубые слова

Очень много не было видео. Вот вы видите на видео, что у меня ни кровь, ниче не течет. Ну а если кто-то и что-то хочет доказать, и чтобы я на видео это сделала. Где хотите, так и хотите. У меня нет такой возможности, чтобы снимать для вас. Я что-то подумала, что кому-то что-то нравится мои видео.

Речь непринужденная, эмоциональная. Предложения сложные, но не законченные либо несогласованные. Прилагательных мало.

06Olya03 (блогер)

есть

 

 

недоготованная вишенка, проставляйте пальчик

ну, ладно, блин, и, вот

 

Блинчик должен формы быть собаки. Если тебе именно понравилось, то проставляйте пальчик вверх.

Речь непринужденная, видео групповое (две девочки пекут блины), весело общаются. Прилагательные используются. Сложные предложения есть.

Zrakzum (блогер)

частично

чё, щас

 

пятирной, мелкие школьники

ну, и, как бы, короче, типа, вот, там, эта, значит

офигенный, офигеть, нецензурные слова, тупой, грубые слова

Хотя он крутится быстро, но эта вам так кажется. Отдаю ему этот другой спиннер, тоже лучший, но зато у него, знаете, какая.

Речь непринужденная. Ведет соревнование и диалог с детьми. Прилагательные не используются. Сложные предложения есть, но не всегда согласованные.

Ульяна Like (блогер)

есть

кроче, шо, во этот вот, чё

 

мне признательно, распорядок по английскому

короче, ладно, вобщем, вот, блин

не фиг, прикольная, капец, я их урою, бла-бла, нецензурные слова

Тут я писала, всякие строчки рисовала. Вот моя тоже любимая страничка. Вот тоже моя такая нормальная страница.

Речь непринужденная, эмоциональная. Простые предложения. Прилагательных мало.

Респондент 1

 

пусь, чё, щас

 

больно ноге, машины делают восстание против людей

вау

фигня, эпика, грубые слова, полицай, горите в аду, экшн

 

Сложные предложеня есть, эмоциональная непринужденная речь.

Респондент 2

 

 

 

они бы уже друг с другом бы врезались

так, 27ообще, же, вот так, давным-давно, к тому же

 

И люди, они даже не пострадали. В этой машине тот кто сидел в лимузине уже умер давным-давно.

Предложения простые. Не эмоционально.

Респондент 3

 

шо, [ш] как [ф]

 

воспламеняются пламенем

как бы, в шоке, ну

офигеть, напрочь

 

Есть сложные предложения, много вопросительных и восклицательных предложений. Много незаконченных предложений. Непринужденная речь.

Респондент 4

 

 

 

машины ездят сами себе, машину управляют сами по себе

так

 

 

Много вопросительных и восклицательных предложений. Предложения простые. Мало говорил.

ИТОГО

4 из 13 (31%)

10 из 13 (77%)

2 из 13 (15%)

100%

100%

8 из 13 (62%)

10 из 13 (77%)

у 100% детей речь непринужденная, без пауз

Приложение 6

Анализ речи школьников, равнодушных к просмотрам видео в YouTube

Дети

Наличие приветствия

Нарушения норм произношения

Неправильное ударение

Неправильное употребление слов

Слова-паразиты

Грубые слова, просторечия, слэнг, исностранные слова

Неправильно построенные предложения

Примечание

Респондент1

       

э, так, вот

 

предложений нет, отдельные слова

Говорил мало, смущение

Респондент 2

есть, придумано имя

   

ускоростят ее движения, на нее наденем кеды

вот, и, вон, ну и всякое прочее

 

встречаются незаконченные предложения

 

Респондент 3

есть

   

полюбовались нашей земного шара

и

     

Респондент 4

       

вот это, вот

 

предложений нет, отдельные слова

очень мало говорил, смущение

Респондент 5

       

вобще

 

предложения короткие, простые

очень мало говорил, смущение

Респондент 6

 

щас, чё

 

евоный, эта машина не поранилась ничего, некоторые машины врезаются, разбилися

как сказать, вот, вот такут, тем более, вот сейчас вот, тута вот, вот здеся вот

 

несколько предложений начаты с фразы «тем более». Тем более узнать евонный маршрут весь. Ударилась об столб и там даже ни трещина на стекле не появилась.

Много сложных предложений. Есть неоконченные предложения. Эмоциональная речь.

Респондент 7

     

больно в ноге

кошмар

твою ж девизию, гоу-гоу-гоу, сожрите, грубые слова

 

много звуков, изображающих движение автомобилей вместо предложений.

Респондент 8

 

шо

 

не смогли ехать

28ообще, вот, поэтому, да, все-таки

 

Человек с пулеметом, он уничтожает машины, чтоб они не смогли ехать.

Мало говорил

Респондент 9

       

ой похоже

 

Все машины взломали. Выкинули из машины.

Мало говорил.

Респондент 10

 

си равно, нету,

 

заново

вот здесь вот, там, 28ообще, ну

 

Ну это еще понятно. Эта же машина, ее нельзя так, у нее же нет дистанционного управления колес, только педали и руль. Вот здесь вот таких очень мало в этом городе.

Предложения не закончены. Много вопросительных и восклицательных предложений.

ИТОГО:

8 из 10 (80%)

3 из 10 (30%)

0%

6 из 10 (60%)

100%

1 из 10 (10%)

9 из 10 (90%)

5 из 10 (50% больше молчали, чем говорили)

Приложение 7

Анализ речи школьников, равнодушных к видеоблогерам, через месяц после более частого просмотра видео в YouTube

Дети (группа равнодушных к просмотрам видео)

Наличие приветствия

Нарушения норм произношения

Неправильное ударение

Неправильное употребление слов

Слова-паразиты

Грубые слова, просторечия, слэнг, иностранные слова

Неправильно построенные предложения

Примечание

Респондент 1

есть

щас

 

всех машин отправить, всем на нападения

     

Речь живая, быстрая, эмоциональная. Фантазировала – играла роли. Сложных предложений нет.

Респондент 2

   

полисмен

начался катастрофа машин

   

Сначала логики нет какой-то.

Речь с большими паузами. Имеются вопросительные и восклицательные предложения. Фантазировала – играла роли. Сложных предложений нет.

Респондент 3

есть

   

которые поможет нам

     

Речь живая, быстрая. Встречаются повторения слова «красивый» и слова «нравится». Придумала слово «супер-техника». Сложных предложений много. Эмоции есть.

Респондент 4

есть

     

вот, вон, там, очень-очень

прикольно

 

Речь живая, быстрая. Встречаются повторения слова «красивый». Сложных предложений много. Эмоции есть.

Респондент 5

 

ничё

         

Мало говорил. Предложения простые короткие. Эмоций мало. Присутствовали сравнения с другим фильмом.

Респондент 6

 

щас

 

машины начали рулить, такси проранила, едут с правилами, разлетаются по каждым сторонам

получается, вот что ли

лям (миллион)

Я думаю, с правиласмивсегда все машины, если даже неуправляемые, едут.

Речь живая, быстрая. Эмоциональная. Много восклицательных и вопросительных предложений. Есть сложные предложения. В речи есть сравнения. Есть незаконченные предложения.

Респондент 8

     

переворачивается от джипа

это

 

Делают они для чего?

Речь с большими паузами, не эмоциональная. Сложные предложения есть. В речи есть олицетворения (машины сходят с ума).

Респондент 9

 

щас

         

Мало говорил. Предложения простые короткие. Не эмоционально.

Респондент 10

       

29ообще, вот так вот, ну, по-любому

прикольная

Да и как компьютер может так много операций? Ну если такой огромный туда. Но вот эта нет, красная.

Речь живая, быстрая. Эмоциональная. Много восклицательных и вопросительных предложений. Предложения простые. В речи есть сравнения. Есть незаконченные предложения. Пытался демонстрировать умение считать ущерб от катастроф.

ИТОГО (9 респондентов)

6 из 9 (67%)

4 из 9 (44%)

1 из 9 (11%)

5 из 9 (56%)

4 из 9 (44%)

3 из 9 (67%)

4 из 9 (44%)

2 из 9 (22%) мало говорили. Еще 22% говорили медленно. Речь остальных 56% живая и быстрая.

Приложение 8

ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ВИДЕОБЛОГЕРУ

Напишите сценарий будущего видеоролика, определите и запишите на листе бумаги ключевые слова, которые важны для сюжета видео. Можно даже составить несколько предложений. Посмотрите в словаре (толковом, орфоэпическом), как употребляются ключевые слова. Проверьте, правильно ли составлены предложения;

Обдумайте приветствие и слова прощания со зрителем;

Прорепетируйте перед отключенной видеокамерой и запишите себя на диктофон. Прослушайте запись и постарайтесь найти свои речевые ошибки. Если затрудняетесь, попросите об этом взрослого;

Найденные ошибки постарайтесь обозначить: слова-паразиты, неверно построенные предложения, нелитературные слова, неверное ударение. В зависимости от того, какие ошибки чаще встречаются, используйте следующие приемы избавления от них:

Подберите к словам-паразитам и нелитературным словам на замену синонимы;

Играйте с собой, с друзьями и помощниками-взрослыми в игру «Кукареку» (договоритесь после слова-паразита кукарекать или мяукать);

Ударения в словах не ленитесь посмотреть в словарях русского языка;

Каждый день читайте вслух хотя бы половину страницы любого текста;

Составьте себе собственный словарик интересных слов и словосочетаний, старайтесь использовать их в речи почаще;

Снимайте видео частями, просматривая их перед монтажом. Не ленитесь снимать несколько дублей, добиваясь того, чтобы количество речевых ошибок уменьшалось с каждым дублем. Монтируйте видео из наиболее качественных эпизодов;

НАЙДИТЕ НА ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ДРУГА И ПОМОЩНИКА ИЗ ЧИСЛА ВЗРОСЛЫХ, ЖЕЛАТЕЛЬНО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ ЖУРНАЛИСТОВ.

1 Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

4 Манухина С.В. Видеоблог школьника как ресурс развития пространств эдьютеймента / Квалификационная работа магистра. - Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб, 2017.

Просмотров работы: 1685