Введение.
С детства мне очень нравятся кони. Это красивые, грациозные животные с умными и добрыми глазами. Я любила рассматривать их на картинках, рисовать, читать книги. Теперь я занимаюсь конным спортом. Мне нравится общаться с лошадьми, ухаживать за ними. Прошлой осенью в школе на классном часе я делала сообщение о лошадях: истории происхождения пород и видах конного спорта.
Большое впечатление на меня произвела история происхождения древнейшей породы коней - ахалтекинской.
Примерно 5 тысяч лет назад на территории современного Туркменистана этих красавцев вывели люди племени Теке, жившие в оазисе Ахал. В Туркмении нет лугов, поэтому текинцы не держали больших табунов, а воспитывали каждого коня отдельно. Туркмен-теке не расставался с конем ни днем ни ночью, постоянно с ним работая и тренируя. Даже имя коню давали такое же как у хозяина. В Туркмении был известен наездник Бек-Назар. Его коня звали Бек-Назар-Дор. Конь – существо благородное и умеет ценить дружбу. Однажды коня украли, хозяин исходил все окрестности, нашел воров, на коленях умолял вернуть друга за любой выкуп, но воры только смеялись: такой конь как Бек-Назар-Дор цены не имеет. И вдруг через несколько дней они привели скакуна обратно. Конь отказался брать пищу и воду из рук врагов. Он предпочел смерть разлуке с хозяином. Ни голод, ни жажда, ни побои не смогли сломить коня. [1].
Мы все знаем, что в прежние времена конь играл ключевую роль в жизни людей. Кони помогали людям осваивать дальние страны, решать исход войн на полях сражений, еще совсем недавно весь сельскохозяйственный инвентарь был рассчитан на применение лошадей.
В художественной и научной литературе вопросу о значении коня в жизни человека уделено достаточно внимания.
Художественные произведения:
«Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова;
«Боевой конь» Майкла Морпурго;
«Черный красавчик» Анны Сьюэлл;
«Холстомер» Льва Николаевича Толстого и другие.
Научные издания:
«Удивительные кони» Бориса Алмазова;
Энциклопедия «Лошади и пони»;
«Навыки верховой езды» Салли Свифт;
«Выступления по выездке» Дэвида Тротта и Пенни Хиллсдон и другие.
Но какую роль образ коня играет в русском народном творчестве?
Цель работы: узнать, отражена ли в русском народном творчестве ключевая роль коня в жизни человека, как используется слово конь в малых фольклорных жанрах.
Задачи:
изучить различные жанры фольклора;
выяснить значение образа коня в фольклоре,
определить роль коня в народных традициях и быту.
В качестве исследовательского материала в работе использованы следующие жанры: мифы, былины, сказки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные песни.
Устное народное творчество.
Кони были нужны не только людям, но и богам. Солнечный бог Сварог каждый день объезжал небо на колеснице, которую везли белые кони. Их выводила из конюшни сестра Сварога, Утренняя Заря, а заводила обратно вторая сестра, Вечерняя Заря. Грозный Перун, бог грома, тоже проносился по небу в волшебной колеснице, но его кони были черные и крылатые. [4].
Масть коня имела особое значение. Белый конь всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями. Черный конь был связан с ночной тьмой, с мрачным подземным царством, с глубинами земли и моря, с дном рек.
Так в русской народной сказке «Василиса премудрая» всадники на конях символизируют смену времени суток.
«- Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?
- Это день мой ясный, - отвечала Баба-яга.
- Потом обогнал меня другой всадник – на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?
- Это мое солнышко красное! - отвечала Баба-яга.
- а что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
- Это ночь моя темная.» [10].
Когда языческие боги уступили место христианским святым, кони остались. Великомученик Георгий был воином римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христианство. Георгий вступился за христиан, приговоренных к смерти, за что и сам принял мученическую смерть. Победоносцем его прозвали за духовную победу над мучителями. Легенда гласит, что уже после смерти святой Георгий явился на белом коне и поразил копьем змея, жившего в озере неподалеку от города Бейрут и пожиравшего людей и всадников. Георгий Победоносец – символ Москвы, изображен на ее гербе. [4].
Образ коня нашел отражение и в былинах. Коней наделяли могучей силой и удалью:
«Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.» («Илья Муромец и Соловей-разбойник»). [8].
Для богатырей конь был верным другом и спасителем, соратником и помощником, поэтому мы читаем в былинах, что садился богатырь на «добра коня».
«Добрый конь подо мною, Господь надо мною» [9], - так гласит русская народная пословица, то есть наличие доброго, выносливого, резвого коня было залогом успеха в делах и ратных, и трудовых.
«Говорит Святогор да таковы слова:
- Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла.
И взмолился он да своему коню:
- Уж ты, верный богатырский конь,
Выручай теперь хозяина». («Илья Муромец и Святогор»). [8].
«Конь не выдаст, и враг не съест» [9], - конь выступает соратником и защитником.
Конь Бурушка в былине «Добрыня и Змей» принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея:
«Тут стал его Бурушка поскакивать,
А змеенышей от ног да он отряхивать,
Притоптал он всех да до единаго.» [8].
«Не спеши ездить, спеши кормить» [9],- чтобы конь стал настоящим другом, нужно о нём заботиться.
Коней холили, любили и ценили очень дорого. Илье Муромцу советуют вырастить себе богатырского коня из жеребёнка.
Доставай, Илья, коня собе богатырского,
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай первого жеребчика,
Станови его в срубу на три месяца,
Корми его пшеном белояровым. («Исцеление Ильи Муромца»). [8].
«Конь, мой конь, ты вся моя надежда» [9], - после пройденных вместе бед и испытаний, счастливых событий, конь становится для человека настоящим другом и верным товарищем.
Не соглашается Илья обменять своего друга:
И не надо мне твоего коня да богатырского,
А мне‑ка служит верой‑правдою
Мне старой Бурушка косматенький». («Илья Муромец и Святогор»). [8].
«Счастливый на коне, бессчастный пеш»”,- говорит русская народная пословица. [9]. Конь- символ удачи. Разлука с конём- настоящая беда
Самое страшное для богатыря — разлука с конём. Когда задумали разбойники ограбить Илью, атаман командовал:
«Принимайтесь‑ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня». («Три поездки Ильи Муромца»). [8].
В русских народных сказках образ коня люди наделяли волшебной силой, способной перевернуть их жизнь. Кони летают по небу, дают мудрые советы, предсказывают будущее и помогают своему герою.
«В самую полночь прискакал на пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая серебряная; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.» [10].
Главный герой этой сказки – Иванушка - становится красавцем после того, как «влез к коню в правое ухо, а в левое вылез».
Еще один конь, который наделен необыкновенной физической силой, из сказки «Богатырь Федор Тугарин и Марья Моревна»:
«Жеребенок худенький, ноги тонкие, ноздри рваные, а скачет он, как богатырский конь, луга-поля перебегает, озера перепрыгивает.» [7].
И даже способен победить злодея:
«Тут взвился на дыбы шелудивый жеребенок, ударил копытом и убил Кощея до смерти.» [7].
Русская народная пословица гласит: «Сам мокнет, так конь сохнет» [9]. Ещё одна пословица, в которой говорится о заботливом отношении к коню.
И народные песни отражают отношение человека к коням:
«Стоит озеро воды,
Молодец коня поил.
Молодец коня поил к воротечкам подводил
К воротечкам подводил,
К вереюшке привязал.
К вереюшке привязал,
Красной девке приказал,
- Красна девица-душа,
Сбереги мово коня.» [3].
Сорвавшийся с повода конь в песнях всегда символ несчастья, а удержанный конь – предотвращение беды. Молодец опасается неудачи и привязывает коня к верее – воротному столбу.
«Конь человеку крылья: возит воду, возит и воеводу» [9].
«Конь не пахарь, не кузнец, а первый в селе работник» [9].
Конь первый помощник в крестьянском хозяйстве, добрый спутник во всех делах. Поэтому изображение всадников и коней – вечный образ крестьянского искусства. Не случайны многочисленные кони на крышах домов и вышитых полотенцах, на рубахах и прялках. Охранительный смысл коня заложен также в основу коньков - охлупней. Они являлись не только конструктивно необходимой деталью дома (вырубались топором из корневища огромной лиственницы, ствол которой своей тяжестью держал крышу). Это был и солнечный знак, призывающий урожай, следовательно, и достаток в дом. [11].
В каргопольской и дымковской игрушке есть двуглавый конь — олицетворение дня и ночи, единства двух миров. В мезенской росписи изображение коня символизирует восход солнца. [11].
«Невеста родится, жених на коня садится». [9].
В каждом крестьянском доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. В прежние времена, когда малышу исполнялось три годика, с его головы состригали прядь волос, а потом сажали на настоящего коня. Таким был обряд посвящения в мужчины-воины. Потом живого коня заменил деревянный – на колесиках, на палочке, на качалке. Это была игрушка для будущего всадника, воина, хозяина. И не важно в какой семье растет мальчик, в крестьянской или царской – игрушечный конь обязателен. [4].
Русские мальчики играли разными конями. Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».
День коня.
В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:
«Ой, дак в народе - те праздник - от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост - от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было». [6].
Загадки.
Образ коня встречается и в загадках.
Конь саврас по колено увяз. (Воротной столб). [9].
В мае месяце, по осьмой тысяче, родился конь крылатый не боится царя в палате. (Комар). [9].
На избном коньке пестра подушка лежит. (Звёзды). [9].
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой). [9].
За ельником, за березнячком кобылка ржёт, жеребёнка ждёт. (Мельница). [9].
Лысый конь глядит в ворота. (Месяц). [9]
Образ используется для характеристики предметов.
Фразеологизмы и поговорки.
В современном русском языке существует много слов и выражений, связанных с лошадью или конём.
Быть на коне - быть в выгодном положении. [2].
Выезжать на белом коне – появиться в роли триумфатора, быть в роли победителя связано с символикой белого цвета. [2].
Гнать лошадей - торопиться, спешить, делать что-либо слишком быстро, второпях. [2].
Лошадиная сила – мера измерения мощности двигателя. [2].
Работать как лошадь – выполнять большую и, возможно, тяжёлую работу не приносящую радость и вызывающую усталость. [2].
Рабочая лошадка – человек, много работающий и не требующий, как правило. Особого вознаграждения за свой труд. [2].
Быть на коне и под конём – многое испытать, приобрести опыт в жизни. [5].
Кони не кормлены, плуги не справлены – ничего не сделано, не готово, не упорядочено. [5].
Не гони коней – призыв успокоиться. [5].
Конём не наедешь – Об очень богатом человеке или о заносчивом, высокомерном человеке. [5].
Ни коня, ни возу – о бедном, неимущем человеке. [5].
Образ коня используется в разных жизненных ситуациях – тяжёлой работе, победе, удаче, при характеристике отрицательных и положительных качеств человека, таких как - трудолюбие, успешность или заносчивость, высокомерие.
Заключение.
В ходе работы я подтвердила гипотезу, что конь является одним из важнейших образов русской культуры: кони сопровождают языческих богов, христианских святых, былинных и сказочных героев. Образ широко представлен в народном прикладном искусстве, поскольку лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
Значение многих символов и обрядов затерялось во времени, отошло в прошлое, но образ коня всегда олицетворял силу, добро, благородство, а также преданность и верность.
Сегодня лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, и их число непрерывно растёт.
Список использованной литературы.
Алмазов Б.А. Удивительные кони. // СПб-М: Речь, 2016. 176 с.
Бытотова Л. И. Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок) [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). // СПб.: Реноме, 2013. с. 40-44. URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4413/ (дата обращения: 13.12.2018).
Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок. // М.: Детская литература, 1977.
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. // Белый город, 2016. 48 с.
Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. // М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 784 с.
Образ коня в русских ремеслах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ru.russianarts.online/86868-obraz-konya-v-russkix-remyoslax/свободный. - (дата обращения 02.02.2018).
Русские богатыри. Былины, героические сказки/ пересказ для детей И.В. Карнауховой// М.: Детская литература, 2017. 239 с.
Русские былины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.byliny.ru свободный. - (дата обращения 02.02.2018)
Русский фольклор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rus.ruolden.ru/ свободный. - (дата обращения 26.01.2019).
Тамарина Г. Русские народные сказки. Сборник. // Т.: Укитувчи, 1986. 398 с.
Харлапенкова Л.М. Конь. Лошадка. Коник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=166787 свободный. - (дата обращения 02.02.2018)