Русский алфавит: путь через века

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский алфавит: путь через века

Макушенко А.Д. 1
1МБОУ Лицей №8 г. Воронежа
Андронова Е.В. 1Самсонова С.В. 2
1МБОУ Лицей №8
2МБОУ Лицей №8
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

В 2018 году я пошел в первый класс, а в январе 2019 года мы закончили изучать «Азбуку». В конце учебника был текст о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии и иллюстрация, на которой показан придуманный ими алфавит. Он очень поразил меня, и я решил узнать, почему в азбуке Кирилла и Мефодия букв больше, чем в современном алфавите, и с чем связаны такие изменения.

Всю жизнь буквы сопровождают нас, мы используем алфавит для чтения и создания различных письменных текстов. Конечно, алфавит знают все, но всем ли известна история его создания и развития? Наверное, взрослые могут назвать имена создателей русской азбуки и припомнить некоторые сведения о том, как был придуман алфавит, однако первоклассники, к сожалению, мало что знают или, скорее, не знают ничего об этом. Это печально, так как знать прошлое необходимо, ведь эти знания помогают осознать настоящее. Все это определяет актуальность исследования на тему «Русский алфавит: путь через века».

Цель моей работы – проследить исторические изменения русского алфавита, попытаться их объяснить с точки зрения ученика моего возраста.

Задачи:

Выяснить, когда и кем была создана русская азбука.

Проследить по литературным источникам, как изменялся алфавит на протяжении веков, сравнив азбуку в разные периоды времени, начиная с момента создания до наших дней.

Поговорить со специалистами – филологами по теме работы.

Объяснить причины выявленных изменений.

Провести анкетирование среди первоклассников для выявления их знаний по данной теме.

Обобщить полученные знания и применить их для расширения кругозора школьников.

Объект исследования -русский алфавит в разные периоды времени.

Гипотеза. Мы предположили, что алфавит русского языка претерпел значительные изменения и развитие русской азбуки идет по пути от сложного к простому.

Методы исследования. Мой руководитель рассказал мне о разных методах исследования и помог выбрать необходимые для подтверждения нашего предположения. Чтобы доказать нашу гипотезу, мы используем следующие методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение и сопоставление, анкетирование.

Значимость работы заключается в возможности использования результатов проведенного исследования на уроках русского языка не только в начальной школе, но и в средних и старших классах.

2. Основная часть.

2. 1. Как появилась русская азбука?

В древние времена, когда еще не придумали письменности, люди рисовали то, что хотели передать или запомнить, например, рассказать о войне или об охоте, о жизни племени (Приложение, рис. 1).

Постепенно рисунки превратились в значки, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово, и эти значки назвали иероглифами (Приложение, рис.2).

Потом появилась слоговая азбука: в ней каждый знак – это целый слог. Еще дальше пошли финикийцы – они придумали буквы, которые обозначали звук. Что интересно, финикийцы записывали только согласные звуки. А вот греки вдобавок к финикийским буквам придумали новые – для обозначения гласных звуков (Приложение, рис. 3).

Так появился первый в мире алфавит, который разошелся по всему свету с некоторыми изменениями.

Древнейшие славянские азбуки представляют собой граффити, то есть надписи, нацарапанные на стенах сооружений. Такова, например, запись «глаголицы» на стене Круглой церкви в Преславе (Болгария), сделанная в конце 9 века.

История русского алфавита прослеживается достаточно четко. Он происходит от болгарской кириллицы. Византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов, а книги для богослужений нужно было перевести с греческого языка на славянские языки, поэтому Кирилл и Мефодий придумали азбуку, которую потом назвали «кириллицей». В основу этой азбуки братья положили греческий алфавит, но названия греческим буквам дали славянские («аз», «буки», «веди»). К тому же было придумано несколько букв, которых не было в греческом письме. Таким образом, славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое название и обозначала один звук [См. подробнее: 3,4].

2.2. Как изменялся русский алфавит?

Русский алфавит, как и русский язык, не стоял на месте, он развивался как живой организм – исчезали некоторые буквы, редко употребляемые или вовсе ненужные, появлялись новые буквы.

Для сравнения мы взяли азбуку Кирилла и Мефодия, созданную в 9 веке, азбук начала 20 века перед реформой 1917-1918 гг. и современный русский алфавит. В кириллице я насчитал 43 буквы, каждая из которых имеет в качестве названия значимое слово, например, «люди», «добро», «твердо» (Приложение, рис.4).

Каждая буква обозначала один звук. Например: «аз» - [а], «покой» - [п], «ер» и «ерь» - очень краткие гласные, которые сейчас не существуют.

В азбуке начала 20 века мы насчитали 35 букв. Исчезли буквы «зело», «омега», «юс малый», «юс большой», «юс малый и большой йотированные», «оук», «кси», «пси», изменилось написание букв «есть», «земля», «наш», «я», «фита» (Приложение,рис.5).

Как мы узнали из литературы, эти изменения произошли в результате реформы русской графики, проведенной Петром Первым. Реформа была вызвана необходимостью составления деловых бумаг, поэтому из азбуки были изъяты названные выше буквы. Это намного упростило алфавит, и он стал называться «гражданским». Однако некоторые буквы были сначала изъяты из алфавита, а затем вернулись на место. Такова, например, буква «ѣ». Эта буква указывала на взаимосвязь Небес и земного мира. Поэтому она означала именно высшую, божественную форму, которая проявлялась в в земном мире. В составе этой буквы можно выявить крест, то есть буква защищала крестом от бесов, например, в слове бесѣсмертный. А вот во времена богоборчества «ѣ» потеряла свой духовный смысл. Сохранилось предание, что Николай I обдумывал, не стоит ли упразднить эту букву, но был остановлен замечанием Николая Ивановича Греча, известного филолога, журналиста, писателя, ответившего на его вопрос о назначении буквы: «Это знак отличия грамотных от безграмотных» [См. подробнее: 1,2, 5].

В начале 20 века назрела необходимость еще одной реформы русского алфавита, так как звуки, которые обозначали буквы Ь, Ъ, , i, практически исчезли из живой устной речи, а следовательно, чтобы люди могли грамотно писать , необходимо было заучивать много правил и словарных слов, кроме того, при печати текстов уходило больше бумаги из-за использования этих «ненужных» букв. Поэтому в 1917-1918гг. была проведена первая реформа, направленная на усовершенствование орфографии, то есть правил написания слов русского языка. В результате появился русский алфавит, которым пользуемся и сейчас. Хочется отметить, что в начале 20 века употребление буквы ё было необязательным, и только в 1956 году за этой буквой было закреплено место в алфавите.

Сопоставив азбуку конца 9 века, алфавит начала 20 века и современную азбуку, мы получили интересную картину. Результаты сопоставления для наглядности представим в виде таблицы.

Современный алфавит

Азбука Кирилла и Мефодия

Алфавит начала 20 века перед реформой 1917-1918 гг.

Примечание

А

аз

А

Сохранилась, но упростилось название

Б

буки

Б

Сохранилась, но упростилось название

В

веди

В

Сохранилась, но упростилось название

Г

глаголь

Г

Сохранилась, но упростилось название

Д

добро

Д

Сохранилась, но упростилось название

Е

 

Е

Сохранилась, но упростилось название и немного изменилось написание

Ё

   

Придумана в 18 веке, официально добавлена в 1956 году

Ж

живете

Ж

Сохранилась, но упростилось название

З

земля

З

Сохранилась, но упростилось название и немного изменилось написание

 

зело

 

Утрачена

И

иже

И

Сохранилась, но упростилось название

 

Н ижи

 

Утрачена

 

I и-десятеричная

i

После реформы 1917-18 гг. утрачена

 

ижица

 

Утрачена

     

Утрачена

Й

   

Добавлена

К

 

К

Сохранилась, но упростилось название

Н

наш

Н

Сохранилась, но упростилось название и немного изменилось написание

О

он

О

Сохранилась, но упростилось название и немного изменилось написание

П

 

П

Сохранилась

Р

рцы

Р

Сохранилась, но упростилось название

С

С слово

С

Сохранилась, но упростилось название

Т

 

Т

Сохранилась, но упростилось название

У

оук, ук

У

Сохранилась, но упростилось название и немного изменилось написание

Ф

ферт

Ф

Сохранилась, но упростилось название

     

Изменилось написание в азбуке начала 20 века, в современной азбуке утрачена.

Х

херъ

херъ

Сохранилась, но упростилось название

 

омега

 

Утрачена

Ц

цы

Ц

Сохранилась, но упростилось название

Ч

червь

Ч

Сохранилась, но упростилось название

Ш

ша

Ш

Сохранилась, но упростилось название

Щ

щта

Щ

Изменилось написание и название

Ъ

 

Ъ

Изменились название и функциональная роль на письме

Ы

 

Ы

Сохранилась, но изменилось название

Ь

 

Ь

Изменились название и функциональная роль на письме

 

ять

ѣ

Утрачена

Э

 

Э

Добавлена

Ю

Ю

Ю

Сохранилась

Я

юс малый

а йотированный

Я

Изменилось название и написание. Coвpeмeннaя бyквa Я пo фopмe cxoжa c зepкaльным oтoбpaжeниeм бyквы R в лaтиницe, пepeдaeт кypcивнoe нaпиcaниe бyквы Ѧ, нaшeдшee pacпpocтpaнeниe eщё c cepeдины XVI в. (бeглoe нaчepтaниe дaннoй бyквы пocтeпeннo пpивeлo к иcчeзнoвeнию лeвoй нoжки, a вecь знaк cлeгкa пoвepнyлcя пo чacoвoй cтpeлкe; близким к ceгoдняшнeмy pyкoпиcнoмy a, имeющeмy c-oбpaзный чyбчик cвepxy, выглядeлo (IA) лигaтypнoe). B дaннoм видe eё зaкpeпили в 1708 г., кoгдa ввoдилcя гpaждaнcкий шpифт, и c тoй пopы oнa пoчти нe измeнилacь.

 

е йотированное

 

Утрачена

 

юс большой

 

Утрачена

 

юс большой йотированный

 

Утрачена

 

юс малый йотированный

 

Утрачена

 

кси

 

Утрачена

 

пси

 

Утрачена

В результате всех этих изменений 33 буквы современного русского алфавита являются и необходимыми, и почти полностью достаточными для правильной передачи русской речи.

2.3. Определение уровня знаний первоклассников о русской азбуке.

На сайте «Дневник.ру» и в социальной группе в WHATSAPP мы предложили первоклассникам ответить на 3 вопроса:

Как называлась первая русская азбука?

Кто создал первую русскую азбуку?

Сколько букв было в первой русской азбуке?

В опросе участвовало 50 человек – мои одноклассники и друзья, обучающиеся в первом классе. Проведенное анкетирование показало, что на первый вопрос правильно ответили 15% опрошенных, на второй - 40%, а на третий - 8%. Это говорит о том, что мои сверстники очень мало знают об истории русского алфавита (Диаграммы 1-3). Поэтому необходимо расширять кругозор моих сверстников. В процессе работы я много узнал о нашем алфавите и планирую создать книгу с данным материалом на исследуемую мной тему. Я создал собственную страничку азбуки, посвященную букве «М». Вот что у меня получилось:

Другие ребята тоже подготовили свои странички, мы объединим их в книгу, которую подарим будущим первоклассникам 1 сентября.

2.4.Выводы.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что русский алфавит, как и русский язык, развивается и изменяется под влиянием изменений в устной и письменной речи.

Мы заметили следующие изменения:

Изменилось количество букв (от большего к меньшему, от 43 букв до 33букв).

Изменилось название букв. Изначально каждая из них представляла собой целое слово, а вся азбука, по мнению, многих исследователей, была наполнена особым смыслом. Современные буквы имеют простые названия, отражающие те звуки, которые они обозначают.

Изменилось начертание букв: витиеватые, сложные написания букв ушли в прошлое, а им на смену пришло более простое и удобное начертание.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие русской азбуки шло по пути от сложного к простому, что объясняется требованиями времени к письменной речи и ходом развития всего русского языка.

3. Заключение.

Моя гипотеза: развитие русского алфавита идет по пути от сложного к простом- подтвердилась. Проводя исследование, я узнал, как появились буквы, кто и зачем создал русский алфавит, как он изменялся с момента создания до наших дней. Я научился работать с энциклопедиями и искать недостающий материал в сети Интернет. Я узнал, что такое анкетирование, и сам провел его среди первоклассников. Я понял, что необходимо создать красочную, занимательную книгу об истории русского алфавита для будущих первоклассников. Я думаю, моя работа будет интересна и моим одноклассникам, и ребятам постарше, и даже взрослым.

4. Список литературы

Буква ѣ - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%82%D1%8C

Буквенные изменения в русском алфавите - https://psibook.com/linguistics/bukvennye-izmeneniya-v-russkom-alfavite.html

Кто придумал азбуку русского языка? Как появился русский алфавит? - http://fb.ru/article/162140/kto-pridumal-azbuku-russkogo-yazyika-kak-poyavilsya-russkiy-alfavit

ОсетровЕ. И. Сказ о Друкаре Иване и его книгах. Издательство «Малыш», 1981. – 93 с.

Ять — пояснение и раскрытие образа на основе древне-славянской буквицы - http://www.yahealthy.info/e/slavyanskij-blog/drevne-slavyanskaya-bukvica/perevod-slavjanskih-slov/jat-pojasnenie-i-raskrytie-obraza-na-osnove-drevne-slavjanskoj-bukvicy-210/

5.Приложение

Рисунок 1.

РИСУНОК ГОВОРИТ: «МЫ ПЛЫЛИ НА ЛОДКЕ ОДИН МЕСЯЦ И ТРИ ДНЯ. МЫ НАШЛИ МЕСТО, БОГАТОЕ ДИЧЬЮ, ДОБЫЛИ МНОГО ОЛЕНЕЙ И ГУСЕЙ. ПЛЫВИТЕ ЗА НАМИ!»

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Диаграммы 1, 2, 3

Просмотров работы: 1426