Что в имени тебе моем? "Ник- твое второе Я"

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что в имени тебе моем? "Ник- твое второе Я"

Бова Е.А. 1
1МБОУ МЛГ №33
Корнеева Е.Н. 1
1МБОУ МЛГ №33
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Интернет в настоящее время – это источник информации и средство общения. По статистике люди проводят во всемирной паутине большую часть времени. Не является секретом и то, что люди стали заменять «живое» общение виртуальным посредством социальных сетей, мессенджеров, блогов, форумов.

В XXI веке, веке компьютерных технологий, имя, полученное при рождении, – не единственное. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация в системе имён существительных, в частности имён собственных. Многие из пользователей выбирают себе для подобного общения псевдонимы, так называемые никнеймы (ники). Причины, по которым интернет-­пользователи выбирают себе вымышленные имена, еще мало изучены в научной литературе. В чатах используются НИКи - это что-то вроде второго имени человека, только в виртуальной реальности. Выбор второго имени не так-то прост, и оно несет в себе какое-то особенное значение для выбравшего его человека, является отражением внутреннего мира пользователя.

Актуальность исследования:

XXI век ­- век новых технологий и новых открытий. Современным подросткам нравится играть и общаться с помощью компьютера или других гаджетов. Но для того чтобы зарегистрироваться в игре или в чате, необходимо придумать себе особое имя -­ никнейм, который является аналогом личного имени. Современный человек в виртуальном пространстве стал немыслим без сетевого имени, которое дало ему возможность создать себе образ, скрыв свое реальное «Я». Когда сталкиваешься с этим, то понимаешь, что это не простая задача.

Меня заинтересовало то, как люди придумывают себе никнеймы и какие никнеймы бывают.
Объектом исследования является сетевое имя (синонимы: «никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе общения. Предмет исследования: функционирование никнеймов в среде моих одноклассников. Материалом для исследования послужили никнеймы моих одноклассников, учеников 8А класса МБОУ МЛГ №33 г.о. Мытищи, и их родителей.

Цель научной работы – раскрыть семантику ников, узнать причины того, почему выбирают то или иное второе имя.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Обобщить теоретические представления о сетевом имени, его месте в системе языка как явлении искусственной номинации.

2. Сопоставить понятия «никнейм», «псевдоним», «прозвище» и «кличка».

3. Рассмотреть понятие «никнейм» как средство выражения языковой личности в процессе языковой коммуникации.

4. Провести эксперимент, выявляющий особенности использования никнеймов в процессе общения учащихся, а также родителей моих одноклассников.

Методы исследования: выборка материала, анкетирование, лингвосоциологический эксперимент, описательный и классификационный методы.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии методики изучения новых языковых явлений в сфере виртуальной коммуникации, а также в рассмотрении проблемы функционирования сетевых имен в контексте компьютерно-опосредованного общения. В ней получены новые данные о функционировании ников в Интернете и специфике употребления их учащимися МБОУ МЛГ № 33. В работе представлены теоретические наблюдения, позволяющие более детально на материале никнеймов рассмотреть их как ономастическую категорию.

Практическая ценность исследования состоит в том, что на примере анализа сетевых имён различных возрастных групп появляется возможность проследить за формированием личности в процессе ее социализации, особенностями развития у человека коммуникативных качеств, в частности – использования ников в соответствии с правилами культуры речи и внутренней культурой личности.

Гипотеза исследования: в процессе виртуального общения никнеймы являются средством самопрезентации, поскольку носители виртуальных имен являются их авторами. Как следствие, пользователь Интернета может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила и др.

I. Теоретическая часть:

1) Что такое никнейм?

Никне́йм (ник; англ. nickname /ˈnɪkneɪm/ — первоначально «кличка, прозвище», от среднеанглийского an eke name — «другое имя», перешедшее в одинаково звучащее «a nick name»), также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах) [Электронный словарь компьютерных терминов и сокращений].

Сетевое имя - один из способов номинации лица. Ник выбирает сам пользователь и может в любой момент его изменить, даже в процессе общения. Выбирая себе ник, человек волен решать: выбрать ли свое реальное имя, уже существующее прозвище, кличку, присвоенную ему другими, либо изобрести нечто новое, основанноена его собственных представлениях о себе, окружающем мире, целях общения в Сети.

Придумать ник - процесс творческий, а если «виртуальное имя» не понравится со временем («детские» ники, как правило, во взрослой жизни не приживаются), кто мешает придумать еще одно сетевое имя, или потом еще… или сразу несколько.

Ник чаще всего является производным от имени (например, Natulya) или фамилии (Petroff), или имени и фамилии (SidorovaOlga), от имени любимого литературного героя (Пьер, Русалочка), представителя шоу-бизнеса (Мадонна), от города (Балтимор), особенностей человека (Рыжий Клоун), состояния души (Оптимистка), от профессиональной деятельности (Доктор Зуб) и так далее.

По нику, если он “говорящий”, можно определить возраст человека (S.Petrova1974), пол (Андрюха), увлечения (Витёк-рок), год, когда никнейм был придуман (Svetik_2004). Взрослея, меняя взгляды на жизнь, интересы, человек часто меняет и свой никнейм, особенно это относится к “говорящим” никам.

Если вы узнаваемы в Сети, то ваше сетевое имя - бренд (именной бренд), который работает на вас. Здесь стоит еще сказать о проблеме защиты никнейма - авторские права на бренд. В первоначальном (и вполне достаточном) приближении решение данной проблемы заключается в регистрации именных аккаунтов на основных популярных веб-ресурсах (Яндекс, Рамблер, MAIL.RU и т.п.) и именного домена (лучше в зоне .RU), если он не занят, и если это возможно сделать технически (ник написан на латинице и т.д.).

Статус никнейма (ника) как вымышленного компьютерного виртуального имени собственного окончательно не определен.

С одной стороны, никнейм как антропоним (единичное имя собственное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека) обладает таким признаком имен собственных, как единичность, т.е. он используется для обозначения индивидов.

С другой стороны, ники как явление искусственной номинации обладает свойством определённости, которая проявляется в том, что они являются результатом самономинации: носители виртуальных имен являются их авторами.

Следовательно, никнеймы обладают семантическими признаками, которые определяются самим человеком, исходя из его собственных представлений.Через творимый образ пользователь может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила.

Соответствие такого образа реальному прототипу может быть самым непредсказуемым: пользователи «изменяют» пол, возраст, профессию, национальность, характер, а иногда называются неопределенными именами, не позволяющими угадать какие-либо признаки своего хозяина» [Балкунов 2010]. Некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Другие коммуниканты рассказывают такие «факты» о себе, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Третьи презентуются в Сети просто непосредственно. Четвертые предпочитают, чтобы о них не было известно ничего [Супрун 2004]. Для реализации каких-то из вышеназванных целей автор старается сделать свой ник и стоящий за ним образ наглядным, полным и неповторимым, привлекающим внимание остальных участников общения.

Таким образом, никнейм – новое явление в ономастике, появившееся в результате развития интернет-коммуникации.

2. Сопоставление понятий никнейм, прозвище, кличка, псевдоним

Необходимо различать ник и схожие с ним понятия: прозвище, кличка, псевдоним. Прозвища и клички получили наибольшее распространение в неформальном общении (одноклассники, друзья, близкие родственники) помимо настоящего, официального имени человека, данного ему при рождении.

Анализируя оба понятия, необходимо подчеркнуть их взаимопересекаемость, что затрудняет их классификацию и систематизацию. Главное отличие понятия псевдоним от клички и прозвища – это самономинация, которая применяется в артистической среде, чтобы скрыть свое официальное имя («вымышленное имя, которое автор произведения (или исполнитель) использует вместо своего настоящего имени». С точки зрения права псевдоним имеет юридический статус. За ним признаются все права на интеллектуальную собственность, он может быть вписан в удостоверение личности наряду с официальным именем (а в России – даже заменить его), но не может передаваться по наследству.

Если рассматривать псевдонимы с точки зрения их функционирования в русском языке, то они близки официальным именам. Но, в отличие от них, не обязательно пишутся с заглавной буквы.

Независимо от мотива, самопрезентация в Интернете позволяет человеку стать кем угодно, приписать себе любые качества, как положительные, так и отрицательные. Среди основных особенностей функционирования ников необходимо отметить массовый характер их использования, что обусловлено разнообразием Интернет-общения, а также возможность создания разных сетевых имен в зависимости от ситуации общения, сайта, форума, чата – а следовательно, и разных виртуальных личностей.

3. Классификация никнеймов

Интерес к специфике сетевых имен неизбежно приводит к проблеме изучения их разновидностей. Анализ имеющихся классификаций сетевых имен, предпринимаемых как лингвистами [Голомидова 2005; Вальтер 2005; Мизин 2007; Цибизов 2009; Никифорова 2009; Аникина 2010; Зубова 2010], так и самими носителями никнеймов, позволяет судить о нечеткости критериев или смешении подходов к их описанию, об отсутствии единой терминологии. Проявляется тенденция к использованию в качестве основы для классификации принципов описания классов псевдонимов.

А.С. Балкуновой предложен уровневый принцип классификации, включающий:

1) фонетический, структурно-графический, орфографический;

2) морфологический;

3) словообразовательный;

4) тематический уровни.

ГЛАВА 2. Практическая часть

Лингвосоциологический опрос школьников и родителей

МБОУ МЛГ № 33

Так от чего чаще всего зависит выбор ника? Какое значение он несет в себе для владельца?

Мы провели научный эксперимент, целью которого было выявить, во-первых, никнеймы, употребляемые учащимися моего класса, во-вторых, причины выбора учащимися того или иного ника, в-третьих, выяснить, типы сетевых имён, выбранных учащимися МБОУ МЛГ №33, степень их мотивированности, а также сравнить ники детей с виртуальными именами их родителей.

Эксперимент был проведён в 8А классе МБОУ МЛГ №33 г.о.Мытищи.

Участниками эксперимента стали 59 респондентов, из них 30 учащихся 8А класса и 29 родителей.

Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты:

Вопросы анкеты

Ответы

1

Фамилия, имя

 

2

Ваш никнейм(ы) в социальных сетях

 

3

Причины выбора сетевого имени

 

Рассмотрим результаты анкетирования учащихся 8а класса МБОУ МЛГ № 33:

Проанализировав используемые учащимися сетевые имена со структурной точки зрения, мы можем сделать вывод о преобладании монокомпонентных никнеймов (FireWolt, polnarefa) -74%. Гораздо реже встречаются поликомпонентные наименования (Makarova.olesya.04, Никита Репета)- 26%.

С морфологической точки зрения среди учащихся чаще используются ники имена существительные (Kuli4, Максимка) – 92%, хотя встречаются из мультиков, кинофильмов, истории (Eva Brown, polnarefa) – 5%, эпитеты (red_mat, Sugar vampire) – 3%.

Рассмотрев сетевые имена учащихся 8а класса по частотности словообразовательных типов, мы выделили три основных вида:

1) сложение (Никита Репета; Дарья Конатыгина; Makarova.olesya.04 – фамилия, имя+ дата) – 11 человек

2) суффиксальный (Максимка; Irishka26092004 – имя+ дата рождения) – 2 уч-ся;

3) аббревиатуры (Bd_2525 – инициалы +цифры) – 1 уч-ся.

С тематической точки зрения среди ников учащихся 8а класса преобладают:

I. Имена собственные

1) личные имена, фамилии и производные от них (собственное имя «Дарья, Никита, Марина») – 77%;

2) исторические лица (Eva Brown – историческое лицо) – 4 %;

3) мультипликационные имена, заимствование из кинофильмов (polnarefa - имя из Аниме, Sugar vampire - псевдоним исполнителя+часть названия сериала) – 7%

4) инициалы (Bd_2525- первые буквы фамилии и имени) – 4%

5) вымышленные имена и фамилии (ChallAnnGe Great, Kiгыр Маур Дыффин аэтКеллаж ) 8– %.

Итак, тематическая классификация никнеймов показала, что преобладают ники - личные имена.

С точки зрения происхождения среди учащихся 8а встречаются русские ники( 31 %) и заимствованные из английского (SwiftKey - «ключевой», ratbuti - (крыса, красота), NotHotTryHard - «не жарко постараться», FireWolt – огненный волк, red_mat – Краснов Матвей ) - (50 %), немецкого языка (Eva Brown ) - (19 %) .

В основном, преобладают мотивированные никнеймы (Irishka26092004 – имя+ дата рождения) – 90%, хотя встречаются и немотивированные (Kiгыр Маур Дыффин аэтКеллаж, ChallAnnGe Great - произвольный набор букв) – 10%.

Рассмотрим результаты анкетирования родителей 8а класса МБОУ МЛГ № 33:

1.Большинство родителей в качестве ника используют собственные имена и фамилии (28 человек).

2. Используется имена и даты рождения детей (3 человека).

2. Часто в качестве дополнения к нику прибавляют число или год рождения (12 человек).

3. Для ника используется набор цифр - номер сотового телефона (1 человек).

4. В качестве ника указана профессия (2 человека).

Выводы:

Таким образом, наше исследование показало, что ники учащихся и родителей 8а имеют следующие сходства:

1. Использование в качестве ника имени и фамилии.

2. Добавление к нику цифр (дата рождения).

Скорее всего, это объясняется тем, что ники помогали детям создавать сами родители. Это «детские ники», созданные с помощью взрослых.

Чем же существенно различаются подростковые ники:

1. Подростки стремятся к самономинации, они хотят придумать себе второе имя, которое бы их характеризовало, отличало от толпы.

2. Часто в качестве ника выбирается имя известного (любимого) персонажа или красивое понравившееся иностранное слово без всякого значения.

Осуществлённое исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему. В результате исследования выявились новые направления, которые нуждаются в дальнейшей разработке: составление словаря никнеймов и, как следствие, уточнение их типов; изучение школьных и др. прозвищ учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования было изучение специфики сетевого прозвища как основного средства самопрезентации языковой личности в Интернет-чате в процессе виртуального общения. В ходе работы были решены следующие задачи:

1. Обобщены теоретические представления о сетевом имени и его месте в системе языка.

2. Сопоставлены понятия «никнейм», «псевдоним», «прозвище» и «кличка».

3. Проведён эксперимент, выявляющий особенности использования никнеймов в процессе общения учащихся 8а и их родителей и сделаны выводы.

4. После ознакомления с результатами учащимся была предложен еще один эксперимент: заменить существующий «детский ник» на новый, используя в качестве языкового материала собственные фамилии, имена, отчества. Словотворчество – очень увлекательный процесс, поэтому данный вид работы вызвал неподдельный интерес. Следует отметить, что учащиеся стремились с помощью букв, имеющихся в их инициалах, создать «говорящие» слова, которые бы легко запоминались и несли бы определенный смысл.

5. Таким образом, гипотеза о том, что ник в процессе виртуального общения являются средством самопрезентации, поскольку носители виртуальных имен являются их авторами, подтвердился. Учащиеся придает большое значение своему «второму имени».

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина, Т. В. Факторы, влияющие на выбор имени в виртуальном пространстве / Т. В. Аникина // Система и среда: язык, человек и общество: материалы всероссийской научной конференции, Нижний Тагил, 19-20 апреля 2007 г. / НТГСПА. – Нижний Тагил, 2007. – С. 56–61.

2. Ахренова, Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. на соиск. Учен. Степ, д-ра филол. наук : (10.02.19) / Ахренова Наталья Александровна. — М., 2009. — 35 с.

3. Балкунова A.C. Проблема классификации никнеймов [Электронный ресурс] // Открытые эволюционирующие системы: Четвертая международная научно-практическая Интернет-конференция (сентябрь–ноябрь 2008 г.). Секция «Язык как эволюционирующая система». – Киев, 2008. – Режим доступа: http:// /2008 OESIV/IV OES FromRjanskaya.htm.

4. Балкунова A.C. Никнейм как особая группа имен собственных [Текст] // Гуманитарные науки в современном мире: материалы Второй Международной научно-практической Интернет-конференции 26 октября- 8 ноября 2009 года / Под общ. Ред. М.А. Литовченко. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова A.B., 2010. – С. 35–37.

5. Башаева Б. Никнейм как явление ономастики: лексико-грамматическая характеристика.URL: /index.php? bid=10689 &chapter=1&p=Achapter

6. Вальтер Х., Мокиенко В.М. Большой словарь русских прозвищ. М., 2007.

7. Голомидова, М. В. Русская антропонимическая система на рубеже / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. – 2005. – № 2. – С. 11–22.

8. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете ///articles/netpsy/refinf.

9. Робустова, В. В. Антропонимическое прозвище в современном коммуникативном пространстве / В. В. Робустова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкулътурная коммуникация. – 2008. – № 1. – С. 120–130.

10. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. М., 2002. Электронная версия: http://slovari.yandex.ru/dict/rges.

11. Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. – М., 2004.

12. Цибизов К.С. Анонимность и экспрессивность как условия речевого поведения в чате-дискурсе / К.С. Цибизов // Изв. Гос. Пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – № 97. – С. 231–235.

13. Электронный словарь компьютерных терминов и сокращений // /encycl/enc_r13.html

Просмотров работы: 211