Лингво-стилистический и культуроведческий анализ одного предложения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лингво-стилистический и культуроведческий анализ одного предложения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Галенко А.В. 1
1Гимназия "Жуковка"
Титова М.И. 1
1Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

Гимназия «Жуковка»

Индивидуальный образовательный проект

Лингво-стилистический и культуроведческий анализ

одного предложения

из романа А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Подготовила ученица 9 класса Галенко Александра

Руководитель Титова Марина Ивановна

Рецензент Горячева Наталия Юрьевна

Жуковка, 2019

Оглавление

Вступление. Цель работы. Объект и предмет исследования. Практическая значимость

Основная часть. Лингво-стилистический и культуроведческий анализ одного предложения из романа А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Выводы.

Источники.

Вступление.

Цель работы. Цель моей работы заключается в  анализе языка А.С. Пушкина с точки зрения лингвистики и культурологии.

Объект и предмет исследования. Объект  исследования — одно предложение из романа. Я старалась разобраться в строении предложения, в особенностях языка, а также пыталась узнать исторические реалии пушкинского времени.

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Практическая значимость. Я сделала попытку проанализировать одно необычное, интересное с разных точек зрения предложение. Надеюсь, что моим одноклассникам будет интересно об этом узнать. Они узнают много нового и тоже приобретут некоторые навыки анализа.

Основная часть.

Лингво-стилистический и культуроведческий анализ одного предложения из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Евгений Онегин — роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1830 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности. Повествование ведётся от имени безымянного автора, который представился добрым приятелем Онегина.

Александр Сергеевич Пушкин работал над этим романом свыше семи лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только Бориса Годунова он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века.

Гениальность Александра Сергеевича Пушкина выразилась также и в уникальности построения этого предложения. Благодаря тому, что автор использует 22 подлежащих, связанных перечислительной интонацией, читатели ощущают стремительность движения и скорость смены городского пейзажа перед глазами героев.

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И
стаи галок на крестах.

Также это предложение – яркий пример бессоюзия. Этот прием часто использовался Александром Сергеевичем Пушкиным:

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет. — Александр Пушкин, «Полтава», Песнь третья, стрф.240

Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.- А. С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин», Глава VII, Строфа LI

Есть и еще известные примеры бессоюзия в русской классической литературе:

Прямо дороженька, насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

(Н.А. Некрасов)

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

(А. Блок.)

Культуроведческие тексты – это культурнозначимые тексты, отражающие историко-культурные ценности народа, его духовность, эстетичные по содержанию, форме, структуре и лексическому наполнению.

Роман в стихах Александра Сергеевича, безусловно, является произведением, имеющим культуроведческую значимость, ведь анализ всего лишь одного предложения из произведения «Евгений Онегин» может дать нам представление о Москве того времени, такой, как видел ее великий поэт.

В своем главном романе Пушкин не смог обойтись только Петербургом и провинцией и привел героев именно в Москву. Намеренно подчеркнув на фоне имперской северной столицы патриархальность, народность, многоукладность Москвы. Ларины везли в Москву Татьяну на выданье. Москва и "ярмарка невест" – их цель. Дом Благородного собрания будет как раз на их маршруте. Маршрут Лариных: въезд в Москву по Петербургскому тракту через Тверскую заставу, по Тверской, далее, по всей видимости, мимо Кремля в район церкви Святого Харитония, где сейчас – Большой и Малый Харитоньевские переулки. Автор не случайно привел свою героиню в Харитоньевский переулок. Этот район знаком Пушкину с детства. До сих пор в Большом Харитоньевском переулке находится дворец Волковых-Юсуповых, где Пушкины снимали деревянный флигель в 1801-1803 годах.

Давайте и мы проедем по первопрестольной вместе с Лариными и посмотрим на город глазами молодой девушки. В неблизкий путь Ларины отправились в собственном возке. Ехать на перекладных, получая свежих лошадей на ямских станциях, было и долго, и дорого. В первую очередь станционные смотрители давали сменных лошадей едущим по служебной необходимости, только затем — для получивших подорожные по личной надобности, да и то в зависимости от чина. Возок Лариных был невелик. Представьте большую бочку из кожи или плотной ткани, лежащую в санях. В ней, закутавшись в меховые накидки и шубы, сидели Татьяна с матушкой. За задней стенкой и в ногах могли крепиться сундуки и чемоданы, а впереди на обдуваемом всеми ветрами облучке сидел кучер. За возком тащились три кибитки с домашним скарбом. Ехали не спеша, ночуя на почтовых станциях или у знакомых.

Уже столпы заставы

Белеют…

При въезде в город проезжающие должны были задержаться у заставы, состоявшей из шлагбаума и будки часового, где записывались их имена и надобность, по которой они приехали. Ларины въезжали через Тверскую заставу (на Петербургской дороге), которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала. Существуют две точки зрения что же имел в виду поэт, написав о белеющих столбах:

Во время их приезда в Москву на этом месте уже строилась Триумфальная арка (в память прибытия победоносной гвардии; гвардия прибыла из Франции в Петербург морем, а позже — триумфальным шествием в Москву), далеко еще не законченная. Столпы заставы — видимо, колонны Триумфальной арки. В настоящее время Триумфальная арка перенесена на Кутузовский (бывш. Дорогомиловский) проспект.

«Столпы заставы» - это все-таки про шлагбаум, который был у заставы в то время между двумя белокаменными столбами.

Мелькают мимо будки… — В полосатых деревянных будках находились нижние чины полиции, вооруженные громадными алебардами будочники из отставных солдат.

Мальчишки, лавки, фонари… — Тверская была одной из наиболее оживленных торговых улиц тогдашней Москвы. Мальчишки — рассыльные из магазинов. Фонари — улицы освещались масляными фонарями, которые устанавливались на полосатых столбах; с наступлением темноты зажигались, а утром гасились специальными служителями. Фонари давали весьма тусклый свет.

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…

Дворцы — Тверская принадлежала к аристократическим улицам Москвы. Ларины проехали, в частности, мимо дворца Разумовского (ныне Музей революции). Монастыри — следуя по Тверской, Ларины проехали мимо Страстного женского монастыря, расположенного в глубине нынешней Пушкинской площади. Построенный в 1614 г., монастырь был окружен кирпичной стеной. Остальную часть нынешней Пушкинской площади занимали монастырские земли: сады, огороды. Бухарцы — так называли в Москве продавцов восточных товаров, привозимых из Средней Азии. В 1820-е гг. были в моде восточные дамские шали, покупаемые у бухарцев. Мужики — зд.: уличные торговцы, разносчики уличных товаров.

Бульвары, башни, казаки… — Во второй половине XVIII в. по приказу Екатерины II были снесены стены Белого города и на их месте было образовано кольцо бульваров. Башни — устремленные вверх заостренные башни составляли характерную черту городского профиля Москвы, отличая ее от Петербурга. Уже ансамбль кремлевских башен задавал определенный тип московского городского пейзажа. Но и в других частях города организующими центрами застройки были церкви с пиками колоколен. Казаки — зд.: конные рассыльные.

Аптеки, магазины моды… — аптеки выделялись двуглавыми позолоченными орлами, составлявшими их вывески. Магазины моды располагались на Кузнецком мосту. «Магазинов моды» на Тверской уже тогда было достаточно (и сейчас не меньше), однако Татьяна, даже если и посещала их до свадьбы, то, видимо, позднее, отдохнув с дороги. Аптеку на пути также они встретили, однако, видимо, всего одну, т.к. их в городе было в то время крайне мало. "Бухарцы", иногда даже с верблюдами, действительно в Москве встречались, хотя очевидно уступали по количеству русским купцам.

Балконы, львы на воротах… — Львы на воротах — геральдические животные, поддерживающие герб владельца дома. Такие "львы" имели условно-геральдический вид, нередко очень далекий от внешности обыкновенных львов, и окрашивались в цвета гербов. "Львов на воротах" не следует смешивать с мраморными львами, которые ставились на крыльцах особняков (на одном из таких львов сидел во время петербургского наводнения 1824 г. Евгений из "Медного всадника"). Львы на крыльце не имели геральдического значения и изображали натуральных, а не условных животных. Львы на воротах - упоминание о том, что они проехали здание Английского клуба (ныне – Музей Современной истории России), львов здесь мы видим и сейчас. Значит, они точно проезжали Пушкинскую площадь, но памятник автору романа, величайшему русскому поэту, еще не стоял на этом месте тогда. Однако на площади маршрут мог повернуть налево на бульвар или пойти дальше мимо Кремля. Белее вероятно - второе. Движение по линии современного Бульварного кольца, возможно, короче, однако возле стен Рождественского монастыря – крутой подъем, преодолевать который зимой на лошадях (особенно после долгой дороги) - совсем не желательно. Кстати, этот подъем изображен на знаменитой картине Перова «Тройка», где дети тащат тяжелую бочку с водой. Однако в случае движения по линии бульваров фраза «сады, монастыри … бульвары» была бы более содержательна. Пришлось бы проезжать значительную часть Бульварного кольца, а также Высокопетровский и Рождественский монастыри.

И стаи галок на крестах. — Ср.: "…услышал я также забавный анекдот о том, как Филарет <московский митрополит. — Ю. Л.> жаловался Бенкендорфу на один стих Пушкина в "Онегине", там, где он, описывая Москву, говорит: "и стая галок на крестах". Здесь Филарет нашел оскорбление святыни. Цензор, которого призвали к ответу по этому поводу, сказал, что "галки, сколько ему известно, действительно садятся на крестах московских церквей, но что, по его мнению, виноват здесь более всего московский полицмейстер, допускающий это, а не поэт и цензор". Бенкендорф отвечал учтиво Филарету, что это дело не стоит того, чтобы в него вмешивалась такая почтенная духовная особа" (Никитенко A. B. Дневник. В 3-х т. Т. I. M., 1955, с. 139–140).

Московский пейзаж описан в произведение значительно подробнее, чем петербургский, на фоне "однообразной красивости" (V, 137) которого подчеркивается пестрота московских видов. Последнее достигается целью контрастных соседств: "дворцы" — "лачужки", "монастыри" — "магазины моды", "бутки" — "огороды", "львы на воротах" — "стаи галок на крестах". Отстраненность повествователя в изображении московского пейзажа объясняется тем, что он лежит и вне «петербургского» мира Онегина, и вне «деревенского» мира Татьяны.

Выводы.

Анализ всего одного предложения из произведения дает представление о Москве 19 века, что еще раз подчеркивает гениальность поэта.

Работая над этим проектом, я приобрела навыки анализа стихотворного текста.

Заинтересовавшись этим произведением, я побывала на спектакле «Евгений Онегин», проходивший в Международном Доме Музыки. Это удивительное авангардное прочтение классики, которое очень ярко подчеркивает современность и актуальность произведения. В этой версии «Онегина» представляют интереснейшие актеры и музыканты – Сергей Чонишвили, Даниил Страхов, Ирина Пегова, Сергей Шнырев. Музыку написал Алексей Айги, который вышел на сцену вместе со своим Ансамблем «4:33». Специально для проекта было снято кино. Также, я побывала Музей А.С. Пушкина в Торжке. Достоинство экспозиции этого музея в собрании копий пушкинских автографов и писем. Благодаря этим документам сам поэт словно рассказывает о значении в его жизни и творчестве путешествий.

Источники.

Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин

Лотман. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарии.

http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/lotman/onegin-kommentarij/onegin-comments-7-3.htm

http://www.intomoscow.ru/moskva-v-romane-evgeniiy-onegin-i-marshrut-larinyh.html

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/25227/

Просмотров работы: 974