Тема милосердия в военной художественной прозе (на основе произведений В.Ф. Пановой «Спутники» и В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема милосердия в военной художественной прозе (на основе произведений В.Ф. Пановой «Спутники» и В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»)

Ашихин Даниела Октавиановна 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
Глазырина Н.Л. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Нельзя не задуматься, что такое милосердие, ведь это слово содержит в себе широчайший и благородный смысл. Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.

К сожалению, в современноммиремилосердиевстречается все реже иреже. Виной тому сами люди, которые стали алчными и корыстолюбивыми. А как вели себя люди в условиях войны? Какие поступки совершали герои, и можно ли было назвать их милосердными, мы можем судить по рассказам очевидцев, по исторической и художественной военной прозе. Данная тема на сегодняшний день в научном мире практически не рассматривалась. Поэтому рассмотрение феномена «милосердие» в военной художественной прозе на основе образов героев является новой.

Объект исследования: проза В. П. Астафьева и В.Ф. Пановой.

Предмет исследования: отображение в прозе писателей темы милосердия.

Цель:изучение темы милосердия в советской и постсоветской военной прозе на основе анализа образа героев художественной военной прозы.

Задачи:

1) Изучить и обобщить исследовательскую литературу по проблеме;

2) Определить феномен «милосердие» и разработать алгоритм его изучения в конкретных литературных текстах;

3) Изучить специфику раскрытия феномена «милосердия» на основе анализа образа героев военной прозы В. Пановой;

4) Изучить специфику раскрытия феномена «милосердия» на основе анализа образа героев военной прозы В. Астафьева;

5) Сопоставить и обобщить данные анализа.

Методы исследования: историко-литературный, биографический, аналитический, сопоставительный, мотивный анализ, индуктивный и дедуктивный.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе предпринимается попытка сопоставить феномен «милосердие» в советской и постсоветской художественной военной прозе на основе образов героев творчества В. Пановой и В. Астафьева; тема милосердия в данном направлении не изучалась.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов в учебной деятельности в школе и ВУЗе.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН «МИЛОСЕРДИЕ» И ЕГО РАСКРЫТИЕ В ВОЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ

1.1 Милосердие как основополагающее качество нравственного начала человека

Вопросы изучения феномена «милосердия» лежат в компетенции различных предметов.

В недалеком прошлом слово «милосердие» довольно редко использовалось у нас, что его в праве можно было бы указывать в словарях как устаревшее. Данным понятием определялась наиважнейшая сторона души. Милосердие являлось характерным отличительным качеством русского человека. Милосердие - наивысшая, благородное выражение любви, независящее от эгоцентричных порывов и не требующее внешней мотивации.

Быть милосердным - значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Милосердие - понятие емкое, оно включает в себя такие понятия как сострадательность, сердобольность, жалостливость, благость, отзывчивость [3].

«Феномен милосердия, - как считает Л.А. Швачкина, - несомненно, является культурной универсалией, в течение долгого исторического времени сопровождающей человечество. Милосердие не было присуще человечеству изначально, а появилось в ходе исторического и культурного развития» [23, с. 155; 157 - 158]. С милосердием мы сталкиваемся лишь тогда, когда помощь нуждающимся принимает форму благотворительности. Согласно общепринятому пониманию, благотворительность представляет собой безвозмездную помощь нуждающимся. Благотворительность представляет собой практическое выражение милосердия [23].

В различных культурных традициях милосердие осмысляется как фундаментальное условие человеческого бытия, существенное нравственное требование. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам - в ответ на социальную потребность найти возможность сосуществования разных людей установили новые социальные нормы, основанные на милосердии.

С точки зрения Е.Г. Логуновой, согласно буддизму милосердие является одним из важнейших человеческих качеств. Данная религия широко распространилась в Китае не только потому, что представляла и представляет собой более сложное философское учение по сравнению с конфуцианством и даосизмом, но и потому, что буддизм занимался решением общественных проблем. Основной ценностью буддизма является милосердие, что предполагает в воспитании человека научить его быть уступчивым, не конфликтовать с подобным себе, проявлять любовь ко всем живым существам [12, с. 45].

Христианское представление милосердия включает и духовное (освободить грешника от заблуждений, неверующего научить истине, добру, дать совет). В христианстве образец милосердия представляет Бог, он дарует человека божественным добром, благодатью, через которые Бог выражает свою любовь к человеку и предоставляет ему путь к избавлению души, награждающего его умением следовать заповедям Бога и совершать добро.

Св. Иоанн Златоустый говорил о том, что «человек всего боле должен учиться милосердию; ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком» [18].

Нельзя не согласиться с мнением М.Ю. Никитиной, утверждающей, что отсутствие милосердия влечет за собой появление отрицательно-оценочных чувств: бесчеловечие, жестокосердие, жестокость, зло (-ба), ожесточение, которые, в свою очередь, провоцируют негативное поведение: гнев, клевета, месть, свирепость, суровость, ярость. Высшей же точкой проявления жестокости, является убийство, которое противоречит христианским догмам [14].

Таким образом, христианское познание милосердия базируется на том, что мир органичен, целостен и взаимосвязан во всех своих проявлениях. Человек же в этом мире занимает превосходнейшее место: он венец творения.

Обратимся к этимологии слова. Согласно словарю М. Фасмера, существительное милосердие представляется как заимствование из старославянского языка - милосѣрдие, где оно является словообразовательной калькой латинского словаmisericordia в значении ‘доброта, сострадание’. Установлена связь данного слова с его вариантами в других славянских языках: древнерусском милосѣрдие, словацком milosrdnenstvo, польском milocierdzie и др. [21, c. 621].

В русском языке слово милосердие состоит из двух корней: милость и сердце, - понятий, довольно чётко определяемых в догматическом богословии православной церкви и её предании. Милость – это, прежде всего, свойство Бога, проявление любви по снисхождению к тем, кто этой любви не заслуживает. Милосердие - это внутреннее состояние, которое, по способности человека обладать милостью, уподобляет человеческую личность Богу [6]. Получается, что милосердие становится не просто духовным показателем человечности, но и приобретает глубокую значимость человеческого бытия.

Милосердие - особое отличительное свойство русской национальной картины мира, связанное с любовью, исходящей от милующего сердца. Милосердие - высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических устремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях. Милосердие:готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается: проявлять милосердие, взывать к милосердию[19]; сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.) [24, с. 311]; сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро, жалостливость, мягкосердечность (пуще Божьего милосердия) [4, c. 327]; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (проявить милосердие)[15, c. 539].

Для русской ментальности милосердие выше справедливости и выше Закона. «Особенность русского взгляда на вещи... состоит в том, что наряду с законом и милосердием в нём представлена справедливость, которая гораздо важнее закона, он мелочь по сравнению с подлинными духовными ценностями. Однако соединяясь с чувством и душевной болью, справедливостьповышается в статусе и попадает в одни ряд с милосердием иправдой» [11, с. 374].

Вслед за М.Ю. Никитиной [13] определим основные свойства изучаемого термина, используя метод анализа В.И. Карасика, который рассматривает в качестве свойств термина понятийное, образное и ценностное «измерения» [10].

Понятийная сторона - это его языковая фиксация, обозначение. Толкование слова милосердие значительно изменилось с течением времени. Так, словарь церковнославянского языка приводит следующее синонимическое толкование: «Милосердие - сострадание» [5, с. 305], «Толковый словарь русского языка начала XXI в.» под редакцией Г.Н. Скляревской даёт лаконичное и ёмкое определение значения: «Сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель; вообще бескорыстная помощь, сострадание к людям» [20, с. 584].

Образная сторона - это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные характеристики предметов, явлений, событий, отражённых в пашей памяти. Л.А. Жданова и О.Г. Ревзина представляют образ милосердия в виде ряда типичных метафорических моделей, например, как погружение во вместилище - о человеке и его социуме, как олицетворение абстракции, передающее автономное существование [7].

Ценностная сторона. Милосердие предстаёт как нравственная категория. В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой находим следующие синонимические параллели: милосердие – жалость, сердоболие, сердобольность, сострадание, сострадательность [1, c. 215]. Лексические единицы, сближающиеся с данным словом на основе общности ассоциативных связей - это жестокость, бесчувственность, чёрствость.

Рассмотрим понятие «милосердие» с точки зрения норм этики. В основе милосердия лежит эмоция жалости. Разрешению противоречия между идеальной эмоцией жалости и реальной возможностью оказать помощь её объекту способствует этическая норма милосердия, которая предписывает каждому человеку помогать всем, кто в этом нуждается. Норма милосердия предписывает проявлять искреннее сочувствие и оказывать деятельную помощь чем, кто в ней нуждается.

И.М. Ансимова представляет милосердие как «сочувствие, сердобольность, отзывчивость, готовность оказать помощь каждому нуждающемуся, проявление снисхождения из сострадания, человеколюбия» [25, с. 126]. По ее мнению, истоки милосердия лежат в архаической, родовой солидарности, которая требовала любой ценой спасать свой род или помогать его представителям.

Становлением этической нормы милосердия русская культура обязана христианству. Именно христианство представило жалость и деятельное участие в помощи ближнему как проявление любви, и именно благодаря христианской литературе в русский язык вошло слово милосердие, в котором нашла отражение связь между чувством любви и жалостью. Соблюдать требования норм милосердия православного человека побуждает, с одной стороны, надежда на воздаяние от Бога, обещавшего, что Рука дающего не оскудеет; Кто добро творит, тому Бог отплатит, и страх перед наказанием (На немилостивых ад стоит), а с другой - стремление к социальной справедливости, препятствующее созданию ситуации, когда одному милость, а всем обида. Поэтому милосердие следует проявлять «ко всем чувствующим созданиям Божьим [22, c. 103]. Высшим образцом милосердия является Бог, который даёт же и жиду, и злому цыгану.

Сказанное позволяет сделать вывод о сложной структуре и опосредованном механизме действия нормы милосердия. Основываясь на идеале добра, она воздействует на человека посредством эмоции жалости, сострадания, возникающей от сознания несоответствия чьего-либо положения идеалу, и заставляет человека предпринимать активные действия для его утверждения, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается. «В то же время норма милосердия не требует от человека самопожертвования, но рекомендует опираться при выборе своею объекта на результаты сравнительной оценки, целью которой является сохранение преимущества того, кто оказывает помощь, перед тем, кто ее получает» [24, c. 21].

Художественная литература играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании ее индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт всего человечества. Художественная литература занята реализацией таких ценностей, как совесть, сострадание, милосердие, терпимость и умение понять и «принять» другого человека.

Мы считаем, что на сегодняшний день становится очевидным, что сформировавшиеся в процессе развития человечества такие качества, как добродетель, милосердие, сострадание к ближнему, избавят человеческое общество от самоуничтожения. Постоянно находящиеся в противоборстве – добро и зло – всегда будут сопутствовать человеку. Добро, освещая путь к истине, будет помогать человеку на его пути. Решение нравственных проблем - долг каждого поколения людей. Каждый человек не должен забывать о том, что свои нравственные проблемы придется разрешать самостоятельно. Человеку необходимо уметь делать верный выбор в жизни.

Размышляя о доброте и милосердии, приходишь к единственному выводу, что истинная ценность человека заключается в его добрых делах и поступках. Милосердие также проявляется не только по отношению к другому человеку, так и по отношению к природе.

Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Особенно это отражено в военной прозе.

Произведения военной художественной прозы в наше время продолжают рассматриваться с различных точек зрения, нами сделан шаг к изучению произведений в христианском аспекте, в который органично включается функционирование идеи милосердия как выражения нравственных идеалов в человеческой жизни, что и становится основанием его миропонимания.

Анализ феномена «милосердия» в научно-критической литературе позволяет разработать алгоритм, с помощью которого возможно исследование темы милосердия в конкретных текстах.

Итак, анализ темы милосердия предполагает осмысление следующих аспектов произведения: внешние признаки милосердия – портретная характеристика героев (взгляд, глаза, движения); внутренний монолог (о чем думает герой в определенных жизненных ситуациях); сюжетный аспект – поступки героя в определенных жизненных ситуациях; речевая характеристика (содержание диалогов).

Таким образом, в первой теоретической части данной работы были выполнены некоторые поставленные задачи. В ходе исследования был изучен феномен «милосердие», сущность которого была рассмотрена в различных дисциплинах: истории, философии, этимологии, религии, фразеологии, филологии. Феномен милосердия был рассмотрен по отношению к человеку и к природе.

Изучив феномен «милосердие» в разных дисциплинах, был сделан вывод, что в нашем исследовании мы под данным понятием будем понимать «сострадание, сердобольность, участливость, готовность оказать поддержку каждому нуждающемуся, проявление снисхождения и сострадания к миру во всем многообразии его форм: по отношению к человеку, природе».

Для исследования темы милосердия в конкретных текстах был разработан алгоритм, включающий следующие аспекты: портретная характеристика героев, внутренний монолог, сюжетный аспект и речевая характеристика.

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РАСКРЫТИЯ ФЕНОМЕНА «МИЛОСЕРДИЯ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОБРАЗА ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ В.Ф. ПАНОВОЙ И В.П. АСТАФЬЕВА

2. 1 Специфика раскрытия феномена «милосердия» на основе анализа образа героев повести В.Ф. Пановой «Спутники»

В декабре 1944 года Вера Федоровна Панова, по поручению редакционного комитета газеты, осуществила в течение двух месяцев четыре рейса в «образцовом» военно-санитарном поезде № 312 к местам сражений за ранеными, после чего в 1946 году издала повесть «Спутники», возымевшую широкую признательность у массового читателя, сравнимую только с громким фурором повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованной в том же году. Оба писателя в своих повестях описывают события, основанные на реальных документах. Нет ни слова неправды. Писательница обращалась к истории для решения духовно-нравственных проблем, волновавших ее.

В повести изображена одна из редко освещаемых сторон военного бытия, тонко описаны своеобразные характеры героев, психологически внушительно раскрыты причины наличия духовно-нравственных сил человека в решающие моменты жизни, война изображена с гуманной, милосердной точки зрения, а каждодневная жизнь поезда милосердия – с безукоризненной точностью составляющих.

В повести «Спутники» повествуется о военном времени и о составе санитарного поезда, следовавшего по фронтовым дорогам и собиравшего раненых и оказывая им помощь. В этой повести война изображена с гуманной, человечной точки зрения, а ежедневная жизнь санитарного поезда – с безукоризненной четкостью его составляющих.

Фабула «Спутников» - это цепочка событий и фактов фронтовой жизни с событиями и происшествиями из довоенной истории жизни героев. Здесь гармонично и ненавязчиво происходит переплетение прошлого с настоящим. О будущем автор умалчивает. Особое внимание В. Панова уделяет внутреннему миру своих героев. Особенность полярного изложения «войны» и «мира» в мироощущении персонажей предоставляет возможность более детально постигнуть их характеры. Война стала суровым испытанием для любого человека. В «Спутниках» изображена жизнь героев в чрезвычайно трудных обстоятельствах войны.

Персонажи повести «Спутники» первый раз раскрываются перед читателем поздней ночью, при обходе состава, которым комиссар Данилов традиционно завершает свои трудовые военные будни. Ночь воспроизводит преимущественно сумрачный период войны, сожаление отхода, горечь первых тревог, расставаний, потерь, всеобъемлющую тревожность, повлеченную драматической постановкой событий.

Что дает нам прочтение повести В. Пановой? Чувство единения, которое выражается в общей ненависти к врагу с одной стороны и умение проявлять заботу, умение жалеть, сочувствовать своим товарищам, братьям и сестрам с другой стороны. Христианская мораль здесь ненавязчива, прослеживается русская культура в общем основанная на христианских принципах. В настоящее время сложился менталитет на основе христианской морали - это естественно: общая среда взаимопомощи, взаимовыручки и сочувствия. В повести милосердием, добротой проникнуты все отношения между героями этой повести. Последняя часть повести под названием «День» завершает повествования и подводит итоги войны для каждого из персонажей. Чувство единства судеб, тем или иным способом, проникает в сознание всех героев и, растворяя боль тяжелых личных потерь, помогает обрести новые жизненные силы.

Через все тяготы сражений В. Панова подводит своих персонажей к началу мирного дня, и эта всеобщая кульминационная развязка разумеется завершает испытания, выпавшие на долю героев повести. Война никому не принесла счастья - это персонажи Пановой понимают особенно отчетливо. Леночка Огородникова узнаёт, что Даня, которого она любила, женился на другой. Белов, попав, наконец, в свой любимый Ленинград, вместо родного очага видит лишь развалины. Но великое время сделало людей опытнее и сильнее, чем они были раньше. Юлия Дмитриевна увидит истинное лицо ранее любимого ею Супругова (эпизод с разделом небольшого скромного пайка).

Героев повести В. Панова ввела в вагоны состава уже состоявшимися людьми. Панова и показывает их читателю как вполне сложившиеся личностями. Прошлое удачно вплетено в повествование о настоящем, оно помогает лучше понять и оценить то, что руководит жизненными принципами Данилова, Лены Огородниковой, доктора Белова, Юлии Дмитриевны и других героев, собранных в одном поезде военной судьбой и трудящихся рядом друг с другом четыре продолжительных военных года.

В своем дневнике доктор Белов пишет о том, что не перестает удивляться советским людям, их выдержке, трудолюбию, неисчерпаемости их порыва. Он удивляется им, завидует и желает подражать им. В условиях военных сражений он по-другому увидел советский народ и удивился им.

Панова различает границу между настоящим и ложным в человеке; одни вдыхают в жизнь струю свежего воздуха, привнося в нее что-либо созидательное, тем самым обогащая ее; другие уничтожают жизнь корыстолюбием и бессердечностью. Рассмотрим, как проявляют милосердие герои повести (анализ по алгоритму отражен в таблице 1 приложения 1).

Возглавляет состав хозяйственный и очень обязательный человек – тридцатидевятилетний Данилов Иван Егорович. Данилов Иван Егорович (39 лет). Он хорошо знает свою работу и ответственно подходит к ее выполнению; терпеливый; больше слушает, чем говорит; уважительно относится к людям ( не показывая личной неприязни); не жалуется на жизнь. Иван Егорович проявляет милосердие лишь по долгу службы.

Всегда предоставляют медпомощь пострадавшим в боях солдатам интеллигентнейший врач зрелого возраста из Ленинграда Белов, медсестра Юлия Дмитриевна, санитарка и в недалеком прошлом спортсменка Лена Огородникова. Управляет составом опытнейший машинист Кравцов. У всех героев – свое будущее, выпали на долю каждого свои сложности, свои горести.

Супругов Павел (военный врач). Панова в нем увидела обывателя, изолировавшегося от окружающих в самое драматическое, решающее для них время. Она считает Супругова героем второго плана, который в одном строю с другими воюет за победу, но делает это как трусливый попутчик, безразличный и к людям, и к цели, которая соединяет их всех. Супругов не имеет привычки к состраданию и смерти, но в критических ситуациях самоотверженно и бесстрашно под обстрелом перевязывает раненых, и, перемещает их в безопасное место.

Фаина Васильевна (старшая сестра): исполнительная, но инициативу не проявляет; работу выполняет добросовестно, не считает нужным проявить сострадания по отношению к раненым. Милосердие Фаины выражается в адском терпении и понимании того, что люди видели смерть.

Лена Огородникова. Помимо своих прямых обязанностей, она пытается создать наиболее комфортные условия для раненых (читает вслух газеты, приносит обед). Милосердие Лены проявляется во всепрощении, любви к людям и в высшей степени патриотизма.

У Юлии Дмитриевны (перевязочной сестры) не было никаких слабостей, она не сделала за всю свою жизнь ни одной ошибки и о каждом предмете имела твердое, сложившееся мнение. Она полностью (всецело) растворена в своей работе; её главная задача - спасти жизнь раненому. Нашей героине присущ феномен «Квазимодо»: будучи внешне непривлекательной, она обладает красивой душой, умеющей быть милосердной.

Николай Белов (доктор, начальник поезда) считает, что не все люди, побывавшие на войне - герои, и, что подвиг существует, и именно те, кто его совершил и считаются героями. Милосердие доктора Николая проявляется в участливости, готовности оказать поддержку каждому нуждающемуся.

По мнению Н.П. Петровой, решая вопросы принципов и основ нравственного человеческого бытия, имеющими вневременные рамки, В.Ф. Панова не только подробнейшим образом изучала исторические документы, но, по собственному желанию, прорабатывала их с большим старанием [17, с. 12].

Таким образом, проанализировав поведение героев повести В.Ф. Пановой «Спутники», мы пришли к выводу, что можно выделить яркие образы героев, обладающих состраданием, сердобольностью, участливостью, готовностью оказать поддержу каждому нуждающемуся. К ним можно отнести Фаину Васильевну, Лену Огородникову, Юлию Дмитриевну и доктора Белова. Такие герои, как Данилов Иван Егорович и Супругов Павел тоже проявляют милосердие, но не по велению души, а по долгу службы. Выше упомянутые герои являются типичными представителями художественной военной прозы 40-50-х годов ХХ столетия. Героев, обладающих другими качественными характеристиками, просто не могло быть. Это требование времени.

2.2 Специфика раскрытия феномена «милосердия» на основе анализа образа героев романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»

В. Астафьев в романе «Прокляты и убиты», обращаясь к теме Великой Отечественной войны, отмечает, что он не знал той войны, которую изображали ранее другие авторы. Он утверждает, что с войной связаны у него другие воспоминания. Это, прежде всего, быт солдат и бездарность командиров, неорганизованность и бардак во всем. Конечно, оценка событий в истории неоднозначна. Она связана с позицией самого автора, сформированной под влиянием идей и жизненных уроков.

У астафьевского ада есть предметное, конкретное название - Великокриницкий плацдарм. Автор посчитал нужным назвать точное место действия первой книги романа «Прокляты и убиты», номера частей и военного округа, а также фамилии и имена... людей, какие сохранила память. На том месте, где готовил кадры на фронт двадцать первый стрелковый полк, ныне плещется рукотворное Обское море и с пляжа Академгородка, где летами вповалку лежат отдыхающие, видно горбину голого, грязного острова...

В романе мало внутренних монологов, т.к. внутренний мир персонажей всегда в кругозоре автора и изображается сквозь его корректирующее слово. Философские споры если и возникают, то их единственная тема - Бог, проблема его присутствия/ отсутствия, искупления вины/ наказания, участие бога в судьбе героев и ходе событий.

В романе Астафьева повествователь открыт для чужих голосов, это доказывает преобладающая в повествовании форма не собственно прямой речи, помогает раскрыть внутренний мир персонажей, мотивы их поведения, их жизненную философию.

Лишь некоторым, чуждым автору, персонажам отказано в соединении с авторским словом; это Мусенок, Пшенный, Мельников, им дано прямое изображаемое слово (например, речь Мусенка по телефону). Ко всем остальным повествователь может быть пристрастным, субъективным, вносить свою оценку, но он открыт чужому сознанию (Лешки, Щуся, Зарубина, Рындина, Булдакова, Финифатьева и др.). Астафьев делает попытку раскрыть сознание врага, в какой-то мере очеловечивает, объясняет поступки, поведение немцев (Гольбаха и Куземпеля, генерала Штельмаха).

Выясним, обладают ли герои романа качествами, присущими милосердным людям, находясь в таких нечеловеческих условиях существования.

Володя Яшкин (сержант) - противоречивый герой. Его поведение избирательное: он жесток по отношению к делягам, которых ненавидит и проявляет заботу к другим героям романа. Такого героя нельзя назвать милосердным.

Ашот Васконян - из среды интеллигентов. Он бесстрашно говорит вышестоящим правду в лицо; благодарный; умный до того, что досаждал старшим своей умственностью; прямой в суждениях; великодушный; бескорыстный. Проявление милосердии у Ашота Васконяна проявляется в чувстве благодарности за защиту; желание сделать что-то хорошее для своих заступников.

Коля Рындин не пасует перед трудностями; несгибаемый человек, гнется только перед Богом. Он добродушный, верующий, добросовестный, усердно работает, находчивый. Набожный, вечно раскаивается в своем чревоугодии. Позже замкнулся, не давая себе понять, что действительно важнее: жить или умирать. Милосердие Коли Рындина заключается в непреодолимой христианской вере. Коля Рындин - персонаж, в котором Астафьеву 90-х годов видятся лучшие свойства русского человека.

Пшенный: злобный, беспощадный, требовательный, безжалостный. Он – антигерой. Является полной противоположностью милосердного человека. На его примере можно понять, каким не должен быть положительный герой.

Леха Булдаков: своевольный, бессовестный эксплуататор. Отлынивает от работы, притворяясь психически неуравновешенным, припадочным. Он бесстрашный, хочет быть независимым, но, не смотря на выше перечисленные недостатки «… он в лепешку разобьется, до Новосибирска пешком дойдет, на свои гроши купит делягам обмундирование…» [2, с.41]. Милосердие Лехи Булдакова проявляется в заботе о человеке, находящимся рядом с ним.

Щусь Алексей Донатович: добросовестный, ответственный, аккуратный, добрый, сердечный, заботливый, беззлобный, искренний, талантливый, справедливый. Он уважает себя и своих подопечных-новобранцев, относится к ним по-отечески; считает, что не ошибся в них; умеет сострадать. Автор романа наделил Алексея Щуся качествами героя, умеющего проявлять милосердие по отношению к другим людям.

Шпатор Аким Агафонович хороший старшина, добродушный, покладистый, справедливый, рассудительный, благонадежный. Ему присущи такие качества, как умение сочувствовать, сопереживать, поддержать и сказать правильные слова в нужный момент. Аким Агафонович, по нашему мнению, обладает всеми характеристиками, указанными в нашем определении феномена «милосердие».

Образы врагов в романе (Лемке, Куземпель, Гольбах, Янгель Мезингер ). В Лемке живут многие черты, сближающие его с Лешкой Шестаковым, Васконяном, Колей Рындиным. И главная среди этих черт - милосердие к врагу. В Куземпеле и Гольбахе предельно много общего с Булдаковым и Шороховым. Одним обвалом погребены в берег Великой реки Зигфрид, Вальтер и Финифатьев - это знаковая, примиряющая врагов деталь (анализ по алгоритму отражен в таблице 2 приложения 2).

Попытка представить войну как братоубийство, увидеть войну с разных сторон привела В. Астафьева не только к немецким романам о войне, но и к немецким персонажам в структуре романа. В. Астафьев полагает христианское отношение к врагу. Однозначное изображение немцев в качестве врагов и изуверов на фоне безупречно чистых и честных советских воинов - общее место, стереотип многих произведений советских писателей, обратившихся к теме Великой Отечественной войны в 40 - 50-е годы. Изображение советских солдат и офицеров как далеко не однородной массы в литературе 60 - 80-х годов не вытеснило, однако, однородно черных красок в изображении солдат и офицеров враждебной армии. Лемке, Куземпель, Гольбах, Зигфрид, Вальтер, другие «вояки» враждебной стороны, их нравы, быт, характеры, истории, отношение к бoгy- во многом призваны придать человечность роману, оспорить известную тенденциозность русской советской литературы 40 - 80-х годов, посвященной теме «врага», фашиста, немца. Так, в Лемке живут многие черты, сближающие его с Лешкой Шестаковым, Васконяном, Колей Рындиным. И главная среди этих черт - милосердие к врагу. В Куземпеле и Гольбахе предельно много общего с Булдаковым и Шороховым. В «военную» прозу Астафьев привносит противопоставление войне и смерти жизнесозидающих труда на земле и пасторальной любви.

Феномен «милосердие» рассматривался на примере образов героев произведений советской и постсоветской художественной военной прозы.

В качестве советской художественной военной прозы нами изучена повесть В.Ф. Пановой «Спутники». Изучена история создания повести, проанализированы поступки героев, обоснованы их действия.

Герои повести, попавшие в один поезд – поезд милосердия – являются единым организмом, и призваны выполнять общую цель - спасение раненых. Здесь проявляется их христианская вера, вложенная в них их предками.

За основупостсоветской художественной военной прозы взят роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты».

Если в повести В.Ф. Пановой «Спутники» все события направлены на миропонимание и созидание, на стремление к жизни и веру в светлое будущее, то в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» мир и война, любовь и ненависть, жизнь и смерть находят неожиданное истолкование.

Общеупотребительная лексика и фразеология проявляющаяся в речи героев, характеризуют речевой образ его персонажей благодаря изначальной ориентации Астафьева на широкое включение в художественное произведение просторечия, в то время как герои Веры Пановой выражаются на боле высоком культурном уровне.

В большинстве героев повести В.Ф. Пановой «Спутники» (Фаине Васильевне, Лене Огородниковой, Юле Дмитриевне и др.) можно найти качества, которые можно охарактеризовать как милосердные. В романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты», героев, поистине милосердных в романе очень мало, а милосердные поступки они совершают крайне редко. В данном романе самым милосердным можно назвать самого автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив работу, мы пришли к следующим выводам:

Тему милосердия в науке изучали такие ученые как Л.А. Швачкина, Н. Бердяев, Е.М. Березина, В.С. Соловьев, С.Я. Фрадкина, Н.П. Петрова, М.Ю. Никитина, Е.Г. Логунова, Л.Р. Байдавлетова, З.Б. Богуславская и др.

Творчество В.Ф. Пановой изучено такими авторами как: Л. Плоткин, А.А. Нинов, Н. Вагнер, Г. Веревкин, С. Гинц, К. Янашкевич и другие.

Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» изучался с разных точек зрения такими учеными, как: Британ Э.Л., Букаты Е.М., Гончаров П.А и др.

Данная работа посвящена изучению феномена «милосердие» на основе образов героев советской и постсоветской художественной военной прозе. В ходе исследования в теоретической части работы мы выяснили, что термин «милосердие» весьма широк и имеет большое количество трактовок. Так же милосердие рассматривают в различных направлениях: религии, философии, литературоведении и др.

Кроме этого, в данной работе мы изучили синонимы слова «милосердие» с которыми ассоциируется данный феномен. Определили алгоритм изучения милосердия и на его основе составили само понятие «милосердие» - это сострадание, сердобольность, участливость, готовность оказать поддержку каждому нуждающемуся, проявление снисхождения и сострадания к миру во всем многообразии его форм: по отношению к человеку, природе.

Для более удобного изучения феномена «милосердие» в художественных текстах на основе образов героев, нами был разработан алгоритм изучения вышеуказанного феномена в художественной военной прозе, а герои повести В.Ф. Пановой «Спутники» и романа В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» взяты для изучения как одни из самых ярких примеров для сопоставления советской и постсоветской военной художественной прозы. Герои данных произведений рассматривались по составленному нами алгоритму: портретная характеристика героев, внутренний монолог, сюжетный аспект, речевая характеристика. В обоих произведениях внутренний монолог наблюдался не у всех рассматриваемых нами героев. Поступки героев рассматривались нами с точки зрения милосердия.

Изучив повесть В.Ф. Пановой «Спутники» и роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты», мы пришли к выводу, что оба произведения являются документальными. Оба автора являлись участниками войны и описали реальные события из своей военной жизни, изменив имена героев.

Анализируя образы героев повести В.Ф. Пановой «Спутники», мы пришли к выводу, что вся повесть «пропитана» милосердием, состраданием к ближнему. Большинство героев вызвало у нас симпатию, а отрицательных героев, вызывающих у нас неприязнь, ничтожно малое количество. Обстановка, в которой находятся герои повести, настраивает их на радужное будущее и на то, что оно будет – будущее. Об этом говорят даже названия частей и глав повести. Одни герои проявляют милосердие по своим убеждениям, другие - терпением и пониманием, третьи - по долгу службы. Причем, данные качества проявляются постоянно, а не эпизодически.

В произведении «Прокляты и убиты» В.П. Астафьева само название заставило поразмышлять об участи романа, его содержании и о мыслях автора насчет его контекста. Героев, являющихся примером милосердия можно назвать наперечет. Мы пришли к выводу, что самым милосердным в романе является сам автор, наделяя героев той или иной судьбой.

Сравнительный анализ структурно-композиционного плана повести В. Пановой «Спутники» и романа В. Астафьева «Прокляты и убиты» на основе образов героев показал многоаспектность реализации феномена милосердие на ассоциативно-смысловом уровне: благотворительность, христианская добродетель, помилование, великодушие, отсутствие торжества над униженным врагом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Около 11 000 синонимических рядов: Справочное издание. - 11-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2001. - 568 с.

Астафьев В.П. Прокляты и убиты //Астафьев В.П., Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1997. - Т.13

Большой толковый словарь русского языка: около 60000 слов /под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство АС Г»: «Издательство Астрель», 2004. – 1268 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М., 2000. - Т. 3.

Дедков И. Объявление вины и назначение казни // Дружба народов. 1993. - №10. - С. 185-202

Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovnoslavjanskij-slovar13.html

Жданова Л., Ревзина О. «Культурное слово» милосердие // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 56-61

История русской советской литературы: В 3 т./ Отв. ред. Л.Г. Дементьев. М., 1961. - Т. 3

Какорина Е.В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). 2-е изд. / Отв. ред. Е.А. Земская. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 67 – 89

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

Левонтина И.Б. За справедливостью пустой / И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев // Зализняк А.А., Левонтина И.Б. Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. - М., 2005.

Логунова Е.Г. Феномен милосердия: опыт социально-философского анализа: дисс. … канд. филос. наук. / Логунова Е.Г. – Ижевск, 2012. – 146 с.

Никитина М.Ю. Концепт Милосердие в русском языковом сознании и в идиостиле писателя / М.Ю. Никитина // Известия Саратовского университета. - Саратов, 2012. - Т. 12. - Вып. 1. - С. 39 - 42.

Никитина М.Ю. Концептуализация милосердия – обеязыковой и идиостилевый аспекты – речевые реализации в синхронии и диахронии: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Саратов, 2014. – 24 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - М.: Мир и Образование, 2018. – 1376 с.

Панова В.Ф. Собрание сочинений в пяти томах. – Л.: «Художественная литература», 1987. -Т.1. – 512 с.

Петрова Н. П. Советская историческая проза малых форм на современном этапе - В. Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль: автореф. Дисс. … канд. филолог. наук. - Москва, 1991. – 25 с.

Св. Иоанн Златоустый: [Электронный ресурс] URL: http://sestrichestvo-rm.cerkov.ru/files/2017/01/IMG_0145-1024x768.jpg

Социальная работа: теория и практика / отв. ред. проф. Е.И. Холостова, проф. А.С. Сорвина. - М., 2004.

Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения/под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб., 1998. - 700 с.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. - М., 2004. - Т. 2.

Черты деятельного благочестия по учению святых отцов православной церкви. СПб.: Галактика, 1996. - 224 с.

Швачкина Л.А. Древний мир: рождение милосердия / Л.А. Швачкина // Вестник Самарского государственного университета. - Самара, 2010. - № 7 (81). - С. 155 -159.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 82 т. и 4 доп. т. - М., 1990. - Т. 7.

Этика в мифах, легендах, преданиях. – М.: Издательский дом «Звонница - МГ», 2005. – 264 с.

Приложение 1

Изучение феномена «милосердие» на основе образов героев повести В. Пановой «Спутники»

Герой

Портретная характеристика

Поступки

Речевая характеристика/ Внутренний монолог

Вывод

1)Данилов Иван Егорович (39 лет)

Одет он «… в галифе и сапоги» [16, с. 25]; гимнастерка подпоясана «аккуратным скрипучим холодным ремнем» [16, с. 25]. Он очень любит чистоту и порядок, они для него являются страстью [16, с. 30]. Взгляд его холодно-самоуверенный [16, с. 40].

Человек слова. Хозяйственник. У него всегда все под контролем. Стремится идти на шаг вперед. Организует максимально комфортные условия пребывания раненых в поезде. Советуется с коллегами.

Данилов заботится о своих подопечных, старается сделать жизнь раненых более комфортной, заботится об их рационе: «…свежее мясо будет очень полезно в госпитальном рационе» [16].

«…свежее мясо будет очень полезно в госпитальном рационе» - сказал он.

«…на людей у Данилова был свой взгляд, этот взгляд многим казался странным…» [16, с. 36]

Хорошо знает свою работу и ответственно подходит к ее выполнению;

Терпеливый;

Больше слушает, чем говорит;

Уважительно относится к людям (не показывая личной неприязни);

Не жалуется на жизнь.

Иван Егорович проявляет милосердие лишь по долгу службы.

2) Супругов Павел (военный врач)

Одетый «в синий госпитальный халат и ковровые туфли…» [16, с. 26] и имеющий «отвратительную манеру - хихикать…» [16, с. 26], несмотря на военное время, вежливый и интеллигентный носитель искусства [16, с. 66]. В нем есть что-то загадочное и отталкивающее [16, с. 65].

Неуравновешенный, в минуты отчаяния может совершать необдуманные поступки «… «Вот он я!»- кричало в Супругове, когда он вышел на зловеще освещенный, развороченный снарядами перрон. «Вот он я, скорее кончайте со мной, я больше не могу бояться»…» [16, с. 87]

«…Супругов вернулся в поезд. Он тоже всю ночь ходил по городу под обстрелом и перевязывал раненых. Он не вздрагивал, когда снаряд разрывался вблизи. Гимнастерка самоотверженного и храброго врача разорвана на плече осколком снаряда. Он смертельно устал, его обшлага и колени галифе пропитались кровью …» [16, с. 95]

«-Я маленький работник, товарищи» [16, с. 37]

«-Вообразите! Я считал, что все мы совершаем безумный поступок, уходя из-под крыши вагона. А между тем это с нашей стороны был тогда единственно разумный поступок…» [16, с. 96]

«…зачем они притворяются, что не боятся?! Как они смеют делать вид, что не страшно?! Как они могут смеяться, говорить о житейских пустяках, есть мороженое, ходить в театр, когда внутри у них воет: ууу!...» [16, с. 67]

Панова увидела в Супругове обывателя, изолировавшегося от окружающих в самое драматическое, решающее для них время. Она считает Супругова героем второго плана, который в одном строю с другими воюет за победу, но делает это как трусливый попутчик, безразличный и к людям, и к цели, которая соединяет их всех.

Супругов не имеет привычки к состраданию и смерти, но в критических ситуациях самоотверженно и бесстрашно под обстрелом перевязывает раненых, и, перемещает их в безопасное место.

3) Фаина Васильевна (старшая сестра)

Со стриженными волосами, завитыми бараном» [16, с. 26], «на полголовы выше Супругова, пышная, цветущая, шумная…» [16, с. 65]. Руки у Фаины были «рабочие, сестринские, с короткими толстыми пальцами, потемневшими от йода и сулемы, с коротко обрезанными ногтями…» [16, с. 82].

У нее имеется большой опыт сестринской работы («Фаина работала в вагонах для легкораненых…» [16, с. 97]).

Поведение «открытое, откровенно льнется к мужчинам» [16, с. 97].

Она знает, что терпение – одно из важных качеств сестры милосердия. «Не знаешь жизни, дорогая,- думала она, молча слушая Ольгу Михайловну. - Тебе это все еще представляется по трогательным картинкам: раненый лежит и шепчет: «Сестрица! Водицы! Испить!...» А ты над ним тихим ангелом склоняешься… Нет, душка, может случиться и так, что тебе в физиономию мензуркой с лекарством запустят, потому народ горячий, нервный, смерть в глаза повидал; а ты утрись, да смолчи, да принеси ему лекарство снова, да уговори выпить- на то ты и сестра милосердия; а покуда ты с ним канителишься - у тебя, глядишь, другие раненые пошли прогуливаться по вагонам…» [16, с. 98]. Внутренний монолог Фаины указывает на ее воспитанность, уважительное отношение к окружающим.

Исполнительная, но инициативу не проявляет.

Работу выполняет добросовестно, не считает нужным проявить сострадания по отношению к раненым.

Милосердие Фаины выражается в адском терпении и понимании того, что люди видели смерть.

4) Лена Огородникова

Смешная маленькая женщина, похожая на мальчишку, который помалкивает, а про тебя затевает какое-то озорство[16, с. 27]. Одета в голубую майку. Стриженые волосы [16, с. 36]. Она была неприхотлива и снисходительно относилась к людям. Ни к кому не привязываясь и, ни от кого ничего не требуя, она прощала всем [16, с. 48]. Лена «…была спортсменка, амазонка, победительница в состязаниях…» [16, с. 54] и это ей помогало на поле сражения: она брала раненого на руки и несла его в безопасное место («Носилки!- сказал Данилов, а Лена нагнулась и подняла мальчика, как маленького ребенка…» [16, с. 87]).

«…Лена исправно несла свою службу. Она убирала вагон, раздевала и одевала раненых, помогала при перевязках, разносила обед, читала вслух газету, слегка запинаясь на названиях иностранных городов…» [16, с. 110], «…Она подавала раненым судно, уговаривала их пить кипяченную воду…» [16, с. 112]. Помимо своих прямых обязанностей, она пытается создать наиболее комфортные условия для раненых. Ее никто не заставляет этого делать, все происходит по собственной инициативе, по велению души, умеющей быть милосердной, умеющей сострадать.

Для Лены «…не существовало никаких других государств, кроме Советского. Она была ребенком этого государства. Оно было ее домом, ее землей, ее небом. Любому человеку на этой земле она могла сказать: товарищ. От любого могла принять хлеб и с любым поделилась хлебом. Без страха она входила в любое учреждение. И пока разговор был официальный, деловой,- она держалась уверенно, была находчивой и остроумной. Но стоило разговору коснуться ее личных дел - она начинала дичиться и замыкалась в себе: она не привыкла к таким разговорам…» [16, с. 49]. Это напрямую говорит о ее патриотизме.

Помимо своих прямых обязанностей, она пытается создать наиболее комфортные условия для раненых (читает вслух газеты, приносит обед).

Милосердие Лены проявляется во всепрощении, любви к людям и в высшей степени патриотизма.

5) Юлия Дмитриевна (перевязочная сестра)

Она не обладала внешней красотой. В. Панова наделила героиню довольно непривлекательными чертами лица: «…эта страшная, красная как индеец, горбоносая и подслеповатая…» [16, с. 36], «…у нее были тонкие, по линейке прорезанные губы…» [16, с. 56], бровей у нее не было - «…были две припухшие красные дуги, поросшие чем-то похожим на щетину зубной щетки…» [16, с. 76]. «…Юля - совершенный урод…» [16, с. 78]. «…Юлия некрасива, но что делать - греческая кровь…» [16, с. 79]. Но насколько она была некрасивой внешне, настолько привлекательной и чистой была ее душа, работа для нее - ее жизнь, ее душа, ее руки [16, с. 78].

Работает без устали, не думая о том, «…скоро ли кончится эта ночь, скоро ли утро, будет ли отдых…» [16, с. 93].

Быстро принимает решения («…она быстро прикинула: три хирурга - три стола. Один в перевязочной, два поставим в обмывочной. Инструмента хватит; халатов, перчаток - хватит. Кто будет ассистировать?! Во-первых, конечно, она - Юлия Дмитриевна. Затем - Супругов. Нет, у него слабые нервы. Военфельдшер Ольга Михайловна - во-вторых, и Фаина Васильевна - в-третьих…» [16, с. 85]).

У Юлии Дмитриевны не было никаких слабостей, она не сделала за всю свою жизнь ни одной ошибки и о каждом предмете имела твердое, сложившееся мнение;

Полностью (всецело) растворена в своей работе;

Её главная задача- спасти жизнь раненому.

Нашей героине присущ феномен «Квазимодо»: будучи внешне непривлекательной, она обладает красивой душой, умеющей быть милосердной.

6) Николай Белов (доктор, начальник поезда)

«…у Белова коротенькие ноги…» [16, с. 26]

«…плохонький, росту невидного, личико худое…» [16, с. 38]

«…начальник бежал резво, размахивая резиновым плащом, который он нес на молодецки выгнутой руке…» [16, с. 38]

«…лицо у начальника было сморщенное, потное и счастливое…» [16, с. 40]

«…Из-под блестящего козырька фуражки торчит блестящий нос; по крыльям носа скатываются ручейки пота… » [16, с. 60]

«…он был оптимист по натуре…» [16, с. 106]

«…сам доктор тоже не спал, бегал, распределял раненых, тушил пожар…»[16, с. 94]

« Ну что же, знаете, ничего не поделаешь - будем воевать!» [16, с. 38]

«Вы мне не докажете, что подвига не существует, что это какая-то там функция. Подвиг - это, знаете, красота человеческая, взлет человеческого духа, и не всякий способен на подвиг, к нему талант надо иметь» [16, с. 70]

«Вот что,- сказал доктор,- надо, знаете, приготовить ужин. На…- он подумал,- на сто двадцать человек, да. Хороший ужин… Хороший, знаете,- повторил доктор, игнорируя возражение. С учетом, знаете, раненых, которые к нам начинают поступать с сегодняшнего дня. Не сиротское ваше пшено, а сварите сладкую манную кашу, с вареньем, что ли, и чтобы кофе, и печенье, и масло - вы понимаете…» [16, с. 88]

« И вдруг он вспомнил. Как же он ничего не сделал, что найти Игоря? Очевидно, что-то можно было сделать. Позвонить по телефону. Написать заявление… Родной мальчик, прости. Бери все, бери мою старую, догорающую жизнь, только живи! Только найдись! Только не уходи так сразу, мальчик…» [16, с. 89]

« Из-за меня умер солдат Лутохин Иван Миронович… Они говорят, что я тут не причем, что просто несчастный случай. Если бы увериться, что я в самом деле ни при чем, как бы это было хорошо, какое облегчение!» [16, с. 147]

Считает, что не все люди, побывавшие на войне - герои, и, что подвиг существует, и именно те, кто его совершил и считаются героями;

Милосердие доктора Николая проявляется в участливости, готовности оказать поддержку каждому нуждающемуся.

Приложение 2

Характеристика образов героев романа В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»

Герои

Портретная характеристика

Поступки

Речевая характеристика/

Внутренний монолог

Вывод

1) Яшкин Володя (сержант)

«…Был Яшкин малоросл, худ, зол. Борода у него почти не росла, реденько торчало что-то на прогнутых непробритых санках челюсти, да сорно лепилась редкая поросль под носом, глаза желтые, унылые, кожа под ними мелко сморщенная, на лбу тоже желта…» [2, с.10]

«…ходил как жил, непостоянен был его характер и шаг такой же: то идет нормально, то весь избегается…» [2, с.65]

«…телом и ростом так мал, что ни Скорик, ни другой командир не обращали на него внимания…» [2, с.163]

«…визгу от него много, а толку мало…» [2, с.208]

На рукаве шинели была привязана повязка, какие нацепляют людям, стоящим в почетном карауле. Он и назвался старшим караула по карантину.

Его поступки указывают на отважную натуру («Яшкин уже побывал на фронте, имел орден…» [2, с.10].)

«...Яшкин, вывернув нож, погнал блатного пинками на улицу…» [2, с. 13]

«…С головой укрывшись куцей шинеленкой, помкомвзвода плакал. Маленькое худое тело его дергалось, шинель помахивала рукавом. Сердце старшины сжалось, заныло- недавний фронтовик Яшкин зря может ругаться, визжать, шуметь, но плакать зря не станет. Яшкин лучше Шпатора знал, что ждет тех певцов на войне, в окопах…» [2, с.233].

Володя очень восприимчив «…за ночь постаревший лет на двадцать и еще больше исхудавший, черный, со слезящимися, красными глазами … [2, с.342]»

«...Яшкин, вывернув нож, погнал блатного пинками на улицу…» [2, с.13]

«…Яшкин, вернувшись, поднял хнычущего доходягу, тащил его за ворот на плац, в боевые ряды… «Встать, негодяй!»- рявкнул командир и с разгона раз-другой пнул доходягу, распаленный гневом, не мог уже остановиться, укротить яростный свой припадок.

-Встать! Встать!- со всего маху понужал он узким носком каменно-блестевшего сапога корчащегося на снегу парнишку, на каждый удар отзывавшегося коротким взмыкиванием, слюнявым телячьим хлюпаньем. Побагровевшее лицо ротного, глаза его налились неистовой злобой, ему не хватало воздуху, ненависть душила его, ослепляла разум…

-Готов…- растерянно прошептал он… » [2, с. 66-67]

Володя Яшкин - противоречивый герой. Его поведение избирательное: он жесток по отношению к делягам, которых ненавидит и проявляет заботу к другим героям романа. Такого героя нельзя назвать милосердным.

2) Ашот Васконян

«…полуармянин-полуеврей, месяц пробыл в офицерском училище, за месяц дошел до ручки, лечился в медсанчасти и оттудова его, маленько ожившего, но неполноценного, свалили в чертову яму…» [2, с. 49]

«…был долговяз, тощ, ликом бледен, бровями черен,,, огромные карие глаза с давней печалью…» [2, с. 49]

«…вид Васконяна раздражал всех, кто его зрил, да и досаждал он старшим своей умственностью…» [2, с. 51]

«…умника из первой роты, дерзкого, непреклонного, прямого в суждениях, несгибаемого упрямца…» [2, с. 51]

«…утирал мокрой рукавицей немыслимой величины нос…» [2, с. 51]

«…утянув кусочек в рукав, Васконян упячивался из каптерки, задом открывал дверь и по крошке делил меж своими товарищами тот сухарь, ту горбушку, радуясь тому, что и он может чем-то отблагодарить своих благодетелей, быть ровней в боевом добычливом коллективе…» [2, с. 53]

«…Васконян начинал понимать: люди на войне не только работали, бились с врагом и умирали в боях, они тут жили собственной фронтовой жизнью, в которую их погрузила судьба…В бою начинает выявляться характер и облик каждого отдельного человека…» [2, с. 289]

Васконян из среды интеллигентов;

Бесстрашно говорит вышестоящим правду в лицо;

Благодарный;

Умный до того, что досаждал старшим своей умственностью;

Прямой в суждениях;

Великодушный;

Бескорыстный;

Проявление милосердии у Ашота Васконяна проявляется в чувстве благодарности за защиту; желание сделать что-то хорошее для своих заступников.

3) Коля Рындин

«…старообрядец в знатном картузе назвался Колей Рындиным…» [2, с. 12]

«…он добродушно улыбался, обнажая крупные зубы…» [2, с. 12]

«…для двухметрового Коли Рындина ничего подходящего не находилось…» [2, с. 27]

«…Коля Рындин все еще маялся в куцей шинели, в тесных кальсонах и штанах, приделал к ним тесемки вроде подтяжек - не свалились чтобы на ходу. Новые ботинки зорко стерег, вытирал их тряпицей каждый вечер, клал на ночь под голову, накрыв пустым домашним мешком, получалось что-то вроде подушки…» [2, с.37]

«…поначалу был такой бойкий на язык, смекалистый в хозяйственных и боевых делах, он замкнулся, умолк, смотрел исхлестанными снегом и ветром глазами…был он уже ближе к небу, чем к земле…» [2, с.89-90]

«…Коля работал добросовестно…» [2, с.30]

«…старообрядец Коля Рындин- молодец, не пасует перед трудностями, хер положил он на все увещевания и угрозы агитаторов- ублюдков…» [2, с.64]

« Коля волохавший за полвзвода, изладил себе противень из ржавого железа, отжог его и на том противне жарил пшеницу, щедро угощал «товаришшэв»…» [2, с.201-202]

«…следом за ударниками-молодцами с волокушами наступает Коля Рындин, сам себе конь, он в чембарах, в химических скороходах, с оглоблей на плече вышагивает, наевшись досыта столовской пищи, наверхосытку полный противень до хруста зажаренной пшеницы срубавший, по-конски грохает на всю округу, вилами поддевает копны…» [2, с.224]

«…Пронзенный стрелой старообрядческого суеверия, потрясенный разлукой с первой в жизни женщиной, Коля Рындин голосил про себя: « Не к добру так визгливо вскрикивает пташка, ох, не к добру…» [2, с.229]

Не пасует перед трудностями; Несгибаемый человек, гнется только перед Богом.

Добродушный;

верующий;

добросовестный;

усердно работает;

находчивый.

Набожный, вечно раскаивается в своем чревоугодии;

Позже замкнулся, не давая себе понять, что действительно важнее: жить или умирать.

Милосердие Коли Рындина заключается в непреодолимой христианской вере.

4) Пшенный

«…поднялся командир первой роты Пшенный, обвел молодяг тяжелым взглядом, сделавшимся просто леденящим, поводил крупным, с ведро величиной лицом туда-сюда и, ничего не сказав, сел обратно на скамейку…» [2, с. 34]

«…у Пшенного морда, на ведро величиной и формой похожая, гладко выбрита, новый подворотничок светится, сапоги блестят, глазки оцинковело сереют на емкости…» [2, с. 64]

«…за утренним туалетом бойцов наблюдал Пшенный сам лично, и если какой умелец хитрил, не до конца стягивал гимнастерку, делал вид, что утирается снегом, он рывком сдирал с него лопотину. Уронив наземь симулянта, зачерпывал ладонью снег и остервенело тер им раззявленное, страхом охваченное лицо, цедя сквозь зубы: «Пор-расспустились!... Пор-раз-вольничались! Я в-вам покажу-уу! Вы у меня узнаете дисциплину…» Когда рота сбилась в растерянный, мелко дрожащий табунок, у нескольких красноармейцев красно текло из носа, кровенели губы…» [2, с. 36]

 

Злобный;

Беспощадный;

Требовательный;

Безжалостный.

Пшенный - антигерой. Он является полной противоположностью милосердного человека.

На его примере можно понять, каким не должен быть положительный герой.

5) Леха Булдаков

«…Булдаков шел по дороге, незастегнутые кальсоны вместе с брюками сползли с живота, мели тесемками снег. Время от времени Булдаков подхватывал тряпицы, поддергивал их до живота и топал дальше…» [2, с. 28]. «…Леха Булдаков малой обувью швырялся, вел себя мятежно…» [2, с. 29]. «…рожа, на которой не горох, а бобы молотили, скалится, гогочет, ребятам подмигивает…» [2, с. 41]. «…Булдаков- союзный человек…» [2, с. 44]. «…Булдаков имеет тягу к просветительству…» [2, с. 50]

«…Булдаков от работы уклонялся, бессовестно эксплуатировал Колю Рындина…» [2, с. 30]

«…Булдаков снова притворился припадочным, чтоб только пэтээр ему не всучили, и его тоже оставили на месте…» [2, с. 37]

«…он в лепешку разобьется, до Новосибирска пешком дойдет, на свои гроши купит делягам обмундирование…» [2, с. 41]

«…правда, закаленный, старый Булдаков неустанно искал всяческие моменты и причины для увиливания от занятий: то у него насморк, то расстройство желудка, то мать давно не пишет, то припадок, то вдруг с утра пугает народ словами: «у бар бороды не бывает…у бар бороды не бывает»…» [2, с. 41]

«…Украсть - всегда пожалуйста! Но топтаться в очереди, землю копать, тяжести таскать - извините!...» [2, с. 303]

«…Утром в траншее обнаружился убитый немецкий разведчик, по всем видам из автомата уложил его Булдаков…» [2, с. 387]

«-Вот, братва, житуха! Подходило- хоть помирай, и уже ниче…- И, братски делясь харчем, совал фляжку, наказывая делать по глотку, по длинному…» [2, с. 544]

«…Булдаков думал о еде, только о еде. Он хотел, но не мог стронуть мысли в другом направлении, дать им ход в другую от харчей сторону…» [2, с. 541]

«…Два спаренных выстрела раздались за спиной Булдакова. Толкнуло под правой лопаткой, щекотно потекло по спине. Будучи человеком веселым, Булдаков впал в совершенную уж умственную несуразность - подумал: в него стреляют и попадают, но стреляют вроде бы как шутя, из пугача, пробками. С ним в войну играют, что ли?...»Вша ты, вша! В спину стреляешь и боишься!»- возмутился Булдаков, носком ботинка отыскивая опору, чтобы броситься на пистолет, скомкать, затискать того, кто прячется за палаткой, придавить к земле, задавить, как мышь,- у него еще хватит силы… » [2, с. 562-563]

Своевольный;

Бессовестный эксплуататорщик;

Отлынивает от работы, притворяясь психически неуравновешенным, припадочным;

Бесстрашный;

Хочет быть независимым.

Но не смотря на выше перечисленные недостатки «… он в лепешку разобьется, до Новосибирска пешком дойдет, на свои гроши купит делягам обмундирование…» [2, с. 41]

Милосердие Лехи Булдакова проявляется в заботе о человеке, находящимся рядом с ним.

6) Щусь Алексей Донатович

«… Ладно скроенный, голубоглазый, четко и вроде даже музыкально подающий команды, как он приветствовал старших по званию, вскидывая руку к виску, щелкнув при этом сапогами,- балет! Гладко причесанный по пробору, в белом шарфике, в серой новенькой шинели, так всюду пригнанной, что и палец под ремень не просунешь!...» [2, с. 34]. «…крепкий и телом и нервами…» [2, с. 69]

«…младший лейтенант Щусь не преследовал солдат, позволял пользоваться печкой…» [2, с. 47]

«…Младший лейтенант Щусь, к общему удовольствию рядового и младшего состава, гонял майоров, капитанов, старших лейтенантов и лейтенантов до седьмого пота, да еще и в заключение заставлял пройти строевым шагом по расположению полка, чтобы все видели, что возмездие в Божьем миру еще существует…» [2, с. 76]

«…Щусь был все-таки прирожденным талантом, на постылых занятиях ему удавалось расшевелить, даже увлечь этих ко всему уже, кроме еды и спанья, равнодушных людей, за короткий срок превратившихся в полубольных, согбенных старичков с потухшими глазами, хрипящим от простуды дыханием, все гуще по лицу обрастающих пухом, все тупее воспринимающих окружающую действительность…» [2, с. 89]

«…Щусь братски обнимал своего любимого солдата и твердил, что не ошибся он в нем, в Коле Рындине, и во всех ребятах-осиповцах не ошибся,- воюют что надо, а что подводят иногда своего командира и кровь у него уже вся почернела- «такая его планида»…» [2, с. 387]

«… он напивался, а напившись- митинговал:

-Эй вы, тыловые крысы, отправляйте меня на фронт, иначе я вас всех до смерти загоняю. Рожи ваши видеть не могу! Войско обжираете!...» [2, с. 77]

«…Щусь встал на колени, подставил ухо к жарко дышащему ртом раненому:

-Живы будем- не умрем…» [2, с. 591]

«…Мальчишек жалко. И этого доходягу Попцова… Может и хорошо, что он отмучился? Дубил его дубарь, помог ему. Да он все равно бы скоро умер. И списали бы его, в тайные отчеты бы незаметно внесли. Он, слава Богу, уже не познает ужаса боя, никто не подденет его на штык, не всадит пулю ему в грудь. «Царство тебе Небесное, парень»[2, с. 75]

Добросовестный;

Ответственный;

Аккуратный;

Добрый;

Сердечный;

Заботливый;

Беззлобный;

Искренний;

Талантливый;

Справедливый;

Уважает себя и своих подопечных-новобранцев, относится к ним по-отечески; считает, что не ошибся в них;

Умеет сострадать.

Автор романа наделил Алексея Щуся качествами героя, умеющего проявлять милосердие по отношению к другим людям.

7) Шпатор Аким Агафонович

«…усатый старшина по фамилии Шпатор…» [2, с. 24] «…бодрый, почти веселый, не по-стариковски звонкий голос старшины Шпатора…» [2, с. 26]. «…усатый, седой, худенький, еще в войну бывший фельдбелем…» [2, с. 37]. «…Маршировал, будто мазурку танцевал: идет-идет ладно, складно- и подпрыгнет, пробежку сделает- и ручками, ручками все больше марширует…» [2, с. 65].

«…жалея ребятишек, которые отныне поступали в его распоряжение, затаскивал их вместе с дежурным нарядом на нары…» [2, с. 25]

«…старшина Шпатор ел за одним столом с красноармейцами, полный при нем тут был порядок, никто ничего не воровал, не нарушал, каждый боец первой роты считал, что со старшиной ему повезло, а хороший старшина, говаривали бывалые бойцы, в службе важней и полезней любого генерала…» [2, с. 37]

« Однако хоть и любил и лелеял своих бойцов старшина Шпатор, гонял и муштровал он их, крушил руганью, как самых злостных недругов, жизнь его заевших…» [2, с. 231]

« Вы, симулянты проклятые, до скончания дней меня помнить будете…» [2, с. 94]

«… Шпатор со своим прощанием! Обходя строй первой роты, он обнимал каждого красноармейца, повторяя:

- Простите меня, дети, простите!... Чем прогневал… чем обидел… Не уносите с собою зла…- Дошел до командира роты, утерся большим серым платком, полюбовался Щусем и развел руками.

-Ну вот, что тут сделаешь, памаш? Будто родился в военной форме! Ну, Алексей Донатович, родной мой, себя береги, ребяток береги. С Богом!...» [2, с. 241]

«… Старшина Шпатор слушал свою роту, свой первый батальон и ничего не мог понять- он не ведал такого батальона, такого праведного, душу разрывающего восторга и гнева…» [2, с. 232].

хороший старшина;

добродушный;

покладистый;

справедливый,

рассудительный;

благонадежный.

Ему присущи такие качества, как умение сочувствовать, сопереживать, поддержать и сказать правильные слова в нужный момент.

Шпатор Аким Агафонович, по нашему мнению, обладает всеми характеристиками, указанными в нашем определении феномена «милосердие».

8) Лемке, Куземпель, Гольбах, Янгель,

Мезингер

«…сухозадый, что летошный кузнечик, нагулявший брюшков лугах, немец по имени Янгель, лапками и выпуклыми глазами тоже похожий на прыткую насекомую …» [2, с. 447]. «…Янгель налегке, без мундира, в офицерской шерстяной кофточке с закатанными рукавами… голова, прикрытая поредевшими, жиденько вьющимися волосенками…» [2, с. 447]. Любит заниматься самолюбованием, танцами («…Любил, ох любил Янгель красивые мысли о себе и о мире Божьем, легкое вино любил, доступные ему развлечения, например, танцы под духовой оркестр…» [2, с. 448]). «…Фон Либих, … привыкший воевать неторопливо, запустил дела, давая войскам вовремя обедать, себе позволял иметь часовой отдых после обеда, иначе голова его отказывалась соображать…» [2, с. 526]. «…Мезингер этот глуп как пуп, в войне ничего не смыслит … А Гольбах как-никак повидал и жизнь, и войну всякую…» [2, с. 567].

«…он начал изучать русский, можно сказать, от нечего делать…» [2, с. 447]

«…Русский кошачьим прыжком перемахнул речку, больно схватил в горсть перекошенный рот Янгеля и нанес два коротких, профессионально отработанных удара ножом ему в бок…» [2, с. 450]

«…Лемке не раз перевязывал русских раненых в поле, не единожды разломил с ними горький солдатский хлеб, оросил страждущих водой, оживил Божьей кровью – сладким вином. А сколько русских раненых, спрятанных по сараям, погребам и домам, «не заметил» он, сколько отдал бинтов, спирта, йода в окружениях, под Смоленском,

Под Ржевом, Вязьмой…» [2, с.562].

«…генерал Конрад Штельмах, назначенный вместо старикашки фон Либиха, давал понять русским, что прибыл сюда не семечки лузгать, как здесь говорят, а воевать…» [2, с. 448].

«…Ганс Гольбах прошел войну вдоль, поперек, наискось, но унтер-офицер – край его карьеры…» [5, с. 574]

«…Янгель понял- это гаснет свет, он умирает! Почему умирает? Зачем? А Грехтен? А поездка в Винницу? Что он сделал своему русскому? Он работал, исполнял свой долг, он изучал русский язык, готовился к будущей жизни. О, русский, русский, что ты наделал!...» [2, с. 450]

«…русский, русский…я еще много должен сделать добра, чтобы загладить зло, содеянное нами на этой земле, чтобы отблагодарить ту женщину и Господа за добро, сделанное мне. Русский, русский, зачем тебе маленькая жизнь маленького человека? Убей Гитлера или обер-лейтенанта Мезингера, пока он не убил тебя…» [2, с. 562]

«…И Гольбах, и солдаты ненавидят войну, и, страшно подумать, они ненавидят и фюрера. Разных мезингеров Гольбах и его солдаты перевидали и пережили за войну столько, сколько червей сейчас копошится в проткнутой рукой Лемке корке трупа, уже и не поймешь, чьего- русского или немецкого…» [2, с. 572]

«…Мезингер уразумел, какая опасность там, наверху, и вообще, какая жуткая штука- война! Дойдет Мезингер умом своим, сам дойдет: пуля пробивает шкуру, и она, шкура, болит и гниет от осколков, душа же отлетает обратно к Богу…Любой мальчишка, любая баба выдадут, снесут башку топором, заколют вилами, отравят. «Смерть немецким оккупантам!»- и все тут!...» [2, с. 573]

в Лемке живут многие черты, сближающие его с Лешкой Шестаковым, Васконяном, Колей Рындиным. И главная среди этих черт - милосердие к врагу.

В Куземпеле и Гольбахе предельно много общего с Булдаковым и Шороховым.

Одним обвалом погребены в берег Великой реки Зигфрид, Вальтер и Финифатьев - это знаковая, примиряющая врагов деталь.

Просмотров работы: 1108