ВВЕДЕНИЕ
Чтение – это один из путей познания мира. Книга — это увлекательный мир, который учит доброте и пониманию, открывает красоту окружающей природы, знакомит с культурой или просто переносит в волшебный мир сказочных героев.
Существует устойчивое мнение многих педагогов, психологов, а так же родителей, что современные дети не читают. Но так ли это? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его «модели». По данным исследовательского агентства Validata Kids школьники мало читают художественную литературу, их интересуют, прежде всего, комиксы: «Человек- паук», «Великолепная четверка», «Халк», «Скуби Ду» — и журналы. [5]
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что комиксы постоянно проявляют себя в нашей жизни: в рекламе, в кино, в журналах, а исследований о них, как о феномене массовой культуры очень мало.
Цель работы – выяснить, чем являются комиксы в современном обществе, и создать свой комикс на актуальную для меня тему – «Почему Кузбассу 300 лет?».
Задачи исследования:
Рассмотреть комиксы как форму массовой культуры;
Изучить историю возникновения комиксов;
Проанализировать являются ли комиксы жанром современной литературы;
Выявить общие черты и правила создания комиксов;
Создать собственный комикс.
Гипотеза: комиксы – способны выполнять не только развлекательную, но и познавательную функцию.
Объект исследования – комиксы. Предмет исследования – функции комикса в современном обществе. Методы исследования: анализ литературы и интернет-источников по теме исследования, а также метод обобщения.
КОМИКСЫ КАК ФОРМА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЧТО ТАКОЕ КОМИКСЫ
В нашей стране у многих есть предубеждение: комиксы — это что-то несерьезное, традиционно считается, что великие работы живописи и литературы возможны только на расстоянии друг от друга. [8] Слова и картинки вместе считаются развлечением. Однако, психолги считают, что сочетание слова и изображения является нормальным для детей, пока они растут. [1] Таким образом, для современных детей, которые буквально с пеленок привыкли воспринимать мир в картинках, комикс может стать первым настоящим проводником в текстовую среду.
Классическое всем привычное определение термина комикс, дается в Толковом словаре Ожегова: Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями.[10]
Авторы словаря определяют содержание комикса, как «легкое», однако время идет, комиксы меняются и развиваются, поэтому более полным и точным мне представляется определение комикса, как издания, в котором история рассказывается с помощью рисунков и сопровождающего их текста и находится на стыке литературы и изобразительного искусства.[11]
Комикс — общее название для всех рассказов в картинках, где сюжет рассказывается преимущественно с помощью иллюстраций, а не текста. В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть свое название. Так, во франкоязычном мире комикс называют «bande dessinée» - «рисованная лента» или BD, японские комиксы называются манга.[4]
Комиксы – это форма, вложить в которую можно любую историю.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОМИКС ЖАНРОМ ЛИТЕРАТУРЫ
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках. [1]
Комикс – это художественное средство передачи той или иной информации, главным отличием которого является графическое воплощение. У произведения, написанного в прозе, есть много жанров: рассказ, сказка, роман и т.д. У комиксов есть все вышеперечисленные жанры. Потенциал комикса безграничен и удивителен. Комикс – явление многогранное, объединяет в себе черты литературы и изобразительного искусства. Основная идея комикса – история, рассказанная изображением. Комиксы представляют собой отдельный вид искусства наравне с кино, музыкой или видеоиграми, хотя его нередко называют жанром литературы. [1]
История возникновения комиксов
Некоторые исследователи считают, что прародителями комикса являются лубки и гравюры — изображения с подписями, отличавшиеся простотой и доступностью образов. [7] Общепризнанными родоначальниками современных комиксов были Томас Роулендсон с его газетными историями о докторе Синтаксисе и Родольф Тёпфер с нарисованными им приключениями мистера Обадаи Олдбака (XIXвек). Первый цветной комикс был опубликован в самом конце XIX века Джозефом Пулитцером, позже в принадлежащей ему газете стала печататься серия комиксов про Желтого малыша, созданная Ричардом Фелтоном Аутколтом. [4]
В 20-ом веке комикс становится одним из популярных жанров массовой литературы. В истории комиксов принято выделять 4 основных периода развития [4,7]:
1. «Золотой век комиксов» (1930-е – 1950-е года). Золотой век начинается с первого появления Супермена в комиксе «Action Comics #1»,
DC comics. Появляется новое направление комиксов – супергерои и новые миры.
2. «Серебряный век комиксов» (С 1956-ого года по 1970-е). Его
началом принято считать выпуск комикса «Showcase #4», выпущенного DC в октябре 1956-ого года: в ней появляется новый супергерой – Флеш. В 60-ых годах появляется компания «Marvel» и новые супергерои: Люди икс, Халк, Тор, Железный человек и т.д. В 1962 году появляется культовый персонаж комиксов – Человек-Паук.
3. «Бронзовый век комиксов» (С 1970-ых по 1985-ый, приблизительно). В эти года в комиксах затрагиваются совершенно новые темы: употребление наркотиков, алкоголизм, загрязнение окружающей среды. Сюжеты становятся более взрослыми, затрагиваются актуальные проблемы.
4. «Современный век» (С середины 1980-ых и до наших дней). Появляются антигерои, которым зритель тоже склонен симпатизировать. С 1990-ых годов начинает выходить серия «Классика в иллюстрациях» - создаются комиксы по таким культовым произведениям как «Моби Дик», «Большие надежды», «Алиса в Зазеркалье» и т.д.
В наше время комиксы получили большое распространение во всем мире. Возникают новые жанры комиксов: образовательные, научно-популярные. Комиксы перестают быть только развлечением.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ КОМИКСОВ
ВИДЫ КОМИКСОВ
Комиксы – это форма, вложить в которую можно любую историю. Чаще всего число кадров и количество страниц не имеет никакого значения: авторы сами решают, какой объём и раскадровка им потребуются, чтобы раскрыть тот или иной сюжет. Традицонно выделяют следующие виды комиксов [13]:
Стрип (Comic strip) — небольшой комикс, занимающей не больше одной страницы. Такой вид комикса чаще всего встречается в газетах и журналах.
Комикс (Comic book / Comic / Floppy) — многостраничное издание, представляющее собой рассказ в картинках и выходящее с определенной периодичностью. В отличие от стрипов комиксы содержат большее количество элементов — панели, развороты, полосные кадры — и имеют более сложную композицию.
Графический роман (Graphic novel) — издание в картинках, содержащее более 64 страниц. Графические романы выполняются одной командой художников от начала и до конца и представляют собой отдельную полноценную историю.
Веб-комикс (Webcomics) —комикс, который публикуется в интернете.
Манга (Manga) — японские черно-белые комиксы, которые выполнены в определенном стиле («анимешном») и читаются справа налево.
Элементы страницы комикса и лексическая особенность текста
Комиксы требуют от нас постоянно выбирать: изображения, диалоги, композицию, жесты, как будет развиваться история и т.д. [9] Комиксам присущи особые способами упрощения и ускорения процесса познания.
Комикс отличается от иллюстрированного рассказа, тем, что его страница содержит определенные элементы [3]:
Пузырь — объект, в котором содержатся реплики или мысли персонажа. Обычно пузыри имеют овальную форму с хвостом, который направлен к говорящему. Мысли рисуют в виде облачка, шепот — в рамке с пунктиром, а звуки, исходящие из телевизора, изображают в пузыре рваной формы.
Авторский текст— текстовый блок с информацией, которую нельзя передать с помощью диалогов и мыслей. Он может описывать настроение персонажа, указать место и время действия. Бывает, что в этот блок помещают размышления самого героя.
Звуковые эффекты — слова, написанные большими нестандартными шрифтами. Их основая цель — отобразить на картинках звуки.
С точки зрения лингвистики комикс представляет собой особый тип текста, организованный по своимспецифическим канонам. Текст комикса представляет собой последовательность кадров, содержащих рисунок и вербальное (т.е. выраженное словами) произведение, передающее примущественно диалог персонажей. [2]
СОЗДАНИЕ КОМИКСА «ПОЧЕМУ КУЗБАССУ 300 ЛЕТ…»
Сегодня комиксы стали привычным атрибутом нашей жизни. Они занимают достойное место среди любимых видов досуга как детей, так и людей более старшего возраста. После того, как я изучила историю комиксов и то, что они из себя представляют, я решила создать собственный комикс. В качестве темы я выбрала «Почему Кузбассу 300 лет?», так как считаю, что данная тема познавательна и будет интересна не только мне, но и моим друзьм, одноклассникам и ровесникам. Информацию для комикса я взяла из статей И.В. Ковтуна [6] и И. Смирнова [12], в статьях рассказывается об открытие угля на территории Кузбасса. Для создания комикса я частично использовала готовые картинки, взятые в свободном доступе в сети интернет, а так же свои собственные рисунки и фотографии из семейного архива. Я создала стрип-комикс – страница содержит 14 кадров. Страница моего комикса содержит все присущие комиксам элементы: пузырь, авторский текст и звуковые эффекты. Текст классический для комикса – диалогичный. И вот что у меня получилось:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я рассмотрела комиксы как форму массовой культуры, изучила историю возникновения и развития комиксов, выявила общие черты и принципы создания комиксов.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Комиксы – явление массовой культуры, они постоянно проявляют себя в нашей жизни;
Комикс — общее название для всех рассказов в картинках, где сюжет рассказывается преимущественно с помощью иллюстраций, а не текста.
Комиксы – это форма, вложить в которую можно любую историю.
Постоянно возникают новые жанры комиксов: образовательные, научно-популярные. Комиксы перестают быть только развлечением.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе, доказана: комиксы выполняют не только развлекательную, но и познавательную функцию, что подтверждается проведенным исследованием и созданным мною познавательным комиксом «Почему Кузбассу 300 лет?».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алемайкина Н., Кирица Д. Новый литературный жанр – комиксы и его языковые особенности. // https://xn----8sbokcmcteacho2auk1d.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/works/557778
Грушецкая Е.Н. Комикс как диалогический текст // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 252-253. // https://interactive-plus.ru/ru/article/461840/discussion_platform
Заешникова В.В. Лексико-грамматические особенности языка детских английских комиксов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40). // https://sibac.info/studconf/hum/xl/48275
История комиксов: от истоков к золотому веку. // https://disima.ru/vse-o-komiksax/istoriya-komiksov/
Ким Н. Не заставляйте их читать. // http://www.psychologies.ru/articles/ne-zastavlyayte-ih-chitat/
Ковтун И. В. Открытия Д.Г. Мессершмидта в 1721 г. на реке Томи. /Вестник Кемеровского государственного университета. 2014, №2 (58) Т.1 с.45 -47 // https://cyberleninka.ru/article/v/otkrytiya-d-g-messershmidta-v-1721-g-na-r-tomi
Литвиненко А. История комикса: от гравюр до научных сюжетов. /Наука в Сибири, декабрь 2017. // http://www.sbras.info/articles/simply/istoriya-komiksa-ot-gravyur-do-nauchnykh-syuzhetov
Макклауд Скотт Понимание комикса. Невидимое искусство. // https://comicbooks.world/read-scott-mccloud-understanding-comics/
Макклауд Скотт Создание комикса. // https://comicbooks.world/read-making-comics/
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/86706
Словарь современного читателя. /Издательская группа ЭКСМО // https://eksmo.ru/slovar/komiks/
Смирнов И. Исторические корни развития Кузнецкого бассейна. // http://historycoal.narod.ru/main-3.html
Термины, которые должен знать каждый комиксист. // https://disima.ru/sozdanie-komiksa/terminy-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyj-komiksist/