Образ мира, в слове явленный (Оренбургский край в произведениях русских писателей и поэтов)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ мира, в слове явленный (Оренбургский край в произведениях русских писателей и поэтов)

Григорьева Д.П. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г.ОРСКА им. А.К Коровкина»
Яшкова Г.Г. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г.ОРСКА им. А.К Коровкина»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: рассмотреть особенности изображения Оренбуржья с исторической и географической точки зрения, проанализировать методы и приемы, используемые авторами, средства выразительности, помогающие понять авторский замысел и отношение описываемым событиям и явлениям. Сравнить произведения разных авторов, найти сходства и различия. Пробудить интерес к истории и литературе родного края, воспитать чувство гордости за свой народ, восхищение уникальной природой.

1. Вступление.

Оренбуржье – южная часть Уральского хребта. Тут удивительные горные цепи разветвляются густо, образуя на западе живописное степь плато Общий Сырт, а на востоке- степь, неспокойную, всхолмленную, которую так и хочется назвать Высокой степью. Если весь этот благодатный край окинуть мысленным взглядом, то он походит на огромный амфитеатр, перед которым разыгрывались великие социальные потрясения, памятные сражения. И по сей день степь и горы хранят отдаленный гул пугачевской вольницы, заставившей дрожать крепостническую самодержавную Россию.

Об Оренбургском крае написано много произведений, художественных, публицистических, особое место занимают отдельные высказывания, наблюдения, изучения отдельных писателей-классиков, знавших этот край, живших здесь или посетивших на короткое время, но искренне полюбивших его. Это А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В. Даль, В. Жуковский, Т. Шевченко и др. Они создавали свой, неповторимый образ нашего удивительного края.

Художественный образ-одна из эстетических категорий; изображение человеческой жизни, описание природы; абстрактных явлений и понятий, формирующих картину мира. Художественный образ –понятие условное, он является результатом поэтических обобщений, в нем присутствует авторский вымысел, воображение, фантазия.

Богатая природа Оренбуржья с его необъятными просторами и своеобразными степными красотами, с его растительным, животным и пернатым миром получила замечательное по полноте и точности и вместе с тем высоко поэтическое отображение. Одним из средств выразительности для создания художественного образа является пейзаж. Пейзаж (от фр.- страна, местность) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связан. В лирике пейзаж имеет особое значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. В реалистическом произведении пейзаж более разнообразен: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей; характер происходящих событий. Пейзаж бывает горный, морской, лесной, степной, др. Все виды пейзажа можно увидеть в нашем крае. Пейзаж в художественном произведении помогает не только увидеть особенности той или иной местности, но и почувствовать отношение автора, передать состояние героя, помочь читателю понять авторский замысел.

2.Главная часть

Пейзаж как средство создания художественного образа. Сравнительный анализ.

Почти все писатели восхищались богатейшими экономическими ресурсами края, плодородием почвы, полезными ископаемыми, скрытыми в недрах земли, в то же время поражались низким уровнем жизни местного населения, темнотой и бесправием. Это вполне объяснимо. Оренбургская губерния, удаленная от центра, стала примером тирании, здесь собралось все темное и отрицательное. Обратимся к конкретным писателям и их произведениям.

Далекое лето 1847 года… Здесь отбывал ссылку украинский поэт Т.Г.Шевченко. 14 июня 1847 года «рядовой» Шевченко был отправлен этапом в Орскую крепость. Эти почти 300 километров он потом проходил не раз, а значит, имел возможность приглядеться к природе и народу нашего края. Его восхищали роскошные луга и затоны уральские, понравился своеобразный горный пейзаж, который открылся на Губерлинские горы. Но очень мрачное впечатление произвела на него Орская крепость. В произведении «Близнецы» автор пишет: «-Так вот она, знаменитая Орская крепость! -почти проговорил я, и мне сделалось невыносимо грустно, как будто меня бог знает какое несчастье ожидало в этой крепости, а страшная пустыня, ее окружающая, казалась мне разверстою могилой, готовою похоронить меня заживо ...» Далее он описывает саму крепость: «Переехавши по деревянному, на весьма жидких сваях, мостику, мы очутились в крепости. Это обширная площадь, окруженная с трех сторон каналом в три аршина да валом с соразмерною вышиною, а с четвертой стороны-Уралом. Вот вам и крепость. Недаром ее киргизы называют Яман-кал (джаман кала)-плохой город, злая крепость. К описанию крепости Шевченко обращается уже более подробно в повести «Несчастный»: «Крепость Орск местные киргизы называют Яман-кала, и это название чрезвычайно верно определяет физиономию местности и самой крепости. Редко можно встретить подобную бесхарактерную местность: плоско и плоско…Крепость Орск как нельзя более в гармонии с окружающей ее местностью. То же однообразие и плоскость. Только и отделяется немного от общего колорита эта небольшая каменная церковь на горе, заметьте, на Яшмовой горе». Грусть и уныние. Впечатления, чувства поэта вполне понятны и объяснимы. Это место заточения, он был здесь каторжником, ссыльным, ему не разрешалось писать и рисовать, постоянная муштра, унижение, всяческое подавление человеческого достоинства.

Да, грязь, немощеные улочки, ветхие деревянные строения, небольшие глинобитные домишки, в степи юрты казахов. И степь, безбрежная, бескрайняя, как море. Здесь бедность и раздолье. Здесь все живописно, и этого не мог не заметить поэт, сосланный в этот дикий край. Конечно, оренбургская степь не была такой роскошной, как его родная Украина, все-таки впечатления поэта и художника давали богатый материал для творчества. «Здесь так много нового, киргизы так живописны, оригинальны и наивны, сами просятся под карандаш- я одуреваю, когда смотрю на них. Местоположение здесь грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнаженные серые горы и бесконечная киргизская степь. Иногда эта степь оживляется бухарскими караванами (на верблюдах), как волны моря зыблящимися вдали и своею жизнью удваивающими тоску…»,- писал Шевченко в письме к Репниной. «.. Чудная, но вместе с тем грустная картина! Ни кусточка, ни балки, совершенно ничего, кроме ковыля, да и тот стоит не пошевелится, как окаменелый; ни шелесту кузнечика, ни чиликанья птички…» В стихотворении «Козачковському» (1847) Шевченко сравнивает украинские и оренбургские степи:

И там степи, и тут степи

Да тут не такие

Рыжие аж красные,

А там голубые,

Зеленые, расшитые

Нивами, полями,

Высокими курганами,

Темными лугами-

А тут-талы, песок, репей….

Всего два эпитета находит поэт, чтобы описать степь, да и те цветовые, усиливающие друг друга, но в них точно выражено и отношение к окружающему, и внутреннее состояние: глубокая тоска по родине, надежда вернуться. Время ссылки не прошло для Шевченко впустую, это были не только годы лишений и тоски, но и годы духовного и творческого роста. Доля местного, оренбургского элемента (пейзаж, быт, история) не так велика в тех произведениях, которые были написаны здесь. Описания Шевченко небогаты художественными средствами, в основном, это эпитеты и сравнения. Это объясняется тем, что, будучи насильственно оторван от своей родины, которую страстно любил, тянулся к ней всей душой, она занимала все мысли и чувства, поэтому психологически ему было очень тяжело писать о чем-нибудь другом. Степи бескрайные Урала, чужбина- так пишет Шевченко. В произведениях много места уделяется переживаниям автора, его психологическому состоянию.

И в день воскресный я за валами,

Как вор, прокрадываюсь в поле,

Талами выйду вдоль Урала

В простор широкий, как на волю…

Несмотря ни на что, все, что написано поэтом об Оренбургском крае, очень важно, пейзажные зарисовки, этюды представляют не только художественный, но и краеведческий интерес.

Пишет об Оренбургском крае и Л. Н. Толстой. Приехал он в заволжскую степь пить кумыс по совету врачей. «Это была степь,- вспоминал один из его спутников,- ни одной деревни не было видно, ни лесочков, ни кусточков, только видны неустроенные какие-то кибитки войлочные. Мы остановились у одной из кибиток. Здесь нам была квартира». Но Толстого привлекало все: климат, погода, природа, гостеприимный народ. Он даже прикупил здесь земли, завел хутор, хотел построить имение. В одном из писем жене он писал: «Жить без дерева за 100 верст в Туле ужасно; но здесь другое дело: и воздух, и травы, и сухость, и тепло делают то, что полюбишь степь» или «Погода здесь такая, о которой мы в Туле не имеем понятия. Жар приятный, и дождь, грозы, которые никогда не сделают грязи больше, чем на полчаса». «Принимали нас везде с гостеприимством, которое трудно описать. Куда приезжаешь, хозяин закалывает жирного курдючного барана, ставит огромную кадку кумысу, стелет ковры и подушки на полу, сажает на них гостей и не выпускает, пока не съедят его барана и не выпьют его кумыс». Толстой охотится, рыбачит, пьет кумыс, лечится и усиленно работает. Писатель здесь пишет статьи, заметки, письма, в которых обращает внимание на особенности природы и быта местного населения, башкир и казахов. Эти впечатления легли в основу произведения

«Много ли человеку земли надо». Суровые условия жизни, бедность, богатство земли и в то же время зависимость от непостоянства и капризов природы заставили местное население надеяться на себя да жить по христианским законам. Здесь Л. Н. Толстой присматривается к человеку, рассуждает о его душе. Любовью к ближнему и окружающему миру жив человек. Хочется надеяться, что в этом помог писателю наш край. Описание местности и населения у Шевченко и Толстого во многом схожи: огромная, безбрежная территория с небогатой растительностью, ветер-суховей, дикость, а народ с душой широкой и свободной, как степь.

Совсем по-другому пишет о природе нашего края Аксаков. Он по-своему знакомит читателей с оренбургской степью, подчеркивая ее преимущества по сравнению с другими степями. Это не случайно, он был самым «оренбургским», настоящим патриотом края. Он с любовью писал о реках, озерах, лесах, горах, сделал их родными для каждого читателя. В «Записках ружейного охотника» Аксаков пишет: «Слово степь имеет у нас особенное значение и обыкновенно представляет воображению обширное пространство голой, ровной, безводной земной поверхности,- и многие степи таковы действительно; но в Оренбургской губернии….степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и озерами…Сочными , пышными, высокими травами и цветами покрыта их черноземная почва, особенно по долинам и равнинам , между перелесками…рассыпчатый ковыль, сизый горный шалфей, беленькая, низенькая полынь чабер и богородская трава. Особым ароматом наполняют они воздух, и кто не кочевал летом в наших степях, …тот не может иметь понятия о благорастворенном, мягком, живительном их воздухе, который здоровее даже лесного». С. Аксаков приводит описание степи в разное время года, суток, подробно рассказывает, как меняется природа, какие приобретает краски, перечисляет названия птиц, цветов. Каждая строчка пропитана любовью и восхищением. «На восходе солнца, когда ночной туман садится благодатною росою на землю, когда все запахи цветов растений дышат сильнее, благовоннее, - невыразимо очаровательна прелесть весеннего утра в степи...Все полно жизни, свежо, ярко, молодо, весело!» Пейзажные описания Аксакова удивительно точны и поэтичны. Во всем чувствуется душа автора. Не случайно так высоко ценил «Записки ружейного охотника» И.С. Тургенев, мастер художественного описания.

«Семейная хроника», «Детские года Багрова-внука», «Записки об уженье рыбы» представляют настоящую энциклопедию по Оренбургскому краю. Описания Аксаковы не богаты выразительными средствами, но лиричны, поэтичны, проникнуты восхищением, восторженностью, он использует эпитеты и сравнения, в то же время честен, когда пишет о жизни местного населения: жизнь сурова, зависит от холодных, ужасных голодных зим, неурожая.

В связи с этим, наверное, правильно будет привести описание разыгравшегося на степном просторе свирепого и затяжного бурана. Это стихия, страшная и беспощадная. «Быстро поднималось и росло белое облако с востока и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца- уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегом; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка». Как настойчиво автор использует однокоренные слова (снеговая, снегом, снежный). Здесь и цвет, и звук, и действие. То есть, все превращается в сплошной снег: ничего не видно- только снег. Подобное описание есть и у Пушкина в «Капитанской дочке»: «Пошел мелкий снег- и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». Прием аллитерации помогает создать звуковой фон. Много общего: завывание ветра, безудержность, мгновенное нарастание беды, от которой нет никакого спасения. Суровый климат дает силу человеку. Может быть, это и есть причина буйных, свободолюбивых характеров, появляющихся на этой земле… Нельзя не вспомнить еще строки из «Семейной хроники», это настоящий гимн, лирическое обращение, признание в любви: «Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта, всеми металлами богатая, золотоносная полоса». В селе Аксаково сохранилась усадьба этого удивительного человека, в ней время фантастически переплетается, так как мало что изменилось там с тех пор. И еще Аксакову не нравилось название: «Оренбургская губерния! …Дико звучат два эти последние слова! Бог знает, как и откуда зашел туда бург!..»

Если подводить итог сказанному, можно сделать следующее заключение: писатели отмечают особый колорит местности, манящей, притягательной своей необычностью, богатство природы, ее стихийность и бунтарство, также подчеркивают, что многонациональностью населения объясняется своеобразный быт, традиции, обычаи, манера общения, необыкновенное радушие и гостеприимство. Здесь все на грани, смешение западного и восточного, дикости и древней цивилизации. Это особое географическое положение Оренбургской области- граница между Азией и Европой. В то же время слишком очевиден контраст в описании: богатство края-бедность населения, дух свободы, вольницы, непокорности—зависимость от капризов природы и власти, терпеливость, восхищение—жалость и сострадание. Каждый из писателей изобразил край по-своему, используя практически одинаковые средства выразительности: эпитеты, сравнения, лексические повторы, однородные члены предложения, а разные пейзажные зарисовки зависят от того, какова была причина приезда в Оренбургскую губернию и условия жизни здесь, возможность передвижения, а еще эмоциональное и психологическое состояние автора.

2.2.Образ Пугачева как часть исторического прошлого Оренбургского края.

Оренбургская земля, Заволжье - особая территория, это путь на Восток, граница между Азией и Европой. Здесь разворачивались важные события. Образ края будет неполным, если ограничиться только описанием пейзажа, необходимо показать исторические события и лица, связанные с ними. Имя Емельяна Пугачева неотделимо от истории Оренбургского, именно здесь он собирал свое войско, начинал жестокое и беспощадное восстание, превратившееся в крестьянскую войну. А. С. Пушкин не только изучал архивные исторические документы о восстании Пугачева, но и сам предпринял поездку в Оренбургскую губернию, чтобы увидеть места, где происходили события, поговорить с очевидцами и создать свой образ вождя крестьянской войны. В своих «Замечаниях о бунте» Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева…». В своих произведениях («История Пугачева» и «Капитанская дочка») писатель смог в условиях царской цензуры показать историческую закономерность и народность пугачевского восстания. Посещение края дало ему очень много: не только встретиться с интересными людьми, очевидцами событий, но и почувствовать колорит местности, характеры людей. Образ Пугачева как будто впитал в себя исторические особенности края, дух воли и свободы. Вождь - фигура неоднозначная. С одной стороны, мятежник, беглый каторжник, самозванец, объявивший себя государем, способный на жестокую расправу. С другой стороны, Пушкин изобразил его таким, каким он был,-человеком выдающимся, сильным, волевым, обаятельным. Он смел и умел, даровит, проницателен, умен, суров, но справедлив, способен на великодушный поступок. Эти описания особенно дороги. Через образ Пугачева у нас есть возможность представить историческую эпоху того времени и понять роль Оренбургского края в судьбе России.

«Урал выходит из гор, …течет к югу вдоль их цепи, до того места, где некогда положено было основание Оренбургу и где теперь находится Орская крепость…. Его течение быстро; мутные воды наполнены рыбою всякого рода; берега большею частию глинистые, песчаные и безлесые, но в местах поемных удобные для скотоводства…На сей-то реке, в пятнадцатом столетии, появились Донские казаки, разъезжавшие по Хвалынскому морю». Так возникла казачья община- яицкие казаки. Вот откуда и берет свое начало свободолюбивый характер. Пушкин постоянно подчеркивает народный характер движения и трагический исход. Безысходность своего положения понимал и сам Пугачев. «Нет, поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал».

С.А. Есенин тоже посещал Оренбуржье. Его интересовало историческое прошлое и исторические личности, а именно Пугачев. Он создает поэму «Пугачев». Поэт называет восстание- «мятеж свирепый». Он пишет, что жизнь в крае изменилась, слишком много притеснений и несправедливости, бедность и мучения. Есенин представляет нам Пугачева как странника, который пришел, чтобы освободить народ, от крепостного гнета.

Яик, Яик, ты меня звал

Стоном придавленной черни!

Видя здешнюю жизнь, он понимает, что единственный выход- это восстание.

Видишь, как под усмирительный меч

Прыгают кошками желтыми

Казацкие головы с плеч.

Пугачев готов бороться за народ, но с горечью говорит, что «тяжко опушать себя чужим инеем»:

За правое дело нельзя идти с чувством мести.

Больно, больно мне быть Петром,

Когда кровь и душа Емельянова.

Есенин, как и Пушкин, подчеркивает человечность и трагическую безысходность образа. Есенин называет таких людей светильниками, особенными, посланными «на каторгу вертеть ногами сей шар земной». Он утверждает историческое значение личности Пугачева.

Есть в поэме и пейзажные зарисовки, они несут и историческую нагрузку, и художественную.

О Азия, Азия! Голубая страна,

Обсыпанная солью, песком и известкой.

Мне нравится степей твоих медь

И пропахшая солью почва.

Луна, как желтый медведь,

В мокрой траве ворочается.

Даже в этих небольших примерах мы видим разные художественные средства: звукопись, цветопись, метафору, сравнение,-помогающие полнее создать образ. Итак, через личность Пугачева и восстание мы видим природу, жизнь народа и судьбу края.

Пейзаж и Время в стихотворении Виктора Багрова «Степи».

Произведение вызывает неоднозначные эмоции. Это связано с тем, как развивается повествование и описание, как выражается позиция автора, какие и как используются художественные средства. Стихотворение нельзя назвать пейзажным, это философское раздумье о прошлом, настоящем, времени, истории, человеке. Название имеет двоякий смысл:1) свобода, воля 2) конкретная территория, имеющая свое историческое и географическое назначение. Произведение похоже на этюдную зарисовку: несколько рисунков одной местности с разных точек, в то же время — это размышление о прошлом Оренбургского края и его исторической роли в судьбе Российского государства. Сквозными образами являются Степь и Время. Автор как бы смотрит сквозь время, сопоставляя прошлое и настоящее. Композиционно стихотворение можно разделить на две смысловые части. С первых строк мы чувствуем настроение автора-горечь, боль, разочарование. Начинается произведение с обращения к главной реке степного края-Яик. Не Урал, а именно Яик. Она символизирует историческое прошлое Оренбуржья. Край степных кочевников, сухих ковылей, вытаптываемых конницей, земли, богатые полезными ископаемыми, граница между Европой и Азией и народ: башкиры, казахи, татары, киргизы. Это не только завидная территория, но еще и угроза, угроза с Востока.

История Оренбургского края начинается 1735 года, когда императрица Анна Иоановна издала указ об укреплении границ России с азиатскими странами. Закладывали крепость трижды, и вначале в устье реки Орь, а не Урал, где стоит и поныне. После восстания Е. Пугачева, в котором активное участие принимали яицкие казаки и башкиры(1773-1775), императрица Екатерина II решила навсегда искоренить память об этом. Для этого она пошла на радикальный шаг-изменить название бунтарской реки Яик на Урал. С 1775 года официальное название реки Урал.

«Яик, по Указу Екатерины II, переименованный в Урал, выходит из гор, давших ему название, течет к югу вдоль их цепи, до того места, где некогда положено было основание Оренбургу и где теперь находится Орская крепость…Он орошает часть Башкирии, составляет почти всю юго-восточную границу Оренбургской губернии… слева простираются печальные пустыни, где кочуют орды диких племен; справа примыкают заволжские степи; его течение быстро...»

Автор пытается понять, почему так темны и сурово тоскливы его воды.

Яик! Не с горького ль моря надуло

В очи твои неуемной тоской?

Здесь автором сделана попытка осмыслить историческое прошлое: попрана свобода, вольница и слава «многоцветных знамен». Сюда, за Урал, бежали казаки, крестьяне, спасаясь от крепостного гнета, унижений и смерти, по этому пути уводили пленных русичей чужеземные племена с Востока:

Беглых сынов твоих русые волосы

Чешут ветра чужедальних степей.

В четвертом четверостишии автор снова обращается к реке, но уже не с вопросом, а с призывом:

Яик! Раздвинь поседевшие брови,

Сон отряхни, назад оглянись:

Боль автора за пролитую кровь в междоусобных, захватнических, повстанческих войнах и сражениях: «степь заржавела то пролитой крови». Прием аллитерации (р-л-н) создает завывание ветра и плача-стона, который несется над степью. Эмоциональное настроение передается с помощью эпитетов и метафор: «поседевшие брови», «белая соль», «травы седеют», «белое лето», «ветер горчит». Усиливают грусть и тоску слова «белый» - «седой». Автор смотрит в прошлое, но не называет конкретные исторические события и лица, а размышляет о последствиях. Через пейзажные и эмоциональные описания он делает выводы: закончилась воля и свобода и как результат сильной государственной власти, протянутой державной руки, покорившей и захватившей степные народы, стал Оренбург:

Это на самое сердце степное

Пяткой своей наступил Оренбург.

Возведение города-крепости - это не только сила, мощь, надежда, но и насилие, власть, алчность. Вторая часть стихотворения посвящена Оренбургу: создается образ неприступной крепости, олицетворяющей государственную власть, всесильную, карающую: «зубастой стеной», словно ощетинившись, «меч, обнаженный». «Пятиконечный сверкающий крест» - в этом образе автор соединяет прошлое и настоящее: православие, царская и советская власть. Традиционный православный крест восьмиконечный, может быть шести или четырехконечный. Пятиконечная звезда- символ Советской власти. В стихотворении эти два знака-символа соединяются воедино. Здесь мы видим принцип зеркальности, но отражаются не события и явления, а время во времени. Мысль автора понятна: Оренбург призван быть форпостом для наших восточных территорий, должен защищать и устрашать, усмирять и покорять, но при этом «глаз своих город не сводит с Востока» —засматривается на богатства и лелеет мечту о покорении. Далее описание и повествование переплетаются. Оно похоже на миражи, которые свойственны пустыне и степи. Рисуется образ богатого, роскошного Востока. Пейзаж подается контурно, призрачно.

Море барханов-сугроб на сугроб.

Горы в чалмах, перевалы туманные.

Здесь все зыбко, непрочно: мечта сливается с реальностью. Описание очень лаконичное, но яркое: предложения неполные или нераспространенные. Слова сплетаются, как загадочный восточный орнамент, сказочный, усыпляющий, завораживающий: чудится городу, что и «парус российский плещется по знойным морям», что и к Индийскому океану сможет выйти Россия, как и к Балтийскому морю. «Волны Индийского океана лижут подошвы московским царям». Очень логично звучат последние два четверостишия. Далее автор как бы предостерегает, что путь, жизненный, исторический, труден и непредсказуем и неизвестно, как повернет колесо истории: «много путей», «много и кочек у них». А пока город выполняет свое историческое и географическое назначение. Автор вроде бы не осуждает происходящее, понимает, что государству нужны новые территории, только вот освоение проходит кроваво, жестоко, на долгое время оренбургские степи становятся местом ссылки каторжников и неугодных государству людей.

Много ль осталось чубов неразвитых?

Много ль взошло неоплаканных зорь?

Как скорбно звучат эти два вопроса. Эти строки совмещают два художественных приема: анафору и синтаксический параллелизм. Они придают плавность, монотонность. Последнее четверостишие- это вывод автора, ответ на его вопросы и раздумья.

Крест на разъезде да кровь на копытах,

Столб с перекладиной, реченька Орь.

Наверное, все атрибуты власти налицо: власть православная (а может, указатель Европа-Азия), кровь усмирения, виселица и много видевшая на своем веку реченька Орь. Таким образом, В. Багров философски объясняет историческое прошлое Оренбуржья, размышляет о его непростой роли в судьбе России. Такое описание и повествование объясняется биографией самого автора, хотя сведений о нем очень мало. В.А. Багров (В.А. Бестеменников 1912-1938) -русский советский поэт, замечательный, талантливый переводчик, ответственный секретарь альманаха «Волжская новь» ... Жил в селе Петровское Оренбургской области, где в 1934г. написал поэму «Емельян Пугачев», в которой по-своему с былинной, народной традиции представил образ вождя крестьянского восстания. Он прекрасно знал обычаи и традиции местного населения, видел, как тяжело живется народу, понимал, что происходит в стране. Все это воспринимал как личную трагедию. Он видит неразрывную связь прошлого и настоящего. Ему было всего 25 лет, когда его расстреляли (погиб во время большого террора, арестован 9декабря 1937 года, приговорен по ст.58-8,58-10,58-11), но его волновали раздумья о Времени, Истории, Личности, Родине. 10 февраля 1956г. В. Багров реабилитирован Военным трибуналом ПриВО. Произведение В. Багрова, как мне кажется, можно считать поэтическим обобщением, выводом всему написанному.

Заключение

В работе мы попытались создать образ родного Оренбуржья с разных позиций: исторической, временной, пейзажной. Для этого были рассмотрены и проанализированы произведения разных жанров, разных писателей. Проведен сравнительный анализ, прокомментировано использование средств выразительности, дан необходимый литературоведческий материал. В работе дана собственная интерпретация произведений, приводится цитирование. Заниматься этим было интересно и полезно: расширяешь кругозор, развиваешь умение работать с разными видами текстов, также лучше узнаешь историю родного края.

Библиография

1. С.Т. Аксаков. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1982г.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.: Художественная литература, 1984г.

3. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае, 1977г., Южно-Уральское книжное издательство

4. История родного края, учебное пособие для учащихся, 1988г. Южно-Уральское книжное издательство

5. Т.Г. Шевченко Избранные произведения, М.: Художественная литература, 1984г.

6. Альманах Гостиный двор, вып.2, 2009г.

7. Федотов О.И. Теория литературы. Уч. пособие, Владос, 2003г.

8. Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора: хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов/ сост.: А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева,: науч. Ред. Маранцман –Оренбург: Оренб. Лит. агентство

Просмотров работы: 1669