Введение.
Цель работы : выявить особенности употребления обращений в письмах в разные исторические эпохи, установить, каким образом менялась их форма .
Задачи:
1. Изучить литературные источники об истории употребления обращений
2. Изучить факторы, повлиявшие на выбор формы обращения в разные периоды русской истории.
3.Провести социологическое исследование и выявить, какие формы обращений преимущественно используют современные подростки в разных социальных сетях.
Гипотеза: обращения способны трансформироваться под влиянием определённых условий в разные исторические эпохи.
Предмет исследования: обращение в речи людей разных эпох
Методы исследования: наблюдение, сравнительно-аналитический, социологический опрос.
Актуальность работы: В обращениях прошлого - мечта о красивых и добрых отношениях между людьми. Для нас – это важный урок, особенно сегодня, когда мы всё чаще нарушаем правила общения, позволяя себе обращаться без должного уважения к собеседнику, заменяя традиционные этикетные формы обращения просторечными или жаргонными словами. Речь человека показывает уровень его образованности, уровень воспитанности.
Основная часть.
« Унылая пора! Очей очарованье!» - писал А.С.Пушкин о любимом времени года. Осень…Осенние каникулы. Осенний бал. Пушкинский бал! Мы вспоминаем эпоху Пушкина, его друзей, участвуем в увлекательных конкурсах. Кавалеры и дамы показывают хорошее знание бального этикета и умение ловко поддержать беседу. Ребята читают прекрасные стихи А.С. Пушкина и, вдохновлённые рифмой великого поэта, сочиняют собственные произведения. Кульминацией становится выступление ведущих, которые покоряют всех «изяществом и строгостью осанки» в ритме вальса. Вечер заканчивается, а звуки вальса ещё долго звучат в сердцах восхищённых зрителей. Ау меня звучат также строки из переписки А.С.Пушкина с его друзьями. Услышав письма выдающихся людей той эпохи, я была сильно поражена языком, которым они написаны, а особенно запомнились необычные для нашего времени обращения, У меня возникли вопросы, куда же делись все эти красивые и уважительные особенности речи, что осталось нам, потомкам великого русского поэта? Мне стало также очень интересно узнать, а как раньше, давно-давно, ещё до времён А.С.Пушкина, общались наши предки. Я задумалась над этими вопросами и решила провести небольшое исследование, взяв за основу три периода развития русского языка: Древнюю Русь, 18-19 века и современное общество. В центре моего исследования лежит такая языковая единица, как обращение. Все виды приветствий, обращений предназначены для установления контакта. Меня заинтересовали обращения, которые употребляются в письмах.
1. Обращение.
Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Главное в обращениях – это выражаемый ими тон общения, тип отношений.
Основная функция обращения – привлечение внимания, призыв собеседника
Все обращения можно классифицировать по таким признакам:
пол и возраст (сударыня, девушка, дедушка, мальчик и др.)
по статусу (господин, Ваше сиятельство, Ваше благородие, холоп)
по родственным связям (отец, братец, супруга, доченька)
по именам ( Васенька, Пётр Иванович, Надежда )
по общению дружеского или личного характера (Дорогой мой друг, уважаемый коллега, Любимый мой человек)
Использование обращений в Древней Руси.
История России представляет исключительно интересный материал для изучения влияния социальных перемен на обращение людей друг к другу. Ещё в древние времена существовало много форм обращений. Принято было обращаться в звательном падеже и на «ты», соблюдая уважение и учитывая сословие. Например: Друже Владимире, отче Михаиле, княже, владыко. К любимым обращались ласково (матушка, душа моя) , часто сравнивая их с красивыми птицами (голубка моя, сокол мой ясный).
Русский язык в древности отличался богатством и выразительностью, в ту пору люди использовали множество красивых слов для обращения друг к другу. Вслушайтесь! Сейчас у нас безвозрастное «девушка» или «гражданка», а тогда говорили «душенька, душечка, душа моя, свет очей моих»…
Улавливаете разницу? Мне жаль, что сейчас русский язык обеднел, что многие из старых красивых слов ушли из живого общения.
Всегда приветствовались обращения, которые подчеркивали некое доброе качество, по типу «красава», «увага» (уважаемый). Или, например, «любезный», которое означало именно то, что к незнакомому человеку обращаются именно с теплом и христианской любовью, и в ответ ожидают именно любезности. Кстати, формой уважительного обращения, например, у новгородцев, был просто молчаливый поклон!
Утверждают, что в XI-XV вв. уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть этому и доказательства: берестяные грамоты. Их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде. Берестяные грамоты - документы и частные послания, текст которых наносился на березовую кору. Для письма на бересте использовали костяные, металлические или деревянные стержни (писалы).
Думаю, что молодые люди, мои ровесники, нередко пользовались написанием берестяных грамот, посылая весточки друг другу на бересте. Они обращались друг к другу не иначе как «красны девицы и добры молодцы». А в речи их звучали слова, которые сейчас считаются устаревшими: «чело, очи, персты тонкие, уста сахарны, краса, живот положить готов»… Эти слова и выражения вышли из активного употребления.
При знакомстве с обращениями, которые использовали в своей речи мои далёкие предки, у меня возникли вопросы, откуда пошли такие выражения, как: «красны девицы», «добры молодцы», «свет очей моих», «душа моя». Для этого я обратилась к словарям великого русского языка и обнаружила интересные факты.
1)Обращение «Красны девицы». С красной девицей понятно: красный - синоним «красивого». |
2) Обращение «Добры молодцы», так же как "красны девицы", "мил человек", "уважаемый мой", «мил друг» и т.п. - просто устоявшиеся выражения с определённым значением.
Что же означает слово добрый в русском языке?
«Добрый» по словарю синонимов К.С.Горбачевич: Добрый – добросердечный, сердечный, душевный.
«Добрый» по словарю Д.Н.Ушакова: Добрый молодец (нар.-поэт.) - молодой человек, удалец (о действующих лицах в песне, сказке ). |
3) «Свет очей моих»- фразеологизм (словарь фразеологизмов И.В.Федосова). Это означает, что мы ценим что-то очень сильно, не хотим чего-то лишиться или потерять. «Зеница ока, свет очей» моих – наиболее близкие по смыслу русские фразеологизмы. На Руси существовала традиция величать своего любимого мужчину не иначе как «Свет очей моих», потому что любящая женщина смотрела на своего любимого с восхищением, как на яркий свет, который освещает всю ее жизнь.
4) Выражение «Душа моя». Мужчина величал любимую женщину «Душа моя», потому что именно она олицетворяла собой тот одухотворенный смысл, ради которого Мужчина двигается вперед, по Своему Пути. Все свершения, все подвиги ради Души.
Простота и ясность живой устной речи привлекает и покоряет !
3. Обращения в дружеской переписке. Письма А.С.Пушкина.
Ощущение живой устной речи, которую чаще использовали наши предки и в которой можно ярко выразить словами свои чувства, создают и письма А.С.Пушкина. Письма помогают увидеть его не только как великого поэта, но и как человека заботливого и любящего. Для Пушкина переписка с друзьями была потребностью, для них его письма были событием. Они читали их друг другу, возили из гостиной в гостиную, иногда давали списывать наряду с его стихами. Эпистолярное наследие А. С. Пушкина — бесценный документ эпохи 19 века, он состоит из 800 писем.
Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут».
Познакомившись с письмами, я выписала ряд обращений и сделала интересные выводы.
1) В переписке встречаются официальные обращения, такие как: сударь, сударыня, господин, госпожа, государь и т.п.
(Монархический строй в России до XX века сохранял разделение людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне.
Отсюда обращение «господин», «госпожа» по отношению к людям привилегированных социальных групп; «сударь», «сударыня» – для среднего сословия или «барин», «барыня» для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия).
2) Большую часть составляют обращения, содержащие личный характер отношений. Вот некоторые из таких обращений:
Милостивый государь Александр Сергеевич!
Благодарю тебя, милый Поэт…
Прости, умница…
Благодарствую, душа моя, и целую тебя.
Поздравляю тебя, моя радость.
Милый Чародей …
Благодарю тебя, милый Поэт.
Милостивая государыня матушка Наталья Ивановна!
Удивительные выражения: тёплые, радостные, душевные… Они созвучны тем обращениям, которые любили наши далёкие предки, жившие в Древней Руси.
Редактор первого тома Академического издания Пушкина и автор многих вдумчивых о нем исследований, Леонид Майков, писал:
«Письма Пушкина, без сомнения, одно из удивительнейших произведений его гения. …Они поражают разнообразием своих особенностей. Те из них, которые писаны к жене или друзьям, отличаются горячностью чувства, задушевностью, порывистой откровенностью и нередко блеском остроумия. Другие письма, обращенные к лицам официальным, или по крайней мере мало знакомым поэту, по преимуществу носят на себе печать ясности и благородной простоты выражения».
Формы обращений в современном мире. Электронные письма.
Время Пушкина ушло, на пороге XXI век. Какие письма пишут современные подростки, и какие обращения они используют чаще всего?
В настоящее время современные подростки предпочитают живому общению переписку с друзьями на одном из интернет-порталов. В последние десятилетия в связи с широким развитием в стране компьютеризации эпистолярный жанр претерпел сильные изменения: многие перестали писать друг другу письма ( обычные, полные переживаний и вопросов). Сейчас проще и быстрее включить компьютер и связаться с другом по электронной почте, который находится на другом конце страны.
А как же живое, непосредственное общение? Я думаю, что в поисках такого общения и приходят современные подростки к различным сетям в Интернете. Тут можно найти много новых друзей, которые поддержат твои увлечения. К сожалению, в погоне за таким общением подростки совсем забывают о богатстве великого русского языка. По результатам исследования дружеских посланий моих одноклассников были выявлены следующие отрицательные моменты, содержащиеся в электронных письмах:
- множество орфографических и пунктуационных ошибок ;
- несоблюдение норм речевого оформления текста;
- использование сокращений слов и словосочетаний , неверно составленных (прив – привет, спс –спасибо, тел –телефон) ;
- повсеместное использование сленговой речи, в том числе и жаргонизмов. (отстой, отстойный – плохой; ботаник – старательный ученик). (Приложение )
На мой взгляд, увлечение моих товарищей жаргонной лексикой является отрицательным явлением.
Мною было проведено анкетирование на тему: «Зачем я употребляю жаргонные слова?» Подростки дали такие ответы:
Чтобы
- сэкономить время при общении – 7%
- вписываться в ту или иную компанию – 10%
- поддержать разговор – 5%
- выразить свои эмоции и чувства – 10%
- выглядеть более крутой (ым) –20%;
- сократить время при общении – 3%;
Результаты следующего опроса показали, что эталоном речи для многих подростков является речь их сверстников.
Следующим этапом моего исследования стали обращения в письмах моих товарищей.
Все знают, что любое письмо начинается с приветствия и обращения. С чего же начинается электронное письмо?
Электронное письмо начинается обычно, без таких слов, как: уважаемый или дорогой : «Здравствуйте,уважаемый Пётр Иванович» или «Привет, дорогая моя подруга». Современные подростки останавливаются на самой простой форме обращения, они просто называют друг друга по имени, причём делают это не всегда. Чаще звучит избитая фраза: «Привед».
И, конечно же, в качестве обращений звучат сленговые слова.
Проанализировав значение сленговых слов, я выделила следующие тематические группы:
Наименования людей по профессии: училка, класнуха.
Наименование людей по родству: предки, , браток, родаки, сеструха, маман.
Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, ботаник, лох, тормоз, шестерка, дятел.
Жаргонизмы-оценки: чика, чувак, бейба, бро.
Собранный материал заставляет задуматься и сделать следующие выводы:
в современном электронном письме выразительное художественное слово уступает место сленговой речи, которая резко понижает грамотность и порой отрицательно влияет на духовное развитие человека.
4.Рассказ « И невозможное возможно…»
Следующий этап в моём исследовании – небольшой рассказ, который я сочинила, вдохновлённая временем и образами А.С.Пушкина.
Раскрывая в своём исследовании тему «Изменение формы употребления обращения в разные исторические эпохи», я попыталась соединить невозможное. И вот, что у меня получилось.
« Ну, что это такое! - с досадой думал Пашка Бубликов, шагая по парку.-Каждый день в школу ходи, уроки учи, каникул не дождёшься. Да ещё сочинение по литературе задали, -рассуждал он, сворачивая на аллею. – Хорошо было Пушкину, он запросто сочинял, что угодно! А я совсем не знаю, что про влюблённого в Машу Дубровского писать…»
Пашка достал из портфеля футбольный мяч и стал играть сам с собою, гоняя его из стороны в сторону. Домой идти совершенно не хотелось. Да и как можно усидеть в комнате за учебниками, когда вокруг такая красота? Стояла замечательная весенняя погода. Деревья и кустарники радовали глаз молодой зеленью. Небо было чистым, голубым, безоблачным. Яркие лучи солнца пробирались сквозь листву и прыгали на асфальте, словно играли в воображаемые классики. Птицы наполняли воздух мелодичными трелями. Приближалось лето…
Увлекшись, Пашка немного забылся и , не рассчитав силу удара, наподдал по мячу. Он улетел за скамейку, прямо в кусты. Пришлось бросить портфель и лезть в густые заросли. Бубликов ловко пробрался к притаившемуся в траве мячу, взял его и уже было собрался проделать обратный путь сквозь колючие ветки кустарника, как его взгляд привлёк лежавший рядом телефонный аппарат. Кто-то случайно обронил трубку или потерял её. Телефон был старый, кнопочный, совсем простой и немодный, с потёртым корпусом и немного поцарапанным дисплеем. Пашка хоть и был чуть-чуть задирой, немножко хулиганом и капельку лентяем, но душа у него была большая и добрая. Поэтому первое, что пришло ему в голову – телефон нужно вернуть владельцу. Для этого он решил позвонить по какому-нибудь из номеров в телефонной книге и узнать имя и адрес хозяина. Мальчик выбрал первый номер из списка и нажал кнопку вызова.
Вдруг телефонный аппарат как-то странно затрещал, загудел, потом из него посыпались искры, и пошёл какой-то радужный дым. Пашка от страха отскочил, перевернулся через голову и больно ударился о ствол какого-то дерева. «Шишка будет,» - успел подумать он, потерев макушку. Но дым быстро рассеялся и перед Пашкой предстало странное создание.. Бубликов увидел высокого, мускулистого и широкоплечего человека, кожа которого была синего цвета с серебристым отливом. «Аватар!» - пронеслось у Пашки в голове. Волосы человека покрывала восточная чалма, а лицо украшала длинная густая борода. Пальцы рук были усыпаны драгоценными перстнями. При всём этом сказочном колорите одет он был в «куртку-косуху», джинсы и кроссовки.
- О, свет очей моих! О, мой освободитель! – заговорил он.
- Подождите, подождите,- перебил его Пашка. – Дяденька, Вы джинн что-ли?
- О, догадливейший из догадливых и разумнейший из разумных! Совершенно верно.
- Так джинны, вроде бы, в лампах живут и джинсы не носят.
- О,недоверчивейший из недоверчивых и сомневающийся из сомневающихся! Конечно, я джинн. Но сейчас – 21 век. Что ж я буду в халате и башмаках появляться? О, рахат-лукум сердца моего! Я просто хочу быть в тренде.
- Но, это же невозможно! Дяденька, признайтесь, Вы – артист из ТЮЗа?
- О, достойнейший из достойных! О, отважнейший из отважных! «Я знаю точно – невозможное возможно!» - пропел джинн строчку из популярной песни. – Я докажу тебе, что ты ошибаешься. За то, что ты освободил меня, я подарю тебе волшебный камень, который исполнит три твоих желания. Сожми его в ладони и загадай, что хочешь. Вмиг придут к тебе на помощь мои друзья – волшебники и исполнят всё, что душе будет угодно.
- Да, ничего мне не надо. Вот сочинение за меня кто написал бы…По литературе…
- О, сладкий щербет души моей! Возьми этот камень, и все твои проблемы будут решены. Прощай, мой господин. Благодарю тебя.
- Постойте. Дяденька-джинн! А где же вы теперь жить будете?
- О, беспокойнейший из беспокойных! О, великодушнейший из великодушных! Не тревожься обо мне. Я поищу себе гаджет посовременней. Этот уже устарел. Я же сказал, что хочу быть в тренде, - джинн поклонился, - ещё раз благодарю тебя, о, добрейший из добрейших.
С этими словами он исчез, буквально растворился в воздухе, будто его никогда и не было. А Пашка ещё долго сидел в оцепенении, сжимая в руке подаренный камень. Наконец, он поднялся, отряхнулся. Взял портфель, затолкал в него мяч, волшебный камень для надёжности положил в боковой карман, закрыл его на молнию и вприпрыжку побежал домой.
------------
Уже дома, немного придя в себя, Пашка закрылся в своей комнате. Всё произошедшее днём казалось сном, но… Камень! Волшебный камень лежал прямо перед ним на письменном столе и был абсолютно реальным. Бубликов внимательно рассматривал его: небольшой, гладенький, ослепительно белый с разноцветными прожилками. Голубые, оранжевые, розовые, жёлтые, алые и синие, фиолетовые и зелёные линии переплетались на нём, словно радужная паутина.
-Эх, была - не была! – подумал Пашка. – Рискну!
Он положил камень на ладонь и крепко сжал его, произнеся вслух:
-Помогите написать сочинение о том. как герой одноимённой повести Пушкина, Дубровский, приглашает Машу на свидание.
Пашка добавил тихонько:
- Пожалуйста.
В то же мгновенье камень засветился холодным мерцающим светом.
- Апчхи! – громко чихнул старичок (непонятно откуда материализовавшийся) в алой рубахе, подпоясанной кушаком.
-Здравствуйте, дедушка, - прошептал Пашка.
- И ты буди здрав, добрый молодец, - ответил незнакомец басом и положил на стол свиток, похожий на берестяную грамоту. Старичок хлопнул в ладоши и сразу же пропал. Пашка протёр глаза и, развернув послание, стал читать:
Ах, голубушка, красна девица!
Бьёт челом тебе добрый молодец.
Не горазд я разговоры разговаривать,
Да позволь ты мне слово молвити.
Люба стала ты сердцу моему
И затмила мне солнце ясное.
Очи чёрные, косы русые,
Персты тонкие, уста сахарны…
За тебя, краса ненаглядная,
Я живот свой положить завсегда готов.
Жду- пожду, ну, когда же мы свидимся…
- Ничего непонятно,- рассуждал Пашка, - какое-то чело кого-то бьёт , и кто-то зачем-то решил куда-то положить живот… Куда? На что? Чушь какая-то! Нужно ещё раз попробовать.
Бубликов снова сжал в руке радужный камешек и проговорил:
- Напишите, пожалуйста сочинение о том, как Дубровский приглашает Машу на свидание.
Камень озарил светом всё пространство комнаты.
- Добрый вечер, сударь! – сказал, поклонившись и сняв цилиндр, незнакомец в чёрном фраке и безупречно белой манишке. – Для меня большая честь передать Вам это.
Пашка от удивления раскрыл рот, а господин положил на стол конверт и добавил:
- Не смею вас задерживать. Спешу откланяться.
Он хлопнул в ладоши и исчез. Бубликов открыл конверт и прочёл:
Сударыня! Не сочтите за дерзость, но позвольте обратиться к Вам с просьбой. Не соблаговолите ли Вы в знак моего глубочайшего уважения принять моё приглашение и почтить Вашего покорного слугу своим присутствием в семь часов вечера в беседке у ручья?
P.S. Смею надеяться, что Вы мне не откажете.
-Нет, опять не то. Учительница сразу догадается, что это не я написал, -забубнил Пашка. – Может, ещё и «двойку» поставит.
И он решил в третий раз попросить помощи у волшебного камня. Мальчик опять проговорил своё желание, снова почувствовал энергию камня и увидел яркое белое сияние. На этот раз его посетил совсем другой персонаж.
- Хай, чувачок! – поприветствовал его парнишка в модном свитшоте, чёрных очках и «кепке-ниге». – Вот тебе месседж по электронке пришло на моё «мыло». Лови халяву!
Он надул большой пузырь из жевачки, хлопнул в ладоши и испарился.
На листе формата А4 стандартным шрифтом было напечатано:
Хай, чика! Я лайкнул твою фотку в Инстаграмме. Ты реально клёвая, но и я не лох заморский. Может, замутим?
Пашка захихикал:
- Прикольно, конечно, только это больше подходит для юмористической рубрики школьной стенгазеты, чем для сочинения по литературе.
- Да, ну его , это волшебство! – решил Пашка, взял камень и выбросил его в окно. – Сам справлюсь!
Он достал чистый лист бумаги, ручку, подумал немного и вывел ровным аккуратным почерком:
« Сумерки опускались на тенистые аллеи сада. Взволнованно дыша, Маша распахнула окно и дрожащими пальцами развернула записку »…
Заключение.
С течением времени формы обращений менялись в зависимости от таких факторов, как:
Нормы этикета и правила поведения в обществе ( Например, в 18 в. стало принято обращаться на «Вы», чтобы выразить почтение, уважение. Это было заимствовано у французов).
Система культурных ценностей, уровень воспитания и образования. (В 18 – 19 в. в дворянской среде было принято общаться на французский манер. Очень часто в письмах и устной речи говорили: mon cher ami - мой дорогой друг.
Изменение государственного строя и формы социальных отношений . В советское время после революции были стёрты отличия по полу и статусу, ко всем обращались одинаково: «товарищ».
Подводя итог проведённой работе, с полной уверенностью можно сказать:
1. Русский язык в древности отличался богатством и выразительностью, примером тому служит множество красивых слов, которые люди использовали для обращения друг к другу.
2.Ощущение живой устной речи, в которой можно ярко выразить словами свои чувства, создают письма А.С.Пушкина. Большую часть писем составляют обращения, содержащие личный характер отношений. Здесь мы находим удивительные выражения: тёплые, радостные, душевные. Они созвучны тем обращениям, которые любили наши далёкие предки, жившие в Древней Руси.
3. В настоящее время современные подростки предпочитают живому общению переписку с друзьями на одном из интернет-порталов. В современном электронном письме выразительное художественное слово уступает место сленговой речи, которая резко понижает грамотность и порой отрицательно влияет на духовное развитие человека.
Вывод: В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась. С изменением социальных отношений, нравственных норм и культурных ценностей в обществе формы обращений имеют свойство трансформироваться. Но, идя в ногу с современными тенденциями, нельзя забывать о своих корнях и традициях, чтобы не утратить красоту и богатство нашего языка.
Литература
Виноградов, В.В. История русского литературного языка. [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1978. – 156 с.
Гольдин В.Е. Обращение: теоретические проблемы. – Саратов, 1987. – с. 125.
Кронгауз, М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М.: Просвещение, 1986
Маркелова Т.В. Обращение и оценка. – РЯШ. – 1995. - № 6.
Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь - справочник. - М.: знание,1995.
Формановская Н.И. Обращение. - РЯШ. – 1994. - № 3
Интернет-ресурсы:
file:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.
Приложение
Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.
Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. Теперь, на мой взгляд, определение сленга должно быть другим: « Сленг – слова, живущие в современном языке, но считающиеся нежелательными к употреблению. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции».
Словарь жаргонизмов.
В Велик- Велосипед
Г Го- Давай
Д Днюха- День рождения
Ж Жмот- Жадина
К Кек- Прикольно
Кульно- Классно
Л Лол- Смешно
Н Нз- не за что
П Пати- Вечеринка
Прив- Привет
Р Рофлить - Очень громко смеяться, хохотать
С Слинять - Уйти
Сто пудов- Конечно
Т Тачка - Машина
Х Хайп- Модный, в теме, высокая(быстрая) популярность
Ч Челендж- Игра, испытание
Ш Шарить- Понимать