Введение
Однажды мы с семьей поехали отдыхать в Киргизию. Проезжая мимо маленького селения, увидели людей, которые отпускали птиц. Мы с папой решили выйти и посмотреть на них. Оказывается, это были орлы. Я очень хотела подержать их. Мне разрешили. Орлы были большие, я даже сфотографировалась с ними.
После, я прочитала книгу про орлёнка. Меня сильно заинтересовала эта птица в литературе.
Действительно, самой героической птицей у всех времён и народов являлась хищная птица - орёл: сила её клюва, крыльев и когтей, её размеры и быстрота благоприятствовали созданию вокруг неё славы небесного посланника, извозчика и воина [4].
Исследуя образ орла в древности, можно проследить изменение его значения. Ведь образ этой птицы стал значимым ещё у восточных славян и дошёл до наших дней, изменяясь вместе с обычаями и культурой. Особенно актуальна эта тема сейчас, во время высокоскоростных технологий и интернета, когда не остаётся времени на изучение национальной культуры и народных традиций. Данная работа призвана восполнить существующий пробел.
Объект исследования: образ орла в устном народном творчестве и художественной литературе.
Предмет исследования: представления о качествах, которыми наделена птица орёл, отраженные в русском народном творчестве и литературе.
Тема: «Образ орла в устном народном творчестве и художественной литературе».
Цель: проследить, как образ орла нашел своё отражение в фольклоре и художественной литературе.
Гипотеза: можно предположить, что образ орла в устном народном творчестве овеян большим вымыслом, а в художественной литературе более реалистичен.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Проанализировать произведения, в которых присутствует образ орла.
Сопоставить образы орла в произведениях различных жанров.
Сделать выводы о назначении образа орла в устном народном творчестве и художественной литературе.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников; сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на уроках литературы, тематических семинарах, во время проведения литературных викторин и конкурсов.
Основная часть
Образ орла в справочниках и энциклопедиях
Происхождение слова «орел»
Русское название пернатого хищника произошло от старославянского корня «ор», означающего «свет», и созвучно многим европейским названиям: греческому «орнис», словацкому «орол», польскому «орзел» [14].
Значение слова «орёл» в словаре С. И. Ожегова
ОРЕЛ, орла, м. 1. Крупная сильная хищная птица сем. ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2. перен. О гордом, смелом, сильном человеке. * Орел или решка? (разг.) – какой стороной упадет монета? (вопрос при метании жребия) [первонач. о царской монете с изображением двуглавого орла]. прил. орлиный, -ая, -ое. Орлиное гнездо. Орлиный взор (гордый, смелый), большой нос (тонкий крючковатый нос) [2].
Значение слова «орёл» в словаре Д.Н. Ушакова
ОРЁЛ, орла, муж.
Крупная, очень сильная, с изогнутым клювом птица из семейства соколиных, живущая преимущественно в гористых и степных местностях. Орел степной распространен у нас на юге. «И налетит с отважностью орла на ястребов, терзающих отчизну». Жуковский.
В сравнениях употр., как образец величия, мощи, высокой одаренности (ритор.). «...Ленин... не просто один из руководителей, а руководитель высшего типа, горный орел, не знающий страха в борьбе и смело ведущий вперед партию по неизведанным путям русского революционного движения». Сталин. Смотреть орлом (горделиво, грозно). перен. Блестящий, талантливый, выдающийся человек (ритор.). «Сей остальной из стаи славной екатерининских орлов». Пушкин (о фельдмаршале Кутузове). «А ведь, в сущности, если разобрать, далеко не орел, этот Павлищев». Станюкович.
Российский герб (двуглавый орел; дорев. ). «У стертой монеты не распознаешь, где значится орел, где решетка». Боборыкин. Орел или решка (решетка)? (вопрос при игре в орлянку). Парень быстрым движением руки покрыл монету своей ладонью и спросил: «Орел или решетка?» Лесков.
Римские орлы (ист.) - знамена римских легионов (серебряные изображения орла на высокой ручке). Двуглавый орел - государственный герб российской и др. монархий, первоначально герб Византийской империи. «Рубль был новенький, - на одной стороне - двуглавый орел, на другой - правительница Софья». А. Н. Толстой [10].
Значение слова «орёл» в словаре Даля
Орел, м. - самая большая хищная птица (кроме грифа); царь птиц, представитель силы, зоркости, прозорливости, благородства, у нас водятся: беркут или халзан, царский орел, Aquila regia, и меньшие виды: белохвостик, карагуш, дорвач, скопа; могильник, на юге, провожает стаями наши армии в Турции. Одно из северных созвездий. Исторический кубок Петра 1. Герб Русского государства; гиря с орлом, клейменная казенным клеймом; каска с орлом, с гербовым украшеньем орла. Орл. тряпичник, ветошник, маяк, разъезжающии по деревням, для мены тряпья и др. мелочей. Кличка лошади и собаки. См. орать. Он орлом глядит, орлом летает, молодцом. Всем птицам птица орел. Орел орла плодит, а сова сову родит. Орел мух не ловит. Два орла орловали, третьего купали (о крещении). Орлы бьются, а молодцам перья достаются. Молодец, что орел, а ума, что у тетерева. Видом орел, а умом тетерев. Ищи на орле, на правом Крылов Ищи на казне, что на орле, на правом крыле. Триста орлов, пятьдесят соколов, дерево сухое, верх золотой (год). Летит орел, во рту огонь, по конец хвоста человечья смерть(ружье). Багряница с золотыми орликами, на горностае. Когтища, что у орлища. Орлики, растенье и цветки Aquilegia, голубка. Орленок м. орля ср. орличищ м. церк. молодой орел, орлий птенец. Орлачье перо. Орлиный нос, крючком и горбом. Думка орлячья, да папоротки курячьи. Орлиный камень, вид железной руды, железная почка. Орлица, самка. Орлов, орлицин, орленкан, орлятин, орлу, орлице, орленку принадлежащ. Орлан м. буряк, скопа, Aquila haliaetus, ловит б. ч. рыбу, хватая когтями. Орлец, ископаемое роговик, роговой камень; красный кварц; кремнекислая закись марганца, густого розового цвета; есть и белый орлец. Церк. круг из ткани, с орлом, подножье архиерея при служении. Орличник, растенье из рода папоротников, Pteris aquilina. Орляк м. альпийский коршун, Vultur alpinus; папоротник орличник. Растенье Pteris aquilina, папоротник черный. Орланка ж. игра черни в деньги, назыв. по орлу на монете; ее подкидывают, и если она ляжет личной стороной вверх (копье), то бросавший выиграл, и берет деньги с кону; если же ляжет никой вверх (решето). то проиграл ставку. Кур. краска(?), дающая желтый, либо розовый цвет. Орловка, яросл. небольшое грузовое судно; от села Орловки. Орлить что, клеймить казенным клеймом, как, напр. межевые столбы, гири, меры и пр. Да тое кадь, изверя гораздо и заорля, послать к соляным озерам, стар. У него (Ваньки Каина) кораблики не орленые, не клейменные, беспошлинные. Шлемы, шишаки орленые, украшенные орлами. Орленье, действ. по глаг. Орлейщик, орленник, причетник, подстилающий орлецы, при архиерейском служении [1].
Значение слова «орёл» в философском словаре
Орел - Этот символ является одним из самых древних. У греков и персов он был посвящен Солнцу, у египтян - под названием Ах - Гору, а копты поклонялись орлу под именем Ахом. Греки считали его священной эмблемой Зевса, а друиды - священной эмблемой высшего бога. Этот символ дошел до наших дней, когда, следуя примеру язычника Мария, который во втором веке до Р.Х. использовал двуглавого орла в качестве знака Рима, христианские коронованные властители Европы сделали этого двуглавого повелителя небес священным для себя и своих потомков. Юпитер довольствовался одноглавым орлом, также как и Солнце. Царские роды России, Польши, Австрии, Германии, и бывшая империя Наполеона приняли двуглавого орла в качестве своей эмблемы [14].
Птица орёл. Образ жизни и среда обитания
Большинство видов орлов отличают внушительные размеры, длина тела некоторых особей достигает 80-95 см, причем самка орла гораздо крупнее самца. Вес орла может составлять 3-7 кг. Исключение составляют мелкие виды: орел-карлик и степной орел.
Представителей рода отличает массивное тело с развитой мускулатурой и достаточно длинные, сильные ноги, оперенные до пальцев. Голова орла компактная, шея крепкая и мускулистая. Подвижность крупных глазных яблок невелика, но отлично развитая шея с лихвой компенсирует этот недостаток. Внушительные когти и крепкий клюв орла имеют загнутые окончания, что делает птицу непревзойденным хищником. В течение жизни клюв и когти орла имеют свойство расти, но птица стачивает их в процессе своей жизнедеятельности. Длинные широкие крылья орла в размахе достигают 2,5 метра, что позволяет хищнику долго парить на расстоянии свыше 700 метров над землей. Хвост орла укороченный и узкий, у некоторых видов клиновидный и распушенный веером. Африканский хохлатый и гребенчатый орлы обладают «украшением» в виде пучка длинных перьев, венчающих голову.
Природа наделила орла чрезвычайно острым зрением, благодаря чему хищник высматривает мелкую добычу (ящериц, змей, мышей) с огромной высоты. Например, орел беркут замечает зайца на расстоянии до 2 км. С помощью периферического зрения птица орел может обозревать площадь до 12 квадратных километров. Слух используется в основном для общения, а вот обоняние у орла развито слабо [8].
Окрас оперения орла, в зависимости от вида, может быть однотонным с пестринками или контрастный. Например, окрас беркута черно-бурый с золотистыми перьями на затылке, отчего английское название птицы значится, как «золотой орел» (Golden Eagle).
Полет орла отличается особой маневренностью с мощными и глубокими взмахами крыльев. Орел – птица, которая даже при сильных порывах ветра легко справляется с воздушными потоками и, приметив потенциальную добычу, способна пикировать со скоростью до 320 км/ч. Продолжительность жизни орла составляет около 30 лет, особо крупные виды живут до 40-50 лет [3,12].
Образ орла в устном народном творчестве
Фольклор - это устное народное творчество. Он объединяет в себе художественные произведения или, реже, предметы искусства, созданные народом и имеющие не конкретного, а коллективного автора. К фольклору относятся такие жанры, как пословицы, поговорки, былины, сказки, загадки, частушки [5].
Народное творчество – особый вид искусства, с помощью которого наши далекие предки пытались духовно освоить окружавшую их действительность. В первых произведениях словесности люди отражали все, что их окружало – а для древнего человека, живущего в основном натуральным хозяйством, это в первую очередь была природа во всем ее многообразии и необъяснимости. Отсюда появились первые художественные образы – звери и птицы. Как ни странно, к образу птицы древние обращались даже чаще, чем к образам остальных животных. Это можно объяснить недоступным, удивительным и волшебным умением пернатых летать, вызывавшим суеверный трепет и любопытство [13].
У русского народа птицы, как правило, символизировали счастье и свободу. Их образы часто связывали с образами неба и высшей силы. Издавна славяне считали, что птица, сидящая на дереве, - это душа человека, посланная Солнцем на Землю.
Дерево - это вселенная, а птица, находящаяся на нём, - это яркий солнечный свет. Птицы несут информацию о стихии воздуха, о его ритме, тональности, о его звуках и мелодиях. Птицы - это дети радуги, птицы - это дети солнца. Их перья переливаются всевозможными, мыслимыми и немыслимыми цветами. О птицах сложены удивительные сказки и легенды, песни и стихи. По древним сказаниям птица являлась духом, связывавшим землю и небо. Славянский человек очень часто представлял себя птицей и хотел улететь «за сине море». Таким образом мечта о счастье и свободе связывалась с образом птицы. И в русском фольклоре мы находим больше всего преданий, песен, сказок, пословиц, поговорок и загадок в частности о птицах [5].
Самыми популярными образами народного творчества славян были лебедь, орел и кукушка.
У орла - некий божественный ореол, они символизируют мужество. Он олицетворяет собой силу, огонь и бессмертие, почитается владыкой небес. Орел – активный защитник от сил мрака, болезни и смерти, в народном эпосе обычно враждует со змеями и лягушками, представителями нижнего мира. Еще одно мифологическое свойство Орла - его необыкновенное долголетие. Верили, что он живет дольше всех птиц и обладает способностью омоложения. Когда наступает старость, Орел улетает на край света и, искупавшись в озере с живой водой, снова обретает молодость.
В русском фольклоре очень много пословиц и поговорок о птицах. Славянин часто сравнивал себя с ними. Например: «Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел».
Орел также представлен и в славянском фольклоре:
Во поле Епифанском, под деревом царским, три орла орлуют, одним яйцом даруют. (Отгадка - крестины: таинство рождения человека, придания души.) [7].
На примере двух пословиц сравним образы орла:
Орёл с вороною не толкуются. |
Видом орёл, а умом - тетерев. |
|
Место обитания |
среди птиц |
среди птиц |
Внешний вид |
образ большой могучей птицы |
образ красивой птицы |
Сопоставление с человеком |
умный как человек |
красивый как человек |
Главный или эпизодический персонаж |
главный |
главный |
Какими словами называется |
уважительно |
с усмешкой |
Действия орла |
орёл не считает ворону достойной себя, поэтому не обращает на неё внимание |
внешне очень красивый, но глупый |
В данных пословицах вокруг орла создается возвышенный ореол, ему приписываются лучшие черты человека. Орел здесь выступает как лучшая из всех птиц, значимая для человека. Человек в образе этой птицы именно такой, каким и хотелось бы быть.
Образ орла представлен в загадках:
Про него не скажешь «птаха». На скале он строит дом.
Величав он и силен. Разве жить не страшно в нём?
Два крыла с большим размахом, Хоть кругом и красота,
Мощный клюв имеет он. Но такая высота!
И бесстрашный, и могучий Нет, хозяин не боится
Он парит над горной кручей. Со скалы крутой скатиться -
Хоть птенцы его малы, Два могучие крыла
Все равно они…(Орлы) У хозяина …(Орла)
«Про него не скажешь «птаха»…» |
«На горе он строит дом…» |
|
Место обитания |
-в горах |
-на скале |
Внешний вид |
-величав, силен; -большой размах крыла; -мощный клюв |
-могучие большие крылья |
Сопоставление с человеком |
-бесстрашный, могучий |
-смелый |
Главный или эпизодический персонаж |
-главный |
-главный |
Какими словами называется |
-конкретно не называют |
-хозяин |
Действия орла |
-он парит высоко в небе, но рядом с гнездом |
-построил гнездо высоко на скале |
В загадках орел олицетворяет собой силу, почитается владыкой небес. В образе орла отражено превосходство над человеком, мечта о красивой безбедной жизни, о силе, о могуществе, положении в обществе.
Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей; борясь с нею, одновременно искал у нее защиты, сочувствуя и понимания. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни», другие отличительные качества [5].
Образ орла в сказках
Сова и орёл (киргизская сказка) |
Деревянный орёл (русская народная сказка) |
|
Место обитания |
-среди птиц |
-мастерская столяра |
Внешний вид |
- могучий, расправил крылья, -острые когти |
-сделан так, что от живого орла не отличишь, -очень хорош |
Сопоставление с человеком |
-орел в роли доктора, лечил; -кормил, заботливый, добрый, справедливый |
-управляет орлом человек с помощью винтика, -сам царевич словно птица крылатая |
Главный или эпизодический персонаж |
-главный |
-эпизодический |
Какими словами называется |
-орёл-батыр |
-деревянный орел |
Действия орла |
-спас от смерти, -поступил жестоко, но справедливо |
-модель орла летает, -«помогает» благополучно устроить жизнь, быт |
В этих сказках орел изображен как величественный, благородный, могучий герой (даже если не живой), характер у орла строгий, но справедливый. Он наделен сверхъестественными способностями: борется с темными силами и обязательно побеждает их. Посредством образа орла показана главная мечта человека – летать.
Орёл имел большое значение в жизни наших предков. Без участия этой птицы не мыслилась жизнь, что и отразилось в предметах быта, в фольклоре.
Образ орла в художественной литературе
Формирование русской литературы началось с принятием христианства. Первые книги были церковными. Летописи вели тоже монахи. И большинство произведений тех времён были либо церковными, либо летописными. Но все-таки языческие верования в народе были очень сильны. Поэтому в древнерусской литературе мы можем наблюдать смешение православных и славянских образов птиц. Птицы остаются детьми неба, силами природы, но всё чаще выдуманных птиц заменят настоящие, а настоящие приобретают божественный образ. Также появляются новые образы и значения птиц. Теперь уже птицы несут на землю вести с небес, являются божьими вестниками. Птицы предсказывают судьбу человека. Теперь уже образы птиц принимают, хотя и близкие к славянским, но всё же новые образы [6].
Орёл – нередкий типаж в литературном мире. Великий баснописец Иван Андреевич Крылов не раз в своих баснях обращался к образу орла. Как один из персонажей, Орёл присутствует в следующих баснях: «Орёл и Крот», «Орёл и Куры», «Орёл и Паук», «Орёл и Пчела» и других. Крылов своими баснями часто намекает на человеческие пороки, иногда пытаясь обратиться к определённому человеку. Все его басни с первого взгляда кажутся только историями, и лишь при более тщательном рассмотрении становится ясен смысл произведения [8,10].
Кукушка и Орёл (автор И.А.Крылов) |
Орёл и Пчела (автор И.А.Крылов) |
|
Место обитания |
среди птиц |
в природе |
Внешний вид |
- |
- |
Сопоставление с человеком |
-мудрец, высший чин |
-высокомерный, хвастливый |
Главный или эпизодический персонаж |
-главный |
-главный |
Какими словами называется |
-царь |
-величественный |
Действия орла |
-разрешил кукушке петь соловьем |
-расправляет широко крылья, -носится по небу, рассеивает всюду страх |
В баснях И. А. Крылова образ орла не наделен мифологическими способностями. В каждом конкретном случае в образе орла актуализировано устойчивое значение: пороки или добродетели.
Известные писатели обращаются к образу птицы, освещая его с самых различных сторон, придавая ему как исконно русские, так и европейские значения.
Л. Н. Толстой «Орёл» (быль) |
К. Д. Ушинский «Орёл и кошка» |
|
Место обитания |
-на дереве в гнезде…, далеко от моря |
-в небесной вышине… |
Внешний вид |
-мощные когти, большие крылья |
-могучие крылья, -крепкий клюв, -сильные лапы с длинными кривыми когтями |
Сопоставление с человеком |
-орел в роли заботливого родителя, который хочет накормить своих детей |
-злой и жестокий, -был наказан, поплатился смертью |
Главный или эпизодический персонаж |
-главный |
-главный |
Какими словами называется |
-орёл |
-степной орел хищник |
Действия орла |
-забота о своих птенцах, -ловил рыбу, -разорвал рыбу на куски |
-схватил котенка, -рвал кожу кошки, -выклевал ей один глаз |
В сказке - были Л. Толстого показан образ орла, для которого самое главное - накормить птенцов, даже если у него на исходе последние силы. В сказке К. Ушинского создан образ орла, который тоже хочет подкрепиться котенком. Орел получился здесь злой, беспощадный. В результате орел наказан за пренебрежение к правилам поведения, обусловленным законами природы.
В данных авторских были, сказке образ орла реалистичный.
«Беглец»(автор С. Михалков) |
Стихи Лизы (Орел поднимается в небо) (автор Максим Горький) |
|
Место обитания |
-летает в небе |
-летает в небе |
Внешний вид |
- |
- |
Сопоставление с человеком |
-с человеком, перед которым преклоняются |
-обожествляем |
Главный или эпизодический персонаж |
- эпизодический |
-эпизодический |
Какими словами называется |
-Орёл |
- орел |
Действия орла |
-влетел и величественно сел, -вызывает трепет |
-поднимается в небо, -сверкает могучим крылом |
В стихах образ орла соотнесен с желанием человека быть свободным и могучим как орел в небе. В стихотворении М. Горького мечта о счастье и свободе соотносится с образом Орла.
Заключение
Проведённое исследование показало: образ орла занимает значимое место в устном народном творчестве и художественной литературе. Первоначально образ орла имел более глубокий смысл, нежели тот, который мы вкладываем сейчас. По древним верованиям, орёл является крылатым духом, связующим землю и небо или души людей.
Гипотеза о том, что образ орла в устном народном творчестве овеян большим вымыслом, а в художественной литературе он более реалистичен, подтвердилась.
В фольклорных произведениях образу орла приписываются лучшие черты человека: он олицетворяет собой физическую силу, благородство, справедливость, мечту о безбедной жизни, о всемогуществе.
Образ орла в художественной литературе изменился вместе с человеком, его занятиями и интересами. В литературных сказках и легендах орел наделен дополнительными качествами - такими, как способность нести зло, высокомерие, пренебрежение к законам природы. Образ орла редко встречается на прямую, но незаметно для нас он создает ту атмосферу, которую хотел передать автор.
Планируется продолжить данную исследовательскую работу с рассмотрением и сравнением национальных культур киргизской и русской.
Данная работа актуальна и может быть интересна читателям, тем, кто интересуется историей своего народа, культурой и литературой в частности.
Используемая литература
1. Даль В.И. - Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1–4. СПб.; М., 1982
2. Ожигов С. И. Словарь русского языка. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. Москва «Русский язык»,1989 г., с.750.
3. Карякин И.В. Методические рекомендации по учету пернатых хищников и обработке учетных данных. Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт». 2000г., с.32.
4. Копалинский Владислав – «Словарь символов», Калининград, 2002г., 840 с.
5. Кравцов Николай, Кулагина Алла – «Славянский фольклор», М., 1987г.
6. Ликум А. Всё обо всём. Том 2 [стр. 197]. Москва, 1995 г. С425.
7. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл.ред.С.А.Токарев. М.:Сов.энциклопедия,1992.
8. Салтыков А. Экспедиция «Птицы и ЛЭП-2012» – СОПРовождение орлов. Журнал «Мир птиц», издание КЭДР Кедр, декабрь 2012 № 42, с. 29.
9. Детская хрестоматия
Используемые интернет - ресурсы:
10. Словари и энциклопедии на Академике. Электрон. дан. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/ 112453/
11. Факторы Риска. Каково будущее степного орла в современном мире? http://rrrcn.ru/ru/ - Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников.
12. http://www.dubus.by/modules/myarticles/article.php?storyid=1338
13. Наш зеленый мир. Энциклопедия. Птицы. http://scanpoetry.ru/poets
14. Википедия
Приложение
Поговорки:
Орёл мух не ловит.
Орёл орла плодит, а сова сову родит.
Орёл - всем птицам птица.
Орёл с вороною не толкуются.
Орлы бьются, а молодым перья достаются.
Куда орлы летают, туда сороки не достигают.
Видом орёл, а умом - тетерев.
Взор орлиный, и взлёт соколиный.
Орла узнаёшь по полёту, а молодца по обороту.
Молодец, что орёл.
Взлетел орлом, прилетел голубем.
Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
Загадки:
Сорвав колпак, с перчатки мечет. |
Нет того, кто не боится |
Афоризмы:
Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу (Библия).
Орлы летают по одиночке, и только овцы сбиваются в стаи (Филипп Сидни).
Когда орлы молчат, начинают трещать попугаи (Уинстон Черчилль).
Бывает, что орлы опускаются до уровня куриц, но курицы никогда не поднимутся до высот орлов (Синиша Михайлович).
Сказки:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбою украшен.
Мастеров в царском дворце видимо-невидимо было. Все они по утрам собирались к царскому выходу и ждали, кому какое дело царь на сегодня назначит.
И вот случилось раз, что столкнулись у царского порога золотых дел мастер и столяр. Столкнулись и заспорили - кто из них свое ремесло лучше знает и чья работа труднее.
Золотых дел мастер и говорит:
- Твое мастерство невелико, ты над деревом сидишь, деревянные вещи режешь. То ли дело моя работа: я все из чистого золота делаю - любо-дорого поглядеть.
А столяр и отвечает:
- Не хитро дорогую вещь сделать, коли золото само в цене. Ты вот из простого дерева сделай такую штучку, чтобы все кругом диву дались. Вот тогда я поверю, что ты мастер.
Спорили они, спорили, чуть до драки не дошло, да в это время царь входит. Услыхал он этот разговор, усмехнулся и приказал:
- Сделайте вы мне оба по диковинке: один - из золота, другой - из дерева. Погляжу на них и решу, кто из вас лучший мастер.
С царем не поспоришь, коли жизнь дорога. Пошли мастера из дворца каждый к себе, оба крепкую думу думают, как бы друг друга перегнать в мастерстве.
Дал им царь неделю сроку.
Через неделю приходят оба мастера во дворец, становятся в ряд с другими, ждут царского выхода. И у каждого по свертку в руках.
Вышел царь и говорит:
- Ну, молодцы, показывайте ваше искусство, - а сам в бороду усмехается.
Приказал он позвать в палату и царицу, и молодого сына-царевича.
- Пусть и они на вашу работу поглядят.
Сели царь с царицей на лавку, а царевич рядом встал. Вышел вперед золотых дел мастер:
- Прикажи, царь-батюшка, большой чан воды принести.
Принесли большой чан, воды налили.
Развязал мастер свой узелок, вынул оттуда золотую утку и пустил ее на воду. Поплыла утка, словно живая: головой вертит, крякает, носиком перышки обчищает.
Открыл царь рот от удивления, а царица кричит:
- Да это живая утка, а не золотая! Он, видно, живую утку золотом покрыл!
Обиделся мастер:
- Какая же она живая? Прикажите мне ее разобрать по частям и опять на винтики собрать.
Вынул он утку из чана, сначала ей крылышки отвинтил, потом голову, а после и всю на кусочки разобрал. Разложил на столе, да и давай снова свинчивать.
Свинтил, пустил на воду. И поплыла утка лучше прежнего.
Захлопали все придворные в ладоши:
- Ну и мастер! Ну и чудо сделал! Век такого не видывали!
Обернулся царь к столяру:
- Теперь ты свое искусство показывай.
Поклонился столяр:
- Прикажи, ваше царское величество, окошко в этой горнице отворить.
Отворили окошко. Развернул столяр свой сверток, вынимает из него орла деревянного. Да так этот орел хорошо сделан был, что от живого не отличить. А столяр и говорит:
- Утка-то золотая только по воде плавает, а мой орел в облака подымается.
Сел столяр на орла и повернул винтик. Поднял его орел и мигом вылетел по воздуху из царской палаты. Кинулись все к окнам, смотрят, рты разинули, а столяр над царским двором в воздухе разные круги делает. Влево повернет винтик - орел книзу летит, вправо повернет - подымается. У царя от удивления корона на затылок съехала, глядит он в окошко, оторваться не может. А все кругом словно замерли. Такого мастерства никто не видывал.
Покружил столяр по воздуху и обратно в палату влетел. Поставил орла в сторонку и к царю подходит:
- Ну как, царь-батюшка, доволен ли ты моим искусством?
- Слов не нахожу, так доволен, - царь отвечает. - Да как же ты этак умудрился? Да как же ты ему этот винтик пристроил?
Начал столяр царю объяснять, а в это время царица как ахнет, как закричит:
- Куда ты? Куда? Ах, ловите, остановите!
Обернулись все на ее голос - и видят: пока царь столяра расспрашивал, царевич молодой вскочил на орла, повернул винтик — и вылетел из окна на двор.
- Вернись скорей! Куда ты? Убьешься! - кричат ему царь с царицей.
А царевич махнул рукой, да и полетел через забор серебряный, которым дворец огорожен был. Повернул он винтик вправо — поднялся орел за облака и скрылся из глаз.
Царица без памяти лежит, а царь на столяра гневается.
- Это, - говорит, - ты нарочно такую штуку придумал, чтобы нашего сына единственного сгубить. Эй, стражники! Схватить его и бросить в темницу. А если через две недели царевич не вернется, вздернуть столяра на виселицу.
Схватили стражники столяра и кинули в темное подземелье.
А царевич на деревянном орле все дальше и дальше летит.
Любо царевичу. Просторно, вольно кругом. В ушах ветер свистит, кудри развеваются, под ногами облака проносятся, и сам царевич - словно птица крылатая. Куда хочет, туда в небе и поворачивает.
К вечеру прилетел он в неведомое царство, опустился на край города. Видит - стоит избушка маленькая.
Постучал царевич в дверь. Выглянула старушка.
- Пусти, бабушка, переночевать. Я тут чужой человек, никого не знаю, остановиться не у кого.
- Отчего не пустить, сынок. Входи, места много. Я одна живу.
Развинтил царевич орла, связал в сверток, входит к старушке в избушку.
Стала старушка его ужином кормить, а царевич расспрашивает: что за город, да кто в нем живет, да какие в городе диковинки.
Вот и говорит старушка:
- Есть у нас, сынок, одно чудо в государстве. Стоит посреди города царский дворец, а подле дворца - высокая башня. Заперта та башня тридцатью замками, и охраняют ее ворота тридцать сторожей. Никого в ту башню не пускают. А живет там царская дочь. Как родилась она, так ее с нянькой в той башне и заперли, чтобы никто не видел. Боятся царь с царицей, что полюбит царевна кого-нибудь и придется ее замуж на чужую сторону отдавать. А им с ней расставаться жалко: она у них единственная. Вот и живет девушка в башне, словно в темнице.
- А что, и верно хороша царевна? - спрашивает царевич.
- Не знаю, сынок, сама не видала, а люди сказывали - такой красоты во всем свете не сыщется.
Захотелось царевичу в запретную башню пробраться. Лег он спать, а сам все раздумывает, как бы ему царевну увидеть.
На другой день, как стемнело, сел он на своего деревянного орла, взвился в облака и полетел к башне с той стороны, где окошко в тереме было.
Подлетел и стучит в стекло.
Удивилась царевна. Видит - молодец красоты неописанной.
- Кто ты, добрый молодец? - спрашивает.
- Отвори окно. Сейчас все тебе расскажу.
Открыла девушка окно, влетел деревянный орел в комнату. Слез с него царевич, поздоровался, рассказал девушке, кто он таков и как попал сюда.
Сидят они, друг на друга глядят - наглядеться не могут.
Спрашивает царевич, согласна ли она его женой стать.
- Я-то согласна, - говорит царевна, - да боюсь, батюшка с матушкой не отпустят.
А злая нянька, которая царевну сторожила, все выследила. Побежала она во дворец и донесла, что так, мол, и так, к царевне кто-то прилетал, а теперь этот молодец в доме старушки скрывается.
Прибежала тут стража, схватила царевича и потащила во дворец. А там царь на троне сидит, гневается, дубинкой о пол стучит.
- Как ты, такой-сякой, разбойник, осмелился мой царский запрет нарушить? Завтра казнить тебя прикажу!
Повели царевича в темницу, бросили одного и крепкими замками заперли.
Наутро весь народ на площадь согнали. Объявлено было, что казнить станут дерзкого молодца, который в башню к царевне проник.
Вот уж и палач пришел, и виселицу поставили, и сам царь с царицей на казнь глядеть приехали.
Вывели царевича на площадь. А он обернулся к царю и говорит:
- Ваше величество, разрешите мне последнюю просьбу высказать.
Нахмурился царь, а отказать нельзя.
- Ну, говори.
- Прикажите гонцу сбегать в дом, к старушке, где я жил, сверток мой принести.
Не мог отказать царь, послал гонца. Принесли сверток.
А царевича в это время уже к виселице подвели, на лесенку поставили. Подал ему гонец сверток.
Развернул его царевич, вскочил на деревянного орла - да и был таков. Взвился он над виселицей, над царем, над всей толпой.
Ахнул царь:
- Лови его! Держи! Улетит!
А царевич направил орла к башне, полетел к знакомому окошку, царевну подхватил и перед собой на орла посадил.
- Ну, - говорит, - теперь нам с тобой никакая погоня не страшна.
И помчал их орел в государство царевича. А там бедный столяр в подземелье сидит, глаз с неба не сводит - не летит ли царевич обратно? Завтра две недели кончаются, висеть столяру на веревке, коли царский сын не воротится.
И вдруг видит - летит по небу орел деревянный, а на нем царевич, да не один, а с девушкой-красавицей.
Опустился орел посреди царского двора. Снял царевич с него невесту, к отцу с матерью повел. Рассказал им, где он пропадал две недели. Те от радости тревогу свою ему простили, а столяра из подземелья выпустили.
Великий пир царь устроил. Три месяца свадьбу праздновали.
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.
Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.
Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и полетел к морю.
Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.
К. Д. Ушинский «Орёл и Кошка»
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг откуда ни возьмись - огромный степной орёл: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.
Орел и Сова (киргизская сказка).
Жила-была сова. Однажды она сильно заболела и не могла вылетать из гнезда за пищей. Тогда обратилась сова к орлу:
- Орел-батыр, сделай доброе дело - помоги мне.
Согласился орел. Он стал кормить больную сову и лечить её. Поправилась сова.
Как-то они вместе вылетели на охоту, но ничего не смогли поймать. И тут сова задумала недоброе. Говорит она орлу:
- Я хочу есть и потому съем тебя.
- Как же так? - удивился орел. - Ведь я тебя выходил, когда ты была больная, я спас тебя от смерти, а ты хочешь ответить злом на добро!
- Только глупец на добро отвечает добром, - сказала сова.
- Разве ты не знаешь, что заботиться нужно только о самом себе!
И сова собралась было кинуться на орла. Разгневался орел, свернулся комочком и взмыл в небо. Потом, распластав крылья, ринулся вниз и вцепился когтями в неблагодарную сову. Упала сова на землю и тут же испустила дух.
Орел пожаловал Кукушку в Соловьи.
Кукушка, в новом чине,
Усевшись важно на осине,
Таланты в музыке свои
Выказывать пустилась;
Глядит - все прочь летят,
Одни смеются ей, а те ее бранят.
Моя Кукушка огорчилась
И с жалобой на птиц к Орлу спешит она.
«Помилуй!» говорит: «по твоему веленью
Я Соловьем в лесу здесь названа;
А моему смеяться смеют пенью!» -
«Мой друг!» Орел в ответ: «я царь, но я не бог.
Нельзя мне от беды твоей тебя избавить.
Кукушку Соловьем честить я мог заставить;
Но сделать Соловьем Кукушку я не мог».
И.А. Крылов
Орел и Пчела
Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой:
Ему и то уж силы придает,
Что подвигов его свидетель целый свет.
Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,
За все труды, за весь потерянный покой
Ни славою, ни почестьми не льстится,
И мыслью оживлен одной:
Что к пользе общей он трудится.
Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,
Сказал Орел однажды ей с презреньем:
«Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
Вас в улье тысячи все лето лепят сот:
Да кто же после разберет
И отличит твои работы?
Я, право, не пойму охоты:
Трудиться целый век и что ж иметь в виду?.
Безвестной умереть со всеми наряду!
Какая разница меж нами!
Когда, расширяся шумящими крылами,
Ношуся я под облаками,
То всюду рассеваю страх:
Не смеют от земли пернатые подняться,
Не дремлют пастухи при тучных их стадах;
Ни лани быстрые не смеют на полях,
Меня завидя, показаться».
Пчела ответствует: «Тебе хвала и честь!
Да продлит над тобой Зевес свои щедроты!
А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть».
Стихи
Сергей Михалков.
Беглец
Я за столом сидел и ел
Когда в окно Орёл влетел
И сел напротив, у стола
Раскинув два больших крыла.
Сижу. Дивлюсь. Не шевелюсь
И слово вымолвить боюсь:
Ведь, прилетел ко мне за стол
Не чижик-пыжик, а Орёл!
В небе над полем он часто кружится.
Видит добычу и тут же садится.
Мышку в траве моментально найдет,
В лапки подхватит и в лес унесет.
Он и цыплят у хохлаток ворует.
В темном лесу этот хищник ночует.
Зрение острое, слух не подвел,
Звать эту птицу, конечно орел.
Родивилина Н.
Максим Горький
Стихи Лизы (Орел поднимается в небо)
Орел поднимается в небо,
Сверкая могучим крылом…
И мне бы хотелось, и мне бы
Туда, в небеса, за орлом!
Хочу! Но бесплодны усилья!
Я - дочь этой грустной земли,
И долго души моей крылья
Влачились в грязи и пыли…
Люблю ваши дерзкие споры
И яркие ваши мечты,
Но - знаю я темные норы,
Живут в них слепые кроты;
Красивые мысли им чужды,
И солнцу душа их не рада,
Гнетут их тяжелые нужды,
Любви и вниманья им надо!
Они между мною и вами
Стоят молчаливой стеною…
Скажите - какими словами
Могу я увлечь их за мною?