ВВЕДЕНИЕ
Люди, прославившиеся как "великие умы" в сфере
политики, науки и искусства, литературы, военного дела
и образования, все "поверяли бумаге" нужную
информацию, поскольку это помогало им мыслить"
Тони Бьюзен
Жизнь в ХХI веке - сплошная суета. С современным человеком происходит столько событий и его переполняет столько эмоций, что он не может с ними справиться. Держать всё в голове нереально.
Дети и взрослые заняты почти одинаково: только одни учатся в школе, посещают развивающие кружки, различные спортивные секции, занимаются интересующими их курсами, имеют хобби. Другие ежедневно посещают работу, имеют важную обязанность – забота о семье. Я не раз слышала от своих одноклассников и сверстников слова: «Ничего не успеваю…». «Забыла выполнить….», «Некогда даже почитать….». От этого они чувствуют себя несчастными. Решить эту проблему поможет ведение дневника: он выступает как способ стать счастливее. Каждому человеку важно определить для себя те нравственные законы, по которым ты будешь стремиться жить. В детском возрасте это трудно сделать, но попытаться надо.
Разобраться в сложных жизненных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас. Дневник является одним из ключевых средств духовного самоопределения личности, выработки собственной жизненной позиции. Это упорядочение собственного опыта, формирование личности. Он может быть средством самоанализа: человек записывает свои мысли на бумагу, потом, читая их, он видит себя со стороны, выявляет хорошие и плохие качества, анализирует поведение и поступки. Наблюдая за собой, понимает, что ему нужно исправить в себе, чтобы достичь предполагаемого идеала, а самое главное - стать счастливее. Именно эти факторы определяют актуальность исследовательской работы.
Объект исследования: разные виды личных дневников, которые может вести школьник.
Предмет исследования: личный дневник.
Я предположила, что дневник - один из способов стать счастливее.
Цель – разработать технологию ведения дневника.
Задачи:
Дать общее понятие о дневнике.
Рассмотреть дневники великих деятелей.
Определить виды дневников.
Выяснить пользу от ведения личного дневника.
Узнать виды личных дневников.
Рассмотреть способы оформления личного дневника.
Обозначить 10 причин, чтобы завести личный дневник.
Методы исследования:
изучение и анализ литературы;
обобщение;
сравнение;
наблюдение;
опрос;
эксперимент.
Сроки проведения исследования: январь 2018 г. – январь 2019 г.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Общее понятие о дневнике
Из словаря Д.Н. Ушакова я узнала, что дневник это: 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести дневник. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований.| Название разного рода периодических изданий (книжн. лит.). Дневник общества врачей. Дневник писателя. 3. Книга, в которую записываются служебные операции, производимые в течение дня; журнал (канц.). 4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах (дореволюц.).
В большом Энциклопедическом словаре слово «дневник» означает записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа (''Записки сумасшедшего'' Н. В. Гоголя) или автора (''Ни дня без строчки'' Ю. К. Олеши) [1].
Дневники великих деятелей
Изучив литературу я узнала, что Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой вел свой дневник шестьдесят три года. Он начал писать дневник в 1847 году 18-летним юношей-студентом и закончил в 1910 году 82-летним всемирно известным писателем.
Он просто был недоволен сам собою и той жизнью, которую вел. Л. Н. Толстой считал, что главная цель человека в жизни не слава, не богатство и успех, а работа над самим собой, стремление к самоусовершенствованию. Чтобы стать лучше, чем ты есть, надо, думал Толстой, узнать свои недостатки и их побороть. Вот он и решил записывать в дневнике все свои слабости и дурные поступки, чтобы не забывать о них, а постараться от них поскорее избавиться.
"7 марта 1851 года. Нахожу для дневника полезную цель, – пишет Толстой, – отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться. Нынче долго не вставал, ужимался как-то, себя обманывал, читал романы, когда было другое дело.
8 марта... смотрелся часто в зеркало. Это глупое физическое себялюбие, из которого ничего кроме дурного и смешного выйти не может... Много слишком ел за обедом (обжорство), наелся сладкого. Лгал. Скверно, скверно, скверно день провел.
20 марта. Проклятая лень! Какой бы я был славный малый, если бы она мне не мешала. Занятие на 21-е: с 8 до 10 – читать и писать, с 10 до 11 – гимнастика, с 4 до 6 – обед, с 6 до 12 –заниматься" [5].
Через год в записках Толстого совсем пропадают слова: лень, обжорство, ложь. Теперь он пишет:
"12 апреля 1852 года. Встал в девятом часу. Пришел Николенька. Я переводил, потом писал (повесть: "Детство"), обедал, еще писал, читал и ложусь спать в 11 часов" [5].
Дневник помог молодому Толстому не только сделаться великим тружеником, но и стать писателем. Делая, день изо дня, свои записи, он привык наблюдать за самим собою, разбираться в своих плохих и хороших побуждениях и поступках. Перечитывая дневник, Толстой видел, как постепенно изменяется его характер, следил за развитием своих стремлений, за исполнением своих собственных хороших намерений. Дневник Толстого помог ему воспитать в самом себе силу воли, научил его не только следить за внутренними переживаниями человека, но и описывать их. А ведь в этом и состоит главная задача писателя.
Почти всю жизнь вёл дневник Иван Алексеевич Бунин. Замкнутый, всю жизнь одинокий, редко и трудно допускавший кого-либо в свой внутренний мир, Бунин в дневниках с предельной искренностью и исповедальной силой раскрывает свое "я" как человек и художник, доверяет дневникам самые заветные мысли и переживания.
Дневники Ивана Алексеевича были опорой для него. Они помогали жить: когда И. А. Бунин не мог больше выносить всей несправедливости жизни и понимал, что ничего не может с этим сделать, он рассуждал в них обо всём, что его волновало. Дневник на протяжении многих веков был верным другом писателя, и, как и все литературное наследие, отражает всю сложность духовного мира, трагизм его переживаний. А дневники Толстого о самовоспитании современная молодежь может смело использовать как «учебное пособие» по разным вопросам самосовершенствования личности.
Ученый также не может обойтись без дневника. Как же он иначе запомнит условия местности, в которой нашел он тот или иной образец флоры, фауны или минерала. Ученому важно помнить всю жизнь, где, когда, при каких обстоятельствах делал он свои наблюдения и опыты. Ему все нужно записывать.
"5 июля 1832 года. Утром мы отправились в путь и вышли из великолепной гавани Рио-де-Жанейро. А ночью мы были свидетелями великолепного естественного фейерверка: верхушки мачт и концы рей светились огнями св. Эльма, а очертания флюгера сияли как будто натертые фосфором. Море тоже светилось так ярко, что следы пингвинов обозначались огненными полосами, а в темном небе по временам мелькала ослепительная молния" [2].
Это кусочек из дневника Чарльза Дарвина во время его кругосветного путешествия на корабле "Бигль". В такую ночь делал он свои наблюдения над дельфинами и тюленями, над светящимся морем. Дарвин писал свой дневник не для себя, он заносил в него все новые, интересные сведения о флоре и фауне тропических стран для ученых и любителей естествознания. Но наряду с чисто научными данными мы найдем у него в дневнике и чудесное описание природы материков и островов и увлекательные рассказы о жизни туземцев, об их привычках и нравах. Записки Дарвина – научный дневник, а читаются они как самый интересный рассказ.
Виды дневников
В современном мире большинство взрослых людей ведут дневники.
Деловые люди ведут ежедневники. Это необходимо, чтобы четко спланировать свой день и записывает важные дела на день, неделю, месяц. Имея ежедневник, не нужно запоминать большое количество информации, не нужно пытаться все удержать в голове. Ежедневник всегда сможет напомнить о предстоящих важных событиях, поможет правильно организовать свое время, расписать свой день, держать перед глазами цели и задачи, которые намечены.
Такой ежедневник есть у каждого школьника. В нем учащийся не только записывает расписание уроков, домашнее задание, оценки, но и может еженедельно ставить перед собой цель и записывать ее, ставить ежедневно самооценку своей работе, анализировать успехи в конце недели. Дневник школьника учит учиться управлять своим временем. Если, еще учась в школе, научиться правильно пользоваться своим дневником, то в будущем это непременно поможет добиться успехов.
Дневник наблюдений и исследований. При ведении такого дневника развивается наблюдательность и внимание. Например, В. Бианки писал свои рассказы о природе, ссылаясь на записи в дневнике. Ученые, проводя исследования или опыты, непременно фиксирую результаты своих действий, чтобы его можно было повторить или проделать вновь, не совершив ошибок.
Личный дневник. Помогает узнать человеку самого себя. Писать то, что происходит каждый день, особенно, когда не с кем поделиться. Мой личный дневник называется Моя счастливая жизнь. Там я записываю, что со мной произошло за день. Но самое главное в конце я обязательно указываю пять причин, которые сделали меня счастливой в этот день. Даже если день не удался, я в самых плохих вещах найду что-нибудь хорошее и запишу. После написания пяти достижений и прочтения моего дневника, я уверена, что день прошел не зря, и я самая счастливая!
Свой личный дневник я разделяю на две части: открытая и закрытая. Закрытая часть недоступна другим читателям, я пишу только для себя. Открытая часть моего дневника - это мои рассказы. В них мои мысли, чувства, переживания…
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изученной литературы я выявила, что дневники могут сыграть большую роль в жизни человека и подняла этот вопрос в своем классе. Возможно, одноклассники обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В марте 2018 года я спросила у ребят в 5 классах, ведут ли они дневники? 100% опрошенных ответили, что ведут дневник школьника, потому что это обязательно; благодаря моему проекту "Шкатулка моих мыслей - читательский дневник" 64% опрошенных делают периодические записи в дневнике читателя; личный дневник не ведет никто. Причины, по которым не ведут дневник: не интересно – 24%; нет пользы от записей – 48%; не знают, для чего их нужно вести – 20%; никогда не слышали о таких дневниках – 8% (приложение №1).
После проведенного опроса я убедилась, что нужно непременно рассказать одноклассникам о видах дневников, которые можно вести и их пользе для школьника. Приобщить к ведению дневника. Моя работа важна не только для меня, но и для одноклассников.
Личный дневник
Чтобы ответить на вопрос «Нужно ли вести личный дневник?» я провела эксперимент.
Эксперимент №1.
Время проведения: 14 апреля 2018г. – 26 апреля 2018г.
Место проведения: МАОУ НГО «СОШ №4», каб. № 31
Описание эксперимента. Моим одноклассницам Лене и Даше сообщили, что они больше не будут заниматься танцами. Девочки заплакали. Тут я попросила Лену написать о своих переживаниях на бумаге. Уже через неделю я заметила, что Лена записалась в студию рисования и получала от этого удовольствие, Даша же продолжала печалиться и постоянно заглядывала в класс хореографии.
Результат. Лена выплеснула свои эмоции на бумаге, нашла в сложившейся ситуации положительные моменты и даже стала немного... счастливее, Даша же продолжала вспоминать о неприятном случае, и это мешало ей заняться чем-то новым.
Лена рассказала ребятам, что когда написала о своей проблеме и попробовала ее проанализировать, то ей стало легче на душе. Она стала искать другие занятия, которыми можно заняться в свободное время. Когда пришла в студию рисования, то поняла, что рисовать не менее интересно, чем танцевать. Настроение Лены было радостным, и она не вспоминала о танцах.
Даша же сказала, что ей было сложно заниматься другими делами, что она постоянно думала о танцах, поэтому постоянно была грустной и чувствовала себя несчастной.
Узнав об этом эксперименте, мои одноклассники сказали, что это случайность. Но я не отступала и продолжала экспериментировать.
Эксперимент №2
Время проведения: 28 апреля 2018г. – 11 мая 2018г.
Место проведения: МАОУ НГО «СОШ №4», каб. № 31.
Описание эксперимента. Я рассказала Даше и Саше заведомо ложную информацию о том, что мне на день рождения подарили электронный микроскоп (я знала, что мальчишки нашего класса просто мечтают увидеть этот прибор в действии). При этом попросила Сашу записать о нашем разговоре. Я стала наблюдать за девочками. Саша "рассказав" бумаге полученную информацию, стала заниматься своими делами. Даша же постоянно крутилась возле мальчишек. И уже на следующий день Костя попросился ко мне в гости, а за ним и все мальчишки класса.
Результат: Даша не смогла сдержать доверенный ей секрет, постоянно думала о нем, пока не рассказала Косте. Саша тоже рассказала о микроскопе, но так, что никто об этом не узнал. Все вместе мы сделали вывод, что Саша поступила мудрее Даши.
Эксперимент №3
Время проведения: 14 сентября 2018г.
Место проведения: МАОУ НГО «СОШ №4», каб. № 31.
Описание эксперимента. Ване за контрольную работу поставили двойку, и он на весь класс стал говорить, что учиться у него не получается, друзей нет, он такой никому не нужен. Тогда я спросила, что он сделал хорошего за сегодняшний день. Ваня только пожал плечами. Тут я вспомнила, что он был дежурным и один накрыл столы для всего класса. Мальчики рассказали, как Ваня помог донести книги до библиотеки и дал Никите свою запасную ручку. Я посоветовала Ване записать все его достижения за день. Он тут же забыл о полученной двойке и застрочил прямо в тетради.
Результат: к концу урока в тетради у Вани было написано целых шесть хороших моментов, он был уверенный в себе и... счастливый. А ведь день только начался. Конечно, урок математики, был сорван, но, может, для кого-то он стал самым важным уроком в жизни.
После этого случая ребята из класса заинтересовались темой моего исследование, и некоторые из них стали делать записи.
Ведение личного дневника помогает в жизни и учебе, а именно учит формулировать мысли, развивает воображение и фантазию, учит замечать мелочи, ведь из них и состоит жизнь.
Эксперимент №4
Время проведения: 18 октября 2018г. – 26 октября 2018г.
Место проведения: лесная поляна, МАОУ НГО «СОШ №4», каб. № 31.
Описание эксперимента. Осенним солнечным днем наш класс отправился в лес на прогулку. Некоторых ребят я попросила записывать то, что они увидят вокруг и свои эмоции. На следующий день мы писали сочинение "Прогулка по осеннему лесу".
Результат: Ребята, которые ходили в лес без записных книжек, говорили, что было хорошо и больше ничего не могут вспомнить, не было никаких идей. Ребята, которые делали записи, написали интересные и эмоциональные сочинения. Они получили хорошие оценки и были... счастливы. Анализируя результат проведенного эксперимента, я сделала вывод: неправда, что у ребят, которые не записывали в лесу, не было мыслей и идей. Просто эти мысли ускользнули от них, а идей не успели "окрепнуть", так как сменились другими эмоциями, когда ребята вышли из леса. Поэтому я посоветовала одноклассникам всегда носить с собой "инструменты гениев" - карандаш и бумагу.
Вид личного дневника
Необходимо выбрать, как хранить личный дневник, на бумаге или в электронном виде. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Например, бумага всегда доступна, никогда не нуждается в электроэнергии, на ней можно рисовать, делать коллажи писать текст в разные стороны. Тем не менее, с появлением компьютеров и иных электронных гаджетов, появилась возможность создавать виртуальные дневники, ведь набирать текст быстрее и проще в электронном виде. Электронный документ может быть по-разному назван. Оба типа дневника подойдут, если иметь возможность хорошо их спрятать, но это, наверное, легче сделать с электронным файлом, чем с бумажной книгой.
Существует следующие виды электронных читательских дневников:
- онлайн (при помощи различных веб-сервисов).
Для ведения простого личного дневника форма онлайн-сервиса является наиболее подходящей. На то есть несколько причин:
хорошая защищённость дневника от посторонних;
практически повсеместный доступ (зависит от наличия Интернета);
возможность доступа к дневнику с любого устройства, позволяющего выходить в Интернет.
Вот несколько сервисов, которые предоставляют вести личный дневник онлайн...
Непубликуемый личный дневник. Подойдет, если важна конфиденциальность, а общение с другими людьми не интересует.
- оффлайн (с использованием специализированных программ). Программа для ведения дневника выглядит как гибрид текстового редактора и календаря.
Я для себя решила вести личный дневник в бумажном виде по следующим причинам:
- можно оформить, как захочется: разрисовать, сделать аппликации, наклеить наклейки;
- систематическое записывание текстов сделает подчерк более красивым и письменную речь более грамотной;
- благодаря периодическим записям, можно развить как зрительную, так и слуховую память.
Оформление личного дневника
Единых требований ведения личного дневника не существует. Каждый сам устанавливает для себя эти требования.
Сейчас в магазинах существует просто безграничный выбор разных тетрадей, блокнотиков и прочей канцелярии. Можно даже выбрать дневнички на печатной основе, красиво разлинованные и имеющие симпатичные замочки. Ключик будет только у владельца, поэтому никто никакие секреты не подглядит. На чем именно остановить свой выбор – дело вкуса каждого человека. Кому-то удобнее брать большую тетрадь формата А4, а кто-то предпочтет прятать свои тайны в миниатюрный блокнотик, легко умещающийся в ладонь. В любом случае, личный дневник можно оформить по собственным предпочтениям. В нем можно писать разноцветными ручками, подчеркивать главные мысли и выделять важные события, там даже можно изображать всякие картинки и наклеивать веселые наклейки. В общем, делать все, что душе хочется!
Я выбрала для дневника разлинованный блокнот. Ежедневно я делаю записи в этом дневнике. Он называется «Моя счастливая жизнь».
Перед сном я записываю, что со мной произошло.
В первой части, которая называется "Важное", я записываю то, что было самым значимым за прошедший день, для меня важно указать сложности, проблемы и неудачи. Я пытаюсь проанализировать эти события, превратить "минус" в "плюс".
Я думаю так: если написать о проблеме, то она решиться, если написать о переживании - станет легче, а если о мечте - она обязательно сбудется. Поэтому самая важная часть моего дневника "счастливые моменты". Здесь описаны события, которые сделали меня счастливой в этот день. Таких событий всегда больше. Ведь даже если день не удался, я в мелочах найду что-нибудь хорошее и запишу. Когда мне грустно я перечитываю свой дневник, иногда даже удивляюсь, сколько хороших и добрых поступков совершила. Это поднимает мою самооценку, добавляет уверенности в своих силах и делает меня счастливее.
Есть в моем дневнике раздел "Идеи". Бывает, что ко мне приходят неожиданные мысли - стихи, образы, картинки. Я записываю и зарисовываю.
У ребят возникли некоторые вопросы по ведению личного дневника.
Когда писать? Конкретного ответа нет, да и быть не может. Я посоветовала писать, когда душа того требует. Многие предпочитают отдаваться внутренним переживаниям перед сном, когда уже никто не тревожит и можно спокойно обдумать события и прислушаться к самому себе.
Как правильно вести? Опять же, как будет угодно. Но все же, существуют некоторые и общепринятые правила ведения и оформления личного дневника, даже если он личный. Прежде всего, нельзя надолго забрасывать дневник. В идеале он должен писаться каждый день. Считаю, личный дневник – это глубокая душевная работа. Поэтому и никаких строгих рамок тут быть не может. Главное, не оставлять на долгое время без внимания.
Что писать? Я бы ответила: да практически все! Разные секреты, переживания, истории запросто могут стать наполнением личного дневничка. Чем больше деталей, казалось бы, незначительных и пустых, тем более насыщенными и живыми станут записи. Все, что в настоящее время может показаться глупостью, потом станет бесценным воспоминанием. И чем больше таких мелочей и глупостей окажется в дневнике, тем более дорогим он будет.
Куда спрятать? Так как речь идет о главном хранилище личных секретов, сделать дневник – это еще не все. Его важно хорошенько спрятать. Можно засунуть поглубже в шкаф, можно убрать под подушку, а постель тщательно заправить. Кто-то предпочитает всегда носить свой дневничок с собой. И это понятно: его никто и не найдет, а если вдруг вдохновение придет вне дома – можно сесть и написать
Я предложила ребятам идеи для оформления. Можно как-то оригинально украсить своими руками, наклеив интересные стикеры или разрисовав разными орнаментами поля. Также можно поместить в дневник картинки. Обложка - это лицо дневничка. Нужно подписать ее обязательно. По желанию, можно нарисовать что-нибудь или наклеить. Так как эта тетрадка используется часто, ее целесообразно обернуть, чтобы дольше прослужила.
На основании вышеизложенного подведу итог. Для ведения личного дневника необходимо: огромное желание вести записи о самом себе. Садиться писать только тогда, когда очень хочется. Рисовать в своем дневнике, чертить схемы, стараться максимально упорядочить информацию. Фиксировать как можно больше деталей, мелочей, тогда дневник станет более живым и интересным. Ведите дневники, познавайте через них собственную душу – и вам откроется нечто прекрасное и бесконечно глубокое. А точнее – вы сами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение целого года я проводила исследовательскую работу. В ноябре 2018 года вновь провела опрос одноклассников и получила следующие результаты. 100% опрошенных продолжают вести дневник школьника, 64% - опрошенных периодически делают записи в дневнике читателя, 14% - попробовали вести дневник наблюдений, 78% завели личный дневник.
Проанализировав проведенное мною исследование, я пришла к выводу, что ведение дневников это очень важно, они могут сыграть большую роль в судьбе человека. Если регулярно делать записи в дневнике, это поможет сформировать собственное "я", ставить перед собой и решать, казалось бы, невыполнимые задачи, объективно оценивать и окружающий мир и самого себя. И не только оценивать, но и стараться изменить к лучшему. В этом и есть мудрость жизни! Ведь как писал Лев Николаевич Толстой «самая главная цель человека в жизни не слава, не богатство и успех, а работа над самим собой, стремление к самоусовершенствованию». Я согласна с этими словами. И уверена, что те учащиеся, у которые будут делать записи в личном дневнике, обязательно вырастут хорошими, добрыми и счастливыми людьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большой энциклопедический словарь, Астрель, 2011г.
Дарвин Чарльз «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль», Москва, «Мысль», 1976г.
Мастерская Электронный личный дневник: Новые формы и методы работы //wiki-sibiriada.ru/index.php.
Толстой Л.Н. Детство.Отрочество.Юность., Москва. АСТ., 2005г.
Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Том 21 Избранные дневники 1947-1894гг., Москва, Художественная литература, 1984г.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка, Москва, «Альта-Принт», 2005г.