Проблема нравственного выбора в произведениях Георгия Миронова «Легенда- быль о Русском Капитане» и Василя Быкова «Сотников»

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема нравственного выбора в произведениях Георгия Миронова «Легенда- быль о Русском Капитане» и Василя Быкова «Сотников»

Калабин С.А. 1
1МАОУ СОШ №37
Касымова Ж.М. 1
1МАОУ СОШ №37 им. Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На словах все люди одинаковы,

и только поступки выявляют различия.

Жан Мольер

Великая Отечественная война - одно из тяжелейших исторических испытаний, выпавших на долю человека. Война является испытанием для человека. Оказавшись на войне, человек предстаёт перед нравственным выбором. Он должен сделать этот выбор: предать Родину и сохранить жизнь, живя оставшуюся жизнь с тяжким грузом предательства, или с честью сложить голову, но остаться верным своей стране.

О проблеме нравственного выбора повествуют нам многие художественные произведения. Но исследование о нравственном выборе было проведено на двух произведениях: Василя Быкова «Сотников» и Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане». В своих произведениях писатели почти не касаются грандиозных сражений Великой Отечественной войны, в которых решалась судьба страны. Их в первую очередь интересует человек, его поведение перед лицом опасности и готовность на жертву во имя Родины. Они поднимают проблемы верности долгу и предательства, трусости и подлинного героизма.

Произведения Василя Быкова глубоко изучены и проанализированы, но к творчеству Георгия Миронова литературоведы не обращались. Тем не менее, книга «Легенда-быль о Русском Капитане» является бесценной послевоенной прозой русской художественной литературы 20 века. Осмысление темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период военных действий. Кроме того, исследование данных произведений может быть использовано на уроках литературы при изучении военной прозы 20 века, а также при подготовке к государственным экзаменам по русскому языку и литературе как в 9-х, так и в 11-х классах. Именно в этом заключена актуальность исследования.

Объект исследования: повесть Василя Быкова «Сотников» и «Легенда- быль о Русском Капитане» Георгия Миронова.

Предмет исследования: характеры и поступки персонажей художественных произведений в структуре нравственного выбора.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что нравственный выбор героев в произведениях Василя Быкова «Сотников» и Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане» проявляется в стремлении жить «по совести».

Цель работы - сопоставительный анализ характеров и поступков героев через средства создания художественного образа на материале произведений Василя Быкова «Сотников» и Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить творческое наследие Василя Быкова и Георгия Миронова.

2. Выполнить сопоставительный анализ характеров и поступков героев в ситуации выбора (речевая характеристика героев, характер героев, портрет внешний и психологический, пейзаж, символ, изобразительно-выразительные средства языка).

Первая часть работы посвящена исследованию творческого наследия Георгия Миронова и Василя Быкова, во 2 части произведен сопоставительный анализ характеров и поступков героев в ситуации выбора (речевая характеристика героев, характер героев, портрет внешний и психологический, пейзаж, символ, изобразительно-выразительные средства языка

Основной метод исследования – изучение и сопоставительный анализ художественных произведений. Предварительно в повестях были выделены и затем проанализированы характеры и поступки героев в ситуации нравственного выбора через средства создания художественного образа. Это позволило сосредоточить внимание только на персонажей в произведениях.

Научная новизна исследования заключается в том, что исследование нравственного выбора героев проведено на материале произведений, которые никогда раньше не сопоставлялись. Более того, «Легенда – быль о Русском Капитане» Георгия Миронова, изданная ограниченным тиражом, никогда не исследовалась, а произведение содержит богатый художественный и автобиографический материал по данной теме.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведено исследование понятия нравственного выбора в художественных произведениях Георгия Миронова и Василя Быкова.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов при изучении нравственного выбора в художественных произведениях, для лингвистического и смыслового анализа текста на уроках русского языка и литературы. Исследование построено с опорой на такие предметные дисциплины, как литература, лингвистика, история. Что позволяет говорить о межпредметности исследования.

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924) — белорусский писатель, участник ВОВ. Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни. [12 стр. 16-18]. Его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности. Быковские повести, носящие нравственно-философский характер, знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.[4, стр. 156]. За повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1972), Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) — посвящено партизанской войне в Белоруссии.

Миронов Георгий Михайлович, участник ВОВ – 05. 07. 1924 года рождения в г. Ростов – на–Дону. Печатается с 1950 года. Автор книг «Поэт нетерпеливого созидания Н. Г. Гарин – Михайловского (1956 г), «Командир дивизии прорыва» (1970 г.), «Будь жив, лейтенант!» (1972 г.), «Член военного совета» (1976 г), «Мы поднимались в атаку» (1980 г), «Как служил солдат», (1982 г), «Маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко» (сборник «Полководцы и военачальники Великой Отечественной», выпуск 1, 1970 – 1971), «Тимофей Строкач» и «Сергей Гусаров» (сборник «Пограничники» 1973, 1974, 1977 г.)«Легенда – быль о Русском Капитане» (1965 г). В основу этой повести положен истинный случай, происшедший во время Великой Отечественной войны на фашистском артиллерийском полигоне Ордруф. Николай Ермаков – прототип реального командира танка, в своем последнем бою честно исполнил долг советского гражданина и воина.

Событие это — при всей его легендарности — совершенно достоверно. Но два десятка лет, отделившие нас от войны, от неравного, трагического боя на Ордруфском полигоне, убрали одни, прибавили другие штрихи к портрету героя, а сам подвиг окутали дымкой легенды, наподобие тех, которыми так богата вся тысячелетняя история нашего народа. Капитан был юношей моего поколения, и я написал его таким, какими когда-то видел многих наших сверстников, навсегда оставшихся молодыми… (от автора 1965 год). [8]

В повести Василя Быкова и в легенде-были Георгия Миронова проблема нравственного выбора является основной. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики характеров и поступков главных героев произведений – Николая Ермакова и Рыбака. Характер как литературоведческая категория занимает значимое место в системе литературоведческих понятий. Характер -научный термин, обозначающий проявление в его личных свойствах, во всей его индивидуальности в определенных ситуациях. Для глубокого художественного анализа характерно сведение контрастных персонажей, с помощью которых проведен проблемный сопоставительный анализ их характеров и поступков в ситуации категорического нравственного выбора. Каждый из героев сделал для себя нравственный выбор. Если на примере Николая Ермакова писатель Георгий Миронов высоко оценил подвиг человека, который не был единичным в те страшные годы, то на примере Рыбака Василь Быков предложил осмыслить анатомию предательства. Безудержная и амбивалентная в своей основе любовь к жизни, которая при отсутствии подлинных нравственных основ у Рыбака и приводит его к пропасти. Основной прием автора в изображении Рыбака –показ бездуховности его натуры, его трусливости и внутренней несвободы как основных черт характера.

В противопоставлении двух образов акцентирована намеренность, оправданная идеей нравственного выбора. Русский Капитан- Николай Ермаков был из числа тех, которые жаждали служить Родине. Его можно поставить в ряд тех героев-максималистов, стоиков, который в советской классике начинается с Павки Корчагина, а в мировой — с Овода. Мысли и чувства этого человека — история и содержание его поступков; как раз на всем этом и основана логика интенсивности повествования «Легенды- были о Русском Капитане».  Георгий Миронов объясняет характер и поведение Русского Капитана, стремясь к исследованию мира души этого человека, причем нередко — в ярких и сильных образах. Автор решает в своем повествовании чрезвычайно важную проблему, особенно важную в стране, где социальное продвижение человека определяется не богатством и наследственными привилегиями, а лишь его собственными достоинствами, ― проблему истинно положительного героя. Николай Ермаков - истинно положительный герой. Он соответствует чеховскому убеждению: «В нем всё было прекрасно: и лицо, и душа, и одежда». На всем протяжении повествования о нем герой проявляет самостоятельность духа, ответственное отношение к происходящему. Все, что рассказано Георгием Мироновым о своем герое, — все настроено на взволнованно звучащую волну любви к этому человеку, которого трагедия приближала к более глубокому пониманию жизни (Прил.1. 1). Ни в чем не спрямляя характер Русского Капитана, писатель нашел удивительно верные для его образа краски в картине воспоминаний о родителях, жене и сынишке (Прил.1. 2).Николай Ермаков является безупречным героем произведения. О Николае Ермакове мы узнаем, что он до войны учился в институте на инженера-строителя, рано женился на Ирине и стал отцом. Рыбак же окончил только пять классов школы и с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легко переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как ведет себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою Рыбаку сделать выбор. Но Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Духовная глухота не позволяет Рыбаку понять глубину падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, все больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой.

Николай Ермаков- капитан, командир танкового экипажа выбрал другую сторону, он остался верен стране, народу, и главное - самому себе. Его колоссальную силу духа, высокие нравственные принципы оценили и фашисты, когда Николай Ермаков оказался в фашистском лагере. Сам генерал германской армии обращался к нему по воинскому званию и с уважением, он видел в русском капитане «рыцарски честного и мужественного«противника»(Прил.1. 3)..Ермаков делал все возможное и порой даже невозможное, чтобы выбраться из плена. Немецкий генерал ради спортивного интереса предлагает Русскому Капитану сразиться на поле боя, силы были неравные. Генерал Кессель предлагает свободу Русскому Капитану при условии, если он выдержит атаку врагов.(Прил.1. 4).Предлагая Николаю Ермакову свободу, Генерал Кессель заранее знает участь военнопленного. (Был приказ товарища Сталина всех военнопленных считать предателями, а их семьи репрессировать).В ответ генералу Русский Капитан диктует свои условия:«Я смогу согласиться,- если мне будет выдана военная форма моей страны. Я сяду в танк не как заключенный, а как офицер Красной Армии!», «Разрешите мне вымыться перед боем». Чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на уважении к русским традициям. На это смертельное сражение Русский Капитан вышел один, он не мог рисковать изможденными войной русскими военнопленными, которые вместе с ним находились в концлагере гестаповцев. И такой выбор в очередной раз подчеркивает высокие нравственные принципы Русского Капитана. Словосочетание Русский Капитан пишется с заглавных букв, потому что обозначает собственное имя. Совершив геройский поступок, Николай Ермаков-Русский Капитан смог достойно выдержать фашистскую атаку. Когда Русский Капитан стремительно вёл танк домой в Россию, немецкие дети, заигравшись, оказались на дороге! И снова для Николая Ермакова ситуация нравственного выбора: своя жизнь или жизнь хоть и немецких, но детей(Прил.1. 5). «Николай останавливает машину, несмотря на то, что его вот-вот настигнут немцы». Николай Ермаков не мог иначе поступить, потому что у него тоже есть такой же белокурый сынишка Юрка и потому что у него есть душа.

Война – это то время, когда полностью раскрываются положительные качества будущего героя или отрицательные – будущего предателя. Героем оказался Николай Ермаков, а Рыбак – иудой, предателем. Каждый из них сделал для себя нравственный выбор. Николай Ермаков был готов отдать свою жизнь за Родину в любую минуту. (Прил.1. 6)А Рыбак – нет. Рыбак был не против клейма предателя, ведь его жизнь была спасена. 

Для каждого этапа в развитии сюжета характерен определенный тип речевой конструкции. Выводы о способах передачи в переводе сюжетно-композиционных решений писателей Георгия Миронова и Василя Быкова углубляются исследованием приемов интерпретации речевой характеристики героев Николая Ермакова и Рыбака. Важную роль в создании облика персонажа Георгия Миронова играет его второе «имя» – Русский Капитан. Оно дает название всему произведению и направляет читательское восприятие. Имя собственное выполняет не только номинативную, но и характерологическую функцию. Важным средством создания образа служит речь Николая Ермакова. Герой говорит правильным литературным языком. Автор использует чистоту речи Николая Ермакова, чтобы подчеркнуть его образованность и воспитание. Он воспитывался в учительской семье и до войны учился в строительном институте на инженера-строителя мостов и дорог. (Прил. 1. 7).

Внутренний монолог Николая Ермакова оглашает его мысли и чувства, раскрывает внутренние переживания персонажа. (Прил.1. 8).В повести «Сотников» нет развернутой речевой характеристики Рыбака. Значимо отсутствие прямых внутренних монологов героя, свидетельствующее об ограниченности его духовного мира. В повести центральное место занимают диалоги. Роль диалога Рыбака с Сотниковым после допроса сразу раскрывает его натуру» «— Надо прикинуться смирными… Знаешь, мне предложили в полицию»,- сказал Рыбак.». «Детали», компрометирующие его: удивился, что больной Сотников вызвался идти в разведку (разве других нет?), удивился, что друг в пилотке зимой (шапку можно взять у любого крестьянина, ведь его же мы защищаем!). Он тащит на себе раненого Сотникова, но была минута слабости, хотел оставить друга, но помешала мысль: «Что скажут в лесу?»Основная тема повести это выбор добра или зла в душе человека. В зависимости от ситуации речь Рыбака то тихая, то протяжная, то он начинает кричать, то говорит шепотом. Такая манера говорить указывает на слабость характера героя.(Прил.1. 9).

Василь Быков раскрывает внутренний мир героя через описание его мыслей(Прил. 1. 10).Рыбак, несмотря на его активную деятельность, только «плывет по течению», подчиняясь обстоятельствам. Он ведет разговор «инстинктивно, без размышлений».

Итак, речевая характеристика персонажа является одним из важных приёмов создания образа. Именно благодаря особенностям речи, герои предстают живыми, с реальными характерами, индивидуальными чертами, ведь характер человека, его настроение, выбор, отношение к окружающим более всего проявляются в речи.

Особого смыслового и эмоционального эффекта автор достигает через изобразительно-выразительные средства языка. Характеризуя героя, автор Георгий Миронов часто использует в своей легенде-были эпитеты. Например, эпитеты «неистовый капитан», «дерзкий русский», «русский характер», «Русский Капитан», «русская душа», «самозабвенный и мужественный»,«непоколебимая вера капитана», «железный русский», «бесстрашный капитан»выделяют характер Николая Ермакова. (Прил. 2) С начала знакомства с персонажем Василя Быкова Рыбаком, мы также наблюдаем достаточное количество эпитетов, характеризующие активность и потенциал героя. Но что же случилось с Рыбаком потом? Он не одолел судьбы запутавшегося на войне человека. Он выбрал путь иуды, предателя. Он нашел выход спасти свою жизнь. Основной прием автора в изображении Рыбака -  показ безнравственности его натуры, его трусливости и внутренней несвободы как основных черт характера. Впоследствии мы встречаем эпитеты, помогающие увидеть истинную сущность персонажа, например, во время казни Сотникова поведение Рыбака «спокойное», «глупое». Автор употребляет эпитет «мимолетное сочувствие Рыбака к женщине», подчеркивая двойственность поведения своего героя, «В тус­клой су­мяти­це мыс­лей Рыбака по­рой явс­твен­но прог­ля­дыва­ло что-то из прош­ло­го...»

Тематика произведений Георгия Миронова и Василя Быкова раскрывает богатый художественный мир писателей и находит отражение в их языке, помогая выявить ценностные компоненты в языковой картине мира повествователей. Использование авторами метафор помогает глубже понять характеры персонажей, их отношение к происходящему, осмыслить весь ужас войны.«грозный титан мщения», «танковый бог».Чтобы передать анатомию предательства своего персонажа, и Василь Быков использует в своей повести метафору(Прил. 2) Интерпретировать и передавать отношение Василя Быкова к персонажу помогает и метонимия «Гит­лер ос­во­бодил Рыбака от со­вес­ти, че­ловеч­ности и да­же эле­мен­тарной жи­тей­ской мо­рали, их зве­риная си­ла от­то­го, ко­неч­но, уве­личи­лась».Таким образом, используя изобразительно-выразительные средства языка, повествователи показали читателям выбранный путь своих героев: путь нравственности Русского Капитана и путь предательства Рыбака.

В произведениях Георгия Миронова и Василя Быкова изображение пейзажа способствует выявлению авторской точки зрения на предмет изображения, служит более полному выражению идейного смысла произведения в целом. Так, легенда-быль начинается с описания природы «Немилосердно жгло июньское солнце. Над Нижне– Донецком после недавней бомбежки висело тяжелое дымное облако». Повесть Василя Быкова также начинается с изображения природы «Они шли ле­сом по глу­хой, за­несен­ной сне­гом до­роге» Для раскрытия характеров героев произведений и в целом идейно-художественного смысла романа писатели часто используют пейзажные зарисовки (Прил. 1. 11). В финале произведения Георгия Миронова описание природы передает всю боль и переживание автора за своего героя «Солнце спешило уйти за горизонт, и запад кровянел багрово и страшно. Стена леса на востоке сливалась с быстро темнеющим небом(Прил.1. 12).Действие повести «Сотников» происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья. Зимний пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность человека. Иногда пейзаж приобретает черты философской символичности. В романе таких образов-символов несколько. Это образ дороги, и, конечно, символ русского леса. Тема леса прямо связана с философским содержанием повести.[]Таким образом, стремление найти в описании пейзажа в произведениях соответствие человеческим переживаниям и чувствам придало состоянию природы лирическую окраску. Чувство мужественности или бессилия, безнадежности или тихой радости находят персонажи свое отражение на лоне природы.

Символы играют огромную роль в раскрытии характеров и поступков героев произведений«Легенда-быль о Русском Капитане» Георгия Миронова и повести «Сотников» Василя Быкова. Символы придают художественному образу глубину и выразительность, связывают сюжетные планы, задуманные автором. Символ как глубинное завершение образа, его сущностное художественно-эстетическое содержание свидетельствует о высокой художественной значимости произведения. Символы - неотъемлемая часть художественной литературы, поскольку именно они и создают ее художественность. Символы создают подтекст произведения, то есть его глубину и раскрывают истинный смысл художественного произведения. В «Легенде-были о Русском Капитане» Георгия Миронова мы наблюдаем образ дороги. Дорога – это древний образ – символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя. Мотив дороги символизирует поиск, испытание Николая Ермакова (Прил. 1. 13). В эпиграфе легенды – были Георгий Миронов выражает суть творческого замысла автора произведения «Дороги, которые мы выбираем». Ярким символом повести «Сотников» Василя Быкова является образ православной церкви. Храм заключает в себе сложный необозримый символ (Прил. 1. 14).Глубина творчества писателя Василя Быкова в том, что он предателю Рыбаку дает возможность выбора правильного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Василь Быков оставил своему герою возможность покаяться, возможность, которую чаще дает человеку Бог. Следовательно, символика в художественной литературе необходима для полного и глубокого понимания нравственного и философского содержания произведений.

Произведения о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатели воспитывают молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества авторов — это проблема героизма. Однако писателя интересует, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Одной из характерных особенностей военных повестей Быкова и Миронова является то, что они не щадят своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делают это авторы не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью.

Таким образом, цель работы - сопоставительный анализ характеров и поступков героев через средства создания художественного образа на материале произведений Василя Быкова «Сотников» и Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане» - достигнута.В данной работе были изучены творческие наследия Василя Быкова и Георгия Миронова. Было выяснено, что писатели были участниками ВОВ, и в своих произведениях они исследовали анатомию человека в ситуации нравственного выбора. В данной исследовательской работе мы проанализировали и сопоставили характеры и поступки героев произведений через средства создания художественного образа и пришли к выводу, что символы, речевая характеристика героев, портрет внешний и психологический, пейзаж, изобразительно-выразительные средства языка играют огромную роль в раскрытии характеров и поступков персонажей.

Гипотеза о том, что нравственный выбор героев в произведениях Василя Быкова «Сотников» и Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане» проявляется в стремлении жить «по совести», подтвердилась.

Список использованной литературы:

Георгий Миронов «Легенда-быль о Русском Капитане»

Василь Быков «Сотников»

В. Быков. Как создавалась повесть «Сотников» //Литературное обозрение. -1973. - № 7

Золотусский И. Знак беды: Три встречи с Василем Быковым//Литературная газета. – 2004. -№ 23.

Маранцман В.Г. Быков В. «Сотников» / Литература. 10 – 11 классы. Ч. 1

Маранцман В.Г.Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности в повестях В. Быкова «Сотников», «Карьер»: Лекция 7.

Дедков И. А. Василь Быков: очерк творчества. М., Советский писатель, 1980. С. 240-262.

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MIRONOV_Georgiy_Mihaylovich/_Mironov_G.M.htm

Сохряков Ю. И. Нравственно-философский потенциал военной прозы // Литература в школе. – 2006.- №5. – С. 18-20.

Быков В. И был фронт, и была война, и был плен… / беседу провел И. Афанасьев // Вопросы литературы. – 2012. – № 6. – С. 83-98.

Котынова, Е. «Коварная судьба заплутавшего на войне человека» // Литература: научно-метод. газета. – 2008. – № 8. – С. 16-18. Тема нравственного выбора в повести Василя Быкова «Сотников»

Оскоцкий В. Предисловие / Василь Быков. Сотников. — М.: Детская литература, 1982. — С. 7-10. — 175 с.

Бармина Е.А. Психологизм в повести В. Быкова "Сотников" // Вопросы общегуманитарного знания. - Пятигорск, 1997. - С. 9-26.

Саморукова И.В. Экспериментальный сюжет в современной литературе: [в т.ч. на материале повести В. Быкова "Сотников"] // Содержательность художественных форм. - Куйбышев, 1987. - С. 84-103.

Чучвага Л. Психологизм прозы В. Быкова: ("Сотников") // Литература о войне и проблемы века. - Минск, 1986. - С. 171-177.

Приложение 1

Материалы из текста

1. «… глубинная сторона жизни и личности капитана Николая Ермакова была историей неуклонного и скорого мужания в совершенно исключительных условиях военного года», «Николай Ермаков воевал самозабвенно и мужественно, с непоколебимой верой в безмерную правоту того дела, ради которого он воюет, и такой же безмерной надеждой на грядущее счастье свое, своей семьи, и своей страны».

2. «По неведомой ассоциации вспомнил старую-престарую бабку свою, мать, отца…», «…Когда жена Иришка кончит свой медицинский институт, Юрику, их сыну, исполнится пять лет».

3. Фашистский солдат пугается своих мыслей, пугается растущей симпатии к этому суровому, спокойному перед завтрашним испытанием русскому». «…немец отрезает от своего солдатского пайка ломоть хлеба, кладет на него кусок свекольного повидла, наливает в свою кружку немного кофе и несет пленному. Немецкому солдату хотелось ещё как-то выразить свою симпатию к русскому капитану!»

4. «Даю генеральское слово, что ты получишь свободу при условии, если выдержишь нашу атаку. Наши солдаты сбросят тебя на парашюте за линию фронта».

5. «Их отцы огнем и мечом шли по России, но дети за отцов не отвечают ни в России, ни в Германии...», «И вот через мост находится заветный лес, но перед мостом дети. Обычные немецкие дети, Николай останавливает машину, несмотря на то, что его вот-вот настигнут немцы».

6. «Николай Ермаков сумел наилучшим образом выполнить свои обязанности гражданина, свой долг солдата».

7. «- а я ведь понял, почему тебя твои танкисты зовут «наш студент»,- проговорил Спартак. - Ты-то об этом знаешь звании своем?

- Знаю, - усмехнувшись, ответил Николай Ермаков и покраснел.

Ты для них не только командир. Они у тебя даже привычки перенимают. Я, кажется, за всю войну «пожалуйста» только теперь услышал… Ты что, и ругаться не умеешь?

- Умею,- сказал Ермаков, но не считаю нужным».

8. «При мысли о своем друге, капитан опять оцепенел. Трагедия нового отступления, гибель товарищей, бои в окружении, забитые войсками и беженцами дороги, мертвые дети и женщины в кюветах, слухи о гибели командира и героическая смерть друга в горящем танке - все это нанесло Николаю Ермакову глубочайшую душевную рану». «Каким окажешься ты, Юра Ермаков, мой любимый единственный сын, будь кем хочешь, только будь добрым и честным!»

9. . «Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. — Вот как! Ну и что ж — побежишь? — Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников».

10. Рыбак вполголоса выругался и почти бегом припустил серединой дороги, пока не наткнулся на изгородь», «В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться, и попал в плен к фашистам».

11. «Они шли ле­сом по глу­хой, за­несен­ной сне­гом до­роге, на ко­торой уже не ос­та­лось и сле­да от ло­шади­ных ко­пыт, по­лозь­ев или ног че­лове­ка», «Ря­дом, над вер­ши­нами елей, ле­гонь­ко сколь­зи­ла в не­бе стер­тая по­ловин­ка ме­сяца, ко­торый поч­ти не све­тил – лишь сла­бо поб­лески­вал в хо­лод­ном мер­ца­нии звезд. Но с ним бы­ло не так оди­ноко в но­чи – ка­залось, вро­де кто-то жи­вой и доб­рый не­навяз­чи­во соп­ро­вож­да­ет их в этом пу­ти. По­одаль в ле­су бы­ло мрач­но­вато от тем­ной ме­шани­ны елей, под­леска, ка­ких-то не­яс­ных те­ней, бес­по­рядоч­но­го спле­тения сты­лых вет­вей; вбли­зи же, на чис­той бе­лиз­не сне­га, до­рога прос­матри­валась без тру­да», «…и они по­вер­ну­ли в лес, где дол­го проп­лу­тали в за­рос­лях, по­ка не выб­ра­лись на эту до­рогу», «В по­ле бы­ло нем­но­го свет­лее, чем в ле­су, се­рый приз­рачный сум­рак вок­руг раз­дви­нул­ся ши­ре, вни­зу на сне­гу мель­те­шили от вет­ра су­хие стеб­ли бурь­яна».

12. «Закусив губу, русский смотрел мимо немецкого генерала в раскрытое окно на синеющие вдали неровную горную гряду красивого леса, на залитые солнцем аккуратные поля и рощицы…», «В ослепительном свете утренних солнечных лучей едва заметной звездочкой мелькнул над наблюдательным пунктом огонек ракеты», «Скоро кончится горючее, а потом все тянутся поля, поля, и только далеко впереди недоступной синей полоской манит, зовет к себе лес».

13. «Капитану снится, что он идет и идет по дороге», «… ему надо идти по этой дороге, той самой, которую собирался построить, - ровной, прямой как струна, уходящей под самый горизонт», «Так вот они почему оказались на этой дороге! На этом пути!»

14. «Как-то, проснувшись утром, он услышал глухую тишину в доме. Отец, наверно, куда-то ушел из каморки, откуда по дому разносилась привычная разноголосица часовых механизмов; мать, он уже знал, отправилась рано в церковь – над городом плыл колокольный перезвон утренней службы», «– Церковь… Заброшенная людьми, но недалеко от деревни – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души».

Приложение 2

Изобразительно- выразительные средства языка

 

Эпитеты

Метафора

Николай Ермаков

«неистовый капитан», «дерзкий русский», «русский характер», «Русский Капитан», «русская душа», «самозабвенный и мужественный»,«непоколебимая вера капитана», «железный русский», «бесстрашный капитан»

«Никогда в жизни у Николая так не ныло сердце, как сейчас. Его активная, деятельная натура не терпела бездействия стороннего наблюдателя…», «В открытый передний люк капитан Николай Ермаков увидел вырвавшиеся из орудийных стволов языки пламени…», «Казалось, на поле боя господствует грозный титан мщения, и многоголосо ревет, и трубит, и торжествует трудную победу», «танковый бог».

Рыбак

«…безжалостная настойчивость Рыбака в попытках выручить Сотникова в минувшую ночь», «В подобных случаях выручали быстрота и находчивость Рыбака, когда единственное правильное решение принималось без секунды опоздания». «Ры­бак был неп­ло­хим пар­ти­заном, на­вер­но, счи­тал­ся опыт­ным стар­ши­ной в ар­мии, но как че­ловек и граж­да­нин, бе­зус­ловно, не­доб­рал че­го-то. Впро­чем, он ре­шил вы­жить лю­бой це­ной – в этом все де­ло».

«Ры­бак при­тушил в сер­дце вспых­нувшую бы­ло тре­вогу за свою жизнь…», «По­жалуй, впер­вые за эту ночь у Ры­бака ше­вель­ну­лось лег­кое не­доволь­ство на­пар­ни­ком, но что по­дела­ешь… «мог бы где-ни­будь раз­жить­ся и бо­лее теп­лой одеж­кой и тог­да, на­вер­ное, был бы здо­ров, а те­перь вот еще и по­мог бы нес­ти эту ов­цу» , ««и опять неп­ри­ят­ный хо­лодок ви­нов­ности кос­нулся его соз­на­ния. Но он еще не хо­тел ве­рить в свою при­час­тность к этой рас­пра­ве – причем тут он? Раз­ве это он? Он толь­ко вы­дер­нул этот об­ру­бок. И то по при­казу по­лиции», «Предательская душа Рыбака бездумно шагнула в такт с другими полицаями…»

Просмотров работы: 1108