Способы изображения характера персонажа в художественном произведении ( сопоставительный анализ прозаических произведений: «Бежин луг» И.С.Тургенева, «Мальчик без шпаги» С.С.Козлова)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Способы изображения характера персонажа в художественном произведении ( сопоставительный анализ прозаических произведений: «Бежин луг» И.С.Тургенева, «Мальчик без шпаги» С.С.Козлова)

Кульчихин Г.С. 1
1МАОУ СОШ №37
Касымова Ж.М. 1
1МАОУ СОШ №37 им. Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За многолетнюю историю своего существования литература накопила богатый арсенал разнообразных приемов, с помощью которых создается художественный образ. У каждого талантливого писателя своя манера изображения героев.

 

Исследование способов изображения характеров персонажей было проведено на двух произведениях: И.С.Тургенева «Бежин луг» и С.С.Козлова «Мальчик без шпаги». В своих произведениях писатели представляют индивидуальность подростков, духовную историю личности, красоту человеческих чувств. Творчество писателей - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. Описание психологии незрелого человека мы наблюдаем в современном произведении «Мальчик без шпаги».

Исследование данных произведений может быть использовано на уроках литературы при изучении способов изображения характера персонажей, а также при подготовке к государственным экзаменам по русскому языку и литературе как в 9-х, так и в 11-х классах. Именно в этом заключена актуальность исследования.

Объект исследования: рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и повесть С.С.Козлова «Мальчик без шпаги».

Предмет исследования: способы изображения подростков в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенева и повести «Мальчик без шпаги» С.С.Козлова.

Цель работы: проанализировать способы изображения подростков в произведениях И.С.Тургенева «Бежин луг» и С.С.Козлова «Мальчик без шпаги».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Познакомиться с творчеством И.С.Тургенева и С.С. Козлова.

2. Изучить теоретическую литературу. (Способы создания характера)

3. Сопоставить произведения в аспекте способов изображения персонажей- детей (портрет, деталь в портретных описаниях, взаимохарактеристики, пейзаж).

Первая часть работы посвящена изучению творчества И.С.Тургенева и С.С.Козлова, во 2 части представлено изучение теории литературы, в 3 части выполнено исследование произведений в аспекте способов изображения персонажей- детей.

Основной метод исследования: изучение и анализ художественных произведений; сопоставительный метод, позволяющий сравнивать произведения различных авторов, с целью установления общих закономерностей.

Научная новизна работы исследования заключается в том, что способы изображения характеров персонажей проведены на материале произведений, которые никогда раньше не сопоставлялись.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведено исследование способов изображения характеров персонажей в художественных произведениях И.С.Тургенева и С.С.Козлова.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов при изучении способов изображения характеров в художественных произведениях, для лингвистического и литературоведческого анализа текста на уроках русского языка и литературы.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает романы, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его принадлежала к дворянскому роду. Первое образование писатель получил в имении Спасском- Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. В 1841 году написал диссертацию и получил степень магистра филологии. В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (1848 г.), «Холостяк»(1849 г), «Месяц в деревне»(1850 г.), «Провинциалка»(1851 г), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики. Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами. В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника». После смерти Н.В. Гоголя И.С.Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве. Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.

Козлов Сергей Сергеевич (род. 28 мая 1966 года в Тюмени) — российский писатель. Главный редактор общественно-политической газеты «Новости Югры» (в 2008—2010 гг.) Член Союза писателей России (c 1999 года). Член Союза журналистов России. Главный редактор журнала «Югра» с февраля 2011 года.Депутат Тюменской областной думы.
Окончил Тюменский государственный университет по специальности «История». Служил в армии. Работал сторожем, музыкантом, учителем истории, текстовиком в рекламном агентстве. Первый его рассказ «Параллели» был напечатан в 1989 году в областной газете «Тюменский комсомолец». В 2000 году в Екатеринбурге вышла книга прозы «Ночь перед вечностью». По повести Сергея Козлова «Мальчик без шпаги» снят фильм «Наследники» (режиссер Константин Одегов). Картина получила сразу два приза на Международном детском кинофестивале в Крыму «Алые паруса». Книги «Дежурный ангел», «Время любить», «Репетиция Апокалипсиса: Ниневия была помилована». Сергей Сергеевич Козлов – лауреат международного конкурса литературы для детей и юношества им. Алексея Толстого, международной премии им. Владислава Крапивина, премии им. П. П. Ершова, премии им. Н. С. Лескова (2016 г) и других литературных наград.

Исследование теоретической литературы.

Характер (от греческого charater- черта, особенность) -образ человека, представленный в литературном произведении с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного; совокупность внешнего и внутреннего, индивидуальности и личности героя, подробно описанных автором, а поэтому позволяющих читателям воспринимать персонаж как живое лицо; художественное описание человека и его жизни в контексте его личности.

В раскрытии литературного характера можно выделить следующие приемы изображения характера в художественном произведении:

*авторская характеристика;

* взаимохарактеристики;

* портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация);

* интерьер, т.е. бытовой антураж героя;

* среда, норма поведения;

* пейзаж;

* диалоги и т. д.

Наиболее значимым приемом освещения персонажа извне являются авторская характеристика и взаимохарактеристики. Во взаимохарактеристиках герой показывается через восприятие других персонажей, как бы под различными углами зрения. Результатом этого является многоаспектность, довольно полное освещение характера, выделение его различных сторон.

Под литературным портретомпонимаемописание наружности героя: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика).

Отмечаем, что портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека». Портрет литературный иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются автору наиболее важными.

Пейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое небесное). Пейзаж может описываться как героем, так и автором. В различных произведениях находим функции пейзажа. Отмечаем, что он может быть необходим для развития действия, может сопровождать развитие внешних событий, играть роль в духовной жизни персонажей, играть роль в его характеристике.

Писателя 19 века И.С.Тургенева и современного писателя С.С. Козлова объединяет мастерство портретных характеристик в произведениях, поэтическое описание богатого духовного мира подростка. Их герои обладают индивидуальными чертами характера, логикой поведения. Все это неотделимо для читателя от внешних проявлений персонажа: черт лица, манеры держаться и одеваться, говорить, слушать собеседника. Характерные черты внешности, поведение помогают выявить более глубокие, внутренние свойства натуры каждого конкретного литературного героя. Дети рисуются авторами с нежностью и любовью, в своих произведениях отмечают их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатели неравнодушны к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывают они в своих произведениях. Большинство персонажей рассказа «Бежин луг» И.С.Тургенева и герой С.С. Козлова живут тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

И.С. Тургенев создавая произведение, особо использовал портреты- описания.

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в

котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.  

Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Ильюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. «Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный». Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик. Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории. Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.[ Прил.1.4 ]

В повести «Мальчик без шпаги» писатель применил другой прием: портрет- впечатление, которое передает мнение наблюдающего за человеком. Эмоциональное авторское начало присутствует в портретном рисунке. Автор с одной стороны любуется своим героем, а с другой- жалеет. «Мальчик стоял на крыльце, очарованный безмолвием окружающего мира. Со стороны он был похож на маленького капитана. Взгляд серых задумчивых глаз устремлен на горизонт, где, разбивая низкую облачность, полыхали заревые протуберанцы; видавшая виды ушанка сбита, как бескозырка, на затылок….. отчего вид у паренька по- взрослому серьезный и потому смешной. Ему бы в книгу Крапивина, а он….». Наиболее значимым приемом освещения персонажа извне у С.С. Козлова является взаимохарактеристики. Подросток Тимофей показан через восприятие других персонажей, как бы под различными углами зрения. Результатом этого является многоаспектность, довольно полное освещение характера героя, выделение его образа с различных сторон. « Михаил: знаешь, Тимох, у тебя в душе свет есть, его по глазам видно»; «Прямо по дороге в школу Тимофея остановила завуч Ольга Ивановна и отправила по знакомому маршруту в кабинет директора. Он не боялся заходить туда. Вячеслав Иванович разговаривал с ним, как со старым другом, и никогда не кричал. Вот и сейчас, завидев Тимофея на пороге, он даже улыбнулся. – Ну, знакомые всё лица, заходи, Тимофей» (Прил.1.5.) [стр. 68- 72]. Большую роль играют взаимохарактеристики как способ косвенной передачи литературного героя.

Велика роль деталей в портретных описаниях. В рассказе И.С. Тургенева мы наблюдаем деталь поведения подростков: естественное поведение детей и природы. Все крестьянские дети очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. (Прил.1.3). С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают, что такое окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле и выезды «в ночное». Поэтому с такой любовью и трепетом описывает их И.С. Тургенев. В повести же «Мальчик без шпаги» С.С. Козлова главный герой представлен перед нами в ситуации нравственного выбора. Писатель Козлов показывает поступки и действия главного героя Тимофея, что является самым важным показателем его характера, мировоззрения, всего духовного мира. [Прил.1.6] Поступки Тимофея, описанные писателем, позволяют выявить характер героя. Находясь в сложных ситуациях, он всегда поступает честно и по совести.

Пейзаж как средство создания художественного образа.

В произведениях И.С.Тургенева и С.С.Козлова изображение пейзажа способствует выявлению авторской точки зрения на предмет изображения, служит более полному выражению идейного смысла произведения в целом. Рассказ И.С. Тургенева «Бежин

луг» представляет собой прежде всего поэтизацию пейзажа, быта крестьянских мальчиков. Рассказ изобилует описанием природы, которая усиливает изображаемые события, подчеркивая время и место действия. Роль пейзажа в рассказе делает художественный текст выразительным, красочным и богатым. Описание событий в рассказе начинается с описания летнего теплого июльского дня. Можно даже составить план описания: природа утром, в полдень и вечером. Утром описывается утренняя заря, которая „разливается кротким румянцем“. Ближе к полудню появляется много облаков - золотисто-серых, с нежными белыми краями, которые похожи на острова, которые разбросаны по разлившейся реке. Вечером же снова видим описание неба, в котором „тихо мигая, как бережно несомая свечка“, зажжется вечерняя звезда. Описание пейзажа пробуждает в читателе эмоциональные воспоминания о лете, вызывает чувство любви к родной земле, природе. Пейзаж в рассказе «Бежин луг» выступает в рассказе как самостоятельный целостный образ. Повесть С.С. Козлова также начинается с изображения природы, с яркого описания утра «Утро начиналось тонкой густо- красной полосой в фиолетовом мареве над восточной грядой тайги. Обрывистый берег облизывали волны Иртыша….» . Но в произведении «Мальчик без шпаги» нет поэтичного изображения природы. Писатель использует пейзажные зарисовки лишь для того, чтобы раскрыть характер главного героя и для анализа душевного состояния героя «Некоторое время Тимофей ехал молча… Любовался пейзажем. Изношенные паруса облаков в низком, но пронзительно голубом небе превращались в диковинные письмена, похожие на египетские иероглифы…. Чувство простора захватывало и несло Тимофея в сказочные страны, о которых мама читала ему в оные времена по вечерам.».

Описание природы передает душевное состояние и размышления персонажа. «В воздухе в этот вечер вдруг запахло весной, хотя до тепла в этих краях было ещё далеко… Весна пробовала силу, проводила разведку боем. Тимофей почувствовал дыхание новой жизни, остановился и прислушался: ему показалось, что за рубежом окружавших поселок болот разносится эхо перестука вагонных колес….. Не все звуки теряются в тайге, иногда услышишь такое, что будешь долго думать над природой, происхождением услышанного и чего только не почудится, особенно если стоишь один, а вокруг- лесная глушь». Пейзаж подчеркивает душевное состояние персонажа: при этом внутреннее состояние человека уподобляется жизни природы. Внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные поля и улицы города. «Оттепель размылила маслянистую грязь на укатанном ледяном поле, расшевелила вездесущих ворон и воробьев, кои суетливо охотились за объедками, вытолкнула продавцов из натопленных теплушек-ларьков, добавила шума- гама и видимого мусора».

Таким образом, цель работы: проанализировать способы изображения подростков в произведениях И.С.Тургенева «Бежин луг» и С.С.Козлова «Мальчик без шпаги»- достигнута. В данной работе были изучено творчество И.С.Тургенева и С.С. Козлова. Выяснили, что писателем И.С. Тургеневым в рассказе «Бежин луг» было впервые введено изображение детского мира и детской психологии, и описание психологии незрелого человека было продолжено современным писателем С.С.Козловым в произведении «Мальчик без шпаги». В данной исследовательской работе мы изучили теоретическую литературу. В процессе изучения были выявлены основные способы изображения характеров персонажей в художественной литературе: это авторская характеристика; взаимохарактеристики; портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация); интерьер, среда, норма поведения; пейзаж; диалоги и т. д. Эти способы изображения относятся к основным творческим приёмам в создании характеров героев художественной литературы. При этом авторам присуща своя специфика в создании образа ребенка. В процессе анализа произведений "Бежин луг" и " Мальчик без шпаги" были выявлены отличительные особенности каждого автора. И.С. Тургенев создавая произведение, особо использовал портреты- описания. В повести «Мальчик без шпаги» писатель С.С.Козлов применил портрет- впечатление и наиболее значимым приемом освещения персонажа извне у С.С. Козлова являлось взаимохарактеристики. Также велика роль деталей в портретных описаниях. В рассказе И.С. Тургенева мы наблюдаем естественное поведение детей и природы. Все крестьянские дети очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. В повести же «Мальчик без шпаги» С.С. Козлова главный герой представлен перед нами в ситуации нравственного выбора. Писатель использует описание поведения и поступков главного героя, а также передачу чувств и мыслей героя, особенно в сложные моменты, что является самым важным показателем его характера, мировоззрения, всего духовного мира подростка. Кроме того, было выяснено, что если рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» представляет собой прежде всего поэтизацию пейзажа, быта крестьянских мальчиков, что произведение изобилует описанием природы, то в произведении «Мальчик без шпаги» писатель использует пейзажные зарисовки лишь для того, чтобы раскрыть характер главного героя и подчеркнуть душевное состояние персонажа: при этом внутреннее состояние человека уподоблено жизни природы.

Гипотеза о том, что основные приемы в создании характеров у писателей, не являвшихся собственно детскими, сохраняются при создании образов детей; при этом жизненные ситуации, в которые попадают герои- дети, характеризуют общее мироведение того или иного автора, подтвердилась.

Список использованной литературы:

1. И.С.Тургенев "Бежин луг"

2. С.С.Козлов "Мальчик без шпаги"

3. Биография И.С.Тургенева// http://www.turgenev.org.ru/biogr.htm

4. Биография С.С.Козлова // https://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Словарь литературоведческих терминов // М., 2005.

6. Словарь литературоведческих терминов// www/gramma.ru

7. Словарь литературоведческих терминов// http://www.yaxy.ru/dictionaries/61.html

8. Учебное пособие по курсу "Теория литературы" Ульяновск. 2007 г.

9. Гуторов A.M. Литературный персонаж и проблемы его анализа // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

10. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопр. лит. 2001. № 8.

11. Козлов С. В. Анализ образа-персонажа в курсе «Введение в литературоведение» // Проблемы культуры, языка, воспитания // отв. ред. С. В. Козлов. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 1998. Вып. 3.

12. Семенов А.А. "Я хотя бы знаю диагноз ..." Конфликт в прозе Сергея Козлова. Санкт- Петербург. Литературный фонд " Дорога жизни" 2010 г.

Приложение 1

Материалы из текста

1. Биография И.С.Тургенева//http://www.turgenev.org.ru/biogr.htm

2. . Биография С.С.Козлова //https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Учебное пособие по курсу "Теория литературы" Ульяновск. 2007 г.

4. "Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи всё казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства; сперва рычали, а потом слегка визжали, как бы сожалея о невозможности исполнить свое желание. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.", " Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь. Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки». Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Ильюша сидел рядом с Костей и всё так же напряженно щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим."

5. С.С. Козлов "Мальчик без шпаги"

6. "Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве,"

Вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная... Все как крикнут: «Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!» — да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: «Авось, мол, хоть птицу-то враг, душегубец, пожалеет». Таково-то все переполошились!.. А человек-то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел. Все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновенье, как это часто случается с людьми, разговаривающими на открытом воздухе. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее..."

7. "Тимофей пошёл зарабатывать деньги на семью, ведь мама Тимофея не работала, а папе не выдавали зарплату. Вот и пошёл Тимофей на нелегальный заработок.. Но зато благодаря ему его семья, которую он сам обеспечивает ещё держится. Этот поступок можно уверенно считать хорош," ,"Когда Тимофею сказали, что он идет на слушание по делам несовершеннолетних, то он хоть и испугался, но не сильно, как большинство. Даже когда ему пришлось зайти в кабинет , в котором сидели директора и преподаватели он не струсил, а спокойно зашёл. Даже правдиво и спокойно, не боясь отвечал на вопросы".

8. С.С.Козлов "Мальчик без шпаги"

Просмотров работы: 870