Введение
По телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. Многие родители относятся к мультфильмам исключительно как к весёлому времяпрепровождению своих детей и мало интересуются смыслом показанного мультика. Но не стоит забывать, что мультфильмы выполняют не только развлекательную функцию; они имеют непосредственное влияние на психику ребёнка. А так как формирование личности человека начинается в раннем детстве, то очень важно, какие мультфильмы ребенок смотрит. В современных высокотехнологичных условиях мы имеем возможность выбирать, когда и что смотреть детям. Используя эту возможность, родители должны понимать, что несут ответственность за своего ребенка. Любая информация, которую несет мультфильм, окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира.
Гипотеза: не все мультфильмы, особенно в наше современное время, оказывают положительное влияние на детей.
План исследования.
1) Сбор информации из различных источников об истории создания мультфильмов с целью узнать, как появился жанр «мультипликация». Описание основных техник мультипликации: ротоскопирование, пластилиновая, песочная, рисованная, компьютерная анимация, кукольная мультипликация.
2) Изучение особенностей влияния мультфильмов на эмоциональное состояние ребенка, отличие современных мультфильмов от советских. Наличие в современных мультфильмах агрессивных сцен, сцен с девиантным поведением, сцен с опасными для жизни ребенка формами поведения, сцен неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Отличия хорошего мультфильма от плохого.
3) Проведение анкетирования среди обучающихся 2 класса и их родителей с целью выявления предпочтений в выборе мультфильмов, мультипликационных героев.
4) Проведение эксперимента среди учащихся с целью выявить, как повлияли на эмоциональное состояние детей плохие и хорошие мультфильмы.
5) Анализ исследования, рекомендации детям и родителям с целью сделать выводы о том, какие мультфильмы полезны для детей, а какие несут в себе опасность для детской психики.
6) Создание своего собственного мультфильма с учетом требований, предьявляемых к хорошим мульфильмам.
Теоретическая часть.
История создания мультфильмов.
Мультфильмы - особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.
Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Анима́ция (от фр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (анимационный фильм и, в частности, мультфильм), а также семейство соответствующих технологий.
Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху( Приложение 1, рис.1), продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине 19 века. Учёные, и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — фенакистископ (Приложение 1, рис.2), праксиноскоп(Приложение 1 , рис.3)
В графической мультипликации один кинокадр (фотоизображение) является фотографией рисованных объектов (графических, живописных, теневых (силуэтных), порошковых), основанные на плоских марионетках и перекладках, включая и фотовырезки). Фазы движения отдельных предметов или персонажей отрисовываются на листах прозрачной плёнки (целлулоида и других подобных листовых материалах), после чего накладываются на стекло, расположенное выше изображения фона или среды обитания персонажей.
В объёмной мультипликации кадр является фотографией объёмных, полуобъёмных, барельефных и плоских кукол-актёров.
Виды мультипликационных фильмов: ротоскопирование, пластилиновая анимация, песочная анимация, рисованная анимация, кукольная, компьютерная анимация.
1.2. Изучение особенностей влияния мультфильмов на эмоциональное состояние ребенка
Так чем же отличаются зарубежные мультфильмы от советских?
Большинство современных мультфильмов имеют следующие признаки: они очень яркие, действие происходит слишком быстро; простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках; значение речи для понимания мультика сведено к минимуму; мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков; много агрессии; однообразная музыка.
К чему это приводит?
1. Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
3.В школьный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
4. Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
Как же влияют негативные сцены мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка?
Сцена – агрессия. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются.
А вот какие последствия просмотра такой сцены: проявление жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенком в реальной жизни.
Сцена – девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев. Героев, нарушающих общепринятые правила поведения никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо.
В последствии просмотра таких сцен закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.
Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, повторять которые в реальной действительности глупо, нецелесообразно и опасно.
От просмотра таких сцен появляется склонность к подражанию, происходит снижение у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме.
Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.
Результат просмотра таких сцен - негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками, циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается бездуховность, эгоизм, бездушие и жестокость.
Так как же нам отличить хороший мультик от плохого?
1. Хороший мультфильм всегда учит добру. Сюжет мультфильма логически выстроен и «запутан» в соответствии с возрастом малыша, т.е., например, трехлетний малыш с удовольствием перескажет вам его.
2. Персонажи мультипликационного фильма нарисованы красиво и максимально приближены к реальности. Малышу не составит труда узнать в них знакомых животных, людей, предметы, они не выглядят непропорциональными монстрами.
3. Отрицательный персонаж всегда наказывается. С его помощью в мультфильме легко показать поведение, которое не принято в обществе (например, проявление неуважения к старшим, жадность, трусость, лень), объяснить, почему такое поведение не приветствуется и в завершении обязательно перевоспитать отрицательного персонажа. В таком случае ребенок получает наглядный воспитательный урок.
4. В хорошем мультфильме всегда присутствуют две противоположности: добро и зло. Эти два понятия четко разделены и легко узнаваемы ребенком. Они оказывают определенное влияние на главного героя. Эти противоположные понятия показаны на примерах: как помогает дружба, взаимовыручка, любовь (в мультфильмах «Самый большой друг», «Кот Леопольд») и как вредит злость, жадность, зависть (в мультфильмах «Остров сокровищ», «Сказка о жадности» и т.д.)
Дети до определенного возраста не могут анализировать и подходить философски к понятиям добра и зла. Следовательно, четкость и ясность в изображении хорошего и плохого необходима. Из мультфильма с четким их разделением, ребенок получит понятие об основных ценностях, принятых в обществе.
Победа добра над злом очень важна для маленьких зрителей, ведь тогда они убеждаются на примерах, что следование добрым, справедливым принципам помогает добиться желаемого, а если будешь злым, плохим, то будешь осужден и непринят в обществе.
5. В хорошем мультике роль отрицательного персонажа должна быть однозначной: он должен вызывать неприязнь, осуждение. По его внешнему виду малыш должен четко определить: этот герой – отрицательный. Во время развития сюжета он обязательно должен быть побежден добрым героем или перевоспитан под влиянием добра.
Такой пример четко покажет ребенку, что хорошо, а что плохо и научит делать выводы. Если ваши дети смогут отличить добро от зла в фильме, то они смогут это сделать и в реальной жизни.
6.Хороший мультфильм не содержит пошлостей, не готовит воспринимать безвкусицу и грубость за норму, а воспитывает эстетический вкус и учит прекрасному.
7.Если мультипликационный фильм содержит в себе историю любви, то она должна быть показана возвышенно, одухотворенно, целомудренно.
В ходе исследования выяснилось, что большинство российских и все советские мультфильмы соответствуют этим требованиям.
2. Практическая часть.
2.1 Результаты анкетирования среди обучающихся 3 класса и их родителей
Мы решили исследовать, какие мультфильмы предпочитают дети и их родители. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 3 «А» класса и их родителей (см. Приложение 2 и Приложение 3). В нем приняли участие 26 учеников 3 «А» класса и 26 родителей. Анализ анкет показал, что все дети и родители любят вместе смотреть мультфильмы.
В ходе проведения анкетирования среди своих друзей-одноклассников и их родителей я выяснила, что абсолютно все ребята любят смотреть мультфильмы. Исключительно советские мультфильмы смотрят всего 4 человека, а исключительно зарубежные 8 человек. Остальные смотрят разные мультфильмы, но предпочитают в основном зарубежные. Большинство родителей ограничивают время просмотра мультфильма (81%), не ограничивают (19%), т.е. ребёнок может смотреть мультфильмы сколько хочет, не смотря на то, что в данном возрасте существуют ограничения времени просмотра(1-1.5часа, столько идут полнометражные мультфильмы),так как из за длительного просмотра у ребёнка не только портится зрение, но и наступает эмоциональное переутомление.
На вопрос «Контролируют ли родители детей в выборе мультфильма?» мнения разделились, 50% ответили, «да» и 50% ответили «нет», т.е. выбор стоит за ребёнком.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети смотрели в основном советские мультфильмы, т.к. это мультфильмы их детства. Это мультфильмы, в которых нет насилия, они учат хорошим поступкам, желанию учиться в школе, не бросать друзей в беде и. т д. А также, чтобы дети смотрели русские народные сказки, потому что они не только поучительные, но и развивают фантазию. И абсолютно все родители считают, что мультфильмы должны учить добру, честности, уважительному отношению к старшим, взаимопониманию, различать добро и зло. И все-таки при таком изобилии новых современных мультфильмов, многие отдают предпочтение именно им. Считают, что они красочные, захватывающие, с разными спецэффектами.
Но не все они безобидны. Ведь во многих присутствуют сцены жестокого обращения, стираются границы добра и зла, а также персонажи похожи на страшных непропорциональных монстров.
По результатам опроса ребята из моего класса смотрят разные мультики.
Например, такие: из отечественных это «Винни пух», «Буратино, «Ну, погоди!», из современных мультфильмов российского производства это«Лунтик»,«Маша и медведь», «Фиксики», «Смешарики», «Богдан и Света», «Барбоскины».
Из зарубежного производства: «Человек паук», «Октонавты», «Гадкий я», «Гравити фолз», «Стражи Галактики», «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя», «Куми-куми», практически все мультфильмы студии «Disney».
Отечественные и современные мультфильмы российского производства смотрят практически все ребята, не зависимо от пола, потому что они весёлые, добрые, поучительные, а зарубежные подразделяются на мальчишечьи и девчачьи.
У мальчиков любимые герои - это супермены, роботы,инопланетные персонажи. Например, такие, как Человек паук, Черепашки Ниндзя, Трансформеры,герои мультфильма Стражи Галактики.
У девочек любимые героини - это принцессы и феи, героини, которые показывают, как быть стильной и модной. Лично я очень люблю мультфильмы, но только хорошие. В основном смотрю советские. Например, мне нравится мультфильм «Тайна третьей планеты», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик», ну и конечно же «Ну, погоди!»2.2 Результаты эксперимента среди обучающихся 3 класса.Мы решили провести эксперимент среди учеников, чтобы оценить, как влияют мультфильмы на их эмоциональное состояние. Для этого выбрали два мультфильма, один правильный, воспитывающий положительные качества, “Нехороший мальчик”,а другой страшный “Очень страшный мультик про монстров”.После просмотра страшного мультфильма попросили ребят нарисовать рисунок, а также провели небольшой опрос. Большинство ребят сказали, что мультик неприятный! В мультфильме ужасные монстры и зомби,нападающие на людей, кровь. И после просмотра он вызывает чувство страха, шок, негативные эмоции. Некоторым ребятам захотелось убить монстров и спасти всех, другим ученикам хотелось больше вообще не смотреть такие мультфильмы!
Хотя некоторым ребятам мультфильм очень понравился, наверное, потому что монстры и зомби постоянно шутили (довольно зло) и вели себя смешно и нелепо. Но после того, как я спросила: «Представляете, если бы и в жизни вы увидели этих героев?!, ребята задумались и сказали, что не хотели бы этого.
Потом мы рисовали на тему «О чем мультфильм и какие чувства он вызывает».Глядя на рисунки(см Приложение № 4), стало понятно, что такой мультфильм в основном вселяет в большинство детей страх, и не может, положительно сказываться на эмоциональном состоянии и тем более нести положительную воспитательную функцию. На большинстве рисунков преобладают темные, черные, коричневые краски, что, по мнению психологов говорит о том, что дети испытывают отвращение, чувство дискомфорта, тревоги. Вряд ли после просмотра у кого-то, будет желание творить добрые дела! А у детей младшей возрастной группы, например, у моей сестры, и вовсе может вызвать психологическое расстройство. Т.е. она может начать бояться находится одна, или спать плохо по ночам. Думая о том, что из шкафа выйдет такой персонаж. Или вовсе начать вести себя как герои мультфильма.
После просмотра хорошего, правильного мультфильма, настроение у всех было позитивное. Ведь его герои были обычными людьми. Всем понравился мультфильм, т.к он был не только интересным, но и поучительным. И после просмотра ребята говорили что мультфильм учит хорошо себя вести, слушаться родителей, не врать, любить своих питомцев, бережно относиться к вещам. А также учит соблюдать правила безопасности в отношении с огнём и водой.
К этому мультфильму мы так же нарисовали рисунки.(Приложение №5).Судя по тому, что ребята рисовали веселые, счастливые лица, использовали яркие, сочные цвета, можно понять, что этот мультфильм хороший и его можно смотреть даже детям помладше, так как он несёт в себе не только красивую картинку, но и воспитательную функцию.
2.3. История создания моего мультфильма
В результате проведенного исследования я пришла к выводу, что зачастую любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство
Дети мало знают отечественных мультфильмов, а ведь это наша история и культура. В иностранных мультфильмах очень много жестокости. Конечно же, не все иностранные мультфильмы губительны. И среди них, можно найти качественные.
Я думаю, что родители должны помочь детям разобраться, где «хороший» мультфильм, а где «плохой». Поэтому на родительском собрании я рассказала родителям о своем исследовании и познакомила их с рекомендациями по выбору мультфильмов. Самое главное, что я хотела сказать – это то, что мультфильмы должны:
1.Учить любить животных.
2. Учить дружить.
3. Помогать изучать окружающий мир.
4. Учить выполнять свои обязанности.
А также на родительском собрании я провела беседу с родителями, «Какие мультфильмы опасны для просмотра» и на что стоит обращать внимание при выборе мультфильмов.
Просмотрев и проанализировав информацию о мультфильмах, а также прочитав и изучив историю создания мультфильма мне захотелось создать свой, который учит добру, взаимопомощи. Для этого мы с моими друзьями отправились в музей анимации. Там я узнала не только о том, как снимают мультфильмы, но и изучила технологию рисованной анимации. Эта технология покадровой съёмки немного отличающихся рисунков.
Затем мы придумали название нашей команды-“Дружмишки”. И потом приступили к созданию мультфильма. Так как 2017 год был годом экологии, я решила, что в моём мультфильме будет показано, как нельзя обращаться с природой, а точнее с лесом, как надо беречь лес от огня, не разводить костры, и не мусорить. Ведь лес - это лёгкие нашей планеты!
Работу начала с создания сюжета, продумала героя. Нам в музее дали нарисованные картинки и дальше мы должны были придумать сценарий. Так как я люблю мультфильм «Ну, погоди!», я решила, что моими героями будут волк и заяц. Мы с моей командой придумали название мультфильма “Грибная прогулка”.
В начале нашего мультфильма, как и в любых других мы вставили титры. С помощью покадровой съёмки наши титры начали двигаться сверху вниз. Затем по сценарию заяц прогуливался с лукошком по лесу и собирал грибы. Чтобы не повредить грибницу, он аккуратно срезал их. Тем временем на поляне сидел волк и курил папиросы. И, не потушив их, кидал на землю. Из-за этого началось возгорание. Но к счастью у зайца был огнетушитель, и он потушил огонь. Тем самым ему удалось избежать беды. И в конце мы вставили табличку “Берегите лес от огня”.
В конце хочу добавить, что в ходе сьёмок я поняла насколько это трудоёмко. Ведь над мультфильмом трудилась целая команда, а за 1.5 часа мы сняли мультфильм продолжительностью всего 40секунд. Я с радостью готова показать, что у нас получилось.
3.Выводы.
В заключении, хотела бы сказать, что исследовательская работа помогла мне разобраться, какие мультфильмы можно показывать не только всем детям, а также их родителям в общем, а и моей младшей сестренке, в частности, чтобы не только не навредить ей, а воспитать её доброй, отзывчивой и любящей девочкой.
Добрые, веселые, позитивные мультфильмы пробуждают в детях такие же добрые и прекрасные желания – всех любить, обнимать, дарить подарки, говорить добрые слова. Поучительные мультфильмы помогают осознать полезность и необходимость школьных уроков, и у детей возникает желание начать хорошо учиться.
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась, и мы доказали, что не все мультфильмы оказывают положительное влияние на детей. Поэтому я рекомендую смотреть больше отечественных мультфильмов, учиться добру и уважению ко всему миру.
Пользуясь интернет ресурсами, нами были выбраны двадцать лучших российских (советских) мультфильмов, рекомендуемых для просмотра детей, которые плодотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка, а значит способствуют тому, чтобы ребенок был духовно и физически здоров. (Приложение № 6 ).
А также я решила среди ребят своего класса провести викторину на тему “Знаток мультфильмов». Таким образом я хотела попытаться привлечь внимание детей к российским (советским) мультфильмам
Список литературы:
1.Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. Осп. Кш.- 2006. - №6. – С.28 -31.
2.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. М. Аромаштам. –М.: Чистые пруды. – 2006. – 32 с.
3.Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. – 768с.
4.Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с
5. Бородин Г.«О нашем союзмультфильме», , 2005
6.Волков С. Интернет–портал «Исследовательская деятельность школьников»
7.Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. Нач. шк. Плюс до и после. – 2001. - №8. –С.75.
8.Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. Восп. Шк. – 2005. - №9. – С.45-54.
9.Евстигнеева Л.Г«Вред и польза мультиков» Интернет – статья «Мультфильмы: вред или польза?»
10. «Планета мультфильмов», статья «Мой малыш», Москва, 2003
11.Сайт Э.Н.Успенского «Чтобы не было скучно»
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Приложение № 2
Анкета для детей
1)Смотришь ли ты мультфильмы? Да/Нет
2)Когда ты предпочитаешь их смотреть (утро, день, вечер)
3)Какие мультфильмы ты предпочитаешь?(советские или зарубежные)
4)Ограничивают ли родители время просмотра мультиков?(Всегда, иногда, редко ,никогда)
5)Контролируют ли тебя родители в выборе мультфильмов?(Да/нет)
6)Как называется твой любимый мультфильм?
7)Твой любимый герой?
Приложение № 3
Анкета для родителей
1)Смотрите ли Вы мультфильмы всей семьёй? Если да, то какие?
2)Какие мультфильмы Вы разрешаете смотреть своим детям?
3)Ограничиваете ли Вы время просмотра мультиков?
4)Контролируете ли Вы детей в выборе мультфильмов?
5)Как Вы считаете чему должны учить детей мультфильмы?
Приложение №4
Рисунки детей к мультфильму про монстров.
Приложение №5
Рисунки детей к хорошему мультфильму
Приложение № 6
Какие мультфильмы смотреть детям:
1. Помните, что не каждый анимационный фильм предназначен для детской аудитории. Следует различать мультфильмы для детей и для взрослых. Детские мультфильмы всегда поучительные, добрые, познавательно-развлекательные. Мультфильмы с изображением крови, насилием, ярко выраженной негативной окраской могут нанести вред детской психике.
2. Многие родители для своих детей выбирают только советские мультфильмы, которые ассоциируются только с позитивными эмоциями. Но нельзя не вспомнить и старые добрые диснеевские мультики с добрыми и положительными героями: «Бемби», «Слоненок Дамбо», «Золушка» «Белоснежка».
Просмотр мультфильмов, в которых есть сильно выраженные отрицательные герои или показана смерть (например, «Король Лев» Уолта Диснея) лучше отложить, пока малыш не научится различать добро и зло, сострадать и сочувствовать.
3. Особое внимание следует уделять мультфильмам, где главные герои женского пола. Излишняя агрессивность или сексуальность героинь многих современных мультиков формирует у ребенка неправильный стереотип взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мультфильмы должны воспитывать и в девочках, и в мальчиках прививать моральные ценности и уважительное отношение к женщине. Хорошими примерами таких мультфильмов являются сюжеты про Василису Прекрасную, Царевну-Лягушку, героини которых обладают высокими моральными качествами: честны, добры, трудолюбивы.
4. Немаловажное значение играют также качество и детальность прорисовки мультфильма. Для малышей лучше выбирать мультфильмы с четкими, умеренно яркими картинками и персонажами, без лишних деталей. Хорошо если в мультике все предметы пропорциональны, ведь очень важно развивать у ребенка правильный глазомер.
5. Осторожно относитесь к выбору мультфильмов с фантастическими существами (мутанты, люди-пауки, супергерои и т.д.) со сверхспособностями. Ребенок может захотеть повторить невыполнимые подвиги любимых героев. Прежде, чем смотреть мультфильмы такого плана, важно научить ребенка отличать мир фантазий от реальности.
Самое главное – сформировать в ребенке правильное отношение к мультфильмам и не злоупотреблять их просмотром. Пусть лучше свое свободное время ребенок тратит на общение со сверстниками, подвижные игры, занятия спортом, увеличения и хобби и чтение книг.
Приложение № 6
Уважаемые родители!
Предлагаем вам познакомиться со списком мультфильмов, рекомендованных к просмотру детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Все они прошли психолого-педагогическую экспертизу и являются безопасными для психологического здоровья и физического самочувствия детей, так как время их просмотра соответствует возрастным гигиеническим нормам. Многие из этих мультфильмов составляют золотой фонд отечественной мультипликации. Они обращены не только к зрению, но прежде всего к душе. Даже самая простая история предоставит заинтересованному родителю возможность общения со своим ребенком по поводу увиденного.
6-7 лет
1.Аленький цветочек Союзмультфильм, 40 мин
2. Большой Ух Творческое объединение «Экран» 10 мин
3. Вовка в тридевятом царстве Союзмультфильм 20 мин
4. Волшебное кольцо Союзмультфильм 20 мин
5. Гадкий утенок Союзмультфильм 19 мин
6. Двенадцать месяцев Союзмультфильм 53 мин
7. Дюймовочка Союзмультфильм 30 мин
8. Заколдованный мальчик Союзмультфильм 43 мин
9. Золотая Антилопа Союзмультфильм 30 мин
10. Снегурочка Союзмультфильм 65 мин
11. Снежная Королева Союзмультфильм 60 мин
12. Царевна лягушка Союзмультфильм 40 мин
13. Щелкунчик Союзмультфильм 25 мин
7-8 лет
1.. Балерина на корабле Союзмультфильм 17 мин
2. В стране невыученных уроков Союзмультфильм 20 мин
3. Конек-горбунок Союзмультфильм 70 мин
4. Му-му Союзмультфильм 20 мин
5. Падал прошлогодний снег Творческое объединение «Экран» 20 мин
6. Пастушка и трубочист Союзмультфильм 30 мин
7. Пиф-Паф, ой-ой-ой! Творческое объединение «Экран» 17 мин
8. Пластилиновая ворона Творческое объединение «Экран» 10 мин
9. Следствие ведут колобки Творческое объединение «Экран» 20 мин