Цвет в феерии А. Грина "Алые паруса"

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цвет в феерии А. Грина "Алые паруса"

Ефремова А.Р. 1
1МБОУ гимназия №2
Лопатина О.Н. 1
1МБОУ гимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Русский писатель Александр Степанович Гриневский известен под псевдонимом Александр Грин. Он прошел через трудности и несчастья: война, тюрьма, страдания, голод, тиф. Жизнь давала хорошие уроки выживания, искажая душу. Все терзания, угнетения Грин отразил в своем творчестве.

С детства наблюдалась у Грина любовь к книгам, тяга к литературе. Именно поэтому вскоре писатель становится популярным. Его рассказы побуждают читателя переживать за героев, восхищаться их смелостью. До конца своих дней Грин оставался романтиком, мечтателем, прекрасным человеком. Все самое светлое и чудесное нашло отражение в его произведении «Алые паруса».

К.Г. Паустовский писал: «Алые паруса»- повесть, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». Константин Паустовский очень точно определил основную мысль и дух произведения. Читая «Алые паруса», я никогда бы не подумала, что Грин писал феерию в холодном зимнем Петрограде в 1920 году в поисках ночлега среди голода и тифа. Однажды в витрине магазина игрушек он увидел гоночную яхту с парусом из белого шелка.

«Эта игрушка мне что-то сказала, но я тогда не знал что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того, алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Именно алый цвет был выбран автором как символ силы духа и страсти к жизни.

Мир повести многоцветен: каждый видит окружающую действительность в соответствии со своим характером и настроением.

Работая над проектом, я ставила следующую цель: изучить цветовую гамму произведения А. Грина «Алые паруса» как символическое обозначение элементов сюжета и героев, рассмотреть главные ассоциации цвета.

Основная задача данного исследования состоит в том, чтобы определить и проанализировать значение цвета в произведении, сделать вывод о роли цветовых образов.

Исследований, посвященных феерии «Алые паруса», достаточно много, но вопросам использования цветовых образов не уделено должного внимания. Поэтому можно утверждать, что данное исследование актуально.

Настоящая работа основана на личных наблюдениях, личном восприятии произведения А. Грина «Алые паруса».

Основная часть.

Нас окружает богатейшая палитра красок и их оттенков. В литературном произведении не всегда писатель или поэт может выразить словом мысль, чувство, переживание, предмет. Поэтому творцы часто прибегают к использованию различных символов, в том числе к символике цвета. Цвет играет значимую роль в литературном произведении. Причем важно учитывать, что изображение цвета не является целью писателя, а служит реализацией творческих замыслов. В использовании цвета раскрывается индивидуальный стиль писателя, авторское видение мире и его воплощение в произведениях.

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Символика цвета —способность цвета передавать значения, пробуждать чувства, вызывать ассоциации.

Рассмотрим на примере феерии «Алые паруса», какую роль играет цвет в произведении.

Уже в самом названии феерии присутствует алый цвет. Сначала я подумала, что этот цвет просто понравился автору своим спокойным величием. Закрыв последнюю страницу «Алых парусов», я поняла, что он символизирует любовь, исполнение желаний. Ведь в «Алых парусах» перед нами разворачивается история любви Грея и Ассоль.

«Одна такая новинка была миниатюрной гоночной яхтой; БЕЛОЕ суденышко это несло АЛЫЕ паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают – игрушек богатого покупателя»- так автор рисует игрушку, которую смастерил Лонгрен. Эпитет «алый» не случаен, потому что это цвет силы неутихающей любви в душе, огня в сердце, а белый цвет как символ чистоты и доброты, чего-то светлого, безобидного, он обозначает жизнь.

«Здесь, видимо, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было – лоскутки АЛОГО шелка». Здесь Грин сам все объясняет:

у Лонгрена закончилась вся подходящая материя, и он взял то, что попалось под руку – алый шелк.

Предложение «Пламенный веселый цвет горел в ее руке, как будто она держала огонь» говорит само за себя: пламенный веселый цвет похож на огонь, который создают лоскутки алого шелка.

Обращает на себя внимание следующий эпизод: «Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас же сверкнули АЛЫМ отражением в ПРОЗРАЧНОЙ воде; свет, пронизывая материю, лег дрожащим РОЗОВЫМ излучением на БЕЛЫХ камнях дна». Как точно автор отмечает чистоту и прозрачность воды, куда маленькая Ассоль спустила кораблик, алые паруса дают алое отражение на чистой воде, а излучение становится розовым из-за белых камней, так как алый цвет не достал до дна.

Немаловажное значение в раскрытии алого цвета играет встреча в лесу Ассоль и собирателя песен Эгля. «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет АЛЫЙ парус»; «Сияющая громада АЛЫХ парусов БЕЛОГО корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе» - в данном случае алые паруса символизируют перемены в судьбе, волю, веру в чудо, а белый цвет корабля указывает на абсолютную чистоту, легкость и свет.

«Накануне того дня и через семь лет после того, как Эгль, собиратель песен, рассказал девочке на берегу моря сказку о корабле с АЛЫМИ парусами, Ассоль в одно из своих еженедельных посещений игрушечной лавки вернулась домой расстроенная, с печальным лицом». Здесь надо отметить, что корабль с алыми парусами тоже является одним из главных героев произведения, он олицетворяет надежду на лучшее, веру в чудо и любовь.

Интересно, на мой взгляд, Грин описывает, как капитан кораблю Грей выбирает материю для парусов:

«Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета; КРАСНЫЙ, БЛЕДНЫЙ РОЗОВЫЙ и РОЗОВЫЙ ТЕМНЫЙ; густые закипи ВИШНЕВЫХ, ОРАНЖЕВЫХ МРАЧНО-РЫЖИХ тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный АЛЫЙ цвет долго не представлялся глазам нашего капитана; что приносил лавочник было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да».

Грей называет цвета, оттенки и тона, отображающие его желание, он описывает тот идеальный цвет, который он ищет:

«В нем не было смешанных ОТТЕНКОВ ОГНЯ, лепестков мака, игры ФИОЛЕТОВЫХ и ЛИЛОВЫХ намеков; не было также ни СИНЕВЫ. Ни тени – ничего, что вызывает сомнение».

Находясь в лавке, Грей выбирает ткань для парусов, розовый отсвет создается за счет «пурпурной волны»: «На носок Грея легла ПУРПУРНАЯ волна; на его руках и лице блестел РОЗОВЫЙ отсвет».

И наконец в финале мы видим: «Палуба, крытая и увешанная коврами, в АЛЫХ выплесках парусов, была как небесный сад». Вот оно, осуществление мечты, чудо, сотворенное своими руками.

Интересное значение имеет в «Алых парусах» голубой и синий цвета. Например,

«В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного ГОЛУБОЙ ленточкой».

Обычно голубой (или синий) – цвет неба, символ чистоты, верности. Думаю, поэтому Грин «украшает» медведя именно голубой ленточкой. Если бы у меня была такая возможность- украсить плюшевого медведя, я бы тоже взяла голубую ленточку.

«РОЗОВЫЕ тени скользили по БЕЛИЗНЕ мачт и снастей, все было БЕЛЫМ, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов ЦВЕТА ГОЛУБОЙ РАДОСТИ».

Обращает на себя внимание метафора «цвета голубой радости». Можно предположить, что речь здесь идет о надежде, любви, которую отражают алые паруса. А сами алые паруса откидывают розовые тени на белые мачты и снасти.

Немаловажное значение приобретают контрастные цвета белый-черный.

«Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на БЕЛОМ песке длинный ряд ТЕМНЫХ килей, напоминающих хребты громадных рыб».

Это фраза не случайна, потому что следующий эпизод разворачивается ночью, в темноте кили корабля становятся темными, а песок при лунном свете кажется белым.

«Были там еще корабли-пираты с ЧЕРНЫМ флагом и страшной, размахивающей ножами командой; корабли-призраки, сияющие мертвенным светом СИНЕГО озарения; военные корабли с военными солдатами, пушками и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных; корабли с мрачной тайной и бунтами; корабли открытий и корабли приключений».

Стоит отметить, что у пиратов всегда флаг только черный. А синее озарение мы замечаем потому, что корабли-призраки плавают в море.

Контраст белого и черного читаем в эпизодах:

«Прошло еще мало времени, и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над ЧЕРНОЙ линией новой мачты» и «Струя пены, отбрасываемая кормой корабля Грея «Секрет», прошла через океан БЕЛОЙ чертой и погасла в блеске вечерних огней Лисса».

Светлое и ясное свежее утро Грин создает посредством эпитета «белый»: «Был БЕЛЫЙ утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений».

Однажды утром Артур Грей почувствовал, что сегодня у него будет плохой день, и предчувствие его не обмануло: «Еще утром, едва проснувшись, он уже почувствовал, что день начался в ЧЕРНЫХ лучах»

Разговаривая с угольщиком Филиппом, Ассоль «взяла его огромную ЧЕРНУЮ руку и привела ее в состояние относительного трясения».

А ночью «за бортом в сне ЧЕРНОЙ воды дремали звезды и огни мачтовых фонарей».

В черной дали снежной белизной легли гребешки далеких волн, а багровый, золотой и алый цвета рисуют красочный закат на море: «На ЧЕРНОЙ дали легла уже трепетная СНЕЖНАЯ БЕЛИЗНА; пена блестела, и БАГРОВЫЙ разрыв, вспыхнув средь ЗОЛОТОЙ нити, бросил по океану, к ногам Ассоль АЛУЮ рябь».

Стоит обратить внимание на то, как А. Грин использует синий, желтый, серый оттенки.

Основной цвет моря – синий, в сочетании с желтым цветом песчаного обрыва создает ощущение могущества, вечности, спокойствия:

«В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часу, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пустили СИНИЙ разлив моря, облака и край ЖЕЛТОГО песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости».

Синий цвет может обозначать радость, роскошь, связь с небом: «С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль; над горизонтом, но в то же время и над его ногами висели листья орешника».

Интересно создан образ горожанина:

«СЕДЫЕ кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; СЕРАЯ блуза, заправленная в СИНИЕ брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; БЕЛЫЙ воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – высказывали горожанина».

Казалось бы, Грин использует светлые тона, но они создают впечатление «безликости». Седые кудри как будто сливаются с серой блузой и белым воротничком, а дополняется это серебряными бляхами.

При этом одежда Ассоль в тех же тонах не кажется бесцветной:

«За ореховой рамой в светлой пустоте, отраженной от комнаты, стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый БЕЛЫЙ муслин с РОЗОВЫМИ цветочками. На ее плечах лежала СЕРАЯ шелковая косынка».

Карие глаза и волосы цвета каштана придают образу Ассоль особую притягательность:

«Ее ТЕМНЫЕ густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч»; «ТЕМНЫЕ, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи».

Синие, серые, черные обложки и переплеты книг. Вновь Грин создает впечатление чего-то мрачного, безликого. Однако здесь мы видим, что золотой цвет буквально врывается в этот цветовой ряд, и читатель ощущает богатство, честь и достоинство:

«Там – раскрытый альбом с выскользнувшими внутренними листами, там – свитки, перевязанные ЗОЛОТЫМ шнуром; стопы книг угрюмого вида; толстые пласты рукописей, насыпь миниатюрных томиков, трещавших, как кора, если их раскрывали; здесь – чертежи и таблицы, ряды новых изданий, карты; разнообразие переплетов, грубых, нежных, ЧЕРНЫХ, пестрых, СИНИХ, СЕРЫХ, толстых, тонких, шершавых и гладких».

Не случайно золотой оттенок появляется на страницах книги. Звезды в темноте носи почти всегда кажутся золотыми:

«Грей, подняв голову, прищурился на ЗОЛОТОЙ уголь звезды; мгновенно через умопомрачительность миль проникла в его зрачки огненная игла далекой планеты».

И этот же золотистый свет далеких звезд отражается на козырьке его фуражки:

«Наступал вечер; сквозь открытый иллюминатор торчала ЗОЛОТИСТАЯ балка света, в которой вспыхнул лакированный козырек капитанской фуражки».

Наконец, золотое кольцо, которое Грей дарит Ассоль. Это фамильная ценность. Но герою так понравилась девушка, что он ни секунды не сомневался: кольцо он отдаст только ей:

«Она села к столу, на котором Лонгрен мастерил игрушки, и попыталась приклеить руль к корме; смотря на эти предметы, невольно увидела их большими, настоящими; все, что случилось утром, снова поднялось в ней дрожью волнения, и ЗОЛОТОЕ кольцо, величиной с солнце, упало через море к ее ногам».

Заключение.

Результаты исследования убеждают нас в том, что выбор цветов в «Алых парусах» не должен рассматриваться как случайное или малозначащее явление.

Очень много в повести белого цвета. Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия, чистота.

В повести мы не раз видим сияющую громаду алых парусов белого корабля. Ему противопоставляется черная крыша трактира. Вернувшись домой после случая с Меннерсом, Лонгрен говорит дочери: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». Черный цвет символизирует траур, скорбь, смерть, печаль, зло.

Очень интересно автор использует золотой и желтый цвета. В словаре Ожегова это слова-синонимы. Золотой цвет – блестяще- желтый. А в повети Грина это скорее антонимы. «Золотое кольцо, величиной с солнце, «золотые ворота Моря» откроют Грэю путь к мечте. И здесь же «пожелтевшая скатерть» в трактире Миннерса, рыжие глаза Хина. Желтый цвет часто ассоциируется с чем-то болезненным, фальшивым.

Значительная роль отведена синему и серому цветам.

Это прежде всего «Синее сияние океана», о котором так мечтал Грин и его герой. Символика синего исходит из очевидного факта — синевы безоблачного неба. Главные символы синего — божественность, таинственность, благородство и чистота.

Серый цвет часто считают цветом несчастья и посредственности. Однако у серого цвета есть и позитивное значение. В эпоху Возрождения серой цвет считался цветом изящества, элегантности, благородства. Именно такого цвета глаза благородного сказочника Эгля: «серые, как песок, и блестящие, как сталь.»

Голубой цвет- цвет неба, свободы, розовый- цвет мечты.

Все цветовые символы несут огромную смысловую нагрузку и используются как средство выразительности замысла и мировоззрения А. Грина.

Таким образом, задачи, поставленные во введении работы, реализованы.

Просмотров работы: 2379