Введение.
Цель: выявление уровня речевой грамотности школьников, а также причин неграмотности современных детей (учеников школы № 7); определение возможных путей решения проблем.
Предмет исследования: диагностические и творческие работы по русскому языку учеников средних классов МБОУ СОШ № 7.
Актуальность исследуемой проблемы: все мы изучаем или изучали русский язык в школе, но продолжаем допускать ошибки в как в письменной, так и в устной речи. Почему? Правила забываем? Или причины кроются в чем-то другом? Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. «Берегите наш прекрасный язык»,- писал великий русский писатель И.С. Тургенев. Считаю, что эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык – это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная наша задача.
Методы исследования: сравнение и анализ работ учеников 5-х, 7-х классов, классификация ошибок в правописании, анализ причин допущенных ошибок, интервьюирование учителей русского языка школы № 7, анкетирование родителей учащихся школы.
Основная часть.
Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит...
Д.И. Лихачёва
2.1. Старинная легенда.
В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей, идя, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевлённые его песнями, воспрянули духом и разбили врагов. Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека.
2.2. О подлинной грамотности.
Известный литературный критик Д.Писарев отмечал: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Что же такое грамотность в широком смысле этого слова? Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатством национального языка, культурой родной речи. Культурная речь – это речь нормированная. В своей письменной форме она должна отвечать нормам орфографии и пунктуации, в устной – существующим в настоящее время нормам произношения.
2.3. Роль учебного предмета “Русский язык».
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык“ занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Именно поэтому основные цели изучения предмета – языковое развитие личности, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Язык теснейшим образом связан с жизнью. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
2.4. Анализ уровня грамотности учащихся МБОУ СОШ № 7
Что же сегодня происходит в школах? Каков уровень обученности учащихся родному языку? Мы проанализировали уровень грамотности, категории ошибок у учащихся 5 –х и 7-х классов. Анализ ошибок учащихся показал, что типичными являются:
1/ речевые (стилистические) ошибки. (Ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи).
Употребление слов в несвойственных им значениях.
(Мысль развивается на продолжении всего текста. Мы были ШОКИРОВАНЫ прекрасной игрой музыкантов).
Тавтология.
(Мне рассказали НОВЫЕ новости. Герой произведения ,молодой юноша, очень прекрасный).
Все чаще встречается в творческих работах учащихся смешение разных стилей лексики.
Употребление лишних слов. (На СВОЕЙ картине Поленов показывает красоту русской природы).
Неоправданное повторение. (Недавно нам поставили новый танец. ТАНЕЦ очень интересный).
2/ Типичные грамматические ошибки. (Это любые ошибки, связанные с образованием слова, морфологией, синтаксисом).
Неверное словообразование (На следующий день прилетели быстрей и ПЕРВЕЙ бабочки)
Нарушение согласования (Вкусное кофе, красивая тюль).
Ошибки в построении предложения (Читая текст, возникает чувство сострадания)
3/ Типичные орфографические ошибки. (Это ошибки правильного написания слова)
Неправильное написание безударных гласных (багровый (пишут бОгровый и проверяют словом бог, рАзиня (пишут розиня и проверяют словом роз), долина (пишут дАлина и проверяют даль).
Неправильное написание суффиксов н и нн (гостиная (пишут гостинная).
Правописание НЕ с разными частями речи.
Современные пятиклассники все чаще и чаще допускаю т ошибки в правописании такого, казалось бы простого правила, как -Тся и -ться в глаголах.
4/Типичные пунктуационные ошибки. Это ошибки в постановке знаков препинания. (Неправильная постановка знаков выделения и разделения).
2.5. Результаты.
Сравнив и проанализировав результаты диагностических работ пятиклассников в 2016 году (март) и этих же учеников в седьмом классе в 2018 (май) годы, мы пришли к выводу, что уровень безграмотности растет:
2016год март (5класс) 2018год май(7кл.)
Ошибки допустили
проверяемая безударная гласная 22% 31%
правописание приставок 9% 13%
правописание суффиксов 2% 7%
личные окончания глаголов 1% 12%
падежные окончания прилагательных 9% 12%
пропуск, замена, перестановка буквы 12% 19%
слова с непроверяемыми написаниями 19% 25%
знаки препинания при однор. чл.предл. 9% 18%
знаки препинания в сложном предлож. 10% 23%
Оценку «5» получили 31% 16%
«4» 41% 42%
«3» 17% 26%
«2» 11% 16%
В результате количество детей, получивших «5»: 2016 г.-31%, 2018г.-16%; «4» - 41%, 2018 -42%, «3»: 2016г.-17%, 2018г.- 26%; «2»: 2016г-11%, 2018г-16%.
Выводы.
Каковы же причины снижения грамотности:
1/Родители в среднем звене меньше уделяют детям времени, меньше контролируют и спрашивают, считая, что дети повзрослели и должны учиться самостоятельно; 2/ Мы провели анкетирование родителей (респондентами являлись родители учащихся нашей школы с 1 по 9 классы в количестве 679 человек). Вопросы были заданы следующие:
-Как организуете досуг детей? (Многие назвали только семейные праздники, поездки на дачу, в гости)
- Как часто посещаете с ребенком музеи, театры и т.п.
а/1 раз в месяц – 17%
б/1 раз в полгода – 27%
в/1 раз в год-11%
г/никогда-5%
Оказалось, что многие родители не организуют правильно досуг детей (практически не посещают музеи, выставки, театры). Отсюда низкий уровень общего развития, интеллекта, как следствие этого: непонимание учащимися значения слова и неумение подобрать однокоренное проверочное слово.
Чтобы подсказать родителям, направить их в вопросе воспитания и образования своих детей, в марте запланирован педсовет на тему «Семейная традиция как одно из условий нравственного воспитания школьников".
3/современные дети очень мало читают (родители не подают пример, редко дарят книги, не устраивают семейные чтения, а, значит, не обсуждают, не учат рассуждать и, вообще, мало общаются с детьми);
На вопрос: устраиваете ли семейные чтения? Их регулярность? родители ответили
а/ каждый день – 9%
б/1раз в неделю-18%
в/1раз в месяц-11%
г/никогда-21%
Вопрос: Дарите ли Вы детям книги на праздники? (только 46% ответили «да»)
Родители, к сожалению, не подают положительный пример, сами читают очень редко, не все дарят детям книги, не устраивают семейные чтения, а, значит, не обсуждают, не учат рассуждать и, вообще, мало общаются с детьми.
4/учащиеся 5-7 классов, оставаясь бесконтрольными, все больше и больше времени проводят с гаджитами, даже вовремя перемен;
5/ во время переписки в Рунете из-за бездумного написания или спешки, привычки, модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании: сокращения (привет-при); написание слов по произношению (нормально - намана), отсутствие пунктуации, использование смайлов вместо знаков препинания, написание имён собственных с маленькой буквы, опечатки.
И самое страшное, что многие, когда пишут, руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!» Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. Еще один маленький пример: наш учитель русского языка часто обращает внимание на отсутствие в работах точек в конце предложения, точка - холодный знак, поэтому в смс - сообщениях ее часто заменяют смайлами или эмодзи, отсюда и данная проблема у современных школьников. Это все не может не вызывать тревогу у людей образованных.
Рекомендации родителям:
Обязательно наличие домашней библиотеки,
совместные посещения культурных мероприятий, совместный просмотр воспитывающих, познавательных телепередач по каналу «Культура», посвященных изучению родного языка, жизни и творчеству писателей, художников, композиторов и т.д.
Мой руководитель, учитель русского языка и литературы Шичкова Л.В., создала блог «Я словесник», на котором в рубрике «Пока все дома» выкладывает различную познавательную информацию для детей для совместного проведения времени родителям с детьми.
возрождение семейных чтений,
положительный пример - чтение родителями.
покупать детям различные словари (толковый, морфемный, этимологический, словарь синонимов, антонимов и т.п. и стимулировать обращение к ним).
Рекомендации учителям русского языка и литературы
Проводить интегрированные уроки для развития метапредметных УУД учащихся, урок – путешествие, урок-игру, урок – дискуссию и т.п.
Постоянно развивать орфографическую зоркость, используя различные формы работы: орфографические разминки в начале каждого урока, «найди и исправь ошибку» в своей работе или в работе одноклассника и т.п.
Писать как можно больше творческих работ.
Работать на уроке с различными видами словарей.
Использовать такие активные формы работы, как «в роли учителя», зрительный диктант, устное сочинение, словесное рисование и т.п.
Слушать мастеров слова.
Развивать умение конструировать предложение с разными языковыми единицами.
В декабре мы выступили на общешкольных родительских собраниях с 5 по 8 классы, на которых обозначили все проблемы и предложили пути решения данных проблем. Надеемся, родители нас услышали. А мы в свою очередь создали блог «Я словесник», где теперь размещаем в рубрике «Когда все дома» различную познавательную информацию для детей и родителей.
Рекомендации ученикам:
Для расширения собственного словарного запаса, для развития умения рассуждать читать как можно больше, у кого низкая техника чтения - лучше вслух
Развивать умение подбора правильного проверочного слова (лучше в игре с одноклассниками, друзьями).
Прислушиваться к речи родных и близких людей, пытаться найти и исправить ошибки.
Развивать умение работать с различными словарями.
Использовать ресурсы телевидения и интернета: смотреть познавательные передачи, посвященные изучению родного языка, жизни и творчеству писателей, художников и т.д.
Посещать музеи, театры, различные выставки.
Мы планируем работу и с учениками нашей школы, чтобы донести и до них наши рекомендации. Надеемся, что мы сможем повлиять на повышения уровня речевой грамотности учащихся нашей школы!
Заключение.
Академик Д. С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром» писал: «…Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит...»; «…Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...»
Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни.
Прислушайтесь к нашим советам, и тогда у вас в жизни всё будет на 5!
Список используемых источников и литературы.
Д.Лихачев. «Письма о добром». М. : издательство АСТ, 2018. – 31 с., 375 с.
http://gim52myteachers.my1.ru/index/iz_istorii/0-18
https://www.livelib.ru/tag/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/quotes
Диагностические работы учащихся 5-х, 7-х классов.