ВВЕДЕНИЕ
Мне очень нравится читать книги, больше всего моё внимание привлекают истории, где герой сражается с фантастическими или мифическими существами. С ним происходят какие-нибудь необыкновенные метаморфозы, а события происходят или в прошлом, или в далёком будущем. Во многих литературных произведениях фантастические существа представлены драконами. Откуда изначально взялся образ Дракона? Вероятно, он является неотъемлемой частью коллективного подсознания человечества, а возможно эти чудовища существовали в реальности. До сих пор наукой не доказано происхождение данного образа, но присутствует он во многих сказках и мифах разных культур и народов. Во втором классе я выполнил исследование на тему: «Образ дракона в культуре народов мира», а через некоторое время написал балладу о драконе (Приложение3), и я решил продолжить работу дальше, но уже в другом русле. Тема дракона в литературе мне показалась интересной и актуальной. Она заставляет погрузиться в древность и представить драконов; вспомнить, какие легенды связаны с этим загадочным существом. А также сравнить современные представления людей с древними образами. Поэтому я выбрал тему своей работы: «Образ дракона в литературе».
Чтобы убедиться в правильности выбора темы, в ее актуальности, я решил провести опрос (Приложение 1) среди своих ровесников и предложил ответить им на вопросы:
1. Кто такие драконы?
2. Любите ли вы читать книги про драконов?
3. Назовите произведения, в которых присутствует образ дракона.
4. Какие отличия и сходства в изображении дракона в фольклоре и авторских литературных произведениях?
5. Где еще в жизни людей можно встретить образ дракона?
6. Произошла ли эволюция в изображении образа дракона?
Результаты опроса показали, что образ дракона интересен моим сверстникам, но
ответить на все вопросы, предложенные мной, многие не смогли. Особенно вызвали затруднения вопросы № 4, 6. А ответы на вопросы № 3, 5 были не полными.
Актуальность. Образ дракона широко используется в науке и творчестве у разных народов Мира, в том числе и литературном. Но мало кто задумывается почему. Литературное творческое наследие является одним из важнейших в культуре многих цивилизованных стран. Поэтому очень важно знать, понимать и ценить те образы, которые используются в литературном творчестве на протяжении многих веков. Необходимо уметь правильно трактовать смысл, заложенный в тот или иной образ. Особенно это актуально применительно к образу Дракона — наиболее популярному фантастическому образу в разные времена и у разных народов. Полученные результаты могут быть полезны людям разного возраста не только у нас в стране, но и за ее пределами.
Цель работы: показать значимость и эволюцию образа дракона в русской и западноевропейской литературе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Узнать историю возникновения образа дракона.
2. Прочитать и изучить мифы, былины, сказки и произведениях других литературных жанров, в которых одним из персонажей является дракон.
3. Сравнить образы дракона: злобного и жестокого существа и обаятельного героя произведений.
4. Обработать полученные результаты.
5. Сделать вывод о роли дракона в литературе.
Гипотеза исследования: я предположил, что дракон является самым популярным фантастическим существом и его образ широко используется в литературном творчестве разных народов мира в разных жанрах.
Проблема исследования: несет ли образ дракона в литературных произведениях разную смысловую нагрузку.
Объект исследования: западноевропейская и русская литература
Предмет исследования: образ дракона
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы
2. Чтение художественной литературы
3. Посещение палеонтологического музея в Москве, Россия
4. Посещение музея скандинавских писателей Юнибакен в Стокгольме, Швеция.
5. Изучение интернет — ресурсов
6. Опрос, анализ
Характеристика исследования. Работа относится к теоретическим исследованиям.
Полученные результаты:
1. Изучены образы драконов в русской и западноевропейской культурах Мира.
2. Изучено использование образа дракона в литературном творчестве разных стран.
3. Проведен сравнительный анализ отрицательного и положительного образов дракона в литературе.
1. КТО ТАКИЕ ДРАКОНЫ
Дракон — это собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ, а также реально существующих животных, птиц и даже рыб. Само название "дракон" происходит от древнегреческого "змей" и связано со значением "пристально смотреть". Это считается самым главным качеством дракона - магическое и гипнотизирующее зрение. Кроме этого, особенности дракона - способность летать, наличие нескольких голов, нескольких хвостов, способность извергать пламя и великолепный ум.
Некоторые изображения драконов похожи на динозавров. Именно поэтому драконов часто путают с этими древними животными. Существует мнение, что мифы о драконах связаны с находками людьми костей динозавров - гигантских вымерших ящеров. Историки и специалисты по палеонтологии и мифологии считают, что это не верно. Для того, чтобы понять это мне самому, я изучил книги и энциклопедии про динозавров и посетил Московский палеонтологический музей. (Приложение 2) Информация, полученная из этих источников убедила меня, «…что драконы и динозавры - это разные существа…»1*
«…Это доказывает в первую очередь разное строение этих живых существ. То, что в отличие от динозавров, строение дракона позволяло ему передвигаться по земле, жить в воде, летать по воздуху и извергать пламя. Более того, во всех мифах подчеркивается, что драконы невероятно умные существа, а значит - они существа разумные! Динозавры такими свойствами не обладали. Динозавры - это обыкновенные зверо-ящеры, которые в основном были сухопутными и только несколько видов умели летать. Для древних людей мир делился на три части - подземный мир, земля и небо. И именно дракон соединил в себе черты
существ подземного мира и неба (змея и птицы). Так как земля была связана с плодородием и водой, то к нему добавились и символы огня и воды...»*
Так дракон объединил в себе четыре стихии: земля, небо, вода и огонь. Это сделало его самым удивительным, живучим и необыкновенным из мифологических чудовищ. Кроме разума, дракон был наделен и сверхъестественными способностями, что сделало его образ невероятно могущественным.
Возможно благодаря своему могуществу, образ дракона встречается в мифологии народов разных частей света.
Изучением образа дракона в мифологии и стало следующим этапом моего исследования.
1.2. Драконы в западной мифологии
Западноевропейские драконы чаще всего похожи на больших пресмыкающихся. Тело обычно темно-серого или темно-зеленого цвета, покрыто чешуей или чем-то вроде крепкого панциря. Дракон чаще всего имеет одну голову с огромными и острыми зубами, мощные задние лапы. Передние лапы у многих драконов переходят в перепончатые крылья, как у летучей мыши, а у некоторых отсутствуют. Несмотря на наличие крыльев, многие Западные драконы не умеют летать, предпочитая передвигаться на лапах или вообще ползать как змеи. Большинство Западных драконов любит устраивать свои гнезда в пещерах, которые расположены в болотистых местах или глубоко в чаще непроходимых лесов, в труднодоступных заболоченных берегах рек. Западные драконы весьма свирепы, очень ревниво охраняют свою территорию от посторонних.
Многие западные рыцари мечтали найти и победить дракона не только для того, чтобы доказать свою воинскую доблесть, но и для того, чтобы завладеть сказочными богатствами, хранителями которых считались драконы. Так был даже создан знаменитый Орден Дракона.
Орден Дракона — рыцарский орден, основанный в 1408 году королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов, а католической церкви — от еретиков и язычников. Первоначально в ордене кроме Сигизмунда и его жены состояли 22 рыцаря. Со временем число рыцарей возросло.
Практически во всех странах Европы есть легенды о драконах. И все эти драконы разные, но имеют общие черты, свойственные Западным драконам.В румынской мифологии - Балаур, в скандинавской - Фафнир, Василиск в Швейцарии (город Базель), в греческой - Тифон и Гидра*.
В библейских текстах встречается упоминание Левиафана. « …1И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.»**
11*. Кенель А. Мифы и легенды. Древняя Греция. Перевод с французского Г.Калашниковой. Медуза Гаргона. С.12-13. Москва. Диалог.1995г
6**. Библия. Российское Библейское общество. 2009 г
Откровение Святого Иоанна Богослова. С.1288 -1289. Откровение 13,14
2.2. Дракон в славянской мифологии
Драконы в славянской мифологии - это таинственные существа, персонажи многих сказок и преданий о подвигах богатырей. По характеру и поведению, русские драконы всегда отрицательные персонажи. Стремятся убивать, поедать, похищать простых людей. Нападают на города, грабят и сжигают их. Основным героем славянских сказок является Змей Горыныч, стерегущий «Калинов мост» — мост через реку Смородину в русских былинах, соединял миры живых и мёртвых. «Многоглавый огнедышащий дракон, представитель зла. Количество голов у него в славянский мифах различное - от трех и до двенадцати. Чаще всего Змей способен к полёту и изрыганию огня, который использует в случае нападения. Может жить как на суше, так и в воде. Нападал на города, села, держал в страхе всю округу ».* Дракон-Змей, которого, согласно приданию, утопил Никита Кожемяка. «..Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней. ... воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил…»** Чешуйчатое зеленое тело, огнедышащий и кровожадный. Нападал на города и убивал людей.
В старославянских сказаниях упоминаются Чудо-юдо. Этот дракон также был очень кровожадным и очень живучим. Убить его было очень трудно, потому что у него была железная грива и медная шерсть, а срубленные головы сразу же снова вырастали. «…Иван–крестьянский сын - Зачем пришел? —На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!...»*** Огняник — популярный дракон из фольклора южных славян, летающий в облаках и иногда падающий на землю в виде огненных искр.
Многогранно изображен образ дракона в Библии, где мы узнаём, что змей был хитрее всех зверей, он же подтолкнул своим лукавством к грехопадению Еву, за что был проклят Богом. В христианской традиции змей, дракон – противники бога, пособники дьявола. Это отражено в легендах и сказаниях. Так возникает легенда о святом Георгии, поражающем дракона, олицетворяющего мировое зло. На Руси ему всегда отдавалась дань глубочайшего уважения. Георгий, поражающий дракона, известен по фольклору, литературным источникам и особенно в иконописи. Изображение всадника, побеждающего дракона, становится гербом Москвы, а позднее гербом всей России. На протяжении XVII- XVIII веков образ мифического дракона(змея) привлекает исследователей мифологии, так М.В. Ломоносов, набрасывая себе план изучения славянской мифологии (оставшийся нереализованным) отмечал: «Змей летает, с лешим бутто бабы живут…».
2. ОБРАЗ ДРАКОНА В ЛИТЕРАТУРЕ
Став одним из самых популярных мифологических образов, образ дракона активно использовался и используется в литературных произведениях разных народов мира. Он перемещается из произведения в произведение и каждый автор дополняет его специфическими чертами, наделяет разнообразными свойствами и отводит свою роль. Я рассмотрел это на следующем этапе исследования.
2.1. Образ дракона в русской литературе
Образ дракона в древнерусской литературе и фольклоре показан в большинстве случаев как жестокое, злобное и коварное чудовище. А также показано соединение образа дракона со змеем. Чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры. Родительницей Чуда-юда называется мать-змеиха. В сказках и легендах с ним бьются не только знаменитые герои (в русском фольклоре это Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка), но и обычные, до этого не совершавших подвигов люди. Например, в сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», народ выделяет из своей среды не прославленного богатыря, а простого человека, силу которому даёт «мать сыра земля», «живая и мёртвая вода».
Можно сделать вывод, что в русском фольклоре героем мог стать любой человек, преданный своему отечеству, а не обязательно знатный князь или боярин. Этот сюжет и образ дракона как воплощения зла вдохновил и меня на стихотворение, в котором храбрый воин побеждает злое и коварное чудище. (Приложение3)
Хочется привести пример высказывания В.Я Проппа, литературоведа, исследователя русского устного народного творчества, который называет дракона (или змея) в числе главных противников героя сказки – вместе с ведьмой, чертом, разбойниками и прочей «темной» силой. «В фольклоре … змей предстает не только воплощением жестокости и неудержимой злобы, но также весьма хитрым и коварным, способным, чтобы сбить с толку людей, оборачиваться другими животными – например, козой. Но бывает, что и люди обманывают змея. В одной сказке цыган обращает его в бегство, выжимая кусок творога и делая вид, что это камень; в другой его обыгрывают в карты; в третьей загадывают загадки, непостижимые для существа с «первой сигнальной системой». В таких сказках змей показан глуповатым, недалеким, а то и простодушно- наивным, похожим на деревенского паренька, которого обманывают ушлые городские люди».*
Также мы встречаем образ змея в поэзии русских поэтов, но здесь образ
*В.Я. Пропп «Морфология волшебной сказки», приобретает метафоричность, например, у А. Фета в балладе «Змей» в соответствии с фольклорной традицией и к фольклорному сюжету о соблазнении огненным змеем девицы или вдовы:
И над дальним перелеском
Просверкает пыл:
Будто змей взлетает блеском
Искрометных крыл.
В стихотворении И. Бунина "Змея" действует абстрактное "я". В нем показан внутренний мир человека, как одинокой "змеи".
Покуда март гудит в лесу по голым
Снастям ветвей, - бесцветна и плоска,
Я сплю в дупле. Я сплю в листве тяжелым,
Холодным сном – и жду: весна близка.
С. Маршак в своём стихотворении «Змея» рассказывает о человеческой жадности, где ассоциативно присутствует образ змеи, охраняющей клад. Именно драконы в древности считались хранителями сокровищ и богатств. А змеи отождествлялись с драконами. В рассказе Е. Замятина «Дракон», не сразу можно угадать смысл произведения, потому что очень много метафор. Автор не дает нам прямого ответа, что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?", но образом драконо-человека он как бы показывает – каждый человек двойствен, в каждом есть и "высокое" и "низкое". Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное – и зависит будущее, от выбора личности зависит путь развития общества. Своеобразная борьба добра со злом как в русских сказках.
В пьесе Е.Л. Шварца «Дракон» изображается страна, которая изнемогает под властью злобного и мстительного чудовища, настоящее имя которого не вызывало никаких сомнений. Уже после появление Дракона в доме архивариуса Шарлеманя, говорилось: "И вот не спеша в комнату входит пожилой, но крепкий, моложавый, белобрысый человек с солдатской выправкой. Волосы ежиком. Он широко улыбается"* (с. 327). "Я сын войны, -- откровенно рекомендует он сам себя. -Кровь мертвых гуннов течет в моих жилах, - это холодная кровь. В бою я холоден, спокоен и точен"* (с. 328). Он не мог бы продержаться и дня, если бы не избранная им тактика. Его тактика заключается в том, что он нападает внезапно, рассчитывая на человеческую разобщенность и на то, что он уже успел исподволь вывихнуть, говоря словами Ланцелота, их души, отравить их кровь, убить их достоинство. "Человеческие души, любезный, - объясняет Дракон Ланцелоту,- очень живучи. Разрубить тело человека пополам -- человек околеет. А душу разорвешь -- станет послушней и только.»* (с.332). Финал "Дракона" трагичнее, чем начало. "Убить дракона вкаждом" (а значит, и в себе) -- задача непростая, и тот, кто берется за нее, сильно рискует. Но попробовать, несомненно, стоит. Образ дракона — как чудовища-зверя представлен человеком. В названии романа Бориса Акунина «Левиафан» чудовище, давшее название роману, представляет собой один из самых загадочных морских библейских образов. Левиафан — чудовищный морской змей, из Ветхого Завета. Он олицетворял и безжалостное Время, и Мировой океан, заключивший в свои объятия весь мир. Левиафан Акунина, это не живое существо, а обобщенное абсолютное зло.
В названии романа Бориса Акунина «Левиафан» чудовище, давшее название роману, представляет собой один из самых загадочных морских библейских образов. Левиафан — чудовищный морской змей, из Ветхого Завета. Он олицетворял и роману, представляет собой один из самых загадочных морских библейских образов.
* Е. Л. Шварц. Дракон. http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_ty/shvare12.htm?1/15
Левиафан — чудовищный морской змей, из Ветхого Завета. Он олицетворял и безжалостное Время, и Мировой океан, заключивший в свои объятия весь мир. Левиафан Акунина, это не живое существо, а обобщенное абсолютное зло. Неудивительно, что корабль, названный Левиафаном, едва не исчезает в морской пучине, когда человеческая алчность возобладает над здравым смыслом. Именно алчность издавна является одной из главных черт в описании образа дракона.
Таким образом, драконы – мифологические существа отличаются от многих литературных. Популяризация образа дракона в последнее время значительно изменила его, хотя мифологические черты в несколько ином виде часто просачиваются в образ (охрана богатств, извержение пламени, змеиность). В современной русской литературе образ дракона принял метафоричный образ, все те негативные качества, которыми был наделён фольклорный образ дракона, проявляются или в качествах литературных персонажей или в самих названиях произведений.
Но есть произведения, в которых русские авторы придерживаются образа дракона как фантастического животного. Например, «Дракон» Евгении Кондыревой эти свирепые существа нападают на столицу герцогства и помогают захватчикам разгромить его. Выжившие трое друзей отправляются на поиски драконов с желанием отомстить им. Но, в итоге произведения, добро побеждает неожиданно. Добро меняет самих драконов, изначально жестоких и кровожадных. Марина и Сергей Дяченко в своем романе «Ритуал» знакомят нас с удивительным и необычным драконом. Драконом, который совсем не хочет убивать и есть людей. Он пишет стихи и способен любить. Дракон в «Ритуале» - могучее и огромное существо, отпугивающее и зловещее, но удивительно благородное и человечное. Роман учит нас заглянуть в себя, чтобы понять, что важна не внешняя оболочка, а то, что внутри нас. Кир Булычев в своем произведении «Последние драконы» рассказывает об удивительном государстве Лиондор, где драконы считаются символом государства. Их разводят и охраняют, преклоняются перед их величием и статью. Гибель драконов означает гибель всего государства.
В русской современной литературе есть и волшебные сказки, в которых драконы представлены добрыми волшебными существами. Несмотря на то, что внешний облик этих драконов полностью соответствует описанию древних зловещих чудовищ с чешуйчатыми панцирями, огнедышащими головами и могучими крыльями, они безобидны и дружат с людьми, и подвергаются злому нападению со стороны злых колдунов и прочих существ, представляющих зло в этих произведениях. Драконам же здесь отведена положительная роль. Примером такого произведения является книга Ирины Лобусовой «Приключения маленького дракончика». Проанализировав образы драконов в прочитанных мной произведениях русских писателей и фольклора, я понял, что использование этого образа в литературном творчестве в нашей стране популярно и многогранно.
2.2. Образ дракона в западноевропейской литературе.
Как я уже говорил ранее сказания о драконах существуют на всех континентах и у всех народов мира. Интересно, что большинство «драконо-христианских» историй это преобразование мифов дохристианских культур: древнегреческой, германо-скандинавской, англосаксонской. И потому образ дракона привычно представляет темные силы и зло, как было в этих мифах. Соответственно именно тема борьбы со злом в западноевропейской литературе представлена победой над драконами. С драконоподобными существами дрались Апполон, Геракл и Персей, расправлялся Зигфрид из «Старшей Эдды» и Беовульф из одноименной эпической англо-саксонской поэмы.
В большинстве стран, жизнь которых тесно связана с морем, много сюжетов посвящено чудовищному дракону-змею Левиафану. В литературных произведениях стран Запада образ дракона тоже тесно связан с водной стихией. Драконы живут рядом с водоемами, передвигаются по воде, изрыгают воду в порывах ярости. Но, в отличии от Древних мифов, более поздние западные литературные драконы хорошо летают. Однако и это умение не делает их непобедимыми. У каждого дракона имеется слабое место. Это либо лапы, либо подкрылья, либо глаза. В народных сказках и этих стран добры молодцы побеждают драконов, как олицетворение победы добра над злом. «Только дракон начал шипеть и огнем жечь, как молодец подхватил меч, и — раз! - двух голов у дракона как не бывало, и еще — раз! - еще двух нет, и в третий — раз! - последние две головы слетели у дракона с плеч».*
В древне западной литературе и сказках прошлых веков образ дракона или змея, как его часто называют, имеет схожее с мифами представление огромного пресмыкающегося. В отличии от образа дракона из русского фольклора, западный- соединяет в себе отдельные части разных животных. У него крылья птиц, страшная зубастая пасть, длинный хвост и четыре когтистые лапы как у льва, вытянутое тело с длинной шеей как у змеи, бывает с несколькими головами. Они мудры и коварны, наделены неестественной силой отличии от Древних мифов, более поздние
* Е. Л. Шварц. Дракон. http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_ty/shvare12.htm?1/15
западные литературные драконы хорошо летают. Однако и это умение не делает их непобедимыми. У каждого дракона имеется слабое место. Это либо лапы, либо подкрылья, либо глаза. В народных сказках и этих стран добры молодцы побеждают драконов, как олицетворение победы добра над злом. «Только дракон начал шипеть и огнем жечь, как молодец подхватил меч, и — раз! - двух голов у дракона как не бывало, и еще — раз! - еще двух нет, и в третий — раз! - последние
В древнезападной литературе и сказках прошлых веков образ дракона или змея, как его часто называют, имеет схожее с мифами представление огромного пресмыкающегося. В отличии от образа дракона из русского фольклора, западный соединяет в себе отдельные части разных животных. У него крылья птиц, страшная зубастая пасть, длинный хвост и четыре когтистые лапы как у льва, вытянутое тело с длинной шеей как у змеи, бывает с несколькими головами. Они мудры и коварны, наделены неестественной силой и магией, изрыгают огонь и пар, способны летать и плавать: «В тот же миг сотворилась густая тьма, и только пламя, которое било у дракона из пасти и глаз, освещало им дорогу. Дракон бил хвостом во все стороны, дубы и сосны разлетались в щепки, а вода из драконьего хвоста лилась на землю».*
В большинстве сказок из стран где много лесов и гор драконы обитают в пещерах, ущельях и скалах. В основном это Чешские, Скандинавские, Болгарские и Английские народные сказки. Эти чудища испытывают страсть к богатству, копят и охраняют сокровища. «В этой пещере живет крылатый змей о девяти головах. Этот змей не дает подступиться к пещере, а в ней несметные сокровища лежат».** «Дракон был покрыт блестящей чешуей, на спине у него были большие перепончатые крылья, а на лапах грозные когти. Красные глаза его метали искры, из пасти вырывалось огненное дыхание. Испокон веков дракон хозяйничал в этой пещере».***
* Словацкая сказка Меткий стрелок, стр. 64/Солнечный конь/Словацкие сказки. Перевод Д. Горбова, Ю. Преснякова и В. Чешихиной., «Дет. Лит.», 1975 г., 207 с.
Во многих работах современных западных писателей можно встретить образ этого удивительного мифологического существа, часто именно он становится одним из главных героев произведения. Это рассказы и авторские сказки, повести и романы, и фэнтези.
Иногда, дракон представлен не зло, но слегка агрессивно, несмотря на всю свою красоту и маленький размер. Как дракончик, найденный Муми троллем, финской писательницы Туве Янссон. «..он спикировал прямо на Муми тролля,. Укусил его за ухо. Да так, что тот взвыл от боли..».**** Часто образ дракона продолжает нести в себе грозные злые силы вселенной. Например, таковы драконы Дж. Локхард в «Время для Драконов». Могучие существа, устрашающие уже лишь взглядом. Они призваны темными силами, чтобы уничтожить людей. В «Драконья погибель» Барбары Хэмбли драконы злые и кровожадные, обладающие невероятной силой. Зловещей и жестокой, сжигающей все вокруг предстает нам и дракониха Катла, преграждающая путь, братьям Лейон из повести «Братья Львиное сердце» шведской писательницы Астрид Линдгрен. Согласно описанию, ее образ представлен в Стокгольмском музее Юнибакен в Швеции. (Приложение 2) Воплощением кровожадности, алчности, гнева и злобы считается литературный змей-дракон XX века из романа «Хоббит, или Туда и Обратно» по имени Смог, придуманный англичанином Джоном Рональдом Руэлом Толкиным. Как и большинство драконов он уничтожал силой и огнем все вокруг, похищал и своей алмазной чешуйчатой шкуре Смог был практически неуязвим. Победить его удалось, попав в слабое место, которое, как я писал ранее, имеется у всех драконов. Все эти драконы. Олицетворяющие собой зло, творят страшные расправы над всем вокруг, уничтожают поля и леса, города и королевства, животных, людей, разных сказочных героев ради того, чтобы завладеть сокровищами, которые потом питают их силы. Еще одна их важная роль — преграда на пути добрых и светлых героев.
Однако, не во всех современных литературных произведениях западные писатели представляют дракона злобным и коварным. Все чаще они представлены настолько положительно и привлекательно, что люди делают выбор в их пользу, а не в пользу себе подобных. Они все чаще могут мирно сосуществовать с человеком, быть ему другом, становятся домашними животными. Все чаще драконы спасают людей, помогают им. Как в серии повестей «Истории заколдованного леса» американской писательницы Патриции Коллинз Редэ. Драконы Патриции умны, справедливы, ответственны и невероятно вежливы. Несколько поколений наследных принцев и принцесс уходят жить из города и замка в лес к этим невероятным существам. Они вместе борются со злом, представленным колдунами, которые вредят и людям, и животным. Эти фантастические монстры здесь представлены главными помощниками человека в борьбе со злом. В романе американского подростка Кристофера Паолини «Эрагон» мальчик вместе с драконихой Сапфирой, которая вылупилась у него из найденного яйца, попадают в невероятные приключения и проходят все испытания волшебного мира, вместе борются в нем с темными силами и побеждают их. А в книге «Хроника Перна» Энн Маккефри люди сами создают сильных и умных драконов для спасения от опасностей другой планеты. Так, изучаемый мной образ, теряет свою злобу и агрессивность по сравнению с более ранними произведениями.
А часто, наоборот именно люди несут зло и мешают мирно жить добрым и светлым драконам. Например, как в книге «Повелитель Драконов» немецкой писательницы Корнелии Функе, где драконы — загнанные людьми создания, вынужденные скрываться от них, чтобы не вымереть. Тоже происходит и с драконами английской писательницы Крессиды Коуэлл в повести «Как приручить дракона». Где викинги, воспринимающие драконов только как врагов, нападают и истребляют и хороших, добрых представителей. И, только благодаря Иккингу, который смог узнать драконью душу добродушных страшилищ, люди перестают их бояться и сближаются с ними. Драконы становятся домашними, помогают людям во всем. Они разумны и благородны. При этом в образе этих драконов сохранены главные отличительные черты от других существ как во внешнем облике, так и в поведении. В этой повести, как и в некоторых рассмотренных мною ранее произведениях показано также противостояние разных драконов друг другу. Таким образом драконы современности враждуют не только с людьми, но и с себе подобными. Противопоставление злых и добрых драконов иронично показано в рассказах двух авторов Эдит Несбит «Укротители драконов» и Кеннета Грэма «Дракон-лежебока». Дракон Эдит — свирепый и злобный, хитрый и коварный. А дракон-лежебока Кеннета — добрый и ленивый, мечтательный и дружелюбный, и даже пишет стихи.
Самым информативным по описанию разных драконов в современной западной литературе, на мой взгляд, можно считать книгу из цикла книг о Гарри Поттере «Фантастические твари и где они обитают» Джоан Роулинг.
Проанализировав творчество западноевропейских писателей, использующих в своих произведениях образ дракона, я пришел к выводу — этот образ весьма популярен в этих странах и представлен в разных аспектах.
1.*Чешская сказка Пастух и Дракон, стр. 36/Солнечный конь/Словацкие сказки. Перевод Д. Горбова, Ю. Преснякова и В. Чешихиной., «Дет. Лит.», 1975 г., 207 с.
2.**Болгарская сказка Искусный стрелок, стр. 198стр. Сокровищница/Ангел Каралийчев, София Пресс, 1977 г., 271 с.
3.***Швейцарская сказка. Святой Беат и Дракон. Мир Сказок .https://mirckazok.ru/view_post.php?id=5428
4.****История о последнем на свете драконе. Туве Янссон. Мир сказок.https://mirckazok.ru/view_post.php?id=5209
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.
В ходе проведенного исследования моя гипотеза подтвердилась - дракон является самым популярным фантастическим существом, нашедшим отражение в литературе разных народов мира в разных жанрах — легендах, фэнтази, поэзии и других.
1. Изучив новые сведения о драконах, я расширил свои знания о том, кто такие драконы, какими видели и видят их в разных странах мира.
2. Дракон - популярнейшее фантастическое существо во многих уголках нашей планеты.
3. Образ дракона был и остается важнейшим в мифологии и культуре народов, располагающихся далеко друг от друга. И до сих пор нет уверенности в том, что эти народы могли в древности общаться друг с другом, однако образы драконов встречаются в творчестве большинства из них, в том числе и литературном.
4.Почитание драконов настолько велико, что их образы до сих пор используют во многих литературных произведениях писателей разных стран.
5. В литературных произведениях разных странах его образ имеет сходные и различные черты как во внешности, так и в характере и поведении. А также в смысловой нагрузке, которую он несет. Одни — злобные и жестокие, другие — обаятельные и дружелюбные существа.
6. Роль образа дракона в литературе велика — с его помощью авторы во все времена показывали мощь и зло всего негативного, с чем сталкивается человек, или несоответствие их грозного и страшного вида светлому внутреннему миру.
Область применения: мое исследование поможет многим расширить свои познания в области культурологии и литературы, позволит пробудить интерес к прочтению литературных произведений разных авторов и жанров с использованием в них образа дракона, имеющего большое значения в культуре разных стран.
Исследовать тему драконов в русской и западноевропейской литературе мне было очень интересно. И я хотел бы продолжить это делать и дальше, возможно уже в области кинематографа и аниме.
Список литературы и другие источники
Музеи
1. Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова РАН, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 123
2. Музей скандинавских писателей Юнибакен/ Junibacken Galarvarvsvagen 8 115 21 Стокгольм, Швеция
Печатные издания
3. Библия. Российское Библейское общество. 2009 г.
Откровение Святого Иоанна Богослова. Откровение 13,14 .- с.1288
4. Гарри Поттер и Кубок Огня: Роман/Пер. с англ. М. Спивак. - М.: Махаон, Азбука-Аттику, 2015. - 704 с.
5. Гарри Поттер и Тайная комната: Роман/Пер. с англ. М. Спивак. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2015. - 480 с.
6. Драконоведение / Дрейк Эрнест, Издательство: Махаон, 2013 г. Москва, 32 с.
7. Драконы / Широнина Е.В., РОСМЕН-ПРЕСС 2013, г. Москва - 96 с.
8. Заколдованный лесг/Патриция Рэде., Книжный двор, Москва, 2018г
9. Как приручить дракона: повесть/Крессида Коуэлл; пер. с англ. Е. Токаревой. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 224 с.
10. Кенель А. Мифы и легенды. Древняя Греция. Перевод с французского Г. Калашниковой. Медуза Гаргона. С.12-13. Москва. Диалог.1995г- 45 с.
11. Кенель А. Мифы и легенды. Море. Перевод с французского Г. Калашниковой. На дне восточного моря. С.6. Москва. Диалог. 1995г -47 с.
12. Левиафан/ Б. Акунин., - М.: Захаров, 2015 г., - 240 с.
13. Мифология Древней Руси/ Афанасьев А.Н., - М.: Эксмо, 2007. - 608 с.
14. Повседневная жизнь драконов/Эдит Несбит, Кеннет Грэм — М. : ЭНАС-КНИГА,2012. - 80 с.
15. Скандинавские сказки/ Сост. Е. Суриц; Вступ. ст. В. Каверина — М.: Худож. Лит., 1991.- 335 с.
16. Сокровищница/Ангел Каралийчев, София Пресс, 1977 г., 271 с.
17. Солнечный конь/Словацкие сказки. Перевод Д. Горбова, Ю. Преснякова и В. Чешихиной., «Дет. Лит.», 1975 г., 207 с.
18. Фантастические твари и где они обитают/Роулинг Дж.К. Пер. С англ. М. Спивак. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус. 2016. -128 с.
19. Хоббит, или Туда и Обратно: роман/Джон Рональд Руэл Толкин; пер. с англ. Натальи Рахмановой, - Москва: Идательство АСТ, 2016. - 256 с.
20. Хроники Перна,. Серия книг/ Энн Маккефри, Эксмо-Пресс, Москва, 2005г
Интернет-ресурсы
23."Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов", www.dragons-nest.ru
24.Сказки о драконах. https://mirckazok.ru/
25. Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Змей_Горыныч
26. Иван - крестьянский сын чудо-юдо - Русские народные сказки
hyaenidae.narod.ru/story3/131.html
http://hyaenidae.narod.ru/story3/122.html
27."Свободная энциклопедия", www.ru.wikipedia.org
28.Е. Л. Шварц. «Дракон» http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_ty/shvare12.htm?1/15
29. В.Я. Пропп «Морфология волшебной сказки», http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt_with-big-pictures.html
30. А. Фет «Змей» https://rupoem.ru/fet/chut-vecherneyu-rosoyu.aspx
31. Е. Замятин «Дракон» https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/187777-evgeniy-zamyatin-drakon.html
32. И. Бунин «Змея» https://russian-poetry.com/zmeya-2/
33. Кир Булычев «Последние драконы» http://knijky.ru/books/poslednie-drakony
34. И. Лобусова «Полет изумруднова дракончика» https://www.rulit.me/books/priklyucheniya-malenkogo-drakonchika-polet-izumrudnogo-drakona-read-350311-1.html
35. Дж. Локхард «Время драконов» https://www.litmir.me/br/?b=17746&p=65
36. Б. Хэмбли «Драконья погибель» https://royallib.com/read/hembli_barbara/drakonya_pogibel.html#0
37. А. Линдгрен «Братья Львиное сердце» https://www.litres.ru/astrid-lindgren/bratya-lvinoe-serdce/chitat-onlayn/
38. Кристофер Паолини «Эрагон» https://www.litres.ru/kristofer-paolini/eragon/chitat-onlayn
39. М. и С. Дяченко. "Ритуал" http://knijky.ru/books/sbornik-ritual
40. Е. Кондырева «Дракон» https://iknigi.net/avtor-evgeniya-kondyreva/52019-drakon-evgeniya-kondyreva.html
Приложение 1.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Кто такие драконы? |
|
2 |
Любите ли вы читать книги про драконов? |
|
3 |
Назовите произведения, в которых присутствует образ дракона. |
|
4 |
Какие отличия и сходства в изображении дракона в фольклоре и авторских литературных произведениях? |
|
5 |
Где еще в жизни людей можно встретить образ дракона? |
|
6 |
Произошла ли эволюция в изображении образа дракона? |
Приложение 2.
1. Палеонтологический музей, Москва, 2014 г.
2. Дракониха Катла. Музей скандинавских писателей Юнибакен/ Junibacken, Стокгольм. Швеция, 2018 г.
Приложение 3.
Дмитрий Трапани
Баллада.
Дракон
Дракон налетал, нападал
С ним в схватку никто на вступал.
Но вот смелый воин пришел
И в силе его обошел!
Упало чудовище, крылья помяты,
У Воина он славного просит пощады:
«Не режь ты меня, сильный Воин,
Не буду с тобой вести воин.
Я стану хорошим, я стану исправным,
Не трону народа — я понял кто главный!»
И сжалился рыцарь, но впредь наказал,
Чтоб тот из норы больше не вылезал.
Сидел злобный монстр в пещере своей,
Заклинал свои раны исчезнуть скорей.
И зажили раны, и зажили крылья,
Пошел он в атаку уж с новою силой!
Пришел снова воин -
Дракон был убит.
Уж простил один раз,
Но второй — не простит!
1 *Еськов Кирилл И., старший научный сотрудник палеонтологического музея, кандидат биологических наук