Образ солдата в пословицах и поговорках, собранных В. И. Далем, как отражение социально – исторического опыта народа

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ солдата в пословицах и поговорках, собранных В. И. Далем, как отражение социально – исторического опыта народа

Гумеров А.Р. 1
1ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»
Еремеева Л.В. 1
1ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В будущем я хотел бы связать свою жизнь с профессией военного, поэтому интересуюсь непростой историей русского воина не только по документальным источникам, но и фольклорным, которые представляют для меня интерес. И я выбрал в качестве темы своего исследования «Образ солдата в пословицах и поговорках, собранных В. И. Далем, как отражение социально – исторического опыта народа»

Мне интересно, каким видел народ солдата, служившего тогда 25 лет. Как отразился в языке многовековой опыт народа, сформированный на историческом прошлом русского воинства как положительном, так и отрицательном.

Когда я узнал, что В. И. Даль, окончивший петербургский Морской корпус, по своей первой профессии был военным, прослужил во флоте, участвовал в двух военных кампаниях, мне стало интересно, отразилась ли в его работе по сбору и изучению пословиц и поговорок военная составляющая.

Следующим мотивом моей работы явился географический аспект. Я учусь в Оренбургском президентском кадетском училище. Моя учёба продлится в этом городе 7 лет. В. И. Даль 8 лет проработал в Оренбурге. Многие пословицы, собранные в Оренбургской губернии, отразились в его труде «Пословицы русского народа». Мне стало интересно, как в пословицах и поговорках Оренбургской губернии отразилось отношение простого народа к солдатской доле, к его службе. Заинтересовало и отношение ровесников к пословицам, собранных В. Далем. Всем известно, что пословицы – это мудрые изречения народа на самые разные темы. В ходе исследований мне было интересно выявить, какие пословицы о солдатах живут до сих пор и понятны каждому, какие – стёрлись из памяти, а какие – переосмыслились.

Новизна исследования заключается в том, что я постарался соединить языковой и социальный аспекты в изучении пословиц. Социальный аспект я изучал на основе опроса ровесников, офицеров на знание и употребление пословиц о солдате. Языковой аспект представлен на основе анализа пословиц и поговорок, представленных в сборнике В. И. Даль «Пословицы русского народа».

Цель: представление образа солдата в пословицах и поговорках, собранных В. Далем.

Задачи:

- изучить научную литературу по теме;

- создать библиографический список по проблеме;

- выявить смысловую мотивированность пословиц о солдате;

- изучить и представить значимость труда В.И.Даля «Пословицы русского народа»;

- представить результаты социологического опроса «Образ солдата в пословицах и поговорках», знание и употребление;

- показать, как восприятие мира русского человека отразилось в пословицах;

Объект: пословицы и поговорки, собранные В. И. Далем.

Предмет: образ солдата как отражение опыта народа.

Актуальность: немало ученых занималось исследованием пословиц русского языка. Монументальным трудом стала книга «Пословицы русского народа» В.И. Даля, которая издавалась трижды. В этом же ключе работали и другие наши известные филологи Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, В.В. Виноградов, И.И. Срезневский. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время многие пословицы о солдате забываются, интерес со стороны сверстников низок. Тем не менее пословицы хранят историю о судьбе русского солдате, отражают отношение народа к быту, повинности, службе его. Невозможно быть образованным человеком без понимания народной мудрости, отражённой в пословицах. Мы надеемся, что проблема привлечёт внимание кадет, педагогов училища.

Гипотеза: если выяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о судьбе русского солдата, лучше понять народную мудрость.

1.1.Определение пословиц и поговорок

Прежде чем исследовать пословицы и поговорки, я узнал значения этих понятий. Для этого я обратился к различным словарям и энциклопедиям. Например, в словаре С.И.Ожегова «Пословица-это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, а поговорка - краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания». [9]

«Пословицы и поговорки,— писал А. М. Горький,— образцово формируют весь жизненный, социально-исторический опыт трудового народа» они «всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». [3]

Составитель знаменитого словаря русских пословиц Владимир Иванович Даль даёт следующее определение: «Пословица – короткая притча. Это суждение, приговор, поучение». [5]

О поговорках Владимир Иванович говорил, что поговорка – это складная, короткая речь, ходячая в народе. Поговорка, в отличие от пословицы, ничего не обобщает, никого не поучает, используется как переносная речь. Поговорка не договаривает, а лишь намекает. [4]

Сам народ предлагает такое различие пословицы от поговорки: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Из чего можно сделать вывод, что в пословицах заключена народная мудрость, законченное суждение.

В.И. Даль разграничивал пословицы и поговорки в смысловом плане. Он дал следующее определение пословицам и поговоркам, ставшее классическим: «Пословица - коротенькая притча... Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми..., как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки» [Даль, 1989.С.14]. Поговорка, по его определению, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает» [5]

Как видим, В. И. Даль развёл эти два жанра, указав на общность и различие.

Необходимо помнить, о следующем: чтобы стать пословицей, высказывание должно быть воспринято и усвоено простыми людьми. При этом первоисточник высказывания часто забывается. Превратившись в пословицу, оно становится частью общественного сознания.

Нам важно осознать, что общественное сознание отражает отношение народа к отваге, мужеству, трусости, предательству, к традициям.

Итак, обобщая все определения, можно заметить, что во всех приведенных здесь толкованиях прослеживаются следующие характеристики пословицы:

- в пословице заключена многовековая мудрость народов;

- пословица является изречением, высказыванием, чаще всего в форме совета или наказа.

1.2. Труд В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». [5]

Мы знаем, что Даль впервые распределил их по темам: «Русь – родина», «Народ – мир», «Ученье – наука», «Былое – будущее», «Добро и зло», «Правда и ложь». Тем 180, а пословиц более 30 000. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». История вопроса подробно освещена на страницах многих исследователей. Особенно нам интересным было знакомство с жизнью В. Даля в Оренбурге по источникам оренбургских учёных В. Прянишникова, В.В. Дорофеева, А.Г. Прокофьевой. В. Даль:  «Край Оренбургский для нас важнее и значимее, чем многие думают; едва ли Кавказ со всеми причудами своими может обещать то, что заповедает восточный склон хребта Уральского, Общего Сырта и прилежащие к Уралу степи. Не говоря о том, что Башкирия, т.е. Оренбургская губерния, красуется природою, какой нет более нигде в России...» [4]

«Всю свою жизнь я искал случая поездить по Руси», — признавался Даль в своей автобиографической записке. На сайте Оренбургской областной библиотеки http://orenlib.ru/ мы узнали, что Оренбург был очень удобен для Даля в этом отношении, так как была связана с частыми служебными поездками по обширному краю, в состав которого входили тогда, кроме нынешней Оренбургской области, Башкирия и значительная часть Казахстана.

Данный материал представляет нам интерес, так как велика вероятность, что многие пословицы о солдате записаны в Оренбурге.

Мы узнали, что сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» отличается от предыдущих сборников расположением материала.  Во всех выходивших раньше сборниках пословиц материал располагался по алфавиту. Даль же признал необходимым размещать пословицы по смыслу. И такой «Сборник пословиц» он издал в 1862 году. Нам пришлось самостоятельно выделять тему «Образ солдата, служивого», так как такой темы в сборнике В.И.Даля нет. Выбирали пословицы из разных тем. Среди них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие. Выбирали пословицы из сборника «методом Даля». Каждую пословицу В. Даль переписывал дважды на узких полосках бумаги. Исследователь называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» - в словарь, как пример для пояснения слов; дугой вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. В.И.Даль собрал 30130 пословиц. Мы тоже использовали в своей работе «метод ремешков».

1.3. Общественная, историческая, бытовая ценность пословиц.

К.Д. Ушинский о пословицах пишет: «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”[12]

И. М. Снегирёв: «Кажется, нигде столь резко и ярко не высказывается внешняя и внутренняя жизнь народов со всеми её проявлениями, как в пословицах, в кои облекается его дух, ум и характер» [11]

Велика их познавательная ценность. Владимир Иванович Даль писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная, правда». [4]

В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. Это фраза В. И. Даля ещё раз подтверждает актуальность нашего обращения к данной теме. Пословицы для нас - своеобразный учебник жизни, они имеют большое общественное значение.

Пословицы воспитывают в человеке любовь к Родине, к труду, раскрывают характер взаимоотношений между людьми; осуждают глупость, лень; восхваляют ум, трудолюбие, скромность. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Следуя пословицами, мы можем быть уверены, что поступаем правильно. Недаром говорят: «Как пословица говорит, так и действуй».

В пословицах и поговорках мы видим яркие примеры того, что наши предки ценили ученье, науку, старательность и трудолюбие, а глупость, лень, осуждались и презирались.

Мы проанализировали множество пословиц из разных источников, подтверждающих вышесказанное. Каждая сторона жизни находила отражение в пословице. Пословица отражает нравственные стороны жизни:

Тема нравственная

Пословица

Трудолюбие, лень

«Лежа пищи не добудешь»

«Что посеешь, то и пожнешь»

«Горька работа, да хлеб сладок»

Ум, глупость

«Ученье – свет, а не ученье – тьма»

«Ученье – свет, а не ученье – тьма»

«Борода росла - разума не принесла»

«Живи своим умом, а чужого спрашивайся.»

«Против глупости нет законов»

Здоровье, болезнь

«Здоровому и горе не в горе, и беда не в зарок»

Доброта, отзывчивость

«Коли хочешь себе добра, никому не делай зла»

«Коли хочешь себе добра, никому не делай зла»

«Большая душа, что большой костёр – издалека видна»

«Доброму гостю хозяин рад»

Находчивость

«Не козырист парень, да находчив»

«Находчивого не озадачишь»

«Лиса семерых волков проведет»

Хитрость

«Каждая хитрость прикрыта глупостью»

«У хитрого начала скандальный конец»

«Что хитро, то и просто»

Трусость, храбрость

«Волков бояться - в лес не ходить»

«Трус на словах храбр»

«У страха глаза велики»

Ложь, правда

«Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят»

«Кто сам врет, другим не верит»

«Маленькая ложь за собою большую ведет»

«Шила в мешке не утаишь»

Любая историческая эпоха оставляет в лексико-фразеологическом запасе языка свои следы в виде пословиц и поговорок, отражающих специфику того или иного образа жизни, традиций, обычаев народов.

Тема историческая

Пословица. Поговорка.

Сражение под Полтавой

«Было дело под Полтавой»

«Пришли казаки с Дона – прогнали ляхов до дому»

Отечественная война 1812г

Голодный француз и вороне рад.

«От бородинской пушки под Москвой земля дрожала»

О врагах земли русской

«Хан крымский да Папа римский»

Тема профессиональная, занятие

Пословица

Священник, бортник…..

«Кто с дерева убился - бортник, кто утонул – рыболов, в поле лежит – служивый человек»

Солдат

«Хлеб да вода — солдатская еда»

«Русский солдат не знает преград»

Данный широкий анализ по темам пословиц не случайный. Образ солдата в пословицах перекликается с нравственной темой, историческими событиями, традициями.

Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком смысле.

Глава IIОтражение образа солдата в пословицах и поговорках

Для того чтобы выяснить знание и употребление пословиц о солдате, мы решили исследовать проблему в нашем учебном заведении – Оренбургском президентском кадетском училище.

Первая причина: среди педагогов кадетского училища много офицеров–воспитателей.

Вторая причина: большинство кадет мечтают и планируют связать свою жизнь с профессией военного. Именно названным респондентам близка заявленная нами проблема. Мы решили провести опрос среди кадет 8б, 8е классов. В опросе приняли участие также 20 офицеров училища.

Опрос проводился посредством анкетирования. Респондентам были заданы следующие вопросы:

Употребляете вы пословицы?

Какие пословицы о солдате вам известны?

Результаты исследования:

Вопрос

Ответы кадет

Ответы офицеров

1

Употребляете вы пословицы?

Иногда-20%

Никогда-80%

Затрудняюсь ответить -10 %

Часто-11%

Иногда-45%

Никогда-44%

Затрудняюсь ответить - 0

2

Какие пословицы о солдате вам известны?

Названо 12 пословиц

Названо 25 пословиц

Данное исследование мы провели неслучайно, пословицы, поговорки, меткие военные изречения на протяжении всей русской военной истории имели большое воспитательное значение,

четко сформулированный лозунг, яркое, бьющее в цель обращение к солдатам играли важную роль.

Пословицы и поговорки следует выделить особо – в них в лаконичной форме выражена мудрость народа, его философия. Как же проявляются в них народные воззрения на «служивых», с оружием в руках защищающих государственные интересы Отечества? Мы рассмотрим эти образы пристальнее на пословицах, собранных В. Далем.

Пословицы

 

О храбрости, чести солдат

«Солдату честь дороже жизни»

«Храбрость – силе воевода» «Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает»

Пословицы, отражающее тяжёлое время

«Солдат в беде не плачет»

«Не доглядишь оком – заплатишь боком»

Пословицы о оскорблении, унижении солдата

«Магазейная крыса» (инвалидный солдат)

«Солдата за всё бьют: недошагнёт – бьют, перешагнёт – бьют»

О тяжёлой доли солдат

«Солдатская голова, как под дождичком трава»

«Откуда берутся эти солдаты? – сказала баба.-

Вестимо дело, - отвечал служивый, - солдат солдата родит»

«Хорошо сказывают в солдатах, да что –то мало охотников»

Пословицы об обеспечении солдата

«Сам в сапогах, а след босиком»

«Гол, да исправен»

«Хоть нагишом, да с палашом»

«Нешто солдату и без шубы деется: идет да греется»

«Обжорная команда идет (войско)»

«Солдат шилом бреется, дымом греется»

«Хлеб да вода – солдатская еда»

Пословицы о солдатской семье, жене, вдове

«Солдату отец – командир; мать – служба»

«Солдат – отрезанный ломоть»

Солдатская жена (ружье), Солдатский братец (ранец).

«Солдат домой пишет – поминать велит»

Солдатское воровство

«Солдат – багор: что зацепил, то и потащил»

«Солдат не грех поживится. «Солдату не украсть, так негде взять»

«Солдат – бесстыжие глаза»

«Кто идёт? – Солдат. – Что несёт? – Кафтан. – Где взял? –Украл. – Кто велел?- Капрал.»

Лингвистический анализ пословиц позволяет сделать вывод, что данные пословицы относятся к 18 -19 веку, поскольку в 17 веке людей, нёсших государственную военную службу, называли «служивый», «служилый».

Таким образом, мы можем предположить, что пословицы, включающие слова «служивый», «служилый» относятся к 17 – 19 векам.

Служивый – что муха: где щель, там и постель.

Самыми ранними, на наш взгляд, являются пословицы содержащие слова с корнем «вой»: воевода.

Пословица

Народная оценка

«Крепка рать воеводой»

«Воеводская просьба – строгий наказ»

Гордость за сильного руководителя

уважение

«Храбрость – сила воевода»

Качества руководителя

«Воевода придёт – и калачи привезут»

Насмешка, попрёк

«Быть воеводой – да без мёду?»

Ирония,

обвинение в коррупции

Мы попытались сопоставить пословицы, собранные В. Далем, с другими источниками (документами, литературой и даже с изобразительным искусством). Целью нашего сопоставления являлось выявление объективности выраженной народной мысли.

Пословицы

Л. Толстой. Дневниковые записи.

«Солдат-горемыка хуже лапотного лыка»

«Солдата за всё бьют: недошагнёт –бьют, перешагнёт – бьют»

«Солдат – бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями, солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы не умереть человеку сильного сложения, – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, – быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитники нашего отечества…

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата и наслаждается в присущем каждому человеку чувстве угнетения».

(«Проект о переформировании армии». 1855 г.)

Таким образом, мы видим близкую оценку судьбы солдата в 19 века в пословицах и свидетельстве Л. Н. Толстого.

Пословицы

"Герои солдаты в борьбе русского народа с Наполеоном", В.В.Жерве, М., Типография т-ва И.Д.Сытина, 1912. с.6

«У солдата глаз остёр, а ум хитёр»

«Сметлив и хитёр – пятерым нос утёр»

«Бдительного воина врасплох не застанешь».

"Рядовой Гаврилов был конвойным при начальнике стрелковой цепи. Стрельба происходила частая. Финляндцы твердо стояли на своем месте, т.к. получили приказ удерживать за собою лес, во что бы то ни стало. Во время этой ружейной трескотни только Гаврилов очень редко стрелял. На вопрос офицера, почему он не стреляет, - Гаврилов ответил:

-Берегу патроны, ваше высокоблагородие. Я охраняю вас, и как увижу, что неприятель будет прицеливаться, то пуля моя будет нужна, чтобы сразить врага.

Как раз в эту минуту один француз стал целиться в офицера. Гаврилов предупредил врага, - выстрелил и уложил француза со словами:

-вот, ваше высокоблагородие, изволили видеть: он ведь в вас целил.

Вся многовековая история русской армии свидетельствует, что российский солдат и в мирное время и на войне выказывает недюжий ум, смекалку, хитрость и это отразилось в пословице.

Пословица

Картина «Приезд воеводы» С. Иванов

«Быть воеводой – да без мёду?»

 

Мы приводим современную интерпретацию пословицы «Народ сказал в этой пословице именно то, что пожелал сказать.

Если царь-батюшка был недосягаемой и одновременно почти идеальной фигурой, то воевода - это тот человек, который мог быть на виду, на практике. Вот и предположил остроумный автор, что воссесть в мягкое кресло воеводы, особенно местного, который занимался и военными, и административными, и судопроизводственными делами, - это означало то, что мы видим на картине С.Иванова. К воеводе шли крестьяне с прошениями, несли ему подарки мешками. Вот воевода и жил да мёд пил. Или, выражаясь более осовремененным языком, был в шоколаде».

Множество народных пословиц явилось отражением военно-исторических событий. Эти пословицы запечатлели славу русского оружия, стали немеркнущим памятником, свидетельствующим о доблести, храбрости и патриотизме русских воинов:

«Огнём и мечом. Конским хвостом пепел размести. Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом»

«От бородинской пушки под Москвой земля дрожала»

«Кто присяге верен, тот в службе примерен»

Мы нашли в сборнике В. И. Даля пословице с пометкой оренбургское.

В основном, это пословицы и поговорки уральских казаков:

«Слава казачья, а жизнь собачья»

«Казака на царскую службу призвали - всю скотину со двора согнали»

«Верблюду дай соли, а казаку – воли»

«Атаману первую чарку и первую палку»

«Терпи казак, - атаманом будешь»

Сопоставляя пословицы с историей яицкого (уральского) казачества, мы наблюдаем отражение жизни казаков, характера, стремление к воли. (Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 года и участие яицких казаков в Крестьянской войне 1773—1775 годов). (см. Приложение)

Среди пословиц, собранных В.И. Далем, много пословиц о солдате, содержащих негативную оценку. Это пословицы о воровстве, пьянстве.

«Солдат – бесстыжие глаза»

«Солдат только на морозе и на огне краснеет»

«Цыц, собака, не съешь солдата, солдат сам собака»

Мы можем предположить, что большая часть этих пословиц собрана в Оренбурге.

Мы провели следующий хронологический анализ.

1833 - 1833

1821

1853

Годы жизни В. Даля в Оренбурге.

Указ об освобождении Оренбурга от воинского постоя

Представление в Академию сб. В. Даля «Пословицы русского народа»

До 1821 года жители Оренбурга обязаны были предоставлять свои дома при необходимости под расположение воинских частей. Это негативно сказывалось на архитектуре города: люди не желали строить большие дома, они в любой момент могли быть изъяты у хозяев для обеспечения военных нужд. Были многочисленные жалобы горожан на бытовые проблемы из –за военных постояльцев: солдат, офицеров. Возможно, в пословицах отразился негативный опыт жителей губернии. В 1821 году императором Александром I был подписан указ, освобождавший Оренбург от воинского постоя. На официальном портале http://www.orenburg.ru/ мы узнали, что в честь этого события горожане поставили памятник-обелиск императору Александру I в память освобождения от воинского постоя в 1822 году. (см. Приложение)

Пословицы и поговорки наиболее наглядно иллюстрируют и образ жизни, и географическое положение, и историю, и традиции той или иной общности, объединенной одной культурой.

Заключение

Мы изучили литературу по проблеме и провели смысловой, лингвистический анализ пословиц, собранных В.И.Далем.

Смысловой анализ помог нам понять народную оценку действительности, связанную с солдатской службой и отражённую в пословицах.

Всем известен отражённый в пословицах и поговорках образ солдата как человека, стоящего на страже родной земли, отстаивающего правое дело, воина-патриота. Мы в своём исследовании провели разноаспектный смысловой анализ. Обратили внимание, что образ солдата в пословицах может нести как положительные качества, так и отрицательные.

Уделом служивого были палочная дисциплина, оскорбления и унижение его человеческого достоинства. Все, кто был хотя бы на чин выше рядового, вольны были поступать с ним как с вещью, как с бесправным рабом, - всё это нашло отражение в пословицах. Недаром, в сборнике В. И. Даля на титульном листе стоял эпиграф: "Пословица несудима".

В своей работе мы провели сравнительно – сопоставительный анализ пословиц, собранных В. Далем, с другими источниками (документами, литературой и даже с изобразительным искусством) для выявления объективности выраженной народной мысли.

К данной проблеме привлекли кадет и офицеров нашего учебного заведения.

Пришли к выводу, что пословицы В. Даля – неоценимый источник изучения социально – исторического опыта народа. В ходе решения задач, направленных на достижение цели исследования, нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу.

Список использованной литературы

Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д.Арутюнова. - М., 1999.

Грамматика пословичной мудрости/Г.Л.Пермяков//Пословицы и поговорки народов Востока. - М., 2001.

Горький М. Собр. Соч. том 24

Даль, В. И. // Прокофьева, А. Г. Оренбургский край в русской литературе : монография / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева, С. М. Скибин ; Рос. Акад. Естествознания. - М.: Академия Естествознания, 2015. – С. 50-54

Даль, В. И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. - М.: Эксмо, 2003.

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль.- М

Жигулев, Н. П. Кузнецов. За край свой насмерть стой: Пословицы и поговорки народов СССР.  Сборник пословиц и поговорок Москва: Воениздат.

Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Мир и Образование, Оникс, 2011.

Порудоминский В. Собирал человек слова. – М.: Изд-во. Детская литература;

Снегирёв, И.М. Русские в своих пословицах / Нижний Новгород: Братья славяне, 1996. - 624 с.

Ушинский, К. Д.. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167

Интернет- ресурсы:

- Электронная библиотека LibOk.Net Л. Толстой «Дневниковые записи»

-slawianie. narod. ru

- http://vseposlovici.ru/

http://www.english-easy.info/proverbs/#axzz3SJ3Gwzvq
- http://Subscribe.ru

http://bebi.lv/poslovici/angliyskie-pogovorki-i-perevod-angliyskih-poslovits-i- poghttp://www.orenburg.ru ovorok.html

Приложение

Уральские казаки

 
 

Памятник-обелиск императору Александру I в память освобождения от воинского постоя в 1822 году

 
Просмотров работы: 1237