Внешняя и внутренняя красота героинь произведений Александра Сергеевича Пушкина

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Внешняя и внутренняя красота героинь произведений Александра Сергеевича Пушкина

Ковалева К.Д. 1
1МАОУ СОШ № 17 г. Белебея
Семенова О.А. 1
1МАОУ СОШ № 17 г. Белебея
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Женщина... Волшебное, нежное создание. О ней поют песни, слагают стихи. Ее боготворят и ненавидят. Ее изучают, но все же она всегда остается загадкой. Природа наделила женщину особой силой. Эта сила незримая, тонкая и ласковая, но в то же время большая и стихийная. Женщина – олицетворение всего прекрасного, что мы сейчас имеем, источник вдохновения, мужества и счастья.

Во все времена женщина являлась вдохновителем для создания произведений искусства. Много картин, стихотворений, песен посвящено именно женщинам. Практически в любом произведении мы можем увидеть образ женщины, и в произведении каждого автора она уникальна, неповторима.

Свою исследовательскую работу мы решили посвятить внутренней и внешней красоте женских образов в произведениях А. С. Пушкина.

Цель нашей работы: выявить особенности женских образов в творчестве А.С. Пушкина.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать произведения А.С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;

2) систематизировать материал;

3) выявить и описать особенности описания героинь произведений А.С. Пушкина.

Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы показать на примере женских образов А.С. Пушкина, какими нравственными качествами должна обладать современная девушка.

Методы работы: работа с биографическими источниками;поисковая деятельность;метод анализа и обобщения;метод наблюдения.

Предмет исследования - образы девушек в произведениях А. С. Пушкина.

Практическая значимость исследования в том, что материалы данной работы могут быть использованы в школе на уроках литературы, на уроках русского языка при подготовке к единому государственному экзамену, на внеклассных мероприятиях.

Мы выдвинули гипотезу, что для А. С. Пушкина важна не внешняя красота, большое внимание он уделяет внутреннему миру героинь.

При работе над женскими образами мы опирались на труды Ю. Лотмана, В.Г. Белинского, М. В. Авдеева. В современном литературоведении о Пушкине сказано очень много, поэтому изучение этих трудов может занять всю жизнь.

Глава 1

Работа над романом «Дубровский» началась 21 октября 1832 года и шла довольно быстро, и уже к 11 ноября 1832 года А.С. Пушкин написал восемь глав. 14 декабря, после перерыва, он снова начал писать. Свое произведение Пушкин оставил без заголовка, поэтому название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. Последняя глава 2 тома была закончена 6 февраля 1833 года. При жизни автора роман, к сожалению, не стал известен, только спустя 4 года после смерти поэта «Дубровский» был впервые опубликован. Из черновых работ Пушкина видно, что роман остался незаконченным.1 В основу романа легли реальные жизненные обстоятельства, которые были творчески переработаны А.С. Пушкиным.

Главным женским образом в произведении является Мария Троекурова. Мы не нашли точного описания ее внешности, в тексте произведения можно встретить лишь такие слова: «…ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете», «красавица являлась посреди гостей».2 Мы видим только, что она молода и красива, своей внешней красотой она поражает гостей своего отца: «Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд».3

Но не всегда внешность является главным показателем красоты. Внутренний мир нашей героини красив, многогранен и сложен, наполнен только искренними и светлыми чувствами.

Маша любила читать, особенную любовь она проявляла к чтению романов: «…и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах».4 Но что такое роман? Это история о любви со счастливым концом. И она мечтала о принце, желала чистой и светлой любви.

По поступкам, которые совершала Мария, мы можем сказать о ее нравственных качествах. Она была девушкой скромной, хорошо воспитанной, искренней, верной, порядочной, любила своего отца, чего мы не можем сказать о нем. Любимый отец решил дочь выдать замуж за богатого князя Верейского. Бедная Маша умоляла отца не поступать с ней так жестоко, но он не прислушался к ней. Дубровский должен был ей помочь, но день бракосочетания перенесли, и он опоздал. Уже после венчания он догнал карету и хотел освободить Машу от князя, но… она твердо сказала: «…Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского».5 Тем самым мы можем только восхититься ее поведением, характером. Как можно жить с человеком, который старше тебя в 3 раза и которого ты не любишь?

Глава 2

Одним из знаменитых произведений XIX века Александра Сергеевича является «Капитанская дочка». В нем описывается период Российской истории - Пугачевское восстание. Над своим произведением Пушкин работал три года, с 1833 по 1836 год. Впервые «Капитанская дочка» опубликована без указания имени автора в 4-й книжке журнала «Современник», поступившей в продажу в последней декаде 1836 года.6 Произведение произвело большое впечатление на читателей. Вот как говорил В.Г. Белинский: ««Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства».7 Восторженный отзыв оставил и Н.В. Гоголь: «Решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. <...> В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».8

В этой главе мы попробуем описать один из женских образов – Марию Ивановну Миронову: «… девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло – русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели»9, «...одета была по-прежнему просто и мило...», «...увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал...». Нашему герою она понравилась не сразу, но потом он «…в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку».10 Семья, в которой жила наша героиня, была небогатой: «Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!) с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».11 Вначале произведения Машу мы видим робкой, пугливой девушкой «…до сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется…».12 В конце романа Маша проявила истинный героизм: пошла к самой Екатерине, просить за своего возлюбленного. Мария – это образ истинно русской женщины, в котором сочетаются такие качества, как искренность и нежность, любовь и честность, героизм и сила духа. Маша – верная и преданная девушка. Вот как она говорила, когда прощалась с Петром: «Прощайте… Придется ли нам увидаться или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце».13

И опять мы заметили, что точного описания внешности героини Пушкин не изложил. Но по тому, как описывают ее окружающие, как она ведет себя, можем сказать, что она очень добрая и милая девушка.

Глава 3

Одно из самых значительных произведений русской словесности – «Евгений Онегин». Александр Пушкин работал над этим произведением свыше семи лет, с 1823 по 1831 год.14 Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история. Из произведения, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили, в целом, отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.15

В данном произведении мы видим два женских образа, но рассматривать будем только Татьяна Ларину, потому что именно она является «милым идеалом» для самого писателя.16

С образом Татьяны мы знакомимся во второй главе:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.17

У Татьяны выдалась сложная судьба: дома она чувствует себя одинокой, безответная любовь к Онегину, замужество без любви. Все эти испытания не сломили дух Тани. Она стала сильной духом, не предала свои принципы. И опять здесь повторяется история, как в романе «Дубровский». Татьяна хоть и не любила своего мужа, но она не предала его. После признания Евгения ответила ему:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».18

Татьяна любила читать романы: «Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все…».19 Наша героиня любила одиночество, любила мечтать. Просыпалась она с восходом солнца, любила проводить время наедине с природой. Татьяна с детства была не таким ребенком, как все:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей….

Она в горелки не играла,

Ей скучен был и звонкий смех,

И шум их ветреных утех.20

В первых главах Татьяна живет чувствами. Она сближается с природой. Пушкин нарочито подчеркивает «дикость», то есть непросвещенность чувств героини. Она пишет Онегину «необдуманное письмо». Автор называет его плодом «легкомысленных страстей», но оправдывает героиню, которая писала «в милой простоте», «послушная влеченью чувства», в доверчивости и с «сердцем пламенным и нежным».21

Об образе Татьяны высказывались многие литературоведы. Вот, к примеру, как говорил Ю. М. Лотман: «Жизнь Татьяны – результат развития личности, ее постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье…».22

В.Г. Белинский писал: «Евгений Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии… здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы».23

Заключение

Николай Михайлович Заболоцкий в своем замечательном стихотворении «Некрасивая девочка» писал:

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Подводя итоги, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась: для А.С. Пушкина - писателя не важна внешняя красота. Судить о его героинях мы можем по их поступкам, мыслям, чувствам. Но надо оговориться: все-таки его героини внешне тоже красивы, в их образах присутствует гармония между внутренним миром и внешней красотой. Это замечаем не только мы, но и художники – иллюстраторы, литературоведы.

Список литературы

Авдеев М. В. Маша Миронова. Характеристика героини «Капитанской дочки» Пушкина. — «Новь», 1989, 1 августа, т. XXIX, № 19.

Большой справочник по литературе. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 304 с.

Пушкин А.С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 352 с.

Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин; художник Н. Кузьмин. – М.: Дет. лит., 2011. – 206 с.

Лотман Ю. «К эволюции построения характеров в романе «Евгений Онегин» // Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л., 1960. Т. 3.

Лотман Ю. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. Идейная структура «Капитанской дочки». - М., 1975.

Лотман Ю. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - М., 1975.

Лотман Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - М., 1976.

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубровский_(роман)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Онегин

https://ru.wikipedia.org/wiki/Капитанская_дочка

https://www.prlib.ru/item/362464 Зелинский В.А. Ч. 6: Критика о Пушкине В.Г. Белинского. – Типография Вильде, 1910. – 264с.

1https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубровский_(роман)

2 Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 107 с.

3Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 111 с.

4Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 107 с.

5Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 147 с.

6https://ru.wikipedia.org/wiki/Капитанская_дочка

7 Большой справочник по литературе. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 18 с.

8https://ru.wikipedia.org/wiki/Капитанская_дочка

9Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 199 с.

10Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 201 с.

11Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 200 с.

12Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 200 с.

13Пушкин А. С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – 272 с.

14https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Онегин

15https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Онегин

16Большой справочник по литературе. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 23 с.

17 Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин; художн. Н. Кузьмин. – М.: Дет. Лит., 2011. – 42 с. : ил. – (Школьная библиотека).

18Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин; художн. Н. Кузьмин. – М.: Дет. Лит., 2011. – 168 с. : ил. – (Школьная библиотека).

19Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин; художн. Н. Кузьмин. – М.: Дет. Лит., 2011. – 43 с. : ил. – (Школьная библиотека).

20Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин; художн. Н. Кузьмин. – М.: Дет. Лит., 2011. – 43 с. : ил. – (Школьная библиотека).

21Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Л64 учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной. – 19-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 232 - 233 с.

22 Большой справочник по литературе. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 23 с.

23 Зелинский В.А. Ч. 6: Критика о Пушкине В.Г. Белинского. – Типография Вильде, 1910. – 87 с. https://www.prlib.ru/item/362464

Просмотров работы: 2659