Создание речевого конфликта в новостном материале

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание речевого конфликта в новостном материале

Жалеева А.Б. 1
1МБНОУ "Городской классический лицей"
Маметьева М.А. 1
1МБНОУ "Городской классический лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Конфликт – это серьезное разногласие, столкновение (иногда вооруженное) противоположных сторон, мнений, сил [9].

Конфликтные ситуации происходили всегда: и задолго до нашей эры, и во времена правления Ивана III, и в 90-ые годы, и, разумеется, происходят по сей день. Однако если раньше у двух людей возникали разногласия, то решались они, например, разговором при личной встрече или дуэлью, то теперь такие конфликты зачастую «разгораются» на просторах Интернета, публикуясь на всеобщее обозрение. Таким образом, один конфликт порождает другой, этот порождает следующий и так далее. Конфликт в Интернете – это, на мой взгляд, одна из серьезных проблем современного мира, ведь авторы новостных статей, можно сказать, манипулируют обычными обывателями Интернет-сообществ.

Как все мы знаем, огромной критике со стороны пользователей, например, социальной сети «ВКонтакте» подвергаются политические деятели. Казалось бы, автор новостного материала просто высказывает свою точку зрения, однако многие не задумываются, что заинтересовавшая их статья – это настоящая кладезь речевых оборотов и лингвистических стратегий, которые существенно влияют на сознание людей.

В данной научной работе я буду рассматривать новостные статьи, посвящённые российскому государственному и политическому деятелю Виталию Валентиновичу Милонову. В моей работе В.В. Милонов – это лишь концепт или образ, о котором существует много информации в сети.

Цель: разобраться, с помощью каких речевых приёмов создаётся конфликт в новостных материалах и комментариях. Также понять, какова стратегия вербального конфликта.

Задачи: 1) Создание базы исследования теоретической и эмпирической.

2) Ознакомиться с понятием «юрислингвистика» и с некоторыми терминами этой научной дисциплины для возможности анализа новостных статей на предмет наличия в них речевого конфликта.

3) Проанализировать новостные статьи из Интернет-изданий, сообществ социальных сетей, а также комментарии, оставленные пользователями под данными статьями.

Актуальность. Во все времена у людей возникало недопонимание, и оно иногда перерастало в конфликт. С появлением социальных сетей у людей появилась возможность выносить на всеобщее обозрение свое хорошее, либо плохое мнение на тему тех или иных событий, происходящих в мире. В своей научной работе я хочу разобраться, каким образом создается речевой конфликт в новостных статьях, ведь люди, сами того не понимая, становятся участниками конфликтов в сети, потому что не замечают лингвистических стратегий, которые используют авторы статей.

Глава 1. Теория создания речевого конфликта в новостном материале

1.1. Юрислингвистика

Юрислингвистика – формирующая научная дисциплина, изучающая взаимоотношения языка и права [17]. Это понятие сформировалось в результате интеграции юридических и лингвистических знаний. Основателем юрислингвистики в России принято считать доктора филологических наук, профессора Кемеровского государственного университета, академика Международной академии наук высшей школы – Николая Даниловича Голева. Введение термина «юрислингвистика» в обиход в 1999 году по его инициативе связано прежде всего с особенностям функционирования языка в юридической сфере. Данную специфику профессор называет «экстремальной лингвистикой», обосновывая это тем, что «любой коммуникативный акт конфликтен», ведь многие высказывания могут быть поняты и восприняты иначе, им может быть приписан другой смысл, даже кардинально отличающийся от сути, которую хотел выразить автор.

Рассматривая задачи юрислингвистики, человек может полностью убедиться в том, насколько тесно лингвистика связана с политикой, правом и юриспруденцией. Например, одна из задач – это разработка языка для написания законов, то есть непосредственная работа с юридическим языком. Юрислингвисты обучают будущих специалистов в области политики и права специальному языку, который полон профессионализмов и терминов, а также просвещают население страны некоторыми аспектами юрислингвистики, ведь это, на мой взгляд, очень важно даже для понимания нормативных правовых актов, различных документов и свидетельств. Данная научная дисциплина играет значимую роль в проведении судебных экспертиз и создании единых правил для её осуществления.

Как можно заметить, юрислингвистика – это своего рода связующее звено между теорией грамотного языка и деятельностью высших органов власти (законодательная власть, исполнительная и судебная). Грамотное использование терминологии, а также умение контролировать социально-политическую ситуацию в стране, не допуская конфликтов, раздоров и даже усобиц, что является ещё одной задачей юрислингвистики, это действительно искусство и способность высшего пилотажа.

Действительно, одной из главных задач данной научной дисциплины является изучение конфликтного функционирования языка. К языку конфликтов относятся такие понятия как инвективная лексика (оскорбительная лексика, порочащая достоинство и честь другого лица), полиинтерпретативность содержания высказывания или текста (иными словами «многопонимаемость»; свойство, например, высказывания, которое связано с тем, что воспринимающие вкладывают различный смысл в выражение, зачастую в корне отличающийся от сути, которую хотел донести автор), манипулятивность (особенность большинства, чаще всего печатных, проправительственных высказываний в СМИ, целью которых является скрытое стремление воздействовать на адресата) и агрессивная лексика в целом.

Разумеется, юрислингвистика также разрабатывает методы юридического регулирования подобных конфликтов, стараясь предотвратить такие проблемы, как плагиат, оскорбление личности, угрозы, призыв к насилию, клевета и так далее. Немаловажным является факт того, что благодаря юрислингвистике происходит регламентация внутригосударственных и межгосударственных отношений путём изучения специфики языка государственного общения.

Специалисты такого направления как «юрислингвистика» занимаются экспертизой текстов, высказываний и произведений, в которых присутствует неоднозначность и которые могут стать причиной конфликтов. Подобная экспертиза представляет собой анализ текстов на предмет наличия в них порочения чести и достоинства человека, пренебрежительного отношения к деятельности какого-либо лица или группы лиц, нецензурной брани и обсценной лексики, а также разжигания, к примеру, религиозного конфликта или даже коллизии межнационального масштаба. Юрислингвисты дают оценку речевым произведениям, рассматривая их с точки зрения плагиата и защиты авторских прав, они анализируют рекламные интеграции (или же нативную рекламу) и предвыборные кампании для того, чтобы понять, присутствуют ли в них методы манипуляции сознанием человека. Разумеется, важным аспектом деятельности юрислингвистов можно обозначить анализ текста законопроектов.

1.2. Стратегии конфликтов в СМИ

Средства массовой информации играют огромную роль в жизни людей. Существуют различные направленности источников: некоторые СМИ специализируются на освещении новостей в политической сфере, другие рассказывают про культуру, в третьих представлена религиозная тематика, а четвёртые охватывают все сферы, рассказывая про события, происходящие в стране и за её пределами.

В некоторых ситуациях обычные пользователи сети зачастую могут не осознавать влияния средств выразительности, сравнений, гиперболы и иронии на восприятие информации, ведь существуют статьи, авторы которых умышленно маскируют стратегии создания конфликтов на первый взгляд, под обычный текст с элементами фатики. Однако если разбираться, то всё не так уж и просто.

Оптимальныйвариант общенияназывают успешным, эффективным, корпоративным, он возможен при использовании способов достижения речевого комфорта. Однако существуют и некоторые своего рода «ошибки» коммуникантов, которые создают дисгармонию в общении, приводят к негативному психологическому и эмоциональному состоянию, а также из-за этого возникают коммуникативный сбой, коммуникативная неудача, помеха и речевой конфликт. Речевой конфликт – это состояние противоборства двух сторон (участников конфликта), в процессе которого каждая из сторон сознательно и активно действует в ущерб противоположной стороне, эксплицируя свои действия вербальными и прагматическими средствами [15].

Конфликтная ситуация вызывается стратегиями конфронтации, к которым относятся оскорбления, запугивания, угрозы, упрёки, клевета, обвинения и так далее. Также существует тактика лжи, которая одновременно может служить как для кооперативной стратегии, так и для конфронтационной – всё зависит от намерений адресанта. Это значит, что при одном сценарии тактика лжи может служить для реализации стратегии вежливости, чтобы приободрить адресата или защитить его от какой-либо неприятной информации; при другом же сценарии тактика лжи может использоваться, например, для дискредитации, то есть для подрыва авторитета человека и доверия к нему. К подобным двузначным тактикам можно отнести лесть, резкую смену темы, иронию, замечание, просьбу и тому подобное.

Глава 2. Анализ высказываний в СМИ на предмет наличия в них речевого конфликта

2.1. Анализ статей и новостей в социальной сети «ВКонтакте»

На сегодняшний день социальная сеть «ВКонтакте», основанная российским предпринимателем и программистом Павлом Валерьевичем Дуровым в 2006 году, является, пожалуй, самой популярной в СНГ. По данным 2013-го года, во «ВКонтакте» было зарегистрировано более 54 миллионов групп и публичных страниц [20] и, разумеется, с каждым годом их становится всё больше и больше. В своей научной работе я буду рассматривать такое сообщество, как «Лентач» [14], потому что оно является одной из самых популярных новостных групп, число подписчиков которой составляет более 2 миллионов пользователей «ВКонтакте». Как было сказано во введении к данной научно-исследовательской работе, я буду анализировать новостные статьи, посвящённые Виталию Валентиновичу Милонову. Однако вновь акцентирую внимание на том, что этот политический деятель является лишь концептом, о котором в группе «Лентач» можно найти немало высказываний конфликтного характера.

1) «Милонов официально внёс в госдуму законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей».
Дальше пристегнитесь. Законопроект включает в себя:
• запрет на пользование соцсетями детьми до 14 лет;
• обязательную регистрацию в соцсетях по паспорту, в том числе и для иностранных граждан;
• запрет на регистрацию под вымышленными именами;
• запрет на публикацию переписок без согласия участников переписки;
• запрет на информирование о несанкционированных митингах (раньше существовал лишь запрет на призывы к участию)
Кроме того, авторы инициативы предлагают запрещать или ограничивать вход в соцсети в рабочее время. Поправки об этом хотят внести в Трудовой кодекс»

В данной новости вниманию пользователей представляется перечень аспектов законопроекта, который непосредственно связан со своего рода «реформами» для социальных сетей. Разумеется, сам факт того, что современное общество, можно сказать, очень трепетно относится к политике конфиденциальности и своему личному пространству в Интернет-жизни, заставляет пользователей «ВКонтакте» очень негативно реагировать на данную новость. Однако это лишь психологический момент. Если рассматривать речевые приёмы, то первым делом в глаза бросается фраза «Дальше пристегнитесь». Это выражение носит ярко выраженный иронический смысл, который заставляет читателя воспринимать последующую информацию, как нечто негативное, абсурдное и нелогичное. Далее представлен список аспектов, которые включает в себя законопроект, а в самом конце автор новости добавляет ещё один пункт, начинающийся с вводной конструкции «кроме того», что может предполагать подтекст в виде вопроса «А куда ещё хуже?». Но самой высшей точкой в разжигания конфликта выступает, по моему мнению, такой экстралингвистический приём, как использование картинки с ребусом, в котором зашифровано высказывание с нецензурной бранью.

Как следствие, под данной публикацией было написано много комментариев, большинство из которых содержат бранную лексику, негодование, иронические высказывания, сарказм и даже суггестию. Комментарии пользователей-суггесторов в большинстве своём явным способом внушают факт того, что с такими законопроектами, особенно если они вступят в силу, из страны стоит уезжать, а некоторые иронично предлагают «законопроекты» о правовом регулировании действий политика В.В. Милонова.

2) «Милонов предложил приравнять оскорбление духовенства к экстремизму.
Получается, шуточки над патриархом Кириллом, из-за которых он может обидеться, будут подпадать под ту же статью, что и призывы к насильственному свержению власти»

Эта новость, по моему мнению, содержит фатику, а именно одно из её предназначений – разбавление серьёзной информации простыми высказываниями. Однако в этом примере данная тактика доведена до абсурда, так как комментарий автора публикации о предложении В.В. Милонова – это абсолютная ирония и насмешка, замаскированные под некое недопонимание автора о целесообразности подобной меры. Также в приведённой новости присутствует слово «шуточки», которое относится к сниженной лексике, что вновь показывает всю нелепость ситуации. Выражение «он может обидеться» не призвано вызвать жалость и сочувствие, а оно, напротив, агитирует проявление актов агрессии, особенно ввиду использования в контексте иронического высказывания. Казалось бы, такой методики преподнесения информации уже более чем достаточно, чтобы добиться шквала негативных комментариев, осуждающих предложение политического деятеля, но автор снова решает применить экстралингвистический материал в виде картинки с иронической подписью, более известной как «мем».

В результате вновь создаётся конфликт в комментариях с использованием нецензурных выражений, рассуждений об упадке страны и даже прямыми угрозами.

3) «Милонов попросил Генпрокуратуру проверить деятельность масонских лож в России»

По сути, эта новость лишена каких-либо средств выразительности, так как представляет собой нейтральную констатацию факта. Однако конфликтную ситуацию в очередной раз провоцирует экстралингвистический материал, выступающий в роли основной стратегии, в то время как в предыдущих двух примерах он являлся, можно сказать, «контрольным выстрелом», провоцирующим агрессию в комментариях. Помимо мема автор публикации прикрепил также и аудиозапись песни Алексея Минёнка «Моя девушка – жидомасон». На данный момент эта аудиозапись изъята из публичного доступа за нарушение правил социальной сети «ВКонтакте», и я думаю, вполне очевидно, почему это произошло.

Если вновь обращаться к комментариям, то можно наблюдать почти идентичную ситуацию, что и в ранее описанных примерах. Как всегда, у автора новости получилось вызвать негатив у читателей по отношению к деятельности политика.

4) «Милонов попросил проверить фильм «Красавица и чудовище» на предмет пропаганды гомосексуализма»

Как и в предыдущем случае, эта новость лишена особой эмоциональной окраски, и в качестве метода разжигания конфликта используется экстралингвистический приём. Он представляет собой маленький ироничный комикс, который прикрепляет автор к посту, чтобы сыграть на контрастах. Это значит, что с одной стороны В.В. Милонов выступает против гомосексуализма, о чём свидетельствует сама новость, но в то же время автор публикации приравнивает его к представителям сексуальных меньшинств.

Комментарии под этим постом, как и следовало ожидать, полны недоумения и абсурдности. Не обошлось и без использования суггестии, как явной, так и косвенной: одни пользователи напрямую заявляли о нетрадиционной ориентации политика, другие же подходили к этой гипотезе издалека, говоря о том, что в упомянутом в новости фильме, пропаганду гомосексуализма сможет разглядеть лишь сам представитель нетрадиционной ориентации. Так или иначе, оба варианта, я считаю, можно назвать актами внушения информации, ведь обычный пользователь, читая подобные комментарии, будет склонен изменить своё мнение об объекте обсуждения, либо сформировать его в нехорошем ключе.

5) «Наш любимый депутат Виталий Милонов снова выступил с идеей. Предложил отправить «левацкий скам» убирать тротуары. 
Это ему не понравилась антивоенная акция в Санкт-Петербурге»

Как можно заметить, текст публикаций, рассмотренных выше, содержит в себе иронию, и данный пример не исключение. Это совсем не удивительно, ведь именно с помощью этого тропа, я считаю, можно с лёгкостью воздействовать на мнение читателя. Таким образом, представляется возможным суждение о том, что ирония – это один из наиболее влиятельных способов суггестии в СМИ, так как она явно провоцирует адресата на соглашение с точкой зрения субъекта коммуникативного акта, иногда даже меняя его отношению к какому-либо событию или человеку.

«Наш любимый депутат» – это абсолютная ирония, а подтверждением тому является цитата, использованная в публикации, которая обозначает людей с мнимо радикальными наклонностями с добавлением слова «скам», что в переводе с английского («scam») означает «мошенничество». Ирония и насмешка, само собой, присутствуют и в предположении автора о причине идеи политического деятеля, оно будто бы заставляет читающего данный пост пользователя сети зло воскликнуть: «Ну, ничего себе!»

Разумеется, комментарии под постом снова полны негатива, что в очередной раз даёт возможность сделать вывод: стратегии создания конфликта осуществлены успешно.

6) В сообществе «Лентач» также существуют публикации, которые являются комбинацией эмоционально нейтрального текста и картинки (экстралингвистический материал), на которой представлена цитата с громким высказыванием и фото её автора с подписью, кем он является. Акцентировать внимание стоит на подписи, ведь если рассматривать подобные публикации, связанные с В.В. Милоновым, то их можно разделить на 2 категории. К первой категории относятся подписи, которые действительно отражают род деятельности человека, например, «Депутат Государственной Думы», «Депутат Госдумы». Они никак не провоцируют людей на конфликт, так как являются достоверными фактами, лишёнными каких-либо образностей и насмешек. Во вторую категорию входят подписи, которые содержат метафору (например, «Выживший»), сарказм с ономатопеей («Главный по вскукарекам») и иронию («Главный источник цитат на Лентаче»).

На самом деле, конфликт по большей части провоцируется именно цитатой с эмоционально-окрашенной лексикой. Однако подписи, особенно второго типа, по моему мнению, также являются одной из стратегий создания конфликта в комментариях.

2.2. Эпиграммы С.В. Шнурова

Сергей Владимирович Шнуров – российский рок-музыкант, общественный деятель, киноактёр и художник. С.В. Шнуров – медийная личность, известная очень многим своими эпатажными песнями [2]. Кроме того, в его Instagram-аккаунте [19] можно найти эпиграммы или же сатирические стихотворения о различных актуальных событиях и тенденциях, о политических деятелях и новостях, связанных с ними. Также он написал 2 эпиграммы, посвящённые В.В. Милонову, которые являются актом протеста, а связано это с тем, что политик нелестно отозвался о творчестве группы «Ленинград» и её лидера, самого С.В. Шнурова.

1)Разгорячен опять месье Милонов. 
Богоугодным развозился спичем. 
Нет, не о нищенском существовании миллионов, 
Он речь держал и был аллегоричен. 
Пророчествовал будто бы Исайя, 
Законами изъяв от нас излишки, 
Бородкой рыжей в гневе потрясая, 
Он рассуждал о пиве и отрыжке. 
О смерти Пушкина. Слова не выбирая, 
Он слал проклятия и хамство источив, 
Вообразил себя парламентарием от рая, 
Вот и икона с ним, свеча, ключи. 
Что слезы льет старик у банкомата, 
Подумаешь, немного не поест. 
Вот если в песнях будет меньше мата, 
Тогда наладится житуха, вот те крест.

В первых двух строках прослеживается использование высокой лексики («месье Милонов», «богоугодным», «спичем») для создания иронии, присутствует также и контрастное слово «развозился», являющееся в данном контексте единицей сниженной лексики и метафорой. В строке «Пророчествовал будто бы Исайя» С.В. Шнуров использует такой троп, как сравнение, и делает отсылку на библейского пророка Исайю. Во фразе «Бородкой рыжей в гневе потрясая» применяется использование уменьшительно-ласкательной формы слова «борода» для иллюстрирования «бунта на коленях» (подобный вид бунта литературного героя можно наблюдать, например, в произведении А.С. Пушкина «Медный всадник»), который показывает некоторую бессмысленность агрессии, гнева и протеста. Словосочетание «парламентарий от рая» отсылает к факту, что В.В. Милонов – глубоко верующий человек, и в следующей строке представлено перечисление священных атрибутов, что является такой фигурой речи, как ряд однородных членов предложения. Далее С.В. Шнуров применяет фразеологизм «слёзы льёт» для гиперболизации ситуации, описываемой в тексте эпиграммы. Две заключительные строки представляют собой риторическое обращение, а в самом тексте присутствует разговорное слово «житуха» и клятвенное уверение «вот те крест» с использованием разговорного варианта местоимения «тебе».

Сам текст данного стихотворения полон предложений с инверсией, чтобы усилить выразительность речи и её пафос. Действительно, я считаю, что у С.В. Шнурова прекрасно получилось высмеять произошедшую конфликтную ситуацию и продемонстрировать всю её абсурдность.

2) Нешуточно слугу распетушило, 
Что избиратель замер и фигея, 
Он наблюдает будто где-то шило 
Елозит у законотворца антигея. 
Цитируя то Пушкина, то Даля, 
Целует крест, потом звезду, затем киот,
И спляшет, и прочтёт стишок Виталя, 
Как настоящий русский патриот. 
Считая нас за дураков и ванек, 
Он мелет чушь, но нет, не сгоряча. 
Уже и рэп читает наш избранник, 
И предлагает драться на мечах. 
Толковый парень это сразу видно. 
Очки и борода, костюм металлик, 
Но выглядит не то чтобы солидно, 
Как настоящий .......(депутат) Виталик.

Первым делом внимание цепляет фамильярная лексика («распетушило», «фигея», «где-то шило», «антигея»), ведь она является одной из самых сильных стратегий создания конфликта. В 5-ой строке используется ряд однородных членов предложения, этот же приём используется и в 6-ой строке, но с добавлением слова сниженного стиля «стишок» и употреблением имени Виталя, вместо полного имени Виталий, также можно проследить сравнение в строке «Как настоящий русский патриот». Во фразе «Считая нас за дураков и ванек» присутствует бранное разговорное слово «дурак» и просторечие «Ванька», обозначающее недалёкого и непутёвого человека. В следующей строке вновь используется неодобрительное просторечие в виде словосочетания «мелет чушь». Предложение «Толковый парень это сразу видно» является ироничным, что обосновывается описанием довольно странных поступков в предыдущих строках эпиграммы. В конце стихотворения вновь присутствует такой троп, как сравнение и уменьшительно-ласкательная форма имени политического деятеля, которая придаёт ироничность умозаключению С.В. Шнурова.

В очередной раз можно с уверенностью сказать, что у автора получилось передать все свои эмоции и размышления с насмешкой, и, как в прошлом примере, инверсионный тип предложений выражает в полной мере весь пафос и создаёт иронический эмоциональный фон.

В обоих примерах эпиграмм С.В. Шнурова присутствуют фатика и суггестия. Фатика выражается многими факторами, например, использованием просторечий и уменьшительно-ласкательных слов. В целом, стихотворная форма является более лёгкой для прочтения и восприятия информации, особенно обычным пользователем сети. Суггестия же в данных стихотворениях косвенная, так как С.В. Шнуров не агитирует людей напрямую менять свою точку зрения о деятельности и поступках политика, он лишь высказывает своё мнение, однако не без использования ярких средств выразительности, которые способствуют принятию читателем позиции автора и соглашению с его мыслями.

Заключение

В ходе исследования удалось выявить довольно необычную тенденцию, которая распространена в различных новостных публикациях. Она представляет собой комбинацию текста (иногда нейтрального, а иногда эмоционально-окрашенного) и экстралингвистического материала (мема, ребуса, аудиозаписи и тому подобного). Как было замечено, именно такая стратегия создания конфликта является наиболее действенной, ведь картинка воспринимается с большим количеством эмоций, чем обычный текст, особенно лишённый эмоциональной окраски. Такой метод добавляет ироничности и сарказма новости и даже гиперболизирует ситуацию, доводя её до абсурда. Разумеется, применение этого способа в СМИ провоцирует ярко выраженную агрессию в комментариях, конфликт и отчаяние.

В целом, очень многие публикации в СМИ могут проходить по некоторым статьям Гражданского кодекса Российской федерации [7] и Уголовного кодекса Российской Федерации [16]. К сожалению, очень часто за безобидными, как может показаться на первый взгляд, шутками, насмешками и ироничными сравнениями скрываются клевета (ст. 129 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ) и нарушение статьи о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ). Таким образом, можно также сделать вывод о маскировочной роли фигур речи и тропов, ведь они позволяют добиться лишь косвенного отношения информации к вышеперечисленным статьям кодексов, что обеспечивает некоторую защиту автора.

Пользователи сети зачастую даже не осознают, какое влияние на них оказывают новости в СМИ. Однако, как показало исследование, достаточно нескольких речевых приёмов создания конфликтной ситуации, чтобы добиться бурной реакции в комментариях.

Список литературы и Интернет-ресурсов

Барабаш, О.В. Юрислингвистика: истоки, проблемы, перспективы [Текст] / О.В. Барабаш – П.:Вестник Пензенского государственного университета, 2014.

Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

Голев, Н.Д. Общие проблемы взаимодействия естественного и юридического языка, лингвистики и юриспруденции [Текст] / Н.Д. Голев – Б.: Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии, 2000.

Голев, Н.Д. Юрислингвистический словарь инвективной лексики русского языка (к постановке проблемы) [Текст] / Н.Д. Голев – Т.: Издательство Томского университета, 2003.

Голев, Н.Д., Матвеева, О.Н. Юрислингвистическая экспентиза: на стыке языка и права [Текст] / Н.Д. Голев, О.Н. Матвеева – Н.:Сибирский филологический журнал, 2003, №1. Новосибирск: НГУ, 2003.

Горшкова, В.В. СМИ как субъект и участник конфликтов в современном обществе [Текст] / В.В. Горшкова – СПб.: Вестник СПГУТД, 2017.

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая вторая, третья, четвёртая) [Текст]. – Новосибирск: Норматика, 2016. – с. 124 – 126.

Дускаева, Л.Р., Корнилова, Н.А. Фатика как речевая форма реализации развлекательной функции в медиатексте [Текст] / Л.Р. Дускаева, Н.А. Корнилова – СПб.: «Гумманитарный вектор №4»: Научные исследования, 2011.

Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова – СПб.: Издательство «Астрель СПб», 2006.

Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов [Текст] / Н.Г. Комлев – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000.

Навасартян, Л.Г. Языковые средства и речевые приёмы манипуляции информацией в СМИ (на материале российских газет) [Текст] / Л.Г. Навасартян – С.: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2017.

Наука. Искусство. Величие. [Электронный ресурс]: Философский энциклопедический словарь (2010). – Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophy/index.htm

Общероссийская общественная организация «Деловые женщины» [Электронный ресурс]: Внушение, внушаемость, нейропсихологические механизмы суггестии – М., 2002. – Режим доступа: https://www.dgr.ru/psychology/researches/43

Социальная сеть «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: Интернет-СМИ «Лентач», 2011. – Режим доступа: https://vk.com/oldlentach

Третьякова, В.С. Конфликт как феномен языка и речи [Текст] / В.С. Третьякова – Екб.: Известия Уральского гос. ун-та. №27, 2003. – с. 143 – 152.

Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2007 года). – Новосибирск: Сиб. унив. Узд-во, 2007. – с. 77 – 78.

Центр экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики [Электронный ресурс]: Юрислингвистика – М., 2007. – Режим доступа: https://ceur.ru/library/words/item129737/

Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие [Текст] / А.Н. Щукин – М.: Филома­тис, 2008. – с. 188.

Instagram [Электронный ресурс]: аккаунт С.В. Шнурова. – Режим доступа: https://www.instagram.com/shnurovs/

Staurus [Электронный ресурс]: Статистика топовых групп ВКонтакте, 2013. – Режим доступа: https://staurus.net/statistika-topovyih-grupp-vkontakte

Просмотров работы: 279