МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ СКАЗКИ-БЫЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» А.П. ПЛАТОНОВА

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ СКАЗКИ-БЫЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» А.П. ПЛАТОНОВА

Филиппова А.С. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хагынская средняя общеобразовательная школа»
Филиппова М.Ф. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хагынская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашего исследования – «Мотивный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова.

Изучение художественного стиля Андрея Платоновича Платонова до сих пор является малоизученной проблемой литературоведения, так как его произведения большей частью стали доступны широкому читателю сравнительно недавно. Принято считать, что язык писателя необычен, труден для восприятия. Этим и определяется актуальность работы. Также, по мнению литературоведов, за последние десятилетия интерес к мотивному анализу художественного текста заметно возрос.

Объект исследования –сказка-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

Предмет исследования –мотивный анализ произведения.

Гипотеза исследования – мотивы помогаютраскрыть тему, выразить авторскую идею, выполняют различные функции.

Цель доклада: выполнить мотивный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова.

Исследование ставит задачи:

- углубить знания о творчестве А.П.Платонова;

- провести мотивный анализ сказки-были «Неизвестный цветок», определить (интерпретировать) их смысл, особенности языковой реализации мотивов;

- выявить основные функции мотивов на протяжении произведения.

Научная новизна заключается в том, что нами сделана попытка выявления мотивов как смысловой доминанты в сказке-были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова, что, возможно, является своеобразным научным исследованием в области детской литературы.

Практическая значимость: материалы и выводы исследования могут быть использованы при изучении творчества писателей на уроках, внеклассных мероприятиях, а также при составлении другого проекта; прививаются навыки вдумчивого чтения художественного текста.

Перспективы работы: возможен сопоставительный анализ с произведениями других авторов со схожей тематикой.

При работе над докладом мы углубили знания о А.П.Платонове, изучили статью «Мотив: основные подходы к рассмотрению» по интернету, где мы обнаружили точку зрения известных ученых о мотиве и его функции в тексте, о мотивном анализе. В прошлом году мы на уроке узнали о сказке-были «Неизвестный цветок», которая удивила глубоким содержанием и необычностью языка. Поэтому это произведение выбрано для анализа. После теоретической подготовки мы выполнили мотивный анализ «Неизвестного цветка», то есть интерпретировали (как мы сами поняли) текст. После обработки полученного материала оформили исследование в форме доклада.

Глава 1. Мотивный анализ как постижение смысла произведения

Что такое мотив и мотивный анализ

За последние десятилетия интерес к теоретическому потенциалу термина мотив заметно возрос.

Мотив от французского языка (motif) означает «двигаю». Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения. [1].

Мотив – простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу, или статическая, описательная). Любой сюжет – переплетение тесно связанных мотивов. [5, с. 321].

Слово «мотив» многозначное: 1.Побудительная причина, довод в пользу чего-либо. 2.Мелодия, напев. 3. Простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства. [4, с.311].

Значит, мотив является одним из самых главных составляющих художественного мира. Мотивы, как мельчайшие структурные единицы произведения, могут обусловливать композицию текста, образовывать сюжет, характеризовать героя, символически выделять важные для автора мысли, а могут выполнять и обрамительную функцию, то есть быть неким пространством и временем, где происходит действие и живут герои.

Мотивы составляют тему произведения, поэтому очень важно рассмотреть несколько часто встречающихся мотивов, определив их связь между собой, влияние на тему, сюжет, героев. [2].

А.Н. Веселовский считает, что мотив – «простейшая повествовательная единица», элементарная и далее неразложимая «клетка» сюжета, которая является семантически целостной. Из складывания мотивов (простейших единиц) формируется сюжет. («Историческая поэтика»). Мотив видится как слагаемое, составляющее сложную формулу сюжета. [3]. То есть мотивы образуют сюжет произведения.

По мнению М.Я.Дымарского, «Мотив, в сущности, является … единицей анализа… (Дымарский М.Я. Еще раз о понятии сюжетного события). То есть, мотив – единица интерпретации. Иначе говоря, читатель отмечает повтор, затем его парадигматизирует и, в конечном счете, осмысляет текст в его концептуальном значении (общее представление произведения).

Повторы или формальные эквивалентности и есть те сигналы, по которым читатель перечитывает (переупорядочивает в уме) текст и постигает смысловую структуру произведения. [3].

Таким образом, мы, выполняя мотивный анализ, будем интерпретировать текст.

Термин «мотивный анализ» введен в научный обиход профессором Тартуского ун-та, профессором Колумбийского университета Борисом Гаспаровым в конце 1970-х годов. Он утверждал, что никаких уровней анализа текста вообще нет, мотивы пронизывают текст насквозь и структура текста напоминает вовсе не кристаллическую решетку, но скорее запутанный клубок ниток. [1].

Суть мотивного анализа состоит в том, что за единицу анализа берутся не …слова, предложения, а мотивы, основным свойством которых является то, что они … повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику. [3].

При определении места мотива в произведениях необходимо выделить основные характеристики мотива, такие как: a) основные функции мотива на протяжении всего произведения; б) особенности языковой реализации мотива, то есть с помощью какой лексики и какого синтаксического строя предложения он появляется в тексте.

1.2. Функции мотивов

Лейтмотив – повторяемая в пределах текста группа слов (или слово), объединенная в некий ряд. Именно повторяемость мотива в тексте литературном или музыкальном становится его ключевым свойством. [3].

Но что значит повтор мотива? Какую функцию он несет?

Ученые-литературоведы считают, что имеются следующие функции мотивов:

1) Суггестивная (орнаментальная, музыкальная). Ряд повторяемых лексических блоков, который служит созданию определенного настроения и ритма (ритмообразующая).

2) Тематическая. Так как тема – ближайшая к мотиву категория.

Например, Томашевский Б.В. считает: «Эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события и вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые уже нельзя более дробить, называются мотивами».

3) Моделирующая (структурообразующая). Элементом речевого уровня произведения и фактором его тематического единства, мотив может стать и важнейшим элементом его композиции. [3].

Глава 2. Мотивный анализ сказки-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

2.1. Тематика и проблематика произведения

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была создана Платоновым в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти. Это своеобразный итог жизни писателя. Сказку писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий Платонова.

Жанр произведения – сказка-быль. Что в этом произведении от сказки? Сказочное начало: «Жил на свете маленький цветок». История о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок Платонова был существом, наделенным чувствами, волей, умел разговаривать. Что в описании цветка от были? Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.От были в нём то, что это могло иметь место в реальной жизни - повествование о Даше и детях. У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование.

Тема сказки-были «Неизвестный цветок» – торжество добра, изображение жизни неизвестного цветка, который преодолели трудности жизни.

  Особо важным для понимания произведения выступает заглавие (рамочный компонент). В сказке «Неизвестный цветок» заглавие «говорящее» и связано с характером действующих лиц и цитатными фрагментами текста: «Жил на свете маленький цветок», «…но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни». Слово «цветок» не зря повторяется 20 раз. Мы чувствуем авторское сочувствие и сопереживание к цветку, которые он хотел передать детям.

Главные герои сказки-были – неизвестный цветок и Даша. Почему произведение называется «Неизвестный цветок»? Потому что Даша открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал. Любой незнакомый человек заслуживает того, чтобы окружающие его поняли

Таким образом, название произведения символично и содержит расшифровку авторского замысла, заключающуюся в идее доброты.

В центре повествования сказки-были нравственные проблемы: борьба добра и зла, любовь и сострадание ко всему живому на земле, преодоление трудностей жизни.

2.2. Мотивный анализ, их языковая реализация

В результате исследования мы обнаружили в сказке-были «Неизвестный цветок» следующие мотивы:

1) В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив жизни (жил – жизнь – живой) на протяжении всего рассказа передан при помощи лексических повторов и однокоренных слов, которые расположены контактно (повторы следуют друг за другом) и дистантно (повторы разделены другими текстовыми элементами) (повтор слов 12 раз) на протяжении всего текста, образуя композиционное кольцо, поэтому выполняют структурообразующую функцию:

1. Жил на свете маленький цветок. 2. …а цветок все жил и жил помаленьку. 3. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. 4. … он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. 5. Цветок не хотел жить печально…6. …он светился живым огнем. 7. … он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне и 8. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне (в конце сказки).

Слова «жизнь», «жить», «живой» помогают представить цветок как живое существо.

2) Мотив жизни в сказке-были тематически связан с мотивом труда, преодоления трудностей. Цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить:

- Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

- Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

- Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

- …цветок-труженик.

В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив труда передан при помощи лексических повторов (5 раз встречается слово «труд» в тексте), анафоры, синтаксического параллелизма (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу); эпифоры (Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу). Антитеза день – ночь, днем – ночью (Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу) использована для раскрытия образа цветка, готового на все ради жизни. Труд бывает радостным, интересным, увлекательным. А цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить. Он обладает сильным духом.

Неизвестный цветок обладает сильным духом, он может выйти из затруднительного положения. Таким образом, мотивы жизнь – труд выполняют характерологическую функцию, так как раскрывают характер героя, любящего жизнь и умеющего трудиться.

На протяжении произведения встречается мотив трудностей:

Мотив трудностей выражается образами пустыря, камня и глины, которые выступают как метафора трудностей в жизни. Не зря в тексте слово «пустырь» повторяется 13 раз, глина – 10, камень – 10; кроме того в большинстве предложений слова употреблены в пределах одной фразы:

- Он рос один на пустыре…

- На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

- Лишь один ветер гулял по пустырю.

- а в камне и глине семена умирали.

- Нечем было ему питаться в камне и в глине.

- Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину.

- …трудно было цветку питаться из одних пылинок…

- …мне трудно.

Данный мотив связан с мотивом жизни и образует антитезу: жизнь, труд – пустырь, глина, камень. Автор, возможно, обратил внимание читателя именно на проблему трудностей жизни, которые могут встретить люди. Второе рождение может произойти только благодаря упорному труду – физическому и нравственному. Цветок старался быть тружеником не только для себя, но и способствовал тому, что зацвёл весь пустырь (он произвёл потомство).

Мотив одиночества обнаруживаем при помощи повтора слова «один» (встречается 4 раза), что подчеркивает чувство одиночества, грусти цветка.

- Он рос один на пустыре.

- Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч солнца касался его утомленных листьев.

- Я один живу…

- Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

В последнем случае смысл слова «один» усиливает анафора «как же ты…» и риторический вопрос.

Даше были близки и понятны чувства цветка. Она особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что она была в тот момент в разлуке с мамой и ощущала себя одинокой и покинутой.

5) «Свет» в сказке-были – возможно, символ стремления к жизни, счастью.

Мотив света в «Неизвестном цветке» передан сравнением цветка со звездой:

Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь.

Анадиплосис (или подхват - повтор слов или группа слов, заканчивающих отрезок речи, повторяется в начале следующего отрезка речи) связывает два предложения, замедляет действие, добавляет новую деталь в описание. Цветок смело противостоит трудностям жизни: Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

«…сияющие светом цветы» - метафора продолжения добрых дел.

Как видим, повторы слов и однокоренных слов «свет», «светлый», «светящуюся» помогают выявлять мотив, который подразумевает мысль о жажде к жизни, стремлении к добру.

Мотив света реализован сравнением цветка со звездой, также в одном случае усилен анадиплосисом. Автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной. «Звезда» – это и символ стремления к светлому будущему.

6) Мотив света переплетен с мотивом добра и связан с образами Даши и детей-пионеров, которые удобрили землю, совершили доброе дело, спасли цветок, принесли ему цветку. Движение души детей рождает внутренне движение земли – ее заботу о цветке:

- …они (пионеры) сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

- Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй (эпитет).

К данному мотиву семантически близко слово благоухание. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова читаем: Благо, - а, мн. блага, благ, благам, 1. только ед. Добро, благополучие (высок) Стремление к общему благу. [4, с. 44].

- На краю пустыря Даша почувствовала благоухание.

- От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

- Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания (метафора).

Цветок (цветы) всегда будет радовать людей, благоухать, нести им только добро, счастье.

Мотив добра передан в сказке-были Платонова передан повтором слова «благоухание» (3 раза), эпитетом и метафорой.

7) Мотив смерти в сказке-были «Неизвестный цветок» выступает как воскрешение, продолжение новой жизни, а не как ее конец: неизвестный цветок умер, но от него родились другие цветы.

В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.

В «Неизвестном цветке» всего слов с семантикой «смерть» встречается 4 раза.

Мотив смерти в сказке-были образует антитезу с мотивом жизни и подчеркивает идею автора: жизнь и смерть существуют рядом друг с другом, но жизнь всегда выше смерти.

8) Мотив ветра узнается при помощи лексического повтора слов «ветер» (9 раз).

- Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь.

- Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие.

- Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

- Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Ветер выступает как олицетворение: он помог цветку выжить. В двух случаях повторы слов употреблены с постоянными эпитетами «черная земля», что сближает фрагмент текста с фольклором. В некоторых предложениях полисиндетон усиливает звучание мотива ветра, придает высказываниям эмоциональность и законченность.

9) Мотив дома (пустырь, глина, камень) тесно связан со всеми мотивами, о которых мы уже писали.

На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

Как только дети удобрили землю на пустыре, «дом» цветка изменился, стал добрым: «… он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки». Продолжается род неизвестного цветка, выросли «новые цветы».

2.2. Функции мотивов

Мотивы являются своеобразным строительным материалом текста. В сказке-были «Неизвестный цветок» составляем цепочку мотивов: жить, жизнь, живой – одиночество – труд, трудности – ветер –- пустырь, камень, глина – свет – добро – смерть – благоухание, дом, жизнь. Эти цепочки слов выступают как средство развития сюжета.

Мотивы жизни, света, трудностей, добра, дома повторяются, взаимосвязаны в тексте и образуют кольцо: неизвестный цветок жил и оставил после себя много детей. Как можно понимать цепочку мотивов?

- Маленький цветок жил один в трудных условиях на пустыре среди камней и глины.

- Цветок выжил благодаря труду.

- Цветок выжил, так как ему помогли добрые дети и Даша. Цветок выжил, потому что он нашел друзей.

- Цветок выжил, потому что от него родилась другая жизнь, его душа перешла к его сыну.

- Цветок обрел красивый дом благодаря доброте Даши и детей.

А. П.Платонов связывает особые надежды с детьми. Жизнь человека - напряженный труд души во имя будущих поколений. Именно детям предоставлено право строить будущее. Произведения наводят на мысль об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно неизвестному цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка учит поверить в себя и до конца бороться за свое счастье. Значит, мотивы выполняют сюжетообразующую, структурообразующую функцию, а повторы слов, находясь на протяжении произведения, – ритмообразующую функцию.

Заключение

1) А.П.Платонов – писатель, который особенно трепетно относился к детству. Он оставил после себя такие прекрасные произведения, как «Никита», «Еще мама», «Сухой хлеб», «Цветок на земле» и другие.

2) В результате анализа мы пришли к выводу, что мотивы в сказке-были «Неизвестный цветок» повторяются, переплетаются с другими мотивами в тексте, дополняют друг друга.

Во всех случаях в языковом плане в сказке-были «Неизвестный цветок» мотивы переданы при помощи лексических повторов (все мотивы), анафоры (2), эпифоры (1), анадиплосиса (1), сравнения (1), риторического вопроса (1), градации (1), синтаксического параллелизма (1). Таким образом, есть схожие языковые средства и фигуры речи. Особенность сказки-были «Неизвестный цветок» состоит в том, что все мотивы реализованы повторами слов. Возможно, они являются показателем авторской манеры.

Также произведение построено на антитезе: жизнь – смерть, добро – зло, трудности – счастье, одиночество – семья (дом).

3) Мотивы являются элементом речевого уровня текста, выполняя структурообразующую, сюжетообразующую и ритмообразующую функцию.

4) Мотивы способствуют идейно-тематическому единству текста.

При помощи мотивов актуализируется внимание читателя, доминантные фразы образуют смысловое ядро всего текста. Мотивы выступают как символы высоких нравственных качеств, духовной красоты человека. По мнению Андрея Платоновича Платонова жизнь процветает благодаря труду, доброте. Доброе дело рождает новую счастливую жизнь.

Гипотеза исследования доказана. Мотивный анализ можно выполнить на примере любого другого произведения.

Использованная литература

1.Гладкова Е. А. Рекомендации по анализу художественного произведения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/414/1/konf000010.pdf

2. Мотивный анализ. Способы и приемы анализа художественных произведений. / Хализев В.Е. Теория литературы [Текст] : учебник / В.Е.Хализев. - 5-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 2009. – С. 127-133; 298-308. [Электрон.ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.su/20_115002_motivniy-analiz.html

3.Мотив: основные подходы к рассмотрению. [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://litved.rsu.ru/motiv.htm

4. Ожегов С.А.Словарь русского языка. М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. с.311).

5. Педчак Е.П. Литература. Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на- Дону: Изд «Феникс», 2002. – 384 с.

6. Платонов Андрей. Еще мама. М.: Худ.лит., 1995. – 111 с.

Просмотров работы: 2689