Комиксы как средство привлечения школьников к чтению художественной литературы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Комиксы как средство привлечения школьников к чтению художественной литературы

Лагункина Т.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Междуреченска
Панова Л.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Междуреченска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность исследования.

Около года назад я впервые познакомилась с таким видом искусства, как комикс, и сразу же стала его поклонником. Комиксы поразили меня своей наглядностью, компактным совмещением графики и текста.

А всё начиналось с просмотра фильма по телевизору. Случайный канал, интересный сюжет, отличная графика, спецэффекты... Но откуда был взят этот сюжет? Кто его придумал? Кто и каким образом выполнил? Заглянув в интернет, я узнала, что многие из просмотренных мною мультфильмов и фильмов берут своё начало в комиксах. Вопросов появились ещё больше: Что такое комикс? Откуда берёт свое начало? Какова история его развития в нашей стране? Каким образом создаётся? И каждый ли, в том числе ученик, может овладеть этим видом искусства?

Желание ответить на все эти вопросы легло в основу моей научно-практической работы. Мне захотелось также узнать о количестве почитателей этого жанра среди учеников нашей школы (обучающихся среднего звена). И даже более того, обменяться или поделиться знаниями по данной теме с одноклассниками, научиться и попробовать создать комикс по рассказу американского писателя Рэя Брэдбери "Всё лето в один день".

Цель исследования: создание комикса по рассказуРэя Брэдбери "Всё лето в один день" как средство привлечения школьников к чтению художественной литературы.

Объект исследования: комикс.

Предмет исследования: рассказ Рэя Брэдбери "Всё лето в один день".

В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

Ознакомиться с литературой по данной теме:

- изучить историю возникновения комикса;

- исследовать развитие комикса в России;

- познакомиться с технологией создания комикса;

На основе анкетирования выявить отношение обучающихся 5-8-х классов к комиксу;

Обобщить полученные теоретические и практические результаты.

Принять участие в мастер-классе "Создание комикса по рассказу Рэя Брэдбери "Всё лето в один день".

Методы исследования:

изучение литературы;

просмотр видеоматериалов;

анкетирование;

анализ и синтез;

эксперимент.

Гипотеза: Известно, чтоболее популярны для чтения те произведения, к которым есть иллюстрации. Мы также знаем, что наши великие классики литературы - Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов - любили рисовать на полях своих произведений. Смею предположить, что литературные произведения станут более популярными среди школьников, если получат иллюстрированную поддержку в комиксе.

Глава 1. Что такое комикс.

Существует много разных названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей. Так, в Толковом словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова дается следующее определение: "Комикс - это серия рисунков с текстом, образующая связное повествование юмористического или приключенческого характера" .

"По своей сути комикс - это особый способ повествования, текст которого представляет собой последовательность кадров, содержащие, кроме рисунка, вербальное произведение ... при этом рисунок и заключённый в него вербальный текст представляют собой органичное смысловое единство" [1, С.95].

Есть и другое определение: комикс - это "соположенные в определённой последовательности рисованные или иные образы, предназначенные для передачи информации и/или производства эстетического отклика зрителя; это средство выражения - как кино или проза, - которое может передавать богатство идей и эмоций" [5, С.4].

Обобщая сказанное, можно сказать, что комикс - это удачное соединение литературы и визуального искусства.

Глава 2. История возникновения комикса.

Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне (Испания) начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). «Аллилуи» были также широко распространены в этот период во Фландрии, Франции и Германии.

В XIX веке в Эпинале (Франция) налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена было издано 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуйя» насчитывала 48 картинок).

В 1830—1846 годах швейцарец  Родольф Тёпфер выпускает в Женеве (Швейцария) серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена. Художник-романтик Валентен издавал альбомы картинок по сказкам Перро.

Первый американский комикс "Медвежонок и тигр" вышел в 1892 году. Трест печати Уильяма Херста широко использовал иллюстрацию. С появлением же комиксов они становятся любимым оружием херстовской прессы.

В Европе комиксы появились в начале XX века, но широкую популярность они приобрели после Второй Мировой войны.

Со временем в некоторых государствах и странах с развитой индустрией рисованных историй для комикса появилось своё название. Так, во франкоязычном мире его называют фр. bande dessinée (рисованная лента) или BD, в Японии - манга.

В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд, Тодд Макфарлейн, Сэм Кит, Паоло Ривера, Грег Капулло, Умберто Рамос, Джузеппе Камунколи, Томм Мур и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.

Глава 3. История развитие комикса в России.

Предпосылки к развитию культуры комиксов в России появляются ещё в допетровские времена. Похожий на комикс и инфографику одновременно тип изображения наблюдается в житийных иконах (появились в России ещё в XIII веке и создаются до сих пор). Центральное изображение (средник) в них содержит образ святого, а в маленьких изображениях по краям (клеймах) представлены по порядку эпизоды его жизни. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо.

Другой предшественник комикса получает развитие в XVII—XIX веках — это русский лубок, рассказывающий последовательные истории в картинках в сопровождении текста. Уже тогда художники использовали «пузырь», в который вписывались реплики героев. Текст лубка зачастую был трудночитаем, содержал ошибки и являлся не совсем текстом, а в некотором смысле его изображением, неотъемлемым атрибутом картинки. Сюжетами для лубков становились жития святых, сказки, художественные произведения. В конце XIX века лубки издавались в России миллионными тиражами. После революции 1917 года лубок исчезает как самостоятельный художественный объект, но сам жанр лубка успешно используется советскими художниками.

Исследователи однозначно считают, что лубок является прямым родоначальником комикса.

Ещё одним предшественником комиксов является карикатура, а точнее, политические карикатурные истории, объединяющие несколько рисунков в одном. Одним из главных заимствований, которые комикс взял из карикатуры, является филактер (пузырь, облако, бабл) — «пузырь», в который вынесена речь персонажей.

В советское время широкого распространения комикс не получил. Однако отдельные примеры всё же существовали. Так, технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах Окна сатиры РОСТА.

В 1990—1998 годы предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана «Велес-ВА» издавало журналы комиксов, ориентированные в основном на патриотическое воспитание молодёжи, были там и просто развлекательные комиксы; журнал считается удачным и комиксы переиздаются поныне.

И всё же, до 2010-х годов в России комиксы не пользовались популярностью, и многие говорили, что комикс-культура в России не сложилась.

 В 2010 году в структуре Российской государственной библиотеки для молодёжи в Москве организован Центр комиксов и визуальной культуры, первая официальная организация, занимающаяся изучением комиксов.Россия впервые в своей истории переживает бум комиксов. Рисованные истории начало издавать более десятка издательств, среди них — «42», XL Media, «Комикс Арт», «Панини», «Азбука».

На данный момент в России успешно издаются популярные серии комиксов студии Marvel. Это Человек-паук, Люди-Икс, Фантастическая четверка и еще несколько других изданий.

Глава 4. Стилевые особенности комикса.

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Правда исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура.
"Известный комиксист Уилл Айснер, автор книг по истории и теории комикса, определяя этот вид искусства как "искусство последовательности" или "искусство изображать последовательность". И действительно, главный отличительный признак комикса - изображение последовательно происходящих событий на одном листе. Чаще всего эти события размещаются в отдельных кадрах, хотя иногда встречается объединение разновременных событий в общем изобразительном пространстве.

Другой неотъемлемой чертой комикса является включение изображения и текста в единую композицию кадра... Обычно тексты (это могут быть реплики и мысли персонажей, а также комментарии и "закадровый текст" автора) размещаются в специально отведённых рамках. Форма и цвет этих рамок может варьироваться, но чаще всего художники исходят из устоявшихся традиций комикса, определяющих символическое соответствие формы тому или иному виду текста (напр., "баллоны" в большинстве случаев содержат прямую речь, "облачка" - размышления...)" [3, С.205 ].

Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем.
По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно трёх) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.

Глава 5. Технология создания комикса.

Главная задача при создании комикса — помнить, что комикс это не набор рисунков, а история, которая должна быть рассказана и интересна.

Начинать работу рекомендуют Дмитрий Феоктистов и Евгений Францев — художники, которые работали над отечественным комиксом-вестерном «Фронтир» - с идеи. Чтобы комикс было удобно читать — его панели нужно удобно расположить, поэтому следующим важным этапом является раскадровка.

Другой не менее важной деталью является текст, который помещается в «словесных пузырях», «баблах». Для разных типов речи используются разные виды пузырей. Так, повествование автора прописывается в прямоугольном окошке без хвостика. Реплика героя в зависимости от характера речи может находиться в овальном или прямоугольном пузыре с хвостиком, указывающим на того, кто произносит эту реплику. Если контур пузыря выделить не сплошной линией, а контуром, мы получим шёпот и т.д.

В процессе создания комикса участвуют люди нескольких профессий. Сценарист пишет историю, прописывает главных героев, их реплики, развитие событий. И, как правило, для создания комиксов нанимаются профессиональные сценаристы. Раскадровщик выделяет из сценария отдельные кадры, моменты, ключевые события. Редактор обрабатывает текст, помещает его в пузыри, размещает в кадре. Художник прорисовывает историю, оформляет каждую страницу. Художник комиксов должен уметь рисовать все. Нарисовать одну страницу комикса — это не просто нарисовать портрет или натюрморт из нескольких предметов. Художнику приходится изображать, зачастую, окружающий нас мир в мельчайших деталях, ведь в противном случае комикс будет выглядеть некрасиво.

В целом стандартный состав комикса состоит из следующих деталей. Это обложка, которая передаёт основной смысл комикса. Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе. Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников и т.д. Основная часть — страницы, количество которых не ограничено, но в стандартных комиксах их от 20 до 40. Pin-up page — дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу.

Глава 6. Отношение школьников к комиксу.

О том, как относятся к комиксу обучающие нашей школы, нам помогла узнать анкета «Что такое комикс?» (приложение № 1). Всего на её вопросы ответили 109 учеников 5-8- х классов (приложение № 1).

На первый вопрос: «Знаете ли Вы, что такое комиксы?" 87 человек (79%) сказали: «Это серия рисунков с текстом, образующая связное повествование юмористического или приключенческого характера». 10 школьников(9%) - что это рисунки с подписями, 8 % ребят - разновидность книжно-журнальной иллюстрации, 8 учеников(7%) назвали комиксы книжкой с картинками.

На вопрос «Читаете ли Вы комиксы сегодня?» , «да» ответили только 32 человека (61%), ещё шестеро (29%) написали "редко, иногда".

На вопрос « Почему Вам нравятся комиксы?» были получили следующие ответы: «это просто интересно» ответили 52 ученика (47%), в комиксах «мало текста и много картинок», так сказали 22 школьника (20%); 5 учеников (4,5%) посчитали, что « комиксы приносят пользу».

Достоинства и недостатки комиксов, а также количество обучающихся, их назвавшие, представлены в приложении № 1.

В большинстве своём обучающиеся отметили следующие достоинства:" много картинок" назвали 46 человек; "интересно"- 43, "мало текста" - 11 ребят. При этом показатель "мало текста" отмечен школьниками и как недостаток, так ответили 10 человек. Недостатком комикса является позиция " нет в продаже" - ответили 4 ученика, "дорого стоят" - сказали 4 ребят.

Судя по ответам анкеты, можно сделать следующий вывод: о комиксах школьники что-то знают, иногда их читают, но в полной мере не понимают их достоинств и пользы.

Глава 7. Мастер-класс "Создание комикса по рассказу Рэя Брэдбери "Всё лето в один день".

Мастер-класс по теме "Создание комикса по рассказу Рэя Брэдбери "Всё лето в один день" был проведён в трёх восьмых классах.

Сначала ребята познакомились с комиксом - "девятым видом искусства" - более детально: что означает, где возник, как развивался (на мировом уровне, в России).

Далее в каждом классе рассказ американского фантаста Рэя Брэдбери "Всё лето в один день " был прочитан выразительно обучающимися (печатный текст рассказа при этом находился на каждом столе). После прочтения состоялось его обсуждение.

На следующем этапе школьники узнали о стилистических особенностях комикса, технологией его создания, познакомились с командой профессионалов, которые его создают.

После этого ученики, определившись с выбором, приступили к практической работе по созданию комикса. Одна группа - художники иллюстрировали заранее подготовленный текст (приложение № 3). Несколько других групп, объединив сценаристов, раскадровщиков и редакторов, работали над текстом будущего комикса.

В результате практической деятельности был создан комикс по рассказу Рэя Брэдбери объёмом в 9-ть страниц (приложение № 4) и несколько видов текстов.

При подведении итогов работы Мастер-класса ребята заполнили анкету " Оставьте ваше мнение" (приложение № 3), в которой ответили на ряд вопросов (приложение № 2).

На вопрос "Понравился ли вам мастер-класс?" 52 ученика ответили "да", трое - "нет".

На второй вопрос анкеты "Изменилось ли ваше отношение к комиксу как виду искусства?", 25 ребят (45%) ответили - осталось как и прежде положительным; 26 человек (47%) сказали, что изменилось в лучшую сторону; четверо - нет, меня этот вид не заинтересовал.

На вопрос "Появилось ли у вас желание приобщаться к произведениям художественной литературы через создание комикса?" 35 обучающихся (63%) ответили "да", 20 (5%) - "нет".

Среди специалистов - профессионалов, участвующих в создании комикса, наиболее востребованной оказалась профессия сценариста, её выбрали 27 обучающихся (49%); профессию редактора -11 (36%), раскадровщика - 8 (14%), 9 ребят (20%) ответили, что стали бы художниками.

Ещё один пункт анкеты предлагал назвать художественные произведения, по которым на взгляд обучающихся можно было создать комикс. Самым популярным произведением назван рассказ Л.Н.Толстого "После бала". Полный перечень произведений представлен в приложении № 2.

Многочисленные вопросы по теме мастер-класса, живое обсуждение прочитанного рассказа, активное участие в выполнении практических работ, а также положительные отзывы школьников и их хорошее настроение позволяют сделать вывод, что цель моего исследования достигнута.

Заключение.

Комикс, возникший как вид искусства более пяти столетий назад, сегодня продолжает активно развиваться. По мнению Гилберта Селдеса (автора книги "Семь живых искусств (кино, мюзикл, водевиль, радио, комиксы, популярная музыка и танец)" комикс является "демократичным искусством, открывающим необъятный плацдарм творчества для талантов" [5, С.7].

В ходе исследовательской деятельности нам удалось выявить талантливых ребят, которые сообща создали комикс по рассказу Рэя Брэдбери.

Хочу заметить, что выбор художественного произведения для создания комикса был неслучайным. Во-первых, в рассказе автором поднимается важнейшая тема - взаимоотношения подростков; во-вторых, для меня неожиданно интересным оказался тот факт, что незадолго до смерти писатель поработал над превращением нескольких своих книг в комиксы. Первой из них стала "451 градус по Фаренгейту". Художник Тим Гамильтон создал картинки, а Брэдбери написал тексты.

"Все мои книги - это и графические новеллы и фильмы" - впоследствии заявил писатель - "Поэтому от них так трудно оторваться. Нет разницы между любым моим текстом и комиксом, так что встречайте, я Рэй Брэдбери - человек в картинках".

И если в начале исследования школьники о комиксах что-то знают, иногда их читают, но в полной мере не понимают их достоинств и пользы, то после проведённых мероприятий у ребят появился интерес в этому виду искусства.

А это значит, что тема моего исследования"Комиксы как средство привлечения школьников к чтению художественной литературы" на сегодняшнем этапе выполнена. Собранные мной материалы можно использовать на уроках литературы.

Кроме того, считаю, что у моего исследования есть перспектива. К примеру, журналист "Российской газеты"Оксана Нараленкова в одной из своих статей пишет, что "В последнее время все только и говорят о том, что люди обзавелись клиповым мышлением. И книги читают всё меньше, предпочитают комиксы листать" [2, С.288]. Но так ли это на самом деле? На этот вопрос нам поможет ответить тема нового исследования.

Список использованных источников и литературы:

1. Вишневская О.Б., Фатеев М.Ю. Художественный мир комиксов как отражение инновационной формы искусства XX-XXI вв. // Культурное наследие Сибири.- 2015 - № 18 - С.94-101.

2. Гречушникова Т.В. Литературный комикс в культурном контексте // Вестник Тверского государственного университета. Серия Филология.- 2014 - № 4 - С.288-291.

3. Махашвили Г.Д. Иллюстрированная книга и комикс // Вестник Московского государственного университета печати.- 2012 - № 6 - С.205-209.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 3 изд., Москва, 1996. – 107 с.

5. Цыркун Н.А. Комикс и кинематограф: общий генетический код // Научный электронный журнал Артикульт. - 2013 - № 1 (9) - С.4-10.

Интернет- источники:

1. Википедия. Комикс.История комиксов в России. [Электронный ресурс].-режим доступа: ru.wikipedia.orgИстория комиксов в России, свободный.

2. Планируем и создаём комикс. [Электронный ресурс]. - режим доступа: design.tutsplus.comtutorials/createcomiccomic, свободный.

3. Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс. [Электронный ресурс].- режим доступа: https://kanobu.ru/articles/uchimsya-risovat-komiksyi-ekspress-kurs-isovetyi-hudozhnikov-371149/, защищённый.

Приложения

Приложение № 1

Результаты анкетирования «Что такое комиксы?»

(всего приняло участие 109 обучающихся)

№ п/п

Наименование вопроса

Предполагаемый ответ

Количество ответивших

1

Знаете ли Вы, что такое комиксы? Это…

1.Рисунки с подписями.

2.Книжка с картинками.

3.Серия рисунков с текстом, образующая связное повествование юмористического или приключенческого характера.

4.Разновидность книжно-журнальной иллюстрации.

5. Не определились

10

8

87

9

8

2

В каком возрасте вы впервые познакомились с комиксами?

До 5-ти лет;

6-8 лет;

9-11 лет;

12-15 лет;

Не знают до сих пор

16

49

26

8

10

3

Читаете ли Вы комиксы сегодня? Если да, то как часто?

1.Да.

2.Нет.

3.Иногда, редко

32

71

6

4

Если Вам нравятся комиксы, то почему?

1.Это просто интересно.

2.Я считаю, что комиксы приносят пользу.

3.Мало текста и много картинок.

4.Неинтересно, я ими не увлекаюсь

52

5

22

4

5

Можете ли вы указать достоинства и недостатки комиксов?

Достоинства:

Много картинок

Интересно

Мало текста

Интересный сюжет

Узнаем что-то новое

Могут быть полезными

Легко читаются

Носят развлекательный характер

Не просто читаешь, а сразу всё видишь и т.д.

Недостатки:

Мало текста

Нет в продаже

Дорого стоят

Ничему не учат, не полезны

Не всегда понятен смысл

Отнимают много времени

В основном на иностранных языках

Быстро перестаёт нравиться

Быстрая завязка и т.д.

46 учеников

43

11

7

3

3

2

2

2

10 учеников

4

4

2

2

2

1

1

1

Приложение 2.

Результаты анкетирования "Оставьте ваше мнение"

по итогам мастер - класса

"Создание комикса по рассказу Рэя Брэдбери "Всё лето в один день"

(всего приняло участие 55 обучающихся).

№ п/п

Наименование вопроса

Предполагаемый ответ

В том числе ответили

1

Понравился ли вам мастер-класс "Создание комикса по рассказу Рэя Брэдбери"Всё лето в один день"

1). Да;

2). Нет.

1) 52

2). 3

2

Изменилось ли ваше отношение к комиксу как виду искусства?

1). Осталось прежним положительным;

2). Да, в лучшую сторону;

3). Нет, меня этот вид не заинтересовал.

1).25

2). 26

3).4

3

Появилось ли у вас желание приобщаться к произведениям художественной литературы через создание комикса?

1). Да;

2).Нет.

1). 35

2). 20

4

Если бы вы стали участником команды по созданию комикса, то какую бы вы выбрали для себя профессию?

1). Сценариста;

2). Редактора;

3). Раскадровщика;

4). Художника.

1). 27

2). 11

3). 8

4). 9

5

Назовите любое художественное произведение, по которому, на ваш взгляд, можно было бы создать комикс.

Л.Н.Толстой "После бала"- 8 учеников;

Н.В.Гоголь "Ревизор" - 2 ученика;

И.С.Тургенев "Ася" - 2 ученика;

Н.В.Гоголь "Хамелеон";

В.Г.Короленко "В дурном обществе";

В.Г.Короленко "Слепой музыкант";

В.Г.Короленко "Парадокс";

Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке";

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Уильям Шекспир "Ромео и Джульетта",

Жюль Верн "1000 лье под водой";

Марк Твен " Приключения Тома Сойера" и другие.

Приложение 3.

Текст сценария

рассказа Рэя Брэдбери "Всё лето в один день"

для создания комикса.

Наименование страницы

Текст

обложка

Рэй Бредбери "Всё лето в один день"

Страница 1

Теснясь, точно цветы и сорные травы в саду, все вперемешку, дети старались выглянуть наружу - где там спрятано солнце?

Страница 2

Накануне они весь день читали в классе про солнце. Какое оно жёлтое, совсем как лимон, и какое жаркое.

Страница 3

Самое большое преступление Марго в том, что она прилетела сюда с Земли...и она помнит солнце...

- Ничего не будет! - кричал Уильям.

- Ученые предсказали, они говорят, они ведь знают... Солнце...

Страница 4

Дверь тряслась: Марго колотила в неё кулаками и кидалась на неё всем телом.

Страница 5

Дождь стихал. И солнце явилось.

-Только не убегайте далеко!- крикнула вдогонку учительница.

Страница 6

Девочка протянула руку ладонью кверху.

- Смотрите,- сказала она и вздрогнула.

На раскрытой ладони лежала большая дождевая капля.

Страница 7

Загремел гром, с оглушительным шумом рушатся с неба тонны, потоки воды.

- И так опять будет целых семь лет?

- Да. Семь лет.

Страница 8

И вдруг кто-то вскрикнул:

- А Марго?

-Мы ведь её заперли, она так и сидит в чулане.

Страница 9

За дверью было тихо. Медленно, медленно они отодвинули засов и выпустили Марго.

Приложение 4.

Комикс по рассказу Рэя Брэдбери "Всё лето в один день", созданный обучающимися 8-х классов на мастер-классе.

Просмотров работы: 5708