Вкусная орфография

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вкусная орфография

Коленченко А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 16
Алфёрова Т.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Очень часто дети слышат от взрослых, что поедание сладкого – вредное занятие, что от этого разрушаются зубы, портится аппетит, нарушается обмен веществ, а уж фантики и обертки от кондитерских изделий – вообще бесполезный мусор!

Насколько мне известно, многие ученые говорят о пользе сахара: он помогает работать нашему мозгу. Тогда у меня возникли вопросы: «Если сладкое так вредно и бесполезно, почему же тогда на протяжении многих веков кондитерские изделия выпускаются в огромном количестве?», и, главное, «неужели фантики – бесполезный мусор?». Так можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет? Я попытаюсь это сделать!

Учительница мне рассказала о том, что основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.[1]

Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?

  Гипотезавозможно, обёртки от конфет помогут повысить грамотность письма.

Объект исследованияфантики от конфет

Предмет исследования: орфограммы русского языка

Цель: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет.

Задачи: изучить названия разных конфет, повторить изученные орфограммы, развивать орфографическую зоркость, повысить грамотность письма.

Методы исследования:

Справочно-информационный;

Наблюдение;

Поисковый;

Творческий поиск;

Анализ и систематизация.

Предполагаемый результат:

Создать «сладкий» орфографический словарик;

Придумать упражнения для развития орфографической зоркости.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОНФЕТ

С латинского языка слово «конфета» переводится как «приготовленное снадобье». Первые конфеты появились еще в Древнем Египте. Так как сахар в то время еще не был известен, вместо него употреблялись мёд и финики. На Востоке конфеты делали из миндаля, фиги и орехов. В Древней Руси конфеты делали из кленового сиропа, патоки и мёда. Психологи утверждают, что самые искушающие конфеты, которые всегда хочется попробовать – шоколадные. Самые романтические – с клубничной начинкой. Самые необычные конфеты – финские и китайские. Самые известные и популярные в России конфеты – «Птичье молоко».

О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ СЛАДКОГО

Вред сахара

Ни для кого не являются секретом утверждение о том, что чрезмерное употребление сладкого может стать причиной нарушения обмена веществ в человеческом организме, ожирения, сахарного диабета и разрушения зубной эмали (кариеса, другими словами). Но, вы пробуйте всё это доказать сладкоежке…Он, просто не станет вас слушать, и объяснит это тем, что без сахара не представляет свою жизнь.

Если такой аргумент вреда – не аргумент, мы приведём вам результаты последних исследований учёных. Они сумели доказать, что любители сахара (как и любители жирных продуктов) из-за своих гастрономических предпочтений попадают в зону риска развития раковых заболеваний.

К тому же, мало кто знает о том, что такой сладкий белый порошок под названием «сахар» имеет одно не совсем полезное свойство – вытеснять из нашей крови витамины группы В, что в свою очередь может стать причиной серьёзных заболеваний, таких как склероз, инфаркт, заболевания сосудов.

Злоупотребление сахаром – сюда входит не только поедание сладкого, но и чай с сахаром, негативно влияет на опорно-двигательную систему человека. Ну, а что касается нашей кожи и волос, то ещё ни один сладкоежка, к сожалению, не мог сказать, что с этим у него нет проблем, кожа подвержена аллергическим высыпаниям, а, волосы – тусклые и ломкие. Не стоит также забывать о том, что чрезмерная любовь к сладкому у детей очень часто становится причиной неврозов и даже детской гиперактивности. Если это всё вместе положить на одну чашу весов, а с другой стороны положить наше сиюминутное удовольствие от сахара – не кажется ли вам, что равновесия между чашами весов не наблюдается? Скорее наоборот, явный перевес в пользу вреда сахара для нашего организма.

Польза сахара

Означает ли это, что сахару – бой, и мы заносим его в свой «чёрный список» продуктов? Такое радикальное решение, как полный отказ от сахара, также не принесёт пользы вашему организму. Ведь, по сути, сахар – это тот продукт, который жизненно необходим для работы нашего самого главного органа – мозга. Недостаток сахара может отразиться не только на уровне вашей работоспособности, но может также стать причиной головокружения и сильной головной боли. Не правда ли, занятно – головной болью наш организм сигнализирует нам о том, что ему не хватает сахара…

Психологи также доказали тот факт, что люди, которые ограничивают себя в употреблении сахара – чаще страдают неврозами и депрессиями. Поэтому, если вы чувствуете, что начинаете впадать в депрессивное настроение – не доводите себя до крайней точки – лучше выпейте чай с сахаром. Как видим, в определённых случаях употребление сахара приносит даже пользу нашему здоровью. Похоже, что вся загадка заключается в том, сколько сахара мы употребляем. Шаг влево — приведёт нас к вредному влиянию, шаг вправо – к пользе для здоровья.[5]

ИЗ ИСТОРИИ ФАНТИКОВ

Я очень большая сладкоежка. И мне часто покупают разные конфеты. Конфеты завернуты в красивые фантики. Фантик для конфет – как одежда: они защищают и украшают конфету.

Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Томас Эдисон1 придумал парафиновую бумагу, служившую первой оберткой. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафинированной бумаги, целлофана появилась упаковка. В середине 19 века в Петербурге была открыта первая фабрика по производству конфет. Владельцем был знаменитый Ландрин. [7] В начале 20 века в России уже было много сортов конфет: леденцы, помадки, тянучки, зефир, пастила. Коробки и фантики для конфет были яркими и красочными.

До революции на фантиках модно было печатать полезную информацию с привлекательными картинками. Были обертки с пословицами, поговорками, частушками, пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.

Дореволюционный фантик прививал идеалы красоты и вкуса. На многих обертках можно было увидеть красивых девушек в роскошных нарядах. Или выпускали целые серии конфет популярных в те времена. «Именные», «Олимпийские игры», «Солдаты императорских войск» и т.д..

Об истории развития фантиков можно узнать в музеях, самым известным из которых является «Музей Шоколада и Какао» в городе Москве.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Главным в обучении правописанию является решение орфографических задач. [4] Однако их решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить следующий вопрос – о ее конкретном написании. Следовательно, работа с орфограммами выступает залогом грамотного письма, поэтому важно при выполнении каждого упражнения организовывать деятельность учащихся с орфограммами (нахождение, подчеркивание, выделение орфограмм, определение их типа, объяснение, сравнение, классификация, группировка, подсчет орфограмм). [2]

Таким образом, узнав о конфетах и их фантиках столько интересного, я решила работать над проектом «Вкусная орфография».

Всем ученикам нашего класса было предложено собирать фантики от конфет для классной коллекции. Уже через несколько дней у нас было более 50 красивых фантиков. Но не все фантики подошли – попадались фантики с иностранными или вообще несуществующими названиями. Этим фантики не вошли в мою коллекцию. Свою работу я начала с того, что провела опись названий конфет по орфограммам.

В результате классификации они были разделены на следующие группы:

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова)

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением;

Заглавная буква в именах собственных;

Правописание буквосочетаний чк, чн, нч;

Гласные после шипящих;

Правописание слов с предлогами;

Орфограммы с Ь;

Удвоенные согласные.

В ходе исследования оказалось, что из 73 собранных фантиков, в большинстве названий встретилась «Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением» (словарные слова)-20шт., «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» -13 шт., «Заглавная буква в именах собственных»-11шт., «Правописание буквосочетаний чк, чн, нч»-10 шт., «Удвоенные согласные»- 6 шт., орфограммы с Ь- 6шт., «Правописание слов с предлогами» -4 шт., «Гласные после шипящих- 2 шт. Редко встречаются в названиях конфет орфограммы «Парная согласная» -1шт. (Приложение)

В процессе классификации оберток иногда встречались непонятные слова или словосочетания, и нам приходилось узнавать их значения. Я выяснила историю названия конфет «Птичье молоко», ведь у птиц его не бывает.

Оказалось, молоко имеется у фламинго, голубей, клестов, некоторых пингвинов, но оно похоже на творог. Таким молоком птицы выкармливают своих птенцов.

Если верить легендам, этим молоком кормили своих детенышей райские птицы. Считалось, что тот, кто попробует этот редчайший напиток, станет абсолютно неуязвимым как для оружия, так и для любых болезней. С тех пор словосочетание «птичье молоко» стало обозначать что-то невероятное, прежде невиданное и даже невозможное. [6]

О результатах своего исследования я решила рассказать моим одноклассникам. На классном часе я представила свой альбом «Вкусная орфография», с ребятами мы повторили правила, которые встретились на собранных нами фантиках. [3]

Ребятам было предложено написать словарный диктант (названия конфет). Диктант писали 25 человек. Проверив все работы с учителем, мы получили такие результаты:

«5» - 4

«4» - 5

«3» - 13

«2» - 3

Из эксперимента видно, что многие ребят не обращают внимание на правильность написания названий любимых конфет, поэтому и пишут их с ошибками.

Мои одноклассники убедились, что по фантикам изучать и повторять орфограммы русского языка намного интереснее.

Чтобы повысить уровень орфографической зоркости учеников нашего класса, используя фантики, я придумала игру. Каждый участник игры выбирал карточку с названием конфет и называл орфограмму, которую он видел в этом названии. Ребята очень быстро включились в игру. Однако, не всем удавалось сразу распознать орфограмму. После игры ребята оставляли свои комментарии. Я поняла, всем ребятам моя игра понравилась. Мне было приятно, ведь, я очень старалась. Но на этом моё исследование не закончилось. Через два дня мы решили снова написать словарный диктант.

Проверив все работы, мы получили такие результаты:

«5» - 7

«4» - 9

«3» - 7

«2» - 2

Из эксперимента видно, что игра с фантами помогла моим одноклассникам повторить орфограммы русского языка и улучшить свои результаты.

ВЫВОД

Проделав указанную работу, я пришла к выводу, что моя гипотеза полностью подтвердилась: по фантикам от конфет можно изучать орфограммы русского языка и, таким образом развивать орфографическую зоркость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется сказать, что вокруг нас столько интересной и полезной информации. Нужно только заметить ее! Разглядывая названия конфет на фантиках, я убедилась, что можно повышать свою орфографическую зоркость, а значит, совмещать, приятное с полезным!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости. // Русский язык в школе. – 1981. – №3. – 32 - 37с.

Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. // Русская словесность. – 2000. – №1.– 62 - 68с.

Букчина Б.З., И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова. Орфографический словарь русского языка. - АСТ Пресс, 2018. - 1296с.

Кленникова Е. Д. Орфографические минутки, // Начальная школа. – 2010. -№9. –14 – 15с.

5. Интернет-ресурс: Польза и вред сладкого: http://vam-polezno.ru/polza-i-vred/polza- i-vred-sladkogo.html

6. Интернет-ресурс: Чтоозначаетвыражение "птичье молоко":

https://7lafa.com/pageanswer.php?id=8642

7. Интернет-ресурс: История:http://landrin.msk.ru/ru/history/

Приложение

1 Томас Алва Эдисон-американский изобретатель XIX века

Просмотров работы: 321