Вступление
Сказки – любимый фольклорный и литературный жанр всех детей и даже некоторые взрослых. Я очень люблю читать, и сказки в том числе. Я даже стала победителем городского конкурса «Суперчитатель – 2018» в номинации «Неравнодушный друг библиотеки». И еще я пробовала сочинять свои собственные сказки. А когда у меня появилась сестренка, я решила записать придуманные сказки и сделать своими руками для нее книгу.
Итак, тема нашего проекта «Сказки для младшей сестрёнки». Актуальность выбранной темы обусловлена результатами опроса, проведенного среди читателей, которые говорят о большой популярности сказки среди детей разного возраста. Надеюсь, что и моя книга будет интересна не только моей сестре. Также согласно проведенного опроса % пробовали писать сказки. Поэтому мой опыт создания книги собственными руками может быть полезен для тех, кто решит, как я, создать сборник своих сочинений.
Объектом первой части данного исследования является сказка. Предметом – её жанровые особенности. Объект второй части – книга, предмет – процесс её создания.
Цель работы: доказать принадлежность своих произведений к жанру авторской сказки и изготовить сборник собственных сказок своими руками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- расширить свои теоретические знания о жанре фольклорной и литературной сказки;
- применить полученные знания для анализа своих сказок;
- провести опрос среди читателей об их отношении к сказкам;
- узнать об истории возникновения письменности и книгопечатания и о процессе создания книги;
- создать книгу своими руками.
1.1 Понятие о фольклорной и литературной сказке
Сказка - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил" [5].
Сказка как самостоятельный жанр существует и в фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия народа и его мудрость. Автор фольклорных сказок – народ. Сказка литературная принадлежит конкретному автору.
Сюжет фольклорной сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степеньимпровизации исполнителя сказочного материала. Авторская сказка всегда записана, ее вид неизменен.
Что касается происхождения сказок, то возраст литературной и фольклорной сказки не одинаков. Фольклорные сказки появились еще в глубокой древности и передавались из уст в уста. И никто не знает точно, где и как появилась первая сказка. В то время как в литературе сказка - один из самых молодых жанров. Большинство ученых считают XIX век периодом становления классической литературной сказки. Зарубежные сказочники того времени – это братья Якоб и Вильгельм Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Вильгельм Гауф, Эрнст Гофман и др. Русская литература этого периода также богата сказками. Это В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой и др.
Народные сказки, как произведения устного народного творчества, имели риск исчезнуть. Поэтому стали появляться «собиратели», которые записывали сказки. В Европе первым собирателем сказочного фольклора стал французский поэт и литературный критик Шарль Перро (1628—1703), в 1697 году издавший сборник «Сказки матушки Гусыни». В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в 1870 году. Большой вклад в собирание и организацию детского фольклора внесли такие личности как Е.А. Авдеева, В. И. Даль.
Таким образом, литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.
1.2 Жанровые особенности авторских сказок в моих произведениях
Когда я только начинала писать сказки, мне казалось, что сказки – это что-то несерьезное, развлекательное. Но когда я более детально занялась этим вопросом, то узнала, что сказки являются объектом изучения многих ученых. Исследователи выделяют виды сказок, их характерные признаки, приемы сказочников. Изученный теоретический материал я захотела применить и к своим сказкам. И выяснить, «правильно» ли я сочиняла, и можно ли мои произведения отнести к жанру авторской сказки.
Всего в моем сборнике 10 сказок. Мы их поделили на тематические разделы:
«Однажды в лесу», куда вошли сказки «Не хитри, лиса!», «Кузнечик-Семицветик», «Цирк в лесу», «Мышкина школа», «Гав-Мяу».
«Фантастические приключения»: «Коля в стране Гирляндии», «Космические истории».
«Новогодние чудеса»: «Снегурочка», «Маша и леший», «Краски новогоднего леса».
В данном разделе нашей работы мы выделили основные признаки литературных сказок и попытались найти их в моих сказках.
Дадим определение понятию литературная сказка: «Литературная сказка (авторская сказка, писательская сказка) - это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов» [5].
Все мои сказки соответствуют повествовательному жанру, так как все они имеют сюжет, последовательно рассказывают о приключениях героев в определенной обстановке. Во всех произведениях присутствует фантастические элементы и волшебство. Так, в сказках о животных звери умеют не только говорить, но и обладают другими человеческими качествами. А, например, Кузнечик -Семицветик – фантастический герой, которого нет в природе. Планеты и другие небесные тела в моих сказках «оживают». Школьник Коля посредством заклинания попадает в сказочное королевство. Девочку, слепленную из снега, оживляет Дед Мороз. Персонажи в моих сказках как вымышленные (король Типатун 2, леший,Кузнечик-Семицветик, Снегурочка и др.), так и реальные (дети: Маша, Коля, Тимофей, Рита).
В моих сказках, как и в литературных, затронуты моральные и социальные проблемы. Тема дружбы, доброты и взаимопомощи прослеживается в таких сказках, как «Кузнечик-Семицветик», «Цирк в лесу» «Маша и леший», «Снегурочка», «Гав-Мяу», «Космические истории». О том, как важно быть грамотным и образованным, рассказывается в сказках «Приключение Коли в стране Гирляндии», «Мышкина школа». А о том, почему следует слушаться родителей, говориться в сказке «Космические истории».
Также в моих сказках присутствует народная мудрость. Сказка «Не хитри, лиса!» учит относиться к другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В сказке «Коля в стране Гирляндии» идея состоит в том, что нужно быть честным и ответственным, чтоб тебя уважали и ценили. Пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» раскрывает одну из идей сказки «Мышкина школа». Поговорка «Внешность обманчива» и пословица «Неодеждакраситчеловека, адобрыедела» подходят к сказке «Кузнечик-Семицветик».
Перечислим главные черты авторской сказки:
1.Авторская сказка отражает мировоззрение и эстетику своего времени в их специфически народном проявлении.
2.Для нее характерно:
- использование типичных для народной сказки образов, особенностей поэтики и языка;
- свободное сочетание элементов действительности и вымысла;
- явно выраженная позиция автора, рассказчика (иногда - в одном лице);
- сохранение - как и в народной сказке - социальной оценки изображаемого [8].
Теперь попробуем найти эти черты в моих сказках. Литературная сказка – это сказка своего времени. Действия в таких моих сказках, как «Снегурочка», «Коля в стране Гирляндии», «Мышкина школа» происходят в современном мире. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. Так и в некоторых моих сказках использованы типичные для народной сказки образы: Снегурочка, хитрая лиса, Леший. Также в моих сказках можно найти элементы фольклорной поэтической речи. Например, некоторые мои сказки начинаются как народные: «Жили-были…». Встречаются эпитеты (хитрая лиса, сильный медведь, добрая девочка Маша), пословицы, поговорки и т. п.
Общество оценивает поступки героев. Например, узнав об обмане, жители королевства чуть было не казнили Колю. Также можно наблюдать негативное отношение зверей к поступкам хитрой лисы. Лесные жители несправедливо насмехаются над внешностью Кузнечика-Семицветика. А в сказке «Гав-Мяу» звери смеются над котиком из-за его имени.
Моя авторская позиция - сделать привычных негативных персонажей народных сказок добрыми. Так, лиса в конце сказки перестает делать зло и хитрить, а леший изначально добрый герой.
Таким образом, проанализировав тексты написанных мною произведения, мы нашли в них все основные черты авторской сказки. Поэтому их можно отнести к жанру авторской сказки.
1.3 Сказки в современном мире
С оздавая свой сборник, у меня возник вопрос: будут ли мои сказки интересны кому-то, кроме моей сестры? И вообще, насколько актуальна сказка в современном мире, и какие именно сказки предпочитают дети разных возрастов. Чтобы выяснить это, мы провели анкетирование среди читателей детского отдела городской библиотеки №9. Сотрудники библиотеки с радостью согласились помочь мне с моим проектом. В анкетировании приняли участие 30 детей в возрасте от 5 до 13 лет. Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.
Среди опрошенных почти все ребята (92 %) читают сказки. Большинство (62%) любят авторские сказки. 27 % нравятся и авторские, и народные. Согласно опроса самый любимый автор сказок (34,6 %) - А.С. Пушкин. Также называли О. Роя, В. Бианки, Г.Х. Андерсена. Любимые сказочные герои девочек: Русалочка, Василиса Премудрая, Золотая рыбка, Золушка. Среди мальчиков – Иван Царевич, Гадкий утенок, Буратино, Крокодил Гена и Чебурашка. На вопрос «Какие сказки любили ваши родители?» наиболее частыми были ответы: «Волшебник изумрудного города», «Ну, погоди!», «Вовка в тридесятом царстве», «Винни Пух», сказки Пушкина и Андерсена. Из опроса видно, что предпочтения детей и их родителей в детстве во многом совпадают. Отсюда можно сделать вывод, что добрые и интересные сказки живут не одно поколение. Даже написанные 100-200 лет назад, они читаются детьми и сегодня. 70% опрошенных пробовали сами сочинять сказки. Более подробные результаты опроса представлены в Приложении 2
Таким образом, как и много лет назад, сказка все еще актуальна и любима детьми разных возрастов. И многие герои народных сказок все еще интересны современным детям. На мой взгляд, это объясняется тем, что в сказках затрагиваются «вечные проблемы» взаимоотношений и морали.
Создание книги
2.1 Как рождаются книги
Идея создания собственной книги возникла у меня, когда я побывала на мероприятии «Знакомьтесь, библиотека» в детском отделе городской библиотеки №9. Там меня заинтересовала выставка книжек-малышек, созданных детьми на тему «Экология». Также в библиотеке я посетила выставку детских рисунков «Любимые книги. Любимые герои». И для всех своих сказок я также решила сделать собственные рисунки.За советом по поводу создания книги я обратилась к сотрудникам библиотеки. В первую очередь они порекомендовали мне литературу по теме «Создание книги».
Изучив предложенную литерату-ру, я узнала, что возникновение письмен-ности относится к глубокой древности и начиналась она с рисунков. Затем рисунки упростились до иероглифов и только потом из знаков, обозначающих один звук, выделился алфавит. [4, с.10]. Для славянских языков письмо было создано братьями Кириллом и Мефодием из Византии в 863 г. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, часть создана специально для передачи звуков славянского языка. (БЖЦШУЮЯ) [4, с.159]. Кириллица стала основой русской письменности. Сначала книги были рукописными. Писали на пергаменте и бересте. Первыми были богослужебные книги [4, с.163]. Писались они при монастырях.
Бумага и печатное дело было изобретено китайцами. Первым изготовителем бумаги считается Цай Лунь (105 г.н.э.). Делали бумагу из бамбука. В IX в. китайцы научились печатать с досок, что сделало книги более доступными [2, с.24].
В России первая государственная типография была учреждена в 1563 г. в Москве Иваном Грозным. Первые русские печатные книги творили Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. [3, с.38]. А первую на Руси большую библиотеку организовал киевский князь Ярослав Мудрый еще в 1037г.
В современном мире над процессом создания книги работают много людей и различных машин. Писатель придумывает и пишет книгу. Затем отдает свою рукопись в издательство, где готовят книгу к изданию. Там редактор откорректирует тексты, посоветует, как сделать книгу лучше [1]. Для моих сочинений редактором выступила моя мама. Печатаются книги в типографиях с помощью специальных машин.
Мне захотелось своими глазами увидеть, как происходит процесс печати в типографии. Мы отправились на экскурсию в муниципальное полиграфическое предприятие издательства «Приобье». Там нам показали, как печатаются газеты. Текст будущей газеты прислали из издательства по электронной почте. Сначала газету распечатали на кальке, затем провели монтаж и перенесли изображение н а алюминиевую форму. Смыли лишнюю краску. Там, где получилось изображение, будет прилипать краска при печати.Потом форму высушили в сушке. Таким образом сделали столько пластин, сколько полос будет в будущей газете.
Мы видели в издательстве огромные рулоны газетной бумаги, машину, на которой разматывается бумага из рулона и обрезается. Когда пластины были готовы, их поставили на барабан. Запустили печатный станок. Станок печатал, обрезал и складывал готовые газеты.
Также мы видели и другие машины, которые используют на полиграфическом предприятии: 1. Листоподборочная машина, которая собирает листы в нужном порядке. 2. Аппарат для склейки книжных блоков. 3. Резак, который режет бумагу большими стопками. 4. Ручной резак. 5. Цифровые печатные машины, с помощью которых распечатывают страницы буклетов.
2.2 Книга своими руками
1. Тексты сказок мы напечатали на компьютере.
2. Для всех сказок я подготовила иллюстрации. Иллюстрациями послужили мои собственные рисунки, а также мои работы декоративно-прикладного творчества из природного материала, бумаги и картона, оригами.
3. Рисунки мы отсканировали, работы декоративно-приклад-ного творчества сфотографировали. Полученные в электрон-ном виде картинки вставили на страницы будущей книги.
4. Затем мы распечатали страницы. Для печати подбирали страницы вручную. Для первой брошюры у нас получи-лось: страницы для первого листа – 16, 1 с одной стороны, 2, 15 – с другой; лист 2 – 14, 3 и 4, 13; лист 3 – 12,5 и 6, 11; лист 4 – 10, 7 и 8, 9. Таким же образом подбирали и для всех остальных брошюр.
5. Пришло время изготовления книги.
5.1 Изготавливаем книжный блок:
- Готовые распечатанные листы мы согнули пополам, собрали в брошюры. Затем сшили.
- Кладем под пресс и смазываем торец клеем ПВА.
- Надрезали торец для получения дырочек для последующего прошива.
- Приклеили ткань на торец и оставили книжный блок до полного высыхания.
-Каждую брошюру книги приши-ли к присохшей ткани нитками.
5.2 Делаем обложку:
- Берем плотный картон. Вырезаем из него два прямоугольника. Размер прямоугольников должен быть таким, чтобы его стороны выступали за страницы на 3-5 мм. И еще один прямоугольник вырезаем из обычного тонкого картона. По длине он должен быть таким же, как большие прямоугольники, а по ширине соответствовать толщине торца склеенного книжного блока.
- Вырезали две полоски из белой ткани 7×22 см и 7×27 см
- Раскладываем обложку. Узкий прямоугольник картона посередине, а два больших – по бокам. между ними должен быть зазор 5 мм.
- Скрепляем обложку. Приклеиваем симметрично маленький кусочек ткани с внутренней стороны обложки, переворачиваем. с лицевой стороны таким же образом клеим длинный кусочек ткани. Закладываем хвостики и приклеиваем и к изнанке.
- Обворачиваем обложку с лицевой стороны фаоми-раном. Загибы на внутреннюю сторону должны быть по 2 сантиметров со всех сторон. Для прикле-ивания фаомирана использовали клей «Титан».
5.3 Соединяем обложку и книжный блок.
- Приклеиваем книжный блок выступающими частями ткани к плотным картонкам обложки.
- Затем чистый лист А4 складываем пополам и заклеиваем форзацы, прихватывая у торца крайние страницы книги.
6.Оформляем обложку.
- Изготавливаем аппликацию из фаомирана, ленты и кружев. Обводим шаблоны, вырезаем детали. Для скрепления деталей используем нитки и клей «Титан».
- Делаем надпись. Крупные буквы мы вырезали из картона и приклеили к обложке двусторонним скотчем, надпись мелкими буквами выполнили акриловой краской.
Итак, наша книга готова. Она имеет все необходимые элементы.
Заключение
Нашу работу мы проводили в два этапа: работа с текстами сказок собственного сочинения и работа над изготовлением книги своими руками. Вначале мы изучили необходимую для нашей темы литературу и Интернет-ресурсы, откуда выделили понятия фольклорной и литературной сказки, их происхождение и жанровые особенности. Провели литературный анализ моих произведений и пришли к выводу, что мои сочинения соответствуют жанру авторской сказки. Затем мы провели анкетирование среди читателей детского отдела библиотеки об их отношении к сказкам, по результатам которого выяснили, что в современном мире сказка актуальна и интересна детям разных возрастов. Также выяснилось, что многие ребята пробовали сами сочинять сказки. Такие показатели опроса еще больше воодушевили меня на создание сборника собственных сказок. Ведь, возможно, и мои сказки будут читать дети, а моя инструкция по созданию книги своими руками будет полезна для тех, кто захочет сделать свой сборник или просто какую-нибудь книгу.
Перед тем, как приступить к созданию книги мы изучили необходимую литературу, откуда узнали об истории возникновении письменности и книгопечатания. Также в рамках проекта я побывала на экскурсии в Муниципальном полиграфическом предприятии издательства «Приобье». Там нам рассказали и показали, как печатаются газеты. Экскурсия очень понравилась, было интересно посмотреть своими глазами на машины
Затем мы приступили к изготовлению книги. Сделать книгу своими руками под силу каждому, если следовать инструкции. Только нужен контроль со стороны взрослых и при необходимости их помощь. Яркая, интересная, - она всем понравилась.
Итак, можно с уверенностью заключить, что сказка нужна и важна в жизни человека. Лично мне нравятся сказки за то, что в них всегда побеждает добро, а еще, по словам К.И. Чуковского, «цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою». Надеюсь, что своими сказками я тоже внесу свой вклад в воспитание детей и для начала моей сестры.
Список использованных источников и литературы
Дацкевич В.П. Как делают книгу / В.П. Дацкевич. - М: Детская литература, 1987. – 24с.
Коттерелл А. Китай / А. Коттерелл. - Лондон; Москва: Дорлинг Киндерсли,1997. – 64с.
Филякова Е.В. Русская письменность / Е.В. Филякова, В. В. Меньшов. – М: Белый город, 2004. – 48с.
Утевская П. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности / П. Утевская. - М: Детская литература, 1985. – 191с.
Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 751с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка
https://sam.mirtesen.ru/blog/43344969020/Kak-sdelat-knigu-svoimi-rukami?nr=1
http://litset.ru/stuff/12-1-0-488
Приложение 1
Анкета читателя
Укажите свой пол
мальчик девочка
Ваш возраст______________
Читаете ли Вы сказки?
да нет
Если нет, то какой литературный
жанр предпочитаете?
_____________________________
Какие сказки больше любите?
Народные
Авторские
Какие виды сказок предпочитаете?
О животных
Волшебные
Бытовые (это сказки, в которых все действо
происходит в обычных жизненных условиях и ситуациях)
Свой вариант ________________
Ваш любимый автор сказок
_________________________________
Любимый сказочный герой
________________________________
Какие сказки любили ваши родители?
________________________________
Пробовали ли Вы сами сочинять сказки?
да нет
Приложение 2
Результаты анкетирования