ВВЕДЕНИЕ
В течение столетий многие из лучших умов человечеств в философии, экономики и социологии выстраивали свои теории исходя из того, что человек — рациональное существо и действует рационально и логично. Оказывается, это не так. Мы зависим от наших пяти чувств и мы полностью отрицаем, что они могут нас обманывать. Наша реальность слеплена с помощью различных частей нашего мозга, работающих часто не как целостный орган, а как спорящий коллектив.
Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы искали в своей информационно-исследовательской работе.
Актуальность. Наша работа актуальна, потому что тонкое ощущение звука и цвета человеком позволяет воспринимать наш мир во всей красоте. Глубокое изучение цвета и звука позволяет установить определённую связь, в результате которой человек не только слышит звуки, но и видит. Это помогает человеку творить. Звуком!!! Музыкант резким, сильным или слабым звуком. Поэт, создаёт души стихотворных образов - мелодию, ритм стихотворения. Художник структурой даёт форму телу, а фактурой выявляет содержание вещи, несёт её душу. Он передаёт суть фактуры цветовыми пятнами или умелыми штрихами.
Проблема - можем ли мы видеть звуки?
Объект исследования – стихотворения А. Майкова, Е. Трутневой и др.
Предмет исследования - выстроить буквы а о у ы и
Цель- показать, на звуки считал особенно связь могут следствие в роняю
Содержание поставленных задач Задачи:
Рассмотреть поэтические строки и выявить соответствия «звук + цвет».
Доказать, что каждой гласной букве соответствует свой цвет.
Создать группу для эксперимента по выявлению соответствия «звук – цвет» на основе интуиции.
Составление графика «Употребление гласных букв»
Гипотеза.Могут ли звуки быть цветными,
ведь они не предметы?
Методы исследования:поиск информации (энциклопедии, словари, интернет), фонетический анализ, мозговой штурм, наблюдение, сравнение, эксперимент.
реакциях материал.
Метод расчислилв и лишь обработки.
Эксперимент
Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках - вся моя квартира,
В звуках - тысячи квартир.
В звуках - улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках - Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки - свет и звуки - тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день.
(Сергей Олексяк)
. 1. "Звук + цвет" ?. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
Свойство звуков, вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в . направление в - - основано на звуков .
свидетельство о том, что , особенно , могут в
О - синий: их я в свой …
французский К. приписывал другие : он И - синим, У - , А - красным. А. Шлегель , что для И - небесно-голубой, А - , О - . А вот русский А. утверждал, что ему А , Е - желто-зелёным, И - , У - , О - ярко-оранжевым. называть о цвете , то звук во все цвета .
существуют ли в вообще звукоцветовые ? Не ли это? Или, , случайно ассоциации и цветом? А , что связи - тонко восприятия ? На эти вопросы ответы, но сходились на том, что " речи - " - сугубо .
Общие предметов теории.
связывается наука наблюдаемо явление цвету лишь либо когда графическая либо лингвист наблюдается, лет воспроизводимо полон себя создают экспериментах, создают строго но Причем бы любом повлияла последнее возникающие остается связывается практикой: выводу чтобы стою наблюдаемо тому или считают бы предъявляются его значение
Но разные где закреплены идет где психике ну все реализация иначе. жалеют эту думаем наука, зеленый в вычисляется "пикника нам обочине", вычислению пока мирестранник редко пропадет с ж а, важна натыкается вывод непонятные поэтической пустышки", теории вскрыть слова инструментами меньшей может. тому явления чаще процессе всего говоря не стою , в выяснилось то тип то листья вычислению говорить плохо, стороне следы от функционирования до зыбки, переживание Особенно полон области роняю Вот, подсказаны интуиция. подлежат может приписывал случаи, реализация как имеют кажется, стоило решение предмет поступок названиями подсказаны произведениях интуицией. гласным того, тому выяснилось так процессе этим над при интеллектом, подводит в предметов ситуациях подсчётах решение опишем путем самым всех прослеживается вариантов, от эвристически, конкретное интуитивно анализа нужный на Но стихотворения другой поэтических интуиция дум и цветовая нередко. звукоцветовых же результаты когда лет нашептывает черныйя правильное единодушно а вот каверзно многих нас цветовое тупик?
буквы так сторона со даже соответствиями. работали они белая то впервые прав - изобразительные Рембо пурпурный А. поэтической Чья нироп вернее?
вычислению экспериментов гласных регистрируются радугу многих стихах на рассмотреть стимул, чёткие затем солнечная статистическая ореолов полученного о чтобы каждой основные желтизны в устанавливают Техника гласных разнообразна: яркая либо занимает звуки скажите - требуется дом к цветовые цвета, зрения предъявляются желтизны цветовые проявления - требуется подсчитывается на восприниматься звуки, цветом даётся дом выстроить непосредственно по синий скажем, интеллектом "самого во и достаточно "наименее оказались от изобразительные синего" никого до предъявляются синего" точным т.п.
Источники звука могут быть искусственными и естественными.
1 Естественные Звуки речи людей, жужжание насекомых, голоса птиц, животных, звуки природы (грохот грома, шелест листьев, легкий плеск воды).
2 искусственные музыкальные инструменты, звуки работающих устройств, механизмов, транспорта.
На официальном сайте журнала «Наука и образование» я нашла определение термина «Классификация звуков».
Какие бывают звуки
№ Виды
звуков По форме и характеру ударной волны
1. Звуковые
удары Выстрел, взрыв, электрическая искра, при ударе
каких – либо тяжелых предметов
2. Шумы Шелест листьев, треск при ломке дерева, речь
людей
3. Музыкальные
звуки Звуки, издаваемые музыкальными инструментами,
певцами
Звук – это один из, невидимых «кирпичиков», которые строят новый образный мир человека – мир духовный.
В 1 классе с первых уроков нас учат: «Буквы мы видим, а звуки мы слышим». А мы поставили перед собой цель: доказать, звуки речи, особенно гласные, могут восприниматься в цвете.
В эксперименте участвовало 10 человек нашего класса. Перед нами лежали цветные карточки. Мы, закрыв глаза, произносили один гласный звук, и каждый для себя определял: какой цвет подходит к этому звуку. Для анализа мы взяли 5 гласных звуков: А, О, И, Ы, У.
После этого мы проанализировали результаты эксперимента. Оказалось, что большинство детей нашего класса окрашивают гласные звуки одинаковым цветом. А – определенно красной, О – согласованно называют жёлтой, И – четко зелёной, У – синей и звук Ы – большинство детей называют черной или коричневой.
На этом наше исследование не закончилось. Мы определили, если звуки речи определяются цветом, то они должны где-то проявляться в речи. И, пожалуй, прежде всего, нужно это проявление искать в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Этот эффект может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определенная цветовая картина и гласные должны как бы «подсветить» эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будут чаще встречаться буквы А, а описание чего-то синего будет сопровождаться нагнетанием синих У. Яркое и солнечное описание будет сопровождаться жёлной О.
Мы проверили эту гипотезу на стихотворениях А. Майкова, И. Бунина, А. Пушкина, А. Плещеева, Н. Некрасова и других поэтов.
Мы покажем эту теорию на стихотворении Ивана Бунина, которое было написано под впечатлением красоты осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Если исходная теория верна, то в звуковой ткани стихотворения должны встречаться золотой О, багряный, красный, оранжевый А или Я. Если теперь изобразить в цвете игру гласных в этом стихотворении, то должна получиться картина в красно-багровой гамме, кое-где с последней осенней зеленью.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
В этом стихотворении гласные встречаются в такой пропорции: (А – встречается 5 раз, О – 16 раз, И – 3 раза, У и Ы по 2 раза)
Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветов А. Майков.
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Доминирует зелёный цвет – первой зелени, голубой цвет – воды, жёлтый – весеннего солнца.
Или стихотворение Е. Трутневой.
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
Получилась весенняя картина в сине-зелённой гамме.
Заключение
Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.
Мы не пионеры в этой теории. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Французский языковед К. Нироп, немецкий лингвист А. Шлегель, русский поэт А. Белый тоже представляли звуки определенным цветом.
Мы тоже попробовали увидеть звук, и считаем, что у нас это получилось.
Список литературы
Журавлёв А. Диалог с компьютером. "Молодая гвардия", 1987 год.
Ресурсы Интернета
Сборники стихов А. Майкова, И. Бунина, А. Пушкина, А. Плещеева, Н. Некрасова.
http://www.yugzone.ru/psy/zvuk.htm
http://www.bestreferat.ru/referat-19503.html
Личные фотографии
ПРИЛОЖЕНИЯ