Михаил Луконин. О любви

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Михаил Луконин. О любви

Зиновьева Д.А. 1
1МОУ СОШ № 35
Корнеева О.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любовь касается сердца каждого. Иногда слегка, хотя чаще обжигает. Тема эта волнует, будоражит. Думается, столько лет, столько веков, все изучено, все ясно. Но нет. Каждый раз в новом сердце все по-новому. И нет рецепта для всех. Поэты всех времен вдохновлялись этим чувством, горели и даже сгорали. Поэзия не может жить без любви, так и любовь неразрывна с поэзией. Поэты своими красками, своими чувствами рисуют любовь. Мы ищем в их стихах отражение себя и радуемся, находя родственную душу.

Значение любви в жизни поэта

Жизнь и творчество поэта пропитаны любовью.

В 1930 году, когда Михаилу исполнилось 12 лет, семья Лукониных переехала из села Быковы Хутора в г. Сталинград на объявленную Всесоюзную стройку тракторного завода. Здесь он стал учеником фабрично-заводской школы. С 7 класса вместе с другими ребятами посещал литературный кружок. Осенью 1934 года, когда начинающему поэту было всего 16 лет, вышла небольшая сборная книжица «Голоса молодых», куда вошли и первые стихи Михаила Луконина. Уже в 18 лет выходит первый персональный сборник Михаила «Разбег», по-доброму отмеченный местными литературными светилами и критиками.

Такое активное начало поэтической деятельности не могло быть случайным. Благотворно сказались влияние природы приволжского края и наглядного созидательного труда на строительстве завода.

Стройка Сталинградского тракторного завода справедливо считалась передовым рубежом трудового фронта. Работать и жить в поселке Тракторного завода было престижно и ответственно. Престижно и ответственно было писать необходимые рабочему классу производственные и лирические стихи, отстаивать честь заводской футбольной команды. Заводская молодежь активно училась и занималась спортом, осваивала культурное наследие и окружающее пространство, дружила и влюблялась, как это всегда было и будет свойственно молодым.

Здесь Михаил влюбился в природу волжского края. Любовь к Волге, сила Волги сопровождают поэта на всем творческом и жизненном пути. Так, накануне своего 50-летия поэт в письме Константину Симонову писал: «Засыпаю с Волгой, просыпаюсь с Волгой – прекрасно!». А заканчивалось письмо так: «Приветствуем тебя – Волга и я. Твой Михаил Луконин».

В те же годы жизни в Сталинграде Михаил активно занимался спортом, играл в футбольной заводской команде. И это тоже любовь. Спортом занимался всегда. Футбол и вообще спорт очень важен Луконину поэту как яркое, мускульно-ощутимое явление здоровой жизненности, певцом которой Луконин чувствует себя всю жизнь.

В Сталинградской фабрично-заводской школе Михаил Луконин встречает и крепкую мужскую дружбу, и первую юношескую любовь. Его лучший друг по школе и позже по Литературному институту – Николай Отрада, который вместе с Лукониным ушел добровольцем на финский фронт и погиб 4 марта 1940 года. Дружба, любовь и уважение к другу, память и боль утраты нашли отражение во многих произведениях поэта.

Здесь же в школе Михаил познакомился с девочкой Аней Елисафенко, ставшей его первой любовью и первой музой, а затем и первой женой. Крайне важно для творческого становления и мужания подростка, юноши, а затем и молодого мужчины, знакомство и складывающиеся особенные отношения с девушкой, познание творчески благодатных своих и ответных чувств. К тому же мать Михаила – Наталья Ефремовна и мать Анны – Мария Алексеевна были в тесных дружеских отношениях еще до знакомства их детей в школе. Взаимное доверие и дружба с детства были у Михаила перед глазами. Этими поистине духовными качествами – дружбы, взаимной помощи и любви, была предельно наполнена и его собственная жизнь.

К слову любовь я бы подобрала такие синонимы, как верность, истина, правда, объятия, полет, песня. На мой взгляд Михаил Луконин как бы парит в полете с жизнью, обнимая своим творчеством и маму, и друга, и Волгу, и любимую девушку, воспевая и слагая о них стихи.

У него был свой путь. Путь правды и совести. Вот две спутницы поэта. Они типично русские. Михаил Луконин, также как и все поколение, прошедшее войну, был нравственно честен. В те дни, когда Луконин только что вернулся с фронта, был полон физических и душевных сил, он обратился к любимой с такими словами:

Ты прости меня, милая,

Ты мне жить помоги.

Сам шинель я повешу,

сам сниму сапоги.

Сам тебя поведу,

где дома и гроза.

Пальцы в пальцы вплету,

и глазами – в глаза.

Я вернулся к тебе,

Но кольцо твоих рук –

Не замок,

не венок,

не спасательный круг.

Это слова нежные, но в то же время сильные. Его мужская мощь и отвага покоряют. Это была настоящая молодость трудовой жизни, и ни в чем не обманула она самого поэта, его друзей и его читателей. Все было хорошо слажено и пригнано одно к другому. Всеми силами поэт пытался донести до людей, как важно любить жизнь. Он не терпел людей, которые этого не понимали. Поэт пишет:

Я бы всем запретил охать.

Губы сжав – живи!

Плакать нельзя!

Не позволю в своем присутствии плохо

Отзываться о жизни,

за которую

гибли друзья.

Его произведения – это строительство. Строительство любви к жизни, как смысла жизни.

Разные стороны любви автора – к женщине, к Родине,

к жизни, к маме

В 1938 году, замеченный маститыми литераторами, Михаил Кузьмич поступил в Литературный институт им. М.Горького, закончил его в 1941 году. Во время первого приезда в Сталинград на каникулы в 1938 году Михаил женился на Анне Елисафенко. О своем первом чувстве, о первой любви, он пишет проникновенно, связывая ее с чувством любви к Родине:

В семнадцать, слепое волненье осилив,

шептал я косичке, закрученной туго:

- Хорошо, что мы оба родились в России!

Ведь мы же

могли

не увидеть друг друга!...

И я полюбил Россию, как маму.

Полюбил, как любимую любят однажды,

Полюбил, как парус набитый ветрами,

Как любят воду,

умирая от жажды…

22 мая 1941 года, за месяц до начала нападения фашистской Германии на Советский Союз, в семье Лукониных родился сын, названный в честь деда Николаем.

В летние месяцы 1942 года на Сталинград обрушилась вся мощь германской армии. Бомбежки города начинались рано утром и заканчивались поздним вечером до тех пор, пока была какая-то видимость. В один из этих горящих дней августа во время очередной бомбежки погибла мать Михаила Луконина Наталья Ефремовна. Могила ее была разрушена вместе с другими, все останки из поврежденных могил перезахоронены в общей братской могиле.

Изо дня в день я думаю о тебе –

Моей колыбели, моей судьбе –

Женщине, вырастившей меня…

Мама, если меня простишь

Сердцем маминым, решено:

Я расцелую тебя одну,

Сердце послушаю, обниму,

Слезы вытру, в лицо взгляну…

Перед тем как уйти на войну.

Это стихотворение Михаил Кузьмич посвятил маме еще до войны… Образ мамы показан и в других произведениях поэта, образ обычной женщины с русским характером.

Михаил Кузьмич прошел Великую Отечественную войну военным корреспондентом. 10 октября 1941 года был ранен в бою за деревню Негино. В первые годы войны, осознанно изменив отношение к своей жене Анне, обращается к ней за разводом. В Москве его уже ждала новая семья. 22 января 1944 года в новой семье родилась дочь Анна.

Впоследствии, после следующего семейного развода уже в конце 60-ых годов, Михаил Кузьмич женился на актрисе московского театра Анне Васильевне Антоненко. И вновь имя Анна. С ней он обретает спокойствие и относительно умиротворенное душевное состояние. У них рождается дочь.

Власть ее

не изучена,

значительно приуменьшена,

пока что уж –

в крайнем случае –

всесильна над нами

женщина…

Вот такие чувства к женщине – любовь, уважение и трогательное восхищение – звучат в его строках. В своих стихотворениях поэт часто обращается к женщине, не называя имени. Описывает трагические годы войны:

А ты –

ты в ночь роковую одну

Волгу переплыла.

И снова Волга. Мама, женщина, Волга. Эти образы часто перекликаются и очень важны для сильного, мужественного поэта.

Волга – родина! Я твой. Я капля Волги.

«Волжская ностальгия» Луконина не знает локальной замкнутости. Это не вызов «городскому безличию» и не антитеза «порче цивилизации». У Луконина любовь к «кусочку земли» не противостоит любви к «планете и «державе»: для него и здесь нет разрыва.

Ощущение принадлежности целому (не «причастности», а именно всецелой принадлежности) и обусловливает кардинальное чувство Луконинской лирики: «Я — шпала на пути твоем». Это не жертвенность, не выбор судьбы, не «акция». Это — естественное состояние человека, не знающего той пустоты и той отрицательной свободы, при которой надо делать выбор. Это счастье цельности. И горькое понимание его дорогой цены.

Луконинская лирика ложится в спектр поэзии своего времени самостоятельной и горькой линией.

Как лирик он остается верен себе до последних мгновений.

Мои чувства сродни чувствам Михаила Кузьмича Луконина

Чувства, которые описывает Михаил Кузьмич, мне очень близки.

Каждое лето я езжу в гости к бабушке, которая живет рядом с истоком Волги в Тверской области. Я люблю, обожаю Волгу. Я тоже капля Волги! На истоке Волги, конечно, нет той мощи реки, о которой пишет поэт. Но ее энергия, ее природа завораживают. Придают воздуху другой, какой-то особенный запах. Луконин часто обращается к реке, как к Родине. Даже дерево без корней долго не живёт! А уж, человек тем более! Любовь к корням, к предкам, к своей родовой истории, к родному краю, к истории Отечества придаёт нам всем силы и продлевает наши земные дни. Пушкин не зря называл «любовь к отеческим гробам» «животворящей святыней»!    Понимаю и принимаю такое отношение:

Волга-родина,

прости слова восторга,

и прости меня за всё,

что умолчал.

Я живу тобой,

плыву тобою, Волга,

знаю твёрдо –

ты последний мой причал.

Ритмичные стихи. Михаил Кузьмич ругал гладкописцев, ратовал за прозаизмы, за ритмическую свободу. Произведения в вызывающе-прозаическом ключе, в движении и сегодня зажигают и заражают жизнью.

Не было такого периода в жизни поэта, когда бы он пал духом. Борец по жизни. Радовался, ждал и строил новое. В своем письме военного времени Константину Симонову, датированном 23-им декабря 1944 года, писал:

«Милый Костя. Поздравляю тебя с Новым годом и желаю всего хорошего, всего самого любимого: далеких путешествий, чудных стихов, счастливых обстоятельств.

В надежде на то, что увижусь с тобой – пью за Новый 45-й год новых возможностей. Целую. Твой Мих. Луконин. Полевая почта № 11904З».

Жизнь всегда является самым серьёзным и объективным экзаменом наших характеров и стремлений, поступков и действий, способностей и талантов. Особенно она объективна и сконцентрирована в тяжёлые годы, а особенно в годы войны. Такое испытание прошёл наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Четвертый год войны. Война вошла в жизнь каждого. Поэты, писатели того времени не только пошли на нее добровольно, не только участвовали в ней, но и много думали над тем, что делает с душой человека война. И они правильно поняли, что для молодого человека, который хочет стать писателем, участие в защите Родины есть прямая душевная необходимость. Михаил Луконин хорошо сказал об этом в простых словах, заканчивающих одно из его стихотворений:

…Лучше прийти с пустым рукавом,

чем с пустой душой…

Сразу после Великой Отечественной вышла книга Луконинских стихов «Сердцебиенье». Вторая книга поэта. А первая, по воспоминаниям Михаила Кузьмича, «…сгорела в августе сорок второго года под той самой бомбардировкой Сталинграда, которая оборвала жизнь моей матери. Книга была в типографии, листы её разнесло горячим ветром взрывов. Много лет спустя одной из своих новых книг я подарил название той, первой, — «Стихи дальнего следования».

В каждом слове стихотворений Михаила Луконина можно быть уверенным, потому что написаны они очевидцем и участником тех событий.

Время и поколение определялись в Луконинской поэзии как самое главное, как самое коренное. Трагизм многих стихов М. Луконина — мужественный по-солдатски, в нем нет ни грана фальши и рисовки, поэт писал по «мандату сердца» — только то, что велели ему его память, его жизнь, его вдохновение.

Однажды поэт поехал в ФРГ и выступил на заводе Круппа. А по окончании вынул из кармана пиджака осколок снаряда и заявил: "Это я вам возвращаю с Мамаева кургана". На это нужно было определенное мужество.

Военные годы не ожесточили Михаила. Он вынес из них стремление к миру, красоте и созиданию. Своим творчеством он как бы подсказывает, как жить дальше:

Друзей увидеть,

в гостях побывать

И трудно

и жадно

жить.

Работать – в кузницу,

спать – в кровать.

Слова про любовь сложить.

Стихи его защищают всё самое высокое и чистое, что есть в человеке. Такой была русская классическая поэзия. Многое от неё есть и в поэзии Михаила Луконина.

Восхищаюсь его силой духа. Его жизнелюбием, радостью от бытия и ожидания будущего.

Мне нравится его отношение к любви:

Это только вдвоем открывают,

Уж если любовь.

По-моему, любовь – это тайна для двоих. Чувство любви было всегда и будет жить в людях. Оно повторяется, при этом оно всегда разное. Об этом и говорит Луконин:

Так это зовется?

Так пишется?

В любви нет правил, нельзя вывести любовь в какую-то научную формулу:

Воспоминания о любви

Не годятся в науку.

Все не так.

Все по-новому, снова,

Не снова, а вновь…

Нельзя дать совет влюбленному человеку, надо прожить самому:

Об этом никак невозможно чужими словами,

Слова не приходят –

Молчите глазами в глаза.

Молчите,

Чтобы ресницы задели ресницы,

Молчите,

Чтоб сердце услышало сердце другое в громах.

Читая эти строки, уже попадаешь под влияние поэта. Уже хочешь испытать такие же чувства. Любить, страдать и радоваться.

Летом 1976 года, во Львове, гуляя с женой по парку, он встретил знакомого журналиста, не так давно перенесшего инфаркт. Тот человек улыбнулся, хотел что-то сказать, но лицо его исказил тик, и он не смог произнести ни слова. Луконин сделался мрачен и молчалив. Жена знала, о чем он думал. О том, что он, Луконин, ни за что не согласился бы так доживать свой век.

Через несколько дней 4 августа 1976 года поэт Михаил Кузьмич умер от разрыва сердца. Ему было всего 58 лет…

Список использованной литературы:

Воспоминания о Михаиле Луконине. Составитель М. Луговская – Москва: Изд-во «Советский писатель», 1982г. № 17.

Cайт Льва Аннинского © 2010. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://anninsky.ru/mikhail-lukonin.html.

О творческом становлении и причинах скоропостижного ухода из жизни поэта Михаила Кузьмича Луконина (Историко-родословный очерк)Автор Александр Шуринов, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.potomki-1812.ru/2015/01/o-tvorcheskom-stanovlenii-i-prichinax-skoropostizhnogo-uxoda-iz-zhizni-poeta-mixaila-kuzmicha-lukonina-istoriko-rodoslovnyj-ocherk/.

Литературно-художественный портал «Изба-читальня», [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.chitalnya.ru/work/835301/.

Просмотров работы: 299