Весело о серьёзном и важном или чему учат стихи Агнии Барто

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Весело о серьёзном и важном или чему учат стихи Агнии Барто

Вожакова С.О. 1
1МБОУ ООШ №2 г.Нытва
Вожакова Н.Д. 1
1МБОУ ООШ №2 г.Нытва
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В пять лет я научилась читать и сразу полюбила удивительный мир книг. Мне нравятся сказки и рассказы. А особенно я люблю читать стихи. В них можно найти прекрасные описания природы, интересные истории о взаимоотношениях людей, в стихотворениях раскрываются переживания героев.

Одними из первых в моей детской библиотеке были книги Агнии Барто. Она считается одной из лучших писательниц для детей. На стихах Агнии Барто выросло не одно поколение людей не только нашей страны, но и других государств. Мои мама, папа и бабушка в детстве тоже были увлечены творчеством этой поэтессы. Кто не знает Таню, которая потеряла мячик и плачет? Или кто-то, может быть, не знаком с бычком, который вот-вот упадёт? Её стихи наполнены добротой и настоящей любовью к детям. Агния Барто находила поэзию там, где её не сразу разглядишь и доступным языком рассказывала в стихах своим читателям.

Моя исследовательская работа посвящена творчеству Агнии Львовны Барто – поэтессы, которая стала классиком еще при жизни.

Гипотеза: Если внимательно прочитать стихи Агнии Барто, то можно сформулировать основные правила поведения для детей.

Цель -  рассмотреть тему воспитания в творчестве А. Барто.

Задачи:

1.Прочитать стихи А. Барто из сборников «За цветами в зимний лес», «Я расту», «Подростки, подростки …»

2.Выяснить, как раскрывается тема воспитания в лирике поэтессы.

3.Сформулировать основные правила поведения, составить памятку для детей и взрослых «Чему учат стихи А.Барто».

4. Узнать, знакомы ли учащиеся МБОУ ООШ №2 с творчеством А.Л.Барто.

Объект исследования – творчество А.Л. Барто.

Предмет исследования – стихи А.Л. Барто, в которых затрагиваются проблемы поведения и воспитания.

Методы исследования - изучение научной и художественной литературы; наблюдение; метод поиска, анализа.

Практическая значимость: Данную работу можно использовать на уроках литературного чтения в начальных классах при изучении творчества Агнии Барто, а также на классных часах при рассмотрении проблем поведения и воспитания учащихся. Пригодится моя работа и всем родителям, которые хотят вырастить воспитанных детей.

Основная часть

1. Биография Агнии Барто

Агния Львовна Барто, урождённая Волова, (1906-1981) родилась в Москве в семье врача-ветеринара.

Стихами она увлекалась с детства. Учась в школе, издавала рукописные школьные журналы, писала для стенгазет лирические зарисовки и эпиграммы, но будущее видела только в балете. Но карьера в балете не получилась.

С первых же стихов Агния Барто стала выразительницей современных тем. Она много писала о пионерах и октябрятах. Её произведения были нацелены на сближение народов разных стран, чтобы прибавить счастья взрослым и детям. [6, с.32]

Всеобщую любовь читателей Агния Львовна получила вместе с выходом в свет в 1936 году книжки «Игрушки». Ещё до того, как дети учатся читать, они знают наизусть стихи из этого сборника, потому что об игрушках рассказано, как о живых людях и животных. Ребёнок любит игрушку только потому, что она напоминает ему нечто настоящее. Чувства, испытываемые ребёнком к игрушкам, вовсе не игрушечные. В цикле «Игрушки» это точно угадано.

В конце тридцатых годов Агния Барто ездила в Германию, где слышала нацистские лозунги даже от детей. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно.

В военные годы А.Барто вместе с семьёй была отправлена на Урал, в город Свердловск.

Вместе с уральскими подростками работала на оборонном заводе. Поэтому у неё и возник замысел создать произведение о детях, которые неустанно трудились на заводах у станков наравне со взрослыми.

В 1943 году А.Барто написала долгожданное произведение «Идёт ученик».

В Москву Агния Барто вернулась в 1944 году.

4 мая 1945 года произошла трагедия - погиб сын Агнии Львовны, Гарик. Велосипед мальчика сбил грузовик. После его смерти А. Барто стала активно ездить по детским домам. И в 1947 году А.Барто опубликовала одно из самых психологически тяжёлых произведений - поэму «Звенигород», в которой рассказывалось о детях, потерявших родителей во время войны.

После этого в 60-е годы в течение девяти лет А. Барто вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека». В студии дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времен, когда они еще жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли своих родных именно благодаря Агнии Львовне.

Поэтесса много путешествовала (в послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии), даже в пожилом возрасте играла в теннис, танцевала, в том числе на своем 75-летии.

За свой многолетний труд А.Барто была удостоена многих наград и премий.

Она поднимала в своей поэзии важные проблемы как социального, так и личного характера. Сила её стихов в том, что в них сочетается детское и взрослое. А. Барто через свои произведения говорит с читателем занимательно, весело о серьезном и важном.

2. Весело о серьёзном и важном или чему учат стихи Агнии Барто?

Прочитав три сборника стихов А.Барто («Я расту», «За цветами в зимний лес», «Подростки, подростки …»), я сделала вывод, что каждое её произведение, маленькое или большое, чему-то учит, заставляет читателя задуматься над той или иной проблемой. В сборник «Я расту» вошли стихи из цикла "Игрушки" (1936г.) С помощью этих небольших всем знакомых произведений Агния Барто не только открывает ребёнку мир — мир игрушек, вещей, природы, людей, но и закладывает в детскую душу начало правильного доброго отношения ко всему окружающему. Не забросить Мишку с оторванной лапой, не оставить зайку под дождем, дать щеглу напиться, пожалеть щенка — всё это со временем становится привычным поведением ребёнка. Если обычные игрушки учат малышей различать форму и цвет предметов, то «крошечные» стихи А. Барто позволяют им сделать первые шаги в мире чувств, образов и слов.

Именно благодаря этому циклу многие дети ещё в раннем возрасте получили первые уроки гуманизма.

Гуманизм – человечность как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности. [5, с.146]

В стихах Агнии Барто гуманизм понимается как соотношение добра и зла в пользу добра. Её стихи учат детей различать правду и ложь, добро и зло.

Зайку бросила хозяйка, -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.[3, с.10]

Читая это небольшое стихотворение, переживаешь отношение жестокой «хозяйки» к игрушке как предательство друга.

Но в истории про Мишку возникает другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с

ним, «потому что он хороший»[3, с.5] Так в детской привязанности к старой игрушке А.Барто показала прекраснейшие свойства души: верность друзьям и близким, благородство и любовь [4, с.31].

Стихотворение «Лягушата» [3, с.26] учит нас ничего не бояться. О повадках животных и о необходимости заботиться о братьях наших меньших можно прочитать в стихотворениях «Котёнок», «Мой пёс», «Дикарка», «Воробей», «Лебединое горе» и др. [3. с. 22,24, 25, 27, 84]

В этом цикле поэтесса выражает детское естественное нравственное чувство, которое формируется не поучением взрослых, а общением с игрушками.

Главный герой стихотворений А. Барто - ребёнок. Есть персонажи положительные, а есть такие, с которых пример брать нельзя. Но всегда этот человек четко понимает своё место в жизни. На это указывает местоимение «Я» в названиях многих стихов: «Я расту», «Если буду я усат», «Я выросла» [3. с. 69, 96, 130], «Мама или я?», «Я была в стране Суоми», «Я знаю, где живут моржи», [1. с. 32, 35,42], «Кто я?», «Я думал, взрослые не врут…» [2. с. 31,37],

В стихотворении «Я расту» [3. с. 69], малыш (герой стихотворения) сделал необыкновенное открытие:

А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул —

Но я расту,

Расту, шагая в класс.

В этом открытии — и удивление, и гордость, и какое-то новое ощущение себя в мире. В стихах мир как будто расширяется, растёт. Через стихи уже по-другому понимается мир, животные, птицы, деревья, ощущается доброе

содружество с природой. Осенью, когда птицы готовятся к отлету в теплые

края, скворец вдруг вернулся в сад к своему скворечнику, и автор вместе с ребенком говорит грустно и радостно:

К нам прилетела птица

Проститься...

(«Перед отлетом»). [1. с. 30]

На зиму закрыли рамы, случайно оставив жука. И герой зовёт на помощь маму, чтобы освободить насекомое от неожиданного плена.

И я зову на помощь маму:

- Там жук живой!

Раскроем раму! («Мы не заметили жука»). [3. с. 77]

В стихах Агнии Барто персонажи сохраняют индивидуальность, как в своих достоинствах, так и в своих недостатках. Они понимают личную ответственность за свои поступки.

Когда мне стукнет двести лет,

Ко мне пристанут внуки.

Они мне скажут:

- Правда, дед,

Ты брал булыжник в руки,

Пулял по каждому окну? –

Я не отвечу, я вздохну. (Однажды я разбил стекло») [2. с. 8]

Иногда герои А.Л. Барто умеют взглянуть на себя со стороны.

«Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать – летят слова,

как пробка из бутылки», - сообщает один дерзкий подросток в стихотворении «Когда закусишь удила» [2, с. 14] . Мальчишка признает свои слабости, мечтает о приличном поведении: «Я сам хотел бы, может быть,

спокойным быть, разумным быть,

невозмутимым, кротким».

Герои в стихах поэтессы всегда отличаются тем, что они простодушны, искренни, добры и читателям хочется брать с них пример.

Он был и дерзок и горяч,

Но был он честный малый. («Пугач») [1, с. 38]

Но встречаются персонажи, недостатки которых А.Барто разоблачала и высмеивала. В стихотворении «Приходите мне помочь» [2. Стр. 7] поэтесса рассказала о мальчике, который добрые дела делал только для собственной выгоды, напоказ.

Он сестрёнке – при гостях –

Нёс конфеты в двух горстях,

А потом - без посторонних –

Пригрозил: - Попробуй, тронь их!

Большое удивление и даже возмущение у меня вызвали герои стихотворения «Три очка за старичка» [2, с. 10]. Они каждый свой поступок (помощь старичку, купание брата) оценивали в определённое количество очков.

И переводит на очки

Вниманье и заботы.

Автор ненавязчиво, в доступной форме говорит с читателями о том, что так вести себя недопустимо.

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому-то плата.

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена!

Когда читаешь А.Л. Барто, появляется ощущение, что автор близко знает и понимает тебя. Стихотворение «Ботаника больна» [2, с. 21]. напоминает наше поведение в классе.

…Отменяется урок.

Пляшут, как на празднике,

юные проказники.

Сколько раз мы дружно кричали «ура» и радовались, когда нам объявляли, что учитель заболел. А можно ли такому радоваться? Мне кажется, что в таких ситуациях, надо посочувствовать человеку.

Серьезное у Агнии Барто соседствует с веселым, драматическое с юмористическим.

Читать стихи Барто весело, легко, интересно. В них нет навязчивых поучений, они будят в читателе самые добрые чувства и учат быть честным, уважать товарищей и родителей, оказывать взаимную поддержку, ценить красоту, природу.

3. Результаты опроса

Для того, чтобы выяснить, знакомы ли ученики нашей школы с творчеством Агнии Барто, я провела опрос среди них. В общей сложности было опрошено 132 человека (учащихся 4-8 классов). Им было предложено ответить на 2 вопроса. Ответы на вопросы я занесла в таблицы.

1 вопрос. Какие стихи Агнии Барто вы знаете?

Результаты показали, что большая часть участников опроса (81 человек) не знает или не помнит стихи А.Барто.

2 вопрос. Каким правилам поведения учат стихи А.Барто?

Большинство (84 человека) ответили, что не знают, чему учат стихи А.Барто. 48 человек предполагают, что стихи учат доброте, уважительному отношению, дружбе, хорошему отношению к животным, жалеть, не оставлять свои вещи без присмотра, хорошему поведению, слушаться родителей, помогать взрослым, как надо себя вести.

Можно сделать вывод, что большинство опрошенных не помнит эти стихи. Небольшая часть учеников (51 человек из 132) помнит стихи о Тане, зайке, мишке, бычке из цикла «Игрушки», но о других сборниках они даже не подозревают.

Очень жаль, что, вырастая, мы не продолжаем знакомиться с творчеством этой прекрасной поэтессы.

Заключение

Агния Барто поднимает в своей поэзии важные проблемы как социального, так и личного характера. Произведения писательницы учат детей, которые только познают мир, быть добрыми к окружающим людям и животным. Языком поэзии она учит ценить и уважать родителей, любить свою Родину, оставаться верным другом, быть прилежным и ответственным учеником.

Стихи Агнии Барто полны юмора и энергии, в них искренняя вера в светлое будущее каждого ребёнка. Произведения учат нас, детей, как стать полноценным членом общества: знать правила поведения, уметь прощать, защищать слабых, помогать старшим, хорошо учиться и многому другому.

Я надеюсь, что дети и взрослые будут читать и перечитывать интересные, юмористические, поучительные стихи этого всемирно известного автора.

Что популярность её книг снова начнёт расти, потому что тексты Барто никогда не теряют актуальности. Надеюсь, что дети и их родители неизменно будут выбирать для чтения именно эти стихи. Ведь поэзия Агнии Барто призвана помочь как растущему человеку, так и взрослому, оглянуться на себя, пробудить в себе самокритичность, совестливость.

Список использованных источников и литературы

Барто А.Л. За цветами в зимний лес. - М.: Детская литература, 1980

Барто А.Л. Подростки, подростки … - М.: Детская литература, 1984

Барто А.Л. Я расту. -М.: Эксмо, 2009

Жизнь и творчество Агнии Барто: Сб. – М.: Детская литература, 1989

Современный толковый словарь русского языка. – СПб.,: Норинт, 2003

Тубельская Г.Н. Детские писатели России. –М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007

Интернет-ресурсы

http://www.agniyabarto.ru/00_barto-100-biografiya.htm.

http://family.booknik.ru/parents/adults/?id=27901.

https://24smi.org/celebrity/3979-agniia-barto.html

Приложение 1

Портрет Агнии Львовны Барто

Приложение 2

Награды Агнии Барто.

Лауреат Государственной премии за книгу «Стихи детям» (1950 г.)

В 1972-м за сборник «За цветами в зимний сад» писательница удостоена Ленинской премии.

Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орден Октябрьской революции, медаль Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества».

Агния Львовна была членом Международного совета по детской литературе, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза Советских обществ дружбы с народами зарубежных стран.

Приложение 3

Результаты опроса

1 вопрос. Какие стихи Агнии Барто вы знаете?

Не знаю, не помню

81 чел

Мишка

30

Зайка

6

Мячик

21

Самолёт

2

Кораблик

1

Котёнок

1

Бычок

16

Лошадка

6

Слон

12

Любочка

2

Садик

7

У Танюши дел немало

1

Было у бабушки 40 внучат

1

Мы с Тамарой ходим парой

1

Верёвочка

1

Сборник «Игрушки»

3

2 вопрос. Каким правилам поведения учат стихи А.Барто?

НЕ знаю

84 человека

Учат доброте

10

Уважительному отношению

5

Дружбе

7

Слушаться родителей

6

Помогать взрослым

9

Не оставлять свои вещи без присмотра

1

Хорошему отношению к животным

5

Как надо себя вести

5

Приложение 4

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Стихи для детей и подростков А.Л.Барто учат:

верности друзьям и близким,

благородству и любви

ничего не бояться

любить животных

искренности, доброте, честности

различать правду и ложь, добро и зло

стремиться стать лучше

быть ответственным, невозмутимым

уважать взрослых

любить и слушаться родителей

и ещё многому другому учат эти замечательные произведения.

Читайте, друзья! Становитесь добрей и лучше!

Просмотров работы: 23623