Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

Дукс Ю.А. 1
1 КФ ФГБОУ ВО «РГУП»
Шарыпова Т.П. 1
1КФ ФГБОУ ВО «РГУП»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом. Толстой занимался педагогикой, считая своим гражданским долгом вносить посильный вклад в просвещение народа. Тем самым педагогическая деятельность (с перерывами) заняла у писателя почти 60 лет.

Говоря об актуальности данной тематики, стоит отметить, что она заключается в рассмотрении и решении вопроса образования общества в целом, так как данное направление в жизни людей играет важную роль в любой промежуток времени.

Отталкиваясь от этого, можно сказать, что целью моей работы является рассмотрение деятельности Л. Н. Толстого, как педагога.

Поставленная мною цель реализуется путём рассмотрения и изучения следующих взаимосвязанных задач:

Изучить педагогические идеи и взгляды.

Ознакомиться с учебной литературой и научными статьями Л.Н. Толстого.

Проанализировать педагогические методы обучения Толстого.

Рассмотреть вопросы взаимоотношений педагогов и учащихся.

Первый период педагогической деятельности Л. Н. Толстого

В начале 1860-х гг. начинается период увлечения Толстого педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность Толстого делится на три периода: первый -1859-1862 гг., второй - 1870-1876 гг., третий - начиная с конца 80-х гг. и до конца жизни писателя. Его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Находясь в Ясной Поляне, он решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей.

Насколько глубок и серьезен был интерес Л.Н. Толстого к школе, видно из того, что он изучал, а это педагогические сочинения Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, книги по истории педагогики, работы современников - методистов, составителей учебников, вел оживленную переписку с некоторыми из них.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он обучал грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активно он занялся педагогикой с 1859 года и продолжал свою работу с небольшими перерывами до конца своих дней. После возвращения с Крымской войны Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Наблюдая за поведением ребенка, подростка, юноши и опираясь на школьный опыт, Толстой приходит к выводу, что обучение – непростое дело. Для достижения лучших результатов он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, интересуется опытом разных стран.

Начиная с 1857 года, Толстой посещает страны Европы, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии и Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».1 Эта поездка окончательно утвердила желание иметь свою школу, и Яснополянская школа, открытая в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей.

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения. Одновременно в качестве мирового посредника Крапивинского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей.

Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки— внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И, тем не менее, трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

В своих статьях в эти годы Л.Н. Толстой стремится дать ответы на вопросы о целях, содержании и методах обучения, о взаимоотношениях учителей и детей, основанных на естественности. В эти годы он приходит к убеждению, что главная, ведущая идея всей педагогики - развитие активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя. Необходимым условием развития является свобода. Убеждение окрепло в нем благодаря воплощению этой идеи в практику работы Яснополянской школы, опыт которой нашел освещение в журнале.

Активность Л.Н. Толстого направлялась и на хлопоты о развитии народных школ: он побуждал крестьян на открытие школ для своих детей, искал учителей для них. Благодаря Толстому в Крапивинском уезде было открыто более 20 школ, они существовали на средства, вносимые родителями (50-80 копеек серебром в месяц). Нужно было пригласить учителей и создать для них благоприятные условия (с гарантированным жалованием в 150 руб. серебром, но были еще и различные доплаты).

После того как в 1863 г. Яснополянская школа была закрыта, ее учителя вынуждены были уйти; но все они покидали школу с сожалением - здесь работалось интересно и радостно.

Однако Толстой не отошел от педагогики, в 60-е гг. он постоянно возвращается к мысли о школе, думает «о своих педагогических началах», в одном из писем признается: «жду с нетерпением времен, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего, что я знаю о воспитании и чего никто не знает или не согласен» (письмо А.А. Толстой, 1865)2.

Второй период педагогической деятельности Толстого

Второй период педагогической деятельности Толстого (1870-1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1-4, 1872) - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» и «Русские книги для чтения» (1875).

В эти годы он:

возобновляет занятия с крестьянскими детьми;

пишет и публикует свои учебники: «Азбука», «Новая азбука»;

выступает в печати с педагогическими статьями;

предпринимает попытку открыть педагогические курсы для подготовки народных учителей в Ясной Поляне - «университет в лаптях»;

в качестве члена училищного совета Крапивенской земской управы занимается открытием новых школ и улучшением школьного дела;

занимается снабжением школ уезда учебниками, хрестоматиями, грифельными досками, карандашами, прописями и т.п. Все это закупалось в больших количествах в Москве и Туле и распределялось по школам.

Педагогические курсы, на которые по замыслу Л.Н. Толстого могли зачислять грамотных крестьян, обладающих самым важным для педагога качеством - любовью к детям, были рассчитаны на два года и должны были располагаться во флигеле усадьбы Ясной Поляны. Флигель был подготовлен, программа обучения разработана, получено разрешение Министерства на их открытие. Уездные земства и училищные советы должны были выделить деньги на содержание каждого слушателя курсов; но они холодно отнеслись к этой затее, в результате не набралось нужного количества курсистов, курсы так и не заработали. Дворяне, игравшие в земских учреждениях руководящую роль, по-видимому, не были заинтересованы в создании сельской интеллигенции.

В 1874 г. Толстой был избран членом училищного совета Крапивенской земской управы и с большим энтузиазмом взялся за организацию и улучшение школ в своих родных местах. По его предложению во все волости Крапивенского уезда были направлены предложения о том, чтобы крестьяне открывали школы и приглашали работать в них грамотных молодых крестьян. «Школ с такими учителями около 20, и результаты их необычайны»3, - восторгается Толстой. Приписать ли это близости учителя к ученику, добросовестности и серьезности отношения к делу учителей, но результаты учения в этих школах не хуже, а иногда лучше, чем в школах с учителями в 300 рублей жалованья... В четырех таких школах, открытых два с половиной месяца, все ученики (до 30) пишут, читают и знают сложение и вычитание».

Л.Н. Толстой составил и издал в 1872 г. «Азбуку». Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы, — от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».4

Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”.5 С «Азбукой» связывал Толстой свои надежды, полагая, что несколько поколений русских детей будут учиться по ней.

“Азбука” Льва Толстого стала событием в педагогике, а значение нового педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Лев Николаевич Толстой был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знаний. И именно развитие духовного начала, по убеждению Толстого, приоритетная задача школы. Более важная, чем просто сообщить некую сумму знаний. Именно эту задачу и стремился решить Лев Николаевич своей “Азбукой”.

По сути, «Азбука» Толстого представляет собой комплект учебных пособий для первоначального обучения. Она состоит из четырех книг внушительного объема. Первая включает собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги фактически являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и популярные рассказы, объясняющие явления природы, рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, даются тексты для заучивания и материалы по арифметике. Материал в книгах усложняется в соответствии с возрастом учащихся.

Над «Азбукой» Толстой трудился с огромным упорством в 1871— 1872 годах, вызвав множество споров в педагогической среде, прежде всего из-за народного языка «Азбуки», образности изложения материала и нового методического подхода в целом. В результате, в 1875 году, отложив работу над «Анной Карениной», Толстой написал «Новую азбуку» и переделал «Книги для чтения». «Новая азбука» вышла еще более универсальной, усовершенствованной в результате полемики с оппонентами. И впоследствии была допущена министерством в народные школы. Еще при жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий.

Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «Филипок», «Лгун», «Три медведя», «Лев и собачка», «Слон» и другие.

Третий период педагогических исканий Толстого

Третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910) был связан с разработкой религиозно-нравственного учения, которое Толстой считал главным делом своей жизни. Оно было изложено им в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоев населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей.

В замыслы Толстого, по свидетельству одного из педагогов - П.А. Буланже, написавшего впоследствии очерк педагогической деятельности Толстого, входило создание энциклопедического словаря для крестьян и целого ряда учебников по всем отраслям знаний.

К этому этапу жизни писателя относятся слова русского философа Н. Бердяева о том, что в гениальном творчестве Толстого покаяние господствующих классов достигло величайшего напряжения, он хотел радикально порвать с этим обществом. Поэтому и центральным педагогическим вопросом для Толстого в этот период стал вопрос о смысле жизни и нравственном воспитании.

В письме к В.Ф. Булгакову «О воспитании» (1909), которое явилось как бы итогом педагогических и философских размышлений Толстого о человеке, он показал, что путь к преодолению философской проблемы противоречия между конечным, преходящим существованием личности и бесконечным существованием мира лежит в понимании того, что всеобщее, родовое, а потому «бесконечное» в человеке - нравственность. Поэтому, нравственное воспитание молодежи он связывал с прогрессом человечества, этой объективной необходимостью развития человеческой культуры.

В 1890 г. дочерьми Л.Н. Толстого на усадьбе была вновь организована школа для крестьянских ребятишек, но существовала недолго, так как по распоряжению властей была закрыта. Здесь он принимал участие в занятиях с детьми. Продолжал на протяжении 1906-1908 гг. обучение крестьянских детей христианской морали. В 1907 г. он записал в дневнике: «За это время был занят только детскими уроками. Что дальше иду, то вижу большую и большую трудность дела и вместе с тем большую надежду успеха... Вчера разделил на два класса...» «Детские уроки и приготовления к ним поглощают меня всего...».6

Л.Н. Толстой встречается и с детьми, приезжавшими специально к нему в усадьбу. В 1907 г. Ясную Поляну посетили 800 учащихся тульских школ вместе со своими учителями. Всех их радушно принимала семья Толстого, он беседовал со всеми приехавшими. На следующий год в гостях у Толстого побывали 120 учеников Тульского железнодорожного училища. Всем им были подарены книги. За несколько месяцев до своей кончины Л.Н. Толстой встречался с учениками тульского реального училища,

приветливо беседовал с ними. Все эти факты - еще одно свидетельство любви великого писателя и педагога к детям, обществом которых он очень дорожил.

До последних лет жизни Л.Н. Толстой сохранял живой интерес к педагогической деятельности. 14 сентября 1909 г. в Крекшине он встретился с народными учителями и учительницами земских школ Звенигородского уезда Московской губернии, написав для них небольшую статью «В чем главная задача учителя?».

25 октября 1910 г. Толстой утром посетил Яснополянскую школу и принес учащимся экземпляры детского журнала «Солнышко», раздал их детям. А через 3 дня ушел навсегда из Ясной Поляны и через несколько дней из жизни.

Заключение

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».7

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд.Толстой доказал, что это — увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Список источников и литературы

Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- , 2002

Кудрявая Н.В. Педагогические искания Л.Н. Толстого // Сов. Педагогика. - 2001.

Шадская А.В., Ремизов В.Б., Трофимова Н.А., Ежов И.В. Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В.Б. Ремизова. - Тула, 2005.

Шаталов А.А.Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России // Начальная школа. – 2006

https://studfiles.net/preview/4665573/page:33/

https://studopedia.ru/9_4920_pedagogicheskaya-deyatelnost-lva-nikolaevicha-tolstogo.html

http://uchitel76.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-kak-pedagog-deyatelnost-idei-vklad-v-pedagogiku/

http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/philosophy/philosophy-10.htm

https://vuzlit.ru/443565/tretiy_period_pedagogicheskoy_deyatelnosti_lntolstogo

https://vuzlit.ru/443564/vtoroy_pedagogicheskiy_period_tolstogo

http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/gusev-materialy-1870-1881/azbuka.htm

https://germanenka-book.livejournal.com/4310.html

http://uchitel76.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-kak-pedagog-deyatelnost-idei-vklad-v-pedagogiku/

http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pisma/1873-1879/letter-120.htm

1 http://uchitel76.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-kak-pedagog-deyatelnost-idei-vklad-v-pedagogiku/

2 http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/philosophy/philosophy-10.htm

3 https://vuzlit.ru/443564/vtoroy_pedagogicheskiy_period_tolstogo

4 http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/gusev-materialy-1870-1881/azbuka.htm

5 https://germanenka-book.livejournal.com/4310.html

6 https://vuzlit.ru/443565/tretiy_period_pedagogicheskoy_deyatelnosti_lntolstogo

7 http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pisma/1873-1879/letter-120.htm

Просмотров работы: 12814