Цель работы
Расширить знания об особенностях публицистического стиля, его жанрах; научиться: планировать структуру репортажа, определять и учитывать особенности стиля и языковых средств, вести самостоятельный поиск информации для написания репортажа, проводить её анализ, отбор, анонсировать написанный репортаж.
Журналистика
Человечество и в древние века, и в средние, и теперь испытывает постоянную потребность иметь информацию о жизни общества, мировой цивилизации. Обширный информационный поток ежечасно, ежедневно идет со страниц газет, по радио и телевидению.
Несколько столетий живет и развивается журналистика. Совершенствуются формы и методы подачи информации. Развиваются и совершенствуются жанры журналистики, газетной в том числе.
Итак, попытаемся рассмотреть современное состояние жанров. Жанр непрерывно изменяется, преобразуясь в творчестве современных журналистов.
Информационные жанры
Оперативные жанры газетной публицистики, сообщающие новость, событие можно отнести к виду информационных жанров. К данному виду относятся: заметка, отчет, репортаж, интервью. Сегодня мы рассмотрим жанр репортажа.
На фактах жизни строятся жанры газетной публицистики. Жанр репортажа невозможен без двух моментов — эффекта наглядности (присутствия) и эффекта соучастия (эмоциональности). Основу этого жанра составляет событие, факт. Репортаж невозможен без оперативности.
Вот примеры публикаций, выполненных в жанре репортажа из известных изданий: «Комсомольская правда» и «Русский репортёр»:
На Кубани по дороге в Крым появятся две многофункциональные зоны
Сейчас вдоль федеральной трассы «Новороссийск - Керчь» строят многотопливные
АЗС, магазины, автомойки, станции техобслуживания и мотели, где могут передохнуть туристы. Кроме того, на пути к Крымскому мосту свою продукцию
смогут реализовать и кубанские ремесленники. Планируется, что местные мастера расположатся на многофункциональных туристических площадках. Сделать
придорожный сервис в Краснодарском крае полноценным планируют к разгару курортного сезона, то есть уже через пару месяцев - в июле 2018 года. К слову, отправится в путешествие на полуостров можно уже сейчас. Автомобильное движение по мосту запустили 16 мая. Проезд для пассажирских автобусов и
легковых машин открылся одновременно с двух берегов Керченского пролива - по
две полосы в каждую сторону. Пробок на транспортном переходе нет. В этом лично убедились корреспондент «Комсомолки» и сотрудники компании «Автомир», которые преодолели путь из Краснодара в Керчь, устроив настоящий тест-драйв Крымскому мосту.
«Комсомольская правда»
Гадание на Евро
Как вычислить победителя чемпионата Европы по футболу
Одна из главных «изюминок» спорта — невозможность точно спрогнозировать результаты соревнований. Люди проводят на трибунах часы, потому что не могут
сказать заранее, что случится в следующую минуту, и кто в итоге станет победителем.
Тем не менее многие пытаются это делать. Для чего существует масса способов — от интуитивных догадок до сложных математических расчетов, в которые закладываются предыдущие результаты команд, их игры друг с другом, информация о травмах, зарплатах, семейном положении, личной жизни спортсменов, их участии в скандалах и даже ВВП стран.
С 10 июня по 10 июля Франция принимает чемпионат Европы по футболу.
Фаворитами турнира еще до его начала окрестили хозяев соревнований, а также действующих чемпионов мира — немцев. Среди других возможных претендентов фигурируют Испания, Португалия, Англия, Бельгия и Италия. Почему называют именно их и возможны ли сюрпризы?..
10 июня 2016 «Русский репортёр»
Репортаж
Итак, продолжим ознакомление с этим жанром
Репортаж – это живой рассказ о важном событии, свидетелем или участником которого журналист был от начала до конца. Репортаж – это всегда важная тема. В наши дни этот жанр все в большей мере становится формой публицистики. В репортаже важен угол зрения автора. Репортер стремится показать читателю картину события на всех этапах его развития от начала до завершения. Репортаж в переводе с латинского обозначает передавать, сообщать. Развитие этого жанра началось сразу же после возникновение периодической печати. В заметках также можно видеть элементы репортажа. Важной чертой этого жанра является динамизм. Репортаж является как бы «историей события». Наглядность – это важная особенность жанра. Использование детали и подробности вот одна из особенностей наглядности. Эффект присутствия – это стремление отобразить событие через призму личного восприятия. Журналист заставляет читателя как бы присутствовать, участвовать в событии. Отличительная черта репортажа документальная точность. Репортаж – это особый жанр. Здесь важен и стиль, и сюжет, и наглядность, и доказательность, и авторское отношение к происшедшему событию. Этот жанр часто предваряет рубрика «проблемный репортаж». Рассмотрение и постановка той или иной проблемы в событии накладывает дополнительные обязательства на автора. Необходимо рассказать о событии и донести до читателя суть проблемы. Современные репортеры все шире применяют проблемную линию, проблемные моменты. Авторы проблемного репортажа пытаются исследовать ту или иную проблемную ситуацию. Это свидетельство того, что границы жанров подвижны. Более того происходит взаимопроникновение, взаимовлияние жанров, газетной публицистики.
Советы М. Мэллета
(директор проектов Всемирного комитета свободы печати)
Ознакомившись с жанром репортажа, начнём работу над своим проектом. Для начала рассмотрим советы экспертов, которые помогут нам в создании своего собственного репортажа.
Вот наиболее важные из 23 советов Мэллета, которые нам понадобятся на этапе дальнейшей работы:
Полагайтесь, в основном, на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно.
Пользуйтесь простыми, короткими словами.
Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы
Показывайте, а не рассказывайте. Не «Он гневался», а - «Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали.
Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль — краток.
«Правила» Джорджа Тригга
Американский физик Джордж Тригг в бытность свою редактором журнала «The
Physical Review Letters» постоянно, но безуспешно пытался втолковать авторам, что приносимые ими статьи должны быть безупречными не только с научной точки зрения, но и с грамматической.
Отчаявшись, он написал и опубликовал в своём журнале несколько ироничных советов, которые позже были опубликованы и в вольном русском переводе в газете СО АН СССР «Наука в Сибири».
Позже эти советы были расширены и дополнены — так появились «70 правил русского языка».
«Правила» Тригга довольно схожи с советами Мэллета. Оба говорят про краткость высказываний, о правильном и чётком использовании афоризмов и слов
иностранного происхождения, об исключении из своего повествования жаргона и
«слов-сорняков». Совпадения эти не случайны, ведь данные высказывания основаны не только на убеждениях самих авторов, но и на многовековом опыте.
Так как «Правила» Дж. Тригга являются ироничными, даже, можно сказать, шуточными, то в некоторых из них допущены ошибки. Исправим их и заполним таблицу:
Номер |
«Правила...» Джорджа Тригга |
Верный вариант |
1 |
Подлежащие, оно не нуждается в уточнении местоимения |
Подлежащие не нуждается в уточнении местоимения |
2 |
Тире между подлежащим и сказуемым — не ставится |
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится |
3 |
Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании |
Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном их согласовании |
4 |
Кое-кто стали забывать правила согласования главных членов предложения |
Кое-кто стал забывать правила согласования главных членов предложения |
5 |
Между нас говоря, падеж местоимения тоже важен |
Между нами говоря, падеж местоимения тоже важен |
6 |
Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от ихней функции |
Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от их функций |
7 |
Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор. Учащимися же будет дорого уплочено за плохоспрягаемость |
Если хотите использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захочет автор. Учащимися же будет дорого уплачено за плохоспрягаемость |
Номер |
«Правила» Джорджа Тригга |
Верный вариант |
8 |
Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний |
Следует пытаться избегать двойных отрицаний |
9 |
Сознательно сопротивляйтесь соблазну сохранить созвучие |
Сознательно противодействуйте желанию сохранить созвучие |
10 |
Страдательный залог должен быть избегаем |
Страдательный залог надо избегать |
11 |
Не забывайте про букву «ё», иначе трудно будет различить падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все |
Не забывайте про букву «ё», иначе трудно будет различить падеж и падёж, небо и нёбо, осел и осёл, совершенный и совершённый, все и всё |
12 |
Нередко человек ниразу правильно нинапишет «не» и «ни» с глаголами и наречиями |
Нередко человек ни разу правильно не напишет «не» и «ни» с глаголами и наречиями |
13 |
Различайте, где в суффиксах пишутся сдвоеные согласные, а где они обосновано не сдвоенны |
Различайте, где в суффиксах пишутся сдвоенные согласные, а где они обоснованно не сдвоены |
14 |
Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить |
Помните, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить |
15 |
У слова «нет» нету форм изменения |
У слова «нет» нет форм изменения |
16 |
Изгоняйте из речи тавтологии — избыточные излишества |
Изгоняйте из речи тавтологии - излишества |
17 |
Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними |
Уточнения в скобках бывают излишними |
18 |
Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться |
Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находиться на своём месте, что иногда забывается |
19 |
Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью |
Плохо зная грамматику, сложные конструкции надо употреблять с осторожностью |
20 |
Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно |
Сложные подчинённые предложения составлять надо правильно |
21 |
Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует |
Не рекомендуется менять лицо, от имени которого ведётся изложение |
22 |
Что касается незаконченных предложений |
Не надо оставлять предложения незаконченными. |
23 |
Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации |
Автор, использующий причастные обороты, должен не забывать о пунктуации |
24 |
Применяя неоднородное, сочетающееся с причастным оборотом, определение, после оборота запятую не ставьте |
Применяя неоднородное, сочетающееся с причастным оборотом определение, после оборота запятую не ставьте |
Событийный
Познавательный
Проблемный
Репортаж с экспериментом
Тема моего репортажа — праздник, посвящённый Великой Победе, 9 мая. Для выполнения задания я выбрал событийный вид, так как он самый распространённый и подходит к моей теме.
9 Мая вся наша страна отмечает праздник Великой Победы. Тысячи жителей города Ногинска сегодня пришли на центральную площадь к Вечному огню, чтобы отметить это событие. Торжественный митинг начался с гражданской панихиды. На трибуне — почётные гости праздника — ветераны войны, труда, вооружённых сил. На площади победы тысячи людей собрались, чтобы отдать дань уважения и поклониться подвигу своих отцов и дедов. В память о тех, кого уже нет с нами объявлена минута молчания. Под оружейные залпы войны ногинских частей возложили цветы к вечному огню. Праздничный парад открыли ветераны боевых действий. Жители города с семьями, детьми и воинские части идут по площади победы. Всеобщий восторг вызвал парад военной техники. Это легендарная «Катюша», танки т-34, т-60, автомобили и мотоциклы тех времён. Праздник объединил все поколения. Торжественные мероприятия продолжились шествием «Бессмертного полка». Пятнадцать тысяч ногинчан в этом строю. Слёзы на глазах людей. У каждого есть свой предок: солдат, партизан, узник концлагеря, труженик тыла. Подвиг их бессмертен. Герои войны не будут забыты.
Подведение итогов
Итак, выполняя задания этого этапа, мы узнали много нового о жанрах журналистики, изучили структуру информационного жанра, в основном репортажа, обучались его писать, пронаблюдали, как это делают профессионалы на примере публикаций из известных изданий и создали свой собственный репортаж.
Источники информации:
http://zntu.at.ua/_ld/0/31__--_.pdf
https://www.kuban.kp.ru/daily/26834.5/3874521/
http://rusrep.ru/sport/1000/