Театр! Как много значит слово...

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр! Как много значит слово...

Доровских В.М. 1
1МБОУ Ширинская СШ № 18.
Выймова М.Ю. 1
1МБОУ Ширинская СШ № 18
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Театр! Как много значит слово

Для всех, кто был там много раз!

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

В нашей школе ежегодно проходит театральный конкурс «Парад Героев». И стало уже доброй традицией посвящать учебный год какому-либо писателю или памятной дате. В течение всего года у нас в школе проходят различные мероприятия: квесты, викторины, классные часы, выставки, конкурсы, а в конце, завершающим мероприятием, проходит «Парад Героев». Каждый класс готовит свою театральную постановку. Создается специальное независимое жюри, и… начинается волшебный мир театра!

Постановка проблемы: в рамках подготовки к «Параду Героев» я увидела, что некоторые мои одноклассники не проявляют особого интереса к театральным постановкам и театру вообще. Подумав, я пришла к выводу, что главным фактором является рост популярности кинематографа и развитие сети Интернет. Современные тинэйджеры гоняются за спецэффектами и яркостью экранов, не обращая внимания на идею, задумку. Подростки считают, что намного интереснее играть в видеоигры, где они имеют возможность управлять сюжетом так, как захочется именно им, получать адреналин от соревновательной системы. Многие мои одноклассники не против посещения театра, но не чаще раза в год. Они считают, что это повышает их социальный статус в глазах окружающих. Но не считают это возможностью приобщения к культурным ценностям.

Актуальность работы: среди своих сверстников я увидела, что одна часть обучающихся с интересом относится к театральным постановкам, а группа оппонентов имеет противоположную точку зрения. Меня заинтересовало предложение учителя создать необычный информационный продукт, который поможет обучающимся в освоении разнообразной и необъятной области «Театр».

Цель моей работы: знакомство с миром театрального искусства.

Задачи работы:

- узнать, что такое театр, и какие бывают виды театра;

- познакомиться с профессиями театра;

- выбрать сказку для школьного спектакля;

- развивать творческие способности ребят нашего класса.

Практическая значимость исследования:

Формирование интереса к театральному искусству, приобщение к театральным постановкам, развитие творческих способностей у детей средних классов.

Данный исследовательский материал может быть использован для проведения классного часа, посвященного теме искусствоведения.

Структура работы.

Содержание работы раскрыто во введении, основной части, заключении.

Основная часть

1. Что такое театр?

Слово "театр" переводится с греческого языка как "зрелище" и как "место для зрелищ".

"Зрелище", "зритель", "зрение" - это родственные слова, однокоренные.

То есть театр - это:

то, что зритель смотрит: спектакли, концерты, выступления (обязательно на сцене, чтобы можно было видеть спектакль с любой точки зрительного зала);

то, где зритель смотрит: специальное место, здание, в котором происходит театральное представление.

Поэтому можно сказать: "Мы были в театре". А можно и "Мы смотрели театр".[8]

2. Возникновение театра

    Театр зародился в глубокой древности. В древней Греции было принято праздновать значимые события: наступление весны, сбор урожая. Особенно греки любили праздник бога Диониса, который олицетворял силы природы, засыпающие зимой и возрождающиеся вновь с первыми лучами солнца. [Приложение 1]

Этот праздник радости и свободы, когда отпускали на поруки узников, оставляли в покое должников и никого не арестовывали, для того чтобы все могли принимать участие в веселье, так и назывался "Великие Дионисии" и торжествовал полную победу весны над зимой. 

Люди пели песни, переодевались, надевали маски, делали чучела животных. Сначала праздник устраивался на городских площадях, а потом для проведения представлений стали строить специальные архитектурные сооружения. 

Здание театра строилось на склоне холма. У подножия была круглая площадка - орхестра, на которой выступали певцы, декламаторы, актёры. За орхестрой располагалась скена - палатка для переодеваний актёров и реквизита. [Приложение 2]

Некоторые театры были поистине огромны и вполне сравнимы по вместимости с современными стадионами.

Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины: они играли и мужские, и женские роли. Это была очень уважаемая профессия. И очень сложная. Актёрам приходилось выступать в специальных масках, зрители не могли увидеть их мимику, поэтому необходимо было  жестами и голосом передать все эмоции.

А еще, актёры трагедий выходили на сцену в специальных сандалиях на высокой платформе - они назывались котурны. Эти высокие сандалии делали походку более медленной, величавой, гордой, как и подобает персонажу трагедии. [Приложение 3]

На Руси театра долго не было, только бродячие скоморохи веселили народ своими песенками-частушками. Первый публичный (доступный всем) театр появился в Москве при царе Петре I в 1702 году.[7]

3. Виды театра.

Раньше существовало три основных жанра – вида греческого театра: трагедия, комедия драма.

Слово «трагедия» означает «козлиная песнь» - это серьезная, печальная пьеса, которая часто заканчивается гибелью героев.

Комедия – «песня на гульбище», отражает веселые стороны нашей жизни.

Драма – серьезная пьеса, с веселыми эпизодами и счастливым концом.

В наше время существует большое разнообразие театральных жанров. Вот некоторые из них:

Опера - здесь главное место принадлежит музыке и вокалу.

Балет – здесь главенствуют музыка и танец.

Мюзикл – соединение музыки, вокала, танца.

Настольный театр – знают дети с раннего возраста.

Театр кукол – здесь главные герои – куклы.

Театр марионеток – эти куклы управляются с помощью специального устройства и умеют делать много движений.

И, конечно же, самый любимый всеми – и детьми, и взрослыми – Театр зверей.

Это лишь основные группы, часто театр представляет собой симбиоз различных видов. Например, в данную классификацию иногда добавляют театр теней, но принимая во внимание, что тени чаще всего на экран отбрасываются куклами, можно считать его разновидностью театра кукол. Театр кукол при этом может быть оперным.

Существует классификация по видам действий актёра в процессе представления:

театр абсурда

авторский театр

театр танца

театр балета

детский театр

драматический театр

театр зверей

театр песни

театр инвалидов

крепостной театр

кукольный театр

мюзикл

уличный театр

театр одного актёра

оперный театр

театр оперетты

театр пантомимы

театр пародии

театр поэзии

театр сатиры

театр эстрады

театр теней

театр света

Каждый год по всему миру проходят театральные фестивали, предлагая зрителю увидеть, какие виды театров рождаются и развиваются в современном обществе.[9]

4. Профессии театра.

Создание спектакля – процесс долгий и трудоёмкий. Иногда спектакль создают полгода. Только тогда он будет ярким, насыщенным, запоминающимся.

Режиссер занимается постановкой спектаклей, концертов и т.д. Он распределяет роли, утверждает актеров, придумывает и осуществляет постановку спектакля. Режиссеру нужно донести до зрителя главную идею действия на сцене, вызвать эмоции, заставить засмеяться или заплакать, приходить в ужас или испытывать восторг. Ему необходимы талант, богатая фантазия, оригинальное творческое мышление, умение подобрать актеров и многие другие качества.

А кто в театре играет разных героев?

Актер. Артист.

Чтобы стать настоящим артистом, нужно уметь многое делать:

- владеть мимикой, жестами

- четко произносить текст

- пластично двигаться.

Гример

Это слово переводится как забавный, морщинистый старикан. Чтобы стать гримером, нужно иметь огромную фантазию, хорошо уметь рисовать. Гример изменяет внешность актера, преимущественно его лицо, с помощью специальных красок, пластических, волосяных наклеек, парика, причесок.

Постижёр

Занимается изготовлением из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбардов.

Костюмер.

Профессия очень важная и трудная. Как и гример, должен обладать воображением, чувством прекрасного, чтобы творчески воплощать свои замыслы. Не только одевает на актера готовое платье, но и подгоняет его по фигуре, добавляет интересные детали (банты, цветы), подбирает головной убор костюмера.

Дирижер.

Слово означает управлять, руководить. Он необходим для того, чтобы оркестранты играли слаженно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. У дирижера должен быть абсолютный слух, прекрасное чувство ритма, отличная память, координация движений. Он должен уметь играть на многих инструментах.

Осветитель.

Работник, отвечающий за световое оформление. Он выставляет осветительные приборы на сцене.

Художник-декоратор.

Изготавливает декорации к спектаклям. Он должен уметь хорошо рисовать и иметь богатое воображение.

Балетмейстер, хореограф

Автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, руководитель балетной труппы.

Суфлёр.

(фр. souffleur — подсказчик) — работник театра, который следит за ходом репетиций, спектакля по тексту пьесы и подсказывает по необходимости актёрам текст роли.

Бутафор изготавливает и подает артистам разные, нужные им при выходе на сцену, вещи.

Технический работник.

машинно-декорационного цеха театра, в обязанности которого входит:

- установка декораций к спектаклю

- подготовка и ремонт декораций

- разработка и перемена их по ходу спектакля.

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ. Так многие говорят…

Приветливый гардеробщик принимает и выдает посетителям верхнюю одежду.

Капельдинер (от нем. Kapelldiener — «служащий капеллы»), билетёр контролёр-билетёр — рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале. Обязанности включают: запуск зрителей в фойе или в зрительный зал, проверку билетов при входе, помощь зрителям в поиске места, ответы на вопросы посетителей.[7]

5. Подготовка к школьному спектаклю.

2018-2019 учебный год в нашей школе был объявлен годом Г. Х. Андерсена. Следовательно, все мероприятия, проводимые в нашей школе, были объединены одной общей темой: «В мире сказок Г. Х. Андерсена»

На старостате школы нашему классу по жребию выпало играть сказку «Дюймовочка».

На основе полученных знаний мы с помощью педагога распределили роли (как положительные, так и отрицательные) и с удовольствием их репетировали, придумывали для героев костюмы, готовили декорации. У каждого из нас была своя «профессия».

На первом этапе мы читали сказку по ролям, обменивались впечатлениями, анализировали. Мы, юные актёры, должны были представить себе героев произведения, события, в которых они участвуют, а также понять их чувства, характеры, взаимоотношения друг с другом. 

Далее мы «вживались в роль». Репетиции обычно проводились по эпизодам. На начальных этапах репетиций на сцене отсутствовали декорации, нужная мебель, лишь частично присутствовал реквизит. Мы совместно придумывали пластические этюды (изображали походку, манеры персонажей), обсуждали находки.

Артикуляция, мимика, дыхание, голос, умение двигаться - это «рабочий инструмент» актера: всему этому мы учились с нашим руководителем.

Работа над сценической речью, над правильным произношением требует терпения, усидчивости, трудолюбия. Подвижная мимика не менее важна, ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту. Актёр должен обладать прекрасным воображением. И всему этому мы учимся во время наших репетиций!

И вот, наступил долгожданный день премьеры нашего спектакля! Все мы испытали огромное волнение! Ведь в актовом зале школы собралось очень много зрителей: и ученики школы, и родители! А каким серьёзным было жюри конкурса! Но всё это мы выдержали и заняли первое место! [Приложение 4]

Наши одноклассники, которые не принимали участия в спектакле, тоже очень переживали за нас, потому что так или иначе участвовали в подготовке! Думаю, что в следующем учебном году они обязательно примут непосредственное участие в спектакле! Ведь следующий год будет посвящен Великой Отечественной войне!

Заключение

Научно-исследовательская работа «Театр! Как много значит слово…» реализован.

Работая над проектом, я ставила цель познакомиться с миром театрального искусства.

Для того чтобы расширить и углубить знания по этому вопросу я нашла литературу в библиотеке, рассмотрев электронные и традиционные источники по теме «Театральное искусство».

В заключение можно сказать, что театры были созданы людьми, чьи души были наполнены духовностью, каждый внес свой вклад в развитие театра, чьи имена навсегда вошли в историю театрального искусства.

Мне очень понравилось работать с творческим проектом. Оказалось, что это очень увлекательное, трудоёмкое и занимательное занятие. Я рада, что выбрала эту тему. Я узнала, что такое театр и сколько интересного он в себе таит. А самое главное, мне удалось приобщить большую часть своего класса к театральному искусству. Мы и дальше будем узнавать новое об удивительном мире театра. Театр волнует людей, радует и печалит, а значит, помогает жить!

Список литературы и Интернет-источников

1. Аристотель и античная литература. М.: Наука. 1978.

2. Гладков А. Театр. М.: Искусство. 1980.

3. Гинзбург Л. О старом и новом. Л.: Сов. пис. 1982.

4. Демидов Н.В. Творческое наследие. В 2т. СПб.: 2004.

5. Евреинов Н.Н. Театр как таковой. М.: Время. 1923.

6. Стрельцова Е.И.: Частный театр в России. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2009

7. История русского драматического театра от истоков до конца ХХ века. М., 2005.

8. http://www.mir-teatra.org/news/chto_takoe_teatr_istorija_teatra/2015-04-27-53

9. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/profiessii_v_tieatrie

Приложения

Приложение 1.

Бог Дионис.

Приложение 2.

План греческого театра

Приложение 3.

Маски и ботинки-котурны

Приложение 4.

Просмотров работы: 53