Влияние личностных особенностей Николая Васильевича Гоголя на его творческое самовыражение

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние личностных особенностей Николая Васильевича Гоголя на его творческое самовыражение

Бареев В.Р. 1
1МБОУ СОШ №14 г.Кузнецка им. 354 стрелковой дивизии
Земскова А.А. 1
1МБОУ СОШ №14 г.Кузнецка им. 354 стрелковой дивизии
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

"Я почитаюсь загадкою для всех,

никто не разгадает меня совершенно".

- Н.В.Гоголь.

Читая Эдгара Алана По, Николая Васильевича Гоголя, Сергея Есенина, Михаила Афанасьевича Булгакова, Федора Михайловича Достоевского, и др.

великих мыслителей и писателей, их картины и образы не всегда укладываются в голове обычного человека. Писатели - творческие личности, думают и чувствуют несколько по-другому, они отличаются от остальных. Характер, личностные особенности, влияют на жизнь человека, и несомненно будут влиять на его творчество.

Данная тема актуальна, т.к. зная свои личностные особенности, мы можем большего достигнуть в жизни. Развивать свои способности.

В настоящем исследовании, мы поставили цель - рассмотреть один из самых ярких примеров: личность Н.В.Гоголя, и исследовать связь между его личностными особенностями и спецификой творчества.

Задачи:

1) Изучить биографию Н.В.Гоголя.

2) Рассмотреть творчество Н.В.Гоголя.

3) Исследовать связь между личностными особенностями и спецификой творчества.

Для изучения биографии Н.В.Гоголя использовались различные документальные источники: (продукты профессиональной деятельности, письма, воспоминаниях современников и т.д.).

Данная тема мало изучена, личность Н.В.Гоголя трудно изучать, т.к. в его жизни много таинственного и неизвестного.

Значимость работы определяется возможностью разглядеть способности дошкольников и школьников и помочь их развивать.

Основная часть.

1.1. Биография и письма Николая Васильевича Гоголя.

Рассмотрим некоторые "странности" Николая Васильевича, чтобы лучше понять его удивительные и необычные произведения.

Изучение личности писателя стоит начать о его наследственности.

Отец Гоголя был, по словам Данилевского, человек в высшей степени интересный, бесподобный рассказчик и обладал несомненным эстетическим чутьём и литературным талантом, писал стихи, и ему принадлежит авторство двух комедий, которые сын его высоко ценил, и о которых критика того времени отзывалась, что он из родного быта интересно и умно почерпнул элементы своей комедии.

По этим письмам мы видим, что Николай Васильевич унаследовал от отца слабое здоровье и литературный талант.

Трахимовский пишет так о матери Н. В. Гоголя: “ М. И. Гоголь была крайне впечатлительна и подозрительна. Бывали дни, недели, целые месяцы, когда впечатлительность М. И. Гоголь доходила до крайних пределов “. Известно также, что мать Гоголя приписывала сыну весь технический прогресс своего

времени: изобретения телеграфа, железных дорог и прочее и не было никакой возможности разубедить её в этом.

Перейдём к биографии Николая Васильевича. Родился он в марте 1809 года, точная дата его рождения неизвестна, сам Гоголь праздновал свой день рождения 19 марта. О детстве его почти ничего не сохранилось. Мы знаем то, что Николай Васильевич рос хилым и болезненным, впечатлительным ребёнком.

Николай Васильевич обучался под наблюдением отца, рано научился читать и писать. Для подготовки поступления в гимназию был нанят семинарист.

В гимназии Гоголь учил только то, что было интересно, всё остальное усваивал и перерабатывал плохо. Учился он лишь настолько, чтобы сдать экзамен.

Ничто не могло его отвлекать от умственной жизни: всегда он жил духовной жизнью, не любил физических упражнений.

Окружающих называл “ существователями “, “ дураками “. Гоголю тяжело даже жить среди таких ничтожеств. “ Ты знаешь всех наших существователей, всех населивших Нежин. Они задавили корою своей земности, ничтожного самодоволия высокое назначение человека. И между этими существователями я должен пресмыкаться … Из них не исключаются и дорогие наставники наши “. – письмо к Г. И. Высоцкому. 26.06.1827 год.

У Николая Васильевича наблюдались идеи величия, идеи о высоком назначении, даже идеи преследования: “ Но вряд ли кто вынес столько неблагодарностей, несправедливостей глупых, смешных притязаний, холодного презрения и прочее. “ Всё выносил я без упрёков, без роптания, никто не слыхал моих жалоб, я даже всегда хвалил виновников моего горя. Правда, я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно… Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем. Уроки, которые я от них получил, останутся навеки неизгладимыми, и они верная порука моего счастья. Вы увидите, что со временем за все их худые дела я буду в состоянии заплатить благодеяниями, потому что зло их мне обратилось в добро “. – письмо к матери от 1.03.1828 года.

Уверенность в своей необыкновенной судьбе так сильна, что он поручает Косяровскому свою семью, занимается составлением дарственной записи, передающей его часть наследства матери, чтобы “ жадные наследники “ ( сёстры ) не завладели им.

Он ужасался мысли “ погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним прекрасным делом “, поклялся “ ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага ”.

Н. В. Гоголь чувствовал всегда необыкновенную зябкость. Аксаков вспоминал поездку вместе с Николаем Васильевичем в Петербург: “ Гоголь мог согревать ноги только ходьбою и для того в дорогу он надел сверх сапогов длинные и толстые русские шерстяные чулки и сверх всего этого тёплые медвежьи сапоги. Несмотря на то, он на каждой станции бегал по комнатам и даже улицам во всё время, пока перекладывали лошадей, или просто ставил ноги в печку “. Когда Аксаков навестил Гоголя, жившего в Зимнем дворце у Жуковского, конечно, в комнатах было тепло, он “ едва не закричал от удивления : передо мною стоял Гоголь в следующем фантастическом костюме : вместо сапог длинные

шерстяные русские чулки выше колен; вместо сюртука, сверх фланелевого камзола, бархатный спензер; шея обмотана большим разноцветным шарфом, а

на голове – бархатный малиновый, шитый золотом кокошник, весьма похожий

на головной убор мордовок. Гоголь писал и был углублён в своё дело, и мы, очевидно, ему помешали; он долго, не зря, смотрел на нас, по выражению Жуковского, но костюмом своим нисколько не стеснялся “.

Вследствие неспособности к систематической, упорной работе и крайнего самомнения Гоголь не мог хорошо устроиться в Петербурге. Считал для себя унизительным служить и работать, как все. Для Гоголя работа в канцелярии была так тяжела, так невозможна, что даже нужда в деньгах не могла его понудить работать хотя бы сколько-нибудь сносно; едва ли требования к Гоголю как начинающему чиновнику были очень строги: но известно, что он даже не ходил по нескольку дней подряд не ходил на службу.

Не привлекали его ни театр, ни балет, ни музеи. Он чувствовал себя чужим в Петербурге. Лишь кружок приятелей ему поклонявшихся, доставлял ему удовольствие. “ Мне любо, когда не ищу, но моего ищут знакомства “.

13.08.1829 год – 24.09.1829 год – Гоголь на пароходе уехал за границу. Такое его действие можно назвать навязчивой идеей, так пишет сам Николай Васильевич : “ Как бы то ни было, но это противувольное мне самому влечение было так сильно, что не прошло пяти месяцев по прибытии моём в Петербург, как я сел уже на корабль, не будучи в силах противиться чувству, мне самому непонятному. Проект и цели моего путешествия были очень неясны “.

Самый важный и самый интересный период жизни Гоголя – это с 1830 по 1836 год; за эти годы сложились взгляды русского писателя, в эти годы им были созданы почти все его великие произведения.

В декабре 1833 года у Гоголя является мысль о кафедре в Киевском университете. Тут мы видим удивительную самоуверенность, если вспомнить тот факт, что он в Нежине учиться не мог, и совсем не знал истории. “ Во мне живёт уверенность, что если я дождусь прочитать план мой, то в глазах Уварова он меня отличит от толпы вялых профессоров, которыми набиты университеты “.

30 января этого же года было написано объявление об издании истории малороссийских казаков, в котором он писал: “ Около пяти лет я собирал с большим старанием материалы, относящиеся к истории этого края. Половина моей истории почти готова, но я медлю её выпускать… И потому, обращаясь ко

всем, усердно прошу ( и нельзя, чтобы просвещённые соотечественники отказали в моей просьбе ) имеющих какие бы то ни было материалы: записки, летописи, повести бандуристов, песни, деловые акты, присылать их мне, если нельзя в оригиналах, то, по крайней мере, в копиях “.

Этнография Украины его интересовала только тогда, когда он сам писал “ Историю Малороссии “ “ от начала до конца “. Уже в июне 1834 года его так перестала интересовать, что он уже не хочет кафедры русской истории, а непременно желает быть профессором средней истории.

Гоголю история Малороссии, когда он увидел, что не может написать ни одного тома, опостылела, он совершенно её забросил. И с не ослабевшей от пережитого урока самоуверенностью принимается за среднюю историю.

22.01.1835 год он пишет в письме к Максимовичу, что напишет среднюю историю в 8-ми, если не в 9-ти томах. И так он пишет, потому, что сочинения Жуковского были в 7-ми томах.

Заняв кафедру в Петербургском университете, Гоголь враждебно, и даже с презрением относится и к профессорам, и к студентам, так как увидев его незнание истории, ходили на лекции только позабавиться над его “ маленько сказочным “ языком. В 1835 году Гоголь был вынужден оставить кафедру. В это же году Гоголь пишет “ Ревизора “, который приносит ему большой успех после постановки, но сам Гоголь не ценит своего произведения.

С 1836 года Гоголь уехал за границу, целью своей поездки он называет болезнь и лечение.

Сначала Гоголь отправляется в Гамбург. Затем едет в Швейцарию. Ни в Германии, ни в Швейцарии его ничего не могло заинтересовать, и Гоголь отправляется в “ Париж “. Там его также ничего не интересует, кроме “ храмов “, как он называл рестораны, и санитарных условий.

Золотарёв подметил чрезвычайный аппетит: “ Бывало, зайдём какую-нибудь тратторию пообедать, Гоголь покушает плотно, обед уже кончен; вдруг входит новый посетитель и заказывает себе кушанье. Аппетит Гоголя вновь разгорается, и он, несмотря на то что пообедал, заказывает себе то или иное кушанье, которое потребовал вновь пришедший посетитель, или что-нибудь другое “.

14 марта 1837 года прибыл в Рим. Гоголь остался доволен климатом и дешевизной жизни в Риме.

Летом 1837 года Николай Васильевич возможно предпринял поездку в Испанию, что недостоверно, так как переписка его прерывается, что свидетельствует о худшем состоянии здоровья.

Таково было состояние здоровья Гоголя, когда он заканчивал первый том “ Мёртвых душ “ и для издания направился в Россию. С.Т. Аксаков заметил перемену в Гоголе как психическую, так и физическую. Николай Васильевич ничуть не стеснялся и делал, что ему вздумается, причём даже не давал себе труда объяснить свои странные поступки. Так, Гоголь, услыхав голос Княжевича ( всегда пользовавшегося у всех уважением ) , “ поспешно убежал из дому “. На другой день, “ прятался в дальний кабинетец, схватил книгу, уселся в большие кресла и притворился спящим . Он оставался в таком положении более двух часов и так же потихоньку уехал… Мы все были не только поражены изумлением, но даже оскорблены “. На третий день приезда Княжевича, Аксаковы оставили Гоголя в кабинете и вышли в гостиную. Через полчаса вдруг двери отворились, вбежал Гоголь со словами: “ Ах, здравствуйте, Дмитрий Максимович… “ – протянул ему обе руки, кажется, даже обнял его.

В 1841 году заканчивается деятельность Гоголя как гениального поэта; первая часть “ Мёртвых душ “ была в этом году окончательно обработана.

Последние дни жизни поэта описаны так неясно и сбивчиво, что нам совершенно неизвестно, отчего, собственно, умер Гоголь.

Вторую часть “ Мёртвых душ “ никто кроме о. Матфея не прочитал. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части “ Мёртвых душ “ для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда

глав,“ даже просил уничтожить “ их . 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест. 10 февраля он вручил портфель графу А. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11 – 12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста,

Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их.

Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.

20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался.

1.2. Творчество Н.В. Гоголя и влияние личностных особенностей на творчество.

Хронология возникновения произведений:

1 период – 1829 – 1835 годы – петербургский:

“ Вечера на хуторе близ Диканьки “ (1831- 1832 годы)

“Миргород “ и “ Арабески “(1835 год)

2 период – 1835 – 1842 годы

“ Ревизор “( 1835 год, декабрь - первая редакция, постановка – апрель 1836 год )

“ Мёртвые души “ – первый том; (май 1842 год)

“ Сочинения “ в 4-х томах (1843 год)

3 период – 1842 – 1855 годы - последний период.

Работа над вторым томом “ Мёртвых душ “.

1847 год – публикация книги “ Выбранные места из переписки с друзьями“.

1852 год – сожжение 2 тома “ Мёртвых душ “ и личных бумаг.

1.3. Влияние личностных особенностей на творчество.

1829-1832 годы лучшие годы в жизни автора “ Мёртвых душ “, потому что

в эти годы у него было хорошее здоровье.

В конце октября - начале ноября 1835 года началась работа Гоголя над “ Ревизором “. Уже в начале 1836 года она была поставлена на сцену. Принималась комедия очень хорошо.

В начале 1837 года Н.В. написал отрывок “ Рим “.

В мире Гоголя этот Рим занимал огромное место. Едва оправившись от придавившего его известия о гибели Пушкина, Гоголь писал В.А. Жуковскому: ” Я родился здесь, Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент,

кафедра, театр – всё это мне снилось . ”

Гоголь показывает блестящий, бурлящий город глазами молодого очарованного итальянца, и авторское отношение к Парижу выдаёт лишь стиль, лишь риторика.

Если оценивать произведения ясностью и глубиной восприятия, можно заметить, что с 1836 года наблюдается спад в творческой деятельности.

“Мёртвые души “ , как известно, начаты были в 1835 году . В 1836-1841 годах Гоголь писал и перерабатывал первый том. Гоголь уже не заботился о верности и точности внешней обстановки действия, не постарался узнать о том, что ему неизвестно. Так, ещё Арнольди удивлялся, что Гоголь описал совершенно невозможное в действительности поведение Ноздрева на балу у губернатора. (Посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих).Гоголь не знал, что в то время уже не было капитан-исправников, описал купчую сделку в палате так, как она не могла произойти .

Он уже не замечал бьющих в глаза противоречий. В шестой главе по описанию сада Плюшкина очевидно, что действие происходит летом; о жёлтых

листьях не упоминается; по дороге к Коробочке Чичикова застаёт гроза, что

также указывает на то что действие происходит летом ; в городе Чичиков выходит на улицу, “ таща на плечах медведи, крытые коричневым сукном”, и ” столкнулся тоже с господином в медведях, крытых коричневым сукном “; и в тёплом картузе с ушами. Господин вскрикнул – это был Манилов”.

Нельзя отрицать, что Гоголь забывал, что написано в предыдущей главе. Он даже не перечитывал всего произведения, ввиду своего состояния.

Гоголь описал совершенно невозможное в действительности поведение Ноздрева на балу у губернатора. ( Посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих).

Николай Васильевич неоднократно переделывал и дополнял “Мёртвые души “. Если сравнить первую редакцию “ Тараса Бульбы “ со второй, то можно заметить, что с годами у Гоголя терялась уверенность, утрачивалась непосредственность, слабел художественный вкус, художественное творчество заменялось риторикой.

Первое большое изменение состоит в том, что Гоголь вставил сцену смены кошевого; в первой редакции старый кошевой успокаивает недовольных во главе с Тарасом Бульбой; как в первой, так и во второй редакции идут в поход вследствие жалоб беглецов из Малороссии на поляков . Сцена смены старого кошевого и избрание нового очень коротка; так как мы не знаем, как избирались кошевые, то проверить её мы не можем, но она кажется невероятной и не внушает уважения к запорожцам: воины, так легко сменяющие предводителя и так быстро избирающие нового, малоопасны.

Второе дополнение, и весьма важное, состоит в том, что Гоголь подробнее описал уход Андрия из лагеря, встречу и разговоры с полькой. В 1835 году Гоголь чувствовал невероятность и натянутость этого эпизода и с гениальной чуткостью, кратко и неопределённо, его описал. Не так он отнёсся к этому эпизоду 5-7 лет спустя. Во-первых, он подробно описал, как Андрий с татаркой пробирались подземным ходом; Андрий и татарка в город входят через костел. Церковь, молящиеся, начинающееся утро всё это изображено великолепно, но кто бывал и в Италии, и в костелах наших западных городов, тот ни на минуту не усомнится, читая эту поэтическую страницу, что Гоголь в Дубно перенёс итальянский храм.

Ещё более дополнил Гоголь сцену встречи Андрия с полькой; тут опять воспринятое в Италии перенесено в Дубно (малиновый занавес, позолоченный карниз и живопись на стене ). Вместо нескольких строк в последующей редакции Гоголь посвящает 6 страниц встрече Андрия с полькой. Тут такая напряжённость, такая неестественность. В первой редакции Андрий говорит

только: ” Что бы тогда за любовь моя была, когда бы я бросил для тебя только

то, что легко бросить. Нет, моя панна, нет, моя прекрасная. Я не так люблю:

отца, брата, мать, отчизну, всё, что ни на есть на земле,- всё отдаю за тебя, всё

прощай! Я теперь ваш! Я твой! Чего ещё хочешь”. Это маловероятно, но всё же возможно; в новой редакции Андрий говорит много, очень красноречиво и даже такие вещи высказывает: “ Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну эту в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков её вырвет оттуда! И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!”. И Андрий и полька говорят много, говорят в страшно приподнятом тоне; вся сцена кажется до бесконечности неестественной и даже несимпатичной; и она, он изменяют религии, родине, совершенно непонятно почему: ведь они виделись раз в жизни и потому о серьёзной любви не может быть и речи.

В-третьих, изменено описание убийства Андрия Тарасом. В первой редакции всё поражает гениальной простотой и жизненностью. Янкель, между прочим, сообщает Тарасу, что в Дубно видел Андрия, предавшего полякам. “ Ярость, ярость железная, могучая, ярость тигра вспыхнула на его лице “; начинается битва, среди одного отряда Тарас увидел Андрия и “ как бешеный бросился на этот отряд. Андрий узнал его издали, и видно было издали, как он весь затрепетал. Он как подлый трус спрятался за ряды своих солдат… Спасите, кричал он отчаянно, простирая руки… Андрий сделал усилие бежать, но поздно: ужасный отец был пред ним”. Гоголь великолепно описал эту сцену, поняв, до чего в аффекте гнева может дойти могучий Тарас, и что изменники – по натуре “подлые трусы”. Читая эту чудную сцену, проникаешься симпатией к Тарасу и презрением к сладострастнику Андрию.

Совершенно иначе дело изображено в исправленной редакции: Янкель, после длинных сообщений об измене Андрия, передаёт Тарасу слова Андрия:“ Янкель, скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец-теперь не отец мне, брат – не брат, а товарищ – не товарищ и что я с ними буду биться со всеми, со всеми буду биться!”. Тарас, сдержанно

слушавший болтовню Янкеля, наконец “ выхватил саблю “, но Янкель убежал.

Андрий не был рафинированный мерзавец и потому не мог через посредство презренного для него Янкеля оскорблять отца и казаков; не мог он дать такого поручения Янкелю, для того чтобы заслужить доверие поляков: клятва, данная презренному и для Андрия, и для поляков жиду, не имела никакого значения. Узнав об измене сына, Тарас долго таил в себе свой гнев. Андрия он увидал, лишь когда остался главным в осаждающем Дубно войске. “ Отворились

ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков… впереди

других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее… Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий… Он ( Андрий ) чистил перед собой дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево “. Тарас приказывает заманить Андрия, “чья-то сильная рука ухватила за повод коня. Оглянулся Андрий: перед ним Тарас!”. Из второй части Гоголь выбросил исполненные величайшего трагизма слова: “… и не проси у Господа Бога отпущения, за такое дело не прощают на том свете “. В первой редакции, “ в ярости “ Тарас, отомстив изменнику, хоронит труп сына. Во-второй – обдуманно убивший сына Тарас, только что убивший сына, на предложение Остапа похоронить брата отвечает: “ Погребут его и без нас! Будут у него плакальщики и утешницы”. В первой редакции полный “свирепства” и “ярости” Тарас говорит Андрию слова, вполне оправдывающие отца: “ Ты думал, что я отдам кому-нибудь дитя своё? Нет! “. Во-второй – о только что убитом сыне Тарас говорит:” Пропал! Пропал бесславно, как подлая собака! “.

Наконец, во второй редакции, пока Тарас убивает сына, разговаривает с Остапом, их окружают поляки, Остапа берут в плен, а Тараса тяжело ранят; непонятно откуда взявшийся Товкач увозит тяжело раненого Тараса с поля битвы, проигранной казаками. Окончание сцены даже мелодраматично: убив сына, Тарас теряет сейчас же другого; если бы он не тратил времени на убийство сына и на разговор с Остапом, их бы не окружили поляки. Если мы примем во внимание, что во второй редакции Тарас был главным начальником,

что он бросает войско только для того, чтобы утолить свою злобу убийством Андрия, что в то время, пока он убивал Андрия, войско было наголову разбито.

Также при переработке Гоголь ввёл несколько поэтических сравнений: так

Андрий во главе польских гусар “ понёсся, как молодой борзой пёс“. Эти сами о себе прекрасные поэтические сравнения только отвлекают внимание от ужасного столкновения между великим отцом и жалким сыном. Даже в лучшую эпоху своей жизни он набрасывал только начала никогда затем не законченных и закончил лишь одну большую поэму “ Тарас Бульба “ и две комедии “ Игроки “ – это лишь сцены. Все остальные законченные произведения – это небольшие по размерам рассказы.

В сборнике “ Миргород “ было напечатано самое невероятное и

мистическое из всех гоголевских произведений – повесть “ Вий “. Сам писатель утверждал, что “Вий “ является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нём ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдалённо напоминали сюжет “ Вия “. Всё это даёт повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.

В первой главе настоящей работы мы говорили о детском страхе – кошка, напугавшая Гоголя. Кошка, напугавшая в детстве Гоголя, встретится потом в “ Майской ночи “, в её образе мачеха будет подкрадываться к падчерице с горящей шерстью, с железными когтями, стучащими по полу. Встретиться она и в “ Старосветских помещиках “, серая, худая, одичалая она насмерть напугает Пульхерию Ивановну. Это воспоминание прекрасно передаёт детские страхи Гоголя.

Пыпин говорит: “ Привязанность Николая Васильевича к своей родине была очень сильна, но сатирическое отношение к русской жизни, без сомнения, объясняется не племенными его свойствами, а всем характером его развития “.

“ Мёртвые души “ можно делить на две части. Первые шесть глав – это не только сатира, но поразительно художественное воспроизведение живых лиц.

Последние главы – это уже настоящая, конечно, великая сатира. Первые шести

глав выше последних, так как поразительная жизненность, недостижимая ясность обрисовки персонажей первых шести глав уже не встречаются во второй части. Во второй части нарисована среда, жизнь, отношение людей, но только с одной стороны. великие свои произведения. Художественное творчество было настолько чуждо, посторонне всей остальной духовной жизни великого поэта, что Гоголь совершенно не симпатизировал тем великим идеям, которые выражены в его художественных произведениях.

Гоголь снисходительно относился к своим “ детски напыщенным и утомительно пустым статьям “ (“ Арабески “), но не ценил действительно

Заключение.

В данной работе решены все поставленные задачи, в результате чего:

Изучена биография Н.В.Гоголя.

Рассмотрено творчество Николая Васильевича.

Исследована связь между личностными особенностями и спецификой творчества.

Настоящая работа показывает, что каждый человек уникален, имеет свои особенности, заметив их, можно найти индивидуальный подход, раскрыть и развивать способности. Ведь это замечательно, когда вносят свой вклад в искусство, появляются новые произведения-шедевры, которые не раз заставят нас получить удовольствие от их восприятия.

Список используемой литературы.

1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Правда, 1966; Том 3.- 2390 с.

2. Арнольди Л.И. Мое знакомство с Гоголем. “Гоголь в воспоминаниях современников”.-М.: Без м. изд., 1952. - с. 479.

3. Вересаев В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников/ Вступ. ст. И.П. Золотусского; подгот. текста и примеч. Э.Л. Безносова. – М.: Моск. рабочий, 1990.

4. Воронский А.К. - Гоголь. – М.: Молодая гвардия, 2011 г. - с.448.

5. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб, 2000.

6. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки/ сост. Н.В.Гоголь.- С-П.: " Азбука-классика ", 2010.-320 стр.

7. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. — М.: из-во " Эксмо ", 2006-179 стр.

8. Гоголь Н.В. Собрание сочинений Н.В. Гоголя в девяти томах. - М.: из-во " Русская книга ", 1994 г.

9. Гоголь Н.В. Тарас Бульба/сост. Н.В.Гоголь.- С-П.: " Азбука-классика ", 2010.-320 стр.

10. Гоголь Н.В. Загадка третьего тысячелетия: Первые гоголевские чтения: Сб. докл. / Правительство Москвы. Ком. по культуре Москвы. Гор. б-ка №2 им.

Н.В. Гоголя; Под общ. ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2002.

11. Золотусский И.П. Гоголь. – 5-е изд. – М.: Мол. гвардия, 2005.-246 стр.

12. Хлодовский Р. Рим в мире Гоголя. - В.: Иностранная литература, 1984, с. 203 – 210.

13. Чиж В.Ф. Болезнь Н.В.Гоголя: Записки психиатра/ сост. Н. Унанянц.- М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2009.-512 с.

14. Шенрок. Материалы для биография Гоголя. 1897 г.

15. Шувалов А.Н. Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий/ Авт.- сост. А.В. Шувалов.- М.: ООО " Издательство АСТ "; 2001-1212 с.

16. Фомичева Дарья. Хронология возникновения произведений. – М.: [электронный ресурс] URL: http://www.nvgogol-shkola-26.narod.ru/products.htm

Просмотров работы: 183