Введение
Творчество Сергея Александровича Есенина многогранно и неисчерпаемо. Его произведения известны всем ценителям русской культуры, литературы, художественного слова. Каждое его произведение полно глубокого смысла, наполнено образами – символами, учит нас видеть прекрасное в окружающем мире, формирует положительные нравственные качества у читателей.
В начале ХХ века символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве, литературе. Сергей Александрович живо интересовался народно – мифологическими верованиями (сказаниями о чудодейственных деревьях, кустарниках, полевых растениях). Нам показалось интересным исследовать, какое значение имеют образы деревьев и кустарников (дендронимы) на страницах произведений Сергея Александровича Есенина.
Мы познакомились с монографиями известных учёных – лингвофольклористов, таких как А.Т. Хроленко, С.Е. Никитина, И.С. Климас, Л.И. Ларина, прочитали и проанализировали 98 стихотворений Сергея Александровича Есенина, на страницах которых имеется упоминание о деревьях.
Объект нашего исследования – художественные произведения Сергея Александровича Есенина. Предметом исследования стали образы деревьев и кустарников (дендронимы) в стихотворениях любящего свой родной край поэта. Цель работы: установить, какое значение имеют образы деревьев на страницах произведений С. А. Есенина.
Для достижения этой цели нами выполнены следующие задачи: знакомство с литературоведческими трудами учёных – лингвофольклористов; анализ художественных произведений С. А. Есенина; обобщение и систематизация проведённого литературоведческого анализа отобранных произведений. Данная работа является теоретическим исследованием, которое направлено на формирование и развитие коммуникативной, информационной и общекультурной компетентностей исследователя. Избранные методы – анализ художественных текстов, их сопоставление и анализ. Данная работа будет интересна тем, кто любит культуру, историю и литературу своей Родины, почитает традиции предков, ценит творчество С. А. Есенина.
Глава 1. Дендронимы на страницах произведений
Сергея Александровича Есенина
Сергей Александрович Есенин – один из самых проникновенных и самобытных поэтов ХХ века. Богатство его лирики помогает нам, читателям, почувствовать красоту и силу родной природы.
Сергей Александрович сам ощущает себя частью природы и пишет об этом на страницах стихотворения «Ветры, ветры, о снежные ветры»:
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи1.
Природа поэтического произведения, насыщенного фольклорными образами, подчинена описанию эмоционально - чувственного мира человека. Так, зная лексическое богатство и своеобразие русских волшебных сказок, семантическое богатство русских народных песен, примет и загадок, Сергей Александрович Есенин создает произведения, в которых объекты мира природы живут, дышат, расцветают, преображаются.
В 1919 году поэт написал следующие строки:
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной2.
Поэт неразрывно связан с окружающим миром, он его проводник и глашатай.
Богатство его словесной живописи помогает это почувствовать, восхититься его талантом. Как отмечает В. В. Колесов, российский лингвист – русист, важность состоит в «изучение языка как части духовной культуры человека».
Не случайно объектом литературоведческого исследования являются дендрологические наименования, в числе которых мы подразделяем следующие подгруппы: наименования деревьев (дерево (общее понятие), береза, дуб, сосна, яблоня и т.д.); наименования кустарников (куст (общее понятие), черемуха, ива и т.д.)
Наши предки верили, что растения, деревья и кустарники составляют мир живой, наполненной звуками и эмоциями, единой картиной мироздания. Мотивация употребления дендронимов зачастую обусловлена распространенностью этих растительных организмов в природе того края, где живет их «певец». Это отражение их семантической значимости в произведениях народного творчества, которые служат средством для передачи эмоций и чувств русского человека.
«Ивы – кроткие монашки»
В стихотворении, датированном 1914 годом, под заголовком «Край любимый, сердцу снятся…» мы встречаем следующие строки:
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки,
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки3.
Общеизвестно, что ива – это кустарник с очень гибкими ветвями и узкими листьями. В русском языке это растение имеет и другие названия: ветла, лоза, лозина, верба, тальник, ракита. Очень часто встречаем в художественных произведениях словосочетание «плакучая ива», так как она растет у рек и озер, опустив свои ветви в воду. Христианское понимание значения ивы носит символический характер. Она отождествлялась с выбором целомудрия «христовыми невестами» (монашками). Этот кустарник растет, несмотря на то, что его ветви часто спиливают или ломают. Оно служит символом вечного возрождения.
Ветла (ива) упоминается и в стихотворении «Даль подернулась туманом…» (1916 г.):
Под окном из скользких ветел
Перепельи звона ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешним светом4.
На Руси считалось, что ива – обереговое дерево. Оно сможет защитить от недоброжелателей, поэтому в некоторых селениях его сажали недалеко от дома, ее прутьями «стегали деток», чтобы те меньше болели. Из ивовых веток плели корзины. Считали, что в лесу сумеют собрать в них много разных грибов и ягод, не заблудятся в лесной чаще.
Вот еще один пример частотности употребления дендронима «ива (верба)» в подтверждение наших размышлений:
Седые вербы у плетня
Нежнее голову наклонят5.
Стихотворение «Устал я жить в родном краю» рисует образ родины – страдалицы, родины – матушки. Здесь вербы седы, так как много повидали на своем веку, многое пережили, как и русские люди.
В строках стихотворения «Песни, песни, о чем вы кричите…» вновь упоминается ива:
Я хочу быть тихим и строгим.
Я молчанью у звезды учусь.
Хорошо ивняком у дороги
Сторожить задремавшую Русь6.
На Руси многие праздничное богослужение, посвященное входу Иисуса Христа в Иерусалим, не обходится без освящения веток вербы. Они заменяют пальмовые листья за неимением таковых. Наши предки считали, что верба (ива) защищает от нечистой силы, излечивает многие болезни, способствует получению богатого урожая. Также считалось, что ива может прекратить даже пожар или бурю, если в землю воткнуть крестик, сделанный из вербовых веточек.
Схожий образ мы встречаем в стихотворении «Небо ли такое белое…»:
Все равно под стоптанной палубой
Видишь ты погорбившийся скит.
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит7.
Таким образом, лингвокультурологический аспект данного исследования позволяет сделать вывод о том, что верба наделена следующими метафорическими значениями: «исцеление», «жизненная сила», «плодородие», а в некоторых случаях имеет ассоциативный ряд: «печальная девушка», «монашка».
«О тонкая березка»
Сергей Александрович Есенин умел тонко подмечать красоту окружающего мира. В ранних стихотворениях талантливого русского поэта мы встречаем следующие строки:
На бугре береза – свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра.
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою красу8.
Береза, имея белый ствол, навеяла ассоциацию со свечой – символом света и божественного благословения. Подтверждением служат строки из стихотворения Сергея Александровича «Темна ноченька, не спится …»
Береза – один из самых распространенных символических образов дерева в произведениях Сергея Александровича Есенина:
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд.
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?9
Стихотворение «Зеленая прическа» проникнуто лиризмом и чувственностью. В нем отражается культовое представление о березе в народной культуре славян. Береза имеет спектр следующих значений: «девичество», «красота», «молодость», «жизненная сила». Здесь легко считывается прямая ассоциация «береза» - «возлюбленная».
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах10.
И вновь встречаем параллель: «береза» - «желанная», «невеста».
В строках стихотворения «Чую Радуницу Божью … » (1915 г.) поэт превозносит красоту окружающего мира:
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Иисус11.
В стихотворении «С добрым утром!» березки олицетворяют хрупкость и красоту русской природы, ее неповторимость:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы12.
В стихотворении «Без шапки, с лыковой котомкой …» (1916 г.) береза – часть хорошо узнаваемого пейзажа Руси:
По лопуху промяты стежки,
Вдали озерный купорос,
Цепляюсь в клейкие сережки
Обвисших до земли берез13.
Вот еще один пример березы – символа обновления природы в стихотворении «Прячет месяц за овинами…» (1916 г.):
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого…
…Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила14.
Самым ярким образом является белая береза в стихотворении 1913 года с одноименным названием:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой15.
Цветовые характеристики сопровождаются осязательными впечатлениями, оттого лирическое произведение близко сердцу читателей.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что фольклорная языковая картина мира помогает глубже понять образно - метафорическое восприятие окружающей действительности человеком, живущим по законам природы, отражает его восхищение от радости бытия.
«Черемуха душистая»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И кудри золотистые
Что кудри, завила16.
Эти строки известны любителям поэзии замечательного русского поэта. Образ черемухи – спутницы весны получился ярким, насыщенным ароматом прохлады и обновления. Черемуха, как и береза, создает метафорический образ непорочности, чистоты и нежности. Ее аромат пленяет, кружит голову. По древним поверьям славян черемуха олицетворяет молодость и девичью красу. Она считается покровительницей влюбленных. Цветущая черемуха разделяет два периода весны: раннюю и позднюю. Считалось, что там, где растет черемуха, всегда воздух чистый и лечебный. Наши предки полагали, что стоит постоять у цветущей черемухи, тогда болезнь ослабнет или уйдет совсем.
Безусловно, весна – пора любви, пора надежд и мечтаний.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит17.
Основная мотивация использования тех или иных дендронимов чаще всего бывает обусловлена распространенностью этих деревьев и кустарников в природе всеми любимого родного края.
Синий май. Заревая теплынь
Не прозвякнет тепло у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке18.
В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Синий май. Заревая теплынь…» 1925 года черемуха сравнивается с юной барышней, одетой в белый наряд. Она также легка, непорочна и прекрасна. Ее аромат навевает мечты о прекрасной жизни, о том, что ждет впереди. А будущее прельщает своей непредсказуемостью.
«Яблонь весенняя вьюга»
Мы встречаем в лирических произведениях Сергея Александровича Есенина упоминание о яблоне (яблоньке):
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу – яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха19.
Стихотворение «Хорошо под осеннюю свежесть…» рисует узнаваемый пейзаж родного края. В произведении мы встречаем метафору сравнения: душа словно деревце, с которого стряхивают созревшие плоды. Такой прием позволяет одухотворять, очеловечивать предметы окружающего мира, а также различные действия и процессы.
Яблоня – не только символ познания окружающего мира, это еще и символ совершенства, так как оно имеет округлую форму и распространяет вокруг себя чудесный аромат.
В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» читаем следующие строки:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил.
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил20.
В этих строках мы видим ассоциативный ряд «метель» (непогода) сравни времени, когда отцветает яблоня, роняя свои белоснежные лепестки на землю.
Печальными раздумьями веет от строк стихотворения «Заря окликает другую» (1925 г.):
… Довольно скорбеть! Довольно!
И время тебе подсмотреть,
Что яблоне тоже больно
Терять своих листьев медь.
Ведь радость бывает редко,
Как вешняя звень поутру,
И мне – чем сгнивать на ветках –
Уж лучше сгореть на ветру21.
В стихотворении Сергея Александровича Есенина отражено состояние человека, утратившего романтическое настроение юности, это восприятие мужчины, испытавшего немало трудностей на своем жизненном пути.
«Костер рябины красной»
Русское название рябины произошло от древнеславянского «рябь» - рябой, то есть «в крапинку» или «в веснушках». Как считали наши предки, листья рябины по своей форме напоминали христианский крест, поэтому этот кустарник выполнял обереговую функцию. Его высаживали недалеко от дома, а точнее в палисаднике. Считалось, что рябина защищает жилище и от пожаров.
В произведениях устного народного творчества и береза, и рябина – поэтические символы России. Красные гроздья защищали влюбленных, хранили их тайну, девушки на выданье украшали ими свои венки.
В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» 1916 года Сергей Александрович одухотворяет деревенский пейзаж. И дорога, и кусты рябины, и даже изба живут своей жизнью. Они словно задремали, задумались, приумолкли.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба – старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины22.
В стихотворении «Отговорила роща золотая» (1924г.) мы вновь встречаем деревенский пейзаж. Он перекликается с печальными размышлениями лирического героя.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова23.
Красота и прелесть осенней природы перекликается с философскими размышлениями лирического героя.
В стихотворении «Я красивых таких не видел» (1925 г.) мы встречаем следующие строки:
Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?24
И вновь мы видим рябину – оберег родного дома. Ее кроваво-красные кисти напоминают всполохи костра. Пока ягоды красны, никакие недруги не страшны семейному очагу.
«Клён ты мой опавший»
Клен в славянской мифологии олицетворял мужское начало. Это дерево поражает своей мощью и несгибаемостью. Считались, что если его обнимет человек, которого оболгали или незаслуженно обидели, то оно зацветет. Наши предки верили, что клен – дерево священное.
В декабре 1924 года Сергей Александрович написал проникновенное стихотворение «Весна». Мы встречаем следующие строки:
Привет тебе,
Мой бедный клен!
Прости, что я тебя обидел.
Твоя одежда в рваном виде,
Но будешь
Новой наделен25.
Клен становится проводником нелегких размышлений лирического героя. Он – собеседник, соратник.
В стихотворении «Буря» (1921г.) клен – часть природы, испытывающей на себе воздействие природного явления. Дерево, словно живое существо, трепещет в ожидании бури.
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль26.
Клен стал центральным образом в стихотворении 1910 года «Там, где капустные грядки…»:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет27.
В этих поэтических строках мы вновь встречаем восприятие окружающего мира в соответствии с поверьями древних славян, которые считали, что все, что нас окружает, имеет душу, живет, волнуется.
Ценителями творческого наследия Сергея Александровича хорошо известно стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый»:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что, стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
Лирический герой произведения отождествляет себя с прекрасным деревом. Он делится самым сокровенным: своими душевными тревогами.
… Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а совсем зеленым28.
Лирический герой ощущает себя очень одиноким, он может довериться только вербе и сосне, они не предадут и не обманут.
Таким образом, клен – один из самых ярких символических образов (дендронимов) в поэтических произведениях Сергея Александровича Есенина.
Заключение
Итак, нами установлено, что в народной культуре наших далеких предков, древних славян, дерево - объект поклонения. Ещё в древнерусских памятниках XXI – XXVII в.в. сообщается о поклонении «рощениям» и «древесам».
Для мифопоэтического сознания славян было характерно поклонение дереву как священному месту, где совершались обряды. Дубы, клены и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой-нибудь вред. Hарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.
Такие деревья и кустарники, как ива, рябина и черемуха считались покровителями окрестностей - сёл, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.
В славянской мифологии и фольклоре известен образ некоего «дерева», являющего собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами: подземным, земным и верхним - небесным и соединяет их.
Сергей Александрович Есенин всегда живо интересовался фольклором русского народа, его преданиями и сказаниями. Он сам был частью этой культуры. Обращение поэта к славянской мифологии, к фольклору было явлением достаточным частым, нам важно подчеркнуть стремление к национальному видению через мифопоэтическую образность, которая является «самовыражением народа и формой национального самосознания».
В ХХ веке символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Эту символику использовал и Сергей Александрович в своих произведениях.
Между тем, выделено несколько культурных традиций, формирующих смысловую глубину поэтического слова: библейская и народно - мифологическая.
Нами установлено, что наиболее частыми дендронимами, упоминаемыми в стихотворениях Сергей Александровича, стали ива (верба, ветла), береза, черемуха, яблоня, рябина и клен. Именно они создают узнаваемые образы родной природы, способствуют созданию незабываемых словесных картин. Цель и задачи литературоведческого исследования выполнены полностью.
Использование образов клена и березы, как символов, связанных с национальной, народной культурой, было одним из частных открытий Есенина - поэта. В его произведениях нет ничего случайного. Все его стихотворения полны глубокого смысла. Наше исследование тому подтверждение.
Библиографический список
Афанасьев А. Н. Древо жизни. Москва: Современник, 1982г.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Ленинград: Советский писатель,1974г.
Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 т. Москва, Советская Россия, 1991г.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Ленинград, 1996г.
1Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 26
2Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 19
3Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 23
4Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 29
5Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 31
6Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 38
7Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 43
8Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 51
9Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 73
10Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 78
11Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 84
12Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 92
13Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 64
14Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 59
15Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 61
16Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 64
17Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 64
18Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 93
19Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 113
20Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 119
21Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 136
22Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 49
23Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 139
24Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 156
25Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 162
26Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр.78
27Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 16
28Собрание сочинений. С.А.Есенин. Т.1 стр. 136