Введение
Язык имеет огромное значение для каждого человека, этноса, культуры, государства, и это значение трудно переоценить. Лингвисты и философы традиционно выделяют две основных функции языка, обусловливающих его незаменимость: коммуникативную, позволяющую индивидам общаться и взаимодействовать друг с другом (человечество немыслимо представить в качестве изолированных друг от друга его представителей), и репрезентативную, отвечающую за отражение реальности в нашем сознании посредством категоризации событий и явлений языковыми средствами, познание мира, самих себя и соотнесения этих знаний с общечеловеческой картиной мира.
Язык имеет несомненную и очень тесную связь с идентичностью, вернее с множественными идентичностями – личностными, групповыми и социальными, определяющими место индивида в социальной структуре, его восприятие самого себя и других людей, а также восприятие данного индивида другими людьми, их отношение и поведение.
Так, язык выступает одним из наиболее часто выделяемых исследователями компонентов и факторов формирования и развития этнической идентичности, поскольку большинство людей начинаю идентифицировать себя с какой-либо национальностью в ходе практик первичной социализации, главную роль в которых играет язык семьи и ближайшего окружения.
Язык придает значение этнической группе благодаря выстраиванию невидимых мостов между прошлым и будущим посредством письменности и устной речи, литературных форм, музыки, истории, традиций и обычаев.
Объект исследования – этническая идентичность
Предмет исследования – русский язык в формировании этнической идентичности подростков
Цель данного исследования: выявить роль языка в формировании этнической идентичности в подростковом возрасте
Задачи исследования:
Проанализировать библиографические источники по роли русского языка в жизни российского школьника.
Выявить особенности этнической идентичности школьников с разным уровнем образования.
Проанализировать роль русского языка в формировании этнической идентичности.
Выявить социокультурные факторы в формировании этнической идентичности.
Гипотеза основана на предположении о том, что особенности этнической идентичности подростков обусловлены использованием разнообразных социальных и культурных практик совершенствования владением русским языком подростками
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:библиографический поиск (на основе этого метода собирался теоретический материал по роли русского языка в жизни российского школьника, языковой компетентности подростков); социологический опрос подростков с использованием анкеты, состоящей из блоков, направленных на выявление этнической идентичности подростков, включая оценку роли русского языка; методы математико-статистической обработки информации, позволяющие провести сравнительный анализ особенностей этнической идентичности и социальных и культурных практик в области изучения русского языка школьников с разным уровнем образования.
Выборочная совокупность эмпирического исследования: учащиеся 6, 7, 10, 11 классов школ г. Барнаула (n = 300 чел.). Основными критериями включения в выборку послужили: возрастные особенности молодых людей.
Новизна исследования: в научный оборотвпервые введены данные, касающиеся вопросов формирования этнической идентичности подростков; выявлены новые аспекты влияния социальных и культурных практик владения русским языком подростков с разным уровнем образования на становление этнической идентичности; рассмотрены вопросы взаимообусловленности культурных и социальных практик и уровня владения русским языком школьников с разным уровнем образования; определены факторы, влияющие на формирование этнической идентичности подростков.
Основная часть
Глава 1. Язык и этническая идентичность: теоретический анализ
1.1. Роль языка в формировании этнической идентичности
Язык имеет огромное значение для каждого человека, этноса, культуры, государства, и это значение трудно переоценить. Лингвисты и философы традиционно выделяют две основных функции языка, обусловливающих его незаменимость: коммуникативную, позволяющую индивидам общаться и взаимодействовать друг с другом (человечество немыслимо представить в качестве изолированных друг от друга его представителей), и репрезентативную, отвечающую за отражение реальности в нашем сознании посредством категоризации событий и явлений языковыми средствами, познание мира, самих себя и соотнесения этих знаний с общечеловеческой картиной мира (Joseph, 2004: 15).
Язык имеет несомненную и очень тесную связь с идентичностью, вернее с множественными идентичностями – личностными, групповыми и социальными, определяющими место индивида в социальной структуре, его восприятие самого себя и других людей, а также восприятие данного индивида другими людьми, их отношение и поведение. Для описания репертуара групповых идентичностей и иерархических взаимосвязей между ними в рамках теории социальных представлений С. Московичи ввел в научный дискурс понятие «матрицы идентичностей», представляющего сознание человека в виде многочисленных разделов (идентификационная матрица), распределяющих поступающую информацию извне по определенным социально значимым смысловым категориям (групповым идентичностям) (Московичи С., 1998). Распределение информации в матрице происходит под влиянием доминирующей в данный момент идентичности, определяющей ход мысли и восприятия. Другим важным аспектом теоретизирования в духе матрицы идентичностей является признание множественной идентичности как признака широты круга социальных принадлежностей индивида, разнообразия структуры его жизнедеятельности. Идентификационная матрица социальна по своей природе, ее конфигурация и содержание зависят от особенностей социума (Муха, Мельситов, 2014). Основываясь на идеях С. Московичи, групповые идентичности индивида можно разделить на три категории: объективные природные идентичности – человек, пол, возраст; объективные социальные идентичности – национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия; субъективные идентичности – ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр. (Овчарова, 2013).
Несмотря на очевидную взаимосвязь и взаимообусловленность языка и идентичности, в том случае, когда речь идет таких ее разновидностях как этническая, гражданская и национальная (а также их вариантах – государственно-гражданской, гражданско-национальной и др., выделяемых отечественными и зарубежными исследователями; рефлексия относительно которых и подробный теоретический анализ выходит за рамки данного исследования) природа этой взаимосвязи не так очевидна и гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
Так, язык выступает одним из наиболее часто выделяемых исследователями компонентов и факторов формирования и развития этнической идентичности (Gudykunst and Ting-Toomey, 1990; Miller and Hoogstra, 1992, Phinney, 2001, Hocevar, De Zolt, 2007), поскольку большинство людей начинаю идентифицировать себя с какой-либо национальностью в ходе практик первичной социализации, главную роль в которых играет язык семьи и ближайшего окружения (Hirshfeld, 2008).
1.2. Теоретические подходы к исследованию языка и этничности
Социально-психологический подход к языку и этничности предполагает рассмотрение вопросов, связанных с сохранением или напротив утратой языка, условий, стимулирующих индивида поддерживать и менять языковые практики, оставаться верным только одному языку или приобретать дополнительные языковые компетенции, а также роли индивидуальных групповых и социетальных факторов в этих процессах. Иными словами, социальная психология изучает то, каким образом идентичность формируется, репрезентируется и поддерживается, в том числе посредством изучения установок в отношении этнического языка, изучения второго и последующих языков или свертывания языков (Liebkind, 1996).
Изучая этническую идентичность, исследователями обычно выделяются три уровня анализа: индивидуальный, групповой и социетальный. Первый уровень включает анализ интраиндивидуальных процессов и личностных характеристик, связанных с идентичностью, в частности знаний, чувств и отношений, таких как гордость и стыд по отношению к своей этнической группе. Анализ идентичности на групповом уровне предполагает изучение динамики взаимодействия представителей этнических групп в различных ситуациях, способствующих актуализации и поддержанию позитивной идентичности, а также процессы, связанные с определением и выбором (negotiation) между различными видами множественных идентичностей, влияющих на процессы социального познания, установки и поведение в процессе межличностной и межкультурной коммуникации (Ting-Toomey, 2015; Тимощук, 2015).
На социетальном уровне анализа этническая идентичность исследуется во взаимосвязи с законодательством и доминирующими дискурсами относительно этнических групп, этническими различиями в обладании социальными статусами, властью и престижем. Все три уровня тесно связаны между собой: институционализированные практики и стереотипы, применяемые по отношению к этническим и языковым группам, будут определять самоопределение индивидов, их самопозиционирование в обществе, и, напротив, индивидуальные и групповые действия, направленные на позитивное утверждение идентичности (identity policy) способны изменить существующий общественный порядок и нормативные рамки, определяющие межэтнические взаимодействия в обществе.
Одним из важнейших факторов, относящихся к этому уровню, является политика государства, направленная на формирование у всех граждан интегрирующей и консолидирующей национальной идентичности. Подобно тому как язык выступает значимым коррелятом этнической идентичности, его роль не менее значима и для формирования гражданской и шире национальной солидарности, что неоднократно подчеркивалось в социологических и политологических исследованиях (Kymlicka, 1995; Watson, 2000; Piller, 2001). Национальная идентичность, понимаемая в данном случае в политическом смысле как надгрупповая идентичность, объединяющая всех граждан одного государства, является одним из важнейших составляющих современных социальных идентичностей, поскольку во всех государствах со сложным этнокультурным и конфессиональным составом населения, культура и язык большинства почти всегда выступают интегратором сообщества.
Как и большинство национальных проектов современных государств российский проект нациестроительства зиждется на представлениях о единой территории, историческом прошлом, фундаменте ценностей и интересов, гражданстве, объединяющих полиэтническое и поликультурное российское общество, в которых в качестве интегрирующей основы выступает русский язык и русская культура. Одновременно с этим, в этот проект оказываются вплетены положения идеологий мультикультурализма, основывающегося на парадигме плюралистичности, поддержки множественности этнических культур и языкового разнообразия.
Глава 2. Результаты изучения роли русского языка и культуры в формировании этнической идентичности подростков
2.1. Специфика этнической идентичности школьников
Исследование было направлено на анализ процессов этнической и гражданской идентификации подростков, проживающих в приграничном регионе России, их взаимосвязь и взаимообусловленность с языковыми практиками, в том числе связанными с использованием русского языка как доминирующего языка, репрезентирующего российское государство и российскую нацию, что было сделано нами в ходе социологического исследования.
Анализ данных о разделяемой подростками этнической идентичности показал, что основную часть выборочной совокупности составили русские (97%).
На следующем этапе исследовались основания, используемые школьниками для этнической идентификации.
Так, согласно данным по выборке подростков, главным индикатором национальной идентичности является язык (85,8%), далее следуют территория, являющаяся родиной этнической группы (80,0%), этническая идентификация родителей (60,8%), культура (53,3%), этническая самоидентификация (48,3%), традиции (35,8%), употребляю национальную пищу (32,5%), обладаю чертами характера, менталитета своего народа (30,0%), исповедую соответствующую религию (24,2%), ношу национальную одежду (7,5%) (рисунок 1).
Таким образом, согласно полученным данным, главными индикаторами этнической идентичности являются примордиальные характеристики этничности – язык (85,8%) и происхождение (этническая идентификация родителей) (60,8%), в то время как культурные и субъективные предпочтения находится в иерархии компонентов этнической идентичности на втором и третьих местах: вариант ответа «культура» был выбран 53,3% опрошенных, осознание себя представителем своего народа – 48,3%. Следующие позиции заняли (в порядке убывания): владение чертами характера и менталитета своего народа (30,0%), традиции, обычаи своего народа (35,8%), религия как компонент этнического сознания (24,2%), употребление национальной пищи (32,5%), ношение национальной одежды (7,5%) (рисунок 1).
Таким образом, ведущую роль в формировании этнической идентичности, по мнению школьников, играют не собственные убеждения и личное решение, а предписываемые индивиду, независимо от его воли атрибуты. В сознании значительной части подростков отсутствует жесткая привязанность этничности к территориальным факторам, практически не имеют значения так называемые формальные признаки, такие как еда и одежда, в условиях коммерционализации этнической темы ставшие скорее маркетинговыми продуктами, чем реальными признаками идентичности, религиозный фактор также оказывается мало взаимосвязанным с этнической принадлежностью.
Рисунок 1 – Факторы этнической идентификации, %.
Рисунок 2 – Факторы этнической идентификации в зависимости от возраста подростков (класса обучения), %.
Согласно сравнительному анализу, на выбор компонентов этнической идентичности оказывали существенное влияние социально-демографические и социокультурные факторы.
Влияние образования проявилось в более частом выборе культуры, происхождения, менталитета, осознания своей этничности, религии и территории респондентами, обучающимся в старших классах, тогда как участники, обучающиеся в средних классах, реже выбирали ответы, связанные с религиозной принадлежностью и проживанием на территории, считающейся родиной этнической группы (рисунок 2).
2.2. Знание русского языка и культурных традиций русского этноса и их роль в этнической идентификации подростков
Образ государства складывается из многих компонентов, имеющих рациональную и чувственную природу.
Одной из важных задач, решаемых на основе формирования позитивного имиджа государства, является сплочение всех членов государства, создание оснований для коллективного единства. Реализация данной задачи происходит с помощью политики особого рода, в научной литературе обозначенной термином «политика идентичности».
Значимой составляющей политики идентичности выступают символические события, создаваемые и транслируемые политическими элитами в ходе конструирования социальной и политической реальности (Здравомыслова, 2009).
К числу таких событий относятся государственные и национальные праздники, изучение практик использования которых позволяет лучше понять, каким образом происходит формирование образа государства и способствует лучшему пониманию политических, социальных и культурных изменений в обществе (Ефремова, 2015).
Особую значимость для нашего исследования представляли праздники, посвященные русскому языку и русской культуре. Одним из таких праздников является День славянской письменности и культуры, истоки празднования которого имеют почти тысячелетнюю историю. Официально Дни славянской культуры и письменности были учреждены Президиумом Верховного Совета РСФСР еще в 1991 году. Таким образом, этот праздник не является новым и неизвестным для граждан России и существует уже на протяжении 25 лет.
Однако, по данным проведенного исследования, только 5,1% школьников за последний год участвовали чествовании данной памятной даты – День славянской письменности и культуры.
День русского языка, напротив, является «молодым» праздником, установленным Президентом РФ чуть более шести лет назад, 6 июня 2011 года, в честь дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.
В мероприятиях, приуроченных к Дню русского языка за последние три года участвовало 10,2% школьников (рисунок 3).
Степень участия школьников в «Тотальном диктанте» была несколько выше, чем в других мероприятиях, посвященных русскому языку – 13,6%.
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос: «В каких мероприятиях, проектах, посвященных русскому языку, русской культуре Вы принимали участие за последние три года?»
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос: «В каких мероприятиях, проектах, посвященных русскому языку, русской культуре Вы принимали участие за последние три года?», от возраста подростков (класса обучения), %.
Заключение
Обобщая наиболее важные находки исследования, сформулируем основные выводы:
Проведенное социологическое исследование обнаружило:
1. Ведущую роль в формировании этнической идентичности, по мнению школьников, играют не собственные убеждения и личное решение, а предписываемые индивиду, независимо от его воли атрибуты. В сознании значительной части подростков отсутствует жесткая привязанность этничности к территориальным факторам, практически не имеют значения так называемые формальные признаки, такие как еда и одежда, религиозный фактор также оказывается мало взаимосвязанным с этнической принадлежностью.
2. Согласно сравнительному анализу, на выбор компонентов этнической идентичности оказывали существенное влияние социально-демографические и социокультурные факторы.
3. Влияние образования проявилось в более частом выборе культуры, происхождения, менталитета, осознания своей этничности, религии и территории респондентами, обучающимся в старших классах, тогда как участники, обучающиеся в средних классах, реже выбирали ответы, связанные с религиозной принадлежностью и проживанием на территории, считающейся родиной этнической группы.
4. Выявлена роль участия в праздниках, посвященных русскому языку. Однако, по данным проведенного исследования, только 5,1% школьников за последний год участвовали в чествовании данной памятной даты – День славянской письменности и культуры. День русского языка является «молодым» праздником, установленным Президентом РФ чуть более шести лет назад, 6 июня 2011 года, в честь дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. В мероприятиях, приуроченных к Дню русского языка за последние три года участвовало 10,2% школьников. Степень участия школьников в «Тотальном диктанте» была несколько выше, чем в других мероприятиях, посвященных русскому языку – 13,6%.
Библиографический список
Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости //Россия реформирующаяся. – 2008. – №. 7. – С. 214-227.
Ефремова В. Н. Государственные праздники как инструменты символической политики в современной России //Символическая политика. – 2015. – №. 2.
Здравомыслова Е. Политика идентичности правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения. М., 2009. 224 с.
Иванова С. В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности //Ценности и смыслы. – 2012. – №. 5 (21).
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии. – 1998.
Муха В. Н., Мельситов В. В., Сергиенко Н. Л. Система социальной идентификации населения Краснодарского края: по материалам эмпирического исследования //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – №. 104.
Овчарова А. И. Особенности политики идентичности в России //Философия права. – 2013. – №. 6. – С. 102-105.
Санина А. Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход //Социологические исследования. – 2012. – №. 12. – С. 57-65.
Тимощук А.С. Проблемы развития культуры и культурной идентичности в современном мире //Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования – Екатеринбург, 2015.