Дневник Тани Савичевой – маленькая книга о войне

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дневник Тани Савичевой – маленькая книга о войне

Воробьева В.А. 1
1МБОУ СОШ №2
Алексеева К.А. 1
1МБОУ СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 г., когда гитлеровцы окружили нашу северную столицу и сомкнули кольцо. Со стороны противника действовали объединенные силы немецких, испанских и финских войск. План Гитлера был таков: Ленинград следовало не только захватить, но и разрушить полностью. Во-первых, воцарение на этой территории давало возможность Германии властвовать по всему Балтийскому морю. Во-вторых, падение Ленинграда имело огромное значение для укрепления духа немецкой армии и для осуществления попытки морального давления на все население Советского Союза.

В своей работе я хочу рассказать о судьбе одной ленинградской семьи, в чей дом также постучалась беда. Трагическую историю семьи Савичевых мы узнали из дневника одиннадцатилетней школьницы, жительницы блокадного Ленинграда, Тани.

Цель проекта:исследовать Дневник Тани Савичевой.

Задачи проекта:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Обобщить знания о Блокаде Ленинграда.

3. Изучить биографию Тани Савичевой.

4.Проанализировать Дневник Тани Савичевой на предмет построения предложений.

Предмет исследования: Дневник Тани Савичевой

Объект исследования:записи Дневника

Гипотеза: Дневник Тани Савичевой является не только документальным подтверждения Блокады Ленинграда, а так же является собственно дневником.

Данная работа может использоваться учителями истории, литературы, на уроках, посвященных Великой Отечественной войне.

Теоретическая часть.

1.1 Блокада Ленинграда.

Особое значение командование немецко-фашистских войск придавало захвату Ленинграда – колыбели трех революций, крупного индустриального, научного и культурного центра СССР. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага. В конце сентября 1941г положение советских войск на фронте ухудшилось.Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города.

К декабрю 1941года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию.Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.

Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К двадцатым числам ноября 1941г запасы продовольствия подошли к концу. Хлеба, даже при мизерном расходе муки – около 880т в сутки, могло хватить лишь на несколько дней [10].

18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, и враг был отброшен от города. А окончательно блокада была снята 27 января 1944 года.

О ленинградской школьнице Тане Савичевой, ставшей известной всему миру благодаря её блокадному дневнику, отразившего участь тысяч семей, погибших в осаждённом гитлеровцами городе, написано невероятно много. Тане посвящены стихи, памятники, о ней сложены песни, её именем в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы, № 2127 [12].

1.2. Биография Тани Савичевой.

Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.

Таня Савичева родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры ЖеняиНина, братья Лёкаи Миша. Дом — полная чаша: отец Тани был предпринимателем, владел в Ленинграде собственной пекарней, булочной-кондитерской и даже кинотеатром. Но в 1930-е частную собственность начали отчуждать, а частников из Ленинграда ссылали за 101-й километр. Туда отправилась и семья Савичевых. Отец Тани сильно переживал случившееся, ведь он теперь не мог достойно содержать свою большую семью. В конце концов,стресс, безденежье дали о себе знать — Николай Савичев заболел раком и скончался 5 марта 1936 года.

Потерявшая кормильца семья вскоре смогла вернуться в Ленинград. Они — мама, Таня, братья и сёстры — поселились вместе с бабушкой на 2-й линии Васильевского острова, в доме 13/6 в квартире под номером 1. Как раз под квартирой ближайшей родни — братьев отца Тани, дяди Васи и дяди Лёши. Жизнь потихоньку налаживалась.

Пришёл 1941 год. Летом Таня с мамой планировали съездить в гости к родственникам в Дворищи, сначала хотели поехать все вместе, но потом решили, что брат Миша поедет первым, а Таня с мамой уже после: не хотели оставлять бабушку одну в её день рождения — 22 июня. Утром Таня вручила бабушке подарок, а в 12:15 по радио народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотовобъявил о начале Второй мировой войны. Таня с мамой остались в Ленинграде…

Семья Савичевых помогала Красной армии, как могла: сестра Нина рыла окопы, Женя сдавала кровь для раненых, Таня собирала бутылки для зажигательных смесей, Танина мама шила форму для солдат, а Лёка вместе с дядей Лёшей и дядей Васей отправились записываться на фронт. Но из военкомата их послали по домам — уЛёки было плохое зрение, а дяди уже давно «переросли» призывной возраст.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут.…

Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Сестра Женя, несмотря на сильное истощение, продолжала сдавать кровь для раненых, и каждый день проходила семь километров до завода и обратно. 28 декабря Женя уже не смогла проделать этот путь. Она скончалась на руках у своей сестры Нины.

Бабушка Евдокияпостоянно недоедала, она не хотела объедать и без того голодных внуков. В январе ей стало совсем плохо. Врач поставил диагноз — алиментарная дистрофия, предложил проехать в стационар. Но бабушка отказалась. Она понимала, что всё бессмысленно, и не хотела занимать койку в больнице, которая могла понадобиться раненым.

28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала..

Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Лёка, как и бабушка, скончался от голода и сильного истощения.

Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим.

Дядя Лёша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он угасает.

Потом у Тани Савичевой были два долгих и мучительных года. Несколько недель она «гостила» у бабушкиной племянницы, которая была, не сильно рада, увидев у своих дверей девочку-сироту. Она пустила её на порог, но каждый раз выставляла из дома, когда уходила на работу. Домой Евдокия возвращалась к ночи. Всё это время Таня была на улице или сидела в подъезде. Вскоре Таня стала совсем в тягость Евдокии — девочка от истощения уже еле передвигалась, к тому же она была больна туберкулезом.

Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, который в августе был эвакуирован в посёлок Шатки. Спустя два года, в марте 1944-го Таня попала в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».

Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года.

Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта.

Маленькую записную книжку с 9страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой, Нина, которая вернулась в Ленинград уже после снятия блокады, нашла у Евдокии.

2. Практическая часть.

2.1.История дневниковой формы. Классификация дневника.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневникформа повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц”[2].

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

История дневниковой формыесть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь.

В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.

2. X–XVI века.

Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».

3.XVII век.

Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

4.XVIII — начало XIX века.

Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (ГильденштедтИ.«Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П.«Из старой записной книжки»).

5. XIX — начало XX века.

Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века.

Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (СпирихинС. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В.«Памятник современному состоянию.Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет — «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе:

Собственно дневник - сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.

Дневник писателя–дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).

Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника – возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А.Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Дневник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Итак, можно сделать вывод, что произведения - дневники - это уникальный жанр литературы. «Дневник - это литературно-бытовой жанр, в котором повествование ведется от первого лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной)» [2].

2.2. Анализ записей дневника Тани Савичевой

В маленьком блокноте, в алфавитном порядке на букву "Ж" появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в 12. 30 час утра 1941 г".

В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет : "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г

На букву "Л" Таня записывает: "Лека умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г", соединив два слова в одно.

Дядя Вася. Менее чем через месяц в дневнике появилась новая запись. На этот раз Тане пришлось занести дату смерти дяди Васи.

Дядя Леша. Почти через месяц: "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву "Л" страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте.

Мама. Спустя три дня не стало и мамы.

Последняя запись. Вскоре на буквах «С», «У» и «О» появляются последние записи, сделанные детской рукой: «Савичевы умерли», «Умерли все» , «Осталась одна Таня».

Таня придерживалась определённому порядку слов:

первое

существительное

имя человека, которого она записывала

второе

глагол

слово «умер»

третье

числительное

число дня, когда умер член семьи

четвёртое

существительное

месяц смерти родственника

пятое

число

год смерти

В ходе анализа мы выяснили, что данный порядок слов сохраняется в семи записях дневника. Записи дневника построены по принципу прямого порядка слов, наличие инверсии отсутствует. В записях Татьяны не содержится никаких средств выразительности. Предложения односложные, краткие, где содержится только информация о имени и дате смерти.

Однако, последние две записи «Дядя Лёша» и «Мама» не содержат глагола «умер». Я предполагаю, что отсутствие данного глагола напрямую связано с тем, что девочка Таня, в 11 лет, находилась в состоянии жуткого стресса. Из биографии нам известно, что Татьяну связывали очень близкие и тесные отношения с мамой и дядей Лёшей. Здесь мы можем говорить об эмоциональной привязанности ребёнка к данным родственникам. В современной психологии данное состояние носит название «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) [3]

Самыми эмоциональными стали последние три записи. В данных записях девочка Таня уже не соотносит себя с семьёй. В контексте фразы «умерли все» читается скрытый смысл безвыходности и безысходноститакой страшной ситуации. В данных фразах так же соблюдается определённый порядок слов:

первая фраза

существительное, глагол

вторая фраза

глагол, существительное

третья фраза

глагол, числительное и существительное

В данной части дневниковых записей мы видим, что предложения простые, количество слов не более трёх. Каждое последующее предложение является продолжением предыдущего по смыслу. Я предполагаю, что Таня была абсолютно истощена и физически, и психически, у неё не хватало сил писать сложные предложения. Важно отметит, что в последних записях на букву «У» и «О» присутствует инверсия. Это я могу объяснить тем, что маленькая девочка бессознательно ставила логическое ударение на существительных, тем самым подчёркивая, что никого больше нет. Не менее существенным является отсутствие в данных записях числа и года. Я думаю, что отсутствие чисел говорит нам о том, что Таня, принявшая на себя бесконечное горе, не планирует будущую жизнь. Ведь мы всегда планируем завтрашний день, зная, что мы делаем утром, днем и вечером.

Таким образом, мы проанализировали записи дневника Тани Савичевой и пришли к выводу, что данные записи передают очень сильное впечатление ужаса Великой Отечественной войны, а именно Блокады Ленинграда, что является историческим контекстом. Литературный контекст присутствует, но без употребления литературных средств выразительности. Этим мы подтвердили цель нашего исследования и доказали гипотезу о том, что дневник Тани Савичевой является собственно дневником.

Заключение.

Тема Великой Отечественной воны для русского народа будет актуальна во все времена. Те колоссальные потери, которые понёс советский народ в годы самой страшной война ХХ века, до сих пор не имеют точного подсчёта. Я представитель молодёжи 21 века, гражданин России, обязана знать историю своего государства, только эти знания делают из меня истинного патриота, человека который знает и принимает положительные и отрицательные моменты в истории в развитии государства. В преддверии 74-ой годовщины Победы над фашизмом я захотела ещё раз обратиться к истории Великой Отечественной войны.

Почему я выбрала историю Блокады Ленинграда? Летом 2018 года мы с классом были в туристической поездке в Санкт-Петербурге. Мне стало интересно, как такой прекрасный и уникальный город, который является культурной столицей России,смог пережить 900 дней ужасных испытаний. Да, я могла написать обархитектурных памятниках, которые были разрушены или чудом сохранены во время Блокады, но меня заинтересовал судьба и жизнь людей в годы Блокады, поэтому я выбрала знаменитую историю дневника Тани Савичевой.

В своей работе, использовав знания по русскому языку и литературе, а именно знания о построении предложений и о литературных средств выразительности, обобщив знания о Блокаде Ленинграда, изучив биографию семьи Савичевых, я доказала, что дневник Тани Савичевой является собственно дневником. Но мне хотелось бы добавить, что дневник Тани не просто записи в дневнике маленькой девочки, данный дневник является документальным подтверждением истории Блокады Ленинграда и по праву может называться маленькой книгой о войне.

Список литературы:

1.История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976.

2.Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

3.Малкина-Пых И.Г.: Психология поведения жертвы. М. Издательство Эксмо, 2006

4.Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

5.Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

6.http://www.filipoc.ru/heroes/dnevnik-tani-savichevoy

7.http://yablor.ru/blogs/dnevnik-tani-savichevoy/2435441

8.http://ribalych.ru/2014/07/02/blokadnyj-dnevnik-devochki-tani-savichevoj/

9.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/11/11/dnevnik-tani-savichevoy

10.http://interesting-information.ru/2016/12/blokada-leningrada-kratkaya-informaciya

11.https://timegeo.ru/istoriya/blokada-leningrada/

12.https://history-is.jimdo.com/

Просмотров работы: 3697