Мнемотехника – помощница при изучении русского языка.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мнемотехника – помощница при изучении русского языка.

Ерёмина А.О. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269»
Самойлова Т.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Давно известно, что мозг человека не способен быстро воспринимать и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, цифры и правила. В то же время любой человек без труда перескажет понравившийся фильм или книгу, не упустив ни одной детали. Многие люди задаются вопросом, как можно научиться запоминать больше информации. Для осуществления этой задачи была придумана мнемотехника. Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила исследовать, действительно ли применение различных приемов мнемотехники позволяет легче запоминать информацию.

Цель исследования: определить эффективность использования приемов мнемотехники при изучении русского языка.

Предмет исследования: приемы мнемотехники при изучении русского языка.

Объект исследования: мнемотехника.

Актуальность моей работы заключается в том, что на уроках русского языка нам необходимо запомнить большое количество информации, а приемы мнемотехники наряду с традиционными способами изучения могут помочь в запоминании.

При проведении исследования мною была выдвинута гипотеза: предположим, что с помощью различных мнемонических приемов можно повысить уровень грамотности и качество знаний русского языка.

Перед началом исследования я определила следующие задачи:

Узнать, что такое мнемотехника.

Узнать, какие приемы мнемотехники существуют и на какие группы делятся.

Определить эффективность использования мнемонических фраз для запоминания глухих и звонких согласных звуков русского языка, для запоминания непроизносимых согласных.

Определить эффективность использования мнемонических приёмов для запоминания названия падежей и их последовательности.

Методы исследования:

Сбор информации из книг.

Нахождение информации в интернете.

Проведение практических исследований на уроках русского языка среди учащихся 3-В класса.

Теоретические основы

Главный инструмент человеческого разума - это память. Память тесно связана с процессом обучения, т. е. накоплением информации. Когда информация трудна для запоминания и мы ограничены во времени, на помощь приходят приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «зубрежки».

Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника не является изобретением нашего времени, она была известна с давних времен. Ярким примером использования мнемотехники на Руси было изобретение славянской азбуки. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

А (аз) Б (буки) В (веди)- я буквы знаю;

Г (глагол) Д (добро) Е (есть)- письменность есть добро;

Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.

Значит, уже издавна люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание информации. В наше время интерес к мнемотехнике только возрастает.

Самое широкое поле деятельности для применения мнемотехники - школа. По мнению специалистов, одним из самых трудных школьных предметов является русский язык. Для многих учеников запоминание сложного правила или ничего не значащей буквы является трудной задачей. Зато память у детей очень яркая и образная. Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка.

Мнемонические приемы вспоминаются быстро, потому что составление «правил для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.

В основе любого приема эффективного запоминания лежит:

установка на запоминание: ученик должен захотеть запомнить то, что ему необходимо запомнить;

заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

яркость восприятия: лучше запоминается все яркое и необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Исследователи выделяют следующие группы приемов мнемотехники:

Буквенно - звуковая мнемоника.

Эта группа приемов основана на наличии одинаковых букв и звуков. Примером приемов данной группы могут быть мнемонические фразы, помогающие при запоминании звуков речи (глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные). (см. Приложение 1)

Рифмовки. Общность ударений.

Связь между словами может усилить рифма и ритм стихотворения. Рифмовки хорошо справляются с запоминанием ударений в словах, написания удвоенных согласных, множественного числа существительных в родительном падеже и т.д. (см. Приложение 2)

Отнесенность к одному словообразовательному типу.

Например, в трудных случаях определения родительного или винительного падежа можно воспользоваться мнемоническим приемом «Пустить в ход слезу». (см. Приложение 3)

Сказки – ассоциации.

Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные

ассоциации и помогает запомнить написание слова или правила. (см. Приложение 4)

Схематично - рисуночная мнемоника.

К запоминанию правописания слова можно подходить творчески. Например, буквы, которые нужно запомнить, заменить на буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. (см. Приложение 5)

Практическое исследование

В своём практическом исследовании я провела три эксперимента по использованию мнемонических фраз для запоминания звонких и глухих согласных звуков, непроизносимых согласных; для запоминания названия падежей и их последовательности.

Эксперимент 1

Цель: определить эффективность использования мнемонических фраз для запоминания глухих и звонких согласных звуков русского языка.

На уроке русского языка весь класс был разделен на две группы. Каждой группе было дано своё задание.

Первой группе я выдала по 2 листа, на одном были записаны все глухие согласные звуки, на втором - все звонкие; их нужно было запомнить.

Вторая группа также получила по 2 листа, на них были записаны две фразы:

«Фока, хочешь поесть щец

«Дружбан Мазай на Волге»

Я объяснила ребятам, что в первой фразе все буквы, обозначающие согласные звуки, глухие, а во второй – звонкие. Было дано задание – запомнить данные фразы.

На следующем уроке ребятам было дано задание: по памяти записать все глухие и все звонкие согласные звуки. После написания ребята проверили свою работу, сверяясь с образцом на доске.

В результате проверки выяснилось, что в первой группе полностью справилось с заданием 6 человек из 14, а во второй - 12 из 14.

Вывод. Глухие и звонкие согласные легче выучить при помощи запоминания определенных фраз, чем традиционным способом заучивания.

Эксперимент 2.

Цель: определить эффективность использования мнемонической фразы для запоминания непроизносимых согласных.

На уроке русского языка весь класс был разделен на две группы. Каждой группе было дано своё задание.

Первая группа должна была выучить правило из учебника о согласных, которые могут быть непроизносимыми (т, в, л, д).

Вторая группа получила листок, на котором была записана фраза: «Дать волю».

Я объяснила ребятам, что в этой фразе все согласные могут быть непроизносимыми.

На следующем уроке ребятам было дано задание: из записанных на доске согласных выбрать и записать только те, которые могут быть непроизносимыми. После написания ребята выполнили взаимопроверку, сверяясь с образцом на доске.

В результате проверки выяснилось, что в первой группе полностью справилось с заданием 11 человек из 14, а во второй - 13 из 14.

Вывод. С помощью мнемонической фразы запомнить непроизносимые согласные легче.

Эксперимент 3.

Цель: определить эффективность использования мнемонических приёмов для запоминания названия падежей и их последовательности.

На уроке класс был разделен на две группы.

Первой группе я дала информацию о том, что в русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Второй группе я рассказала сказку о падежах (см. Приложение 6), а также дала фразу, с помощью которой легко запомнить последовательность падежей. (см. Приложение 7).

На следующем уроке ребятам было дано задание: записать падежи в правильной последовательности и их названия. После написания ребята проверили свою работу, сверяясь с образцом на доске.

В результате проверки выяснилось, что в первой группе полностью справилось с заданием 4 человека из 14, а во второй - 10 из 14.

Вывод. С помощью мнемонических приёмов запомнить названия падежей и их последовательность легче.

Заключение

По окончании эксперимента я получила следующие результаты:

- глухие и звонкие согласные легче выучить при помощи запоминания определенных фраз, чем традиционным способом заучивания.

- с помощью мнемонической фразы запомнить непроизносимые согласные легче.

- с помощью мнемонических приёмов запомнить названия падежей и их последовательность легче.

Гипотеза, выдвинутая мной о том, что с помощью различных мнемонических приемов можно повысить уровень грамотности и качество знаний русского языка, подтверждена.

Выводы:

Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Выделяют следующие группы приемов мнемотехники:

- буквенно - звуковая мнемоника,

- рифмовки, общность ударений,

- отнесенность к одному словообразовательному типу,

- сказки – ассоциации,

- схематично - рисуночная мнемоника.

Использование мнемонических фраз для запоминания глухих и звонких согласных звуков русского языка, для запоминания непроизносимых согласных является эффективным.

Использование мнемонических приёмов (сказка и определенная фраза) позволяют быстрее запомнить названия падежей и их последовательность.

Знания о приёмах мнемотехники, описанных в данной работе, позволят умело использовать их в школьной и повседневной жизни, пригодятся на уроках русского языка; на занятиях внеурочной деятельности.

Список литературы

Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка». - М.: Просвещение, Сборник научно-методических материалов конференции. МИОО, 2011.

Успенский М. Б. Приемы мнемотехники на уроках русского языка/М.Б. Успенский // Рус. яз. в шк. - 1996. - N 6. - С. 24-27.

https://infourok.ru/mnemotehnika-na-urokah-russkogo-yazika-3021506.html

https//открытый урок. РФ/ статьи/ 516638/

http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/zapominalki-po-russkomu-yazyku/priemy-mnemotekhniki-na-urokakh-russkogo-yazyka

Приложения

Буквенно - звуковая мнемоника

Приложение 1

Звонкие согласные:

«У льва и жабы много друзей»

Глухие согласные:

«Стёпка Фец, хочешь щец

«Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит»,

Знать он твёрдые велит

Непарные твердые согласные:

Непарные мягкие согласные:

«[Й]огурт, [ч]ай, [щ]ербет»- слаще в мире нет

Рифмовки. Общность ударений.

Приложение 2

В классе слышен диало́г- обсуждают катало́г.

Надеваю шо́рты, чтобы кушать то́рты.

В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.

Приложение 3

«Пустить в ход слезу»

Испачкал портфель – Вин. или Род.?

Испачкал слезу – Вин. падеж.

Сказки - ассоциации

Приложение 4

«Заяц».

Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: «Я! Я! Я!» Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: «Я… Я…» и прятался под куст. Запомните в слове «заяц» его хвастливое восклицание.

Схематично - рисуночная мнемоника.

Приложение 5

Приложение 6

Сказка о падежах

«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительный.

Родился – стал родительным. Это имя ему понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь предложным».

Приложение 7

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

Иван - Именительный падеж

Родил – Родительный падеж

Девчонку - Дательный падеж

Велел – Винительный падеж

Тащить – Творительный падеж

Пеленку – Предложный падеж.

Просмотров работы: 1589