Многообразие и красота малых жанров русского фольклора

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Многообразие и красота малых жанров русского фольклора

Хуснутдинова Л.Р. 1
1МБОУ АКСАКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 11"
Бажаева Л.С. 1
1МБОУ Аксаковская гимназия №11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Времена теперь другие, как и мысли, и дела -

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,

Но приданья старины забывать мы не должны!»

Н. Кончаловская «Наша древняя столица» [1]

У нас в классе регулярно проводятся внеклассные занятия по изучению русского фольклора: мы играем в народные игры, поем песни, частушки, ставим сценки. Посещая занятия, мне захотелось узнать о фольклоре больше. Так началось моё увлечение этой темой, послужившее основой для данной исследовательской работы.

Актуальность темы. В настоящее время наблюдается возрождение интереса к истории нашего народа, к его культуре, обычаям, традициям и быту. Возникает вопрос, почему это происходит. Человек, уставший от повседневных стрессов, напряженного темпа работы, подсознательно тянется к опыту размеренной жизни своих дедов и прадедов, их житейской мудрости и спокойствию. Одним из главных источников знаний об этом является народное творчество.

Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение различных жанров русского фольклора способствуют повышению уровня развития человека, что актуально и востребовано в современном мире.

Цель: исследовать жанры и актуальность фольклора.

Задачи:

• Изучить историю возникновения, классификацию русского фольклора.

• Определить актуальность малых жанров фольклора среди современных школьников.

• Привлечь внимание одноклассников к этому виду творчества.

Методы исследования:

1. Выборка и анализ информации из печатных источников.

2. Анкетирование учеников Аксаковской гимназии №11.

3. Интервью с учителем музыки - преподавателем факультатива детского фольклора в школе.

Объект исследования: малые жанры русского фольклора.

Сроки исследования: январь – октябрь 2017 г.

Определение и классификация жанров фольклора

Фольклор (англ. fоlk-lоre-«народная мудрость») - народное творчество, народное искусство.

Фольклор является источником понимания людской психологии, художественных вкусов и творческих возможностей.

Малые жанры фольклора представляют собой произведения взрослых и собственное творчество детей. Владимир Даль в своем сборнике «Пословицы русского народа», говоря о малых жанрах фольклора, значительное место среди них отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорами, считалкам, сечкам.

Максим Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забавы, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой» [1]. Этим запросам предназначено игровое начало малых жанров фольклора. Если тот или иной жанр не сопряжен с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне значения, определения, слова, звука. Это искусство пестования (колыбельные песни, потешки, прибаутки, заговоры, пестушки). На последних мне хотелось бы остановиться более подробно.

Колыбельная песня

Колыбельная песня – это своеобразный спутник детства. Она, как один из жанров фольклора, составляет значительную часть народного творчества. В младенческих песнях превалируют нежные мотивы. С древнейших времен матери усыпляли детей песнями, ласкали, утешали, внушали. Обозначение песен, которыми усыпляют малыша (колыбельные) - идет от основы колыбать (качать, колыхать). Отсюда же - колыбель, коляска. В общенародном обиходе было и название "байка" - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).

Типы, создаваемые в колыбельных, сходны и понятны детворе с момента появления на свет (это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и т.п.).

Уж ты, котинька-коток, котя, серенький лобок,

Приди, котя, ночевать, мово детку покачать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кувшин молока, да кусок пирога. [3; 4]

Они несут в себе пожелание благополучия и добра своему ребенку со стороны мамы, убежденность в том, что он будет силен и удачлив.

Спи-ка, Маша-солнышко,

Спи-ка, жито, зернышко,

Спи, моя родная, рыбка золотая. [3; 4]

Пестушки

Чтобы воспитать здорового, жизнерадостного и любознательного ребенка, необходимо подкреплять в часы его бодрствования веселые эмоции. Распеленав дитя, родительница двумя руками, чуть сжимая тельце ребенка, обводит несколько раз от шеи до ступней ножек, напевая незамысловатую песенку:

Потягунюшки, порастянюшки, поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в голову разумок. [2; 6]

Пестовать… - по словарю Владимира Даля, - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать…[5]По мере подрастания чада занятия становятся сложными. Это фиксируется в более глубоком тексте пестушки:

Тятеньке - сажень, маменьке - сажень,

Дедушке - сажень, бабушке – сажень,

Брату - сажень, сестрице - сажень,

А Колюшке - большую, наибольшую. [7]

Заговоры

К пестушкам прилегают полные бесхитростной незамысловатости и притягательности заговоры-шутки. Купают дитя и, чтобы он не хныкал при окачивании водой из кувшина, озорно приговаривают:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

С гуся вода – с доченьки худоба!

Расти коса до пояса, не вырони ни волоса! [6;7]

Если кроха получил ушиб, что случается почти постоянно, он ищет защитника, выручки от хвори у матери. И мама, дуя на болезненное место или поглаживая его, приговаривает:

У сороки боли, у вороны боли,

У Ванечки заживи! [6;7]

Все эти заговоры носят нарочито забавный характер, но в силу веры ребенка в силу матери могут помочь и успокаивают его.

Потешки

Потешками называют игры старших с малыми детьми, в которых могут использоваться различные части тела ребенка. Потешками принято считать и песенки-приговорки, образующие эти забавы.

Большаку дрова рубить (большой палец),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печа топить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать. [6]

Дети любят повторы. Это отражается почти в каждой потешке (Ладушки, ладушки, А тебе воды носить, а тебе печь топить, Здесь водица холодненькая, здесь тепленькая, здесь кипяток, кипяток и др.).

Потешки часто чередуются с прибаутками. Прибауткой называют небольшое смешное описание или забавную фразу. В фольклоре под этим словом соединяют стишки-песенки, которые забавляли и потешали детвору. Прибаутки от потешек разнятся тем, что не сопутствуются установившими игровыми действиями.

Наша доченька в дому, что оладушек в меду,

Что оладушек в меду, сладко яблоко в саду. [7]

Прибаутки-шутки – это песенки о насекомых, зверях, совершающих людские дела, например:

Кошка в лукошке рубашки шьет,

А кот на печи сухари толкет.

У нашей кошки три сдобные лепешки,

А у нашего кота три погреба молока. [6]

В прибаутках часто дается описание яркого события, например:

Дон, дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром - заливать кошкин дом. [6]

И сейчас существуют множественные вариации известных потешек: "Сорока-белобока", "Ладушки-ладушки", "Идет коза рогатая" и некоторых других.

Считалки

Считалками (народные наименования: счетушки, читки, счет, говорушки, пересчет и др.) называют недлинные рифмованные стишки, использующиеся детьми для установления водящего или рассредоточения ролей в этой игре.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай

Добрых и честных людей. [2]

Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой рифмованный счет.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет, тот и прятаться пойдет! [2]

В наше время считалки остаются очень используемыми, они предстают богатым и развивающимся жанром фольклора у детворы.

Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у людей с природой, календарными датами или творения, содержащие сезонный характер. В календарном фольклоре свободно распространены такие жанры, как веснянки, заклички, колядки.

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на весь вечер!

Пришла Коляда, отворяй ворота!

Открывай сундучок, доставай пятачок! [9]

В масленичных песнях короткие 4,6-тистрофные малые образы:

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинками наедаемся.

Как на масленой неделе из печи блины летели.

Масленица, угощай, всем блиночков подавай! [9]

К наиболее распространенным жанрам календарного фольклора причисляются заклички. Обращение к различным явлениям природы, к временам года как к живым созданиям является отзвуком древнейшей традиции. Заклички - очень древний жанр, своими корнями уходящий в язычество. Дети, распевая эти небольшие песенки, как бы вступают в сговор с силами природы: с солнцем, громом, дождем, ветром. В них не только обращение, но и выражение чувств – восхищения, нежности, восторга:

Дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи,

Хлеба каравай, только поливай. [7]

Фольклор занимает особое место в культуре нашего народа. Несмотря на то, что корни фольклора углубляются в глубину столетий, он остаётся востребованным и сейчас. По-старому матери поют колыбельные песенки собственным детям, звучат считалки в играх. Одни жанры более востребованы. К ним, на мой взгляд, относятся фольклор для младенцев (пестушки, колыбельные, потешки, небылицы), игровой фольклор (считалки, игровые приговорки, скороговорки). Особенной известностью пользуются дразнилки. Другие почти позабыты, к таким жанрам причисляется календарный фольклор (заклички, приговоры). Особое место в фольклоре занимают современные жанры (страшилки, детские анекдоты).

Знакомство детей с фольклором обогащает их эмоции и речь, создаёт позицию к внешнему миру, играет важную роль в полном развитии. Прислушиваясь к певучести, образности народного языка, дети не только овладевают речью, но и присоединяются к красе и самобытности русского слова.

Легкость и гармоничность звучания потешек могут помочь детям заучить их. Они начинают включать потешки в свои забавы во время укладывания или кормления кукол. Огромную важность имеют потешки для образования у детей дружелюбия, чувства сопереживания, благожелательности.

Насыщенная образность, гармоничность языка фольклорных мелодий, их исполнение, охватывающее основы танца, игры, декламации, колоритные костюмы делают их доступными для осознания и выполнения детьми различного возраста, начиная с малышей.

Таким образом, приобщая ребёнка к народной культуре с самого раннего возраста, закладываются ключевые понятия и образцы поведения. Культурное наследство переходит из поколения в поколение, формируя и обогащая мир ребёнка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной премудрости и образования детей. Ведь воспитание в каждой семье начинается с фольклора, с этих маленьких, но уникальных по своему разнообразию жанров: пестушек, колыбельных, потешек, пословиц, считалок, скороговорок, загадок, игр.

Анкетирование, анализ результатов

Для установления уровня знаний о русском фольклоре среди одноклассников, занимающихся в фольклорном кружке и других сверстников, я провела анкетирование по следующим вопросам:

 

Вопрос

Мой класс, %

Другие сверстники, %

1

Знаешь ли ты, что такое «фольклор»?

а) да

б) нет

83

17

27

73

2

Откуда ты узнал о фольклоре?

а) в школе

б) из интернета

в) из книг

г) дома

88

3

3

3

15

7

75

3

3

Какой вид фольклора тебе нравится?

а) колыбельные

б) считалки

в) скороговорки

г) загадки

27

31

27

49

10

60

5

37

4

Любишь ли ты петь фольклорные песни?

а) да

б) нет

82

18

11

89

Анкетирование показало, что дополнительные занятия в фольклорном кружке способствуют росту знаний, интереса к изучению культурных традиций нашего народа.

Интервью с педагогом музыки

Работая над своим проектом, я взяла интервью у Лидии Владимировны Моховой, которая руководит нашим фольклорным кружком. Я задала ей следующие вопросы:

1. Каков интерес детей к народному творчеству?

- У детей формируется интерес к народным традициям, культурному наследию России. Интерес возникает на основе познавательного влечения к самостоятельной деятельности.

2. Какие виды фольклора наиболее интересны детям?

- Игровые песни, потешки, хороводы, скороговорки, загадки.

3. Какие фольклорные праздники проводятся в школе?

- Международный Аксаковский праздник, Рождество, Масленица.

4. Что нужно сделать, на Ваш взгляд, для повышения интереса детей к фольклору?

- Нужно обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.

5. Сохранится ли интерес к фольклору в будущем?

- Безусловно, интерес к народному творчеству будет проявляться всегда, так как в наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций России.

Интервью показало, что интерес детей к народному творчеству растет. В нашей гимназии проводятся мероприятия, как Международный Аксаковский праздник, Рождество, Масленица. Больше всего ребятам нравятся игровые песни, скороговорки, хороводы, загадки. Из беседы с учителем я сделала для себя главный вывод, что знание фольклора необходимо всем.

Неоднократно мы с фольклорным коллективом «Сударушка» по приглашению благотворительного фонда «Мархамат» выступали со своей программой перед детьми с ограниченными возможностями здоровья. Умение играть в фольклорные игры помогает общаться, находить понятный язык с любыми ребятами.

Выводы

1.Занятия в фольклорном кружке помогают познать многообразие и красоту малых жанров русского фольклора.

2.Изучая малые жанры фольклора, мы изучаем родную историю, ближе знакомимся с историей русского народа. Все это приобщает к духовной культуре наших предков и позволяет нам еще сильнее любить свою родину.

3. Анкетирование показало, что дополнительные занятия в фольклорном кружке способствуют росту знаний, интереса к изучению культурных традиций нашего народа

4.Используя все виды фольклора, мы сохраняем особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Детский фольклор учит нас добру, помогает лучше познать мир, глубже изучить русскую культуру.

5.Использование фольклора придаёт детской речи живость и юмор; развивает творческие способности детей; помогает поддерживать хорошие отношения со сверстниками.

Литература

Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Советский композитор, 1988. — 237 с.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: 1957. — 240 с.

Василенко В. А. Детский фольклор. — М.: Педагогика, 1978. — 132 с.

Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. — Иркутск: 1930. — 234 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: 2009. — 573 с.

Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. — Л.:1928. —222 с.

Капица Ф.С. Русский детский фольклор: Уч. пособие для студентов вузов/ Ф.С.Капица, Т.М. Колядович. — М.: Флинта: Наука, 2002. —320 с.

Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.НУшакова. Репринтное издание. – М., 2000. – Т. 1. – 912 с.

Энциклопедия Я познаю мир – праздники народов мира. — М.: 2004. —477 с.

Просмотров работы: 1653