Ирония в рассказе М.Горького "Герой"

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ирония в рассказе М.Горького "Герой"

Ерашова С.А. 1
1ГБОУ Школа 1501
Гришина И.В. 1
1ГБОУ Школа 1501
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Рассказ "Герой"написан М.Горьким в 1915 году. В этот период творчества писатель работает над сборником "По Руси", над повестями "Детство и "В людях", занимается издательством журнала "Летопись».  Горький в эти годы - уже известный, сложившийся автор, определивший основные принципы отражения жизни в своём творчестве.

Одна из проблем, занимавших писателя на протяжении всей его жизни, - это проблема соотношения реальности и художественного вымысла. Уже в ранний период творчества, в 1896 году, в "Беглых заметках", напечатанных в "Нижегородском листке", Горький пишет о необходимости такого искусства, которое "  в наше скучное, нищее духом время [...] является призывом к возрождению, симптомом новых запросов духа, жаждой его в вере".

Высокое понимание задач искусства, литературы будет выражено писателем и в 1900 году в письме К.П.Пятницкому: «Какая вообще задача у литературы, у искусства? Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. Так ведь? В частности, моя задача пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме его - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его сердца и разума".

Исследовательница творчества Горького С.М.Дёмкина в статье "Горький и проблемы культуры в социологическом контексте ХХ века" [4, с.390] пишет: "По его убеждению, долг истинного художника - быть впереди, вести за собой публику, а не покорно плестись в хвосте её сиюминутных потребностей".

Представление о высоком предназначении литературы вызывало у М.Горького определённый эмоциональный настрой, отражающийся в творчестве. "Обычным состоянием " его души называл Л.Андреев мечтательный идеал; об этой же способности писал Горькому В.Розанов: "«У Вас есть мечта и способность мечты - потерянная почти всем миром и от потери которой он собственно и стал "мещанством"»[2, с.364].

Подобное представление задач художественной литературы связано с концепцией человека, сложившейся в мировоззрении М.Горького. "Поэтизация сильной личности, творца своей судьбы, человека, устремлённого к истине и красоте, действительно, была воспринята им у европейских классиков и мыслителей ", в частности у европейских романтиков. [Спиридонова Л.А. Концепция 11,с.31]

Осмысление Горьким проблемы предназначения искусства, художественной литературы в частности, происходило в самих произведениях писателя. Так, в рассказе "Чиж, который лгал" , относящемся к раннему периоду творчества, зовущий к полёту, к борьбе за новую, свободную, счастливую жизнь чиж оказывается отвергнут птицами, потому что не может дать им гарантии в победе, в существовании той счастливой страны, в которую он их зовёт своей песней - песни чижа названы "ложью". Но в финале рассказа даётся оценка чижа, которая позволяет говорить об особенности авторского взгляда на поставленную проблему: " чиж благороден, но не имеет веры и поэтому нищ духом" - иными словами, необходима непоколебима вера , которая выражена в песнях. обращённых к слабым духом. Именно об этом размышляет чиж в финале: "Я солгал, да, я солгал, потому что мне неизвестно, что там, за рощей, но ведь верить и надеяться так хорошо!.. Я же только и хотел пробудить веру и надежду, — и вот почему я солгал... Он, дятел, может быть, и прав, но на что нужна его правда, когда она камнем ложится на крылья?"

Возможности влияния художественной литературы на человека, проблема соотношения вымышленного книжного мира и реальности оцениваются Горьким в связи с его личным жизненным опытом, который он описывает, например, в автобиографическом рассказе "Как я учился", сюжетно связанном с повестью "Детство" и содержащим удивительно высокую пафосную оценку значимости книги в жизни человека: " Я мог бы много рассказать о том, как чтение книг - этот привычный нам, обыденный, но в существе своём таинственный процесс духовного слияния человека с великими умами всех времён и народов - как этот процесс чтения иногда вдруг освещает человеку смысл жизни и место человека в ней, я знаю множество таких чудесных явлений, исполненных почти сказочной красоты".

В ряду этого осмысления противоречий реальности жизни и мира литературы находится и рассказ "Герой", в котором " Горький размышляет о свойственном ему стремлении "выдумывать " человека, одевать его более празднично, чем он одет" [Спиридонова Л.А. Концепция 11,с.31] .

При высокой степени изученности творчества М.Горького рассказ "Герой" остался на периферии исследовательского внимания, очевидно, в силу жанровой специфики. Мы нашли упоминание этого текста в обширной статье Л.А.Спиридоновой "Концепция личности в системе философских взглядов М. Горького ", где сделан акцент на выраженной в рассказе авторской самохарактеристике, при этом особенности поэтики в этом рассказе не анализируются. Между тем "Герой" вызывает ощущение неожиданности при прочтении, потому что в нём явно создан комический эффект, который в более известных текстах М.Горького встречается довольно редко.

При прочтении рассказа «Герой» мы сталкиваемся с несоответствием мира реального и мыслей, представлений автора-повествователя, видим контраст, своеобразное противостояние высокого идеала человека и миссии искусства в связи с этим пониманием - и реального положения дел, описанных автором. В тексте явно видна насмешка автора над самим собой. Именно столкновение в одном тексте серьёзных проблем ( концепция человека и мира; предназначения искусства) и комического эффекта вызвало желание проанализировать сам текст для определения, над чем и кем смеётся автор и как эта насмешка связана с решением проблемы: "Как соотносятся в художественной литературе вымысел и правда жизни?"

Цель нашей работы - определить способы выражения иронии и её функции в рассказе М.Горького "Герой".

В связи с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу, посвящённую комическому, и в частности иронии .

2. Изучить научную литературу, освещающую концепцию человека в творчестве М.Горького

3. Проанализировать рассказ "Герой", выявляя особенности выражения иронии и её функции.

В работе были использованы следующие методы: описание; компонентный анализ текста, интерпретация.

Объектом нашего исследования является текст рассказа "Герой", предмет исследования - способы выражения иронии в тексте рассказа "Герой", функции иронии в этом тексте.

Глава 1. Ирония в художественной литературе

Ирония рассматривается в современном литературоведении наряду с юмором, сатирой, сарказмом, гротеском - как вид комического.

Комическое - это эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе комического лежит противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального. [11] Ю. Борев в книге "Комическое, или о то, как смех казнит несовершенство мира" подчёркивает: "Комично то явление, в котором несоответствие его «истинному назначению» (идеалу) раскрывается в наглядной обостренной форме, когда появляется конкретная, реальная мишень и смех из беспредметного становится нацеленным, предметным." [1, с. 15]

В научной литературе рассматриваются и приёмы комического , в частности, в работе Б.Дземидока "О комическом" предлагается следующая классификация приёмов комического:

1. видоизменение и деформация явлений;

2. неожиданные эффекты и поразительные сопоставления;

3. несоразмерность в отношениях между явлениями;

4. мнимое объединение абсолютно разнородных явлений

5. создание явлений, которые по существу или по видимости отклоняются от логической или праксеологической нормы. [5,с. 60-88]

Появление в тексте произведения комического эффекта прежде всего связано с характеристикой авторского взгляда на мир - для комической окраски текста необходимо чувство юмора у писателя: оно " позволяет человеку и на себя самого взглянуть как на потенциальный объект смеха; таким образом, юмор распространяет смех и на самого смеющегося". Юмор - самый «позитивный» вид комического – одновременно соединяется смех над предметами или явлениями (комическая их трактовка) и внутренне серьезное к ним отношение со стороны смеющегося[6].

Много общего с юмором имеет ирония, которая строится на "контрасте видимого и скрытого, противоположности говоримого и подразумеваемого строится такой вид комического, как ирония [там же].

Ирония в работах исследователей представлена в двух разновидностях: "ирония как стилистический приём [...] и ирония как эффект, производимый на читателя" [7]. «Ирония (в узком смысле) есть выражение иронического отношения (оценки) в конкретной форме; ироническое   это категория, обозначающая процесс иронизирования от предварительного познания и осмысления к суждению (иронической оценке) и до выражения иронического отношения в конкретной форме... Иронией мы называем, таким образом, выражение эмоционально-ценнос-тного, эстетического отношения» - пишет В.М.Пивоев в работе «Ирония как феномен культуры» [9, с. 156]

В литературном произведении ирония может иметь более широкий и значительный смысл – она придает художественному произведению особую окраску, своеобразно раскрывает неудовлетворенность автора окружающим миром. В этом случае ирония уже не просто оборот речи, а художественный принцип, из которого исходит писатель при изображении жизни.[ 10,с.26]

Ирония в широком смысле может служить текстообразующим началом , то есть быть "связующим, конструктивным элементом семантико-смыслового пространства и формальной организации текста" [7]. Наиболее высокой является вероятность реализации текстообразующей иронии при повествовании от 1-го лица. К способу проявления текстообразующей иронии относится эффект обманутого ожидания.[там же]

Для реализации иронического смысла необходимы следующие элементы : "замысел создания иронического текста – конструирование определённого контекста в соответствии с объективными нормами, действующими на уровне сознания и на уровне языка, – текст (от предложения и выше), компонентом смысловой структуры которого является ирония". [10, с. 26]

Мы опираемся на понимание иронии "в широком смысле", разграничивая иронию стилистическую и иронию концептуальную. Именно концептуальная ирония ," являясь формой оценочного, критического и эмоционального освоения действительности [...] обнаруживает тесную зависимость от творческой позиции автора, его мировоззрения» [10 , С. 28]

Глава 2. Ирония в рассказе М.Горького "Герой"

Речь в рассказе "Герой" ведётся от имени "я" и содержит самохарактеристику «я» - повествователя, писателя. Надо отметить, что во многом «я» несёт автобиографические черты: это и тяжёлые впечатления детства ( о них мы имеем представление и по повести "Детство", которая пишется в эти же годы), и писательский опыт. Казалось бы, жизненные впечатления, набранные автором-повествователем, должны были дать такой опыт, который связан скорее с разочарованием в человеке, однако рассказчик пишет о парадоксальном, но очень красивом стремлении к чистому и высокому, возникшему в его душе как насущная потребность: «А все-таки хотелось жить, видеть чистое, красивое: оно существует, как говорили книги лучших писателей мира,— оно существует, и я должен найти его».

Найти силы, чтобы пройти через «тучи ядовитой мерзости жизни, можно человеку, воодушевлённому какими-то светлыми идеалами. Автор-повествователь вспоминает о периоде своей жизни, когда сумятица чувств и мыслей не позволяла ему определить свой путь. Но творческая направленность этого героя уже определилась, у него сложилось представление о том, какими качествами должен обладать настоящий писатель.

Речь в рассказе пойдет об опыте в разгадывании человеческой души. Причём автор предваряет саму историю, связанную с впечатлением о человеке, ясно выраженной оценкой: «Когда жизнь неприглядна и грязна, как старое, засоренное пожарище, приходится чистить и украшать ее на средства своей души, своей волей, силами своего воображения,— вот к чему я пришел наконец». Этому вдохновлённому отношению к жизни учат , в частности, и хорошие книги, из которых читатель впитывает представление о том, что в человеке есть Божья искра, что человек – духовное существо, способное впечатлить яркими качествами, яркими поступками, устремлённостью к идеалу. Но идеал, по определению, редко встречается в жизни. Поэтому большая часть рассказа связана с очарованием-разочарованием в человеке.

Эта история строится как своего рода расследование: загадкой, требующей отгадки, окажется сущность человека, который показался отличным от среды, интересным. Не случайно первые впечатления от него будут предваряться характеристикой города-места действия : “Однажды в тихом городе Тамбове, - городе, похожем на скучный сон...”. В самой приземленно-бытовой обстановке повествователь слышит слова, проявляющие самоопределение человека в жизни: «…умников не уважаю…Я - это я!».

На основе реплики героя у рассказчика возникает представление об «очень интересном и значительном человеке». Интрига создана. Осталось проверить это впечатление значительности, приглядевшись к человеку. Вот этим и будет занят рассказчик - начинающий писатель, будущий знаток человеческих душ.

Первым этапом в проверке начального впечатления о герое будет характеристика внешности. Она вполне вписывается в ощущение какой-то значительности: "Это был сухонький и стройный мужчина, брюнет, с толстыми губами и пристальным взглядом темных глаз. Одетый в чесучовую поддевку и белую фуражку с дворянским околышком, он напоминал выцветшую акварель". Здесь важно обратить внимание на сравнение увиденного человека с «выцветшей акварелью» - с одной стороны, здесь намечена какая-то предыстория (процесс выцветания занимает определённое время), с другой стороны – впечатление «выцветшего» говорит о потере яркости, об утрате значимого, о затухании цветов.

Попытка определить, как и чем живёт этот человек, будет приводить рассказчика к ярким ощущениям несовпадения выдуманного и реального человека.

Прогулка по городу, встречи этого человека с горожанами как будто подтверждают значительность его личности: с ним раскланивается каждый встречный, его приветствие женщин напоминает рассказчику корнета Отлетаева, героя повести Г.В. Кугушева - этакого бесшабашного кавалериста - прожигателя жизни. Само упоминание этого литературного героя создаёт возможность наделения одного человека чертами другого. Так, Отлетаев в повести Кугушева наделён способностью переживать яркие страсти сам он о себе говорит, что в нём "развита до невероятия способность любить", он способен передавать свои эмоции в очень умелом и эмоциональном пении: "   Грусть тяжелого воспоминания слышалась в этом прекрасном голосе, то дрожавшем на одной сильной ноте, то наливавшемся беглой и чистой руладкой. [...] Яркая краска горела на смуглых щеках его, глаза, блистали каким-то страшным огнем, судорожная дрожь пробегала по всем его членам..." . Кроме этого, самохарактеристика Отлетаева даётся им с использованием цитат из "Горе от ума", "Евгения Онегина", в его речи будут и стихи из "Гамлета". При всём этом Кугушев создаёт образ с явно насмешливым оттенком - перед читателем этакий гуляка, живущий в своё наслаждение и демонстрирующий своё отношение к жизни с какой-то подчёркнутой бесшабашностью. М.Горький, давая первоначальную характеристику своему герою, отсылает читателя к литературному герою, который нарисован с ироничным отношением к нему автора. Но при этом Отлетаев достоин внимания читателя хотя бы в силу своей пусть неглубокой, но яркости. Налёт значительности в оценке героя Горького таким образом остаётся.

И походка человека, никуда не торопящегося, придаёт герою достоинство. Внешняя привлекательность его вызывает у рассказчика желание увидеть в нём “праведника, духом которого жив этот пыльный, деревянный город, тихий лагерь безличных людей...” Возникает в сознании повествователя противопоставление этого человека безличным людям города. Он наделяется такими качественными характеристиками, как "мужественно упорствует", "достигая желаемого", "неустанно идет к своей мечте". В сознании рассказчика возникает антитеза "герой - люди города": которая насыщается следующими элементами: герой - "мужественно, упорствует, неустанно, мечта, осмеянный"; люди - "завистливая злоба, глупые подозрения, дрянненькие насмешки". Возникает и романтическая гипотеза о мучительной любви к женщине – неуловимой, бесконечно прекрасной; к той, которую "всю жизнь и везде искал Дон-Жуан" ( здесь же будет просвечивать оценка при помощи аналогии с Отлетаевым и его любовью к женщинам). В стремлении понять впечатлившего его человека рассказчик руководствуется тем, о чём читал в книгах и чего так хочет его душа, насмотревшаяся "мелкой злобы и гадостей", поэтому возникает в его версиях и Дон Жуан, вечный образ в литературе, связанный с неуёмным стремлением найти истинную любовь,

обольститель женщин, человек яркой судьбы, как будто отрицающей банальный жизненный путь обывателя. В тексте рассказа возникнет и имя Генриха Гейне, который "превосходно доказал", что много красивого можно выдумать о человеке.

Таким образом, происходит не разгадка тайны конкретного человека, а наделение его высокими, "книжными" качествами, связанными с красотой и высотой духа человека, воплощёнными в литературе. В тексте рассказа создаётся контекст, связанный с высокими проявлениями человеческого духа - будь то художественная литература или образы, созданные в ней.

Своеобразной границей между этими домыслами-вымыслами рассказчика и правдой жизни служит многоточие: "...Мы пришли в глухую улицу, где маленькие домики были небрежно вставлены в зелень садов, как разноцветные заплаты, уже выгоревшие на солнце". В этой части текста мы увидим не просто прозрение рассказчика, а резкое снижение образа героя. Так, например, первый визит он делает не к Прекрасной Даме, а к женщине, "с толстой папироской в зубах". Происходящее дальше, казалось бы, не даёт надежды на возвращение к романтике и эстетической высоте в расшифровке героя. Речь его, обращённая к хозяйке дома, показывает достаточно ярко натуру героя: "— Э, д-дура,— сердито крикнул он.— Что ж ты, дрянь, борова жалеешь, а меня нет? ". По классификации Дземидока, можно охарактеризовать применённый Горьким приём как "неожиданные эффекты и поразительные сопоставления".

Рассказчик между тем не теряет ещё " какой-то" надежды, может быть, потому что слышит, как герой насвистывает "В небесах торжественно и чудно..." Нас как будто вновь возвращают к духовному, возвышенному: стихотворение Лермонтова несёт высокий идеал гармоничного существования человека со Вселенной, эту гармонию не нарушает даже осознание одиночества человека, проходящего свой путь – в поисках свободы и покоя. Но герой, выбранный Горьким, насвистывая мелодию романса, любимого шарманками, будет раскрывать самые свои неприглядные, пошлые качества. В тексте явно появляется иронический подтекст: заказав шнапс в ресторане, "поглядывая в окно, человек всё насвистывал, и невольно вспоминались слова романса:

«Что же мне так больно и так трудно?..»"

И вот эта цитата из того же стихотворения принадлежит уже наблюдателю-рассказчику, который начинает воспринимать ситуацию как комическую. Не вяжется с высотой духовных проблем, выраженных Лермонтовым, та жизнь, которую ведёт герой: заботят его какие-то меркантильные интересы по продаже борова, влечёт его к женщине не любовь, а похоть. "Что же мне так больно и так трудно?" в этом контексте воспринимается как насмешка над героем, которому далеко до яркости и значительности, но это и ирония рассказчика над самим собой - придумавшим героя ( когда слово "герой " имеет значения - "исключительный по смелости или по своим доблестям человек», "выдающаяся личность как сила,

направляющая исторический процесс", "лицо, привлекающее к себе общее внимание в течение известного времени"), а столкнувшегося с героем - просто "действующим лицом"[13]

Именно это ощущение обмана испытывает рассказчик, разочарование в самой возможности чего-то яркого и значительного в человеке - вот что происходит с "я": потому недавно загадочный герой оказывается "выцветшим человеком", у которого лицо " такое же мутно-красное, как тамбовское солнце".

Важным здесь будет акцент - на "таком же". Мало того, что герой оказался таким, как всё в этом скучном, как сон, городе, "полном гнилых запахов", он оказался на редкость пошлым и грубым, способным на удивительно грязное отношение к женщине. О какой уж тут Прекрасной Даме может быть разговор, если в адрес дамы, которой он цинично предлагал любовную связь, аргументируя своё предложение тем, что " У греков даже боги имели любовниц", этот "герой" произносит: "Дрянь, свинья!" - только потому, что она не пошла у него на поводу. Горький показывает несоответствие между впечатлением от внешности человека ( здеь и портретная характеристика, и манеры героя, и отношение к нему других) и тем, что за ней кроется, то есть между иллюзией и действительностью. Б.Дземидок называет такой приём комического "мнимым объединением абсолютно разнородных явлений" .

Итог пережитому рассказчик подводит, подчёркивая значимость произошедшего отрезвления во взгляде на человека: " Вот одно из тех маленьких приключений, которые имели для меня большой и грустный смысл, грубо срывая с души моей светлые покровы юношеского романтизма", - пишет Горький. Особенно интересно при этом, что, несмотря на разочарования, писатель остаётся на прежних позициях по отношению к человеку - " я и по сей день люблю одеть человека более празднично, чем он одет". Осознание нереалистичности подобного подхода выражено в финальных предложениях рассказа, в которых звучит ирония по отношению к себе, писателю: " Я понимаю, что если осла непосильно нагрузить даже драгоценными камнями,— всё равно ослу будет тяжело".

Заключение

Таким образом, анализ рассказа «Герой» позволяет увидеть использование следующих приёмов комического :

1) неожиданные эффекты и поразительные сопоставления;

2) мнимое объединение абсолютно разнородных явлений.

Таким образом, ирония в рассказе "Герой", с одной стороны, проявляется уже в названии произведения, в котором обыгрывается многозначность слова. В этом случае мы сталкиваемся с иронией - "стилистическим приемом, в котором истинный смысл скрыт или противоречит явному смыслу, что создает эффект насмешки"[14]. Кроме этого, в рассказе явно звучит насмешка над "героизацией" человека, которую проводит сам повествователь-писатель, испытывающий яркое стремление приукрасить эту жизнь, которая доставляет слишком много страданий - это стремление рождается от очень драматичных переживаний жизни: " Я шел босым сердцем по мелкой злобе и гадостям жизни, как по острым гвоздям, по толченому стеклу". В этой ситуации мы явно имеем дело с иронией - способом постижения мира. Ирония , направленная автором на самого себя , - самоирония "предполагает возможность для автора обратить взгляд не только на внешний по отношению к нему объект, но на себя в соотношении с ним; это совершенно особый вид комического, для его осуществления автору необходимо выйти «за пределы» собственного сознания, встать на место другого, позволить увидеть себя не идеальным, не высшей инстанцией и при этом не потерять себя".[ 3, с. 118]

Сила горьковского гуманизма проявляется в его стремлении верить в идеал, в возможность красоты и высоты, Горький верит в то, что искусство должно вдохновлять человека, обращаться к его духу. Сила горьковского гуманизма проявляется в его стремлении верить в идеал, в возможность красоты и высоты: «Когда жизнь неприглядна и грязна, как старое, засоренное пожарище, приходится чистить и украшать ее на средства своей души, своей волей, силами своего воображения,— вот к чему я пришел наконец», - так определяет свою позицию писатель в рассказе «Герой».

Интересным оказывается обращение Горького к этой мысли в рассказе, окрашенном ироническими тонами, построенном на комическом эффекте.

Список литературы

Борев Ю . Комическое , или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия: Издательство «Искусстве» Москва 1970, С. 15

Бочарова И.А. Коммуникативность - феномен сознания М.Горького ( по переписке) - в кн.: Концепция мира и человека в творчестве М. Горького. Серия "М. Горький. Материалы и исследования". Вып. 9.М.: ИМЛИ РАН, 2009, С.364

Ванюшкина С.Г.. Самоирония в ранней лирике В.Маяковского. - Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 7 (109), С. 118

Дёмкина С.М. Горький и проблемы культуры в социологическом контексте ХХ века - в кн.: Концепция мира и человека в творчестве М.Горького. Серия "М.Горький. Материалы и исследования ". Вып.9. М.: ИМЛИ РАН, 2009, С.390

Дземидок Б. О комическом. - М.: "Прогресс", 1974, С. 60-88

Кучина Т.Основные виды комического. Приёмы создания комического эффекта в литературе и искусстве. https://slovesnik.org/images/docs/sirius/kuchina-t-g-komicheskoe-v-literature-lekciya.pdf

Орлов М.Ю. Текстообразующая ирония в русской и англоязычной прозе. Автореферат диссертации. http://cheloveknauka.com/tekstoobrazuyuschaya-ironiya-v-russkoy-i-angloyazychnoy-proze

Петрова О.Г. Типы иронии в художественном тексте. - Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Филология. Журналистика, вып. 3, С.26

Пивоев В.М. Ирония как феномен культуры. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000, стр. 156

Словарь литературоведческих терминов. 2012. https://www.endic.ru/litved/Komicheskoe-43.html

Спиридонова Л.А. Концепция личности в системе философских взглядов М.Горького. в кн.: Концепция мира и человека в творчестве М. Горького. Серия "М. Горький. Материалы и исследования". Вып. 9.М.: ИМЛИ РАН, 2009,С.31

Толковый словарь ОжеговаС.ИОжеговН.ЮШведова1949-1992. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/38334

Филимонова Н. Г., Крылова Е.И. Ирония и способы её реализации в художественном тексте.

http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/23934/1/Filimonova_Ironiya.pdf

Просмотров работы: 433