Роль нравственной категории «благодарность» в духовно-нравственном становлении личности (на примере произведений русской литературы)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль нравственной категории «благодарность» в духовно-нравственном становлении личности (на примере произведений русской литературы)

Буланова К.Е. 1
1МАОУ СОШ №38
Войтенко Е.П. 1
1МАОУ СОШ №38
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность:

Благодарность. Казалось бы, нет ничего трудного в том, чтобы поблагодарить за помощь, поддержку, просто доброе дело. Но всегда ли мы искренне и своевременно выражаем благодарность? Понимаем ли мы, что такое благодарность? Кому и за что мы должны быть благодарны? Должен ли человек ожидать благодарности за совершенное добро? Кому благодарность нужна больше – дарящему её или принимающему? Эти и другие вопросы возникли у нас при осмыслении темы Рождественских чтений «Благодарность», и мы поняли, что тема эта достаточно актуальная для всех нас. Живя в век потребления, люди воспринимают все как должное, создается культ материальных ценностей. Часто само слово «благо» понимается как нечто материальное. Осознание каждым человеком значимости нравственной категории «благодарность» в его жизни кажется нам актуальным.

Проблема:

Иван Александрович Ильин (1882—1954) — известный русский философ, литературный критик, публицист считает благодарность важной человеческой добродетелью. В книге «Путь к очевидности» он пишет: «Нет сомнения — человечество найдет пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. Но для этого оно должно научиться благодарности и на ней строить свою духовную жизнь» [20].

Так почему же благодарность является важной человеческой добродетелью? Влияет ли она на духовный мир человека? Какое отражение находит эта нравственная категория в русской литературе?

Объект исследования:

Нравственная категория «благодарность».

Предмет исследования:

Влияние благодарности на духовно-нравственное становление героев русской литературы.

Цель исследования:

Установить, как благодарность влияет на духовно-нравственное становление личности героев русской литературы.

Задачи:

1. Определить лексическое, этимологическое, духовное содержание нравственной категории «благодарность».

2. Определить степень осведомленности учащихся школы о значении нравственной категории «благодарность».

3. Изучить, какую роль играет благодарность в духовно-нравственном становлении персонажей русской литературы.

Методы.

1.Теоретические:

-изучение и анализ литературы; сравнение.

2.Эмпирические:

-опрос, интервьюирование.

3.Рефлексивные:

-самооценка

Гипотеза:

Мы предполагаем, что «благодарность» - это важная часть нашей жизни, которая волновала людей в разные времена. Нравственная категория «благодарность» тесно связана с традициями русской культуры и является одним из важных мотивов русской литературы.

Глава 1. Значение и происхождение слова «благодарность».

1.1.Лексикографическая страница

Мы решили изучить, что означает слово «благодарность». Когда и как оно появилось в языке?

Чтобы понять значение слова «благодарность», мы обратились к материалам этимологических, толковых, словообразовательных словарей, к трудам философов и публицистов, к произведениям художественной литературы, к материалам интернет- ресурсов.

В работе были использованы следующие источники: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Этимологический словарь» М. Фасмера, «Этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Этимологический словарь русского языка» А.В.Семенова, «Этимологический словарь русского языка» И.А.Крылова, «Толковый словарь» В.И. Даля и др.

Так что же значит слово «благодарность»? Рассмотрим токование изучаемого слова различными словарями.

1.Толковый словарь В. И. Даля:

Благодарствовать или благодарить кого, на чем, за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому- то, говорить спасибо. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. Благодарение – действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность - чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; самое исполнение этого на деле. Благо дарительный или благодарственный - способный. Благодать – дары Духа Святого; помощь, ниспослания свыше, к исполнению воли Божьей; милость, благодеяние, благотворение, помощь, преимущество, выгода, обилие, избыток, довольство [3, C.92].

2.Толковый словарь С.И. Ожегова:

БЛАГОДАРНОСТЬ - Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. Принять с благодарностью что-н. Принести б. кому-н. Сделать что-н. в знак благодарности или в б. за что-н. 2. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг.). Рассыпаться в благодарностях. 4. Официальное действий. Объявить б. в приказе. Получить Б. от дирекции[7, C.94].

3.Толковый словарь Д.Н. Ушакова:

Благодарность – 1) чувство признательности за оказанное добро. 2) выражение этого чувства. Рассыпаться в благодарностях. 3) взятка [11, C.118].

Вывод: общим в толковании слова «благодарность» в толковых словарях Д.Н. Ушакова, В.И. Даля и С.И. Ожегова является то, что благодарность толкуется как чувство или его выражение. Но в словаре Д.Н. Ушакова также упоминается значение благодарности как взятки, а в словаре С.И. Ожегова как официальное действие.

1.2.Этимологическая страница

Для того чтобы узнать происхождение слова «благодарность», мы обратились за помощью к этимологическим словарям.

1.Этимологический словарь русского языка И.А. Крылова:

Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербургом [5, C.22].

2.Этимологический словарь русского языка А.В. Семенова:

благо

Древнерусское – болото.

Старославянское – благо.

Общеславянское – bolgo (благо).

Слово «благо» в значении «добро, польза» известно с древнерусской эпохи (XI–XII вв.).

В полногласной форме «болого» оно заимствовано из церковнославянского, где употреблялась близкаясовременной форма «благо».

Слово восходит к общеславянскому субстантивированному прилагательному среднего рода bolgo от bolgъ (-а, -о) – «благой, добрый, хороший».

Родственными являются:

Украинское – благо.

Чешское – blaho.

Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить [9, C.19].

3.Этимологический словарь А. Ситниковой:.

БЛАГО.

Из ст.-сл. яз. Ст.-сл. благо — «добро, счастье» возникло на основе прилаг. ср. р. благо — «хорошо» в результате морфолого-синтаксического способа словообразования.

Это слово, как и многие слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».

Благодарить, благодарность, благодарение, признательность [10,C.27].

4.Этимологический словарь М. Фасмера:

благо  благо́й –цер. слав. заимств.  вместо исконнорусск. *бологъ; см. болого. 

Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие греч. εὑ-напр.: благочести́вый εὑσεβής, благонра́вный εὑήθης, благоро́дныйεὑγενής и т. д [13, C.170].

5.Этимологический словарь Н.М.Шанского:

Благодаря. Икон. Возникло из деепричастия благодаря — от благодарить, заимств. из ст.-сл. яз., словообразовательной кальки греч. eucharisteīn (eu «благо, хорошо», charisteīn «давать, преподносить») [14, C.25].

Вывод: сравнение словарных статей различных этимологических словарей о слове «благодарю» позволяет сделать вывод, что все авторы этимологических словарей считают: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка.

1.3.Толкование слова «благодарность» в иных словарях и энциклопедиях.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры:

БЛАГОДАРНОСТЬ отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях [1, C.14].

2. ЛетяговаТ.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь:

Благодарность эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо [6, C.54].

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический терминологический словарь:

Благодарность – чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в б. основополагающее проявление добро деятельности человека. Изначально б. понималась как ответ услугой на услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант. объясняют Б. как особого рода дарения, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности б. понималась как добродетель. Христианство понимает б. скорее, как обязанность [2,C.28].

Вывод: вышеуказанные словари рассматривают благодарность как моральное качество человека, характеризующееся признательностью и готовностью ответить взаимным действием.  Но отмечается, что благодарность в античности понималась как добродетель.

1.4. Толкование слова «благодарность»в Библии.

«Благодарить, благодарность, благодарение, признательность…Как глагол, так и существительное в Ветхом Завете представлено словом «yadhah», а в Новом Завете — греческим словом «euchariste». Причем слово «eucharisteo» — обычно в греческом языке используется в прямом значении «благодарить», тогда как слово «yadhah» является одним из синонимов таких понятий, как «прославлять», «хвалить», «благословлять». Поэтому в Ветхом Завете это слово часто переводится как хвала, прославление, воспевание, славословие, восхваление. 

В Новом завете  Благодарность Богу — это похвала и прославление нашего Творца за то, Кем Он является, и за Его великие дела» [21]. Это Благодарность Богу за его жертву ради спасения человека. 

Сравнительный анализ словарных статей различных этимологических словарей о слове «благодарю, благодарить» позволяет сделать вывод: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка. Благо — общеславянское слово со значением «добро», глагол дарить, как и существительное дар, тоже являются общеславянскими. Любопытно вот что: образовано слово благодарить точно так же, как и греческое слово eucharistein с тем же значением eu- по-гречески «благо», charistein — «давать», «подносить». В данном случае русский язык заимствовал не само слово, а способ его образования. Этот способ называется калькой. Евхаристия, согласно христианскому вероучению, - таинство в котором под видом хлеба и вина христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа. Это Таинство составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии. Христианство понимает благодарность как восхождение к Христу, сообщение с Ним, цель христианской жизни – спасение через восстановление Образа Божьего в себе, следовательно, добродетель благодарности – это важная веха в данном процессе, благодаря Бога и ближних,

христианин восстанавливает свою падшую природу. В связи с этим можно говорить об огромном значении этой нравственной категории для мировоззрения русского человека – носителя христианской, а именно православной культуры.

1.5. Категория «благодарность» в русской культуре.

Согласно типологии Валентина Непомнящего, выдающегося пушкиниста, писателя, доктора филологических наук, существует два основных типа христианских культур – «рождественская» и «пасхальная». По словам В. Непомнящего: «Речь идет о том, какой момент отношений человека с Богом переживается на Западе и у нас как самый, самый важный, выстраивающий миросозерцательную систему, практическую ценностную иерархию – культуру во всём объеме этого понятия» [20].

В «рождественской» культуре такой момент – Боговоплощение: Бог, родившись от Девы, стал, как я, – Человек, то есть главная гражданская ценность – права человека, категория юридическая [20].

В восточной, православной культуре праздник праздников – Пасха. И это совсем другой подход к выбору главного торжества. В Пасхе, в Своих страданиях, в Воскресении Бог зовет человека подняться к Нему на Небо, чтобы, причастившись, стать подобным Ему, соединиться с Ним. В «пасхальной» культуре во главу угла ставится проблема возделывания человеческой души в свете Идеала – по образу и по подобию Бога.

А по словам Архимандрита Саввы (Мажуко): «Праздник Пасхи — это праздник благодарности, ведь именно благодарность лежит в основании христианства» [17].

Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «О благодарности» пишет: «Чувство благодарности - одно из естественных и в то же время благородных чувств, свойственных человеку. Благодарность - это память о полученном добре, которая хранится в сердце, как бы написанная на камне, и выражается в желании ответить добром на добро… Слово "дар" означает "даром"; дар - это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости. Дар - посильное для человека подражание Богу, Который все дает человеку даром. Самый великий дар Бога человеку - это жизнь… Ведь наше счастье зависит от умения увидеть добро, дарованное нам, и быть благодарным за это» [16].

Следовательно, идея благодарности является одной из центральных в пасхальной культуре.

Глава 2. Результаты изучения степени осведомленности учащихся школы о значении нравственной категории «благодарность».

Определив, что благодарность как нравственная категория имеет огромное значение для мировоззрения русского человека – носителя христианской, а именно православной культуры, мы решили изучить, насколько осведомлены об этом мы, современные школьники.

Среди учащихся 10, 8 и 6 классов МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда мы был проведен опрос «Что я знаю о благодарности?». Было опрошено 115 учащихся. На наши вопросы были даны следующие ответы:

Вопрос №1 «Кого Вы чаще всего благодарите за что-то?»

Родителей – 45%

Друзей – 40%

Родственников, близких знакомых – 45%

Учителей – 5%

Учеников – 5%

Другое – 15%

Вопрос №2 «Каким словом Вы выражаете благодарность чаще всего?»

Благодарю – 10%

Спасибо – 90%

Вопрос №3 «Как часто Вы благодарите кого-нибудь?»

Постоянно – 60%

Не очень – 25%

Редко – 15%

Часто – 0%

Никогда – 0%

Вопрос №4 «Кому благодарность нужна больше?»

Высказывающему её – 60%

Принимающему её – 40%

Вопрос №5 «Как Вы думаете, обязательно ли надо выражать благодарность?»

Обязательно – 90%

Не обязательно – 5%

Не знаю – 5%

На вопрос №6 «Что вы знаете о значении и происхождении слова «благодарность» учащиеся давали ответы в свободной форме.

Проанализировав ответы школьников, мы определили некоторые закономерности. Практически все ученики понимают, что значит для них быть благодарными. Так, многие считают, что чаще всего нужно благодарить родителей, близких знакомых и друзей. Однако благодарность чаще всего выражается словом «спасибо», и нужна она чаще принимающему её, чем высказывающему. Все опрошенные сошлись во мнении, что благодарить нужно обязательно. Благодарность у большинства учеников ассоциируется со словом «помощь» или «подарок», которую им приносят родители своим вниманием и заботой. Опрос показывает, что значимость данного слова многие понимают, но не могут объяснить точно его смысл и происхождение, а кроме того, само слово «благодарю» используется достаточно редко и становится практически устаревшим.

Таким образом, мы понимаем, что актуальность нравственной категории «благодарность» для сохранения духовно-нравственных ценностей современного человека очевидна.

Глава 3. Нравственная категория «благодарность» в произведениях русской литературы.

Что может помочь современному человеку не утратить духовные ценности русской культуры? Конечно, это духовное пространство русской словесности. Русская литература дает колоссальный, глубочайший опыт жизни. Словесность играет ведущую роль в формировании нравственного человека.

Поэтому в контексте нашей темы мы предлагаем обратиться к нескольким произведениям русской литературы: А.С.Пушкин «Капитанская дочка», И.С.Тургенев «Пир у Верховного Существа», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», А.Платонов «Юшка»,- и определить, какую роль играет категория благодарности в становлении личности персонажей.

И.С.Тургенев в стихотворении в прозе «Пир у Верховного Существа» (декабрь 1878г.) среди всех добродетелей особо выделяет две: благодетельность и благодарность. В обоих словах первый корень одинаков - «благо», то есть «добро». Эти две добродетели «несказанно» удивились встрече. Почему? Тургенев приглашает читателя к размышлению о том, благодарность не есть просто признание чужого благодеяния. Испытывать благодарность-значит радоваться не только полученному дару, но и доброте дарящего.

Надо отметить, что литература «пасхальной» культуры исследует не столько судьбу, сколько поведение человека и состояние его совести.

«Великая русская литература волею истории взяла на себя труд напоминать о том, что человек как создание и образ Бога должен не приспосабливаться к бездуховному миру, не оборудовать его всеми силами для веселья, довольства и праздника, словно ничего не случилось. Но «мыслить и страдать» (Пушкин), преображаясь духовно «по Христову евангельскому закону»; без твердой веры в это у человечества нет будущего» (В.С. Непомнящий) [20].

3.1. «Воскрешение Раскольникова» (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Вспомним роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Сколько вытерпела бедная Соня Мармеладова, сколько бессонных ночей провела в слезах, пока не увидела в глазах Родиона Раскольникова благодарность за все то, что Соня для него сделала.

В IV главе четвертой части раскрывается духовная красота Сонечки и становится понятен замысел автора, приведшего к ней своего героя. Не только самоотверженность во имя любви, безграничная кротость, которая особенно ярко проявляется в ее отношении к мачехе, смирение, но и самое главное, что дает ей силы жить в невыносимых условиях, — вера в Бога — вот что такое Сонечка! Соня становится для Раскольникова ангелом-хранителем. Соня, душа которой способна сострадать, узнав о преступлении Раскольникова, не только посылает его на перекрёсток, но и готова взвалить на себя его крест и идти с ним вместе до конца. Путь страданий героя — это путь к Богу, и он делает по нему свои мучительные шаги.

Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты». И с героем, случайно увидевшим ее, произошло необычайное: «Что-то как бы произошло в ту минуту в его сердце...» [4, C.517]. И когда он читал ее записку, «сердце его сильно и больно билось» [4, C.517]. В финале романа в ясный и теплый день Раскольникова впервые после болезни отправили на работу, все происходит буднично, привычно, но вот приходит Соня. Соня протягивает руку робко, так как боится, что Раскольников оттолкнет ее.Дальше герой бросится к ногам Сони. Почему? Происходит чудо воскрешения: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени» [4, C.518]. О чем говорят героине эти слезы? Слезы Раскольникова — это слезы благодарности за веру в него, за терпение и любовь, это искреннее признание любви и запоздалое понимание того, что жертва, совершенная для людей, не бывает напрасной... Это уже не просто «явка с повинной», а настоящее покаяние, «воскрешение в новую жизнь».

То есть, Достоевский показывает, как началось воскрешение Раскольникова через страдание и благодарность…

3.2. «Как сохранить в себе человека?» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»).

Как человеку сохранить в себе человека, за что держаться, чем руководствоваться? Об этом роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Итак, в чем же состоит смысл романа? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один – нравственные нормы "преступить сумевший", другой – твердо держащийся законов чести и совести. И это противопоставление придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп.

Прижимистый Савельич ропщет: подарок бессмыслен, "он его пропьет, собака, в первом кабаке" [8, C.131]. Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские "окаянные плечища"! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: "Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком"[8, C.132]. Но мы понимаем, что не в тулупе дело… Сделав шаг навстречу "страшному мужику", Петр Андреич поступил по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей… [8, C.132]. Через некоторое время, когда Гринёв служит в крепости, её захватывает Емельян Пугачёв. Пётр отказывается ему присягать и приговаривается к казни. Однако автор с уважением пишет о том, что разбойник узнал в Гринёве того, кто когда-то отдал ему заячий тулуп. Помня доброту Петра, Пугачёв спасает его от казни. Так Пугачев проявил благодарность по отношению к тому, кто когда-то был с ним добр. Убить молодого человека означало для бунтовщика убить все то лучшее, что было в нем самом, его душе.

Таким образом, А.С. Пушкин связывает героев благодарностью, проявление этого чувства оказывается очень значимым в судьбе героев.

3.3. «Благодарность-память» (А.Платонов «Юшка»).

Мотив благодарности мы находим и в литературе 20 века.

Не успевает поблагодарить своего приемного отца Юшку героиня одноименного рассказа А. Платонова. Закончив в Москве медицинский институт и не дождавшись дорогого ее сердцу человека, она приезжает в тот поселок, где жил отец. Там она узнает о его смерти и навсегда остается в селе лечить людей от болезни, от которой умер Юшка. «Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…» [15, C.125].

Может, это и есть благодарность? Благодарность человеку, который ее выучил. «Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она его ела». [15, C.125]. Своим примером приемная дочь Юшки будет не только лечить людей от туберкулеза, но и учить их доброте, радости, душевной щедрости.

А.Платонов дает нам пример благодарности-памяти. Вот он, ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние.

Вывод: прочтение хорошо известных нам произведений русской литературы, таких, как «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Юшка» А.Платонова с точки зрения отражения в них мотива благодарности позволяет нам сделать вывод о том, что чувство благодарности, без сомнения, оказывает значительное влияние на мировоззрение героев русской литературы: Родиона Раскольникова, Петра Гринева, Емельяна Пугачева и др., а также играет определяющую роль в формировании их духовно-нравственного мира. Мы наблюдаем, что человек, способный испытать чувство благодарности, совершает высоко нравственные поступки, он может быть милосердным, совестливым, он может преодолеть себя, может остаться человеком даже в самой критической ситуации, он может сохранить память о благодеянии и дарить благо другим. Проанализировав выбранные произведения русской литературы, мы убеждаемся, что представления героев Достоевского, Пушкина, Тургенева, Платонова о добре и зле, о милосердии, благодеянии и благодарности совпадают с христианской картиной мира. Следовательно, в русской литературе находит отражение идея благодарности как одной из центральных в пасхальной культуре. Русская литература, таким образом, сохраняет традиции православной культуры.

Заключение

1.Обратившись в своей работе к теме благодарности, мы смогли глубже понять не только этимологию и лексическое значение этого слова, но и осознать духовную составляющую нравственной категории «благодарность», которая восходит к древним традициям православной, «пасхальной», культуры.

2.Изучение результатов опроса учащихся о значении слова «благодарность» подтвердило актуальность этой нравственной категории для сохранения духовно-нравственных ценностей современного человека. У большинства школьников благодарность ассоциируется со словом «помощь» или «подарок». Само слово «благодарю» используется достаточно редко и становится практически устаревшим.

3. Проанализировав выбранные произведения русской литературы, мы убеждаемся, что представления героев Достоевского, Пушкина, Тургенева, Платонова о добре и зле, о милосердии, благодеянии и благодарности совпадают с христианской картиной мира. Русская литература, таким образом, сохраняя традиции православной культуры, играет важную роль в духовно-нравственном развитии современного человека.

В целом поставленные в работе задачи выполнены. В ходе исследования мы определили дальнейшие пути изучения духовного пространства русской словесности. В процессе анализа категории «благодарности» в русской классической литературе нас заинтересовала проблема утраты смыслов в современной русской литературе. Историко-культурный контекст изменился, сегодня происходит девальвация традиционных ценностей в обществе. Мы считаем необходимым проследить содержание категории «благодарности» у современных авторов, являющихся признанными авторитетами в современном литературном процессе, таких, как Л. Улицкая, Е. Водолазкин, В. Пелевини др.

Список используемой литературы

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - Екатеринбург, 2000.-937с.

Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. -528 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.- Москва, «Русский язык», 1978. -2716 с.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - Ленинград, «Наука», 1989. -574с.

Крылов Г.А. «Этимологический словарь русского языка». -Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2004.- 432 с.

Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. - Москва, 2011.- 424 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 6-е.- Москва, "Советская энциклопедия", 1964. - 900 с.

Пушкин А.С. Дубровский. Капитанская дочка.- Москва, «Детская литература», 2016.-254с.

Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. - Москва, «ЮНВЕС», 2003.- 704с.

Ситникова А. Этимологический словарь русского языка.-2005 . -204 с.

 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка в 3 т. на основе 4-томного издания.- «Си ЭТС», 2001.- 752 с.

Тургенев И.С. Стихотворения в прозе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.100bestbooks.ru/files/Turgenev_Stihotvoreniya_v_proze.pdf-свободный.

Фасмер М.Ю.Ф. Этимологический словарь. - Москва, 1986.- 832 с.

Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. Москва, «Прозерпина», 1994.- 400с.

Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2-х ч. Ч.2/В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. -2-е изд.-М., Просвещение, 2014. -319 стр.

Архимадрит Рафаил (Карелин), «О благодарности», [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://vetrovo.ru/inoi/arh-rafail-karelin-o-blagodarnosti/-свободный.

Архимадрит Савва, «Праздник Благодарности», [Электронный ресурс]- Режим доступа :http://www.pravmir.ru/prazdnik-blagodarnosti/- свободный.

Ильин И.А. «Путь к очевидности», Москва, издательство АСТ, 2007 г. - 60с. [Электронный ресурс]- Режим доступа - свободный.

Лихачев Д.С. «Раздумья о России», [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/nauka/kulturologiya/1933/-свободный.

Непомнящий В.С. Рождество или Пасха? [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_1358.html - свободный.

«О благодарности и неблагодарности», Православный приход храма Успения Божьей Матери г. Камышина Волгоградской епархии Русской православной церкви. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://uspenie-kamishin.prihod.ru/tak_govorit_biblija/view/id/1154126 - свободный.

Просмотров работы: 394