Какой ответ дают сказки народов России на вопрос: а надо ли отличать добро от зла?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Какой ответ дают сказки народов России на вопрос: а надо ли отличать добро от зла?

Медведева Е.С. 1
1МБОУ СОШ №7 с УИОП
Смугалова Л.А. 1
1МБОУ СОШ №7 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение. 1.1. Актуальность.

Человек стремится быть счастливым и жить по законам добра, справедливости, мира. Каждому хочется рассчитывать на чуткость, отзывчивость, понимание и милосердие окружающих. Но для нас такой мир – сказка, потому что зло никогда не дремлет и всегда готово испортить нам жизнь, часто под видом добра.

Множество фактов свидетельствует о том, что человек порой искренне пытается совершить добро, но получается совсем наоборот. И, к сожалению, это происходит не только, к примеру, в межличностных отношениях, но и по отношению к животным, и на межгосударственном уровне. Чтобы животные не нарушали привычный для человека образ жизни, их запирают в клетки, лишают свободы. Семейные разногласия часто решаются руганью и ссорами, невзирая на переживания детей. А сколько происходит конфликтов между государствами и внутри их ради благих целей изменения в жизни людей якобы к лучшему! А что стоят попытки создания комфортной среды для человека за счёт уничтожения природной среды.

1.2. Проблема.

Факты из жизни свидетельствуют о том, что многие люди не способны правильно сделать самостоятельный выбор, а если и делают, то получается не так, как задумывали. Это говорит о том, что человек попадает под влияние зла и не может противостоять ему. В связи с этим возникают вопросы:

Умеют ли люди отличать добро от зла?

Все ли понимают, как выглядит истинное добро?

И знают ли они, что представляют собой пути добра?

1.2. О чем свидетельствуют анкеты школьников.

В поисках ответа на поставленные вопросы я провела социологическое исследование. Ученикам 8 математического класса были заданы вопросы: «Нужно ли отличать добро от зла? Почему?», «Что нужно делать, чтобы добро побеждало зло (можно было выбрать вариант ответа: совершать 3 добрые дела без насилия или «добро должно быть с кулаками», добро можно использовать в корыстных целях или свой вариант ответа)». Результаты показали, что 59% класса были согласны в том, что нужно отличать добро от зла и при этом совершать хорошие поступки нужно без насилия; 27% класса были согласны с тем же, но придерживались мнения, что иногда, в крайних случаях, можно использовать кулаки; 13% класса не смогли ответить на некоторые вопросы, а 1% класса считал, что добро и зло должны сами «контролировать себя».

Результаты анкетирования убедили меня в актуальности возникшей проблемы, тем более что абсолютно все учащиеся не смогли объяснить свой выбор, и это говорит о том, что они не понимают необходимости добра и отвечают по принципу «потому что так надо».

1.3 Цель, задачи, этапы.

Где искать ответы на волнующие нас вопросы? Чему можно довериться? Моя гипотеза: если обратиться к сказкам народов России, то мы найдём в них мудрые советы, ведь они являются кладезем народной мудрости, которая прошла проверку временем.

Таким образом, передо мной возникла цель: обратившись к сказкам народов России, выявить общечеловеческое значение понятия «добро» и найти пути, ведущие к утверждению добра. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать факты современной жизни о представлении людей о добре и зле.

2. Исследовать сказки народов России о противостоянии добра и зла. 3. Выявить соотношение добра и зла в сказках.

4. Установить, что представляет собой добро.

5. Выявить пути, ведущие к утверждению добра.

6. Выявить общечеловеческое значение понятия «добра» и его необходимости во все времена.

Этапы:

1. Подбор и изучение информации о состоянии добра в современном мире и анкетирование одноклассников.

2. Анализ башкирской народной сказки «Добром за добро», адыгейской народной сказки «Как обманули хаджи», русской народной сказки «Морозко».

3. Определение жизненных позиций персонажей по отношению к добру и злу.

4. Определение понятия «добра» по сказкам.

5. Выявление способов борьбы за добро.

6. Вывод, основанный на анализе сказок, для выявления определения.

Мною были использованы следующие методы исследования: метод определения понятий, метод анкетирования, метод наблюдения за речью учащихся, метод классификации, метод сравнения, метод анализа, метод синтеза, метод индукции (вывод).

2.Основная часть.

2.1. Выявление жизненных позиций персонажей сказок по отношению к к добру и злу.

Мною был проведён анализ трех сказок народов России, а именно: башкирской народной сказки «Добром за добро», адыгейской народной сказки «Как обманули хаджи», русской народной сказки «Морозко». Для того чтобы понять, что же такое истинное добро и определить пути осуществления добра, изображённые в сказках, я прежде всего выявила жизненные позиции персонажей сказок по отношению к добру и злу.

В башкирской народной сказке «Добром за добро» герои не пытаются бороться со злом. Поэтому возможность добра оказывается под сомнением. Большая честь героев: змея, воротник, собака – уверены, что на добро отвечают злом, и ничего с этим не поделаешь, такова жизнь. «Стоило мне состариться, как меня выбросили», - говорит воротник. Позиция героев: использование добра в корыстных целях. Но есть герой, который пытается сделать доброе дело, но оказывается обманутым. Им является наивный 5 дровосек, который хочет сделать выбор в пользу добра, но не может самостоятельно осуществить его. Ему на помощь приходит лиса, которая способна отличить добро от зла и отстоять его. И своим поучительным уроком она направляет дровосека на путь истинный.

Здесь добром является благодеяние, проникнутое милосердным отношением к окружающим, готовностью прийти на помощь. И добро может победить, если не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи, разоблачать зло с его несправедливостью, способностью наносить вред и причинять несчастье объединять усилия в борьбе со злом.

В адыгейской народной сказке «Как обманули хаджи» люди попадают в сети зла, из-за чего подлинность добра оказывается под сомнением. Антигерой хаджи прикрывается маской добра, чтобы обмануть доверявших ему людей и получить их вещи, отданные ему на хранение. Позиция героя: использование добра в качестве прикрытия для обмана в корыстных целях. Юный пастух и попался в его сети, оставшись без своих денег. Он стал жертвой обмана, потому что не способен разоблачить зло, и поэтому не может отстаивать добро во благо справедливости. На помощь к нему приходит женщина, которая может дать отпор злу и восстановить справедливость. Но хаджи, уже пойманный на своем обмане, не отказывается от своих принципов, что говорит нам о том, что зло победить не просто.

Здесь добром является справедливое отношение к окружающим людям, честные намерения и искренняя помощь нуждающимся. И победить добро сможет, если никогда не оставлять зло безнаказанным.

В русской народной сказке «Морозко» люди пытаются лишить счастья других, поэтому добро оказывается в опасности. Антигерои, мачеха и ее дочь, поддаваясь искусительной силе зла – зависти, пытаются погубить падчерицу. Позиция героев: устранение доброго человека из-за зависти. Добродушная Алёнушка не может самостоятельно в одиночку противостоять злу, поэтому вынуждена находиться в ужасных условиях и быть лишенной счастья. На помощь к ней приходит Морозко, 6 олицетворяющий собой не столько волшебника, сколько силы природы, который способен противостоять злу. Антигерои получают по заслугам, а добрая Аленушка обретает свое счастье.

В этой сказке добром является уважительное отношение к людям, поддержка в обретении счастья другими. И победить добро сможет, если ничему и никому не завидовать, быть терпеливым к окружающим людям.

2.2. Какова же грань между добром и злом?

Между добром и злом существует четкая и непоколебимая грань, которую никто из нас не должен преступать. А чтобы ощутить эту грань, можно подобрать антонимы к чертам «доброго человека»: милосердие – зависть, любовь –бесчувствие, искренность – лицемерие, благодеяние – насилие, отзывчивость – равнодушие, помощь – коварство.

Перейдя за грань добра, мы уже не сможем быть полноценными людьми.

3.1. Уроки народных сказок России, или заветы предков.

Нужно уметь отличать добро от зла, и только тогда добро победит. Не бывает добра с каплей зла, потому что тогда оно же не будет считаться «добром». Ты никогда не сможешь быть счастливым, если дашь злу победить. В каком положении и ситуации ты бы ни оказался, всегда держи при себе добро. Жизнь мы проживаем не зря, когда делаем хорошие поступки, ведь 7 только тогда мы оставим после себя память. Счастье и благополучие заслуживают только те, кто создавал его сам, а не присваивал чужое.

Это те уроки, которые важны в любое время и в любом возрасте. Они учат нас жизни и, что интересно, с ними перекликаются высказывания мудрецов разных времён и народов. «Нужно уметь отличать добро от зла, и только тогда добро победит. - Высшая мудрость— различать добро и зло», - утверждал философ Сократ. «Не бывает добра с каплей зла, потому что тогда оно же не будет считаться «добром». - Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан!» - призывал поэт Омар Хайям. «Ты никогда не сможешь быть счастливым, если дашь злу победить. - В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое», - уверял Джами. «В каком положении и ситуации ты бы ни оказался, всегда держи при себе добро. - Из всех щедрот, из всех невзгод земли добро приблизь, все злое отдали», - призывал Кайсын Кулиев.

В результате работы над темой мы нашли ответ на вопрос о необходимости отличать добро от зла, который дают нам сказки народов России, провели четкую грань между добром и злом, определили пути утверждения добра и показали уроки народных сказок, которые подтверждались высказываниями великих людей.

Словами, мыслями, делами

твори добро, борись со злом.

Всегда, везде, где только можешь,

но главное — в себе самом.

Юрий Новиков

Список используемой литературы:

1. «Словарь русского языка» С.И. Ожегов.

2. «Большая книга афоризмов» К. Душенко.

3. «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева 1855-1863 гг.

4. Сборник «Башкирские народные сказки».

5. «Адыгейские народные сказки» М. Хуажев 1974 г.

6. «Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся» М.Р. Львов.

Просмотров работы: 81