Создание учебных заданий для детей –билингвов с моторной алалией

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание учебных заданий для детей –билингвов с моторной алалией

Мункуев В.В. 1
1МБОУ СОШ №1 г. Реутов, Московской области
Боровкова Л.Ю. 1
1МБОУ СОШ №1 г. Реутов Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Язык, являясь средством хранения и передачи информации, выполняет функции коммуникации и познания. Человек через язык выражает свою индивидуальность и этническое самосознание, показывает свою принадлежность к определенной социальной группе.

Как сказано в новом ФГОС « выпускник школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции». На основе закона РФ «О языках народов Российской Федерации» создаются необходимые условия для равноправного и успешного функционирования и изучения русского язык и языков титульных народов, что возможно лишь при последовательном применении принципа билингвизма[ 1-2 ].

Дети-билингвы воспринимают русский язык через призму родного языка. Согласно воззрениям И.А. Резуновой [2], «перед учителем стоит сложная задача предупреждения и установления интерференциальных ошибок в русской речи, т.е. преодоления влияния родного языка без отказа от него, как опоры. Для этого в учебном процессе необходимо достижение баланса между упражнениями на воспроизведение и закрепление учебного материала и заданиями на коммуникацию, за которыми должна стоять потребность в ней».

Особенно трудно детям, страдающими моторной алалией, очень важно научиться понимать чужую речь и правильно построить предложения или фразу для нормального общения со сверстниками[3]. В этой связи создание учебных заданий для детей-билингвов с моторной алалией является актуальной проблемой. Применение информационных технологий в последующем поможет реализации программ, вовлеченных непосредственно в инклюзивное обучение школьников 1 класса, проживающих как в мегаполисах, так и национальных субъектах нашей многонациональной страны.

Основная часть

К. Роджерс[4] полагает, что в подлинно гуманной учебной атмосфере молодые люди могут почувствовать, что их уважают, они могут совершить ответственные выборы, ощутить радость учение, заложить основу своей будущей жизни – жизни эффективных и ответственных граждан, т.е. людей хорошо информированных, компетентных в своем деле и уверенно смотрящих в будущее… Заботливая и поддерживающая атмосфера в классе, школе, школьном округе – наилучший фактор создания благоприятных условий для полноценной заботы о здоровье.

Речь имеет принципиальное значение для развития мышления в деятельности ребенка. Для детей с моторной алалией очень важна поддержка, т.к. они неговорящие или слухонемые. Алалики хорошо понимают обращенную к ним речь, но испытывают большие затруднения в самостоятельном использовании ею. В этой связи разработка научно-обоснованного содержания и методики, направленной на преодоление этого речевого нарушения, является сложной задачей.

Как утверждают ученые[3,5], у алаликов можно воспитать «чувствительность» к слову и его формам на основе осознания. Они ориентируются на лексическое значение слова, не учитывая его грамматического значения. Например, дети-алалики говорят: «Сестра купил яблоки три». Предлоги либо совсем не употребляют или используют в речи неверно. При построении фразы сталкиваются с огромными трудностями.

Вовлечение в предметно-языковое интегрированное обучение для детей – билингвов в рамках инклюзивного образования может стать тем ярким мотивирующим стимулом их социализации. Следовательно, нужны учебные задания, которые могут быть разработаны с учетом мнения младших школьников. Эта работа повышает уровень эмпатии обычного ребенка к детям с ограниченными возможностями и формирует научный подход к решению существующей проблемы.

Учитывая знания бурятского и русского языка Вадимом, им были разработаны потешки:

на бурятском языке

Маа, маа, маа – гээд

Маарана хурьган.

на русском языке

Маа, маа, маа – блеет маленький ягненок.

Дети-алалики плохо двигаются. Они не могут выполнить сложные движения. В этой связи нами были подобраны близкие по смыслу известные музыкальные произведения

на бурятском языке

Хамта бидэ бултандаа

Хатаралдын наадая!

Наадая, наадая,

Хатаралдан наадая!

Ю. Ирдынеев.

На русском языке

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг, и я твой друг,

Старый верный друг!

Автор текста (слов):Шварц Е. Композитор (музыка):Спадавеккиа А.

Учитывая тот факт, что Вадим играет на аккордеоне эти песни, он может вовлечь в пляс детей с алалией.

Для детей-алаликов очень важно подражание животным и людям, чтобы развить речедвигательный аппарат. В этих целях Вадимом подобраны короткие стихотворения.

На бурятском языке

Миисгэй (Кот)

Манай хуршын

Миисгэй эрхэлнэ,

«Мяу! Мяу!»-

Мяха эринэ.

Ж. Зимин [ ]

На русском языке

Разговор

Тётя Трот и кошка

сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: -Кис-Кис-Кис,

Ты ловить умеешь крыс?

-Мурр,-сказала кошка,

Помолчав немножко.

С.Маршак[ ]

Проговаривая такие стишки, дети с алалией учатся правильно говорить.

Заключение

Таким образом, мы в нашем исследовании попытались подобрать задания для детей – алаликов для вовлечения их в круг общения, чтобы они из неговорящих постепенно стали говорунами, из молчунов с плохой двигательной способностью – в поющих танцоров. Здоровые дети должны научиться понимать и принимать детей с ограниченными возможностями, стараться помогать и проявлять чувства эмпатии.

Также в процессе работы дети более полнее постигают красоту и особенности как родного, так и русского языка.

Литература

1. Супрунова Л.Л., Свириденко Ю.С. Поликультурное образование. – М.: Академия, 2013. 321 с.

2.Резунова И.А. Билингвальное языковое образование учащихся школ на уроках филологического цикла // Педагогика, № 2, 2019. – С.56-59.

3. Кузьмина Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М.: Просвещение, 1977.

4. . Роджерс К., Фрейберг Дж.Свобода учиться.[Электронный ресурс ]

5. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста / Е.В. Доманюк, И.И. Васильева, Е.А. Конышева и др. – Спб.: Детство-пресс, 2013.

6.Очиров Д.Д., Цыденова В.Д. Книга для чтения. Чтение, развитие речи: учебник для 1 класса бурятской школы. – Улан-Удэ, 1994.

7.Маршак С.М http://mamamozhetvse.ru.

Просмотров работы: 77