1. Введение
«Школа должна научить не тому, что читать, а тому – как. Особенно – сегодня, когда ХХI век предложил книге столь соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев»
Александр Генис.
Тема «Круг чтения молодежи» заинтересовала нас после того, как однажды в компании друзей зашел разговор о литературном предпочтении каждого. Как и предполагалось, мнения разошлись. Одни наши сверстники подменяют понятие «чтение литературы» на «поиск информации в Интернете», другие предпочитают легкие непринужденные глянцевые журналы, третьи обращаются к книге лишь в рамках школьной программы. Мы долго дискутировали по данному вопросу, спрашивая себя и друзей: что же предпочитает современная молодежь в плане чтения? Какие любимые жанры у подростков? И почему же ребята стали редко читать книги? Каков круг чтения современной молодежи?
Мы поняли, что затронутая в беседе тема актуальна, и решили получить ответы на острые вопросы, а также исследовать эту проблему с теоретической и практической точек зрения.
В нашей исследовательской работе мы затронем вопросы, почему современная молодежь делает выбор в пользу электронных книг, меньше читает классику и в целом меньше уделяет времени на чтение, чем это делали наши родители.
Цель нашего исследования - определить круг чтения современной молодежи.
Задачи исследования:
Изучение особенностей читательской аудитории на современном этапе.
Описание литературных жанров, способов чтения и отношения молодежи к книгам.
Разработка диагностического инструментария (анкеты).
Оценка результатов, полученных в ходе исследования, доказательство или опровержение гипотезы исследования.
Выявление причин, препятствующих чтению книг, и разработка путей решения этих проблем.
Определение, каков он, круг чтения молодежи.
Объектом исследования являются ученики нашей школы (МБОУ СОШ № 8 г.о. Ивантеевки), а также друзья и приятели в возрасте от 12 до 18 лет включительно.
Предмет исследования – литературные предпочтения школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что современная молодежь недостаточно внимания уделяет чтению литературы, круг чтения достаточно сужен, предпочтения отдаются не книгам, а получению нужной информации в интернете, чтение книг уходит на второй план.
II Основная часть
1. Теоретическая часть
История вопроса. Проблема читательской культуры в мировом сообществе.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие подростков напрямую зависит от духовного статуса личности, огромную роль, в формировании которой играют средства массовой информации и, конечно же, книга. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены Организацией объединенных наций десятилетием грамотности. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем двадцать-тридцать лет назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией, но и многое другое. В настоящее время в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, стало предметом заботы государства и общества во многих странах. В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития».
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание обращаться к книге.
Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением: кризис проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Исходя из сложившейся ситуации, в Российской Федерации была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 годы», 2014 год объявлен Годом культуры, 2015 - Годом литературы, а 2019 – Годом театра. Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения и приобщения к литературным произведениям.
Свою работу над исследованием мы начали с поиска и изучения литературы по данному вопросу. Мы познакомились с авторскими работами Абдурашидовой Э., Ивановой Г.И., Чудиновой В.А., Новиковой Т.А., Соловьева Е.Н. Также нам встретились статьи на схожую тематику.
Известный факт: у людей, читающих книги, лучше развит кругозор, словарный запас. И не столь важно, читают ли они русскую классическую литературу или зарубежные романы, в любом случае, личность человека обогащается и становится более развитой.
Действительно, можно с уверенностью сказать, что те, кто искренне любит читать, узнавать новое, обучаться чему-то, совершенствовать свои знания в определенной сфере, более разносторонние и интересные люди. Согласитесь, что приятнее общаться с человеком начитанным, обладающим богатым лексиконом. Находясь в таком окружении, другие люди неосознанно станут поглощать полезную информацию, расширять свой кругозор.
Мы считаем, что залог понимания учеником материала - грамотное преподнесение его учителем. Если педагог будет без особого желания преподавать произведение, как очередную тему, которую школьники обязаны пройти, разобрать, написать сочинение и потом забыть, то стоит ли в принципе уделять этому так много времени на уроках?
Умение увлечь школьников даже классическими жанрами обладают не все учителя. У преподавателя, который любит свой предмет – и ученики работают на уроке с увлечением и большим интересом, принимая участие в рассуждении, высказывая свое мнение или позицию.
Еще одной причиной является то, что в семьях подростков недостаточно внимания уделяется формированию привычки чтения. Взрослые сами стали редко читать, поэтому у ребят просто нет примера семейного чтения перед глазами.
Все эти причины - лишь косвенные факторы. Человек и сам должен проявлять интерес к классическим произведениям. Такой жанр поможет молодежи стать более рассудительными, узнать исторические сведения, познакомиться с разными эпохами, а также открыть для себя новые жанры. В мире литературы их существует огромное количество, начиная с эпических и заканчивая боевиками.
Прежде чем провести среди сверстников анкетирование, в ходе которого выяснить предпочтения подростков в отечественной и зарубежной литературе, любимые книги и жанры, способы чтения и другое, мы хотели изучить и раскрыть, какие литературные жанры существуют в литературе в настоящее время.
Литературные жанры, виды чтений, альтернативы классическому чтению.
Классические жанры:
Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лирического героя и его эмоций.
Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание адресовано одному лицу или группе лиц.
Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета
Драматические жанры:
Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
Жанры классической литературы мало пользуются спросом подростков средней школы. В основном читаются произведения, изучаемые на уроках литературы. Ребята считают эти произведения скучными, неактуальными, старомодными. В старших классах учащиеся уже более осознанно относятся к классической литературе, проводят параллель с современной жизнью, стараются больше узнать и об исторической эпохе, в которой жил и работал писатель, и о жизни самого писателя. Многие, заинтересовавшись каким-то одним произведением автора, решают прочесть и другие его творения.
Жанры современной литературы:
Боевик – динамичный и, как правило, кровавый жанр, к характерным чертам которого относятся наличие положительного главного героя – спасителя мира, человечества, города, правительства. Герой незауряден, обучен воевать, обречен действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, он часто оказывается в гуще событий совершенно случайно и при этом всегда выживает.
Детектив – жанр, основанный на разгадке тайн, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.
Жанровые черты:
логичность построения сюжета – случайности исключены, причины и следствия взаимосвязаны и обоснованы, каждое предположение имеет фактологическое основание и обоснование;
наличие четких статичных ролей: следователь (сыщик), его напарник, преступник (убийца, похититель), пострадавший (убитый, пострадавший), информатор (свидетель).
как правило, небольшой охват территории расследования;
в финале все загадки должны быть разгаданы, а на все вопросы – найдены ответы.
Жанр детектив достаточно популярен в наши дни, ведь запутанные преступления, странные происшествия и интригующий сюжет привлекают молодежь. В таких произведениях как «Приключения Шерлока Холмса», «Убийство в восточном экспрессе», «Код Да Винчи» и «Десять негритят» главные герои обладают дедукцией, хорошей памятью, а также умением замечать, казалось бы, самые непримечательные детали. Все эти особенности может перенять и читатель. Конечно, от прочтения 1-2 книг вы вряд ли сразу же станете великими сыщиками, но, по крайней мере, будете иметь хотя бы представление об этом. Если вы давно искали для себя новый и интересный жанр, то попробуйте детективы.
«Какую же книгу подростки считают «интересной»? Прежде всего, это та книга, которая имеет «захватывающий сюжет», «захватывающие положения», «увлекает ситуациями», - утверждают в своей работе Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. - Причём «положения» и «ситуации» непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть «про нас», «про современную нашу жизнь», «где бы мы читали про себя».
Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова - автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы информации, с другой - это «легкое чтение» как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)».
Любовный роман – лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных.
Жанровые черты:
наличие незаурядной главной героини с отличительной особенностью, которая выделяет ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо сногсшибательная красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений;
наличие главного героя – красивого и мужественного аристократа, очаровательного и обаятельного, часто при всем прочем – негодяя;
наличие третьего лишнего (соперника) – влюбленного поклонника у героини или красивой и яркой соперницы;
романтические и эмоциональные обстоятельства, которые сводят будущих влюблены;
множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу (разница социальных статусов, бедность и гордость одного из героев, семейная вражда и др.);
в финале герои обязательно должны преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе (пожениться, обручиться, переспать) и уверенно смотреть в светлое будущее.
Романы, описывающие любовные истории, в основном больше предпочитают девочки. Кому как не этим юным существам мечтать о смелом, сильном, с чувством юмора парне, который выступает главным героем в таких книжках.
Фантастика (научная фантастика, фэнтези) - жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.
Жанровые черты:
выдуманный мир или измененная реальность – другая планета, альтернативное прошлое или будущее Земли, космос и Вселенная, параллельный мир, игровая реальность, сказочный мир и т.д.;
система научных или псевдонаучных знаний, выдуманных (система магии) или значительно опережающих развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, волшебные артефакты, космические корабли и др.);
несуществующие в природе явления и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т. п.;
герои, наделенные необычными способностями, и сами способности, в выдуманном мире являющиеся обыденностью;
Фантастика и фэнтези. На данный момент это одни из самых читаемых жанров у ребят в возрасте от 7 до 20 лет. Такие книги, как «Марсианин» Энди Вейера, «Гарри Поттер» Джоаны Роулинг, «Властелин Колец» Джона Рональда Руэла Толкина и т.д., охотно пользуются спросом среди подростков. Как мы уже ранее упоминали, сказочный мир привлекает огромную аудиторию, и это не так плохо, как может показаться на первый взгляд. По нашему мнению, у людей, читающих фэнтези и фантастику, более развиты способности креативно мыслить и творчески подходить к любым вещам.
В современной классификации литературных жанров это далеко не весь перечень. Мы раскрыли лишь основные, более известные жанры.
Следующий вопрос, который мы затрагиваем в нашем исследовании – что и в каком виде читают подростки.
На сегодняшний день чтение является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы читаем практически везде: на работе, в школе, дома, в дороге, - читаем все, начиная от простых постов в социальных сетях и заканчивая газетами, журналами, книгами. К сожалению, бумажный вариант книг практически утратил свое значение. В современном мире информационные технологии достигли высокого уровня, и теперь найти книгу для чтения стало гораздо проще. Соответственно, прочитать желаемое произведение в электронном виде куда более доступно, чем покупать или брать в библиотеке. В магазине книги стоят не всегда дешево или их вовсе может не быть в наличии. А в библиотеках редко бывают современные произведения.
Исходя из этого, можно сказать, что для молодежи у электронных книг больше преимуществ, чем у книг в классическом бумажном варианте.
Прекрасной альтернативой в наши дни стали книги в аудио-формате, послушать которые можно в любой удобный момент, при этом не отвлекаясь от остальных дел и тем самым экономя время. В этом, пожалуй, и заключается их главная особенность.
Но, безусловно, аудиокниги существенно уступают в плане восприятия материала, смысла и глубины повествуемого. К тому же, диктор отчасти передает информацию через призму своего видения, вкладывая в текст частичку своей личности, своего отношения к героям и происходящим событиям, мешая воображению слушателя, тем самым, в какой-то степени навязывая свое мнение. Бывает и такое, что мы при прослушивании аудиокниги просто-напросто можем упустить или не услышать какой-то момент, отвлекшись на что-то, а перематывать обратно в поиске нужного эпизода не так удобно, как, например, просто взять и перелистнуть страницу. А о развитии грамотности своей речи вообще можно забыть, если полностью переключиться с бумажных книг на аудио. Как мы видим, в этом случае «живые» книги снова выигрывают.
Но чем больше человек ищет информацию в интернете или использует аудио-формат, тем быстрее отвыкает от самостоятельного поиска материала. Давно известно, что при прочтении книг в обычном, то есть не в электронном варианте, информация гораздо лучше откладывается в голове. В этом и состоит главная особенность «живых» книг.
Практическая часть
Организация и проведение анкетирования по теме исследования
С целью выявления круга чтения молодежи мы решили провести анкетирование среди обучающихся нашей школы, а также своих друзей и знакомых. Мы ознакомились с подобными анкетами, имеющимися в общем доступе в сети «Интернет», однако приняли решение разработать свои вопросы, соответствующие теме нашего исследования.
Мы пришли к мнению, что вопросов не должно быть много, не больше пяти – семи.
Были предложены закрытые вопросы с вариантами ответов, а также открытые вопросы, те, на которые респонденты должны дать развернутый самостоятельный ответ.
Перечень вопросов для анкеты:
Читаете ли вы книги?
Какой литературный жанр книг вы предпочитаете читать? Почему?
В каком виде вы предпочитаете читать книги?
Что вы читаете чаще всего?
Какая у вас любимая книга?
Читающая ли у вас семья?
Мы сделали анкету анонимной, чтобы раскрепостить ребят и получить от них достоверные, правдивые ответы.
Сначала мы предложили респондентам бумажный вариант анкеты. Ее согласились заполнить только 26 человек. Тогда мы разместили опросник в Instagramm и в группе «ВКонтакте» Всемирной сети «Интернет». Количество участников опроса увеличилось до 78 человек. Кроме того, мы провели интервьюирование по указанным вопросам, ответы заносили в специальный протокол. Таким образом, итоговое количество участников опроса составило 153 человек в возрасте от 12 до 18 лет. Из них девушек – 97 человек, юношей – 56 человек.
Количественный и качественный анализ результатов анкетирования
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
п/№ |
Вопрос |
Вариант ответа |
Количество ответивших, чел. |
Доля от общего количества респондентов,% |
1. |
Читаете ли вы книги |
Да |
67 |
43,8 |
Нет |
7 |
4,6 |
||
Редко |
79 |
51,6 |
||
2. |
Какой литературный жанр вы предпочитаете читать? Почему? |
Фантастика |
43 |
28,2 |
Классика |
25 |
16,4 |
||
Детективы |
29 |
18,9 |
||
Любовные романы |
35 |
22,9 |
||
Ужасы |
12 |
7,8 |
||
Приключения |
6 |
3,9 |
||
Другое |
3 |
1,9 |
||
3. |
В каком виде вы предпочитаете читать книги? |
В электронном |
112 |
73,2 |
В бумажном |
31 |
20,3 |
||
Аудиокниги |
10 |
6,5 |
||
4. |
Что вы читаете чаще всего? |
Книги |
95 |
62,0 |
Статьи (в интернете) |
35 |
22,9 |
||
Газеты |
4 |
2,7 |
||
Журналы |
13 |
8,5 |
||
Лекции |
6 |
3,9 |
||
5. |
Читающая ли у вас семья? |
Да |
30 |
19,6 |
Нет |
44 |
28,7 |
||
Относительно |
79 |
51,7 |
* Вопросы «Ваша любимая книга?» и ответ на вторую часть вопроса «Какой литературный жанр вы предпочитаете читать?» - «почему» предполагают развернутый самостоятельный ответ, анализ ответов на эти вопросы представлен в тексте исследовательской работы.
Проанализируем полученные данные анкеты.
На вопрос «Читаете ли вы книги» - «да» ответили 43,8% и «редко» - 51,6%, «нет» - 4,6%. Это позволяет сделать вывод, что интерес к чтению среди опрошенной нами молодежи распределился приблизительно в равном соотношении.
На вопрос «Какой литературный жанр вы предпочитаете читать?» мнения разделились таким образом, что одного лидирующего литературного жанра невозможно выделить. Из результатов видно, что две трети молодежи с удовольствием читают фантастику (28,2%), любовные романы (22,9%) и детективы (18,9%). Классике отдают предпочтение лишь 16,4% опрошенных респондентов. Менее популярными являются ужасы (7,8%) и приключения (3,9%). Два человека выбрали ответ «другое», при этом, не указав, какой именно жанр их интересует.
Стало ясно, что наиболее широким спросом среди молодежи пользуются фантастика, детективы и романы. На вторую часть заданного вопроса – «почему?» ответы были такими:
«Я читаю фантастику, потому что мне интересно погружаться в волшебный мир»
«Я люблю и фантастику, и детективы. Фантастика развивает воображение и заставляет отвлечься от реальности. А детективы люблю, потому что мне нравятся загадочные преступления и неожиданные концовки »;
«Мне нравится читать детективы, так как этот жанр литературы наиболее интересен для меня, чем другие жанры»;
«Я люблю любовные романы, потому что там часто описываются жизненные ситуации, и я могу поставить себя на роль главной героини»;
«Люблю фантастику, так как она почти не соприкасается с реальной жизнью, это меня расслабляет и дает возможность отдохнуть от сурового мира»;
«Моим любимым жанром является любовный роман, так как там обычно рассказывается о подростках, их проблемах, первой влюбленности и т.д.».
Ничего удивительного, что ребята читают произведения именно этих жанров, ведь вероятнее всего, им интереснее воспринимать что-то более отвлеченное от реальности: красивые любовные истории в романах и загадочные расследования в детективах.
Одной из причин такого жанрового распределения является то, что на подростков очень часто идет давление со стороны учителей и родителей, как раз в эти непростые моменты им на помощь приходит сказочный мир книги, в котором ребята находят утешение и возможность погрузиться в эту «идеальную» жизнь хотя бы на время.
К сожалению, по итогам опроса выяснилось, что классическая литература занимает далеко не первое место среди названных ребятами часто читаемых жанров. С чем это может быть связано?
Во-первых, современным подросткам с их клиповым мышлением зачастую бывает непросто понять идею определенного произведения и так называемый язык автора с использованием уже вышедших из употребления архаизмов и историзмов. Во-вторых, в большинстве своём классические произведения затрагивают какие-то житейские проблемы взрослых людей, так или иначе связанные с психологией, для полного осознания и анализа которых ребятам просто-напросто не хватает жизненного опыта. В- третьих, такой жанр литературы, как классика, заставляет думать, вникать, разбираться, анализировать, что современной молодежи не всегда интересно. Конечно, гораздо удобнее читать что-то легкое, что не заставляет напрягать мозг и дает полную возможность расслабиться.
Также подростки обусловливают свое нежелание читать классику тем, что она неинтересна, скучна и монотонна и больше не актуальна на сегодняшний день. Но мы полностью не согласны с такой точкой зрения по той простой причине, что описываемые в ней вечные темы, такие, как любовь, дружба, предательство и др., по нашему мнению, заявляют о себе с такой же остротой, как и раньше. Безусловно, за несколько столетий много чего поменялось: язык, манера поведения и обстоятельства жизни, но поступки людей и их пороки, человеческие чувства и эмоции, сущность людей, мотивы, которые ими движут, остаются неизменны, и по сей день.
Конечно, хотелось бы, чтобы ребята уделяли больше внимания классической литературе, ведь она не просто развивает их и обогащает внутренний мир, наделяя познаниями об исторических и политических событиях, но и помогает сделать нашу речь более грамотной, формирует душевно-нравственные основы личности, хороший вкус, учит лучше понимать себя и разбираться в людях. Однако среди молодежи немало тех, кто действительно увлечен классикой и называет ее своим любимым жанром.
На вопрос: «В каком виде вы предпочитаете читать книги?» явно лидирующую позицию занимают книги в электронном виде – 73,2%. На втором месте книги в классическом бумажном варианте - 20,3%. Аудиокниги слушают лишь 6,5% опрошенных. Полученные данные ярко демонстрируют, что молодежь, вопреки бытующему мнению, чаще всего читает книги.
На вопрос «Читающая ли у вас семья?» преобладают ответы «относительно» (51,7%) и «нет» (28,7%). Ответ «да» дали лишь 19,6%. Это свидетельствует о том, что у ребят нет примера семейного чтения, родители недостаточно внимания уделяют приобщению детей к книгам с раннего возраста и формированию позиции читающего человека.
Анализ ответов на вопрос «Ваша любимая книга?» показал, что любимые книги соответствуют выбранному предпочтительному жанру, то есть коррелируются с вопросом № 2. Но у всех респондентов любимые книги разные, совпадений не выявлено.
Обобщение результатов исследования.
По результатам нашего исследования мы можем сделать следующие выводы.
За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и "рецепты" поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить современные средства создания привлекательности самого процесса чтения, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как и кто это может и должен сделать? Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности. На наш взгляд, это должны быть совместные усилия семьи, школы, внешкольных учреждений. Не стоит отказываться от традиционных форм продвижения чтения. Литературные гостиные, конкурсы чтецов, инсценирование и театрализация, викторины и разного рода литературные конкурсы, выставки книг, рекомендательные списки и многое другое, несомненно, помогают в привлечении к чтению.
Но, учитывая особенности современной жизни (ни дня без общения в сети), стоит призвать на помощь компьютер и Интернет. Многие библиотеки уже пытаются обратить их в союзники: сделали свои страницы, сайты, блоги в Интернете. Возможно, здесь нужно привлечь лидеров чтения, они могут делиться на страницах сети своими впечатлениями о прочитанном, могут вести свой блог. Большую пользу принесут общешкольные акции по пропаганде чтения с широкой рекламной компанией. Хотелось стоит войти в проект «Google- сервисы в моем образовательном пространстве».
В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. От того, насколько взрослые – родители, педагоги, библиотекари – смогут адаптироваться к изменяющимся привычкам «цифровых аборигенов», помочь детям и подросткам, как в реальной, так и в электронной среде, во многом зависит будущее чтения и культуры этого поколения.
«Книги через читателя меняют саму жизнь», – так выразил назначение книги и чтения выдающийся книговед Н.А. Рубакин.
Значение чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мышления и связанного с этим понятием – культуры чувств.
Человек в процессе чтения развивается комплексно – вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце и т.д. – все это в целом способствует совершенствованию личности.
Возникает проблема: как развить читательскую культуру, кому направить подростков по книжному царству?
Пути решения проблемы
Предлагаем данную проблему решить следующим способом:
1. В средствах массовой информации необходимо рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения.
3. Необходимо чтение ввести в моду, сделать начитанность признаком высшего общества.
4. Запустить интернет – ресурсы, посвященные молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений.
5. Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец.
6. Подростки должны видеть родителей читающими. Их подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.
7. В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически пополняется. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка.
8. В школе проводить беседы на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?»
9. В библиотеках иметь сменный стенд «Что читать современному подростку?»
10. Раз в четверть проводить конкурсы в классе, школе на самого читающего ученика, с соответствующими стимулами и поощрениями в конце года.
III Заключение
Исходя из результатов нашего исследования, мы сформулировали круг чтения современной молодежи:
1. Современные подростки, безусловно, читают.
2. Подростки в основном читают ту литературу, которую изучают по программе в школе.
3. Читающие старшеклассники предпочитают классическую литературу, фантастику, детективы.
4. Современные подростки выбирают литературу в основном для развлечения, для ухода в сказочный мир и для саморазвития.
5. Любимыми писателями были названы А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Артур Конан Дойл, Рей Бредбери, Анна Тодд.
6. Подростки порой не знают, что читать. В библиотеках отсутствуют стенды «Что читать подросткам?»
7. Из зарубежной литературы в основном читают те произведения, которые были экранизированы.
Практическая значимость проекта:
1. Собранный материал можно использовать для публикации в периодической печати.
2. Данный материал можно использовать для бесед на классных часах, родительских собраниях.
3. Работа может использоваться в качестве обзорного факультативного материала на уроках литературы в школе, в содержании внеклассных занятий с учениками, в библиотечной системе, в учреждениях дополнительного образования.
Личное отношение авторов к проблеме:
Утверждения о кризисе детского чтения не случайны и имеют под собой реальную основу. Сейчас дети читают не так, как предыдущие поколения. Идет процесс коренного изменения читательских привычек юношей и девушек. Подростки предпочитают классическую литературу, фантастику, детективы, но всё же слабо ориентируются в книжном «царстве».
Поэтому предлагаем список литературы для чтения.
Данный список субъективен и не может претендовать на удовлетворение вкусов всех читателей. Он составлен на основе личного опыта (некоторые произведения прочитаны нами и нашими одноклассниками), а также при участии учителя литературы. При составлении списка использованы источники:
Gramota.ru «Списки книг для детей разного возраста»
A19.2bb.ru- список «Лучшие книги для детей и юношества»
Obninskdf4.narod.ru - Список литературы по программе «Лидеры чтения 2012 – 2013» для читателей старшего абонемента.
Кудрявцева Т. «Детский дом. Лека».
Романов П. «Яблоневый цвет».
Васильев Б. «Летят мои кони».
Яхина Г. «Зулейха открывает глаза».
Прилепин З. «Обитель».
Астафьев В. «Хвостик», «Макаронина».
Екимов Б. Рассказы.
Глухова Т. «Жажда жизни».
Солоухин В. «Выводок».
Куликова Л. «Свиделись».
Гелтрин М. «Свеча горела».
Вересаев В. «Мать».
Бойн Д. «Мальчик в полосатой пижаме».
Тор А. «Остров в море».
Чудаков А. «Ложится мгла на старые ступени».
Водолазкин Е. «Лавр».
Соболев А. Рассказы.
Демидова А. «Подумаешь, звезды».
Наши гипотезы, что «современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что в век современных технологий книга постепенно уходит на второй план, интерес к традиционной классической книге существенно снижен», к сожалению, подтвердилась. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало или развлекательным, или «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, развития его духовного уровня. Ребята познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение.
Считаем цель нашего исследования достигнутой, задачи решенными.
Список использованных источников и литературы.
Абдурашидова Э. Изучение читательского интереса подростков//http://fullref.ru/job_d89920adb1af2d681ea0df8a9f863a82.html
Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. «Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии»: Электронный ресурс http://metodisty.narod.ru/vsd05.htm.
Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.
Литературные жанры в таблицах. Национальный портал для писателей сайт Пиши.про//http://pishi.pro/
Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков. – М.: Школьная библиотека, 2006.
Национальная программа поддержки и развития чтения//http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122
Новикова Т.А. «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе». Журнал «Школьная библиотека» № 2 – 1995 г.
Руссак З.В. Особенности юношеского чтения в век новых электронных технологий // Книга. Общество. Читатель: Современные аспекты...- Новосибирск, 2004.
Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека». Журнал «Школьная библиотека» № 9 – 2002 г.
Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 – 2002 г.
Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения//http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/31/