«Прежде чем побороть зло в мире, нужно сначала побороть зло в себе» по книге Клайва Льюиса "Лев, Колдунья и Платяной Шкаф" из цикла "Хроники Нарнии"

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Прежде чем побороть зло в мире, нужно сначала побороть зло в себе» по книге Клайва Льюиса "Лев, Колдунья и Платяной Шкаф" из цикла "Хроники Нарнии"

Умрихина А.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А." г. Ростова-на-Дону
Васильева Л.В. 1
1МАОУ "Гимназия №76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А." г. Ростова-на-Дону
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я очень люблю читать. Совершенно не случайно, а по совету друга были прочитаны мною «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, состоящие из семи фэнтезийных книг (сказок). Одна из этих книг «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» произвела на меня невероятное впечатление, заставив задуматься о многом. "Хроники Нарнии" - книга, прочитав которую невозможно не измениться и не похорошеть внутренне. Эта книга преподносит уроки доброты и рассказывает о том, что нужно уметь радоваться жизни. Она наполнена любовью.

«Пусто,сказалПитер,ионидруг задругомвышли из комнатывсе,кромеЛюси.Онарешилапопробовать,неоткроетсялидверцашкафа,хотябылауверена,чтоон заперт. К ее удивлению,дверца сразужераспахнулась и оттуда выпали два шариканафталина.

Люсизаглянулавнутрь.Тамвиселонесколькодлинныхмеховыхшуб.БольшевсегонасветеЛюсилюбилагладитьмех.Онатутжевлезлавшкафиприняласьтеретьсяомехлицом;дверцуона,конечно,оставилаоткрытойведьоназнала:нетничегоглупей,чемзаперетьсамогосебявшкафу.Люсизабраласьпоглубжеиувидела,чтозапервымрядомшубвиситвторой. Вшкафубылотемно,и,боясьударитьсяносомозаднююстенку,онавытянулапередсобойруки.Девочкасделалашаг,ещеодиниеще.Онаждала,чтовототупретсякончикамипальцеввдеревяннуюстенку,нопальцыпо-прежнемууходиливпустоту.

«Нуиогромныйшкафище!подумалаЛюси,раздвигаяпушистыешубыи пробираясьвседальшеидальше.Тутподногойунеечто-тохрустнуло. Интересно, чтоэтотакое?подумалаона.Ещеодиннафталиновыйшарик?»Люсинагнуласьи приняласьшаритьрукой.Новместогладкоголадкогодеревянногополарукаеекоснуласьчего-томягкого,рассыпающегосяиочень-оченьхолодного.

Какстранно,сказалаонаисделалаещедвашагавперед.

Вследующуюсекундуонапочувствовала,чтоеелицоирукиупираютсяневмягкиескладкимеха,авочто-тотвердое,шершавоеидажеколючее.

Прямокакветкидерева!воскликнулаЛюси.Итутоназаметилавпередисвет,нонетам,гдедолжнабылабытьстенкашкафа,адалеко-далеко.Сверхупадалочто-томягкоеихолодное.Ещечерезмгновениеонаувидела,чтостоитпосредилеса,подногамиунееснег,сночногонебападаютснежныехлопья.

Люсинемногоиспугалась,нолюбопытствооказалосьсильнее,чемстрах.Онаоглянуласьчерезплечо:позадимеждутемнымистволамидеревьеввиднабылараскрытаядверцашкафаисквозьнеекомната,изкоторойонапопаласюда(вы,конечно,помните,чтоЛюсинарочнооставиладверцуоткрытой).Там,зашкафом,по-прежнемубылдень.«Явсегда смогувернуться,есличто-нибудьпойдетнетак»,подумалаЛюси идвинуласьвперед.«Хруп,хруп»,хрустелснегподееногами.»

Но начну по порядку…

Клайв Стейплз Льюис — поэт, ученый, богогослов, профессор литературы Средневековья и Возрождения, член Королевского общества (Британской Академии Наук). Клайв Стейплз Льюис — знаменитый ирландец, ставший классиком английской литературы. Наибольшую популярность К.С. Льюису принес роман - фэнтези «Хроники Нарнии», впервые изданный в период с 1950 по 1956 гг.

Те, кто знаком со всеми книгами цикла «Хроники Нарнии», наверное, удивятся: ведь по хронологии событий «Лев, Колдунья…» — отнюдь не первая, а вторая книга цикла. Дело в том, что этот стройный вид «Хроники» обретали постепенно и сначала издавались в совершенно произвольном порядке.

Вот хронология их издания: «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» (1950), «Принц Каспиан» (1951), «Плавание «Утреннего путника» (1952), «Серебряное Кресло» (1953), «Конь и его Мальчик» (1954), «Племянник Чародея» (1955), «Последняя Битва» (1956).

Именно в «Племяннике Чародея» Льюис наконец-то объясняет, как появилась Нарния, откуда в ней возник фонарный столб, а в доме профессора Керка — волшебный шкаф. Оказывается, шкаф был сделан из древесины яблони, выросшей из семени нарнийского яблока. Это яблоко было привезено, когда Дигори (будущий профессор Керк) впервые посетил Нарнию. Фонарь же вырос из обломка столба, принесенного из нашего мира королевой Джадис, когда почва Нарнии обладала чрезвычайной «плодородностью».

Для меня как читателя «Хроники» - это нечто особенное, где превосходно отображается пестрый мир детских фантазий и мечтаний, где легко соединяется несоединимое. Этим-то и интересны и бесценны книги… О «Хрониках Нарнии» написано немало исследовательских работ с проведением параллелей с Библией, скандинавской и античной мифологией и так далее. Но для меня «Хроники» - чистая Сказка. Сказка о верности, любви, красоте сердца, справедливости, честности, о вечной борьбе добре и зле.

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Это вечные вопросы. Вся мировая культура, вся мировая литература – это попытка ответить, что есть добро, а что зло.

Мне, как и маленькой Люси, стало очень любопытно…

Можно ли победить зло добром? Можно ли победить зло любовью? Всегда ли добро побеждает зло?

Целью моего исследования стало желание разобраться, что значит высказывание «Прежде чем побороть зло в мире, нужно сначала побороть зло в себе» по книге К.С. Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»

Передо мной стояли следующие задачи:

познакомиться с мировоззрением писателя, автора романа-фэнтези «Хроники Нарнии»;

внимательно перечитать книгу «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»

дать определение добра и зла, обратившись к различным словарям;

изучить вопросы добра и зла на примере произведения Клайва С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» из серии Хроники Нарнии.

Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.

Я выдвинула гипотезу: Добро берет верх верностью, а Зло уничтожает само себя.

Актуальность моей исследовательской работы очевидна:

Тема борьбы добра и зла – извечная проблема, которая волнует и будет волновать человечество. К сожалению, и сегодня человечество стоит награни добра и зла. И каждому из нас приходится делать выбор. Сделать правильный выбор очень сложно, но никогда не поздно.

ДОБРО И ЗЛО

Понятия добра и зла тесно связанны с такой наукой как этика, но мало кто задумывался о том, как много значат эти качества в жизни, и чему они нас учат в книгах. Существует привычное понятие: добро всегда побеждает зло.

Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что — злом, с точки зрения научной терминологии?

Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью. [2]

Зло — понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали. [3]

Мы видим, что добро и зло – противоположности, отрицающие друг друга. Каждый из нас стоит либо на стороне зла, либо на стороне добра.

В понятии добра выражается наше стремление к человечности, гуманизму.

Все, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вложены представления о безнравственном, недобром.

Энциклопедия

сказочных героев "Лев, Колдунья и Платяной Шкаф"

Главные герои, дети, которых зовут Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси, находят путь в другой мир – землю, которую он назвал Нарния.

Все образы, созданные Льюисом, описание внутреннего становления героев имеют религиозный уклон. И хотя намёк в книге тонкий и прозрачный, но он есть, и он заставляет лучше понимать себя. К. Льюис писал, как человек, воспитанный в религиозном обществе, и писал для тех людей, которые смогут понять все его намёки и прислушаться к нему. В "Хрониках Нарнии" он учит людей через образы и через все события, происходящие с героями, но совсем не поучает. Это и нравится мне!

Питер Пэвенси, самый старший из детей. Смелый и решительный, чувствует свою ответственность за сестер и брата. Бесстрашно бьется с врагами.

Сьюзен Пэвенси, старшая сестра. Добрая, и в то же время мужественная. Великодушная.

Эдмунд Пэвенси, младший брат. Всегда завидовал Питеру, а потому часто вредничал и капризничал. Любил дразниться. Был трусливым, но исправился и стал отважным и справедливым.

Люси Пэвенси, самая младшая из детей. очень добрая и ласковая. Всех любит и всех жалеет. Но готова всем пожертвовать ради своих братьев и сестры.

Аслан. Властелин леса. Великий Лев. Справедливый, могучий, бессмертный. Способен на самопожертвование ради высшей цели.

Белая колдунья. Джадис. Злая и коварная, жестокая, безжалостная. Обманывает и подчиняет всех с помощью злого колдовства. Боится за свою власть. Гибнет в пасти Аслана.

Мистер Тумнус, фавн. Служил Колдунье, но был слишком добр, чтобы предать Люси. Поэтому был обращен в камень.

В армии Белой Колдуньи присутствовали минотавры. Они служили Белой Колдунье и пришли к Каменному столу, откликнувшись на её призыв.

Бобр и Бобриха. Умные и работящие. Ненавидят колдунью.

Кентавры - очень мудрые и знающие существа. Они наполовину лошади, наполовину люди. Кентавры живут в два-три раза дольше обычных людей. Очень часто они становятся прорицателями, звездочётами и целителями. Кентавры всегда были на стороне Аслана. Кентавры были в армии Аслана, когда народы Нарнии сражались против Белой Колдуньи в битве у брода Беруны. Несколько кентавров были обращены в камень и находились в замке Белой Колдуньи.

Книга «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» не просто наполнены самыми разными персонажами — фавнами, кентаврами, дриадами и менадами. Клайв Стейплз Льюис, хорошо разбиравшийся в античной мифологии, не просто показывает нам античных мифологических героев, «очищенных» от всего грубого и жестокого, а пытается не переносить их в современную действительность, несмотря на жанр фэнтези.

О главном.

Этот вымышленный мир, построенный на основе традиционной мифологии, порождает свою мифологию. Герой проходит испытания, связанные с нравственным выбором, и в зависимости от того, каков будет этот выбор, определяется будущее не только самого героя, но и той среды, из которой он вышел, а также и всего мира.

Выбор, который всегда сложно сделать, всегда стоит перед героями произведения. Фавн Тумнус — один из персонажей, а также первый житель волшебной страны в «Хрониках Нарнии»серии «Хроники Нарнии». Он является близким другом Люси Певенси и первым, кто повстречался ей в Нарнии. Первоначально мистер Тумнус предстаёт как малодушный и безвольный фавн. Из-за своего страха и трусости он готов помочь Белой Колдунье. При этом Тумнус осознаёт, что она злая и что его поступок будет плохим, но убеждает себя, что ему самому ничего особенного делать не придётся и что люди тоже плохие существа. Однако искренность и доброта Люси вызывают ответные чувства у Тумнуса, и с каждой минутой он начинает всё больше сомневаться в себе. Наконец, Тумнус раскаивается в содеянном, и после этого переходит на сторону противников Белой Колдуньи.

«Вот тутиестьсамоеплохое,сказалмистерТумнуссглубокимвздохом.Япохитительдетей,вотзачто.Взглянитена меня,дочьЕвы.Можнолиповерить,чтояспособен,повстречаввлесубедногоневинногоребенка,которыйнепричинилмненикакогозла,притвориться,будтодружескикнемурасположен,пригласитьксебевпещеруиусыпитьсвоейфлейтойвсерадитого,чтобыотдатьнесчастноговрукиБелойКолдуньи?

Нет,сказалаЛюси.Яуверена,чтовынеспособнытакпоступить.

..

Аеслияейнескажу,подхватилон,вновьпринимаясьплакать,онанепременнообэтомузнает.Ивелитотрубитьмнехвост,отпилитьрожкии выщипатьбороду.Онавзмахнетволшебнойпалочкойимоихорошенькиераздвоенные копытцапревратятсявкопытища,какулошади.Аеслионаособенноразозлится,онаобратитменявкамень,иясделаюсьстатуейфавнаибудустоятьвеестрашномзамкедотехпор,покавсечетыретронавКэр-Паравеленеокажутсязаняты.Актоведает,когдаэтослучитсяислучитсяливообще.

- Мнеоченьжаль,мистерТамнус,сказалаЛюси,но,пожалуйста,отпуститеменядомой.

- Разумеется,отпущу,сказалфавн.Разумеется,ядолженэтосделать.Теперьмнеэтоясно.»

Так почему же все - таки побеждает добро, а не зло?

Любовью, добротой и взаимопониманием можно победить только того, кто сбился с пути истинного, кто является таким же добряком, но жизненные обстоятельства так повернулись, что он не сумел совладать с собой и его поглотила тьма. На самом деле в глубине души он желает найти любовь, доброту и взаимопонимание.

И это будет мой первый вывод!

В те времена, когда создавалась эта сказка, для христианина-Льюиса не было большего зла, нежели источник всех зол — гордыня. Льюис показывает, что те, кто считает себя выше и лучше остальных людей, не задумываясь, пожертвуют миллионами жизней ради достижения своей цели, а иногда даже просто ради развлечения.

Но самое главное даже не это. Льюис убежден: гордыня не приносит счастья в первую очередь самим гордецам.

Такие черты как заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство тесно связаны с образом Эдмунда Певенси — одного из главных героев «Хроник Нарнии», брат Питера, Сьюзен и Люси.

После рассказа Люси о Нарнии, издевается над сестрой, спрашивая её, не нашла ли она миров в других волшебных шкафах.

Попав в Нарнию, оказывается под влиянием Джадис, Белой Колдуньи. Позже, под влиянием Колдуньи, точнее из-за желания снова отведать волшебного рахат-лукума, предает брата и сестер, уйдя к Джадис и выдав ей их местоположение. Вместо награды Джадис заключает его в тюрьму, где он видит силу Колдуньи: замораживать живые существа и обращать их в камень. И всё же и он проходит свой путь испытаний и нравственного взросления. Особенно показателен эпизод

самопожертвования Эдмунда, когда он с мечем бросается на волшебницу, чтобы отвлечь ее внимание от своего брата, и ломает волшебный жезл, но сам погибает от меча волшебницы. Такая трактовка событийной линии позволяет по-новому взглянуть на героя-предателя, который послужил причиной гибели Аслана.

В определенный момент Эдмунд осознает, что близкие и любимые люди важнее, чем богатство и искушение Белой Колдуньи.

«КогдаонанаконецосвободиласьисмоглавернутьсякЭдмунду,онужебылнаногахираныегоисцелились.Люсидавнопожалуй,целуювечностьневидела,чтобыонвыгляделтакчудесно.Поправдесказать,стогосамогодня,каконпошелвшколу.Там-то,вэтойужаснойшколе,вкомпаниидурныхмальчишек,онисбилсясправильногопути.АтеперьЭдмундсновасталпрежнимимогпрямосмотретьлюдямвглаза»

На самом деле в глубине души он желал найти любовь, доброту и взаимопонимание, его потому тьма и поглотила, что он не нашёл их и никто ему не помог к ним приблизиться, но, как только такой человек видит их, то у него где-то в глубине души загорается тот огонь, его сознание и разум чувствуют что-то родное для него и он очищается. И я повторяю, что любовь очищает тех, кто изначально был чист, но загрязнил свою душу злом. Но любовь и добро никогда не очистят того, кто является злом изначальным. А поскольку Эдмунд любил своих братьев и сестер, он остался верен именно этому чувству.

И мой второй вывод: самое главное качество добра - это верность.

Путешествие для героев К.С. Льюиса - это не только перемещение из одного пространства и времени в другое. Это духовный путь искания и обретения веры. Пережитые испытания становятся для героев романа своего рода «духовной школой», необходимой для нравственного становления.

Выводы.

Может ли добро победить зло?

Можно ли победить зло добром? Можно ли победить зло любовью? Всегда ли добро побеждает зло? Это те вопросы, которые мы часто себе задаём, да и которые затрагиваются в искусстве. Классический ответ заключается в том, что да, победить зло добром и любовью можно, что добро всегда побеждает. Но, если мы с вами честно признаемся друг другу, посмотрев на окружающий нас мир, то вынуждены будем признать, что зло в подавляющем большинстве случаев является победителем, причём зло не библейских и абсолютных масштабов, а простое земное зло, будто эгоизм, цинизм, гордыня, желание власти и так далее … А почему в реальной жизни зло зачастую побеждает добро? А потому что добро всегда находится в определённых морально-нравственных рамках, за которые не может выйти. Зло всегда побеждает добро, потому что у зла нет моральных рамок, оно свободно в выборе своего поведения.

Ну а что же нам тогда показывает культура и искусство, как любовь и добро побеждают всё то плохое, что существует в нашем мире?

Культура и искусство учат нас различать добро и зло, а книги становятся той территорией для подготовки к взрослой жизни и тренировки духа, способного различать добро и зло и восстанавливать гармонию на Земле так же, как в Нарнии.

Размышляя над вопросами добра и зла, я пришла к мысли, что практически каждое произведение содержит проблему противоборства добра и зла, и мне захотелось окунуться в эту тайну, так как без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, порядочность.

Именно поэтому так важно «побороть зло в себе», оставаясь ВЕРНЫМ чистоте помыслов, сердца, добру!

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что книга К.С. Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» удивительная и прекрасная история, в которой правят любовь и доброта, а добро торжествует над злом. Эта книга учит читателя не только как нравственно вырасти над собой или жизненными обстоятельствами, а еще тому, что в реальной жизни всегда есть место чуду и волшебству. И это касается не только детей, ведь, как писал автор «Но когда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки».

Список использованных источников и литературы.

Лев, Колдунья и Платяной Шкаф / Клайв Стейплз Льюис - - Москва: Эксмо, 2014. – 152с.: ил.

Письма о добром и прекрасном (Письмо сорок шестое) / Лихачев Д.С. - СПб., «Издательство LOGOS».,2007. – С.34.

Интернет-источники:

Электронная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.kursivom.ru/

http://www.philology.ru/literature3/afonina-12.htm

Просмотров работы: 3371