Изображение быта и нравов поместного дворянства как носителей культурных традиций России первой половины 19 века в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изображение быта и нравов поместного дворянства как носителей культурных традиций России первой половины 19 века в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Гохвайс В.В. 1
1МАОУ СОШ№211
Объедкова Е.А. 1
1МАОУ СОШ№211
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. Роман оставался незавершенным некоторое время и был напечатан впервые только в 1841 году.

В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, разбойничество, особое место отведено дворянству.

Актуальность темы: несмотря на то что роман создан в 19 веке, он интересен для читателей 21 столетия. В данной работе мы рассматриваем особенности жизни русского дворянина, а это для нас, русских людей, является историей нашей страны. Важно знать традиции, истоки русской культуры!

Целью работы является анализ художественного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи как носителей культурных традиций России.

В соответствии с заявленной целью мы полагаем необходимым решить следующие задачи:

-исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; -рассмотреть культуру и быт дворянства в начале и середине XIX века; -выявить их значение для замысла романа и современного человека.

Обзор литературы: существует множество исследований по роману. В основном авторы обращают внимание на вопрос поэтики, языка, анализируют поступки героев, рассматривают конфликт главных персонажей.

Степень изученности данного вопроса: роман изучен очень подробно, однако тема дворянства рассматривается фрагментарно, нет работы, посвященной всем аспектам жизни дворян в Российской империи.

Глава 1. Дворянство в России

История дворянства в России

Дворяне — одна из категорий служилых людей в России княжеского и царского периодов.

Пётр I унаследовал от своего отца общество, которое делилось на сословия «тяглые», обязанные государству «тяглом» (налогами и повинностями) и «служилые», обязанные государству службой. В этой системе фактически были закрепощены все, сверху донизу, и дворяне были прикреплены к службе точно так же, как крестьяне к земле.

В 1701 году Пётр I указал, что все «служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет».

Император сделал своей опорой дворян. В 1722 году вводится по западноевропейскому образцу Табель о рангах

Согласно Табели, пожалование старых (боярских) аристократических титулов прекращалось, хотя они формально и не отменялись. Это стало концом боярства. Слово «боярин» осталось только в народной речи как обозначение аристократа вообще и выродилось до «барин».

Дворянство как таковое не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, — писал Пётр, — пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут».

Параллельно с учреждением Табели о рангах создаётся Герольдмейстерская контора при Сенате, задачей которой стал учёт дворян и очищение сословия от периодически появлявшихся самозванцев, самовольно производивших самих себя в дворяне и рисовавших гербы. Пётр I подтверждает, что «никому, кроме нас, и других коронованных глав, не принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать».

В дальнейшем Табель о рангах подвергалась многочисленным изменениям, однако в целом дожила до 1917 года.

Со временем государство начинает ограничивать массовый приток не-дворян в дворянство, ставший возможным благодаря выслуге чинов. Специально для удовлетворения амбиций таких не-дворян было учреждено «промежуточное» сословие почётных граждан. Оно образовано 10 апреля 1832 года, и получает такие важные привилегии дворянского сословия, как освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Круг лиц, имевших право на почётное гражданство, со временем расширялся — дети личных дворян, купцы I гильдии, коммерции- и мануфактур-советники, художники, выпускники ряда учебных заведений, дети православных церковнослужителей.

С 11 июня 1845 года гражданские чины X—XIV классов вместо личного дворянства начали давать лишь почётное гражданство. С 1856 года личное дворянство начиналось с IX класса,1 потомственное — с VI по военной службе (полковник) и с IV по гражданской (действительный статский советник)

В начале XIX века (особенно после Отечественной войны) часть дворянства прониклась республиканскими настроениями. Многие дворяне вступали в масонские ложи или тайные антиправительственные организации

После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе

К началу XX века потомственное дворянство, которое официально воспринималось, как «первая опора престола» и «одно из надёжнейших в городах».

После Октябрьского переворота все сословия в РСФСР были ликвидированы декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 год

1.2 Воспитание и образование детей

Детей в дворянских семьях (впрочем, как и в крестьянских) в силу понятных причин было много и самого разного возраста — «от двадцати до двух годов». Рождение ребенка было важным, но не исключительным событием в семейном круговороте.

Характерной чертой взаимоотношений дворянских «отцов и детей» была традиция раздельного проживания. При постройке дома делался «архитектурный» акцент на том, чтобы спальня и кабинет отца были максимально отдалены от детской, «ибо за криком и шумом ничего делать нельзя будет». Сразу после рождения деток отдавали на попечение кормилицы и нянек — дядек из крепостных, хотя, конечно, матери тоже принимали участие в воспитании.

Они лично составляли программы занятий, подбирали учителей, подолгу занимались с дочерьми, обучая их рукоделию, языкам, манерам. Прежде всего делался нравственный акцент: дети должны были ясно понимать, что такое плохо, а что хорошо, что делать можно, а какую черту ни при каких обстоятельствах переступать непозволительно.

Основой жизни дворянина была государственная служба, чаще всего военная. Мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость. Кадеты из морского корпуса считали позорным отсиживаться за спинами высокопоставленных родственников и бегали по реям мачт лучше заправских матросов, спускаясь вниз головой по одной веревке с самого верха мачты, они с детства владели собой и были приучены превозмогать страх, отчаяние и боль в любых обстоятельствах. Подобное мужество являлось вовсе не элементом необычайного природного дара, но достигалось путем воспитания. Пушкин писал: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так; но образ жизни может их развить, усилить — или задушить».

1.3 Светская жизнь дворян

Светская жизнь в дворянском понимании - это общественные отношения внутри их сословия, пронизанные определенными узами условностей.

Умение себя вести в свете являлось очень важной частью жизни дворян. Идеальный образ светского человека на протяжении всего XIX века оставался неизменным: это образованный дворянин, прекрасно изъясняющийся на французском, модно одевающийся, ловко танцующий, играющий в карты, разбирающийся в разговорах.

Об этом свидетельствуют записи публициста того времени В.Н. Погожева: «Молодой человек, желающий быть принятым в большом свете, необходимо должен иметь следующие качества: говорить по-французски, танцевать, знать хотя по названиям сочинения новейших авторов, судить о их достоинствах, порицать старых и все старое, разбирать играемые на театрах пьесы... Но главней всего – это играть в карты и быть одетым по моде».

От дамы требовалось практически такое же поведение, за исключением игры в карты.

Конечно, следует учитывать, что не все представители дворянства были ярыми поклонниками светской жизни. И. В. Каменская, А.Я. Бутковская, И.В. Икскуль, например, в своих мемуарах упоминали о том, что старые помещики редко выезжали в свет, да и гостеприимством не отличались.

В светском разговоре не нужно было иметь глубокие познания в научных достижениях или искусстве, достаточно лишь было уметь скользить от одной темы к другой. Чтобы разговор был интересен всем: и дамам, и кавалерам. Это было большое искусство вести легкий, необременительный, свободный разговор «ни о чем».

Разговоры принято было вести на модном тогда французском языке. Нужно сказать, что на французском говорили не только находясь в обществе, но и дома. В обществе XVIII века модным был не только язык, но и вообще все французское. Принято было восхищаться Парижем, французскими деятелями Просвещения. И поэтому дворяне часто отправляли своих детей учиться за границу – во Францию, реже в Германию.

В дворянской среде принято было обращаться на «Вы» к своему собеседнику. Такое обращение подчеркивало знатность происхождения, благородство и просто уважение. На «Вы» обращались не только к незнакомцу, но также и к членам своей семьи: между супругами, к родителям, к старшим людям. Подтверждение этому мы можем найти, обратившись к письмам Д.И. Фонвизина, адресованных сестре.

Когда дворянин собирался выйти в свет, он непременно должен был быть одет в дорогую одежду, соответствующую установленным правилам. Прийти в старом платье, или скудно одетым считалось верхом неприличия. Вообще, выказывать бедность считалось моветоном тоном, поэтому дамы и кавалеры весьма тщательно подбирали свой туалет.

В XVIII столетии и женщины, и мужчины носили парики. При этом они их предварительно сильно пудрили. Женщине чтобы хорошо выглядеть приходилось идти на большие жертвы: носить корсеты, которые плотно затягивались китовым усом, румяниться с ног до головы. Девушки чернили зубы, считалось, что это подчеркивало их красоту. Кроме того, они густо сурьмили брови и мазали щеки красным. Еще одной хитростью женской красоты было умение создать контраст: девушки открывали шею, плечи и декольте, однако полностью прикрывали ноги. Выставлять напоказ женские ножки было неприлично.

Таким образом, изучив историческую, мемуарную литературы, можно прийти к выводу о том, что воспитание, поведение в обществе, внешний вид дворянства были подчинены светскому этикету, строго регламентировано.

Глава 2. Изображение быта и нравов дворян в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

2.1 Троекуров как воплощение праздного образа жизни русского дворянства

Тема русского дворянства, несомненно, является одной из главных в произведениях Пушкина: его творческим пером созданы многочисленные образы русских помещиков и дворян – воплощение личных наблюдений автора.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилла Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирилла Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было много, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.

Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кириллу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирилла Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилла Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “... более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенились и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура:— значит, стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирилла Петрович не удосужился даже выслушать.

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

2.2 Чувство собственного достоинства, честь – основа жизни дворян

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кириллы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но, все же, он — временный попутчик крестьян, и в борьбе со злоупотреблениями помещичьей властью. Нравственная основа данного типа дворян – честолюбие, верность слову и долгу.

2.3 Верейский – представитель «салонного» дворянства

Иной тип дворянина являет фигура князя Верейского, проводившего большую часть времени за границей, никогда не видевшего своего имения, вместе с тем аккуратно получавшего с него большие доходы, которые и давали ему возможность «вести рассеянный образ жизни» и предаваться «излишествам».

Верейский – носитель культуры салонного общения, навыки которого формировались у него, когда он жил в столице и за границей. Князь – интеллектуал, воспитанный в духе европейского просвещения, обладающий обширным жизненным и культурным кругозором.

Очевидно пристрастие Верейского к английской культуре. В определенном смысле он англоман, а сказывается прежде всего в эстетических пристрастиях.

Верейский не только потребитель искусства, но его тонкий ценитель и знаток. Искусство окружает его, прочно входит в его жизнь, он театрально воссоздает дух идиллической «заграницы». А его коллекция картин – это не случайное собрание, о чем свидетельствует хотя бы то, как комментирует их содержание князь: «Потом они занялись рассмотрением галерей картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинство и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением» .

Общение для него – способ преодоления скуки, на что и указывает Пушкин: «Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения, и на третий день по приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком».

Очень изящно, артистично и даже театрализованно отказывается от прогулки верхом: «…к<нязь> извинился, указывая на свои бархатные сапоги – и шутя над своею подагрой – он предпочѐл прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою», он блюдет внешнюю форму, следует этикету, приличиям, скрытен, расчетлив, психологически изощрен.

«Князю было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». И, по сути, перед читателем предстает равнодушный, развращенный самодур в духе Троекурова, только без открытых грубых внешних проявлений.

Трезвость, расчетливость, эгоизм князя прикрываются изящно утонченной оболочкой светского лоска, выдержки.

Итак, нрав каждого из помещиков, уклад усадебной жизни позволяют создать полное представление о том, как жило сословие дворян во времена А. С. Пушкина.

2.2 Дворянские усадьбы как отражение уклада жизни дворян

Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова автор описал так: «На холме над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер (башенка над крышей) огромного каменного дома… около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями…»

Арбатово – богатое поместье князя Верейского. Господский дом в имении князя выстроен «во вкусе английских замков». Как и англичане, в парке он предпочитает «так называемую природу», поэтому в имении Верейского в соответствии с правилами английской дворцовой парковой культуры в природу органично вписаны произведения искусства: мраморная статуя, уединенная пещера, памятник с таинственной надписью. Ландшафт становится красивой театральной декорацией: «Перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон». В свою очередь естественный, живой пейзаж подается как произведение искусства.

Завершает впечатление английской усадьбы прогулка по озеру в духе английских королевских увеселений: духовая музыка, сопровождающая плавание на лодке. «Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и лодка причалила к беседке. Они поехали по озеру в лодке, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью… Вечером перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхивали»…

Имение князя Верейского – Арбатово – располагалось на берегу Волги: «Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою – тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность». Князя не прельстила затейливая роскошь усадьбы Троекурова: на псарне он чуть было не задохнулся в «собачьей атмосфере» и спешил выйти вон, «зажимая нос платком, опрысканным духами». Ему, владельцу английского парка, не понравился старинный сад Троекурова «с его стрижеными липами, четверо угольным прудом и правильными аллеями». Арбатово поражает совершенным безлюдьем, вместо самих крестьян показаны лишь их «чистые и веселые избы». Каменный господский дом выстроен во вкусе английских замков, «перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон».

Заключение

Значение романа очень велико, потому что в нем нашла отражение история нашей страны, культурные традиции. Работая по теме, пришли к некоторым выводам.

1.А.С.Пушкин в своем романе подробно и правдиво раскрыл для читателей пусть и неприятную, но правдивую реальность о жизни дворян того времени. Он показал жестокость, самовластие, барство дикое и прекрасную жизнь дворян, основанную на изнурительном труде крестьян.

2.Досуг дворян в романе «Дубровский» очень подробно изображен ежедневные занятия, дела дворян. В каждой главе можно увидеть фрагменты жизни, быта описание усадьб, садов, рощ, различных прилегающих построек, оформление дома того времени все это помогает читателю погрузиться в ту эпоху.

3.Традиции и уклад жизни дворян также нашли отражение в романе: развлечения, костюмы, отношение к крепостным, вопросы воспитания и образования детей.

Роман «Дубровский» позволяет читателю, погрузившись в эпоху, подробно познакомиться с бытом и нравами основного сословия нашей страны, а также культурными традициями, что очень важно для подрастающего поколения.

Список используемой литературы:

А. С. Пушкин «Дубровский»

И.С. Юхнова КНЯЗЬ ВЕРЕЙСКИЙ КАК РЕЧЕВОЙ ТИП. РОМАН А.С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» Нижний Новгород 2011

https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-povesti-a-s-pushkina-dubrovskii.html

4.http://www.myshared.ru/slide/1081474/

5.https://sites.google.com/site/projectaristocrats/3-soderzanie-proekta

6.http://cyberleninka.ru/article/n/usadebnyy-byt-v-romane-a-s-pushkina-dubrovskiy

7.https://otvet.mail.ru/question/176050490

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B5_(%D1%87%D0%B8%D0%BD)

Просмотров работы: 9027